Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1227
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
Ветвь государственной власти / глава государства / Президент России / законодательная власть / взаимодействие / правовой режим / судьи / прокурор / Branch of state power / head of state / President of Russia / legislative power / interaction / legal regime / judges / prosecutor

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цуркан Алексей Александрович

Статья посвящена одной из форм взаимодействия главы государства и законодательной власти. На современном этапе государственного строительства организационное взаимодействие играет важную роль в функционировании нашего государства. Вместе с этим, данная форма взаимодействия в современной истории Российской Федерации неоднократно претерпевала изменения, которые были направлены на сбалансирование полномочий органов государственной власти. Совсем недавно в науке конституционного права были распространены мнения касательно отнесения главы государства к одной из ветвей государственной власти, однако сейчас принадлежность главы государства к определенной ветви государственной власти вполне понятна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL INTERACTION OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION AND LEGISLATIVE POWER IN MODERN RUSSIA: CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECT

The article is devoted to one of the forms of interaction between the head of state and the legislative branch. At the present stage of state building, organizational interaction plays an important role in the functioning of our state. At the same time, this form of interaction in the modern history of the Russian Federation has repeatedly undergone changes, which were aimed at balancing the powers of state authorities. Quite recently, in the science of constitutional law, opinions were widespread regarding the attribution of the head of state to one of the branches of state power, but now the head of state's belonging to a certain branch of state power is quite understandable.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ

АСПЕКТ

ORGANIZATIONAL INTERACTION OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION AND LEGISLATIVE POWER IN MODERN RUSSIA: CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECT

ЁЯ

УДК 342.515

Цуркан Алексей Александрович, Студент 2 курс магистратуры, Юридический факультет им. М.М. Сперанского, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

Tsurkan Alexey Alexandrovich, e-mail: alexejtsurkan@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена одной из форм взаимодействия главы государства и законодательной власти. На современном этапе государственного строительства организационное взаимодействие играет важную роль в функционировании нашего государства. Вместе с этим, данная форма взаимодействия в современной истории Российской Федерации неоднократно претерпевала изменения, которые были направлены на сбалансирование полномочий органов государственной власти. Совсем недавно в науке конституционного права были распространены мнения касательно отнесения главы государства к одной из ветвей государственной власти, однако сейчас принадлежность главы государства к определенной ветви государственной власти вполне понятна.

Annotation: The article is devoted to one of the forms of interaction between the head of state and the legislative branch. At the present stage of state building, organizational interaction plays an important role in the functioning of our state. At the same time, this form of interaction in the modern history of the Russian Federation has repeatedly undergone changes, which were aimed at balancing the powers of state authorities. Quite recently, in the science of constitutional law, opinions were widespread regarding the attribution of the head of state to one of the branches of state power, but now the head of state's belonging to a certain branch of state power is quite understandable.

Ключевые слова: Ветвь государственной власти, глава государства, Президент России, законодательная власть, взаимодействие, правовой режим, судьи, прокурор

Key words: Branch of state power, head of state, President of Russia, legislative power, interaction, legal regime, judges, prosecutor.

Глава государства занимает особое место в системе разделения властей. Любое взаимодействие главы государства с органами государственной власти в первую очередь определяется следующими положениями:

1. В силу положения ч. 2 ст. 80 Конституции России глава государства обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, которые входят в систему публичной власти. Данное положение претерпело изменения в ходе конституционной реформы 2020 года, по итогам которой появилась новая категория - система публичной власти [1].

2. Будучи главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина Президент России влияет на работу обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации. В силу того, что Президент России определяет направления развития внутренней и внешней политики, в Администрации Президента существуют, соответственно, Управление

Президента Российской Федерации по внешней политике и Управление Президента Российской Федерации по внутренней политике.

На федеральном уровне взаимодействие с главой государства осуществляют как Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, так и Государственной Дума Федерального Собрания Российской Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации глава государства также взаимодействует и с представительными органами субъектов Российской Федерации.

