Экономика ^ЫтГ/
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ малых форм хозяйствования в СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В. В. сулимин,
кандидат экономических наук, доцент,
Э. Р. БАТЫРШИНА,
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, заведующая кафедрой организации и прогнозирования производства,
АЛЬ ФРЕЙХАТ ФАЕК АХМЕД ХАСАН,
аспирант, Уральская ГСХА 620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42
Положительная рецензия представлена А. Н. Сёминым, доктором экономических наук, профессором, членом-корреспондентом РАСХН.
Ключевые слова: малые формы хозяйствования, факторы, программы, субсидии, развитие инфраструктуры, государственная поддержка.
Keywords: small forms of managing, factors, programs, grants, infrastructure development, the state support.
Малые формы хозяйствования на селе в современных условиях играют важную роль в стабилизации социально-экономического развития агропромышленного комплекса. Являясь полноправными субъектами рыночных отношений, они вносят существенный вклад в обеспечение населения продовольственными товарами, способствуют повышению занятости на селе, стимулируют развитие сельских территорий.
В основных мероприятиях и параметрах приоритетного национального проекта «Развитие АПК» предусмотрено стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе. Для этого предполагается увеличение и удешевление кредитных ресурсов, привлекаемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, личными подсобными хозяйствами и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами; модернизация и развитие инфраструктурной сети заготовки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции; формирование инфраструктуры земельного ипотечного кредитования.
Малые формы хозяйствования (далее — МФХ) в агропромышленном комплексе Свердловской области также представлены крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, личными подсобными хозяйствами граждан и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.
На территории Свердловской области в 2011 г. осуществляют хозяйственную деятельность 770 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 59 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, более 300 тыс. граждан ведут личное подсобное хозяйство.
Доля продукции МФХ в структуре продукции сельского хозяйства по Свердловской области по итогам 2010 г. составила 40,1 %, по Российской Федерации — 56,1 %.
Свердловская область Российская Федерация
Г у| 1=1 МФХ \ □ МФХ
40,1 56,1
www.m-avu. narod. ru
Доля производства продукции животноводства и растениеводства в МФХ в общем объеме производства составляет: скот и птица в живом весе — 21,4 %, в т. ч. КРС — 47,1 %; свиньи — 21,9 %; овцы и козы — 98,7 %; птица — 7,5 %; молоко — 26,2 %; зерно — 13,3 %; картофель — 87,2 %; овощи открытого грунта — 79,4 %.
На сегодняшний день удельный вес поголовья скота, находящегося в МФХ, по отношению к общему количеству скота в Свердловской области составляет: по крупному рогатому скоту — 28,6 %, коровам — 31,5 %, свиньям — 14,5 %, овцам и козам — 88,5 %, птице — 3,4 %.
Несмотря на столь значительные объемы производства в МФХ, вовлеченность их в сферу товарного обмена сельскохозяйственной продукцией и систему продовольственного рынка остается низкой.
Деятельность личных подсобных хозяйств населения в основном рассматривается только как источник самообеспечения сельских семей продуктами питания. В действительности же данная категория хозяйств имеет существенные излишки производства сельскохозяйственной продукции, которые при благоприятных условиях развития рыночной инфраструктуры (близость рынков сбыта, доступность транспорта и т.п.) могут реализовываться на местных рынках.
Эффективное развитие малых форм хозяйствования на селе сталкивается с рядом проблем организационного, экономического и социального характера.
Наиболее существенным фактором, негативно влияющим на функционирование МФХ, является трудность реализации произведенной продукции. При этом основным ограничителем выступает не отсутствие спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, а отсутствие инфраструктуры сбыта. Поэтому мелкотоварные производители вынуждены продавать по себестоимости свою продукцию посредникам. Данная проблема связана с отсутствием как сбытовых структур, действующих в интересах производителей, так и инфраструктуры первичной переработки сельскохозяйственной продукции, инфраструктуры хранения и транспортировки.
Другой, не менее негативный фактор, сдерживающий развитие малых форм хозяйствования в АПК, — трудно-доступность финансовых ресурсов, связанная с высоким уровнем требуемой залоговой базы при получении кредитов.
Отсутствие достаточных финансовых ресурсов обусловливает использование фермерами и другими
89
Экономика
производство продуктов животноводства и растениеводства в 2010 г.
