Научная статья на тему 'Организационные аспекты и перспективы развития малых форм хозяйствования в Свердловской области'

Организационные аспекты и перспективы развития малых форм хозяйствования в Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ФАКТОРЫ / ПРОГРАММЫ / СУБСИДИИ / РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / SMALL FORMS OF MANAGING / FACTORS / PROGRAMS / GRANTS / INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT / THE STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулимин В. В., Батыршина Э. Р., Аль Фрейхат Фаек Ахмед Хасан

В настоящей статье рассмотрены проблемы дальнейшего развития малых форм хозяйствования в АПК региона, а также выделены основные подходы и механизмы повышения эффективности их функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сулимин В. В., Батыршина Э. Р., Аль Фрейхат Фаек Ахмед Хасан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL ASPECTS AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF SMALL FORMS OF MANAGEMENT IN SVERDLOVSK REGION

In the present article problems of the further development of small forms of managing in region agrarian and industrial complex are considered, and also the basic approaches and mechanisms of increase of efficiency of their functioning are allocated.

Текст научной работы на тему «Организационные аспекты и перспективы развития малых форм хозяйствования в Свердловской области»

Экономика ^ЫтГ/

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ малых форм хозяйствования в СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В. В. сулимин,

кандидат экономических наук, доцент,

Э. Р. БАТЫРШИНА,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, заведующая кафедрой организации и прогнозирования производства,

АЛЬ ФРЕЙХАТ ФАЕК АХМЕД ХАСАН,

аспирант, Уральская ГСХА 620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42

Положительная рецензия представлена А. Н. Сёминым, доктором экономических наук, профессором, членом-корреспондентом РАСХН.

Ключевые слова: малые формы хозяйствования, факторы, программы, субсидии, развитие инфраструктуры, государственная поддержка.

Keywords: small forms of managing, factors, programs, grants, infrastructure development, the state support.

Малые формы хозяйствования на селе в современных условиях играют важную роль в стабилизации социально-экономического развития агропромышленного комплекса. Являясь полноправными субъектами рыночных отношений, они вносят существенный вклад в обеспечение населения продовольственными товарами, способствуют повышению занятости на селе, стимулируют развитие сельских территорий.

В основных мероприятиях и параметрах приоритетного национального проекта «Развитие АПК» предусмотрено стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе. Для этого предполагается увеличение и удешевление кредитных ресурсов, привлекаемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, личными подсобными хозяйствами и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами; модернизация и развитие инфраструктурной сети заготовки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции; формирование инфраструктуры земельного ипотечного кредитования.

Малые формы хозяйствования (далее — МФХ) в агропромышленном комплексе Свердловской области также представлены крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, личными подсобными хозяйствами граждан и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.

На территории Свердловской области в 2011 г. осуществляют хозяйственную деятельность 770 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 59 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, более 300 тыс. граждан ведут личное подсобное хозяйство.

Доля продукции МФХ в структуре продукции сельского хозяйства по Свердловской области по итогам 2010 г. составила 40,1 %, по Российской Федерации — 56,1 %.

Свердловская область Российская Федерация

Г у| 1=1 МФХ \ □ МФХ

40,1 56,1

www.m-avu. narod. ru

Доля производства продукции животноводства и растениеводства в МФХ в общем объеме производства составляет: скот и птица в живом весе — 21,4 %, в т. ч. КРС — 47,1 %; свиньи — 21,9 %; овцы и козы — 98,7 %; птица — 7,5 %; молоко — 26,2 %; зерно — 13,3 %; картофель — 87,2 %; овощи открытого грунта — 79,4 %.

На сегодняшний день удельный вес поголовья скота, находящегося в МФХ, по отношению к общему количеству скота в Свердловской области составляет: по крупному рогатому скоту — 28,6 %, коровам — 31,5 %, свиньям — 14,5 %, овцам и козам — 88,5 %, птице — 3,4 %.

Несмотря на столь значительные объемы производства в МФХ, вовлеченность их в сферу товарного обмена сельскохозяйственной продукцией и систему продовольственного рынка остается низкой.

Деятельность личных подсобных хозяйств населения в основном рассматривается только как источник самообеспечения сельских семей продуктами питания. В действительности же данная категория хозяйств имеет существенные излишки производства сельскохозяйственной продукции, которые при благоприятных условиях развития рыночной инфраструктуры (близость рынков сбыта, доступность транспорта и т.п.) могут реализовываться на местных рынках.

Эффективное развитие малых форм хозяйствования на селе сталкивается с рядом проблем организационного, экономического и социального характера.

