Научная статья на тему 'Практика использования навигационно-мониторинговых систем подразделениями органов внутренних дел'

Практика использования навигационно-мониторинговых систем подразделениями органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2775
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВИГАЦИОННО-МОНИТОРИНГОВЫЕ СИСТЕМЫ / ГЛОБАЛЬНЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ СПУТНИКОВЫЕ СИСТЕМЫ / АППАРАТУРА СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТА / КООРДИНАТЫ ОБЪЕКТА / ЦЕНТР МОНИТОРИНГА / НАВИГАЦИОННЫЕ ПРИЁМНИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тарчоков Беслан Алексеевич, Бураева Людмила Александровна

В статье рассмотрены актуальные вопросы применения спутниковых навигационно-мониторинговых систем в практической деятельности подразделений ОВД, в том числе для управления мобильными силами, раскрытия преступлений, обеспечения безопасности перевозок и решения специальных задач. Приведены основные технологические составляющие навигационно-мониторинговых систем, отмечены проблемы, возникшие в процессе применения навигационно-мониторинговых систем подразделениями ОВД и положительный опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тарчоков Беслан Алексеевич, Бураева Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF USING NAVIGATION AND MONITORING SYSTEMS UNITS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article considers topical issues of application of satellite navigation and monitoring systems in practical activities of divisions of the police Department, including management of the mobile forces of crime detection, security, transport and special tasks. The basic technological components of navigation and monitoring systems, marked by the problems encountered in the process of use of navigation and monitoring systems ATS units and a positive experience.

Текст научной работы на тему «Практика использования навигационно-мониторинговых систем подразделениями органов внутренних дел»

Проблемы экономики и юридической практики

4'2017

10.2. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАВИГАЦИОННО-МОНИТОРИНГОВЫХ СИСТЕМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Тарчоков Беслан Алексеевич, кандидат экономических наук, начальник кафедры деятельности ОВД в особых условиях

Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

btarchokov@mail.ru

Бураева Людмила Александровна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях

Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

luda_n1 @mail. ru

Аннотация: в статье рассмотрены актуальные вопросы применения спутниковых навигационно-мониторинговых систем в практической деятельности подразделений ОВД, в том числе для управления мобильными силами, раскрытия преступлений, обеспечения безопасности перевозок и решения специальных задач. Приведены основные технологические составляющие навигационно-мониторинговых систем, отмечены проблемы, возникшие в процессе применения навигационно-мониторинговых систем подразделениями ОВД и положительный опыт.

Ключевые слова: навигационно-мониторинговые системы, глобальные навигационные спутниковые системы, аппаратура спутниковой навигации, определение местоположения объекта, координаты объекта, центр мониторинга, навигационные приёмники.

THE PRACTICE OF USING NAVIGATION AND MONITORING SYSTEMS UNITS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

Tarchokov Beslan A., PhD in law, Head of the Department Police actions in special circumstances Department

Work place: North-Caucasian Advanced Training Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs

of Russia

btarchokov@mail.ru

Burayeva Lyudmila A., PhD in Physics and Mathematics, Associate Professor Police actions in special circumstances Department Work place: North-Caucasian Advanced Training Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

luda_n1@mail.ru

Annotation: the article considers topical issues of application of satellite navigation and monitoring systems in practical activities of divisions of the police Department, including management of the mobile forces of crime detection, security, transport and special tasks. The basic technological components of navigation and monitoring systems, marked by the problems encountered in the process of use of navigation and monitoring systems ATS units and a positive experience.

Keywords: navigation monitoring system, a global navigation satellite system, satellite navigation equipment, positioning, the coordinates of the object center of monitoring, navigation receivers.

На современном этапе действия подразделений органов внутренних дел должны отличаться высокой динамичностью и маневренностью сил, а также широким использованием новейших технических средств [4], в том числе навигационно-мониторинговых систем (НМС), основанных на применении глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) [9].

Сегодня аппаратура спутниковой навигации (АСН) становится неотъемлемой составляющей практической деятельности подразделений ОВД, она применятся для управления мобильными силами, раскрытия преступлений [3, 7], обеспечения безопасности перевозок [10] и решения специальных задач, в том числе при предупреждении и ликвидации террористических угроз [1, 5, 13].

В подразделениях полиции, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, АСН применяют для раскрытия преступлений (например, «машины-ловушки»), а также для проведения скрытого наблюдения за подвижными объектами и других задач.

