Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН'

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

34
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ермаков Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

Ермаков Д.Н. 1

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин 1 марта 2018 г. обратился с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию. Значительное место в Послании уделяется вопросам укрепления местного самоуправления, которое наравне с такими институтами, как демократия, гражданское общество, судебная система, должно расширить пространство свободы в нашей стране и обеспечить ее динамичное развитие. Основной упор делается на развитие городов и сельских территорий, на решение инфраструктурных проблем и внедрение новых технологических решений, способных вывести на другой уровень эффективность государственного и муниципального управления.

Таблица 1

Среднесписочная численность работающих на предприятиях и в организациях, включая субъекты малого предпринимательства (без внешних совместителей и

работников несписочного состава)2

2015 2016 2017 2018

Всего по республике 1334846 1321910 1299807 1288391

в том числе муниципальные районы:

Агрызский 10127 9979 10529 8920

Азнакаевский 19016 17868 17733 17533

Аксубаевский 5256 5053 4715 4845

Актанышский 7881 7691 8084 7650

Алексеевский 7506 6947 6498 6483

Алькеевский 4466 4320 4368 4231

Альметьевский 77442 77501 74758 75029

Апастовский 4561 4492 4520 4414

Арский 10565 10165 9344 9180

Атнинский 3243 3309 3290 3304

Бавлинский 9013 8570 8231 7881

Балтасинский 7787 7547 7541 7543

Бугульминский 29263 28234 27243 27160

Буинский 10670 10654 10504 9972

Верхнеуслонский 5025 5392 5842 5927

Высокогорский 11222 11642 11776 11622

Дрожжановский 4516 4315 4393 4341

Елабужский 31862 31838 32116 31960

Заинский 14533 14046 13505 13367

1 Ермаков Дмитрий Николаевич — доктор политических наук, доктор экономических наук, профессор, профессор АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

2 https://open.tatarstan.ru/reports/categories/10172169/reports/31530 (Дата обращения: 15.01.2020 г.)

Зеленодольский 43208 43331 43329 42014

Кайбицкий 3377 3284 3155 3087

Камско-Устьинский 4163 4041 3880 3635

Кукморский 10080 10020 9809 9678

Лаишевский 15392 15648 16080 16458

Лениногорский 27869 28206 30498 27841

Мамадышский 8556 8107 8092 7731

Менделеевский 7746 7760 7598 7588

Мензелинский 6082 6349 6050 5655

Муслюмовский 3996 4314 4078 3813

Нижнекамский 102106 100196 94642 91194

Новошешминский 5195 4874 4528 4234

Нурлатский 14636 13720 13187 12918

Пестречинский 6953 6924 6871 7422

Рыбно-Слободский 4200 4192 4314 4411

Сабинский 11569 11630 11141 10552

Сармановский 8819 8637 8386 8167

Спасский 3966 3766 3692 3759

Тетюшский 4675 4434 4397 4349

Тукаевский 22874 20509 19715 19728

Тюлячинский 4727 4666 4286 4118

Черемшанский 4103 4238 4188 4246

Чистопольский 19951 18877 17857 18320

Ютазинский 5614 5755 5486 5470

городские округа:

Казань 533499 523636 518176 518989

Набережные Челны 177536 185233 181383 181653

Таблица 2

Инвестиции в основной капитал на душу населения1 в фактически действовавших ценах, руб.

2014 2015 2016 2017 2018

Всего по республике 141106 159800 164172 163920 161616

в том числе муниципальные районы:

Агрызский 43169 46929 67208 67758 76249

Азнакаевский 126964 152838 165622 194846 113642

Аксубаевский 35821 56295 82113 49193 73274

Актанышский 58429 107166 87677 82074 141445

Алексеевский 68683 71889 89556 67334 61158

Алькеевский 83136 70273 101466 92891 122997

Альметьевский 320364 427837 351201 313202 362435

Апастовский 23069 36193 48538 56728 80857

Арский 26110 39395 55667 59177 48316

Атнинский 54436 66870 88047 92912 158956

Бавлинский 95689 128587 186431 153602 120853

Балтасинский 37375 54481 64953 70665 67488

Бугульминский 51000 55620 57736 53963 72013

Буинский 144391 51079 63646 66028 42592

Верхнеуслонский 177449 731073 601493 161114 231555

Высокогорский 81611 84785 90014 118519 98475

Дрожжановский 32743 38692 77562 46220 65451

Елабужский 607936 341309 331189 199369 378424

Заинский 78416 63094 96302 84484 60160

Зеленодольский 66667 77756 72104 71985 61346

Кайбицкий 68849 65173 65486 61716 56851

Камско-Устьин-ский 70735 70747 78667 76225 68727

Кукморский 38808 56221 61418 64853 70872

Лаишевский 228551 175701 220539 242358 531064

Лениногорский 89642 87285 91558 95931 106570

Мамадышский 70911 95839 94150 101852 81216

Менделеевский 416812 477635 55533 81570 33451

Мензелинский 32156 36938 57388 66307 57342

Муслюмовский 20857 42907 47913 89794 132134

Нижнекамский 352648 480437 506476 558504 333667

Новошешминский 139675 202475 210721 344088 359222

Нурлатский 198865 191149 269377 295924 256009

Пестречинский 114705 189890 239249 247643 286801

Рыбно-Слободский 24652 43435 64576 50749 48066

Сабинский 69754 80244 75352 98223 84322

Сармановский 110449 153979 167288 164055 177736

Спасский 49864 67960 163435 197409 176269

Тетюшский 33926 50603 49623 48639 60034

Тукаевский 139297 208511 272272 209231 207268

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тюлячинский 78841 73899 91776 99259 75545

Черемшанский 59319 130209 136076 79562 116794

Чистопольский 25017 44846 69816 80099 134609

Ютазинский 29545 41233 47272 82752 55614

городские округа:

Казань 134291 140115 149161 148978 152365

Набережные Челны 72231 77832 83140 92936 113254

Успешная реализация стратегий развития, наполнение местных бюджетов в конечном счете, зависит от состояния и развития экономики. Руководство Республики Татарстан придает исключительное внимание инвестиционным программам, развитию экономических зон, привлечению инвесторов. Создание и развитие крупных промышленных и сельскохозяйственных комплексов, как свидетельствует мировая практика, хорошо сочетается с малым и средним бизнесом.

В этой связи муниципальные образования продолжают работу по развитию муниципальных промышленных технопарков и площадок, которых на сегодняшний день 83.

Таблица 3

Соотношение среднедушевого денежных доходов и величины прожиточного минимума (раз)1

2014 2015 2016 2017 2018

Всего по республике 4,3 4,2 5 4,7 4,8

в том числе муниципальные районы:

Агрызский 2,6 2,5 2,3 2,1 2,4

Азнакаевский 3,3 3,3 3,1 2,9 3,4

Аксубаевский 2,1 2,3 1,8 1,7 1,9

Актанышский 2,5 2,4 2,2 2,1 2,2

Алексеевский 2,3 2,3 2,1 2 2,3

Алькеевский 2,1 2,3 2,1 2 2,3

Альметьевский 6 5,8 5,8 5,5 5,6

Апастовский 2,4 2,4 2 1,9 2,1

Арский 2,4 2,5 2,1 1,9 2,1

Атнинский 2,2 2,3 1,8 1,7 1,9

Бавлинский 3,6 3,6 3,4 3,3 3,5

Балтасинский 2,1 2,2 1,8 1,7 1,9

Бугульминский 3,8 3,6 3,2 2,9 3,2

Буинский 3,2 3,1 2,7 2,5 2,7

Верхнеуслон-ский 2,4 2,5 2 2 2,4

Высокогорский 2,9 2,7 2,5 2,4 2,7

Дрожжановский 2,5 2,6 2,3 2 2,3

Елабужский 4 3,9 4 3,7 4,3

Заинский 3,2 3,3 3,4 3,2 3,7

Зеленодольский 2,9 3 3,2 3 3,2

Кайбицкий 2,3 2,5 2,1 2 2,2

Камско-Устьин-ский 2,1 2,4 2,1 2 2,1

Кукморский 2,1 2,2 2,2 2,2 2,6

Лаишевский 3,4 3 2,7 2,5 2,8

Лениногорский 3,5 3,5 3,5 3,3 3,8

Мамадышский 2,2 2,3 2,1 2 2,4

Менделеевский 2,2 2,2 2,4 2,3 2,8

Мензелинский 2,2 2,3 2,2 2,1 2,4

Муслюмовский 2,2 2,4 2,1 2 2,3

Нижнекамский 4,5 4,5 4,7 4,4 5,1

Новошешмин-ский 2,6 2,8 2,4 2,4 2,8

Нурлатский 4,1 4,2 4,1 3,9 3,9

Пестречинский 2,7 2,8 2,7 2,5 2,9

Рыбно-Слобод-ский 2,2 2,2 2,2 2,2 2,4

Сабинский 2,5 2,6 2,4 2,3 2,5

Сармановский 2,7 2,6 3,2 3 3,3

Спасский 2 2,2 2,4 2,3 2,5

Тетюшский 2,1 2,2 2,4 2,3 2,4

Тукаевский 3,7 3,8 3,4 3 3,3

Тюлячинский 2,3 2,4 2,5 2,2 2,5

Черемшанский 2,4 2,5 2,5 2,5 2,7

Чистопольский 2,9 2,8 3,2 3 3,1

Ютазинский 2,5 2,4 2,6 2,5 2,7

городские округа:

Казань 6,4 5,9 7,2 6,5 6,3

Набережные Челны 4,9 4,6 4,9 4,8 4,9

Объем произведенной продукции на них за 9 месяцев 2018 г. составил 17 миллиардов, объем налоговых отчислений — около одного миллиарда рублей. Однако потенциал созданных площадок и технопарков не во всех муниципалитетах используется в полной мере эффективно, замедлился процесс привлечения резидентов. Было бы правильно на сегодняшнем этапе принять меры по активному поиску инициативных предпринимателей для реализации проектов на площадках и технопарках. Это в итоге повысит их окупаемость и самое главное -позволит увеличить число рабочих мест (27).

Таблица 4

Объем услуг предприятий Республики Татарстан с государствами — участниками СНГ (тыс. долл. США) 1

2014 2015 2016 2017 2018

Объем услуг -всего 26535,7 16479,5 7802,4 42956,9 24184,5

в том числе муниципальные районы

Альметьевский 5991,7 6814,7 961,6 593,1 624,1

Бугульминский 430,4 39,8 12,4 - -

Верхнеуслон-ский - - - - 55,3

Высокогорский - - - - 1

Елабужский 1777 914,2 650,4 2963,4 4870

Зеленодольский - - 3,6 - 4

Кукморский - - - - 15,7

Лаишевский 874,1 416,3 568,1 768 4553,7

Лениногорский - 4,5 - - -

Менделеевский 5,2 - 14 364 1316,2

Нижнекамский 0,3 91,4 0,3 606,6 92

Тукаевский 349,4 383 20 604,5 94,8

Чистопольский 0,3 0,6 - - -

городские округа

Казань 14535,1 5952,4 4490,6 34512,9 11708

Набережные Челны 2572,2 1862,6 1081,4 2544,4 849,7

Из общего объема:

экспорт услуг

Всего 7449,6 10803,5 2862,6 30473,9 11068,7

в том числе муниципальные районы

Альметьевский 437,6 6071,7 238,6 5,1 -

Бугульминский 345,1 12,5 12 - -

Верхнеуслон-ский - - - - 18,8

Елабужский 63,2 51 - 2434,1 2656,8

Лаишевский 429,4 409,9 547,1 767,6 4057,4

Лениногорский - 4,5 - - -

Менделеевский - - - 11,9 -

Нижнекамский - 89,2 - - 38,1

Тукаевский 34,9 153 20 105,5 94,8

Чистопольский 0,3 0,6 - - -

городские округа

Казань 5790,1 2541,3 1155,4 26322,6 4065,9

Набережные Челны 349 1469,8 889,5 827,1 136,9

импорт услуг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего 19086,1 5676 4939,8 12483 13115,8

