Научная статья на тему 'Организационное взаимодействие на основе маркетингового аутсорсинга'

Организационное взаимодействие на основе маркетингового аутсорсинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МАРКЕТИНГОВЫЙ АУТСОРСИНГ / ORGANIZATIONAL INTERACTION / MARKETING OUTSOURCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зимин Алексей Александрович

Рассматривается содержание, преимущества и недостатки маркетингового аутсорсинга. Описывается практика организационного взаимодействия в рамках аутсорсинга маркетинговых услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems concerned: subject, advantages and disadvantages of autosourcing marketing; organizational interaction practice in the autosourcing marketing services field

Текст научной работы на тему «Организационное взаимодействие на основе маркетингового аутсорсинга»

ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГОВОГО АУТСОРСИНГА А.А. Зимин, канд. экон. наук, доцент

Рязанский государственный радиотехнический университет, г. Рязань

Текущая ситуация в экономике заставляет организации активизировать свою работу по обеспечению своей конкурентоспособности. Одним из инструментов, позволяющих достичь этой цели, является маркетинговая деятельность предприятия. Активизация этой деятельности на сегодняшний день является одной из важнейших задач большинства организаций.

Анализируя маркетинговую деятельность можно отметить следующее:

• содержание собственного постоянного штата маркетологов и PR-специалистов на практике, как правило, не оправдывает себя по соотношению затраты / результат;

• в случае быстрого роста организации, ее отдел маркетинга может «не успевать» за растущими потребностями бизнеса. Возникают новые задачи, с которыми штатные специалисты самостоятельно справиться не в состоянии. Например, разработка рекламной кампании в масштабах всей страны, исследование рынков в новых регионах сбыта и т. д. Без привлечения сторонних организаций в данном случае обойтись достаточно сложно. Иначе отдел маркетинга будет «тормозить» развитие всей фирмы.

В связи с этим у многих предприятий возникает проблема выбора альтернативы или развивать собственный отдел или службу маркетинга, или привлечь внешних специалистов на условиях аутсорсинга для выполнения маркетинговых функций, как сегодня часто поступают с бухгалтерским учетом.

Оценивая успешный опыт организации деятельности на различных предприятиях можно отметить, что в большинстве крупных фирм ряд процессов выполняют внешние структуры, что значительно снижает накладные расходы предприятия и повышает эффективность выполнения соответствующей функции.

Такое участие сторонних специалистов называется маркетинговым аутсорсингом.

В переводе с английского «outsourcing» означает использование посторонних ресурсов. Сотрудничество в рамках аутсорсинга предполагает заключение долгосрочного контракта, который определяет, каким образом организация будет получать услуги по маркетинговому аутсорсингу в соответствии с заключёнными соглашениями об уровне обслуживания.

Распространенными (основными) считаются

следующие виды аутсорсинга: бухгалтерский, юридический, кадровый, IT аутсорсинг, уборка помещений (клининг), аутсорсинг эксплуатации объектов недви-

жимости, логистический или транспортный аутсорсинг, аутсорсинг персонала.

Однако маркетинговый аутсорсинг, несмотря на важность данной функции для организации и ее влияния на результаты деятельности, используется недостаточно активно. Причиной этому служат:

• недостаточное внимание, уделяемое на предприятии маркетинговой функции;

• недооценка информационной составляющей в деятельности организации;

• отсутствие широкого опыта применения в российской экономике.

Но если ориентироваться на основной принцип аутсорсинга - оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других - то влияние маркетингового аутсорсинга на деятельность предприятия становится одним их ключевых аспектов.

Анализируя маркетинговый аутсорсинг следует выделить ряд преимуществ и недостатков, которые получает организация:

Преимущества:

• экономия финансовых и временных ресурсов;

• оптимизация использования рабочего места и мощностей организации;

• отсутствие зависимости решения задач от кадровой составляющей;

• возможность использования профессиональных команд для решения задач;

• возможность параллельного решения нескольких задач;

• использование элементов бенчмаркинга.

Недостатки:

• боязнь утечки информации;

• опасность ослабления или потери контроля над качеством выполняемых работ;

• временная зависимость от возможностей исполнителя;

• отсутствие объективной оценки качества услуг исполнителя до начала сотрудничества.

1. В связи с тем, что услуги по аутсорсингу, как правило, дешевле, чем создание или расширение собственной маркетинговой службы, возникает значительная экономия финансовых ресурсов.

• Для решения различных задач нет необходимости подбирать специалистов, формировать команду. Вы получаете сложившийся коллектив профессионалов с опытом работы.

• Г ибкость при изменении объемов работ - нет необходимости привлекать дополнительно или сокращать сотрудников в штате маркетинговой службы.

• Использование современных маркетинговых технологий и опыта их применения, которыми обладает обслуживающая организация, позволяет экономить собственные средства.

2. Помимо этого маркетинговый аутсорсинг позволяет избавиться от проблем при работе с внешними компаниями, привлекаемыми предприятием для реализации маркетинговых мероприятий (рекламные, РЯ, дизайнерские агентства, полиграфические и исследовательские компании).

