Научная статья на тему 'Инновационное развитие транснациональных корпораций в глобальном экономическом пространстве'

Инновационное развитие транснациональных корпораций в глобальном экономическом пространстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2217
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕСА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / АКТИВНОСТЬ / ПРОЕКТ / ИНТЕГРАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никулина О.В., Ткаченко Ю.С.

В статье рассматриваются основные направления инновационного развития крупных корпораций (ТНК) в мировой экономике. На основе исследования зарубежного опыта транснационализации бизнеса внесены предложения по совершенствованию стратегии позиционирования российских ТНК в глобальном экономическом пространстве. Подчеркивается, что развитие инновационной деятельности крупных компаний является необходимым условием не только для формирования механизма интеграционного взаимодействия участников инновационного процесса на внутреннем рынке, но и обеспечивает устойчивое конкурентное преимущество российской экономике на мировых рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие транснациональных корпораций в глобальном экономическом пространстве»

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ В ГЛОБАЛЬНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ*

О. В. НИКУЛИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики Е-mail: olgafinans@mail. т

Ю. С. ТКАЧЕНКО, аспирант кафедры мировой экономики Е-mail: tefis@mail.ru Кубанский государственный университет

В статье рассматриваются основные направления инновационного развития крупных корпораций (ТНК) в мировой экономике. На основе исследования зарубежного опыта транснационализации бизнеса внесены предложения по совершенствованию стратегии позиционирования российских ТНК в глобальном экономическом пространстве. Подчеркивается, что развитие инновационной деятельности крупных компаний является необходимым условием не только для формирования механизма интеграционного взаимодействия участников инновационного процесса на внутреннем рынке, но и обеспечивает устойчивое конкурентное преимущество российской экономике на мировых рынках.

Ключевые слова: транснационализация бизнеса, инновационное развитие, активность, проект, интеграционное взаимодействие.

В условиях глобализации мирохозяйственных связей и поиска путей преодоления мирового экономического кризиса исследование инновационной деятельности транснациональных корпораций (ТНК) приобретает особое значение и является весьма актуальным, так как позволяет определить перспективы развития мировой экономики на основе анализа деятельности основных участников международных экономических отношений. Имея

* Работа подготовлена в рамках аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы», проект «Формирование научно-методического обеспечения университетского бизнес-инкубатора для реализации инновационных проектов Юга России» (регистрационный номер 2.2.2.4/4422).

доступ к сравнительным преимуществам стран по всему миру, ТНК обеспечивают высочайший уровень эффективности своей деятельности, формируют и распределяют между своими подразделениями, по сути, мировой доход. В то же время высочайший уровень концентрации потенциала и компетенций позволяет ТНК занимать лидирующие позиции в области разработки и внедрения инноваций. Развитие крупных компаний в посткризисный период возможно только на основе применения инновационных технологий, позволяющих увеличить темпы промышленного производства, обеспечить полноту извлечения и глубину переработки сырья, снизить масштабы потерь при добыче и транспортировке, создать условия для диверсификации производства, минимизировать экологическую нагрузку и обеспечить устойчивый экономический рост. Активная инновационная деятельность позволяет ТНК выполнить функцию международного регулятора производства и распределения инновационной продукции, содействуя экономической интеграции в мире и расширяя возможности экспансии на рынки разных стран.

Современная мировая экономика характеризуется стремлением к росту производительности в условиях ограниченных ресурсов и возможностью повышения эффективности использования ресурсного потенциала посредством инновационной деятельности, которая становится важнейшим фактором конкурентоспособности страны. ТНК являются основными участниками инновационного процесса, осуществляя и финансируя

значительную часть НИОКР. В данной области инновационная активность ТНК проявляется в двух направлениях.

Первое направление связано с поглощением крупными ТНК мелких инновационных предприятий, осуществляющих генерацию инновационных идей и их разработку. В этом случае все расходы на НИОКР несет поглощаемая компания, а ТНК использует свои ресурсы для конечной стадии коммерциализации инновации, запуская массовое производство. Посредством слияний ТНК получают возможность наиболее оперативного и эффективного доступа на интересующие их рынки, добиваются большей устойчивости, привлекают финансовые ресурсы на лучших условиях. Слияния и поглощения, прежде всего трансграничные, нацелены на:

— достижение конкурентных преимуществ за счет объединения финансовых, научно-технических и трудовых ресурсов фирм-участниц и получения на этой основе синергетического эффекта;

— достижение эффекта экономии за счет масштаба производства;

— получение доступа на новые рынки;

— диверсификацию производства;

— использование новых активов, особенно нематериальных (таких как ноу-хау, торговые марки, организационные знания).