Наиболее существенным фактором, негативно влияющим на функционирование МФХ, является трудность реализации произведенной продукции. При этом основным ограничителем выступает не отсутствие спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, а отсутствие инфраструктуры сбыта. Поэтому мелкотоварные производители вынуждены продавать по себестоимости свою продукцию посредникам. Данная проблема связана с отсутствием как сбытовых структур, действующих в интересах производителей, так и инфраструктуры первичной переработки сельскохозяйственной продукции, инфраструктуры хранения и транспортировки.

Другой, не менее негативный фактор, сдерживающий развитие малых форм хозяйствования в АПК, — трудно-доступность финансовых ресурсов, связанная с высоким уровнем требуемой залоговой базы при получении кредитов.

Отсутствие достаточных финансовых ресурсов обусловливает использование фермерами и другими

89

Экономика

производство продуктов животноводства и растениеводства в 2010 г.

Наименование показателей Хозяйства всех категорий Малые формы хозяйствования В процентах

1. Произведено (выращено) в живой массе, тыс. тонн

Всего скота и птицы, в т. ч. 219,9 47,0 21,4

крупный рогатый скот 46,1 21,7 47,1

свиньи 53,9 11,8 21,9

овцы и козы 4,4 4,3 98,7

птица 114,3 8,6 7,5

2. Произведено с/х продукции, тыс. тонн

молоко 540,7 141,7 26,2

зерновые и зернобобовые 518,6 69,2 13,3

картофель 513,9 448,2 87,2

овощи открытого грунта 147,7 117,4 79,4

яйца, тыс. шт. 1278,2 56,8 4,4

сравнительный анализ удельного веса Мфх в объемах производства основных видов сельскохозяйственной продукции, %

Наименование продукции Свердловская область Российская Федерация

Зерновые и зернобобовые 13,3 20,9

Картофель 87,2 86,9

Овощи открытого грунта 79,4 81,6

Мясо скота и птицы в ж. в. 21,4 39,4

Молоко 26,2 55,1

поголовье скота в Мфх на конец 2010 г., тыс. гол.

Наименование показателей Хозяйства всех категорий Малые формы хозяйствования В процентах

Крупный рогатый скот 260,1 74,5 28,6

Коровы 120,7 38,1 31,5

Свиньи 277,6 40,4 14,5

Овцы и козы 74,9 66,3 88,5

Птица, млн гол. 11,5 0,4 3,4

сравнительный анализ структуры поголовья скота в Мфх на начало 2011 г., %

Наименование скота Свердловская область Российская Федерация

Крупный рогатый скот 28,6 53,6

Коровы 31,5 58,0

Свиньи 14,5 37,2

Овцы и козы 88,5 78,5

Птица 3,4 5,6

субъектами малых форм хозяйствования примитивных технологий, морально и физически устаревшей техники и ручного труда при производстве продукции, что снижает эффективность сельскохозяйственного производства и конкурентоспособность мелкотоварного сектора АПК.

Слабое развитие социальной инфраструктуры, низкий уровень и качество жизни на селе делают непривлекательным фермерское хозяйство среди молодежи, вызывают отток наиболее активной части сельского населения в город, что ведет к дальнейшему спаду сельскохозяйственного производства и деградации сельских территорий.

В связи с этим сектор малого предпринимательства нуждается в серьезной поддержке со стороны государства.

Решение большей части вышеупомянутых проблем возлагается на реализацию областных целевых программ «Развитие агропромышленного комплекса Свердловской области на 2008-2012 гг.» (постановление Правительства Свердловской области от 29.01.2008 г. № 51-ПП) и «О комплексной программе социальноэкономического развития территорий сельских населенных пунктов в Свердловской области на период

2008-2015 гг.» («Уральская деревня») (постановление

Правительства Свердловской области от 28.11.2007 г. № 1176-ПП).

Эти программы должны стать инструментом реализации государственной стратегии устойчивого развития МФХ в АПК.

Повышение эффективности МФХ, а также их устойчивое развитие позволят:

— увеличить долю обрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения;

— увеличить объемы сельскохозяйственного производства;

— повысить уровень жизни сельского населения;

— обеспечить рост занятости сельского населения и снижение скрытой безработицы;

— решить социально-экономические проблемы развития села, относящиеся к приоритетным целям развития АПК.

Программы разработаны в развитие и дополнение «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.», которая утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.04.2011 г. № 298).

90

№№№. т-Э¥и. пагоб. ги

Экономика ^ЫтГ/

Очевидно, что одной из самых существенных проблем субъектов малых форм хозяйствования является их финансирование.

В настоящее время государственная поддержка МФХ осуществляется в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 90 (ред. от 03.06.2011 г.) «О распределении и предоставлении в

2009-2011 гг. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», Закона Свердловской области от 26 ноября 2010 г. № 100-0З «Об областном бюджете на 2011 г.», Закона Свердловской области от 4 февраля 2008 г. № 7-ОЗ «О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области» и других нормативных правовых актов.

