Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ-2030 РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН'

КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ-2030 РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
245
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГЛОМЕРАЦИИ / ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ / РАЗВИТИЕ АГЛОМЕРАЦИЙ / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / AGGLOMERATIONS / URBAN AGGLOMERATIONS / DEVELOPMENT OF AGGLOMERATIONS / REPUBLIC OF TATARSTAN / REGIONAL ADVANTAGES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Юсупова Ирина Валерьевна, Пелевин Олег Владимирович, Даутов Рустем Максудович

Исследование мирового опыта развития агломераций показывает, что управление естественным расширением их центров позволяет избежать излишней концентрации ресурсов в региональных и национальных центрах и сформировать основу для появления положительного эффекта синергии как в центрах агломераций, так и в рамках поясов влияния. Сложившийся высокий уровень поляризации российского экономического пространства диктует необходимость исследования зарубежного опыта управления развитием агломераций с выделением ключевых ограничений, что позволит адаптировать действующие в условиях развитых стран алгоритмы к особенностям российской социально-экономической среды. В контексте структуризации экономики в пространстве авторы отталкиваются в своем видении от агломерационного развития и от тенденции повышения уровня доли городского населения. В Республике Татарстан, как и в других регионах Российской Федерации, население «стягивается» в крупные городские агломерации, которые становятся центрами порождения новых идей, появления новых отраслей и экономической активности. Стратегия -2030 - основной документ, в соответствии с которым планируется развитие агломераций в Республике Татарстан. В Стратегии - 2030 обоснована идея формирования Волго-Камского метрополиса, предусматривающая активизацию агломерационных процессов в трех городских зонах активности - Казанской и Камской городских агломерациях, а также в формирующейся Альметьевской агломерации. В настоящее время именно городские агломерации являются доминирующей формой расселения в мире, бурно развивающейся и концентрирующей в себе все большие человеческие и экономические ресурсы. Городские агломерации становятся драйверами роста огромных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Юсупова Ирина Валерьевна, Пелевин Олег Владимирович, Даутов Рустем Максудович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR THE DEVELOPMENT OF URBAN AGGLOMERATIONS IN THE CONTEXT OF THE STRATEGY-2030 OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

The study of the world experience in the development of agglomerations shows that the management of the natural expansion of their centers avoids excessive concentration of resources in regional and national centers and form the basis for the emergence of a positive synergy effect both in the centers of agglomerations and within the zones of influence. The current high level of polarization of the Russian economic space dictates the need to study foreign experience in managing the development of agglomerations with the allocation of key constraints that will adapt the existing algorithms in the conditions of developed countries to the peculiarities of the Russian socio-economic environment. In the context of the structuring of the economy in space, the authors base their vision on the agglomeration development and the tendency to increase the level of the urban population. In the Republic of Tatarstan, as in other regions of the Russian Federation, the population is "pulled" into large urban agglomerations, which become centers of generation of new ideas, the emergence of new industries and economic activity. Strategy -2030 is the main document, according to which it is planned to develop agglomerations in the Republic of Tatarstan. In the Strategy - 2030 substantiates the idea of the formation of the Volga-Kama metropolis, providing for the intensification of the agglomeration process in three urban zones of activity of the Kazan and the Kama urban areas, as well as in the emerging Almetyevsk agglomeration. At present, urban agglomerations are the dominant form of settlement in the world, rapidly developing and concentrating more and more human and economic resources. Urban agglomerations are becoming drivers of the growth of vast territories.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ-2030 РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

© И.В.Юсупова, О.В.Пелевин, РМ.Даутов

МАТЕМАТИКА

УДК 338.001.36

КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ-2030 РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

И.В. Юсупова1'2, О.В.Пелевин3 ,Р.М.Даутов4

Министерство экономики Республики Татарстан, г. Казань, Россия 2Институт управления, экономики и финансов Казанского (Приволжского) федерального университета г. Казань, Россия, 3Министерство экономики Республики Татарстан, г. Казань, Россия 4Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан г.