На Федеральном уровне Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществляет организационное взаимодействие с главой государства по следующим направлениям [1]:

1. Утверждает указ главы государства о введении военного положения;

2. Утверждает указ главы государства о введении чрезвычайного положения;

3. Назначает выборы главы государства;

4. Отрешает главу государства от должности, лишает неприкосновенности прекратившего исполнение своих полномочий Президента России;

5. По представлению главы государства назначает Председателя, его заместителя и судей Конституционного суда России; Председателя, его заместителей и судей Верховного Суда России;

6. Проводит консультации по предложенным главой государства кандидатурам на должность Генерального прокурора России, его заместителей и т.д.;

7. По представлению главы государства назначает и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа её аудиторов;

8. Проводит консультации по предложенным главой государства кандидатурам на должность руководителей «силовых» федеральных органов исполнительной власти;

9. Прекращение полномочий судей.

Военное положение является особым правовым режимом, который вводится на основании указа главы государства. Основанием для введения военного положения главой государства является агрессия или непосредственная угроза такой агрессии в отношении Российской Федерации [1]. Указ о введении военного положения на территории России или в определённой местности государства незамедлительно передаётся в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [2].

Процедура утверждения указа Президента России о введении чрезвычайного положения почти такая же, как и при утверждении указа Президента России о введении военного положения, однако, есть различие в сроках утрачивания силы указа главы государства в случае его неутверждения. Так, срок, при котором указ о введении чрезвычайного положения утрачивает силу в случае его неутверждения Советом Федерации, устанавливается в 72 часа с момента обнародования указа главы государства.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации наделён также правом назначения выборов главы государства [1]. Законодательством также установлен срок, в течение которого должно быть принято решение о назначении выборов. Так, решение о назначении выборов главы государства должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования.

Говоря об институте отрешения главы государства от должности, следует отметить, что данный институт является необходимым элементом механизма сдержек и противовесов. Отрешение от должности главы государства является видом конституционно-правовой ответственности действующего главы государства. Суть этого вида ответственности -досрочное прекращение полномочий главы государства в принудительном

порядке. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации имеет право отрешения главы государства от должности только на основании выдвинутого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации обвинения в совершении государственной измены либо иного другого тяжкого преступления, которое подтверждено заключением о наличии признаков преступления, которое даётся Верховным Судом Российской Федерации и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о том, что были ли соблюден установленный порядок выдвижения обвинения [1].

Что касается процедуры назначения судейского состава Конституционного и Верховного судов Российской Федерации, то в результате последних изменений в Конституцию России на конституционном уровне закреплено назначение по представлению главы государства судейского состава этих высших судебных инстанций. В тексте прошлой редакции Конституции в положении п. ж ст. 102 не содержалось формулировки касательно Президента России.

Судейский корпус Конституционного суда Российской Федерации назначается Советом Федерации Российской Федерации по представлению главы государства. На данный момент, после принятия поправок в Конституцию, численный состав судей Конституционного Суда претерпел изменения. Если ранее количество судей Конституционного Суда Российской Федерации составляло 19 человек, то сейчас их число сократилось до 11 человек [3]. Кандидатуры на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации главе государства помимо всех перечисленных органов государственной власти, различных сообществ, юридических ведомств и различных организаций могут вноситься комитетами Совета Федерации и Государственной Думы [8. С. 70].

Касательно процедуры назначения Генерального прокурора, его заместителей и нижестоящих прокуроров можно отметить следующее. Полномочие по назначение Генерального прокурора России перешло от

Совета Федерации к Президенту России. Теперь же глава государства ограничивается лишь консультацией по кандидатурам на эти должности [1]. Согласно новому порядку назначения Генерального прокурора глава государства направляет своё представление по кандидатуре на должность вместе со всеми сопутствующими документами в Совет Федерации. После получения представления о кандидатуре Совет Федерации в недельный срок в письменном виде информирует главу государства о результатах рассмотрения кандидатуры. Процедура назначения заместителей Генерального прокурора аналогична процедуре назначения Генерального прокурора [4].

