Научная статья на тему 'Организационное развитие тнк в условиях глобализации мирового хозяйства'

Организационное развитие тнк в условиях глобализации мирового хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1372
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ / СТРАТЕГИЯ / РАЗВИТИЕ / TRANSNATIONAL CORPORATIONS / INDUSTRY / GLOBALIZATION / WORLD TRADE / STRATEGY / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамонов В. Ю.

Исследованы тенденции стратегического развития транснациональных корпораций в условиях глобализации на основе сравнительного анализа деятельности ведущий компаний. Выявлены факторы и условия, оказывающие влияние на повышение уровня конкурентоспособности и устойчивости промышленных корпораций. На основе анализа динамики роста числа транснациональных корпораций и их дочерних компаний определены показатели их развития (внутренний оборот, общий объем продаж, количество работников). Обоснованы возможности ключевых элементов реализации эффективной бизнес-стратегии организационного развития ТНК: постоянное обновление продуктов (услуг) и бизнес-процессов, концентрация ресурсов компании на приоритетных направлениях (научные разработки и маркетинг), оперативность реагирования на требования рынка, развитие внутренних и внешних сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL DEVELOPMENT OF TNCS IN THE GLOBALIZING WORLD ECONOMY

The paper investigates trends of strategic development of transnational corporations in the context of globalization on the basis of a comparative analysis of the leading companies. The author identifies factors and conditions affecting the improvement of competitiveness and sustainability of industrial corporations. On the basis of analysis of the growth dynamics of the number of transnational corporations and their subsidiaries indicators of their development are determined (internal turnover, total sales, number of employees). The author defines key elements of the implementation of an effective business strategy for organizational development of TNCs: continuous updating of products (services) and business-processes, focus company resources on priority areas (research and marketing), responsiveness to market demands, development of internal and external networks.

Текст научной работы на тему «Организационное развитие тнк в условиях глобализации мирового хозяйства»

4. Порошин Ю.Б., Сидорова ЕЮ. Поддержка внешнеэкономической деятельности российских предприятий // Вестник СГСЭУ 2007. №16 (2).

5. Рогов В.В. Стратегические ориентиры российского экспорта // Внешнеэкономический бюллетень. 2003. №2.

6. Смирнов В.П. Внешняя торговля России: вопросы стратегического развития // Внешнеэкономический бюллетень. 2003. № 4.

7. Советский энциклопедический словарь / под. ред. А.М. Прохоров. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1982.

8. Современный словарь иностранных слов. Более 25 тысяч слов и словосочетаний / А.Н. Булыко. 2-е изд., испр. и доп. М.: Мартин, 2005.

9. Таможенный кодекс таможенного союза. М.: Эксмо, 2010.

10. Oxford English Dictionary. Second edition / ed. by J. Simpson and Ed. Weiner. Clarendon Press, 1989.

удк 339.92 В.Ю. Мамонов

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ТНК В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Исследованы тенденции стратегического развития транснациональных корпораций в условиях глобализации на основе сравнительного анализа деятельности ведущий компаний. Выявлены факторы и условия, оказывающие влияние на повышение уровня конкурентоспособности и устойчивости промышленных корпораций. На основе анализа динамики роста числа транснациональных корпораций и их дочерних компаний определены показатели их развития (внутренний оборот, общий объем продаж, количество работников). Обоснованы возможности ключевых элементов реализации эффективной бизнес-стратегии организационного развития ТНК: постоянное обновление продуктов (услуг) и бизнес-процессов, концентрация ресурсов компании на приоритетных направлениях (научные разработки и маркетинг), оперативность реагирования на требования рынка, развитие внутренних и внешних сетей.

Ключевые слова: транснациональные корпорации, промышленность, глобализация, мировая торговля, стратегия, развитие.

V.Yu. Mamonov

ORGANIZATIONAL DEVELOPMENT OF TNCS IN THE GLOBALIZING WORLD ECONOMY

The paper investigates trends of strategic development of transnational corporations in the context of globalization on the basis of a comparative analysis of the leading companies. The author identifies factors and conditions affecting the improvement of competitiveness and sustainability of industrial corporations. On the basis of analysis of the growth dynamics of the number of transnational corporations and their subsidiaries indicators of their development are determined (internal turnover, total sales, number of employees). The author defines key elements of the implementation of an effective business strategy for organizational development of TNCs: continuous updating of products (services) and business-processes, focus company resources on priority areas (research and marketing), responsiveness to market demands, development of internal and external networks.

Key words: transnational corporations, industry, globalization, world trade, strategy, development.