в том числе муниципальные районы

Альметьевский 5554,1 743 723 588 624,1

Бугульминский 85,3 27,3 0,4 - -

Верхнеуслон-ский - - - - 36,5

Высокогорский - - - - 1

Елабужский 1713,8 863,2 650,4 529,3 2213,2

Зеленодольск - - 3,6 4

Кукморский - - - - 15,7

Лаишевский 444,7 6,4 21 0,4 496,3

Менделеевский 5,2 - 14 352,1 1316,2

Нижнекамский 0,3 2,2 0,3 606,6 53,9

Тукаевский 314,5 230 - 499 -

городские округа:

Казань 8745 3411,1 3335,2 8190,3 7642,1

Набережные Челны 2223,2 392,8 191,9 1717,3 712,8

На предыдущих съездах Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Татарстан» предпринимались обращения к депутатам Государственной Думы с предложением дополнить Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 статьёй 56 «Средства самообложения граждан»2 .

Статья 56 предоставила возможность проводить сходы по отдельным населённым пунктам3. Впервые в 2018 году решение о самообложении в 86 населенных пунктах в 8 районах принималось на сходах муниципальных образований Республики Татарстан.

Таблица 5

Объем услуг предприятий Республики Татарстан со странами Дальнего Зарубежья (тыс. долл. США)4

2014 2015 2016 2017 2018

Объем услуг -всего 282138,1 800775,8 210271,4 263206,7 505320,5

в том числе муниципальные районы

Азнакаевский 0,8 - 0,7 - -

Альметьевский 23575,2 23212,1 42240,4 31367,6 28249,9

Бугульминский 3,1 1,3 13,5 5,2 1897,1

Буинский - 79,5 36,4 49,8 6,4

Верхнеуслонский - 2442,4 - - 7,7

Высокогорский 10584,3 13,8 11,1 91,5 -

Елабужский 3794,7 21494,9 9984,3 13425,8 18430,4

Заинский 28,2 15219,9 1874,6 1185,2 2072,4

Зеленодольский 435,6 689,2 247,4 314,3 204

Кукморский - - - 9,9 30,5

Лаишевский 1227 6680,8 9942 7046,5 14103,3

Лениногорский 2921,7 2374 3257 7272,6 -

Менделеевский 57412,8 182704,5 858,7 2071,8 1480,5

Нижнекамский 60271,1 426456,6 48874,4 36960,6 223034,7

Тукаевский 3040 2970,9 462,2 1902,7 2314,1

Чистопольский 3,4 0,5 - 0,8 1,9

1 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЭ (ред. от 27.12.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019)// http://ivo.garant.ru/#/document/186367/paragraph/3555106:0 (Дата обращения: 15.01.2019 г.).

2 Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования (населенного пункта, входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, городского округа либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района), за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования (населенного пункта, входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, городского округа либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района) и для которых размер платежей может быть уменьшен.

3 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЭ (ред. от 27.12.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019).

4 https://open.tatarstan.ru/reports/categories/10172169/reports/31530 (Дата обращения: 15.01.2020 г.)

городские округа

Казань 106506,7 55902,3 52509,2 107749,2 153487,7

Набережные Челны 12333,5 60533,1 39959,5 53753,2 59999,9

из общего объема экспорт. услуг

Всего 89618,3 63205,3 45531,6 66074,4 68513,2

в том числе муниципальные районы

Альметьевский 649,2 3,8 - 0,2 285,5

Бугульминский - - - - 950

Высокогорский 611 - - - -

Елабужский 1081,3 517,1 231,3 1248,8 142,4

Заинский - 14517,3 - - -

Лаишевский 60,1 101,2 79,1 36,3 6745,9

Лениногорский 2921,7 2374 3257 7272,6 -

Менделеевский - - 26,4 19 33,4

Нижнекамский 2234 397,4 1116,3 2132,6 451,7

Нурлатский - - - - -

Тукаевский 2449,4 1954,9 367,7 1483,9 2314,1

Чистопольский 3,4 0,5 - - -

городские округа Казань 78257,5 41502,9 40115,4 51141,7 54893,9

Набережные Челны 1350,7 1836,2 338,4 2739,3 2696,3

Из общего объема:

импорт услуг

Всего 192519,8 737570,5 164739,8 197132,3 436807,3

в том числе муниципальные районы:

Азнакаевский 0,8 - 0,7 - -

Альметьевский 22926 23208,3 42240,4 31367,4 27964,4

Бугульминский 3,1 1,3 13,5 5,2 947,1

Буинский - 79,5 36,4 49,8 6,4

Верхнеуслонский - 2442,4 - - 7,7

Высокогорский 9973,3 13,8 11,1 91,5 -

Елабужский 2713,4 20977,8 9753 12177 18288

Заинский 28,2 702,6 1874,6 1185,2 2072,4

Зеленодольский 435,6 689,2 247,4 314,3 204

Кукморский - - - 9,9 30,5

Лаишевский 1166,9 6579,6 9862,9 7010,2 7357,4

Менделеевский 57412,8 182704,5 832,3 2052,8 1447,1

Нижнекамский 58037,1 426059,2 47758,1 34828 222583

Тукаевский 590,6 1016 94,5 418,8 -

Чистопольский - - - 0,8 1,9

Городские округа:

Казань 28249,2 14399,4 12393,8 56607,5 98593,8

Набережные Челны 10982,8 58696,9 39621,1 51013,9 57303,6

Основным направлением привлечения жителей городов к более активному участию в управлении своей территорией является развитие тосовского1 движения.

В течении последних лет в Республике Татарстан активно занимались территориальным общественным самоуправлением: число ТОСов возросло до 365, действует система государственной поддержки, работает координационный Совет ТОСов республики, практически все руководители ТОСов прошли обучение.

Основное внимание в настоящее время нам необходимо обратить на постоянное взаимодействие депутатов с советами ТОСов, а также на совместную работу с домовыми комитетами и управляющими компаниями.

1 1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района, а в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) -представительным органом муниципального района.

2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

4. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

5. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района, муниципального района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой "форме" некоммерческой организации.

6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

(Стать 27 «Территориальное общественное самоуправление» Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЭ (ред. от 27.12.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019)

Таблица 6

Валовый региональный продукт в основных ценах. (по муниципальным образованиям — валовый территориальный продукт)1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

201 16 2017 201 18

млн.руб. на душу населения, тыс.руб. млн.руб. на душу населения, тыс.руб. млн.руб. на душу населения, тыс.руб.

