Научная статья на тему 'Организационные аспекты безопасного управления социальными и экономическими системами'

Организационные аспекты безопасного управления социальными и экономическими системами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ / УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ / ТЕОРИЯ БЕЗОПАСНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ / НАУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ / УПРАВЛЯЕМЫЕ СИСТЕМЫ / ДИНАМИЧНОСТЬ СИСТЕМ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булавчик Владимир Григорьевич, Очередько Виктор Пантелеевич

Представлены общие положения теории безопасного управления социальными и экономическими системами. Определены функции и процессы управления, соответствующие закономерностям общественного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные аспекты безопасного управления социальными и экономическими системами»

^ШауЧН0»ТеХНИЧе£КИе«ВеД0М2£ТИ«СПбГПУ.1.2212;.ЭК0Н0МИЧе£КИе.НаУКИ

УДК 351.0

В.Г. Булавчик, В.П. Очередько

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ И ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

Модернизация российской государственности затронула практически все стороны общественно-политической, экономической и социально-правовой жизни общества. Теория управления и практика общественной жизни позволяют сделать вывод о том, что совершенствование системы безопасного государственного управления должно базироваться, прежде всего, на правовом механизме ее регулирования. Такой механизм должен включать не только правовое обеспечение, но и формирование организационных структур управления в системе государственной власти и всех видов социальных и экономических систем. Следует отметить, что предпринимаемые Президентом и Правительством России меры пока еще заметно отстают от общественных реалий, а зачастую и вовсе остаются декларируемыми намерениями. Все это обусловливает необходимость организационной перестройки деятельности социальных и экономических систем нашего государства с целью повышения их безопасности.

В общем плане безопасное управление социальными и экономическими системами - это совокупность нормативных (социальных, экономических, правовых, психологических, технических и др.) факторов, обеспечивающих приведение процессов управления в состояние, адекватное закономерностям общественного развития.

В свою очередь, интегрированность в систему социальных отношений, деловая активность, социальная и правовая защищенность сотрудников, их мотивация на качественное, высокопрофессиональное и высокоморальное выполнение ими своего служебного долга является одним из важнейших факторов.

Развиваясь, теория безопасного управления социальными и экономическими системами наполняется все большим содержанием, суть

которого заключается в совершенствовании четырех основных элементов управления, в совокупности составляющих предмет общий теории управления. К ним, в первую очередь, относится система элементов с их функциями, организационными структурами, а также трудовых, информационных, экономических и материально-технических ресурсов (статика). Во-вторых, это теоретико-правовые основы функционирования управления: правовые нормы, цели, принципы, задачи, методы и критерии эффективности (теория). В-третьих, существенными следует считать процессы функционирования, связанные с подготовкой, принятием и реализацией управленческих решений (динамика). И наконец, человек в системе управления, а также автоматизация управления и научная организация труда.

Безусловное выполнение служебных обязанностей в социальной и экономической сфере объективно предполагает необходимость современной и разносторонней подготовки специалистов, составляющих основу социальных и экономических систем, а также совершенствование качества деятельности всего управленческого аппарата.

Основной задачей теории безопасного управления в данный период является разработка для специалистов социальных и экономических систем научных методов системного видения общественных и экономических явлений, понятий и категорий науки управления, образующих необходимый теоретический фундамент для эффективного управления этими системами.

Для изучения теории безопасного управления наибольшее значение имеют социальная и экономическая системы, которые включают совокупность социальных элементов (людей), определенным образом упорядоченных, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Разновидностью данных систем является организация - структурированная и формализованная социальная общность, состоящая из группы людей, объединенных общей целью или системой целей посредством действия формальных (юридических) правил. Организации имеют искусственное происхождение, поскольку они специально создаются государством или обществом для достижения определенных целей. Организации не существуют без общества, в свою очередь, и общество не может существовать без организаций.

Другой разновидностью выступает ассоциация - добровольное объединение людей. Для ассоциации характерно наличие целей, ради которых люди вместе проводят время. В основе ее возникновения - защита общих интересов, а также членство и отсутствие связей с деятельностью формальных организаций. Как правило, это общественное (неформальное) объединение граждан.

Теория безопасного управления подразделяет социальные системы на управляющие и управляемые. Первые выступают как субъекты управления, вторые - как его объекты. Всякая социальная система играет одновременно две роли: управляющего субъекта и объекта управления.

Наукой и практикой безопасного управления выработан ряд требований к организации системы управления. Рассмотрим эти требования.

Детерминированность элементов системы. Признаки системы представляют то общее, что объединяет все системы. Не всякий набор элементов составляет управляемую систему, однако не все элементы системы важны для нее. Они бывают более или менее существенны: одни совершенно необходимы для нормального функционирования системы, другие - менее необходимы, третьи - факультативны.

