функциональной модели педагогической деятельности тьютора, формирует его субкультуру. В основе культуры тьюторского сообщества и системы ОДПО в целом лежит гуманистическое мировоззрение, включающее такие характеристики личности, как открытость, безусловное принятие другого, способность к соучастию, терпимость к разнообразию (толерантность), позицию «равного » во взаимоотношениях.
Литература
1. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: Специали-
зированный учебный курс / С.А. Щенни-ков, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская и др. - М., 2004.
2. Щенников С.А. Открытое дистанционное
образование. - М., 2002.
3. Бендова Л.В. «Развиватель» для развивающих-
ся // Управление персоналом. - 2006. - №18.
4. Система обеспечения качества в дистан-
ционном образовании: Сб. науч. тр. МИМ ЛИНК. - Вып. 15. - М., 2006.
5. Комраков Е.С. Тьютор в роли проектиров-
щика // Техники деятельности тьютора: Учеб.-метод. пособие. - Жуковский, 2002.
6. Щедровицкий Г. П. Очерки по философии
образования. - М., 1993.
7. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. - М.,
2006.
А. СОЛОВОВ, профессор Самарский государственный аэрокосмический университет
Многие образовательные учреждения, рассматривая свои перспективы, планируют развитие дистанционных образовательных услуг на основе технологий электронного обучения. При этом возникает ряд вопросов, связанных со структурными, маркетинговыми, кадровыми и прочими организационными решениями. В данной статье обсуждаются некоторые из них.
СДО как организационно-техническая система. Говоря о системе дистанционного обучения ^ДО), нередко имеют в виду программную оболочку для управления содержанием или процессом обучения (Learning Content Management System -LCMS или Learning Management System -LMS). Однако с позиций системного подхода целесообразно рассматривать CДO образовательного учреждения как организационно-техническую систему, в состав которой в качестве основных подсистем входят подсистема маркетинга, комплекс технических средств, средства обеспечения и организационная подсистема {рис. 1).
Организационные аспекты электронного дистанционного обучения
Подсистема маркетинга. Зачем она нужна в СДО? Предположим, что вы менеджер СДО. Прежде чем приступать к формированию и развитию СДО, вы должны ответить на целый ряд вопросов. Кто принесет вам деньги? Кто клиенты и сколько их? Какие услуги они хотят получить? Каким должно быть содержание обучения? Какие целесообразно использовать технологии обучения?
Дело в том, что во многих образовательных учреждениях дистанционное обучение вводится начиная со сферы дополнительного образования. А ведь это нетрадиционный, особенно для государственных учебных заведений, рынок образовательных услуг. Некоторые государственные университеты, имея сложившуюся конъюнктуру в регулярном образовании и привыкнув к тому, что учащиеся сами приходят в университет, причем на конкурсной основе, проявляют порой беспомощность в привлечении клиентов в сфере дополнительных образовательных услуг, проигрывая
более расторопным в организационном плане негосударственным учебным заведениям. Вроде все есть: и техническая база, и персонал, и банк электронных курсов, а потенциальные клиенты почему-то несут свои деньги в другое место. И нередкое тому объяснение - полное отсутствие маркетинговой составляющей в СДО. В связи с этим возникают трудности в определении потенциальных клиентов, в формировании конкурентоспособных предложений для рынка образовательных услуг, в целенаправленной, адресной рекламной деятельности на этом рынке.
Использование в СДО маркетинговых инструментов (типа SWOT-анализа, анкетирования и т.п.) позволяет уйти от порочной практики - исходить из того, что знаешь и умеешь делать, а не из того, что пользуется спросом на рынке образовательных услуг. Однажды к автору, координировавшему в своем университете программу создания электронных образовательных ресурсов для системы ДПО, обра-
тился один из преподавателей, высококвалифицированный в научном плане специалист по одному из уникальных направлений науки и техники, со словами: «Хотелось бы принять участие в проекте и разработать электронный курс по своему научному направлению. Есть учебные материалы, которые уже апробированы в качестве разделов в студенческих курсах». Спрашиваю его: «А кому, кроме студентов (они люди подневольные - что включено в учебный план, то и изучают), этот электронный курс может быть интересен в нашем регионе, в других регионах России или, может быть, в других странах? » Уважаемый профессор задумался ненадолго и дал следующий ответ: «Возможно, двум-трем специалистам в Финляндии». Комментарии, как говорится, излишни.
