Урбанистика
Правильная ссылка на статью:
Киричков И.В. — Адаптация объектов современной архитектуры к потребностям маломобильных групп населения // Урбанистика. - 2019. - № 2. DOI: 10.7256/2310-8673.2019.2.29735 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=29735
Адаптация объектов современной архитектуры к потребностям маломобильных групп населения
Киричков Игорь Владимирович
аспирант Сибирского федерального университета Института архитектуры и дизайна, научный сотрудник Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского
660041, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Свободный, 79, оф. Р5-07
И kiri4kov@mail.ru
Статья из рубрики "Системы безопасности"
Аннотация.
Несмотря на наличие множественных нормативных требований, технических стандартов, законодательных актов, касающихся обеспечения потребностей маломобильных групп населения, проблема доступности объектов современной архитектуры остается нерешенной. Как правило, несвоевременное и, порой даже, неуместное внедрение средств доступности для маломобильных групп населения негативно сказывается, как на эстетическом облике здания, так и на облике городской среды. Помимо внедрения данных средств в архитектуру важно еще и учитывать формирование архитектурного образа в целом, включая удобство, функциональность, соответствие определенному стилю и т. д. В качестве метода данного исследования выступает анализ зарубежного опыта внедрения средств обеспечения доступности маломобильных групп населения в уже сформировавшуюся городскую среду. Рассматриваются примеры Оперного театра в Гуанчжоу, Торгового комплекса Soho Galaxy, Здания международного медиа центра Phoenix, надземный пешеходный переход в районе Чаоян в Пекине. Границами исследования служат хронологические рамки, охватывающие последние десятилетия, здания, преимущественно, модернистского стиля. Результат исследования показал, что средства обеспечения доступности маломобильных групп населения при надлежащем отношении к проектированию могут позитивно влиять на формирование образа существующей городской среды.
Ключевые слова: маломобильные группы населения, современная архитектура, нормативные требования, гуманизация общественной среды, конструктивные решения, дизайнерские технологии, социальная адаптация, морально-этические аспекты, улучшение инфраструктуры, доступность инвалидам
DOI:
10.7256/2310-8673.2019.2.29735 Дата направления в редакцию:
10.7256/2310-8673.2019.2.29735 13-05-2019
Дата рецензирования:
13-05-2019
Введение
Проблема обеспечения доступности объектов современной архитектуры маломобильным группам населения (МГН) в последние годы, несмотря на множественные прикладываемые усилия, как со стороны инженеров-строителей, так и архитектурных сообществ, не угасает, и более того стремительно усиливается. Процент инвалидов в странах с наиболее развитой системой здравоохранения, таких как Финляндия, Франция
и Великобритания превысил 25 % от общего количества населения страны.Ш В России от общего числа граждан 10,3 % составляют инвалиды. В общем количестве людей с аномальным развитием слепые и слабовидящие составляют 5 %, из них слабовидящие -85,3 %, глухие и слабослышащие - 10,81 %, умственно отсталые - 73,9 %, с поражением опорно-двигательного аппарата - 2,57 %, с тяжелыми нарушениями речи -
3,5 %, с прочими нарушениями - 4,2 %. ^ На фоне игнорирования потребностей маломобильных групп населения растет и социальное напряжение, выражаемое в неприятии значительно отличающегося от нормы образа жизни. Каким бы идеальным и совершенным на первый взгляд современное общество ни казалось, в нем принято не замечать людей с физическими дефектами, надеясь избежать возможного, зачастую выдуманного дискомфорта. «В основе формирования безбарьерной среды лежит идея интеграции людей с ограниченными возможностями в общество».
Средства обеспечения доступности объектов архитектуры, к которым относятся лифты, пандусы, эскалаторы, комнаты матери и ребенка, санитарные узлы для инвалидов, тактильная плитка и т. д. во многом способствуют устранению затруднения передвижения в городской среде. Однако одно их наличие в проекте не является достаточным. Важно учитывать и формирование архитектурного образа в целом. К маломобильной группе населения относятся инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, слабослышащие, слабовидящие, пожилые люди, люди с детскими колясками и т. д. И1
Анализ нормативных требований
Несмотря на наличие множественных нормативных требований, касающихся обеспечения потребностей маломобильных групп населения, таких как СНиПы, СП, ГОСТы, ТУ, РДС, НПБ и т. д., проблема доступности объектов архитектуры остается быть нерешенной. Перечень нормативных документов, касающихся маломобильных групп населения включает: СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения», СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам», СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов», ГОСТ Р 51630-2000 «Платформы подъемные с вертикальным и наклонным перемещением для инвалидов. Технические требования доступности», РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности
для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» и пр. Требования в своем большинстве, несмотря на некоторую их строгость, носят не столько запретительный, сколько рекомендательный характер. Доступность объектов городской среды МГН предполагает досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений, безопасность путей движения, своевременное получение полноценной и качественной информации, удобство и комфорт среды жизнедеятельности. МГН подразделяются на слабослышащих, слабовидящих, детей (в первую очередь, грудных), беременных женщин, людей пожилого возраста, неспособных самостоятельно передвигаться из-за наличия серьезных травм, увечий, временного нарушения здоровья.
