Научная статья на тему 'Совершенствование оказания хирургической помощи населению Республики Татарстан'

Совершенствование оказания хирургической помощи населению Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
114
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИРУРГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / SURGICAL HELP / MODERNIZATION / ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Шавалиев Р. Ф., Красильников Д. М., Тимершин Р. Р.

Цель улучшение качества оказания стационарной хирургической помощи населению Республики Татарстан (далее РТ). Материал и методы. На основании предоставленных ежегодных отчетов хирургических служб и собственных данных проведена оценка и сравнительный анализ отдельных демографических показателей в сопоставлении с показателями работы хирургических стационаров в районах и городах РТ за 2017 год. Заключение. Предложена принципиально новая стратегия реформирования хирургической помощи. С целью создания в РТ единого медицинского пространства независимо от территориального и ведомственного подчинения. Рациональное соотношение между лечебно-диагностической и экономической эффективностью должно осуществляться на основании критериев, характеризующих многофакторность результатов лечения, клинической и экономической эффективностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Шавалиев Р. Ф., Красильников Д. М., Тимершин Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the provision of surgical care to the population of the Republic of Tatarstan

Objective: to improve the quality of providing inpatient surgical care to the population of the Republic of Tatarstan. Material and methods. Based on the provided annual reports of surgical services and own data, an assessment and comparative analysis of individual demographic indicators were carried out in comparison with the performance measures of surgical hospitals in districts and cities of the Republic of Tatarstan in 2017. Conclusion. A fundamentally new strategy for reforming surgical care has been proposed in order to create a single medical space in the Republic of Tatarstan, regardless of territorial and departmental subordination. Rational relation between treatment and diagnostic and economic efficiency should be carried out on the basis of criteria characterizing the multifactorial nature of treatment results, clinical and economic efficiency.

Текст научной работы на тему «Совершенствование оказания хирургической помощи населению Республики Татарстан»

оригинальные статьи

УДК 616-036.88-07

р.ф. шавалиев1, д.м. красильников1-2, р.р. тимершин1

1Республиканская клиническая больница МЗ РТ, 420064, г. Казань, Оренбургский тракт, д. 138 2Казанский государственный медицинский университет МЗ РФ, 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, д. 49

Совершенствование оказания хирургической помощи населению Республики Татарстан

Шавалиев Рафаэль Фирнаялович - кандидат медицинских наук, главный врач, тел. +7-927-249-48-68, e-mail: [email protected], ORCID ID 0000-0002-6664-9027

Красильников Дмитрий Михайлович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой хирургических болезней, руководитель хирургической клиники, тел. +7-987-290-27-12, e-mail: [email protected], ORCID ID 0000-0003-4973-1040 Тимершин Рустем Рашитович - заведующий отделением медицинской статистики, старший научный сотрудник, тел. +7-905-313-25-46, e-mail: [email protected], ORCID ID 0000-0003-2683-0144

Цель - улучшение качества оказания стационарной хирургической помощи населению Республики Татарстан (далее РТ).

Материал и методы. На основании предоставленных ежегодных отчетов хирургических служб и собственных данных проведена оценка и сравнительный анализ отдельных демографических показателей в сопоставлении с показателями работы хирургических стационаров в районах и городах РТ за 2017 год.

Заключение. Предложена принципиально новая стратегия реформирования хирургической помощи. С целью создания в РТ единого медицинского пространства независимо от территориального и ведомственного подчинения. Рациональное соотношение между лечебно-диагностической и экономической эффективностью должно осуществляться на основании критериев, характеризующих многофакторность результатов лечения, клинической и экономической эффективностью.

Ключевые слова: хирургическая помощь, модернизация, экономическая эффективность.