Казань, Россия

I.Yusupova@tatar.ru, Oleg.Pelevin@tatar.ru, Rustem.Dautov@tatar.ru

Резюме: Исследование мирового опыта развития агломераций показывает, что управление естественным расширением их центров позволяет избежать излишней концентрации ресурсов в региональных и национальных центрах и сформировать основу для появления положительного эффекта синергии как в центрах агломераций, так и в рамках поясов влияния. Сложившийся высокий уровень поляризации российского экономического пространства диктует необходимость исследования зарубежного опыта управления развитием агломераций с выделением ключевых ограничений, что позволит адаптировать действующие в условиях развитых стран алгоритмы к особенностям российской социально-экономической среды. В контексте структуризации экономики в пространстве авторы отталкиваются в своем видении от агломерационного развития и от тенденции повышения уровня доли городского населения. В Республике Татарстан, как и в других регионах Российской Федерации, население «стягивается» в крупные городские агломерации, которые становятся центрами порождения новых идей, появления новых отраслей и экономической активности. Стратегия -2030 - основной документ, в соответствии с которым планируется развитие агломераций в Республике Татарстан. В Стратегии - 2030 обоснована идея формирования Волго-Камского метрополиса, предусматривающая активизацию агломерационных процессов в трех городских зонах активности - Казанской и Камской городских агломерациях, а также в формирующейся Альметьевской агломерации. В настоящее время именно городские агломерации являются доминирующей формой расселения в мире, бурно развивающейся и концентрирующей в себе все большие человеческие и экономические ресурсы. Городские агломерации становятся драйверами роста огромных территорий.

Ключевые слова: агломерации, городские агломерации, развитие агломераций, Республика Татарстан, региональные преимущества.

CRITERIA FOR THE DEVELOPMENT OF URBAN AGGLOMERATIONS IN THE CONTEXT OF THE STRATEGY-2030 OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

IV. Yusupova12, OV. Pelevin2, RM. Dautov4

JThe Ministry of economy of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia 2Institute of management, Economics and Finance of Kazan (Volga region) federal University Kazan, Russia 3Ministry of economy of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia 4Center for economic and social research Republic of Tatarstan under the Cabinet of Ministers Of The Republic Of Tatarstan, Kazan, Russia I.Yusupova@tatar.ru, Oleg.Pelevin@tatar.ru, Rustem.Dautov@tatar.ru

Abstract: The study of the world experience in the development of agglomerations shows that the management of the natural expansion of their centers avoids excessive concentration of resources in regional and national centers and form the basis for the emergence of a positive synergy effect both in the centers of agglomerations and within the zones of influence. The current high level of polarization of the Russian economic space dictates the need to study foreign experience in managing the development of agglomerations with the allocation of key constraints that will adapt the existing algorithms in the conditions of developed countries to the peculiarities of the Russian socio-economic environment. In the context of the structuring of the economy in space, the authors base their vision on the agglomeration development and the tendency to increase the level of the urban population. In the Republic of Tatarstan, as in other regions of the Russian Federation, the population is "pulled" into large urban agglomerations, which become centers of generation of new ideas, the emergence of new industries and economic activity. Strategy -2030 is the main document, according to which it is planned to develop agglomerations in the Republic of Tatarstan. In the Strategy - 2030 substantiates the idea of the formation of the Volga-Kama metropolis, providing for the intensification of the agglomeration process in three urban zones of activity of the Kazan and the Kama urban areas, as well as in the emerging Almetyevsk agglomeration. At present, urban agglomerations are the dominant form of settlement in the world, rapidly developing and concentrating more and more human and economic resources. Urban agglomerations are becoming drivers of the growth of vast territories.

Key words: agglomerations, urban agglomerations, development of agglomerations, Republic of Tatarstan, regional advantages.

В настоящее время наблюдается разбалансированность развития регионов, обусловленная неопределенностью макроэкономических параметров, которая требует реализации стратегического подхода к региональному управлению [1]. Соответствующая необходимость закреплена в федеральном законе о стратегическом планировании в Российской Федерации, республиканском законе о стратегическом планировании в Республике Татарстан» и законе Республики Татарстан «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года».

Рост нематериального производства, интенсификация информационных процессов, развитие рынка труда в практике развитых стран приводит к тому, что связь индивида с регионом ослабевает [2]. В практике развитых стран современные экономические процессы привели к тому, что уровень развития отдельных регионов находится на относительно одном уровне, что стимулирует мобилизационную активность трудоспособного населения, таким образом, осуществляется переток населения из одного региона в другой в зависимости от наличия сфер приложения труда [3]. Для развитой экономической системы характерны не только равномерное распределение благ среди населения, но и равномерное развитие отраслей народного хозяйства, равномерное распределение ресурсов, товаров и услуг [4].

Агломерации имеют распространения в рамках зарубежных стран, использование потенциала агломерационных образований в Российской Федерации в настоящее время не значительно [5].

Существуют множество подходов к определению сущности агломерации. Наиболее общая трактовка агломерации как объединение близлежащих городских и сельских административно-территориальных образований в единую локальную систему за счет следующих групп связей: трудовых, производственных, коммунально-хозяйственных, культурных, бытовых, экономических, торговых, природоресурсных и др., а также формирование единого рынка факторов производства, товаров, работ, услуг за счет их объединения, а также объединения социальной инфраструктуры, что в конечном итоге дает возможность использования экономическим агентам разных ресурсов в рамках данного объединения [6].