Основной тенденцией развития современной мировой экономики является ее глобализация. Этот решающий фактор международных экономических отношений отмечают многие исследователи в разных странах. Одно из распространенных мнений специалистов заключается в том, что мир переходит сейчас от исторического периода, для которого была характерна абсолютизация интересов национальной экономики, к другому этапу - глобальной экономике, не имеющей единого жесткого регулирующего аппарата. С одной стороны, развиваются процессы анархии, с другой стороны, усиливаются тенденции к олигархии, что заметно на концентрации промышленности и финансов, формировании технологических союзов между отдельными фирмами. В результате такого развития образуются огромные корпорации, не знающие границ.

В теории считается, что глобализация хозяйственной деятельности положительно влияет на развитие экономики отдельных стран и всего мира, благодаря этому процессу достигается экономия на масштабе производства, более эффективно размещаются факторы

производства в мире, становятся более доступными достижения науки и техники. На практике, как показывает опыт, выгоды от мировизации хозяйственной деятельности, орудием которой выступают ТНК, достаются ведущим развитым странам. Не удивительно, что концепция глобализации имеет отчетливо западное происхождение. В политическом отношении глобализация выступает инструментом ведущих в экономическом отношении держав для решения задач упрочения своих доминирующих позиций. Концепция глобализации вклю -чает положение о наличии единственного государства, способного действовать глобально и имеющего мировые интересы во всех важнейших сферах. Особым инструментом и фактором глобализации мировой экономики являются современные ТНК. Поэтому большую значимость имеет исследование их организационного развития в условиях глобализации мирового хозяйства.

Крупнейшие ТНК - это мощные хозяйственные комплексы, в рамках которых объединяются многочисленные предприятия различных регионов мира. Главное средство экспансии ТНК в глобальном мире - это вы-

воз капитала в форме прямых инвестиций. По данным ОЭСР в начале 1990-х гг доля иностранных филиалов в обрабатывающей промышленности Ирландии, Канады и Австралии превышала 30%, Франции и Великобритании - колебалась от 20 до 30%, в США, Германии, Италии и Швеции - составляла от 10 до 20% [8, с. 118].

В настоящее время ТНК, по оценкам ОЭСР, контролируют 1/3 мировой торговли. В последнее время некоторые ТНК превращаются в глобальные компании. Сегодня успех в международной конкуренции определяет не столько наличие факторов производства, сколько то, где и насколько эффективно они используются. В отличие от обычных ТНК глобальные корпорации осуществляют не региональную, а глобальную оптимизацию производства, глобальную диверсификацию и глобальное управление своими портфельными вложениями. Стратегические альянсы, являющиеся важным средством проведения глобальных стратегий, представляют собой «долгосрочные отношения между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния фирм». Примерами альянсов могут послужить: стратегический альянс фирм «Моторола», ИБМ и «Эппл» в компьютерной области, ведущих атаку на «Интел» и «Майкрософт» [9, с. 85].

Стремящиеся стать «многокультурными», ТНК стараются разрешить противоречие между глобальной организацией и необходимостью учитывать местные условия. Глобальная организация обеспечивает им огромные преимущества в области масштабов и скорости действий. По оценке представителя шведско-швейцарского электроэнергетического гиганта «Асеа Браун Бовери» (АББ), глобальная организация производства стандартизированной продукции позволяет сократить издержки на единицу продукции на 20 - 30% [9, с. 86].

Крупные ТНК стремятся не только приспосабливать свою продукцию к местным рынкам, но и получать доступ к местным знаниям и опыту. В целом, считают эксперты, управлять компанией в мире без границ - это значит разрешать множество противоречий. ТНК должны одновременно откликаться на национальные нужды, использовать новейшую технологию в мировых масштабах и эффективно сбывать свои товары по всему миру. Многим компаниям удается добиться либо одной, либо двух из этих целей, однако трудно назвать хотя бы одну компанию, которой удалось бы добиться трех названных целей одновременно [3, с. 17]. Количество ТНК растет быстрыми темпами: в 1970 г в мире насчитывалось 7,3 тыс. ТНК, их оборот составлял около 626 млрд дол. На начало 1990-х гг. их число составляло 37 тыс. с оборотом в 7 млрд дол., а в 2009 г в мире насчитывалось около 82 тыс. ТНК и их оборот составлял более 30 трлн дол. (таблица) [3, с. 21].