Всего по республике 1937637,1 499,8 2114176,1 543,5 2440258,7 626,31

Агрызский 6866,2 192,2 7495,8 211,5 8103,2 230,3

Азнакаевский 55856,2 889,5 61688,9 990 78806,5 1280,4

Аксубаевский 9045 305,8 10615,5 364,4 12396,3 432,5

Актанышский 12181,3 396,7 13624,4 448,6 14506,2 483,5

Алексеевский 7863,4 304,2 8310,5 323,9 9233,9 363,9

Алькеевский 5449,2 281,4 5940,2 309,7 6062,9 319,7

Альметьевский 259765 1268,1 308623,4 1495,6 424853,3 2046,7

Апастовский 6364,2 313,5 6818,4 340 7017,5 354,6

Арский 10790,4 205,2 11951,7 227,9 12325 236,8

Атнинский 3314,5 251,5 3728,6 285,1 3844,2 295,6

Бавлинский 25962,5 732,7 31922 905,4 41894,1 1199,4

Балтасинский 7907,3 235,1 8467,3 252,8 8812,6 264,1

Бугульминский 47813,2 445,1 51082,3 480 63158,1 600,8

Буинский 12077,8 276 12750 294,4 13639,3 319,4

Верхнеуслонский 6318,5 382,5 6910,8 421,7 10282,2 632,1

Высокогорский 15435,7 323,1 16447,8 337,5 17619,4 353,1

Дрожжановский 6250,4 272 6499,7 288,3 6797,6 308,2

Елабужский 49857,5 584 58150,1 678,6 65509,8 764,5

Заинский 32763,8 585,7 37989,9 685,5 52141,7 952,3

Зеленодольский 38837,2 235,3 42564,1 257,4 45027,4 271,9

Кайбицкий 4625,8 327,4 4753,6 340,5 5045 366,2

Камско-Устьин-ский 3759,9 241,7 3949 258,2 4277,9 284,2

Кукморский 10892,1 212,7 12093,8 237,1 12576,8 247,2

Лаишевский 21425,6 526,8 23097,3 549 25527,1 584,9

Лениногорский 65155,2 775,1 71572,3 860,2 89196,2 1085,2

Мамадышский 8317,2 192,3 8797,6 205,6 10145,7 239,9

Менделеевский 17219,6 568,7 19875,5 655,4 23943,3 789,8

Мензелинский 6837,7 237,7 7012,9 245,9 7388,3 262,3

Муслюмовский 5318 261,6 5886 293,6 6044,1 306,8

Нижнекамский 171382,1 624,6 164459,9 598,3 187903,2 682,6

Новошешминский 15322,7 1138,7 17365,3 1305,9 18982,9 1446,1

Нурлатский 43653,1 752,9 47651,8 831,4 63216,5 1118,6

Пестречинский 7466,6 224,4 8467,2 238,7 10771,8 280,4

Pыбно-Слободский 5329,2 205,5 6043,8 236 6832,4 270,6

Сабинский 11763,8 376,3 12507,4 400 13652,8 438,2

Саpмановский 25651,6 722,4 32497,7 925,5 44112,2 1269,5

Спасский 4554 232,8 4781,7 246,2 5081,1 265,4

Тетюшский 5255,6 228,7 5384,1 238 5544,9 249,4

Тукаевский 35322,9 880,3 37795,4 931,4 40141,3 979,3

Тюлячинский 6326,5 452,4 6795,8 488 7172,3 517

Чеpемшанский 18004,2 923,3 22593,6 1173,1 31398 1649,4

Чистопольский 17169,9 218,9 17680,8 227,7 19390,4 252,4

Ютазинский 6804 326,3 7307,5 354,1 8076,6 395,4

Казань 649624,5 530,6 674739,9 545,2 748722,9 600,1

Набеpежные Челны 181254,8 343,1 185049,8 348,4 209301,5 392,5

В мае 2018 года состоялись зональные семинары совещания глав поселений. По итогам которых, во исполнение поручения Президента Республики, Ассоциация «Совет муниципальных образований Республики Татарстан»1, совместно с министерствами и ведомствами разработал предложения по решению ряда актуальных вопросов муниципалитетов.