К основным технологическим составляющим навигационно-мониторинговых систем относятся:

- средства получения навигационной информации;

- датчики и исполнительные устройства, установленные на транспортном средстве;

- средства передачи данных с борта ТС в центр мониторинга;

- программно-технические средства обработки информации.

Средствами получения навигационной информации являются навигационные приёмники. Роль датчиков на борту транспортного средства (ТС) осуществляют:

Тарчоков Б. А., Бураева Л. А.

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАВИГАЦИОННО-МОНИТОРИНГОВЫХ СИСТЕМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

- концевые выключатели, которые устанавливаются в стойках дверей, в основаниях капота и багажника;

- «тревожная кнопка» и другие датчики.

К исполнительным устройствам относятся электро-механи-ческие выключатели, сирена, габаритные огни.

Передача телеметрической информации в центр мониторинга может выполняться следующими способами: по каналу радиосвязи, по голосовому, SMS или GPRS-каналу сети мобильной связи (стандарт GSM), а также с использованием системы спутниковой связи. Существенным является то, что спутниковая связь критична к затенениям и недостаточно хорошо работает в городской черте, в лесных и гористых районах [12]. Также необходимо принимать во внимание цену оборудования и трафика. Стоимость мобильного терминала, в качестве канала передачи данных использующего спутниковую связь в 2-3 и более раз выше, чем стоимость оборудования с GSM-модемом, а стоимость трафика соответственно выше в 3 - 10 раз. Сегодня наиболее востребованным каналом передачи данных в НМС являются сети сотовой связи стандартов GSM (операторы - МТС, ВымпелКом, МегаФон и др.).

Центр мониторинга спутниковой навигационно-мониторинговой системы выполняет функцию наблюдения за транспортными средствами, на которых установлено соответствующее навигационно-связное оборудование. Центр мониторинга обеспечивает контроль отдельных параметров ТС, в том числе: скорость, направление движения и другие, а также отслеживает все события, связанные с изменением параметров ТС, например, выход за пределы зоны контроля, превышение скорости и другие.

К функциям Центра мониторинга (ЦМ) спутниковой навига-ционно-мониторинговой системы относятся:

- прием, обработка и хранение информации, которая поступает от ТС, оснащенных мобильными терминалами;

- отображение на электронной карте местности информации о местонахождении ТС;

- отображение информации о состоянии датчиков и исполнительных устройств;

- управление состоянием исполнительных устройств посредством передачи на них команд по доступным каналам связи.

Структура и состав центра мониторинга зависит от количества объектов мониторинга, обслуживаемых системой. При мониторинге не более 100 объектов, в состав ЦМ обычно входит: аппаратно-программный комплекс на базе одного персонального компьютера с соответствующим программным обеспечением и телематическим модулем, предназначенным для обеспечения информационного обмена с мобильными терминалами ТС.

При увеличении количества объектов мониторинга, то есть более 100 ТС, соответственно увеличиваются объёмы обрабатываемой и передаваемой информации. Вследствие чего аппаратно-программный комплекс ЦМ строится как многомашинный комплекс, объединённый в локальную вычислительную сеть.

В практической деятельности органов внутренних дел используется свыше 28 различных спутниковых навигационно-мониторинговых систем. Однако указанные системы не совместимы между собой, имеют различные принципы построения. Поэтому актуальным направлением развития НМС является реализация единой технической политики в области создания, внедрения и интеграции навигационно-информационных систем, создание единой инфраструктуры навигационно-временного обеспечения подразделений органов внутренних

дел Российской Федерации. Создание данной инфраструктуры должно проводиться в тесной взаимосвязи с развитием и внедрением в МВД России прогрессивных информационных технологий, в частности с информационно-аналитической системой обеспечения деятельности МВД России (ИСОД) [2]. Для решения данной задачи с 2016 года МВД России осуществляется подключение подразделений полиции к глобальной спутниковой системе контроля, управления и информационной поддержки территориальных ОВД. Указанная система обеспечит объединение отдельных навигационных средств, которые сейчас используются полицией в регионах для отслеживания патрулей и совместит средства спутниковой навигации ГЛО-НАСС с интеллектуальной системой управления и другими передовыми технологиями. Это позволит полиции оперативно и максимально полно получать информацию о происшествиях, повысит скорость и качество отработки сообщений [8].

Еще одной проблемой использования НМС является отсутствие актуальных электронных карт. Однако нужно отметить, что сегодня многие регионы решают данную проблему, создавая на местном уровне инфраструктуры пространственных данных, то есть региональные географические информационные системы (ГИС), в качестве примера можно привести ГИС Калужской и Ярославской областей. Картографическая информация, которая имеется на местном уровне, является наиболее детальной и обладает более высокой степенью актуализации.