Для современного этапа характерна тенденция увеличения числа ТНК из стран с развивающимися рынками, что обусловлено воздействием глобализации на экономику этих государств. В начале 1990-х гг. в развитых странах базировалось около 90% материнских компаний ТНК и функционировало около 50% зарубежных филиалов, в развивающихся - 12 и 43% соответственно.

Со второй половины 1990-х гг наблюдается активизация деятельности ТНК этих стран, которые к 2009 г. увеличили свою долю в общем количестве материнских компаний ТНК мира до 28,4% и дочерних компаний и филиалов - до 55% [4, с. 68]. Доля ТНК в международной торговле, по подсчетам экономистов и международных организаций, превышает половину а в экспорте и импорте отдельных развитых стран доходит до 80%. Количество занятых на предприятиях корпораций по всему миру в 2009 г. достигало 77 млн человек, что превышало вдвое работоспособное население Германии. Общий объем продаж 200 ведущих ТНК превышает совокупный ВВП 187 стран мира, что составляет более 30% мирового ВВП при количестве занятых менее одной трети мирового населения [6, с. 51].

В современных условиях крупнейшие ТНК планируют свою деятельность не в региональном, а в мировом масштабе. Основанный на таком подходе глобальный маркетинг ведет к возрастающему международному переплетению экономических, социальных и политических структур. Эти процессы значительно изменяют условия международной деятельности ТНК, деформируют рынок. Руководствуясь все больше глобальными интересами расширения производства, укрепления позиций на мировом рынке и увеличения массы прибыли, ТНК в зависимости от изменения хозяйственной обстановки, социально-политического климата в тех или иных странах или регионах постоянно маневрируют производственными и финансовыми средствами в масштабах всего мирового хозяйства, перебрасывают огромные массы капитала из одной страны в другую. Свыше 30% мировой торговли представляют собой внутрифирменные поставки ТНК, осуществляемые не по международным, а по внутрифирменным, трансфертным ценам. Таким образом, ТНК, обеспечивая свои интересы, способствуют делению рынков на закрытые и открытые сегменты [5, с. 15].

Стратегии организационного развития ТНК основаны на концентрации ресурсов (маркетинг, разработка услуг, повышающих лояльность потребителя и стоимость продукта, НИОКР) в сфере собственных стратегических преимуществ. Такая концентрация обеспечивается в значительной степени за счет прямых иностранных инвестиций (ПИИ), осуществляемых с целью приобретения стратегических, в первую очередь нематериальных, активов.

Вместе с тем в настоящее время фактором, определяющим географию размещения зарубежных филиалов международных корпораций, становится не дешевое сырье или недорогая квалифицированная рабочая сила, а близость рынков сбыта. Это объясняется распространением трудосберегающего системного производства, экономичного с точки зрения потребления энергии и сырья и протекционизма на мировых товарных рынках.

Стремление к лидерству на избранных рынках заставляет ТНК непрерывно совершенствовать качество продукции и технологии удовлетворения возрастающих

Динамика роста числа ТНК и их дочерних компаний за 1991 - 2009 гг.

Годы Количество материнских компаний Дочерние компании/филиалы

1991 35 000 150 000

1995 39 000 270 000

1998 52 000 510 000

2000 63 000 630 000

2002 64 000 870 000

2005 77 175 773 019

2008 79 000 790 000

2009 82 000 810 000

потребностей покупателей. С целью сохранения лидерства на мировом рынке и поддержания продукции и услуг на конкурентоспособном уровне крупнейшие ТНК концентрируют усилия на выпуске высококачественных изделий ограниченного ассортимента. В стратегии организационного развития ТНК большое значение придается поддержанию определенного уровня экспортных поступлений. Если предприятия в стране базирования головной компании по каким-либо причинам снижают объем экспорта своих изделий, то незамедлительно принимаются меры по расширению экспорта изделий из зарубежных филиалов, что способствует вывозу продукции из принимающих стран. Такие меры обеспечивают постоянное присутствие и сохранение долей ТНК на мировом рынке.

В последние годы широкое распространение получило международное стратегическое партнерство, или стратегические альянсы (СА) между ТНК. Комбинация альянсов и внутрифирменных связей международных компаний образует систему горизонтальной и вертикальной интеграции производства и НИОКР, которая регулируется с применением информационных технологий. Некоторые виды стратегических альянсов рассчитаны на расширение ассортимента продукции и круга потребителей. Такие альянсы предусматривают совместные маркетинговые исследования, использование общих сбытовых каналов, источников информации и рекламных кампаний. В то же время участники альянсов в сфере НИОКР конкурируют друг с другом на рынках готовой продукции [7, с. 103].