DOI: 10.32000/2072-1757-2018-9-48-55

(Для цитирования: Шавалиев Р.Ф., Красильников Д.М., Тимершин Р.Р. Совершенствование оказания хирургической помощи населению Республики Татарстан. Практическая медицина. 2018. Том 16, № 9, С. 48-55)

r.f. shavaliev1, d.m. krasilnikov12, r.r. timershin1

1 Republican Clinical Hospital of the Ministry of Healthcare of the Republic of Tatarstan, 138 Orenburgskiy trakt, Kazan, Russian Federation, 420064

2 Kazan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, 49 Butlerov Str., Kazan, Russian Federation, 420012

Improving the provision of surgical care to the population of the Republic of Tatarstan

Shavaliev R.F. - PhD (medicine), Chief Doctor, tel. + 7-927-249-48-68, e-mail: [email protected]

Krasilnikov D.M. - D. Sc. (medicine), Professor, Head of the Department of Surgical Diseases, Head of the Surgical Clinic, tel. + 7-987-290-27-12, e-mail: [email protected], ORCID ID 0000-0003-4973-1040

Timershin R.R. - Head of the Department of Medical Statistics, Senior Researcher, tel. + 7-905-313-25-46, e-mail: [email protected], ORCID ID 0000-0003-2683-0144

Objective: to improve the quality of providing inpatient surgical care to the population of the Republic of Tatarstan.

Material and methods. Based on the provided annual reports of surgical services and own data, an assessment and comparative analysis of individual demographic indicators were carried out in comparison with the performance measures of surgical hospitals in districts and cities of the Republic of Tatarstan in 2017.

Conclusion. A fundamentally new strategy for reforming surgical care has been proposed in order to create a single medical space in the Republic of Tatarstan, regardless of territorial and departmental subordination. Rational relation between treatment and diagnostic and economic efficiency should be carried out on the basis of criteria characterizing the multifactorial nature of treatment results, clinical and economic efficiency.

Key words: surgical help, modernization, economic efficiency.

(For citation: Shavaliev R.F., Krasilnikov D.M., Timershin R.R. Improving the provision of surgical care to the population of the Republic of Tatarstan. Practical Medicine. 2018. Vol. 16, no. 9, P. 48-55)

Актуальность

В первые годы нового столетия хирургическая служба Республики Татарстан претерпела существенные перемены, заключающиеся в модернизации крупнейших клиник г. Казани, крупных городов республики, организации межрайонных хирургических центров, внедрении в практику здравоохранения передовых научных и технических решений, новых методов диагностики и хирургических вмешательств. Вместе с тем, применение высоких технологий способствовало росту стоимости хирургической помощи и ограничению доступа ко всем видам имеющихся возможностей медицинской службы. Однако несмотря ни на что, незыблемым остается утверждение о том, что жизнь гражданина России и его здоровье являются главной ценностью и заботой государства, а хирургическая помощь должна быть доступной, своевременной и высокопрофессиональной при максимально продуманном использовании финансов, отведенных на здравоохранение.

Экономический потенциал, даже развитых стран, порой с напряжением переносит постоянно возрастающие расходы на здравоохранение [1]. В связи с чем, еще в 80-х годах прошлого века специалисты пришли к выводу о важности наличия равновесия между затратами на лечение и положительным результатом при использовании лекарственных средств, алгоритмов диагностики, лечебных мероприятий, медицинского оборудования, специалистов.

Оценка качества хирургической помощи должна осуществляться на основании критериев, характеризующих многофакторность результатов лечения: клиническая и экономическая эффективность лечения; осознание пациентом объема оказанной помощи; подконтрольное распределение медицинских ресурсов среди населения. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, оценка качества хирургической помощи включает четыре основных компонента: квалификацию врача, правильность использования выделенных средств, риск для пациентов, удовлетворенность пациента оказанной помощью [2].

В большей степени использование этих критериев обосновало изменения в распределении ресурсов для улучшения качества оказания хирургической помощи населению. Если до реформы системы здравоохранения за рубежом, главное значение придавалось развитию стационарной помощи, то в

последующем акценты были смещены в пользу менее затратной амбулаторно-поликлинической помощи, и в первую очередь ее первичному звену -семейной медицине, а также стационарзамещаю-щим технологиям. Кроме того, большие изменения претерпела и сама стационарная помощь.