Таблица 7

Оборот розничной торговли в расчете на душу населения (рублей)2

2014 2015 2016 2017 2018

Всего по республике 203038 200999 206769 216965 235335

в том числе муниципальные районы

Агрызский 58679 61683 65277 69104 75195

Азнакаев-ский 63837 59607 64234 67746 74608

Аксубаев-ский 53536 55582 55554 56107 58456

Актаныш-ский 50987 52685 55468 58026 61443

Алексеев-ский 55602 58152 63257 65637 72547

Алькеевский 72202 74310 76422 76172 77155

Альметьев-ский 185042 185743 190579 196619 209838

Апастовский 68125 64425 71687 74770 76380

Арский 59015 59452 63084 66956 72825

Атнинский 68360 77685 80966 81846 82366

Бавлинский 102267 106875 112962 116882 121500

Балтасин-ский 58608 60422 63331 67629 72175

Бугульмин-ский 123256 126536 134513 137993 143172

Буинский 74310 76287 77560 80435 85794

Верхне-услонский 53513 61021 67835 80073 127639

Высокогорский 63436 63206 69359 71494 79470

Дрожжанов-ский 50098 55766 56408 56333 57889

Елабужский 113669 115166 116267 119067 132472

Заинский 94227 99653 103239 103832 113625

Зеленодольский 63702 62445 70552 76260 85413

Кайбицкий 83093 92359 97596 99276 99785

Камско-Устьинский 75280 79365 72264 77860 81973

Кукморский 54192 55712 57861 61381 65337

Лаишевский 68779 67014 70913 75297 81151

Лениногор-ский 53726 54846 59066 62249 67898

Мамадыш-ский 57689 63511 62397 63686 66156

Менделеевский 65233 68523 74331 77887 81404

Мензелин-ский 67077 69987 77687 81718 89736

Муслюмов-ский 77535 80236 77995 78273 78719

Нижнекамский 125078 125900 132027 135860 143326

Новошеш-минский 70131 73527 76480 79379 81008

Нурлатский 150164 153783 150773 154678 158895

Пестречин-ский 73552 76163 81914 82046 79447

Рыбно-Сло-бодский 56417 59599 63190 65862 74572

Сабинский 66998 65690 68810 69593 75545

Сарманов-ский 58655 60349 67336 74412 79421

Спасский 77527 78270 79841 80812 84028

Тетюшский 61140 61042 66381 72554 77638

Тукаевский 55224 51295 54331 53557 55572

Тюлячин-ский 82971 83489 93591 97189 100099

Черемшан-ский 52177 54466 59867 63702 67827

Чистопольский 102793 109108 112924 112757 123149

Ютазинский 84680 93459 97279 98953 101084

городские округа:

Казань 375479 368292 373231 391494 426664

Набережные Челны 255422 245624 254173 267127 285386

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с изменениями в Федеральных Законах Российской Федерации большинству муниципалитетов до 2021 года необходимо внести изменения в градостроительную документацию. Реализация задач по обновлению документов территориального планирования поселений требует привлечения квалифицированных специалистов и наличия значительных финансовых ресурсов.

Кадрами и финансовыми средствами для решения перечисленных задач большая часть городских и сельских муниципальных образований не располагает. По опыту предыдущих лет было бы целесообразно провести эту работу при финансовом и организационном участии республиканских ведомств (27).