Аналогичное требование применимо и к организационной структуре социальных и экономических систем. Все элементы должны находиться в причинно-следственной связи между собой и с системой в целом. Изменение в каком-либо одном элементе оказывает воздействие на функционирование других. Например, если ка-

кие-либо изменения в структурном подразделении предприятия и его деятельности не оказывают влияния на функционирование системы и проходят незамеченными, то правомерно предположить, что этот элемент не несет необходимой (целевой) функциональной нагрузки и без него можно обойтись. Можно предположить, что такой элемент решает какие-то функции-задачи, не связанные с задачами данной организации (предприятия) как целостной системы, и поэтому выпадает из его функционально-организационной структуры.

Организации (предприятия) как социальные системы испытывают разнообразные внешние и внутренние воздействия, как положительные (организующие), так и отрицательные (дезорганизующие). По сути дела эти воздействия являются возмущающими (с точки зрения необходимости реагирования на них). Полное отсутствие таковых - состояние абсолютно невозможное, и представить его можно лишь абстрактно. В качестве названных воздействий выступают не решенные еще системой функции-задачи, а если все они будут решены, отпадает необходимость в самой системе.

Динамичность системы. Она наиболее отчетливо проявляется на субъектах управления. Это требование достигается мерами, принимаемыми на основании прогноза возможных возмущений и своевременным реагированием на них. Такое реагирование заключается в функциональном и организационном совершенствовании. Например, в перераспределении функции или изменении организационно-штатной структуры, увеличении интенсивности работы за счет научной организации труда, применении более эффективных средств и методов решения производственных (служебных) задач.

Наличие в системе управляющего параметра и усилительного свойства. Для того чтобы система была управляемой, в ней должен быть субъект управления, реализующий основные функции системы. Анализируя роль и место такого субъекта в среде социального и экономического управления, можно отметить, что фактически не всегда он способен выступать в этой роли, а порой не имеет возможности реализо-

^шаучно»техниче£кие«ведом2£Ти«СПбГПУ.1.2212иЭкономиче£кие.науки

вать свое предназначение. Например, отсутствуют необходимые права и полномочия, соответствующие материально-технические и финансовые возможности, необходимое время для решения управленческой задачи; к субъективным факторам относится неспособность конкретного лица выполнять возложенные на него задачи (недостаточная квалификация, неудовлетворительное состояние здоровья, халатное отношение к делу) и т. п.

Значение усилительного свойства всех социальных и экономических систем проявляется, прежде всего, в возможности воспринимать даже слабые команды. При этом эффект указанного свойства связан, в первую очередь, с преодолением барьеров - географического (территориального), ведомственного, смыслового, организационного и психологического характера, которые объективно ослабляют эти команды, как идущие сверху, так и передаваемые после переработки вниз.

Наличие в системе обратных связей. Общеизвестно, что связь, идущую от субъекта к объекту управления, в науке управления называют прямой связью, а от объекта к субъекту - обратной. Другими словами, по каналам прямой связи идут команды-сигналы, называемые управляющей информацией. Извещения о реагировании на них, идущие от объекта к субъекту, есть обратная связь. Здесь процесс управления происходит по схеме «сигнал - ответ». По каналам обратной связи идет осведомительная информация, которая является сырьем для выработки обоснованных управленческих решений. Объекты, не сигнализирующие о своей реакции на команды и, следовательно, не отвечающие требованию наличия обратной связи, выпадают из системы. Управление в данном случае затруднено или вообще невозможно.

Наука безопасного управления основана на историческом опыте общественного развития. Среди многих видов деятельности, которые осваивал человек, познавая объекты материального мира, первыми были организация внутри-групповых отношений и регулирование взаимоотношений с другими группами людей. В современном представлении это отдельные элементы управленческой деятельности.

Безопасное социальное и экономическое управление во всем многообразии направлений и форм позволяет науке управления выделить некоторые общие моменты, характерные для отдельных периодов развития общества. Так, если в качестве критерия эволюции использовать принцип функциональности процесса управления, то соответствующие ее этапы -стихийное, сознательное и научное управление. Каждое из них насыщено примерами позитивной и негативной деятельности исторических личностей, повлиявших на возникновение либо разрушение социальных образований. Однако в данном случае значимость конкретно-исторического метода определяется функциональной целесообразностью управления на каждом из перечисленных этапов.

Этап стихийного управления исторически обусловлен возникновением крупных поселений людей и их целенаправленной совместной деятельностью. Решение в этот период конкретных задач жизнедеятельности стихийно выделяло лидеров, способных воплотить определенный механизм управления, предназначенный для достижения социально значимых целей.

