ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В МВД
Шхагапсоев З.Л. Тарчоков Б.А.
1.1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В МВД
Шхагапсоев Заурби Лелович, д-р юрид. наук, профессор. Должность: Начальник. Место работы: СевероКавказский институт повышения квалификации. Филиал: филиал Краснодарского университета МВД РФ. E-mail: [email protected]
Тарчоков Беслан Анатольевич, полковник полиции, канд. юрид. наук. Должность: Начальник кафедры. Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Филиал: филиал Краснодарского университета МВД РФ. E-mail: [email protected]
Аннотация: Актуальность и необходимость планирования в деятельности органов внутренних дел Российской федерации сложно переоценить, что определяет актуальность темы настоящей работы. Цель написания настоящей научной статьи - рассмотрение и анализ процесса планирования в системе МВД РФ.
Ключевые слова: правоохранительные органы, управленческие решения, система управления.
ORGANIZATIONAL SECURITY OF FORECASTING IN THE MIA
Shkhagapsoyev Zaurbi Lelovich, Dr of law, professor. Position: Head of Institute. Place of employment: North-Caucasian Advanced Training Institute. Branch: Krasnodar University of MIA Russia. E-mail: [email protected] Tarchokov Beslan Anatolievich, Police Colonel, PhD at law. Position: Head of chair. Place of employment: North-Caucasian Advanced Training Institute. Branch: Krasnodar University of MIA Russia. E-mail: [email protected]
Annotation: It is difficult to overestimate the relevance and necessity of planning in the activity of the bodies of internal affairs of the Russian Federation, which determines the relevance of the topic of this work. The purpose of writing this scientific article is to review and analyze the planning process in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.
Keywords: law enforcement agencies, management decisions, management system.
Органы внутренних дел играют особую роль среди субъектов, осуществляющих деятельность по защите национальной безопасности государства. Она определяется разнообразием и широтой компетенции, обширным спектром полномочий по осуществлению оперативно-розыскной, административно-юрисдикционной, уголовно-процессуальной и иных видов деятельности по борьбе с основной массой преступлений, наличием в структуре разных служб и подразделений, включая специализирующиеся на предупреждении преступлений того или иного характера. Исходя из этого, в зависимости от ситуации субъектами организационной деятельности в органах внутренних дел могут выступать многие службы и подразделения.
Рассматривая организационные основы деятельности служб и подразделений органа внутренних дел, а также всех его структурных подразделений следует в первую очередь отметить ее системный характер, установленный и регламентируемый нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской федерации. В частности: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах
внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и Приказ МВД РФ от 26.09.2012 г. № 890 «Об организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации».
Специфика деятельности ОвД предполагает сопод-чиненность планов работы в иерархии всех уровней управления органами внутренних дел, а так же непрерывную основу процесса планирования деятельности по всем направлениям и вопросам оперативно-служебной деятельности органа внутренних дел. Одновременно планы работы в иерархии органов управления связывают предметную деятельность по исполнению должностных обязанностей на соответствующих уровнях управления с использованием управленческих решений вышестоящих субъектов[1].
Любой план является документом, носящим комплексный характер, и представляет собой специфическую разновидность управленческого решения. Именно в рамках планирования любые организационные структуры, в том числе и МВД России, конкретизируют перспективные действия, указывают сроки исполнения мероприятий, фиксируется стратегия развития и деятельности коллектива, детализируются цели и задачи к особенностям и функционированию органа внутренних дел. Именно поэтому любое планирование предполагает динамизацию выполнения управленческих решений руководителя любого уровня. Конкретизацию этапов и сроков в соответствии с тенденцией развития оперативной обстановки.
Система МВД создана государством и призвана решать возложенные на нее задачи и функции в целях обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью^]. Это сложная многоуровневая система, включающая в себя многочисленные службы и подразделения, а также учреждения, которые функционируют во взаимосвязи и непрерывном взаимодействии. Система органов внутренних дел - это и отрасль государственного аппарата, несущая ответственность наряду с другими правоохранительными органами за состояние правопорядка в стране[3]. Структура системы органов внутренних дел России состоит из федерального, регионального и местного уровня управления. Система органов внутренних дел -часть государственного аппарата, сложная, многофункциональная, многоуровневая система, состоящая из совокупности служб, подразделений, аппаратов, воинских частей и соединений, учреждений, работающая в постоянной взаимосвязи и взаимозависимости.
Управление системой ОВД (равно как и другими сложными социальными системами) принято разделять на три уровня:
1) стратегический;
2) оперативный;
3) тактический.
К подразделениям участвующим в обеспечении управления относят: отделы анализа, планирования и контроля на всех уровнях; информационные центры; инспекции; организационно штатные отделения; контрольно - ревизионные отделы; правовые отделы, отделы организации делопроизводства и режима; управления по работе с личным составом; управления тылового и финансового обеспечения; центры информационных технологий связи и защиты информации.
Таким образом, необходимо отметить, что основной принцип формирования системы организации и планирования в органах внутренних дел Российской фе-
3'2017
Пробелы в российском законодательстве
дерации - это принцип неукоснительного соответствия действующего законодательства. А, следовательно, система планов и мероприятий должна учитывать иерархию субъектов управления, специфику оперативной обстановки, объективную оценку эффективности деятельности служб и подразделений, практический опыт организации планирования[4].
В заключении необходимо отметить, что анализ данной проблематики раскрывает следующие недостатки в этом направлении работы:
Зачастую мероприятия, заявленные в планах не содержат актуальности и не предусматривают конкретных шагов по укреплению правопорядка;
Планируемые мероприятия не способствуют обеспечению и усилению борьбы с преступностью;
Не предусматривают стройную систему личного планирования и в рамках профессиональной деятельности, что приводит к неэффективной деятельности сотрудников, оправдывающихся сложной обстановкой.
Актуальность поднятой проблемы вытекает как из научно-теоретической и прикладной значимости вопросов эффективности управления в системе органов внутренних дел[5].
На наш взгляд основополагающим критерием оценки профессиональной деятельности руководящего сотрудника органов внутренних дел является неукоснительное выполнение поставленных оперативно - служебных задач, в рамках конкретного подразделения, планирование в соответствии с действующим законодательством, ведомственными нормативными актами; осуществить действующие меры по повышению значимости и качества планирования в ОВД.
Добиться максимального соответствия планируемых мероприятий оперативной обстановке, результатам прогноза её развития, а также стоящим задачам, требованиям МВД России; сконцентрировать все планируемые мероприятия на решение ключевых проблем, опережающем реагировании на развитие негативных тенденций в криминогенной обстановке.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 05.12.2011, N 49 (ч. 1), ст. 7020.
2. Приказ МВД РФ от 26.09.2012 г. № 890 «Об организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации».
3. Афанасьев Д.В. Административно-правовая деятельность штабных подразделений органов внутренних дел: монография / Д.В. Афанасьев, E.H. Хазов. — M.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012.- 159 с.
4. Кикоть В.Я. Наука управления. Основы организации и управления в правоохранительной деятельности: науч. издание / В.Я. Кикоть, С.С. Маилян, Д.И. Грядовой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 751 с.
5. Шхагапсоев З.Л., Тарчоков Б.А. Организация информационно - психологического противоборства террористической деятельности. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 4-1. С. 116-119.