По представлению главы государства Совет Федерации назначает также Председателя Счётной палаты и половины от общего числа аудиторов. После поправок в Конституцию России из п. и ст. 102 были исключены положение о назначении заместителя Председателя Счетной Палаты Российской Федерации [1].

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации осуществляет организационное взаимодействие с главой государства в следующих формах [1]:

1. По представлению главы государства утверждает Председателя Правительства Российской Федерации;

2. Назначает и освобождает по представлению главы государства заместителя Председателя Счетной Палаты и половины от общего числа аудиторов.

Государственная Дума по линии организационного взаимодействия с главой государства участвует также в назначении заместителя Председателя Счетной палаты России и половины от общего числа аудиторов [1]. Стоит отметить, что данное правомочие претерпело изменения в результате недавних изменений, которые были внесены в Конституцию России.

На уровне субъектов Российской Федерации глава государства в случае необходимости инициирует согласительные процедуры между

федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации [5]. В данному случае это не обязанность, а право главы государства. Природа такого полномочия главы государства, как и множества других полномочий, происходит из функции Президента России как гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В ситуации, когда возникают разногласия между органами государственной власти различного уровня либо между органами государственной власти внутри субъекта Российской Федерации Президент России по инициативе сторон, заинтересованных в преодолении разногласий, вправе принять меры по урегулированию имеющихся разногласий.

В заключении следует отметить, что процесс организационного взаимодействия главы государства и законодательной власти имеет фундаментальное значение в функционировании всего государственного механизма. В результате такого взаимодействия назначаются на свои должности ключевые руководители отраслевых органов государственной власти, а также происходят другие процессы, имеющие особое значение для общества и государства. К таким процессам, в частности, можно отнести введение чрезвычайного или военного положения на территории Российской Федерации или в определенной ее местности.

Литература

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета. № 237. 1993; СЗ РФ. 2020, № 11, ст. 1416

2. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375; СЗ РФ. 2017. № 27. Ст. 3924

3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. №2 13. Ст. 1447; 2020. № 46. Ст. 7196

4. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30.01.2002 № 33-СФ «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 7. Ст. 635; 2021. № 8 (ч. I). Ст. 1215

5. Федеральный закон от 6 мая 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005; 2021. № 11. Ст. 1707

6. Худолей К.М. О некоторых вопросах назначения судей конституционных (уставных судов) // Вестник Пермского университета. 2015. № 4 (26). С. 72-83

Literature

1. "The Constitution of the Russian Federation" (adopted by popular vote on 12.12.1993) (taking into account the amendments introduced by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 N 6-FKZ, of 30.12.2008 No. 7-FKZ, of 05.02.2014 No. 2-FKZ, dated 21.07.2014 No. 11-FKZ, dated 14.03.2020 No. 1-FKZ) // Rossiyskaya Gazeta. No. 237.1993; SZ RF. 2020, no. 11, art. 1416

2. Federal Constitutional Law of 30.01.2002 No. 1-FKZ "On Martial Law" // SZ RF. 2002. No. 5. Art. 375; SZ RF. 2017. No. 27. Art. 3924

3. Federal Constitutional Law of 21.07.1994 No. 1-FKZ "On the Constitutional Court of the Russian Federation" // SZ RF. 1994. No. 13. Art. 1447; 2020. No. 46. Art. 7196

4. Resolution of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation dated January 30, 2002 No. 33-SF "On the regulations of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation" // SZ RF. 2002. No. 7. Art. 635; 2021. No. 8 (part I). Art. 1215

5. Federal Law of May 6, 1999 No. 184-FZ "On the General Principles of Organization of Legislative (Representative) and Executive Bodies of State Power of the Subjects of the Russian Federation" // SZ RF. 1999. No. 42. Art. 5005; 2021. No. 11. Art. 1707

6. Khudoley K.M. On some issues of appointment of judges of constitutional (statutory courts) // Bulletin of Perm University. 2015. No. 4 (26). S. 72-83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.