В 2011 г. в областном бюджете на реализацию программы «Развитие агропромышленного комплекса Свердловской области» на 2008-2012 гг. выделено 2466,421 млн руб., в которых предусмотрено в том числе финансирование МФХ по следующим направлениям:

— субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до 1 года, от 2 до 10 лет, до 8 лет;

— субсидии на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства сельхозназначения;

— субсидии на приобретение техники, оборудования и племенного скота;

— субсидии на производство (закупку) животноводческой продукции и рыбной продукции;

— субсидии на приобретение пестицидов и агрохимикатов;

— субсидии на приобретение или производство элитных семян;

— субсидии на оплату услуг по страхованию урожая;

— субсидии на приобретение племенного молодняка КРС;

— субсидии на приобретение семян кормовых культур хозяйствам, распложенным на территориях, пострадавшим от засухи 2010 г.

В 2010 г. малым формам хозяйствования оказана государственная поддержка в сумме 165,2 млн руб., в т. ч. из федерального бюджета — 30,8 млн руб., областного бюджета — 134,4 млн руб.

В 1 полугодии 2011 г. — 78,3 млн руб.: федеральный бюджет—20,3 млн руб., областной бюджет—58,0 млн руб.

В текущем году 86 крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей представили бизнес-проекты, направленные на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, сумма предоставленных средств составила 19,9 млн руб.

Продолжается реализация пилотного проекта строительства, реконструкции и модернизации животноводческих ферм, на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.

В текущем году ожидается закончить модернизацию животноводческих ферм по беспривязному содержанию животных в 2 хозяйствах: КХ «Аникьева А. В.», КХ «Юрмач», в 4 хозяйствах начинается реконструкция.

По результатам принятых решений Председателем Правительства РФ В. В. Путиным на XXII съезде АККОР фермеры Свердловской области получили 32 единицы нераспределенной сельскохозяйственной техники, находящейся на ответственном хранении в системе ОАО «Росагролизинг» с субсидированием 50 процентов стоимости, на сумму 27448,1 тыс. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В постоянном режиме проводится информирование граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, а также граждан, желающих заняться собственным сельскохозяйственным бизнесом, по вопросам кредитования, о действии программы «Открой свое дело» через средства массовой информации, сельские сходы и др. За 7 месяцев 2011 г. проведено более 590 сельских сходов (в 2010 г. за год — 602), опубликована информация в более 40 периодических изданий общим тиражом более 150 тыс. экз.

Производится закуп у населения сельскохозяйственной продукции. За 7 месяцев 2011 г. закуплено 6,2 тыс. т молока (за 2010 год — 13,88 тыс. т), мяса — 2,0 тыс. т (2010 — 5,22 тыс. т).

В рамках поддержки занятости населения более 470 безработных граждан открыли собственное дело, они дополнительно создали 85 рабочих мест для трудоустройства других безработных граждан, сумма поддержки — 32,4 млн руб. (2010 г. — 802 дополнительных мест — 441, сумма — 73 млн руб.).

По программе «Начни свое дело» через Департамент малого и среднего предпринимательства Министерства экономики Свердловской области в 2010 г. крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, получили 74 гранта на сумму 18075 тыс. руб.

Итак, среди наиболее важных проблемных блоков развития МФХ можно выделить четыре:

1) вопрос ценообразования;

2) сбыт продукции и развитие кооперации;

3) вопрос бюджетной поддержки и кредитования;

4) вопрос земельных отношений.

Для решения всех вышепоставленных задач следует обратить внимание на необходимость упрощения процедуры государственной регистрации, облегчения доступа к финансовым ресурсам (бюджетным, внебюджетным), создания системы гарантий кредитования, уменьшения налоговой нагрузки, сокращения количества всевозможных проверок, подготовки и повышения квалификации предпринимателей, совершенствования законодательной и нормативной базы малого предпринимательства.

Разрешению проблемных задач во многом будут способствовать программно-целевые подходы, которые реализуются уже в региональных АПК, а также формирование «Инфраструктурного хаба поддержки малого и среднего бизнеса», как это осуществили в Свердловской области.

литература

1. Московский Н. В. Малые формы хозяйствования на селе: проблемы функционирования и направления эффективного развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 11.

С.63-65.

2. Экономические основы, возможности и направления развития личного подсобного хозяйства : материалы Всероссийской научно-практической конференции. М. : ВНИЭТУСХ, 2004. 494 с.

ммм.т-эчи. пэгоб. ги

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.