В соответствии со Стратегией-2030 развитие Татарстана должно строиться на основе сформированных городских агломераций, что и определило актуальность темы данной статьи. Понятие «агломерация» имеет свое происхождение от латинского слова «agglomero» - присоединяю, накапливаю. В научный лексикон термин «агломерация» введен в 1909 году А. Вебером, который предложил рассматривать ее как «сосредоточение промышленного производства в каком-либо месте» [7]. С другой стороны, как показывает анализ экономической литературы, развитие городских агломераций позволяет обеспечить ускоренные темпы роста территорий вследствие эффективной реализации [8] основанных

на рациональном взаимодействии территорий эффектов синергии. Например, модель Р. Болдуина исходит из того, что агломерация основана на эндогенном капитале и возможности построения точного прогноза [9]. В данной статье авторы предпринимают попытку установить взаимосвязь управления социально-экономическим развитием региона с характерными признаками морфогенеза и развития агломераций, а также обосновать целесообразность изменения критериев формирования агломераций Республики Татарстан.

Ключевой задачей концепции пространственного развития Республики Татарстан, описанной в Стратегии 2030, является обоснованная идея формирования Волго-Камского метрополиса, предусматривающая активизацию агломерационных процессов в трех городских зонах активности - Казанской и Камской городских агломерациях, а также в формирующейся Альметьевской агломерации. В настоящее время именно городские агломерации являются доминирующей формой расселения в мире, бурно развивающейся и концентрирующей в себе значительные человеческие и экономические ресурсы. Городские агломерации становятся драйверами роста огромных территорий. Тренд на развитие городских агломераций, по оценкам ученых, будет продолжаться и в дальнейшем, более того, в развитых странах крупнейшие городские агломерации постепенно будут объединяться в еще более крупные формы расселения и концентрации экономического потенциала - мегарегионы. В этой связи ставка на развитие агломераций и теснейшим образом связанных с ними экономических зон (Казанской, Камской и Альметьевской), описанная в Стратегии-2030, безусловно, является шагом в верном направлении. Вместе с тем, мы бы хотели обратить внимание на два вопроса, которые лежат в плоскости городских агломераций. Первый из них - это выяснение относительно четких, фактических границ городских агломераций и определение вектора их развития. В существующей редакции Стратегии 2030 границы городских агломераций выделены по границам муниципальных районов (Высокогорский, Лаишевский, Пестречинский, Верхнеуслонский, Зеленодольский районы и г. Казань), что в значительной мере является условностью. К примеру, в США критерием отнесения тех или иных районов к той или иной городской агломерации является анализ трудовых поездок[10]. Также к существенным факторам агломерационного процесса относятся транспортные расходы, прямые и обратные связи, экономия от масштаба производства, дифференциация конечного продукта, нелинейная зависимость заработной платы от транспортных издержек [7].

С развитием цифровых технологий отслеживать трудовые поездки и выявлять связность различных пространственных единиц между собой становится еще легче - с гораздо меньшими трудозатратами, но при этом едва ли не с большей степенью точности. К примеру, можно расширить методику, применявшуюся при расчете интенсивности и направленности перемещений горожан по городу Казани по данным SIM-карт, на прилегающие к Казани муниципальные районы. Анализ перемещений горожан по этой методике поможет установить очертания и границы агломерации более точно, выяснить, какие части прилегающих к Казани территорий связаны с городом наиболее интенсивными трудовыми поездками, и именно эти «узловые пункты» связать с Казанью более надежными транспортными связями - автобусными, легкорельсовыми, пригородным железнодорожным сообщением.

Разумеется, даже самые надежные геоинформационные данные не могут дать исчерпывающую информацию о границах агломераций, поскольку практически наверняка существуют разного рода «переходные зоны» от агломерации к «неагломерации». Более того, сами городские агломерации находятся в непрерывном процессе развития и трансформации своей структуры. Вместе с тем, даже такого рода анализ позволит определить очертания агломераций более четко, чем простое использование административных границ. Таким образом первый из поднятых нами вопросов логически формирует второй - необходимость уточнения очертаний агломерации с помощью современных методов. Ответ на поставленный вопрос позволит определить «сгустки активности» на периферии агломерации и направления трудовых поездок. Это даст представление об одном или нескольких векторах развития агломерации. Условно говоря, если мы знаем, какое направление генерирует больший пассажиропоток: в Казань - из Высокой Горы или из Васильево в Казань и где заканчивается зона, из которой значительное число людей отправляется на работу в столицу республики, это позволит наиболее эффективно использовать различные ресурсы при проектировании дальнейшего развития инфраструктуры - дорожной, транспортной, жилищно-коммунальной, торговой, рекреационной и т. п.