Причины, из-за которых объекты архитектуры часто оказываются не адаптированными под потребности маломобильных групп населения, включают: игнорирование нормативных требований участниками процесса строительства (архитекторами, инженерами, застройщиками), недостаточное внимание со стороны надзорных органов, недостаток выделяемых на строительство финансовых средств, отклонение от нормативных значений в процессе реализации проекта, износ уже имеющейся инфраструктуры, низкая квалификация строителей (проектировщиков), невозможность применения проектных решений в связи с особыми строительными условиями (например, ведение строительства в регионах с суровым климатом), невозможность доставки на место строительства отдельных конструктивных элементов, устаревшие, не отвечающие духу времени нормативные требования и др.
Внедрение новых форм в архитектуру в целом дает возможность более гибкого подхода к учету физических особенностей людей. Многие параметры средств обеспечения доступности маломобильных групп населения могут изменяться. Среди них - наклон, расположение, конфигурация пандусов, вместительность, скорость движения лифтов, процентное соотношение помещений личной гигиены, время эвакуации и т. д. Создание безбарьерной среды затрагивает не только правовой, но и экономический аспект общественных отношений. Несмотря на то, что на уровне федерального законодательства установлена обязательность государственного обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и определены источники финансирования данных мероприятий, на практике больший эффект можно получить, предоставив инвалидам возможность самостоятельно пользоваться необходимыми услугами.
Технические способы реализации доступной маломобильным группам населения среды
В архитектурном сообществе существует устоявшееся и во многом неверное мнение, что средства обеспечения доступности объектов архитектуры маломобильным группам населения существенно портят внешний и внутренний облик здания. При детальном рассмотрении вопроса выясняется, что органично сочетая средства доступности маломобильных групп населения с эстетикой здания в целом, можно не только сохранить, но и значительно улучшить качество архитектурной среды - добиться большей выразительности, комфорта, функциональности. И не всегда это связано с большими финансовыми тратами. «Устройство тротуаров с пониженным бордюром, наземных пешеходных переходов, удобных въездов в жилые дома и общественные здания не обходится дороже того, что принято в обычной практике строительства». [6]
В качестве относительно удачного примера адаптации современной архитектуры к потребностям маломобильных групп населения может быть представлено проектное
решение входной зоны Оперного театра в Гуанчжоу (англ. «Guangzhou Opera House»), спроектированного Захой Хадид в 2010 году, где благодаря достаточно сложной пластике геометрических форм удалось обеспечить доступность людям с ограниченными физическими возможностями. (рис. 1, 2) Вид строительного материала, цвет, фактура, конфигурация пандуса совпадают с теми, что применены в основном объеме архитектурного объекта. Вдоль пандуса для улучшения видимости предусмотрена подсветка, выполненная из диодных элементов. Благодаря дизайнерской подсветке пандусы в целом изящно смотрятся, как в дневное, так и в ночное время суток. Передвигаясь по протяженным пандусам навстречу зданию, взору людей открывается серия сменяющихся друг за другом картин, увеличивая остроту зрительного восприятия. Пространство архитектурного объекта как бы разворачивается перед зрителем. Несмотря на относительно большие габаритные размеры, пандус не «выпадает» из общей архитектурной среды. Согласно концепции архитектора, столь необычная форма здания образована взаимным наложением, сдвигом, смещением геологических пластов, метафорически поднимающихся наружу из-под земли, в чем просматривается явное стремление к поиску «новой нейтральности», описанной Питером Эйзенманом в 1993 году. Столь изощренная пластика «тектонической архитектуры» способствует образованию случайных форм, напоминающих каньоны, пещеры зачастую с большими перепадами высот. Особенностью архитектурных решений Захи Хадид является отсутствие разграничения между обычными людьми и инвалидами, способствуя интеграции, консолидации различных групп общества.
