Научная статья на тему 'Организационные аспекты инновационной деятельности предприятия'

Организационные аспекты инновационной деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
771
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предприятие / инновация / управление инновационной деятельностью / стратегия / венчур / инновационный процесс / enterprise / innovation / innovation management / strategy / venture / innovation process.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О. М. Куликова, Н. Е. Тропынина

В статье освещены ключевые аспекты, принципы и этапы организации инновационной деятельности предприятия. Представлены инновационные стратегии, специфика которых во многом зависит от профиля деятельности компании, направлений исследовательских работ в подразделениях НИОКР, особенностей применяемых технологий и уровня интеллектуального капитала. Отмечена необходимость ускорения темпов инновационных преобразований для обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности различных сфер бизнеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ENTERPRISE

The article highlights the key aspects, principles and stages of the organization of innovative activity of the enterprise. Innovative strategies are considered, the specifics of which largely depend on the company's business profile, areas of research in R & D departments, features of the technologies used and the level of intellectual capital. The need to accelerate the pace of innovative transformations to ensure sustainable development and increase the competitiveness of various business sectors was noted

Текст научной работы на тему «Организационные аспекты инновационной деятельности предприятия»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

О.М. Куликова, канд. техн. наук

Н.Е. Тропынина, канд. экон. наук, доцент

Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2411 -0450-2020-10219

Аннотация. В статье освещены ключевые аспекты, принципы и этапы организации инновационной деятельности предприятия. Представлены инновационные стратегии, специфика которых во многом зависит от профиля деятельности компании, направлений исследовательских работ в подразделениях НИОКР, особенностей применяемых технологий и уровня интеллектуального капитала. Отмечена необходимость ускорения темпов инновационных преобразований для обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности различных сфер бизнеса.

Ключевые слова: предприятие, инновация, управление инновационной деятельностью, стратегия, венчур, инновационный процесс.

Большинство современных предприятий с целью перехода в область наукоемкого производства вынуждены реорганизовывать свою деятельность и осваивать смежные высокотехнологичные направления. Скорость и особенность инновационных процессов, происходящих в российских компаниях в настоящее время, обеспечивают устойчивость роста предприятий различных сфер бизнеса и предопределяют конкурентоспособность национальной экономики. В этой связи, одной из приоритетных задач развития бизнеса в современных реалиях становится грамотная организация инновационной деятельности, а также ускорение темпов инновационных преобразований.

На сегодняшний день инновационная деятельность предприятий ориентирована на поиск и реализацию инноваций способствующих расширению ассортимента и

повышению качества продукции, совершенствованию технологий и организации производства. Отечественные компании, как и многие зарубежные конкуренты, предпочитают создавать собственные научные центры, технопарки, что позволяет аккумулировать исследовательский потенциал внутри фирмы. При этом способ и направления инновационной деятельности определяется ресурсными и научно-техническими возможностями, требованиями рынка, особенностями отраслевой принадлежности. Так, в 2018 году российскими предприятиями на технологические инновации было потрачено всего 1472822,3 млн. р. Из которых 45,15% занимают затраты предприятий на исследования и разработку новых продуктов, услуг, методов и производственных процессов (рис. 1).

0,07/

0,11/ —""" 9,18/

2,45/ _ 10,95/ 0 98/ 45,15/

30,19/ 0,91/

■ исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства, новых

производственных процессов ■ дизайн (деятельность по изменению формы, внешнего вида, удобства использования продуктов (услуг)) приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями

■ приобретение новых технологий

■ приобретение программных средств

инжиниринг

обучение и подготовка персонала, связанные с инновациями

Рис. 1. Затраты на технологические инновации в России за 2018 г.

Меньше всего средств было потрачено на обучение и подготовку персонала, связанного с инновационной деятельностью и на маркетинговые исследования технологических инноваций (0,11% и 0,07%, соответственно).

Управление инновационной деятельностью предприятия, прежде всего, должно базироваться на его инновационной стратегии, задачами которой является выявление самых ранних признаков технологического старения оборудования и альтернативных возможностей обновления производства. Инновационная стратегия является частью общей стратегии развития предприятия и сконцентрирована на использовании и развитии его инновационного потенциала. Специфика инновационной стратегии во многом зависит от профиля деятельности компании, направления исследовательских работ в подразделениях НИОКР, особенности применяемых технологий, уровня интеллектуального капитала. Таким образом, она представляет собой комплексный план по достижению целей реализации инновационной деятельности предприятия. С целью разработки грамотной инновационной стратегии необходимо, прежде всего, сформировать опти-

мизационную модель управления инновационной деятельностью предприятия. К моделям предъявляется ряд обязательных требований, во-первых, соответствие изучаемому объекту (способность отражать полные и точные сведения о его свойствах и характеристиках); во-вторых, возможность исследования свойств, принципов и специфики объекта в искусственно созданных условиях.

При выборе инновационной стратегии предприятие ориентируется на наступательную, оборонительную или имитационную стратегию.

Условиями выбора наступательной инновационной стратегии являются: значительная доля новой продукции в совокупном объеме производства (не менее 40%); доля внутреннего инвестирования в инновационные проекты превышает 40%; предприятие располагает собственной научно-исследовательской базой.

Оборонительная стратегия в большей степени соответствует предприятиям со следующими характеристиками: технологически новые и технологически усовершенствованные продукты занимают не менее 20% общего производства; инвестиционные вложения в освоение новых тех-

нологий составляют более 25% суммарных инвестиций; ежегодный прирост технологического уровня не менее 15%.