В структуре международного производства товаров и услуг предприятиями ТНК следует отметить преимущественный рост капиталовложений в сферу услуг По оценкам экспертов, более 50% прямых иностранных инвестиций крупнейших ТНК направлялись в сектор услуг, включая НИОКР и маркетинговые исследования. На производственной и сбытовой стратегии многих ТНК отражается международная конвергенция производства и потребительского спроса. Совершенствование информационных технологий и средств связи и транспорта приводит к увеличению количества товаров и услуг с идентичными или похожими потребительскими свойствами, которые пользуются спросом на многих рынках.

Одновременно в соответствии со стратегией, нацеленной на производство товаров и услуг специально для рынка принимающей страны, многие головные компании ТНК контролируют и направляют деятельность своих зарубежных филиалов, учитывая особенности их национальных рынков. Следовать такой стратегии международные компании вынуждены из-за социокультурных и природных различий, торговых барьеров, возводимых некоторыми принимающими странами, и их требований о закупках на местном рынке компонентов для готовой продукции, выпускаемой зарубежными филиалами ТНК. Такая стратегия характерна для ТНК, специализирующихся на производстве пищевых продуктов и готовой одежды.

По мере интенсификации процессов и их усложнения происходит эволюция стратегий организационного развития ТНК. Прогнозируя свое развитие, корпорации в современных условиях придерживаются глобальной стратегии, которая объединяет существовавшие до этого стратегии, но при этом является качественно иной. Глобальная стратегия носит сложносоставной характер, что подтверждается, в частности, совмещением многи-

ми ТНК вертикальной и горизонтальной стратегий в данном конкретном месте локализации инвестиций. В основе этого лежит стремление соединить доступ к рынку и аутсорсинг в едином региональном контексте, что позволяет повысить конкурентоспособность корпорации. Фактор региональной концентрации ТНК и созданных в том или ином регионе связей сам по себе часто является определяющим при выборе стратегии организационного развития.

Можно заключить, что ключевыми элементами реализации успешной бизнес-стратегии организационного развития ТНК могут быть следующие факторы: полезность продукта (услуги), постоянное обновление продуктов (услуг) и бизнес-процессов, концентрация ресурсов компании на приоритетных направлениях (научные разработки и маркетинг), оперативность реагирования на требования рынка, развитие внутренних и внешних сетей. Стоит отметить, что все эти факторы взаимосвязаны.

Кроме того, можно сделать вывод, что стратегическое организационное развитие ТНК в современном мире многовариантно. Однако оно нацелено на успешное преодоление неопределенности бизнес-среды, максимальное снижение издержек ввиду обострения конкуренции и увеличения стоимости инноваций, а также достижение оперативной гибкости. При этом важно отметить, что общемировые стратегии ТНК реализуются при условии благоприятного национального режима для прямых иностранных инвестиций.

В заключение следует также отметить, что основополагающей стратегией развития крупных ТНК является стратегия «интернационализации» деятельности, обеспечивающая их экспансию. Основной тенденцией процесса интернационализации крупных компаний можно считать трансграничное размещение общекорпоративных функций как в форме внутренних подразделений, так и в виде внешнего аутсорсинга.

Стратегии крупных компаний, направленные на реализацию преимущества одновременного доступа к большему количеству рынков, обусловили появление новых подходов к интегрированным производственным сетям и маркетинговым стратегиям, в центре которых -внимание к глобальному имиджу компании и брендам. Уязвимость глобального имиджа обусловливает разработку социально ориентированных программ организационного развития ТНК.

1. Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия // Менеджмент в России и за рубежом . 2011. №1.

2. Габилин В.К. Новые организационные формы ТНК в эпоху глобализации мирового хозяйства // Эксперт. 2010. №5.

3. Глобализация как одна из фундаментальных тенденций развития мировой экономики: сб. науч. тр. и выступлений / под ред. С. А. Карпова. М.: МГУ Сервис, 2009.

4. Градобитова Л.Д., Исаченко Т.М. Транснациональные корпорации в современных международных экономических отношениях. М.: АНКИЛ, 2010.

5. Загашвили В.С. На пороге нового этапа экономической глобализации // МЭиМО. 2010. № 3.

6. Карпухин Г.Ф. Деятельность ТНК в условиях глобализации экономики // Вопросы экономики. 2010. №11.

7. Конина Н.Ю. Менеджмент в международных компаниях. М.: Проспект, 2009.

8. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: Дашков и К, 2009.

9. Паньков В.С. Мировая экономика на пути к 2015 году // Экономика XXI века. 2010. № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.