Рис. 1 Вид Оперного театра в Гуанчжоу в дневное время, архитектор Заха Хадид, 2016
год
Источник: фото автора
Рис. 2 Вид Оперного театра в Гуанчжоу в ночное время, архитектор Заха Хадид, 2016
год
Источник: фото автора
Торговый комплекс Soho Galaxy в Пекине площадью 330 тыс. м2, спроектированный Захой Хадид в 2009 году, представляет собой пять объемных элементов, соединенных между собой множеством надземных переходов, расположенных на разных высотных отметках, обеспечивающих удобство передвижения людей, минуя открытое уличное пространство. (рис. 3) Все переходы выполнены в едином архитектурном стиле, являясь наряду с уличным освещением, фонтанами, скамьями, озеленением неотъемлемыми элементами архитектурной среды. Снаружи здания расположены эскалаторы, благодаря которым можно быстро и удобно подняться на второй этаж.Внутреннее дворовое пространство в культуре Китая играет важнейшую роль, как пространство, соединяющее интерьер с окружающей средой. Все пять зданий, включая переходы между ними, обшиты белыми алюминиевыми панелями толщиной 3 мм. Множественные утонченные полосы, плавно огибающие объемные элементы,создают ощущение целостности, изящества архитектурного пространства, способствуя привлечению внимания со стороны посетителей. Это один из тех случаев, когда относительно малыми средствами удалось достичь достаточно высокого результата. Согласно мнению Захи Хадид, ее проект соответствует пестрому контексту динамичной архитектуры Пекина. «Проанализировав традиционную урбанистическую ткань, в том числе и «материю» современных жилых районов, мы представили свою, навеянную природой интерпретацию: создали череду
общественных пространств и изменили городской ландшафт». ^ «Я всегда хотела построить то, что я называю теоретическими проектами. Я никогда не воспринимала свои бумажные работы просто как рисунки, они были инструментом производства
реальности».
Рис. 3 Торговый комплекс Soho Galaxy в Пекине, архитектор Заха Хадид, 2015 год
Источник: фото автора
Доступ людей во внутреннее открытое пространство Здания международного медиа центра Phoenix в Пекине (англ. «Phoenix International Media Center»), спроектированного китайскими архитекторами Шао Вэйпином (кит. Лиу Югуаном (кит. «xU^^;») из
Пекинского института архитектурного дизайна (англ. «BIAD UFo») в период с 2007 по 2009 год, обеспечивается благодаря необычной криволинейной форме здания, отдаленно напоминающей ленту Мебиуса. (рис. 4) Столь необычная форма здания была сгенерирована с помощью компьютерной программы Rhinoceros 3D с плагином Grasshopper, позволяющей с помощью векторной графики проектировать сложные криволинейные объекты. Ограждающая конструкция здания образована взаимно пересекающимися металлическими элементами трубчатого сечения, к которым крепятся светопрозрачные стеклянные панели, отличающиеся по своим размерам. В целом конструкция похожа на плетение из тонких прутьев лозы, которые благодаря скреплению между собой формируют жесткий устойчивый каркас. Объем здания «вздымается» над поверхностью земли, создавая, таким образом, два относительно невысоких арочных прохода во внутреннее открытое пространство, предоставляющие возможность беспрепятственной эвакуации людей при возникновении экстренной ситуации. В данном конструктивном решении отчетливо прослеживается аналогия с Национальным стадионом птичье гнездо в Пекине (англ. «Beijing National Stadium Bird's Nest»), спроектированного шведскими архитекторами Жаком Герцогом (шв. «Jacques Herzog») и Пьером де Мероном (шв. «Pierre de Meuron») в виде переплетающихся металлическими сварными элементами прямоугольного сечения. Однако, в случае Здания международного медиа центра Phoenix конструкция стала еще более легковесной и изящной, что не может быть не отмечено с положительной стороны.