Предприятию следует предпочесть имитационную стратегию, в следующем случае: инновационные продукты составляют менее 15% ассортимента; ежегодный прирост объема выпускаемой продукции -5-10%; годовой прирост основных производственных фондов не более 10%.

Ответственность за выбор и реализацию стратегии лежит на руководстве предприятия, располагающим всеми необходимыми данными предварительной диагностики состояния предприятия и ее потенциальных возможностей.

Инновационная деятельность предприятия может осуществляться с помощью создания специального подразделения на предприятии - внутреннего венчура или сторонней организацией - внешнего вен-чура. Создание подразделений, связанных с реализацией инновационных процессов, предполагает выбор и проектирование типа организационной структуры, разработку методической документации, поиск персонала и распределение прав и обязанностей.

Выделяют следующие принципы организации инновационной деятельности на предприятии:

- целевая ориентация - направленность на непрерывность инновационного процесса, предполагающего целостность инновационной системы;

- системность - реализация инновационного процесса через структуру организационных подразделений и отдельных исполнителей с четко обозначенными функциями и взаимосвязями между ними;

- адаптивность - организация инновационного процесса, позволяющая своевременно выявлять тенденции изменения внешней и внутренней среды предприятия и вырабатывать соответствующие управленческие решения;

- экономичность - превышение конечного результата от внедрения инноваций над сопутствующими затратами, достигающегося за счет сокращения инновационного цикла, повышения конкурентоспособности новых изделий и т.п.;

- иерархичность - обеспечение вертикального структурного взаимодействия элементов инновационного процесса;

- рыночная ориентированность - нацеленность инноваций на нужды потребителя и требования рынка.

Управление инновационной деятельностью включает четыре этапа:

1. Подготовительный этап. На данной стадии осуществляется всестороннее исследование внешней и внутренней среды организации. Анализ внешней среды складывается из исследования инновационной микро- и макросреды компании. Основная цель изучения макросреды заключается в определении возможностей и рисков, возникающих в процессе внедрения инноваций, связанных с исследованием общего состояния отрасли, уровня конкуренции, средней прибыльности и ёмкости в данном сегменте рынка. При рассмотрении микросреды проводят:

- анализ конкурентов (направлен на мониторинг линейки выпускаемых продуктов, уровня продаж, применяемых стратегии развития, соотношение цен и себестоимости продукции);

- анализ потребителей (связан с определением целевой аудитории, распределением потребителей по рыночным сегментам и оценкой потенциала каждого сегмента с точки зрения привлечения новых клиентов);

- анализ поставщиков (ориентирован на выявление вариативности предлагаемых материалов и сырья, логистических каналов, сравнение цен, стратегии и тактики сбыта, надежности, возможной продолжительности сотрудничества).

Исследование внутренней инновационной среды предполагает в первую очередь оценку инновационного потенциала предприятия, которая складывается из изучения существующей организационной структуры компании, анализа интеллектуального капитала и кадровой обеспеченности, производственных и инвестиционных возможностей.

2. Этап разработки и внедрения инноваций. Предполагает выполнение мероприятий по формированию инновационной стратегии компании, включая формулиро-

вание миссии, определение ключевых целей и плана осуществления инновационной деятельности. Данный этап предполагает создание и диффузию инноваций, организацию опытного производства и сбыта, коммерциализацию нового продукта.

3. Организационный этап. На данной стадии осуществляется разработка плана инновационных стратегических мероприятий, предназначенных для базовых функциональных подразделений предприятия, и определяется источники его финансирования. В качестве источников финансирования могут выступать собственные средства (амортизационные отчисления, прибыль и т.д.), заемные средства (бюджетные, коммерческие, банковские кредиты), а также привлеченные средства (выпуск акций, ценных бумаг и др.).

4. Контроль. Данный этап завершает цикл управления инновационной деятельностью и направлен на определение будущих конкурентных преимуществ предпри-

зателей эффективности управления инновационными процессами, корректировку инновационной стратегии, обеспечивающей устойчивое развитие предприятия в бизнес-среде.

При грамотном подходе к управлению инновационной деятельностью и разработке инновационной стратегии развития предприятия необходимо учитывать финансовые затраты на разработку и внедрение инноваций, затраты на их реализацию, возможные источники финансирования и экономическую эффективность. Таким образом, управление инновационной деятельностью предприятия - это сложный многогранный процесс, требующий постоянного участия руководства, аккумуляции интеллектуального и исследовательского потенциала, активное внедрение современных технологий, позволяющих получить наибольший эффект от бизнеса и повысить конкурентоспособность предприятия на рынке.

ятия, разработку и анализ ключевых пока-

Библиографический список

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.

2. Тропынина Н.Е., Куликова О.М. Цифровизация технологических процессов - основа инновационной активности промышленных предприятий // В сборнике: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. Сборник научных статей 8-й Международной научно-практической конференции. Отв. редактор А.А. Горохов. - 2018. - С. 321-324.

3. Никитина Л.Н., Тропынина Н.Е., Куликова О.М. Инновационные технологии в рекламной деятельности / Глобальный научный потенциал. - 2019. - №3 (96). - С. 143-146.

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ENTERPRISE

O.M. Kulikova, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor N.E. Tropynina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Saint Petersburg State University of Technology and Design (Russia, Saint Petersburg)

Abstract. The article highlights the key aspects, principles and stages of the organization of innovative activity of the enterprise. Innovative strategies are considered, the specifics of which largely depend on the company's business profile, areas of research in R & D departments, features of the technologies used and the level of intellectual capital. The need to accelerate the pace of innovative transformations to ensure sustainable development and increase the competitiveness of various business sectors was noted.

Keywords: enterprise, innovation, innovation management, strategy, venture, innovation process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.