В основу современной и эффективной модели стационарной хирургической помощи населению были положены следующие принципы: централизация, специализация и стандартизация помощи; эффективный контроль качества оказываемой помощи.

Очевидно, что неэффективное использование возрастающего объема бюджетных финансовых средств, выделяемых для системы здравоохранения, приводит к более низкому уровню хирургической помощи населению.

Основополагающими принципами стратегии реформирования системы здравоохранения являются: создание в стране единого медицинского пространства независимо от территориального и ведомственного подчинения; рациональное соотношение между лечебно-диагностической и экономической эффективностью медицинской помощи; одинаково высокая заинтересованность и врача, и пациента в достижении максимальной эффективности лечения.

Наиболее объективным является оказание хирургической помощи населению с учетом сложности заболевания и объема предполагаемого вмешательства. В связи с этим хирургическую помощь населению целесообразно оказывать на трех уровнях. Для того чтобы сделать хирургическую помощь качественной, своевременной, доступной и экономически эффективной необходимо:

1. Установить объем помощи, оказываемый на первом, втором и третьем уровнях.

2. Определить оптимальное количество хирургических коек на первом, втором и третьем уровнях, в зависимости от численности населения в регионе, а также места расположения хирургических отделений и их мощности.

3. Установить норматив расчета врачебных должностей, необходимых для оказания хирургической помощи.

4. Разработать клинические протоколы и стандарты оказания хирургической помощи для каждого уровня.

5. Установить критерии оценки качества оказываемой хирургической помощи.

Таблица 1.

Хирургическая активность отделений общего хирургического профиля по районам РТ за 2017 г. Table 1.

Surgical activity of general surgical departments in the districts of the Republic of Tatarstan for 2017

Район Всего пролечено больных Число плановых больных Оперировано плановых больных Число экстренных больных Оперировано экстренных больных