Выяснение фактических границ агломераций может быть положено в основу создания в рамках городских агломераций совещательных органов или площадок, на

которых управленцы входящих в агломерацию (в ее выявленных фактических границах) муниципалитетов могли бы способствовать разработке и имплементации стратегий развития муниципальных образований в совокупности, как единого социально-экономического организма соответствующей агломерации, а впоследствии - решения и иных вопросов развития агломерации в целом. «Надмуниципальные» органы эффективно работают в целом ряде крупнейших агломераций мира (например, Париже или Лондоне). Важные факторы в организации их работы: 1) взгляд на агломерацию и ее потребности как на единый организм вместо синтеза устремлений различных входящих в нее муниципалитетов; 2) максимальное обеспечение права голоса всех территорий агломерации, а не только ее ядра или подавляюще крупного муниципального образования; 3) эффективной формой организации деятельности подобных структур считается проектный подход.

Проведенный анализ социально-экономического развития муниципальных районов Республики Татарстан на основе Паспортов муниципальных образований Республики Татарстан «Характеристика социально-экономического развития муниципального образования» за 2018 год показал целесообразность изменения критериев формирования агломераций.

Первый критерий, который, по нашему мнению, необходимо учитывать: «Доля промышленного производства в общем объеме ВТП».

Использование данного критерия позволяет обеспечить паритет в рамках объединения, кроме того, муниципальные районы, имеющие схожую специализацию при взаимодействии могут давать синергетический эффект в социально-экономическом развитии.

На наш взгляд, целесообразно объединять муниципальные районы в следующие группы:

- 0-30% доля промышленного производства в общем объеме ВТП (1 группа);

- 31-60% доля промышленного производства в общем объеме ВТП (2 группа);

- 61-90% доля промышленного производства в общем объеме ВТП (3 группа);

- свыше 90% доля промышленного производства в общем объеме ВТП (4 группа).

Так, исследование Казанской городской агломерации показало, что (приводятся

показатели 2014 года с учетом динамики предыдущих лет):

- город Казань (49,18% доля промышленного производства в общем объеме ВТП) - 2 группа;

- Зеленодольский район (89,34%) - 3 группа;

- Высокогорский район (47,2%) - 2 группа;

- Пестречинский район (35,19%) - 2 группа;

- Лаишевский район (96,11%) - 4 группа;

- Вернеуслонский район (58,54%) - 2 группа.

Исследование Предкамской экономической подзоны показало, что:

- Арский район (20,15%) - 1 группа;

- Рыбно-Слободской район (4,01%) - 1 группа;

- Тюлячинский район (20,17%) - 1 группа;

- Сабинский район (26,19%) - 1 группа;

- Кукморский район (26,6%) - 1 группа;

- Балтасинский район (26,92%) - 1 группа;

- Мамадышский район (71,85%) - 3 группа;

- Атнинский район (4.28) - 1 группа.

Таким, образом, видно существенное расхождение в показателях между Мамадышским районом и другими муниципальными образованиями, включенными в подзону.

Исследование Закамской экономической подзоны показало, что:

- Алексеевский район (18,8%) - 1 группа;

- Чистопольский район (75,58%) - 3 группа;

- Спасский район (3,13%) - 1 группа;

- Алькеевский район (4,31) - 1 группа.

Таким, образом, видно существенное расхождение в показателях между Чистопольским районом и другими муниципальными образованиями, включенными в подзону.

Исследование Предволжской экономической подзоны показало, что:

- Апастовский район (8,45%) - 1 группа;

- Камско-Устьинский (35,09%) - 2 группа;

- Буинский район (40,74%) - 2 группа;

- Кайбицкий район (2,03%) - 1 группа;

- Тетюшский район (6,03%) - 1 группа;

- Дрожжановский район (42,59%) - 2 группа.

Таким, образом, видно существенное расхождение в показателях между Камско-Устьинского, Буинского и Дрожжановского районов и другими муниципальными образованиями, включенными в подзону.

Исследование Камской городской агломерации показало, что:

- город Набережные Челны (119,07%) - 4 группа;

- Нижнекамский район (247,09%) - 4 группа;

- Елабужский район (183,78%) - 4 группа;

- Тукаевский район (97,85%) - 4 группа;

- Менделеевский район (58,93%) - 2 группа.