Среди крупнейших нефинансовых корпораций мира выделилась группа компаний, успешно реализовавших многочисленные слияния, поглощения, а также продажу непрофильных активов, и в результате добившихся значительных преимуществ по сравнению с конкурентами. К таким компаниям можно отнести BP (Великобритания, нефтяная отрасль), ExxonMobil, ChevronTexaco, ConocoPhilips (США, нефтяная отрасль), General Electric (США, конгломерат), Glaxo Smith Kline (Великобритания, фармацевтическая промышленность), Cisco Systems, IBM, Apple (США, электронная промышленность), Nestle (Швейцария, пищевкусовая отрасль). Особое значение поглощения других компаний, обладающих инновационными разработками или технологией, имеют для поддержания конкурентоспособности фармацевтических ТНК. Это доказывает анализ деятельности американских ТНК Pfizer, Johnson & Johnson, Abbot Laboratories, Bristol-Myers-Squibb, швейцарских ТНК Hoffman-La Roche и Novartis, английских GlaxoSmithKline и AstraZeneca, французской Sanofi-Aventis.

Второе направление реализуется на практике путем образования стратегических альянсов для

более эффективного проведения НИОКР. В этом случае ТНК имеют возможность осуществлять масштабные инновационные проекты и проводить зарубежную экономическую экспансию. Межфирменные стратегические альянсы позволяют получить доступ к инновациям партнера, объединить научный и технологический потенциал, ускорить процесс внедрения в производство результатов НИ-ОКР, снизить издержки и разделить риски освоения производства и сбыта новых сложных наукоемких изделий. Международные стратегические альянсы дают возможность ТНК быстро реагировать на потребности рынка, ускорить коммерциализацию технологий, лучше использовать различные системы менеджмента. Крупные ТНК все чаще образуют стратегические альянсы для получения глобальных инновационных конкурентных преимуществ. Создание стратегических альянсов приводит к изменению характера конкуренции, когда все чаще конкурируют группы компаний, а не фирмы-одиночки. Международные стратегические альянсы ТНК встречаются во многих отраслях, но особенно часто используются наукоемкими фирмами, которые в полной мере могут задействовать весь потенциал этой формы сотрудничества.

Данные Межведомственного аналитического центра по исследованию масштабов влияния кризиса на экономическое развитие свидетельствуют об усилении концентрации инновационной активности в сегменте крупных компаний [7]. Фактор размера бизнеса является, как правило, решающим с точки зрения вероятности для той или иной фирмы оказаться в числе инновационно активных. Склонность к инновациям растет вместе с ростом размера предприятия, однако на определенном уровне концентрации происходит слом тренда и обнаруживается обратная связь, что объясняется проблемами управления крупной компанией [1]. К основным факторам успеха крупных компаний в области инноваций относятся следующие:

— обеспеченность ресурсами и более высокая устойчивость к рискам неопределенности;

— экономия на трансакционных издержках при передаче знаний и технологий в рамках интегрированных структур крупных компаний;

— проведение систематических исследований на постоянной основе с передачей функций реализации результатов НИОКР другим компаниям с использованием современных форм организации бизнеса (аутсорсинг, оболочечные компании, создание малых инновационных компаний при крупных корпорациях т. п.);

— охват большой доли рынка и возможность формирования спроса на инновационные продукты и технологии;

— наличие государственной поддержки в сфере налогообложения, финансирования и кредитования инновационной деятельности.

При планировании инновационной деятельности современные ТНК руководствуются возможностями реализации долгосрочной стратегии развития компании и ростом объемов прибыли. В связи с этим в условиях посткризисного развития мировой экономики наблюдается концентрация ресурсов ведущих ТНК на реализации прорывных проектов, направленных на повышение долгосрочной конкурентоспособности бизнеса. Как показывают результаты исследований [6], инновационная деятельность ТНК сосредоточена в следующих отраслях:

— фармацевтическая отрасль (активно осваивают ТНК Швейцарии, Германии и Великобритании);

— химическая промышленность (развивают ТНК Германии и Нидерландов);

— производство электрооборудования (успешно занимаются ТНК Франции);

— отрасли, классифицируемые как сфера услуг (наиболее активными являются японские и швейцарские компании).