абс. % абс. % абс. % абс. %

Агрызский 732 383 52,3 181 47,3 349 47,7 117 33,5

Азнакаевский 1283 180 14,0 122 67,8 1103 86,0 418 37,9

Аксубаевский 680 255 37,5 36 14,1 425 62,5 44 10,4

Актанышский 1503 610 40,6 316 51,8 893 59,4 192 21,5

Алексеевский 966 841 87,1 494 58,7 125 12,9 64 51,2

Алькеевский 819 181 22,1 108 59,7 638 77,9 196 30,7

Альметьевский 2727 776 28,5 715 92,1 1951 71,5 1333 68,3

Апастовский 693 470 67,8 410 87,2 223 32,2 73 32,7

Арский 905 298 32,9 143 48,0 607 67,1 422 69,5

Атнинский 615 161 26,2 42 26,1 454 73,8 104 22,9

Бавлинский 1068 359 33,6 164 45,7 709 66,4 294 41,5

Балтасинский 790 219 27,7 110 50,2 571 72,3 184 32,2

Бугульминский 2952 445 15,1 401 90,1 2507 84,9 989 39,4

Буинский 1664 446 26,8 312 70,0 1218 73,2 934 76,7

Верхнеуслонский 280 212 75,7 103 48,6 68 24,3 50 73,5

Высокогорский 1614 482 29,9 369 76,6 1132 70,1 566 50,0

Дрожжановский 630 520 82,5 150 28,8 110 17,5 83 75,5

Елабужский 1571 540 34,4 292 54,1 1031 65,6 761 73,8

Заинский 1124 546 48,6 420 76,9 578 51,4 404 69,9

Зеленодольский 4265 2258 52,9 1105 48,9 2007 47,1 1533 76,4

Кайбицкий 564 305 54,1 240 78,7 259 45,9 120 46,3

Камско-Устьинский 641 310 48,4 223 71,9 331 51,6 176 53,2

Кукморский 1291 711 55,1 468 65,8 580 44,9 485 83,6

Лаишевский 1180 329 27,9 92 28,0 851 72,1 462 54,3

Лениногорский 921 580 63,0 506 87,2 341 37,0 187 54,8

Мамадышский 1811 296 16,3 156 52,7 1515 83,7 673 44,4

Менделеевский 796 204 25,6 164 80,4 592 74,4 333 56,3

Мензелинский 1134 744 65,6 421 56,6 390 34,4 270 69,2

Муслюмовский 601 400 66,6 85 21,3 201 33,4 170 84,6

Нижнекамский 3610 1245 34,5 1134 91,1 2365 65,5 1766 74,7

Новошешминский 254 64 25,2 43 67,2 190 74,8 42 22,1

Нурлатский 1223 477 39,0 343 71,9 746 61,0 515 69,0

Пестречинский 696 232 33,3 142 61,2 464 66,7 165 35,6

Рыбно-Слободский 1090 411 37,7 303 73,7 679 62,3 386 56,8

Сабинский 1276 1013 79,4 750 74,0 263 20,6 120 45,6

Сармановский 1194 476 39,9 69 14,5 718 60,1 137 19,1

Спасский 655 157 24,0 98 62,4 498 76,0 298 59,8

Тетюшский 589 152 25,8 90 59,2 437 74,2 304 69,6

Тукаевский 581 172 29,6 98 57,0 409 70,4 183 44,7

Тюлячинский 557 334 60,0 238 71,3 223 40,0 64 28,7

Черемшанский 815 215 26,4 126 58,6 600 73,6 354 59,0

Чистопольский 2241 631 28,2 551 87,3 1610 71,8 602 37,4

Ютазинский 770 210 27,3 117 55,7 560 72,7 123 22,0

г.Набережные Челны 7313 3019 41,3 2333 77,3 4294 58,7 3189 74,3

г. Казань 16209 4471 27,6 4445 99,4 11738 72,4 6370 54,3

Всего по РТ 74893 27340 36,5 19228 70,3 47553 63,5 26255 55,2

РКБ (для справки) 4095 1548 37,8 1548 100,0 2547 62,2 1766 69,3

На первом уровне хирургическую помощь населению целесообразно оказывать в центральных районных больницах.

На втором уровне (специализированную) хирургическую помощь населению необходимо осуществлять в хирургических отделениях 2-А и 2-Б уровней. Коечный фонд и медицинский персонал подразделений должны зависеть от объема и качества оказываемой помощи.

Хирургическая помощь на 2-Б уровне оказывается в хирургических отделениях, расположенных на базе многопрофильных лечебных учреждений, в специализированных хирургических центрах. Эти отделения или центры производят плановую и круглосуточную экстренную хирургическую помощь населению. Численность населения госпитального округа на 2-Б уровне должна быть не менее 200 тыс. человек. Оптимальная численность населения госпитального округа, обеспечивающая адекватную загрузку хирургических отделений, составляет 300-350 тыс. человек. При этом радиус обслуживания больницы интенсивного лечения не должен превышать 100 км, а время доставки пациента 1-1,5 часа.

Для оказания качественной и своевременной помощи населению должны круглосуточно функционировать вспомогательные диагностические и лечебные подразделения - отделения интенсивной терапии, лабораторная и служба лучевой диагностики, эндоскопия.

На третьем уровне высокоспециализированную хирургическую помощь оказывают в хирургических отделениях, расположенных на базе крупных лечебных учреждений или в специальных хирургических центрах. Эти отделения или центры предназначены для выполнения высокоспециализированной хирургической помощи, как в плановом, так и в экстренном порядке.

Для населения районов Республики Татарстан оказание неотложной и плановой хирургической помощи по трехуровневой системе практически уже внедрено. На первом уровне помощь осуществляется в центральных районных больницах, на втором -в межрайонных центрах (Альметьевск, Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, Чистополь, Бугульма, Арск). На третьем уровне хирургическая помощь проводится в ГАУЗ «Республиканская клиническая больница МЗ РТ».