Рис. 4 Здания международного медиа центра Phoenix в Пекине, архитектор Шао Вэйпин
(компания BIAD UFo), 2015 год
Источник: фото автора
Ввиду почти полного отсутствия колонн пандусы сложной криволинейной формы, расположенные внутри здания, подвешены с помощью металлических тросов к пространственному каркасу здания. (рис. 5) Столь необычная конфигурация пандусов способствует обогащению зрительного восприятия внутреннего пространства здания, максимально увеличивая количество точек восприятия. Человек, передвигаясь по пандусу, созерцая преломление солнечного света, изменение формы, элементы интерьера, экстерьера, получает глубокое эстетическое удовлетворение. Цветовая гамма, как несущих, так и вспомогательных конструкций, строится на нюансных отношениях, где заметно превалирует белый цвет. Архитектура Здания международного медиа центра Phoenix, безусловно, новаторская, но в то же время деликатная, ее цель, главным образом, направлена на демонстрацию возможностей современного цифрового дизайна. Необычная форма здания, по замыслу архитекторов, призвана поддерживать
связь с существующим пейзажем городского парка Чаоян. ^ Phoenix (пер. с англ. «феникс») - мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться, которая, наряду с драконом, особенно почитаема в Древнем Китае. Стилизованное воспроизведение формы данной несуществующей в реальной жизни птицы и легло в основу концептуального проекта, побудив многочисленную инженерную группу к реализации смелых, амбициозных экспериментов.
Рис. 5 Интерьер Здания международного медиа центра Phoenix в Пекине, 2015 год
Источник: фото автора
Надземный пешеходный переход в Пекине в районе Чаоян (кит. «;ШВ»), расположенный рядом со Штаб-квартирой центрального китайского телевидения (англ. «ССТУ»), несмотря на необходимый для данного рода сооружений утилитарный характер, благодаря использованию цифровых дизайнерских технологий демонстрирует в целом удачное сочетание с современной архитектурой. (рис. 6) Он обеспечивает практически беспрепятственный переход автомобильной магистрали, как для обычных людей, так и с ограниченными физическими возможностями. В его конструкции применены криволинейные поверхности, образованные из металлических сваренных между собой листов, имеющих перфорацию в виде ромбических отверстий, отличающихся по своим размерам. Криволинейная поверхность серого цвета плавно соединяет пешеходную часть и опоры, выполненные в виде цилиндрических колонн. Волнообразный вид конструкции способствует усилению динамичности восприятия, заметно улучшает качество архитектурной среды. Однако, несмотря на относительно высокий момент инерции данная конструкция выполняет исключительно декоративную функцию, ее инженерно-технический потенциал полностью не раскрыт. Вдоль пешеходной части, выложенной серой гранитной плиткой, дополнительно установлены поручни и стеклянные панели. «Создание гармоничного, здорового и комфортабельного
жизненного пространства становится альтернативой процессам урбанизации». Игнорирование потребностей людей перестает быть возможным с точки зрения стремительно развивающейся городской среды.
Рис. 6 Надземный переход в Пекине, район Чаоян, 2015 год
Источник: фото автора
Заключение
Проблема обеспечения доступности объектов архитектуры маломобильным группам населения является не столько научной, сколько социальной. Ее корни берут начало от морально-этических взаимоотношений людей. И без культивирования внимательного, уважительного отношения к окружающим людям вряд ли можно решить столь серьезную проблему. Внедрение средств обеспечения доступности объектов архитектуры маломобильным группам населения, конечно, не способно сделать их счастливыми, но, все же, способно значительно улучшить качество их жизни. «Безбарьерная среда является общественным благом, повышающим качество жизни всего населения». В архитектурном творчестве любые ограничения воспринимаются болезненно, включая использование нормативных требований. И какой бы богатой фантазией объект архитектурной среды не был бы наделен, в любом случае обеспечение доступа маломобильных групп населения является неотъемлемой частью общего архитектурного проекта. «Разнообразие направлений в области проектирования городских пространств дает основание предполагать, что в центр градосозидательных практик наконец-то
попадает человек с его индивидуальными потребностями».
Совершенно очевидно, что использование технических решений без скрупулёзной дизайнерской функционально-эстетической проработки должно безвозвратно уйти в прошлое. «При создании новой среды необходимо учесть все критерии адаптивности и в комбинации с современными технологиями строительства и эксплуатации». ^^ Во избежание возможного появления дефектов во время строительства зданий и сооружений средства обеспечения доступности объектов маломобильных групп
населения следует предусматривать на начальном этапе проектирования, а не когда строительные работы полностью или частично завершены. Необходимо создавать среду, которая не будет страдать от внешнего зачастую неблагоприятного воздействия. Внимание к соблюдению нормативных требований со стороны надзорных органов должно быть усилено. Предпочтение должно отдаваться современным техническим, инновационным конструктивным решениям. «Любые мероприятия по созданию общедоступного пространства жизненно необходимы для 10 % населения, для 30 % полезны и для 100 % удобны. Повсеместное создание непрерывной безбарьерной среды
приводит к решению многих социальных задач большого города».^^ Значительные усилия общества в целом должны быть направлены на адаптацию, включение в активную, насыщенную красками жизнь людей с ограниченными физическими возможностями, преодоление равнодушия. Эффективная система реабилитации инвалидов основана на следующих принципах: интеграции в общество, консолидации усилий, комплексности и доступности, гуманности и нравственности, приоритета поддержки семьи, стимулирования собственной активности, постоянной трудовой занятости инвалидов, сочетания традиций и новаций.