С 1990 г. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) для характеристики вовлеченности каждой ТНК в экономику зарубежных стран ввела такое понятие, как индекс транснационализации компаний, представляющий собой среднее значение следующих трех показателей:

— отношения зарубежных активов к общему объему активов;

— отношение зарубежных продаж к общему объему продаж;

— отношение численности работников за рубежом к общему числу занятых в корпорации [10]. Этот индекс определяется по формуле:

^ = (А/А + ПП + Ш/Шо) : -

где I — индекс транснациональности;

А — зарубежные активы;

Ао — общие активы;

Пз — объем продаж товаров и услуг зарубежными филиалами;

По — общий объем продаж товаров и услуг;

Шз — зарубежный штат;

Шо — общий штат работников компании.

Практика показывает, что ТНК заинтересованы в привлечении низкоквалифицированной рабочей

силы, в использовании дешевых производственных площадей и природных ресурсов принимающих стран, но не нацелены на привнесение новых технологий и передачу новых знаний [9]. Однако в современных условиях одной из новых тенденций в поведении ТНК является вынос научно-исследовательской деятельности (английский акроним Research & Development или R&D) из стран базирования за рубеж [8]. Интернационализация инновационных процессов и глобальное развитие НИОКР подтверждаются растущей долей зарубежного финансирования научных исследований [6]. Развитие научно-исследовательской деятельности ТНК осуществляется путем создания специальных подразделений, финансирование которых не прекращается даже в период кризиса. ТНК открывают зарубежные исследовательские подразделения, с одной стороны, для обеспечения собственных потребностей в адаптации созданных инноваций к требованиям местного рынка, а с другой — с целью создания новых продуктов и технологий для максимально полного удовлетворения существующего спроса на рынке страны базирования. Таким образом, создание собственных исследовательских лабораторий в разных странах позволяет ТНК решать ряд важных задач:

— максимально полно адаптировать инновационные продукты и технологии к требованиям нового рынка;

— сформировать информационную базу об особенностях региона базирования;

— создавать инновационные продукты и технологии с соблюдением местных стандартов, нормативов, правил и обычаев делового оборота;

— создавать новые продукты и технологии и вносить инновационные изменения в уже существующие продукты (инновации второй волны) на основе совершенствования их потребительских свойств в соответствии с потребностями конкретного рынка, на котором осуществляет свою деятельность ТНК;

— повышать качество собственных исследований путем привлечения новых возможностей для усиления технологической компетенции на основе создания новых контактов;

— использовать опыт развития инновационной деятельности национальных компаний страны базирования на основе реализации совместных инновационных проектов.

Используя накопленный научно-технический потенциал, ТНК осуществляют за рубежом НИ-ОКР в различных формах:

— адаптивные НИОКР, которые включают в себя базовые вспомогательные производственные процессы, модификацию и совершенствование импортных технологий;

— инновационные НИОКР, связанные с разработкой и созданием новых продуктов и технологий для данного конкретного рынка;

— поисковые НИОКР, нацеленные на формирование инновационных идей на основе проведения масштабных и глубоких исследований.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предложила включить следующие измерители интернационализации научно-исследовательской деятельности ТНК:

1) доля филиалов иностранных компаний в общих расходах принимающей страны на НИОКР и общее количество местных ученых и инженеров, занятых в филиалах иностранных компаний;

2) доля расходов на НИОКР в конкретной отрасли, финансируемых из зарубежных источников, в валовых расходах страны на НИОКР в этой отрасли;

3) доля филиалов иностранных компаний, чья деятельность в основном сконцентрирована в области НИОКР, во вновь созданной стоимости, продажах и занятости принимающей страны.

Представляется, что более целесообразным будет не предлагаемый ОЭСР расчет трех дополнительных коэффициентов, а включение доли расходов на НИОКР в зарубежных филиалах в общем объеме расходов на НИОКР компании в расчет единого индекса транснациональности:

1 = (А3 / А0 + П3 / П0 + Шз / Ш0 + Нз / Н 0) _ к

тр 4 '

где Нз — расходы на НИОКР в зарубежных филиалах;

Но — общие расходы компании на НИОКР; k—доля продаж компании в мировом промышленном производстве.

Предложенная формула наиболее объективно характеризует степень транснационализации компании с учетом современных тенденций развития ТНК, в частности увеличением объемов расходов на научно-исследовательскую деятельность и характером влияния компании на глобальный рынок в целом. В качестве примера можно привести рейтинг транснационализации крупнейших ТНК в отрасли добычи и переработки нефти (табл. 1).