С целью усовершенствования оказания неотложной и плановой хирургической помощи нами изучено состояние медицинских учреждений Республики Татарстан и результаты хирургического лечения за 2017 г. Наибольшая рождаемость и прирост населения зафиксированы в городах Казань, Набережные Челны, в Альметьевском, Сабинском

и Елабужском районах. При этом только в 4 из 43 районов показатель смертности меньше республиканского. Представленный сравнительный анализ показателей заболеваемости в районах и городах РТ, в данном варианте, вряд ли будет достоверным, без оценки доступности и качества медицинской помощи, уровня организационно-управленческой составляющей, исходов лечения: инвалидности и смертности. С учетом последнего, наиболее благоприятное соотношение заболеваемость/смертность определяется в Нижнекамском и Елабужском районах, городах Казань и Набережные Челны, худшее в Кукморском, Верхнеуслонском, Бугульминском, Буинском и Тукаевском районах [3].

Обеспеченность населения койками круглосуточного пребывания ниже среднего показателя наблюдается в городах Казань, Набережные Челны и Альметьевск, а также в Верхнеуслонском, Пестре-чинском, Тукаевском и Высокогорском районах, возможно обусловленной недавней оптимизацией коечного фонда, в частности, сокращения в районах акушерских коек [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 16 из 43 районов РТ обеспеченность хирургическими койками в 2-3 раза превышает средний республиканский уровень. Более низкая обеспеченность установлена в городах Казань, Набережные Челны и Альметьевск, а также в Лениногорском, Бугульминском, Арском, Тукаевском и Нижнекамском районах.

Максимальная обеспеченность населения врачами хирургами в Агрызском и Чистопольском районах, минимальная в Аксубаевском и Тукаевском районах. Из 368 хирургов 30% имеют высшую, 10,1% - первую, 4,3% - вторую квалификационную категорию. В 7 районах работают 19 хирургов без квалификационной категории.

Самый высокий показатель летальности в отделениях общего хирургического профиля (3,5%) отмечен в Лениногорском районе, при этом, как отмечалось выше, в данном районе самая низкая обеспеченность хирургическими койками - 1,9.

Из общего числа пролеченных в хирургических отделениях 63,5% составляют пациенты, поступившие по экстренным показаниям, при этом в Азна-каевском, Бугульминском и Мамадышском районах этот показатель превышает 80%. В тоже время в Сабинском районе доля экстренных пациентов равна 20,6%, а оперированы из них только 45,6%, Дрожжановском - 17,5% - 75,5%, Алексеевском -12,9% - 51,2% (таблица 1).

Наибольшее количество ранних послеоперационных осложнений в плановой хирургии наблюдается в Аксубаевском, Дрожжановском, Алексеевском и Лаишевском районах (таблица 2). В Аксубаевском районе из 62,5% пациентов, поступивших по неот-

Таблица 2.

Число плановых хирургических больных и дней их лечения в отделениях общего хирургического профиля в 2017 г. Table 2.

Amount of planned surgical patients and days of their treatment in general surgical departments in 2017

Район Число плановых больных Число оперированных плановых больных Число осложнений у оперированных плановых больных Число умерших из оперированных плановых больных Число дней лечения плановых больных