Наряду с определением потенциальных клиентов [1] и подготовкой конкурентоспособных предложений для рынка образовательных услуг важной функцией подсистемы маркетинга является формирова-
Рис. 1. Структура СДО как организационно-технической системы
ние и реализация эффективных средств маркетинговых коммуникаций, таких как реклама, личные продажи, стимулирование продаж, связи с общественностью.
Комплекс технических средств СДО. Включает в качестве основных компонентов телекоммуникационное оборудование (в том числе серверное), компьютерные рабочие станции учащихся и персонала, оборудование лабораторий удаленного доступа. И если вопросы комплектации и организации работы компьютерного и телекоммуникационного оборудования можно решать на основе типовых подходов, то в создании и использовании лабораторий удаленного доступа, несмотря на отдельные достижения, пока еще вряд ли можно рассчитывать на типовые решения.
Следует заметить, что долгие годы потенциальные возможности учебного заведения в использовании технологий электронного обучения определялись количеством компьютеров и уровнем доступа к Интернету. Ныне же для многих категорий населения в мире, в том числе и в России, учебный потенциал домашних и офисных электронных средств в целом гораздо выше, нежели тот, что предоставляют компьютерные классы учебных заведений. Последние имеет смысл планировать лишь для традиционных аудиторных занятий и учебной работы с уникальными дорогостоящими пакетами прикладных программ, такими как Nastran, SolidWorks и т.п. В самостоятельной же работе учащихся с электронными учебными материалами целесообразно ориентироваться на домашние и рабочие (для работающих обучающихся) технические средства.
Средства обеспечения. Включают следующие компоненты.
Нормативно-правовые документы, определяющие, в частности, договорные отношения с разработчиками курсов и финансовые нормативы работы СДО. Как заинтересовать разработчиков курсов не только готовить их, но и сопровождать в дальнейшем - обновлять и корректировать содер-
жание? Как оценивать работу тьюторов? (В ответ на призывы внедрять технологии электронного дистанционного обучения преподаватели часто спрашивают: «А как это повлияет на заработок, ведь платят нам за аудиторные часы?») Эти и многие другие вопросы (отчисления в базовую организацию, в фонд развития СДО, нормативы оплаты труда управляющего и учебно-вспомогательного персонала и т.п.) должны быть определены в нормативно-правовой документации. Типовые решения здесь вряд ли можно найти (многое зависит от специфики учебного заведения, его клиентов и персонала), но примеры уже имеются [2].
Организационное обеспечение, включающее положение о СДО, штатное расписание, должностные инструкции. Сюда же входит и текущая организационная документация - приказы, указания и т.п.
Методическое обеспечение - это комплект документов, описывающих порядок взаимодействия обучающихся и персонала между собой, с техническими, программными и другими компонентами СДО. В документах методического обеспечения определены различные регламенты взаимодействия, что придает учебному процессу четкость и порядок.
Программное обеспечение СДО, содержащее программный инструментарий для подготовки электронных ресурсов (в том числе авторскую систему и/или LCMS), репозитарий электронных ресурсов, средства управления дистанционным учебным процессом (LMS) и т.п.
Банк электронных курсов - это, пожалуй, самый важный компонент средств обеспечения СДО. Ведь это тот товар, который СДО предлагает на рынке образовательных услуг. И не случайно поэтому значительная часть теоретических разработок в сфере электронного обучения посвящена вопросам создания электронных образовательных ресурсов (см., например, [3-5]).
Организационная подсистема (персонал СДО). В нее входят разработчики электронных курсов (авторы содержания, ме-
тодисты, инженеры-технологи), тьюторы (преподаватели, ведущие обучение), управляющий персонал (менеджеры СДО), учебно-вспомогательный персонал (диспетчеры учебного процесса, специалисты по поддержке технического, программного и других средств обеспечения). Организационная подсистема является одним из важнейших компонентов СДО, ее формирование и развитие - заслуживают специального обсуждения.
Разделение труда и основные специализации. Внедрение индустриальных подходов в сфере образования влечет за собой разделение труда и специализацию персонала. Рассмотрим два основных вида работ: разработку образовательных ресурсов и учебный процесс.