Таким, образом, видно существенное расхождение в показателях между Менделеевским районом и другими муниципальными образованиями, включенными в агломерацию.

Исследование пояса формирующего влияния Камской экономической зоны показало:

- Агрызский район (14,88%) - 1группа;

- Актанышский район (26,86%) - 1 группа;

- Муслюмовский район (15,86%) - 1 группа;

- Мензелинский район (54,63%) - 2 группа;

- Заинский район (89,4%) - 3 группа.

Таким, образом, видно существенное расхождение в показателях между Мензелинского и Заинского районов и другими муниципальными образованиями, включенными в пояс.

Исследование Альметьевской городской агломерации показало:

- Альметьевский район (218,88%) - 4 группа;

- Бугульминский район (17,17%) - 1 группа;

- Лениногорский район (32,67%) - 2 группа.

Таким, образом, видно существенное расхождение в показателях между Альметьевским районом и другими муниципальными образованиями, включенными в агломерацию.

Исследование Пояса Альметьевской экономической зоны показало:

- Азнакаевский район (34,45%) - 2 группа;

- Аксубаевский район (90,03%)- 4 группа;

- Бавлинский район (31,34%) - 2 группа;

- Новошешминский район (92,79%) - 4 группа;

- Нурлатский район (37,38%) - 2 группа;

- Сармановский район (21,35%) - 1 группа;

- Черемшанский район (33,05%) - 2 группа;

- Ютазинский район (56,15%) - 2 группа.

Таким, образом, видно существенное расхождение в показателях между Аксубаевского и Новошешминского районов и другими муниципальными образованиями, включенными в пояс.

Второй критерий, который, по нашему мнению, необходимо учитывать: денежные доходы на душу населения в среднем за месяц:

- до 12 тыс. руб. денежный доход на душу населения в среднем за месяц (1 группа);

- от 12 тыс. до 17 тыс. руб. денежный доход на душу населения в среднем за месяц (2 группа);

- от 17 тыс. до 22 тыс. руб. денежный доход на душу населения в среднем за месяц (3 группа);

- от 22 тыс. до 27 тыс. руб. денежный доход на душу населения в среднем за месяц (4 группа);

- свыше 27 тыс. руб. денежный доход на душу населения в среднем за месяц (5 группа);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, исследование Казанской городской агломерации показало, что (приводятся показатели 2014 года с учетом динамики предыдущих лет):

- город Казань (43902,3 руб. денежный доход на душу населения в среднем за месяц) - 5 группа;

- Зеленодольский район (19155,1) - 3 группа;

- Высокогорский район (15896,9) - 2 группа;

- Пестречинский район (14910,8) - 2 группа;

- Лаишевский район (19110,9) - 3 группа;

- Вернеуслонский район (13012,2) - 2 группа.

В группе наблюдается существенный разрыв в доходах между муниципальными образованиями, особенно в рамках Пестречинского и Верхнеусловного районов. Исследование Предкамской экономической подзоны показало, что- Арский район (13945,9) - 2 группа;

- Рыбно-Слободской район (12425,9) - 2 группа;

- Тюлячинский район (12757,3) - 2 группа;

- Сабинский район (14706,1) - 2 группа;

- Кукморский район (12178) - 2 группа;

- Балтасинский район (11852,5) - 1 группа;

- Мамадышский район (12601,6) - 2 группа;

- Атнинский район (11804,2) - 1 группа.

Таким, образом, видно расхождение в показателях между муниципальными образованиями, включенными в подзону.

Исследование Закамской экономической подзоны показало, что:

- Алексеевский район (13893,1) - 2 группа;

- Чистопольский район (19055,9) - 3 группа;

- Спасский район (12181,9) - 2 группа;

- Алькеевский район (11740,5) - 1 группа.

Таким, образом, видно существенное расхождение в показателях между Чистопольским районом и другими муниципальными образованиями, включенными в подзону.

Исследование Предволжской экономической подзоны показало, что:

- Апастовский район (13433,9) - 2 группа;

- Камско-Устьинский (12509,9) - 2 группа;

- Буинский район (18475,9) - 3 группа;

- Кайбицкий район (12353,5) - 2 группа;

- Тетюшский район (12193,9) - 2 группа;

- Дрожжановский район (12652,8) - 2 группа.

Таким, образом, видно существенное расхождение в показателях между Буинским районом и другими муниципальными образованиями, включенными в подзону. Исследование Камской городской агломерации показало, что:

- город Набережные Челны (33043,8) - 5 группа;

- Нижнекамский район (30309,7) - 5 группа;

- Елабужский район (25100,6) - 4 группа;

- Тукаевский район (19537,1) - 3 группа;

- Менделеевский район (14160,9) - 2 группа.