абс. хирургическая активность (%) абс. % абс. %

Агрызский 383 181 47,3 0 0,0 1 0,6 3192

Азнакаевский 180 122 67,8 0 0,0 0 0,0 1304

Аксубаевский 255 36 14,1 3 8,3 0 0,0 1785

Актанышский 610 316 51,8 0 0,0 0 0,0 3904

Алексеевский 841 494 58,7 26 5,3 0 0,0 5561

Алькеевский 181 108 59,7 0 0,0 0 0,0 1280

Альметьевский 776 715 92,1 0 0,0 0 0,0 3795

Апастовский 470 410 87,2 2 0,5 0 0,0 4448

Арский 298 143 48,0 0 0,0 0 0,0 2264

Атнинский 161 42 26,1 0 0,0 0 0,0 1029

Бавлинский 359 164 45,7 0 0,0 0 0,0 2734

Балтасинский 219 110 50,2 1 0,9 0 0,0 1703

Бугульминский 445 401 90,1 0 0,0 0 0,0 2567

Буинский 446 312 70,0 0 0,0 0 0,0 3619

Верхнеуслонский 212 103 48,6 1 1,0 0 0,0 1886

Высокогорский 482 369 76,6 3 0,8 0 0,0 3830

Дрожжановский 520 150 28,8 10 6,7 1 0,7 4680

Елабужский 540 292 54,1 1 0,3 0 0,0 2408

Заинский 546 420 76,9 2 0,5 0 0,0 3838

Зеленодольский 2258 1105 48,9 2 0,2 2 0,2 17521

Кайбицкий 305 240 78,7 1 0,4 1 0,4 3050

Камско-Устьинский 310 223 71,9 0 0,0 0 0,0 2932

Кукморский 711 468 65,8 0 0,0 0 0,0 5953

Лаишевский 329 92 28,0 3 3,3 0 0,0 2777

Лениногорский 580 506 87,2 0 0,0 0 0,0 3322

Мамадышский 296 156 52,7 0 0,0 0 0,0 4890

Менделеевский 204 164 80,4 0 0,0 0 0,0 1551

Мензелинский 744 421 56,6 1 0,2 0 0,0 5748

Муслюмовский 400 85 21,3 0 0,0 0 0,0 2903

Нижнекамский 1245 1134 91,1 2 0,2 0 0,0 9826

Новошешминский 64 43 67,2 0 0,0 0 0,0 614

Нурлатский 477 343 71,9 0 0,0 0 0,0 3387

Пестречинский 232 142 61,2 0 0,0 0 0,0 1578

Рыбно-Слободский 411 303 73,7 1 0,3 0 0,0 4317

Сабинский 1013 750 74,0 2 0,3 0 0,0 6939

Сармановский 476 69 14,5 0 0,0 0 0,0 4407

Спасский 157 98 62,4 0 0,0 0 0,0 1413

Тетюшский 152 90 59,2 0 0,0 0 0,0 1176

Тукаевский 172 98 57,0 0 0,0 0 0,0 1575

Тюлячинский 334 238 71,3 0 0,0 0 0,0 2795

Черемшанский 215 126 58,6 0 0,0 0 0,0 2367

Чистопольский 631 551 87,3 0 0,0 0 0,0 5652

Ютазинский 210 117 55,7 0 0,0 0 0,0 2155

г. Набережные Челны 3019 2333 77,3 6 0,3 4 0,2 16533

г. Казань 4471 4445 99,4 8 0,2 0 0,0 23231

Таблица 3.

Число экстренных хирургических больных и дней их лечения в отделениях общего хирургического профиля в 2017 г. Table 3.

Amount of emergency surgical patients and days of their treatment in general surgical departments in 2017

Район Число экстрен- ных больных Число оперированных экстренных больных Число осложнений у оперированных экстренных больных Число умерших из оперированных экстренных больных Число дней лечения экстренных больных