В разработке образовательных ресурсов можно выделить три основных подхода к формированию состава бригады разработчиков.
1. Идеальный (профессиональный) подход:
• менеджер;
• автор содержания;
• методист;
• психолог;
• программист;
• компьютерный художник;
• специалист по видео и аудио.
2. Реальный (приемлемый) подход:
• автор содержания;
• методист;
• специалист по технологическим средствам.
3. Часто практикуемый подход:
• автор содержания;
• студенты в роли компьютерных инженеров.
Первый подход используют достаточно редко и преимущественно в организациях, специализирующихся на разработке электронных образовательных ресурсов. Второй подход характерен для большинства учебных заведений, в которых разработка электронных ресурсов координируется специализированными подразделени-
ями, имеющими опыт работы в этой сфере и соответствующим образом подготовленных специалистов - методистов и компьютерных инженеров. При этом каждый из них может входить в несколько бригад разработчиков электронных курсов. Третий подход обычно используют преподаватели-энтузиасты, разрабатывающие электронные курсы по собственной инициативе и для собственного использования.
Рассмотрим второй подход. Самым критичным и слабым звеном здесь является автор содержания, даже если в наличии имеются аналоги содержанию компонентов курса и требуется лишь компиляция. Если же содержание курса хотя бы частично уникально, то «выжать » его из автора, хотя бы в виде «сырых» текстов, - чрезвычайно трудная задача. Попробуйте, например, поучаствовать в качестве консультанта в проекте создания какого-либо уникального по содержанию электронного курса для учебного центра предприятия - дальше разговоров о том, что курс очень нужен, что есть специалисты, которые подготовят «сырье » для него, чаще всего дело не идет. Толкового автора и в университете найти трудно, несмотря на то, что преподаватели здесь имеют опыт подготовки учебно-методического обеспечения. И это понятно, поскольку рассказывать и писать - разные по трудоемкости и требуемой квалификации виды деятельности.
Поэтому если вы менеджер СДО и уже определили своих клиентов и состав требуемых курсов, то следующим шагом будет найти авторов содержания. Или купить готовые курсы, если удастся найти устраивающие вас по содержанию и качеству.
Второй по степени важности специалист в начальной стадии организации разработки (но, пожалуй, первый - в процессе самой работы над электронным курсом) - это методист. Он помогает автору содержания структурировать курс, планирует тип, форму и количество упражнений для тренинга, тестов для контроля. В ряде случаев редактирует содержательную часть. Неред-
ко методисту приходится вникать в содержание, чтобы подготовить упражнения для тренинга и тесты для контроля.
Квалификация методиста базируется на высоком общекультурном уровне, дидактике, психологии, информатике, умении писать и редактировать тексты, опыте разработки и применения электронных образовательных ресурсов в своей собственной преподавательской деятельности. Хороший методист обеспечит хорошее дидактическое качество курса, даже если авторское содержание слабовато. Обычно методисты «вырастают» из авторов курсов. Просеивая авторов содержания через сито процессов разработки курсов, всегда следует рассматривать наиболее успешных из них как потенциальных методистов.
И наконец, третий обязательный участ-никбригады разработчиков - это специалист по технологическим средствам. Он обеспечивает оцифровку содержания (в виде ком-пьютерныхтекстов, графики, анимации, видео, аудио), объединяет разрозненные цифровые компоненты содержания в целостные электронные пособия. Такие специалисты, как правило, имеют базовую квалификацию в сфере электронных технологий, должны владеть как минимум инструментами ИКТ общего назначения и не бояться осваивать необходимые специальные инструменты, такие как авторские системы, LCMS, LMS. Иногда при разработке некоторых нестандартных компонентов электронного курса, например тренажеров и учебных пакетов прикладных программ, могутпотребоваться программистские умения и навыки.
Однако присутствие в составе бригады разработчиков компьютерного инженера вовсе не означает, что автор содержания и уж тем более методист должны быть далеки от технологий. В технологическом плане разделение труда и компетенций при создании электронных курсов заключается в том, что автор содержания и методист четко определяют, что нужно сделать (для этого они должны хорошо представлять возможности ИКТ), а уж специалист по
технологическим средствам решает, как это нужно сделать.