Анализ данных табл. 1 показывает, что предлагаемая методика оценки уровня транснационализации довольно существенно отличается от общепринятой и позволяет учесть влияние ТНК

Таблица 1

сравнительные данные расчета индекса транснациональности крупнейших нефтедобывающих тнк

тнк индекс транснациональности, доля продаж скорректированный индекс рейтинг после корректи-

% ровки

British 79,9 3,79 302,8 1

Petroleum

Company Pic

Total 74,5 2,26 168,4 3

Royal Dutch/ 71,3 0,62 44,21 8

Shell Group

ExxonMobil 68,0 3,92 266,6 2

Chevron 58,0 2,5 145,0 4

Corporation

Eni Group 53,8 1,76 94,69 5

Repsol YPF SA 52,0 0,92 47,84 7

ConocoPhillips 44,3 1,77 78,41 6

Statoil Asa 33,9 0,51 17,29 12

Petronas — 26,0 0,24 6,24 13

Petraliam Nasi-

onal Bhd

Лукойл 12,4 2,19 27,16 10

Роснефть 11,6 2,79 32,46 9

ТНК-ВР 14,3 1,53 21,88 11

на развитие международной инновационной деятельности и состояние мирового рынка. При этом как положительный факт следует отметить высокую позицию в скорректированном рейтинге таких российских компаний, как Лукойл, Роснефть и ТНК-ВР.

На основе анализа тенденций развития ТНК получен вывод о том, что, несмотря на утверждения сторонников неолиберальной модели развития, выдвигающих тезис о наднациональной сущности ТНК, последние не являются «надгосударствен-ными» образованиями. Они имеют национальную прописку и выступают мощными проводниками национальных интересов. О масштабах деятельности ТНК позволяют судить данные рис. 1.

По данным ЮНКТАД, на начало 2009 г. в мире насчитывалось около 82 тыс. нефинансовых ТНК и 805 тыс. зарубежных филиалов (табл. 2).

Транснациональные корпорации функционируют практически во всех отраслях экономики, но наиболее значительная их часть (59,6 %) сконцентрирована в сфере производства. Ведущими отраслями транснациональной деятельности, по данным на 2009 г., являются производство электрического и электронного оборудования (14,4 %), бизнес-услуги (11,0 %), торговля (10,2 %), производство машин и оборудования (8,3 %).

финансы и кредит

29

40 000

35 000

30 000

25 000

20 000 ■'

15 000

10 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 000

37 545

38 500

29 832

10 702

21 754

17

■ к

11 679

т

7 560

>1

;

12432

29 500

И->1

, -

И

1990

□ Общий объем активов I

2000

2007

2008

2009

1Из них зарубежные активы □ Общий объем продаж ИИз них экспорт

Рис. 1. Динамика объемов активов и продаж 100 ведущих нефинансовых ТНК в 1990-2009 гг., млн долл.

Таблица 2

Динамика роста количества ТНК и их дочерних компаний в 1980-2009 гг.

Год Компания-учредитель Дочерняя компания/филиал

1980 11 200 42 500

1991 35 000 150 000

1995 39 000 270 000

2000 63 000 630 000

2002 64 000 870 000

2005 77 175 773 019

2007 79 000 790 000

2008 82 000 805 000

2009 83 500 820 000

В последние годы отраслевая структура ТНК претерпевает значительные изменения, связанные с возрастанием доли услуг (бизнес-услуг, транспортных, телекоммуникационных и др.), а также предприятий ТЭК.

В то же время сократилось представительство в числе ведущих ТНК мира предприятий химической промышленности, строительной индустрии, медиакомпаний. Это объясняется происходящими на фоне возрастающей конкурентной борьбы слияниями и поглощениями ТНК, сокращениями объемов производства в основной химии и кризисными явлениями в строительной индустрии.

Проведенный анализ показывает, что существующая система показателей (табл. 3) не всегда позволяет объективно оценить результаты деятельности ТНК. В ее составе преобладают данные о

притоке и оттоке прямых иностранных инвестиций, объемах производственно-сбытовой деятельности и размере иностранных активов ТНК в рамках мирового хозяйства и отдельных стран. При этом не раскрываются отраслевая и пространственная структуры этих показателей, что не позволяет получить адекватных представлений об отраслевых и региональных сдвигах в процессе транснационализации и отразить возрастание роли ТНК в инновационной деятельности.