абс. хир. актив. (%) абс. % абс. %

Агрызский 349 117 33,5 0 0,0 9 7,7 2768

Азнакаевский 1103 418 37,9 0 0,0 3 0,7 8776

Аксубаевский 425 44 10,4 5 11,4 5 11,4 3615

Актанышский 893 192 21,5 6 3,1 6 3,1 5659

Алексеевский 125 64 51,2 13 20,3 3 4,7 938

Алькеевский 638 196 30,7 1 0,5 0 0,0 5864

Альметьевский 1951 1333 68,3 6 0,5 60 4,5 14536

Апастовский 223 73 32,7 2 2,7 2 2,7 2118

Арский 607 422 69,5 1 0,2 12 2,8 4548

Атнинский 454 104 22,9 0 0,0 0 0,0 2900

Бавлинский 709 294 41,5 2 0,7 9 3,1 5162

Балтасинский 571 184 32,2 2 1,1 3 1,6 4448

Бугульминский 2507 989 39,4 21 2,1 12 1,2 21272

Буинский 1218 934 76,7 4 0,4 12 1,3 9866

Верхнеуслонский 68 50 73,5 1 2,0 2 4,0 605

Высокогорский 1132 566 50,0 6 1,1 6 1,1 8935

Дрожжановский 110 83 75,5 8 9,6 4 4,8 1318

Елабужский 1031 761 73,8 6 0,8 23 3,0 10154

Заинский 578 404 69,9 5 1,2 2 0,5 5115

Зеленодольский 2007 1533 76,4 4 0,3 36 2,3 18738

Кайбицкий 259 120 46,3 2 1,7 1 0,8 1984

Камско-Устьинский 331 176 53,2 2 1,1 1 0,6 2845

Кукморский 580 485 83,6 3 0,6 9 1,9 4698

Лаишевский 851 462 54,3 0 0,0 7 1,5 7183

Лениногорский 341 187 54,8 2 1,1 11 5,9 2124

Мамадышский 1515 673 44,4 5 0,7 8 1,2 11156

Менделеевский 592 333 56,3 0 0,0 3 0,9 4526

Мензелинский 390 270 69,2 3 1,1 4 1,5 3194

Муслюмовский 201 170 84,6 3 1,8 3 1,8 1459

Нижнекамский 2365 1766 74,7 5 0,3 47 2,7 22919

Новошешминский 190 42 22,1 0 0,0 3 7,1 1450

Нурлатский 746 515 69,0 17 3,3 5 1,0 6815

Пестречинский 464 165 35,6 3 1,8 4 2,4 3158

Рыбно-Слободский 679 386 56,8 14 3,6 4 1,0 4905

Сабинский 263 120 45,6 2 1,7 2 1,7 2104

Сармановский 718 137 19,1 1 0,7 0 0,0 6459

Спасский 498 298 59,8 2 0,7 4 1,3 4495

Тетюшский 437 304 69,6 15 4,9 5 1,6 3569

Тукаевский 409 183 44,7 0 0,0 0 0,0 3827

Тюлячинский 223 64 28,7 0 0,0 3 4,7 1866

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Черемшанский 600 354 59,0 7 2,0 7 2,0 4800

Чистопольский 1610 602 37,4 11 1,8 12 2,0 11876

Ютазинский 560 123 22,0 4 3,3 8 6,5 4912

г. Набережные Челны 4294 3189 74,3 27 0,8 139 4,4 35032

г. Казань 11738 6370 54,3 73 1,1 276 4,3 83545

ложной хирургии, оперированы только 10,4%. При этом по уровню послеоперационных осложнений и летальности Аксубаевский район является «лидером» по РТ (таблица 3). Необходимо отметить, что в хирургическом отделении Аксубаевской ЦРБ на 15 коек работает 1 хирург без категории со стажем 13 лет.

Максимальное число пациентов из районов РТ, госпитализированных в отделения хирургического профиля ГАУЗ «РКБ МЗ РТ», составили жители Ат-нинского района (16,2%), при этом 54,1% из них поступили в отделения хирургии и 32,8% эндохи-рургии. Наименьшее число от всех госпитализированных пациентов отмечено по Менделеевскому району (2,8%), из них 75% пролечены в отделении гнойной хирургии.