При проведении дистанционного учебного процесса основными являются следующие функциональные специализации: менеджер, диспетчер, тьютор, специалист технологической поддержки.
Главная действующая фигура здесь -тьютор, основная задача которого, в отличие от традиционного преподавателя, состоит не в передаче знаний, а в оказании помощи обучающимся при освоении ими учебного материала курса. Нередко тьюторами дистанционных курсов являются авторы содержания этих курсов. В квалификации тьютора наряду с обычными преподавательскими навыками дидактического и методического характера большое значение имеют коммуникативные навыки электронного педагогического общения с учетом индивидуальных особенностей и возраста обучающихся (в частности, продуцирования электронных коммуникативных текстов), навыки взаимодействия со службами административной и технологической поддержки СДО и т.п. [6]. Естественно, что тьютор должен быть уверенным пользователем ПК, уметь задействовать необходимые для учебного процесса сервисы LMS/LCMS и дру-гихтехнологических средств СДО.
В заключение еще раз подчеркнем, что вопросы формирования и развития систем дистанционного обучения целесообразно рассматривать с системных позиций, включая такие важные составляющие, как подсистему маркетинга, комплекс технических средств, различные виды обеспечения и организационную подсистему.
Литература
1. См.: Соловов А.В. Дистанционное обуче-
ние: технологии и целевые группы // Высшее образование в России. - 2006. - № 7.
2. Основы открытого образования / Отв. ред.
В.И Солдаткин. Т. 2. - М., 2002.
3. Башмаков А.И, Башмаков И.А. Разработ-
ка компьютерных учебников и обучающих систем. - М., 2003.
4. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. - М., 2004.
5. Соловов А.В. Электронное обучение: про-
блематика, дидактика, технология. - Самара, 2006.
6. См.: Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: Специализированный учебный курс / С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская и др. - М., 2005.
О. КАЗАНСКАЯ, доцент О. АНДРЮШКОВА, доцент Д. ЕМЕЛИН, аспирант А. КОЗЛОВА, аспирант Новосибирский государственный технический университет
Электронное обучение (е^еагшгщ), подразумевающее эффективное развитие единой образовательной информационной среды (ЕОИС), можно рассматривать как одно из направлений интеграции профессионального и общего образования. Развитие программных систем, являющихся технологической платформой единой образовательной среды, демонстрирует тенденцию формирования инструментальных средств, в той илииной степениприменимых как в профессиональном, так и в общем образовании.
Можно с достаточной степенью уверенности предположить, что большинство такого рода программных систем, разработанных для использования в корпоративном обучении, в центрах дополнительного профессионального образования, не всегда пригодны для целей общего, начального, среднего и высшего профессионального образования. Здесь, пожалуй, более востребованными являются разработки, выполненные в университетах, тем более что зачастую они распространяются в режиме Орег^оигсе.
В сфере виртуальных сред обучения современные тенденции их применения обусловливают ряд принципов их организации и функционирования, как то:
■ модульность;
■ низкие системные требования как к клиенту, так и к серверу;
■ кроссплатформенность программных систем обучения;
■ ориентированность на малоподготовленного пользователя;
Интеграция профессионального и общего образования на основе e-Leaгning
■ минимальный набор функций, основными из которых являются:
♦ размещение учебных материалов различных типов;
♦ размещение заданий;
♦ контроль/ слежение за процессом обучения;
♦ возможности студентов объединяться в группы и планировать ресурсы для решения поставленных задач;
♦ общение участников процесса обучения в синхронном и асинхронном режимах;
♦ интерфейсы взаимодействия преподавателя со студентами и студентов друг с другом.
Понятно, что построенные по таким принципам программные системы могут быть использованы и в электронном корпоративном обучении, но в первую очередь они ориентированы на использование в вузах, учебных заведениях начального и среднего образования, в школах. Подобные системы должны быть недорогими при их закупке, установке и сопровождении, простыми в установке и настройке, иметь «предельно» дружественный интерфейс, доступный для слабо подготовленных пользователей.
В связи с этим видится необходимым добавить в рядпринципов организации и функционирования виртуальных сред обучения принцип адаптивности для различных целевых групп, например для общеобразовательной школы и вуза. Этот принцип реализуется при разработке таких систем электронного обучения, которые позволили бы решать