Этап сознательного управления возникает в период развития постоянно действующих структур управления в различных сферах жизнедеятельности общества. Функциональность управления в этот период чаще обозначалась понятием «власть» и поддерживалась религиозным догматом об ее божественной природе. В этот период сформировались основные институты общества и достаточно сложные социальные системы: банковская система, система торговли, профессиональные объединения ремесленников, система органов законодательной, судебной и исполнительной власти; развиваются юриспруденция и другие институты общества. Большое влияние на дальнейшую эволюцию управления оказали труды великих гуманистов и ученых Т. Мора, У. Петти, Ш. Фурье, Ш. Монтескье и др. Многие научные работы этой эпохи остаются фундаментом и для современной науки управления.

В конце XIX - начале XX в. вклад ученых и практиков в теорию научного управления был

одним из ведущих факторов научно-технической революции. Благодаря вкладу таких исследователей управления, как М. Вебер, Э. Дюркгейм, А. Файоль, Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гил-бретт, Д. Муни, Г. Форд, Э. Мейо, Х. Мюнстер-берг и других, произошли большие изменения не только в содержании управленческой деятельности, но и в системе социальных отношений. Революционным моментом этого периода стала замена парадигмы «работник рациональный» на парадигму «работник социальный», т. е. качество труда человека, его деятельности стало рассматриваться во взаимосвязи с обеспечением и удовлетворением его социальных потребностей. На этой теоретической базе получены хорошие практические результаты, прежде всего, высокие темпы развития промышленных отраслей. Теория безопасного управления завоевала умы ученых, бизнесменов и политиков, и в период 50-60-х гг. целый ряд западноевропейских стран выбрал путь построения правового государства.

Отечественная наука по-своему развивала и интерпретировала зарубежный опыт. Одной из наиболее успешных научных разработок была широко внедренная в практику производства организационная культура управления. За последние годы в науке управления выделился менеджмент, занимающийся исследованиями проблем деятельности управляющих (менеджеров) в социально-экономических системах.

На современном этапе стал актуальным процесс внедрения в деятельность организаций инновационных программ, которые направлены на совершенствование и развитие безопасности социальных и экономических систем. Такого рода программы являются, как правило, преобразующими по содержанию. Проблемы их разработки и внедрения в практику стали предметом исследования инноватики. Применительно к понятию «инновации в управлении социальными и экономическими системами» существенное значение имеет понятие «научная организация труда», означающее, что решение практических вопросов должно основываться не на субъективных оценках обстановки в коллективе или конкретных сотрудников, а на всей совокупности достижений науки и передовой практики. Возрастание роли научной организации труда обеспечивает значительное сужение сферы применения монотонного и малоквалифицированного труда, обеспечивая санитарно-гигиенические условия и эргономические принципы в оборудовании рабочих мест, а в социальных и экономических системах усиливает творческое содержание в деятельности сотрудников, повышает качество коллективных характеристик труда и его культуру. При этом важнейшим резервом для повышения эффективности деятельности и безопасности социальных и экономических систем является совершенствование управления ими.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аврутин, Ю.Е. Основы управления в органах внутренних дел [Текст] : учебник / Ю.Е. Аврутин, В.Г. Булавчик, Н.В. Бугель, и др.; под общ. ред. В.П. Сальникова. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. -260 с.

2. Булавчик, В.Г. Основы управления в органах внутренних дел: курс лекций [Текст] / В.Г. Булавчик, Т.А. Грищенко, Н.А. Игошин; под ред. Н.В. Бугеля. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2010. - 204 с.

3. Бугель, Н.В. Правовые проблемы управления в правоохранительных системах [Текст] : [моногр.] / Н.В. Бугель, В.Г. Булавчик и др. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2008. - 117 с.

4. Бугель, Н.В. Право как средство управления в социальных системах [Текст] : [моногр.] / Н.В. Бу-

гель, В.Г. Булавчик. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2008. - 118 с.

5. Бугель, Н.В. Статистические возможности комплексного анализа социально-правовых реалий [Текст] : [моногр.] / Н.В. Бугель, В.Г. Булавчик. -СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2008. - 185 с.

6. Бугель, Н.В. Теоретические и практические особенности решения правоохранительных задач на основе теории научной организации управленческого труда [Текст] : [моногр.] / Н.В. Бугель, В.Г. Булавчик. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2009. - 162 с.

7. Бугель, Н.В. Управление в сложных социальных системах [Текст] : [моногр.] / Н.В. Бугель, В.Г. Булавчик. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2011. -188 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.