Проведенный анализ позволил выделить серьезные проблемы в хирургической службе РТ:

1. недостаточная укомплектованность кадрами в 19 (44,2%) ЦРБ РТ;

2. в 24 (55,8%) районах отсутствует современное диагностическое оборудование, в большей степени эндоскопическое;

3. в 15 (34,9%) районах используются устаревшие хирургический инструментарий, операционные столы, наркозные аппараты;

4. недостаточное обеспечение лечебных учреждений медикаментами в 8 (18,6%) ЦРБ РТ;

5. отсутствие клинических протоколов и стандартов (критериев оценки) по многим разделам хирургии, позволяющих определить, как ее качество, так и объем во многих ЦРБ;

6. низкий уровень диспансеризации, медицинской грамотности населения, в итоге, позднее обращение за медицинской помощью;

7. отсутствие в ЦРБ необходимых специалистов: травматолог, анестезиолог, детский хирург, эндоскопист, лабораторная и лучевая диагностика (УЗИ, рентгенолог);

8. неудовлетворительное состояние специализированных межрайонных центров для оказания помощи наиболее тяжелым пациентам;

9. слабый контроль качества оказания медицинской помощи населению;

10. отсутствие инициативы по развитию отрасли, так в 9 (20,9%) районах в ежегодных отчетах нет выводов и предложений по развитию хирургической службы.

Выводы

Все изложенное говорит о необходимости разработать для каждого района «дорожную карту» по развитию хирургической службы, обязательную для исполнения, содержащую исчерпывающий комплекс рекомендаций, учитывающий необходимые ресурсы, с назначенными ответственными и сроками выполнения пунктов плана. С этой целью целесообразно создать рабочую группу из сотрудников РКБ и базовых кафедр, с привлечением в конкретных случаях соответствующего куратора района.

Вместе с тем, имеется также существенная необходимость в реорганизации хирургической службы и на третьем уровне - ГАУЗ «РКБ МЗ РТ». Для улучшения качества оказания хирургической помощи пациентам с заболеваниями печени, желчного пузыря и желчных протоков, поджелудочной железы, органов желудочно-кишечного тракта в сентябре 2018 г. открыто отделение хирургии №2. Проведенная реорганизация будет способствовать внедрению новых хирургических технологий, снижению числа

Уо!. 16, по. 9. 2018

practical мерюые ^ 55

неудовлетворительных результатов хирургического лечения пациентов, позволит выполнять на базе созданного отделения трансплантацию донорской печени, различные реконструктивно-восстанови-тельные операции. При этом планируется дополнительное оснащение, как диагностической службы, так и операционного блока новым эндоскопическим оборудованием, инструментарием, систематизировать и привести в соответствие с требованиями МЗ РТ национальные клинические рекомендации по всем хирургическим заболеваниям, регулярно проводить анализ и усилить работу по получению квалификационных категорий хирургами в ЦРБ и ГАУЗ «РКБ МЗ РТ», подготовки и переподготовки специалистов. Разработан комплексный план развития

научных исследований хирургами «РКБ МЗ РТ» совместно с базирующимися кафедрами КГМУ и КГМА, что в конечном итоге будет способствовать улучшению качества оказания хирургической помощи населению Республики Татарстан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Неотложная хирургия органов брюшной полости (клиническое руководство) / Под редакцией П.Г. Кондратенко, В.И. Русина.

- Донецк: Издатель Заславский А.Ю. - 2013. - 720 с.

2. Лупальцов В.И., Лессовой В.Н. Неотложная хирургия органов брюшной полости и забрюшинного пространства. - Харьков: «Контраст». - 2014. - 416 с.

3. Садыков М.Н., Гарипов Р.Р., Хуснуллина Г.Р. и др. Статистика здоровья населения и здравоохранения (по материалам Республики Татарстан за 2013-2017 годы): учебно-методическое пособие.

- Казань, 2018. - 262 с.

"ТОП

ТЕХНОЛОГИЯ

твой оптимальный профиль

Подсказки И

для кадрового

специалиста

□у© □

I

Результаты поиска

для кадрового специалиста

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

ООО «ИнфоЦентр «КонсультантПлюс» 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, 21 иплт. I г^осопэ и ttant.ru [email protected] тел./факс: (&43) 292-52-12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.