Таким, образом, видно существенное расхождение в показателях между Менделеевским районом и другими муниципальными образованиями, включенными в агломерацию.

Исследование пояса формирующего влияния Камской экономической зоны показало:

- Агрызский район (15928,5) - 2 группа;

- Актанышский район (13454,7) - 2 группа;

- Муслюмовский район (12013) - 2 группа;

- Мензелинский район (13281,5) - 2 группа;

- Заинский район (19954,2) - 3 группа.

Таким, образом, видно существенное расхождение в показателях между Заинского района и другими муниципальными образованиями, включенными в пояс. Исследование Альметьевской городской агломерации показало:

- Альметьевский район (40250,1) - 5 группа;

- Бугульминский район (25004,3) - 4 группа;

- Лениногорский район (21728,8) - 3 группа.

Таким, образом, видно существенное расхождение в показателях между Альметьевским районом и другими муниципальными образованиями, включенными в агломерацию.

Исследование пояса Альметьевской экономической зоны показало:

- Азнакаевский район (21233,9) - 3 группа;

- Аксубаевский район (12023,2) - 2 группа;

- Бавлинский район (22499,6) - 4 группа;

- Новошешминский район (14293,1) - 2 группа;

- Нурлатский район (25609,3) - 4 группа;

- Сармановский район (15699,8) - 2 группа;

- Черемшанский район (13142,4) - 2 группа;

- Ютазинский район (14631,2) - 2 группа.

Таким, образом, видно существенное расхождение в показателях между Азнакаевского, Нурлатского, Бавлинского районов и другими муниципальными образованиями, включенными в пояс.

Использование двух вышеуказанных критериев позволит провести более обоснованное зонирование территории Республики Татарстан. При этом, необходимо учитывать, что целью применения данных критериев не является объединение по принципу «сильные к сильным и слабые к слабым». При объединении муниципальных районов необходимо также учитывать связь в рамках производственного цикла (например, связь, добывающего производства и перерабатывающего производства).

Полагаем, что в рамках зонирования (агломерирования) необходимо обеспечить баланс «сильных» и «слабых» районов и закрепить за районами-лидерами функцию консультирования депрессивных районов.

Изменения зонирования предполагает также необходимость анализа уровня урбанизации. Таким образом, возможно внесение следующих изменений.

В рамках Казанской городской агломерации изменения нецелесообразны с точки зрения невозможности присоединения выделенных муниципальных районов к другим образованиям в силу географического расположения. Хотя существует целесообразность отнесения Высокогорского и Пестречинского районов к Предкамской экономической зоне с созданием центра тяготения в Арском районе.

Арский район имеет наибольший уровень урбанизации (38,16% населения проживают в городской местности (городской местностью для целей исследования признавались города и ПГТ).

В рамках Предкамской экономической подзоны полагаем целесообразным исключение из существующего списка Мамадышского района, имеющего четкий производственный профиль (доля промышленного производства в общем объеме ВТП составляет 71,85%), но при этом - низкий денежный доход на душу населения в среднем за месяц (12601,6 руб.). Исходя из этого, возможно отнесение Мамадышского района к Камской городской агломерации.

В рамках Закамской экономической подзоны полагаем целесообразным исключения из списка Чистопольского района, имеющего четкий производственный профиль (доля промышленного производства в общем объеме ВТП составляет 75,58%) и денежный доход на душу населения в среднем за месяц (19055,9 руб.), что существенно опережает показатели других муниципальных районов, включенных в группу.

Включение Чистопольского района в какое-либо образование возможно только после дополнительного анализа хозяйственных связей хозяйствующих субъектов Чистопольского района с хозяйствующими субъектами других муниципальных районов.

Полагаем, что внесение изменений в состав Предволжской экономической подзоны нецелесообразно. Анализ показал, что высокая доля промышленного производства в общем объеме ВТП Дрожжановского района обеспечивается за счет деятельности Бурундуковского элеватора, который объединяет в себе ряд предприятий.

В рамках Камской городской агломерации полагаем, что целесообразным является исключение Менделеевского района, поскольку он имеет существенно более низкие показатели, чем средние по группе (доля промышленного производства в общем объеме ВТП составляет 58,93%, максимальное значение в группе - 247,09% (Нижнекамский район); денежный доход на душу населения в среднем за месяц 14160,9 руб., максимальное значение в группе - 33043,8 руб. (Н.Челны).

Включение Менделеевского района в какое-либо образование возможно только после дополнительного анализа хозяйственных связей хозяйствующих субъектов Менделеевского района с хозяйствующими субъектами других муниципальных районов.