Таблица 8

Оборот общественного питания в расчете на душу населения (руб.)1

2014 2015 2016 2017 2018

Всего по республике 8887 9387 9735 10283 11310

в том числе муниципальные районы

Агрызский 3753 3356 2607 2443 2327

Азнакаевский 4157 4599 4048 4462 4956

Аксубаевский 1053 969 900 823 841

Актанышский 1618 1591 1613 1680 1908

Алексеевский 8768 8852 9919 11045 12535

Алькеевский 1554 1392 1230 1125 935

Альметьев-ский 9312 9869 9025 9417 10531

Апастовский 1350 1375 1205 1189 1155

Арский 4635 4802 4560 4321 4075

Атнинский 3596 4021 3188 2323 1823

Бавлинский 6319 6874 5411 5886 5935

Балтасинский 1499 1581 1352 1300 1280

Бугульмин-ский 2979 3039 3153 3037 3239

Буинский 4295 3428 2730 2754 2808

Верхнеуслон-ский 12461 13975 10513 11372 10666

Высокогорский 4433 4648 4042 4019 4228

Дрожжанов-ский 1868 1281 1006 970 835

Елабужский 6085 5964 6102 5859 6571

Заинский 3037 3099 3006 3090 3380

Зеленодольский 4672 4962 4254 4499 4973

Кайбицкий 761 782 705 622 478

Камско-Усть-инский 1459 1587 1372 1264 1164

Кукморский 5447 6042 4478 4411 3934

Лаишевский 10150 10021 8842 8538 9000

Лениногор-ский 3428 3396 3794 4053 4526

Мамадышский 4349 4361 3464 3299 3028

Менделеевский 5356 5954 5175 5179 4474

Мензелинский 1401 1498 1411 1090 985

Муслюмов-ский 2001 2107 1890 1747 1335

Нижнекамский 12170 12542 10965 11338 12031

Новошешмин-ский 1096 757 789 761 749

Нурлатский 6904 7466 5693 5889 5226

Пестречин-ский 1871 1708 1411 1320 1222

Рыбно-Сло-бодский 1629 1787 2057 2002 2307

Сабинский 2636 2910 2845 2869 3193

Сармановский 2832 2974 2745 2611 2580

Спасский 2817 3282 3569 3777 4176

Тетюшский 1356 1316 1121 1224 1473

Тукаевский 3494 3595 3321 3313 3964

Тюлячинский 1758 1408 1595 1726 1822

Черемшан-ский 2119 2262 1929 1967 1892

Чистопольский 4766 4622 4883 4364 4835

Ютазинский 1807 1923 1536 1479 1355

городские округа:

Казань 14644 15515 17263 18120 19892

Набережные Челны 9230 9978 10621 11978 13757

В населённых пунктах Республики Татарстан, в которых на протяжении длительного времени производилась добыча нефти, на сегодняшний день крайне истощились используемые водоносные слои, часть скважин длительное время снабжает людей некачественной водой, много проблем с лицензированием и обслуживанием систем водоснабжения.

В течении ряда лет в республике на эти цели выделяется ежегодно 650 миллионов рублей и это позволило решить многие острые проблемы.

Но на сегодняшний день, с учетом предложений муниципалитетов городских и сельских поселений, Правительству Республики Татарстан важно рассмотреть возможность изыскать на эти цели дополнительные средства.

Много нареканий со стороны населения вызывает зимнее содержание дорог. За неисполнение именно этих полномочий наши коллеги наиболее часто привлекаются к ответственности в административном порядке. Основной причиной здесь является недостаточное финансирование данной статьи расходов. Как правило, средств хватает только на половину зимнего сезона. Многие главы сельских поселений находили выход в приобретении тракторов на средства грантов, хотя сейчас предусмотренного одного миллиона рублей уже не хватает на приобретение техники.

Президиум Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Татарстан» на своем заседании проанализировал ход исполнения «Плана совместных мероприятий органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан по итогам 12 съезда Совета муниципальных образований»1.К сожалению, из тридцати двух пунктов плана полностью выполнено всего девять, а остальные двадцать три пункта находятся на различных стадиях реализации (решения длительного характера, например: повышение деловой активности сельского населения, повышение роли ТОСов и т.д.)2 .

Зяблюк Р. Т.3

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕГРАД РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Аннотация. В статье исследуется соответствие современного технического прогресса преобразованиям российской экономики. Выясняются содержание эволюционных, революционных изменений техники и критерий их разграничения. На основе анализа 30-и лет функционирования экономики России раскрываются причины её технологической отсталости. а Эффективность рыночного механизма ограничивается индустриальным сектором российской экономики. Текущая промышленная революция образует новый, «цифровой провал»

1 http://sovmo.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_1252003.pdf (Дата обращения: 15.01.2020 г.)

2 Справка: 21 декабря 2017 года в Казани состоялся XII съезд Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Татарстан». На этом масштабном форуме с участием Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова, собравшем муниципалов, руководителей органов государственной власти, министерств и ведомств, общественных организаций был проанализирован и обобщен опыт развития муниципалитетов республики, прозвучало немало интересных предложений, направленных на дальнейшее развитие местного самоуправления, решение проблем, волнующих сегодня наших граждан.

По результатам форума был подготовлен проект «Плана совместных мероприятий органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан по итогам XII съезда Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Татарстан» на 2018 год, который после процедуры согласования, 17 января 2018 года подписан Президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым. Данный документ, наряду с федеральными и республиканскими программами, бюджетами республики и муниципальных образований, является одним из ключевых для всех республиканских министерств и муниципалитетов. Показатели, характеризующие степень исполнения пунктов программы, выступают критериями эффективности совместной работы органов государственной и муниципальной власти республики.

3 Зяблюк Римма Трофимовна — доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономических и финансовых дисциплин Московского гуманитарного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.