В современных условиях прослеживаются следующие тенденции в области интернационализации инновационных процессов в деятельности ТНК, отражающие формирование новой модели экономического развития мирохозяйственной системы:

— на основе создания исследовательских сетей, которые охватывают весь мир, формируется глобальная инновационная сфера, способствующая реализации национального технологического потенциала и создающая условия для изменения приоритетов исследований, и соответственно, требующая разработки новых методов управления инновационной деятельностью ТНК;

— в условиях экономического кризиса и усиления конкуренции за рынки сбыта ТНК стараются сохранить «секреты» своей инновационной деятельности и предпочитают осуществлять основную часть научных исследований и разработок в стране своего происхождения, накапливая инновационный потенциал как основное условие конкурентного преимущества;

— на этапе посткризисного развития основными приоритетами инновационной деятельности ТНК являются создание инновационных технологий, освоение производства принципиально новой продукции и повышение производительности труда, связанные с ресурсосбережением (снижением энергоемкости и материалоемкости).

В зарубежной практике накоплен значительный опыт работы по поддержанию и продвижению ТНК в мировом экономическом пространстве,

0

Таблица 3

Движение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире и международное производство ТНК в 1982—2008 гг.

Показатель Стоимость в текущих ценах, млрд долл. Годовые темпы роста, %

1982 1990 2006 2007 2008 19861990 19911995 19962000 2004 2005 2006 2007 2008

Приток ПИИ по мировому хозяйству в целом 58 207 1 411 1 833 1 659 23,6 22,1 39,9 27,9 33,6 47,2 29,9 -9,5

Отток ПИИ по мировому хозяйству в целом 27 239 1 323 1 997 1 869 25,9 16,5 36,1 63,5 -4,3 50,2 50,9 -6,5

Накопленные ПИИ (inflow) 789 1941 12470 15211 15897 15,1 8,6 16,1 17,3 6,2 22,5 22,0 4,5

Накопленные ПИИ (outflow) 579 1 785 12 756 15 602 16 244 18,1 10,6 17,2 16,4 3,9 20,4 22,3 3,8

Доход по вывезенным ПИИ (outflow FDI) 46 120 1 038 1 220 1 010 18,7 20,2 10,2 42,4 27,4 17,1 17,5 -17,2

Слияния и поглощения - 200 1 118 1 699,8 1 205,4 26,6 19,5 51,5 37,6 64,2 20,3 46,4 -29,1

Объем продаж иностранных филиалов 2 741 6 126 25 844 31 197 32 245 19,3 8,8 8,4 15,0 1,8 22,2 20,7 3,4

Валовой продукт иностранных филиалов 2 741 6 126 25 844 31 197 32 245 19,3 8,8 8,4 15,0 1,8 22,2 20,7 3,4

Совокупные активы иностранных филиалов 2 206 6 036 55 818 68 716 71 258 17,7 13,7 19,3 -1,0 20,6 18,6 23,1 3,7

Экспорт иностранных филиалов 688 1 523 4 950 5 714 5 936 21,7 8,4 3,9 21,2 12,8 15,2 15,4 3,9

Занятость в иностранных филиалах, тыс. 21 524 25 103 70 003 81 615 80 512 5,3 5,5 11,5 3,7 4,9 21,6 16,6 -1,3

ВВП в текущих ценах 12 083 22 163 48 925 54 568 56 478 9,4 5,9 1,3 12,6 8,3 8,3 11,5 3,5

Экспорт товаров и нефакторных услуг (non-factor) 2 395 4 417 14 848 17 138 17 249 11,6 7,9 3,8 21,2 12,8 15,2 15,4 0,6

главными достоинствами которого являются:

— стратегический подход, организация и развитие адекватной системы коммуникационных связей, ориентированных на властные структуры и иные целевые аудитории (Government Relations);

— эффективная государственная поддержка (нормативное регулирование; стимулирование зарубежных инвестиций; финансовая, организационная, координационная поддержка и т. п.).

Что касается России, то поддержка отечественного инновационного бизнеса, выходящего на международный уровень, пока еще не носит стратегического характера.

Использование зарубежного опыта инновационного развития ТНК в деятельности крупных российских компаний позволит сформировать эффективную конкурентоспособную стратегию их выхода на внешние рынки с инновационными продуктами и технологиями. Применение развитого в Европейском Союзе механизма прогнозирования и выработки приоритетов «Предвидение» (Foresight) в российской практике способствовало разработке трех основных направлений развития экономики до 2025 г. для перехода к политике ускоренной технологической модернизации [3]:

— проекты, которые находятся в непосредственной юрисдикции государства: оборона, здра-

воохранение, образование и фундаментальная наука;

— проекты, востребованные бизнесом: экология, атомная энергетика, модернизация инфраструктуры;

— проекты, направленные на развитие принципиально новых сфер деятельности и выходящие за рамки планирования коммерческой деятельности: нанотехнологии.