В рамках пояса формирующего влияния Камской экономической зоны целесообразно исключение Заинского района поскольку он имеет существенно более высокие показатели, чем средние по группе (доля промышленного производства в общем объеме ВТП составляет 89,4%, минимальное значение в группе - 14,88% (Агрызский район); денежный доход на душу населения в среднем за месяц 19954,2 руб., минимальное значение в группе -12013 руб. (Муслюмовский район).

Включение Заинского района в какое-либо образование возможно только после дополнительного анализа хозяйственных связей хозяйствующих субъектов Заинского района с хозяйствующими субъектами других муниципальных районов.

В рамках Альметьевской городской агломерации целесообразно исключение Бугульминского и Лениногорского районов, поскольку существует существенное расхождение в показателях как по доле промышленного производства в общем объеме ВТП (Альметьевский район 218,88%; Бугульминский район - 17,17%; Лениногорский район -32,67%), а также по денежному доходу на душу населения в среднем за месяц (Альметьевский район - 40250,1 руб.; Бугульминский район - 25004,3 руб.; Лениногорский район - 21728,8 руб.).

Проведенный анализ ставит под сомнение целесообразность создание Альметьевской городской агломерации.

В рамках пояса Альметьевской экономической зоны целесообразно исключение Аксубаевского и Новошешминского районов, исходя из доли промышленного производства в общем объеме ВТП. При этом имеется существенное расхождение в показателях Азнакаевского, Нурлатского, Бавлинского районов и другими муниципальными образованиями, включенными в пояс (денежный доход на душу населения в среднем за месяц).

При отсутствии Альметьевской городской агломерации наличие пояса Альметьевской экономической зоны также нецелесообразно. Внесение изменения в существующий пояс Альметьевской экономической зоны возможно только после анализа хозяйственных связей между хозяйствующими субъектами муниципальных районов.

На основании проведенного кластерного и графического анализа авторами сформированы следующие три агломерации: Казанская с центром в городе Казань, Камская с двойным центром в городах Набережные Челны и Нижнекамск, и Альметьевская с центром в городе Альметьевск. Первым поясом Казанской агломерации являются Зеленодольский и Лаишевский районы; вторым поясом - Верхнеуслонский, Пестречинский и Высокогорский районы; третьим поясом - центры субагломераций Арск и Буинск; четвертым поясом - муниципальные районы, связанные тесными экономическими контактами с центрами субагломераций (Атнинский, Буинский, Балтасинский, Арский, Кукморский, Апастовский, Дрожжановский, Кайбицкий и Тетюшский районы); пятым поясом - Алькеевский и Камско-Устьинский районы. Первым поясом Камской агломерации являются Елабужский, Тукаевский и Нижнекамский районы; вторым поясом - Агрызский, Актанышский, Мензелинский, Менделеевский и Муслюмовский муниципальные районы; третьим поясом - центры субагломераций Мамадыш и Чистополь; четвертым поясом -Мамадышский, Рыбно-Слободской, Тюлячинский, Сабинский, Чистопольский, Аксубаевский, Алексеевский и Новошешминский муниципальные районы; пятым поясом -Спасский район.

Наконец, Альметьевская агломерация включает в себя центр в г.Альметьевск, первый пояс - Альметьевский, Азнакаевский, Бугульминский, Заинский, Лениногорский и Нурлатский муниципальные районы, и второй пояс - Бавлинский, Сармановский, Ютазинский и Черемшанский районы. То есть Казанская агломерация объединяет город Казань и 16 муниципальных районов; Камская агломерация - город Набережные Челны и 17 муниципальных районов; Альметьевская агломерация - 10 муниципальных районов. Несмотря не совсем равномерное распределение численности районов по агломерациям, предлагаемый вариант позволит обеспечить сбалансированное управление развитием агломераций на основе сложившихся хозяйственных и логистических связей.

Таким образом, предлагаемый подход говорит о необходимости резонирования по сравнению с предложенными в Стратегии - 2030 зонами развития.

Литература

1. Пилясов А.Н. Развитие региональной науки и вызовы перед российским сообществом I экономико-географов и региональных экономистов // Региональные исследования. 2010. №3. С. 16-41.

2. Даниленко, А. К. О формах управления экономикой городской агломерации как единым целым // Актуальные проблемы и перспективы развития государственного и муниципального управления: Сборник научных статей, подготовленный в рамках 3 Международной научно-практической конференции (1-2 декабря 2015 г.); под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина. М.: Юстицинформ, 2016. С. 97-100.