Наименование показателей Хозяйства всех категорий Малые формы хозяйствования В процентах
1. Произведено (выращено) в живой массе, тыс. тонн
Всего скота и птицы, в т. ч. 219,9 47,0 21,4
крупный рогатый скот 46,1 21,7 47,1
свиньи 53,9 11,8 21,9
овцы и козы 4,4 4,3 98,7
птица 114,3 8,6 7,5
2. Произведено с/х продукции, тыс. тонн
молоко 540,7 141,7 26,2
зерновые и зернобобовые 518,6 69,2 13,3
картофель 513,9 448,2 87,2
овощи открытого грунта 147,7 117,4 79,4
яйца, тыс. шт. 1278,2 56,8 4,4
сравнительный анализ удельного веса Мфх в объемах производства основных видов сельскохозяйственной продукции, %
Наименование продукции Свердловская область Российская Федерация
Зерновые и зернобобовые 13,3 20,9
Картофель 87,2 86,9
Овощи открытого грунта 79,4 81,6
Мясо скота и птицы в ж. в. 21,4 39,4
Молоко 26,2 55,1
поголовье скота в Мфх на конец 2010 г., тыс. гол.
Наименование показателей Хозяйства всех категорий Малые формы хозяйствования В процентах
Крупный рогатый скот 260,1 74,5 28,6
Коровы 120,7 38,1 31,5
Свиньи 277,6 40,4 14,5
Овцы и козы 74,9 66,3 88,5
Птица, млн гол. 11,5 0,4 3,4
сравнительный анализ структуры поголовья скота в Мфх на начало 2011 г., %
Наименование скота Свердловская область Российская Федерация
Крупный рогатый скот 28,6 53,6
Коровы 31,5 58,0
Свиньи 14,5 37,2
Овцы и козы 88,5 78,5
Птица 3,4 5,6
субъектами малых форм хозяйствования примитивных технологий, морально и физически устаревшей техники и ручного труда при производстве продукции, что снижает эффективность сельскохозяйственного производства и конкурентоспособность мелкотоварного сектора АПК.
Слабое развитие социальной инфраструктуры, низкий уровень и качество жизни на селе делают непривлекательным фермерское хозяйство среди молодежи, вызывают отток наиболее активной части сельского населения в город, что ведет к дальнейшему спаду сельскохозяйственного производства и деградации сельских территорий.
В связи с этим сектор малого предпринимательства нуждается в серьезной поддержке со стороны государства.
Решение большей части вышеупомянутых проблем возлагается на реализацию областных целевых программ «Развитие агропромышленного комплекса Свердловской области на 2008-2012 гг.» (постановление Правительства Свердловской области от 29.01.2008 г. № 51-ПП) и «О комплексной программе социальноэкономического развития территорий сельских населенных пунктов в Свердловской области на период
2008-2015 гг.» («Уральская деревня») (постановление
Правительства Свердловской области от 28.11.2007 г. № 1176-ПП).
Эти программы должны стать инструментом реализации государственной стратегии устойчивого развития МФХ в АПК.
Повышение эффективности МФХ, а также их устойчивое развитие позволят:
— увеличить долю обрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения;
— увеличить объемы сельскохозяйственного производства;
— повысить уровень жизни сельского населения;
— обеспечить рост занятости сельского населения и снижение скрытой безработицы;
— решить социально-экономические проблемы развития села, относящиеся к приоритетным целям развития АПК.
Программы разработаны в развитие и дополнение «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.», которая утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.04.2011 г. № 298).
90
№№№. т-Э¥и. пагоб. ги
Экономика ^ЫтГ/
Очевидно, что одной из самых существенных проблем субъектов малых форм хозяйствования является их финансирование.
В настоящее время государственная поддержка МФХ осуществляется в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 90 (ред. от 03.06.2011 г.) «О распределении и предоставлении в
2009-2011 гг. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», Закона Свердловской области от 26 ноября 2010 г. № 100-0З «Об областном бюджете на 2011 г.», Закона Свердловской области от 4 февраля 2008 г. № 7-ОЗ «О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области» и других нормативных правовых актов.