Несмотря на относительно позднее включение в процесс транснационализации, российские компании демонстрируют высокую динамику и наращивание инновационного потенциала. По данным ЮНКТАД [10], в 2000-2008 гг. по суммарному показателю вывезенных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) Россия вышла на лидирующие позиции в мире (рис. 2). Этому способствует наличие в стране уникального ресурсного, кадрового и интеллектуального потенциала, опыта ведения бизнеса в мультикультурной среде и в условиях территориального удаления различных объектов управления.

По данным Банка России, в 2008 г. сумма накопленных ПИИ составила 370 млрд долл. Даже в условиях финансового кризиса 2008-2009 гг. российские компании сохранили высокую активность на мировом рынке (рис. 3).

ладающими являются традиционные для рыночной экономики мотивы (табл. 4) и низкое влияние «выталкивающих» факторов, что подтверждают схожие темпы инвестирования за рубежом и в России.

Проведенный анализ показал наличие препятствий на пути экспансии российского капитала, в числе которых следует выделить ряд внутренних и внешних факторов.

К внутренним факторам относятся:

— недостаточный уровень качества управления в российских компаниях;

— необходимость налаживания работы в незнакомой правовой и культурной среде принимающих стран;

— растущие потребности координации и контроля за деятельностью филиалов со стороны материнских компаний.

К внешним факторам относятся:

— негативное отношение к российскому бизнесу в принимающих странах;

— низкий уровень государственной поддержки ТНК.

Одним из наиболее эффективных инструментов продвижения отечественных ТНК является их позиционирование в мировом экономическом пространстве. В традиционном понимании позиционирование представляет собой формирование, закрепление и поддержание определенной позиции субъекта, соответствующей его статусу. К особенностям позиционирования ТНК относится особая роль имиджевой составляющей, существенно влиВ последние годы российские компании все яющей на возможности и условия функционирова-чаще выступают в качестве инициаторов масш- ния филиалов ТНК в принимающих странах. На-табных трансграничных слияний и поглощений. пример, формирование положительного внешнего При этом темпы роста зарубежных активов веду- образа и эмоциональных ценностей, связанных с щих российских компаний на порядок выше, чем российским бизнесом, позволит существенно по-в других странах мира, включая ведущих акторов высить конкурентоспособность в борьбе за миро-транснационального бизнеса. Анализ мотивов вые блага, ресурсы, и рынки, добиваться доминиру-экспансии российских ТНК показывает, что преоб- ющего положения относительно других субъектов

Таблица 4

Мотивы транснационализации российских ТНК

Ориентация Тип ТНК Пример

Рыночно ориентированные Крупные компании преимущественно топливно-энергетического комплекса и металлургические, стремящиеся либо расширить рынки сбыта, либо преодолеть торгово-политические барьеры Газпром, Лукойл, Роснефть, Сургутнефтегаз, ТНК-БП, Северсталь, РусАл

Ресурсно ориентированные Крупные и средние компании, ориентированные на добычу и переработку природных ресурсов АЛРОСА, РусАл, Лукойл

Технологически ориентированные Крупные и средние компании, специализирующиеся в высокотехнологичных отраслях (машиностроение, телекоммуникации, электроника и др.) Вымпелком, Ситроникс, ОМЗ

Ориентированные на повышение эффективности за счет маневрирования ресурсами Крупные ТНК, давно работающие на международном рынке АЛРОСА, Северсталь и др.

400

350

300

250

200

150

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

100

50

0

370

255

20

2000

2007 □ ПИИ, млрд долл.

2008

Рис. 2. Динамика накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) российских компаний за рубежом в 2000—2008 гг., млрд долл.

25 000

20 000

15 000

10 000

5 000

I кв. 2008 II кв. 2008 III кв. 2008 IV кв.2008 I кв. 2009 □ Приток □ Отток

Рис. 3. Динамика притока и оттока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Российскую Федерацию в 2008 — начале 2009 г., (поквартально), млн долл.