Организация взаимодействия с данными компаниями отнимает достаточно много времени: их поиск, ведение переговоров, обсуждение особенностей деятельности предприятия и др. В случае использования аутсорсинга все эти задачи берет на себя сторонняя аутсорсинговая компания, тем самым повышая конкурентоспособность и клиентоориентированность предприятия.

В комплекс маркетингового сопровождения входят анализ рынка спроса и предложения, анализ и систематизация маркетинговой политики предприятия, разработка маркетинговой стратегии компании, программы продвижения товаров и управления брендами, систематизация маркетинговых коммуникаций, позиционирование товаров и услуг, разработка рекламных компаний и медиа-планирование и другое.

Для того чтобы проиллюстрировать механизм работы в рамках аутсорсинга, рассмотрим на примере схему осуществления маркетингового сопровождения. Компания ООО «МЦ «Контакт» осуществляет данный вид деятельности и обеспечивает маркетинговой информацией филиал одной крупной московской компании в г. Рязань.

Положительный момент аутсорсинга в рамках данного примера состоит для заказчика в том, что оплата работ осуществляется ежемесячно в согласованном размере так, как если бы это был штат сотрудников отдела маркетинга на предприятии заказчика.

В работу компании в соответствии с подписанным договором входят следующие основные этапы (рисунок):

• анализ нынешнего положения предприятия;

• разработка плана работ по повышению эффективности деятельности предприятия;

• проведение маркетинговых действий и мероприятий;

• анализ проведенных работ, оценка эффективности.

На первом этапе совместного сотрудничества согласуются детали договора и предварительного технического задания, назначаются ответственные за ведение проекта как со стороны исполнителя, так и со стороны заказчика.

Далее осуществляется сбор информации о положении дел заказчика на данный момент, анализируется и предоставляется в виде отчёта.

На основании отчёта вместе с заказчиком формируются цели, задачи и приоритетные направления развития компании, составляется план работ по устранению выявленных недостатков и достижению поставленных целей.

В зависимости от тех задач, которые нам предстоит решить в ходе осуществления проекта, мы используем различные методы из маркетингового арсенала: мероприятия по стимулированию продаж и продвижению, брэндинг, оптимизация каналов дистрибьюции и прочее.

На заключительном этапе мы вновь собираем внутреннюю и внешнюю информацию о состоянии дел организации, анализируем эффективность наших действий и формируем итоговой отчёт о проделанной работе и на основании полученных результатов принимаем решение о проведении корректирующих действий, в случае если результат нас не удовлетворил, или же принимаем решение о продолжении сотрудничества.

Аутсорсинг интересен:

1) предприятиям, работающим в условиях активно растущего рынка;

2) организациям со специфическим рынком потребителей - В2С или В2В;

3) когда количество потребителей ограничено, они географически рассредоточены, нужна индивидуальная работа (либо потребителей очень много и необходимо их изучение);

4) это выгодно фирмам со специфическим продуктом (инновационным для рынка, или рынок насыщен аналогичными товарами и т. п.);

5) компаниям с головным офисом в другом городе, желающим выйти на рынок, потеснить конкурентов или добиться лидирующих позиций.

Обычно в отношении маркетингового аутсорсинга организации видят только один негативный момент - боязнь утечки информации, что и побуждает ряд предприятий делать все своими силами. Так или иначе в этом вопросе каждая организация должна принимать свое собственное решение исходя из своих целей и задач.

Хотя со стороны компании, предоставляющей маркетинговые услуги на принципах аутсорсинга также возникают определенные вопросы:

• гибкость компании по отношению к обслуживаемым компаниям (различия в профиле деятельности) и их требованиям;

• ограничения по срокам, объемам и видам работ;

• вопросы сопоставления мотивации и результата сотрудничества.

Решение этих проблем лежит в компетенции руководства организации, предоставляющей услуги маркетингового аутсорсинга.

R

S

a

H

w

35

V

4

<u

s

3

2

a

s

h

%

«

a

a

©

я

a

н

w

v

т

s

я

4

a

H

о

w

v

s

s

V

n

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

a

о

s

Ю

©

о

П

Основные этапы работ при организации маркетингового аутсорсинга

Анализируя вышесказанное вполне очевидно, что маркетинговое сопровождение проектов способствует росту узнаваемости и стоимости компании на рынке.

Маркетинговый аутсорсинг - это не просто набор маркетинговых услуг - это долгосрочная маркетинговая политика, позволяющая поступательно добиваться успехов в бизнесе.

Литература

1. Хейвуд Д.Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ / Д.Б. Хейвуд. Outsourcing Dilemma. The: The Search for Competitiveness. — М.: «Вильямс», 2004.

2. Курсова Ю. Аутсорсинг в системе маркетинга

/ Ю. Курсова // Маркетинг в России и за рубежом. №1.2003. '

3. Ивлев А. Г. Аутсорсинг организационного развития / А.Г. Ивлев. Сб. Роль аналитика в управлении компанией. Москва: ИКФ Альт, 2002 год

4. Вилков И. Маркетинг на аутсорсинг / И. Вилков // Маркетинг. Режим доступа: http://www.4p.ru/main/

9 8(4912)92-14-04

[1] Организационное взаимодействие - взаимовыгодное согласование по цели, времени, месту, используемым ресурсам действий партнеров.

[2] Маркетинговый аутсорсинг — привлечение сторонних специалистов для оказания маркетинговых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.