В 2011 г. в областном бюджете на реализацию программы «Развитие агропромышленного комплекса Свердловской области» на 2008-2012 гг. выделено 2466,421 млн руб., в которых предусмотрено в том числе финансирование МФХ по следующим направлениям:
— субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до 1 года, от 2 до 10 лет, до 8 лет;
— субсидии на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства сельхозназначения;
— субсидии на приобретение техники, оборудования и племенного скота;
— субсидии на производство (закупку) животноводческой продукции и рыбной продукции;
— субсидии на приобретение пестицидов и агрохимикатов;
— субсидии на приобретение или производство элитных семян;
— субсидии на оплату услуг по страхованию урожая;
— субсидии на приобретение племенного молодняка КРС;
— субсидии на приобретение семян кормовых культур хозяйствам, распложенным на территориях, пострадавшим от засухи 2010 г.
В 2010 г. малым формам хозяйствования оказана государственная поддержка в сумме 165,2 млн руб., в т. ч. из федерального бюджета — 30,8 млн руб., областного бюджета — 134,4 млн руб.
В 1 полугодии 2011 г. — 78,3 млн руб.: федеральный бюджет—20,3 млн руб., областной бюджет—58,0 млн руб.
В текущем году 86 крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей представили бизнес-проекты, направленные на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, сумма предоставленных средств составила 19,9 млн руб.
Продолжается реализация пилотного проекта строительства, реконструкции и модернизации животноводческих ферм, на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.
В текущем году ожидается закончить модернизацию животноводческих ферм по беспривязному содержанию животных в 2 хозяйствах: КХ «Аникьева А. В.», КХ «Юрмач», в 4 хозяйствах начинается реконструкция.
По результатам принятых решений Председателем Правительства РФ В. В. Путиным на XXII съезде АККОР фермеры Свердловской области получили 32 единицы нераспределенной сельскохозяйственной техники, находящейся на ответственном хранении в системе ОАО «Росагролизинг» с субсидированием 50 процентов стоимости, на сумму 27448,1 тыс. руб.
В постоянном режиме проводится информирование граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, а также граждан, желающих заняться собственным сельскохозяйственным бизнесом, по вопросам кредитования, о действии программы «Открой свое дело» через средства массовой информации, сельские сходы и др. За 7 месяцев 2011 г. проведено более 590 сельских сходов (в 2010 г. за год — 602), опубликована информация в более 40 периодических изданий общим тиражом более 150 тыс. экз.
Производится закуп у населения сельскохозяйственной продукции. За 7 месяцев 2011 г. закуплено 6,2 тыс. т молока (за 2010 год — 13,88 тыс. т), мяса — 2,0 тыс. т (2010 — 5,22 тыс. т).
В рамках поддержки занятости населения более 470 безработных граждан открыли собственное дело, они дополнительно создали 85 рабочих мест для трудоустройства других безработных граждан, сумма поддержки — 32,4 млн руб. (2010 г. — 802 дополнительных мест — 441, сумма — 73 млн руб.).
По программе «Начни свое дело» через Департамент малого и среднего предпринимательства Министерства экономики Свердловской области в 2010 г. крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, получили 74 гранта на сумму 18075 тыс. руб.
Итак, среди наиболее важных проблемных блоков развития МФХ можно выделить четыре:
1) вопрос ценообразования;
2) сбыт продукции и развитие кооперации;
3) вопрос бюджетной поддержки и кредитования;
4) вопрос земельных отношений.
Для решения всех вышепоставленных задач следует обратить внимание на необходимость упрощения процедуры государственной регистрации, облегчения доступа к финансовым ресурсам (бюджетным, внебюджетным), создания системы гарантий кредитования, уменьшения налоговой нагрузки, сокращения количества всевозможных проверок, подготовки и повышения квалификации предпринимателей, совершенствования законодательной и нормативной базы малого предпринимательства.
Разрешению проблемных задач во многом будут способствовать программно-целевые подходы, которые реализуются уже в региональных АПК, а также формирование «Инфраструктурного хаба поддержки малого и среднего бизнеса», как это осуществили в Свердловской области.
литература
1. Московский Н. В. Малые формы хозяйствования на селе: проблемы функционирования и направления эффективного развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 11.
С.63-65.
2. Экономические основы, возможности и направления развития личного подсобного хозяйства : материалы Всероссийской научно-практической конференции. М. : ВНИЭТУСХ, 2004. 494 с.
ммм.т-эчи. пэгоб. ги
91