0

отношений. Исходя из этого, позиционирование ТНК в мировом экономическом пространстве предложено определить, как комплекс действий, направленных на формирование, закрепление и поддержание в общественном сознании, институциональных и предпринимательских структурах представлений, обеспечивающих лояльность к компании, поддержание ее конкурентоспособности и усиление рыночных позиций. В качестве базовых структурных элементов позиционирования следует выделить следующие элементы:

1) стратегическая цель — достижение и поддержание конкурентоспособности объекта путем информирования о наличии у него сильных сторон по сравнению с конкурентами, удержание или расширение рыночной ниши, контролируемой данной компанией, извлечение прибыли;

2) способ достижения цели - формирование общественного мнения, обеспечение лояльности институтов (международных, государственных, финансовых, фискальных и др.);

3) метод — последовательность действий, направ -ленных на сознание лиц (групп лиц), а также на формирование официальной позиции властных структур и институтов, воспринимающих объект.

Масштабы и многообразие сторон деятельности ТНК предопределяют достаточно сложный инструментарий их позиционирования. В частности, наиболее часто ТНК используют лоббирование интересов не только в стране базирования, но и в тех государствах, где они имеют дочерние предприятия и филиалы. Причем нередко проводником интересов ТНК становится государство, чьим резидентом является компания, или группа государств, проводящих консолидированную политику. Учитывая подвижность бизнес-среды, ТНК ведут ее постоянный мониторинг и используют имеющийся у них потенциал, для того чтобы влиять на ситуацию в том или ином регионе.

В российской экономике государством определены основные направления инновационного развития на ближайшую перспективу, в которых достигнуты определенные результаты крупными российскими компаниями, чьи инновационные разработки сопоставимы с мировым уровнем: ядерные, космические и медицинские технологии, стратегические ИКТ, энергоэффективность. Для повышения инновационной активности российских ТНК правительством разрабатываются и осуществляются следующие меры:

— в период начала экономического кризиса была оказана адресная финансовая поддержка 295 системообразующим предприятиям, которые являются локомотивами российской экономики;

— создана специальная комиссия по модернизации и технологическому развитию, которая позволит соединить интересы государства, бизнеса и науки для осуществления инновационного развития национальной экономики;

— запланировано создание системы предоставления бюджетных грантов (субсидий) предприятиям по приоритетным направлениям инновационной деятельности, включая проведение НИОКР, разработку и проектирование новых образцов инновационной промышленной продукции, компенсацию затрат на патентование за рубежом [2];

— планируется усилить стимулирующий характер налоговой системы с ориентацией на поддержку модернизации и инноваций, что предполагает введение дополнительных налоговых льгот для инновационно активных предприятий в части налога на прибыль и налога на имущество;

— рассматривается возможность сокращения сроков амортизации нематериальных активов, непосредственно используемых в инновационной деятельности;

— в перспективе рассматривается возможность создания «научных поясов» вокруг вузов, научных учреждений, крупных корпораций, включая компании с госучастием;

— в соответствии с планами государства инновационный прорыв смогут обеспечить госкорпорации, специализирующиеся на ядерной энергетике, авиа- и судостроении, космической сфере, программном обеспечении и нанотехнологиях [5].

Целесообразно выделить следующие направления государственной поддержки инновационно активных ТНК для осуществления успешной экспансии на зарубежных рынках:

— создание специализированного агентства по содействию иностранным инвестициям за рубежом, которое могло бы сочетать функции координации и стимулирования зарубежных инвестиций (аналогичные структуры успешно действуют в Австрии, Франции, Венгрии, Италии, Японии, Норвегии, Словении, Испании, Бразилии, Кении, Марокко, Омане, Сингапуре и на Ямайке) [4];

— совершенствование законодательства РФ в направлении нормативного закрепления основных принципов поддержки российских ПИИ за рубежом, а также ужесточение законодательного регулирования иностранных инвестиций в РФ в

целях недопущения инвестиционной агрессии из-за рубежа;

— активная политическая, дипломатическая и информационная поддержка российских компаний, направленная на преодоление негативного отношения к российскому бизнесу за рубежом.

На уровне самих российских ТНК в целях повышения эффективности позиционирования и развития их инновационной деятельности должны быть реализованы следующие мероприятия:

— включение стратегии позиционирования в общую стратегию инновационной деятельности ТНК, разработка превентивных программ позиционирования на этапе планирования зарубежного инвестирования или выхода на мировой рынок с инновационной продукцией и технологиями;

— формирование GR-департаментов (подразделения по связям с государственными органами власти) в материнских компаниях, филиалах и представительствах российских ТНК, что позволит уменьшить страновые риски, смягчить инвестиционный климат, оптимизировать аналитическую, информационную, лоббистскую деятельность на соответствующем рынке или в принимающей стране;

— передача GR-департаментам следующих функций: мониторинг деятельности органов государственной власти, бизнес-сообщества, общественного мнения; анализ последствий действия государства для компании; анализ степени влияния общественного мнения на деятельность компании; организация мероприятий по повышению имиджа компании; организация влияния на деятельность органов государственной власти.