Формалистский подход к архитектурному проектированию, судя по современным тенденциям в строительной практике, пока еще не проявил себя в России в полной мере, вопреки опыту других, преимущественно, быстро развивающихся стран, таких как Индия, Китай, Япония, Южная Корея. Ввиду неотвратимости научно-технического прогресса, увеличения свободной рабочей силы, запроса общества на эстетизацию формы столкнуться с формализмом в России, пожалуй, еще придется. Исследование зарубежного опыта, частично изложенного в данной статье, позволяет избежать возможные ошибки в будущем, включая и те, что связаны с обеспечением доступности маломобильных групп населения. Архитектура как один из социальных видов деятельности не может оставаться в стороне от столь серьезной проблемы.
Библиография
1. Материалы с сайта Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru. Дата обращения: 15.12.18.
2. Материалы сборника «Российский статистический ежегодник» Федеральной Службы Государственной Статистики за 2017 год. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/ Main.htm. Дата обращения: 15.12.17.
3. Сафронов К. Э. Особенности формирования доступной среды обитания. Вестник СибАДИ. Вып. 3 (9). 2008: 7-11 с.
4. Кожевникова Е. М., ХаренковаО. Г., Таран И. А. Доступность МГН при проектировании общественных зданий. Молодой исследователь Дона №6 (9). Донской государственный технический университет, 2017: 47-51 с.
5. Шабунова, А. А., Фахрадова Л. Н. Доступность городской среды для лиц с ограниченными возможностями. Вопросы территориального развития. Вып. 3 (13). 2014: 1-15 с.
6. Лямзина П.В., Писарева П.Ю., Тушина И.А. Проблема доступности современных зданий и сооружений Красноярска маломобильным группам населения. Сибирский федеральный университет. 1-3 с.
7. Интервью с Захой Хадид. Заха Хадид о Galaxy Soho: Пекин это очень захватывающая территория. [видео] Режим доступа:
https ://www.theguardian.com/culture/video/2012/nov/07/zaha-hadid-galaxy-soho-
beijing-video [Interview with Zaha Hadid. Zaha Hadid on Galaxy Soho: Beijing is a very exciting territory. [video] Access:
https ://www.theguardian.com/culture/video/2012/nov/07/zaha-hadid-galaxy-soho-beijing-video.]
8. Элканн А. Заха Хадид: Трудно быть арабской женщиной в архитектурном бизнесе. The World Post. 2015. [Elkann. A. Zaha Hadid: It's Tough Being an Arab Woman in the Architecture Business. The World Post. 2015.]
9. Официальный сайт Пекинского института архитектурного дизайна (BIAD Architects) URL: http://www.biad.com.cn Date: 15.12.18.
10. Шерстникова Т. А. Особенности адаптации маломобильных групп граждан в городской среде // Молодой ученый. 2012. № 6. 58-61 c. URL: https://moluch.ru/archive/41/4934/ Дата обращения: 15.12.2018.
11. Сафронов К. Э. Повышение эффективности процесса формирования доступной транспортной инфраструктуры в регионах. Вестник Омского университета № 1. 2012: 40-46 с.
12. Наберушкина Э. К., Дороднова М. А. Кому удобны российские города. Социология региона. 2012: 140-148 с.
13. Привезенцева С. В., Теслер К. И. Особенности организации доступности общественного транспорта для крупных городов (на примере «Новой Москвы») // Вестник МГСУ 2015. № 6. С. 114-122.
14. Коробейникова А.А., Теслер К.И. Принципы создания общедоступной среды в больших городах на примере г. Москвы // Сб. докладов внутривузовской конференции по итогам научно-исследовательских работ студентов 2011/2012. С. 71-74.
15. Теслер К.И. Социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями посредством создания общественно-реабилитационных центров // Вестник МГСУ № 10. 2012:51-55 c.