3.Кашапова Л.Х. Влияние поступательной динамики функционирования агломераций на развитие региона (на примере Республики Татарстан // Региональная экономика. Юг России.2017. №4 (18). С.67.

4.Голованова С.В. Изменение пространственной структуры промышленного производства] в России в период экономического подъема, 1997-2004 // Совершенная конкуренция. 2008. №5. С. 58-72.

5.Растворцева С.Н. Управление развитием процессов концентрации экономической активности в регионе: подходы новой экономической географии. М.: Экон-информ, 2013. С. 27.

6.Кузнецова А.И., Богославец Д.М. Характеристика и проблемы развития Красноярской агломерации // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Экономика и управление. 2016. №3 (18). С. 37-42

7.Даутов Р.М., Юсупова И.В., Кашапова Л.Х. Определение оптимальных центров формирования промышленных агломераций в Республике Татарстан // Экономический вестник Республики Татарстан. 2018. №1. С.30-40.

8.Доклад о состоянии и основных направлениях развития местного самоуправления в Российской Федерации (данные за 2017 г. - начало 2018 г.) [Электронный ресурс]. Доступно по: http://minjust.ru/sites/default/files/monitoringmsu-2018_18. Ссылка активна на: 08 марта 2019.

9.Baldwin R.E. Agglomeration and Endogenous Capital. Eropean Economic Review. 1999.V.43. pp. 253-280.

10.Trionfetti, F. Public Expenditure and Economic Geography. Annales d'Economie et de Statistique.1997. № 47. pp.101-125.

Авторы публикации

Юсупова Ирина Валерьевна - канд. экон. наук, заместитель начальника отдела стратегического развития Министерства экономики Республики Татарстан, доцент кафедры географии и картографии Казанского (Приволжского) федерального университета.

Пелевин Олег Владимирович - заместитель министра экономики Республики Татарстан.

Даутов Рустем Максудович - аспирант, заместитель директора Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан.

References

1.Pilyasov AN. Razvitiye regionalnoy nauki i vyzovy pered rossiyskim soobshchestvom ekonomiko-geografov i regionalnykh ekonomisto. Regionalnyye issledovaniya. 2010;3:6-41.

2.Danilenko AK.About the forms of government economy of city agglomeration as a whole.Current problems and prospects of development of the public and municipal administration: The collection of scientific articles prepared within the 3th International scientific and practical conference on December 1-2, 2015; Moscow, Yustitsinform, 2016. pp. 97-100.

3.Kashapova L. Influence of progressive dynamics of agglomerations on the development of the region (on the example of the Republic of Tatarstan. Regional economy. South of Russia. 2017;4 (18):67.

4.Golovanova SV. Izmeneniye prostranstvennoy struktury promyshlennogo proizvodstva v Rossii v period ekonomicheskogo podyema 1997-2004. Sovershennaya konkurentsiya. 2008;5:58-72.

5.Rastvortseva SN. Upravleniye razvitiyemprotsessov kontsentratsii ekonomicheskoy aktivnosti v regione:podkhody novoy ekonomicheskoy geografii. M.: Ekon-inform. 2013. P. 27.

6. Kuznetsova AI, Bogoslavets DM. The Characteristics and problems of development of Krasnoyarsk agglomeration. Vestnik of the Moscow University named S. U. Vitte. Series 1: Economics and management. 2016;3(18):37-42.

7.Dautov RM, Yusupova IV, Kashapova LH. Determination of optimal centers of formation of industrial agglomerations in the Republic of Tatarstan. Economic Bulletin of the Republic of Tatarstan.2018;1:30-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. The report on a state and the main directions of development of local government in the Russian Federation (data for 2017 - the beginning of 2018). Available at: http://minjust.ru/sites/default/files/monitoring-msu-2018.18. Accessed to: 08 March 2019.

9.Baldwin R.E. Agglomeration and Endogenous Capital. Eropean Economic Review.1999;43:253-

280.

10.Trionfetti F. Public Expenditure and Economic Geography. Annales d'Economie et de Statistique. 1997;47:101-125.

Authors of the publication

Irina V. Yusupova - The Ministry of economy of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia. Institute of management, Economics and Finance of Kazan (Volga region) federal University Kazan, Russia. Email: I.Yusupova@tatar.ru.

Oleg Pelevin - Ministry of economy of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia. Email: Oleg.Pelevin@tatar.ru .

Rustem M. Dautov - Center for economic and social research Republic of Tatarstan under the Cabinet of Ministers Of The Republic Of Tatarstan, Kazan, Russia. Email: Rustem.Dautov@tatar.ru.

Поступила в редакцию 22 апреля 2019г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.