Одновременно на государственном уровне необходимо:

— определить приоритетные направления развития отечественных ТНК как части государственной внешнеэкономической стратегии и политики;

— принять закон о российских ПИИ за рубежом и откорректировать нормы Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «О регулировании иностранных инвестиций в Российской Федерации» с ориентацией на режим «взаимного обмена технологиями, активами и ресурсами»;

— способствовать интеграции российских специалистов в структуры экспертного сообщества — ассоциации, аналитические центры, так как в настоящее время РФ не имеет представительства ни в одной из международных экспертных структур в сфере транснационализации (ООН, ЮНКТАД и др.);

— форсировать вступление России в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС);

— создать Агентство страхования экспортных кредитов и инвестиций;

— сформировать Агентство по содействию инвестициям за рубежом с приданием ему следующих функций: внешнеполитический анализ, систематизация и прогнозирование зарубежных проектов ТНК, разработка и совершенствование системы мер и инструментов господдержки инновационной деятельности российских ТНК за рубежом;

— определить целевые параметры господдержки ТНК: для крупных ТНК энергетического, транспортного и других развитых секторов — в информационной, аналитической, дипломатической областях; в развивающихся отраслях — в области поддержки инновационных проектов, страхования рисков, а также консультационной и финансовой помощи.

Таким образом, достижение конкурентоспособности российскими компаниями в условиях глобализации связано:

— с повышением инновационности, модернизацией производственных мощностей;

— с ростом эффективности имеющихся в распоряжении активов;

— с выстраиванием оптимальных цепочек добавленной стоимости;

— с успешным поиском новых рынков сбыта;

— с внедрением современных технологий, достижением мирового уровня производительности труда и качества продукции;

— с совершенствованием управления;

— с активным развитием частно-государственного партнерства;

— с разработкой и реализацией эффективных глобальных конкурентных стратегий, предусматривающих участие государства в процессе позиционирования российских ТНК в глобальном экономическом пространстве.

Опыт развития инновационной деятельности ТНК планируется применить для осуществления инновационного проекта по созданию бизнес-инкубатора Кубанского государственного университета, на базе которого будет создана Ассоциация университетских бизнес-инкубаторов Юга России в рамках реализации аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (проект «Формирование научно-методического обеспечения университетского бизнес-инкубатора для реализации инновационных проектов Юга России»). Применение зарубежного

опыта инновационного развития ТНК позволит ученым Кубанского государственного университета укрепить кооперационные связи, объединяющие в крупные международные научно-производственные образования элементы научных, производственных и сбытовых структур. Возможность реализации научных разработок на базе крупных компаний создаст своего рода производственную площадку для развития инновационной деятельности и позволит в свою очередь крупным компаниям, не прибегая к опыту поглощения, использовать научный потенциал малых инновационных предприятий, созданных на базе университетского бизнес-инкубатора.

Список литературы

1. Гончар К Р. Инновационное поведение крупнейших российских компаний // Мировая экономика и международные экономические отношения. 2009. № 3.

2. Ивантер А., Розмирович С., Рубченко М. Поможем, только не деньгами // Эксперт. 2010. № 3.

3. Матковская Я. С. Проблемы коммерциализации инновационных технологий в России

и направления ее решения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 3.

4. Никулина О. В. Вектор инновационного развития международной экономики. Международная экономика: монография. Краснодар: Экоинвест. 2010. С. 226-262.

5. Оболенский В. Россия на пути к инновационному развитию // Мировая экономика и международные экономические отношения. 2008. № 9.

6. Пригульный А. Г. Инновационный потенциал глобальных корпоративных организаций как предпосылка перехода к экономике знаний // Экономика и управление. 2009. № 2.

7. Симачев Ю, Кузнецов Б. Конец света откладывается // Эксперт. 2009. № 49-50.

8. Шевченко И. В., Мудрова Л. И., Щеблыкина Ю. С. Проблемы транснационализации российского бизнеса // Финансы и кредит. 2010. № 3.

9. Щеглов С. С. Регулирование деятельности транснациональных корпораций // Юрист. 2007. № 12.

10. URL: http://www.unctad.org/Templates/Page. asp?intItemID=4118&lang=1.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 Dost@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.