Информация о проводимых в МВД России работах по внедрению АСН, созданию в рамках ИСОД единых ресурсов технологической навигационной и картографической информации должна быть своевременно доведена до потребителей МВД России, что позволит существенно улучшить навигационное и картографическое обеспечение задач управления силами и средствами подразделений МВД России.

Наряду с существующими проблемами, необходимо отметить положительный опыт использования на практике НМС, которые позволяют:

- анализировать результаты работы нарядов, состояние преступности;

- определять и прогнозировать [11] участки с неблагополучной криминогенной обстановкой;

- вести учет и архивацию информации о передвижении автомобильных патрулей;

- осуществлять рациональную корректировку и расстановку сил и средств ОВД. По данным годового отчета о результатах деятельности МВД России за 2016 год в дежурных частях развернуто 1,3 тысячи (+140) навигационно-мониторинговых систем по управлению нарядами [6].

В будущем перед МВД России поставлены задачи по продолжению работы, направленной на оснащение подразделений органов внутренних дел регионов Российской Федерации современными навигационно-мониторинговыми системами, что обеспечит дальнейшее совершенствование управления силами и средствами подразделений полиции.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 84,6%.

Список литературы:

1. Аккаева Х.А. Некоторые аспекты исторического развития терроризма как негативного социального явления / Х.А. Аккаева, А.Р. Ма-

нукян // Приоритетные направления развития науки и образования.

2016. -№ 2 (9). -С. 18-21.

2. Башмаков М.В. Новые направления создания навигационно-

мониторинговых систем МВД России с использованием современ-

Проблемы экономики и юридической практики

4'2017

ных навигационных и информационных технологий. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mvd.informost.ru/2015/pdf/1-10.pdf (дата обращения: 22.08.2017г.).

3. Берова Д.М. Правовое обеспечение использования результатов оперативно-розыскной деятельности: проблемы и решения // Общество и право, 2013.- № 3 (45). -С. 204-208.

4. Бураева Л.А. Повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел в условиях информатизации правоохранительной деятельности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2013. -№ 10-2 (36). - С. 45-48.

5. Гаужаева В.А., Отаров А.А. Анализ межэтнических и межнациональных причин преступности террористического характера в Северо-Кавказском регионе // Экономика, социология и право. 2014. -№ 1. -С. 167-171.

6. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»за 2016 год. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/upload/site1/document_file/godovoy_ otchet_2016.pdf (дата обращения: 22.08.2017г.).

7. Карданов Р.Р. Информационно-аналитическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений / З.Л. Шхагапсоев, Р.Р. Карданов // Судебная экспертиза, 2014.- № 1 (37). -С. 84-91.

8. МВД в 2016 году запустит систему спутникового мониторинга происшествий. [Электронный ресурс]. URL: http://www.interpolitex.ru/ media/news/novosti-vystavki/mvd-v-2016-godu-zapustit-sistemu-sputnikovogo-monitoringa-proisshestviy/ (дата обращения: 22.08.2017г.).

9. Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации: указ Президента РФ от 17 мая 2007г. №638 // Рос.газ.-2007.- № 107.

10. Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS: поста-нов.Правит.РФ от 25 августа 2008г. №641 (ред. от 12.11.2016) // Рос.газ.-2008.- № 185.

11. Тарчоков Б.А. Организационное обеспечение прогнозирования в МВД / Б.А. Тарчоков, Шхагапсоев З.Л. // Пробелы в российском законодательстве, 2017. - № 3. - С. 17-18.

12. Шогенов Т.К. Вопросы применения спутниковых навигационно-мониторинговых систем органов внутренних дел в сложных условиях навигации // Спецтехника и связь. 2015. -№ 4. -С. 49-54.

13. Шогенов Т.М. О некоторых вопросах распространения экстремистских материалов с использованием сети Интернет // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 5. С. 160-162.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Практика использования навигационно-мониторинговых систем подразделениями органов внутренних дел», сотрудниками кафедры деятельности ОВД в особых условиях Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Б.А. Тарчоковым, Л.А. Бураевой В статье, представленной для рецензирования рассмотрены актуальные вопросы применения спутниковых навигационно-мониторинговых систем в практической деятельности подразделений ОВД, в том числе для управления мобильными силами, раскрытия преступлений, обеспечения безопасности перевозок и решения специальных задач, в том числе при предупреждении и ликвидации террористических угроз. В подразделениях полиции, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, АСН применяют для раскрытия преступлений (например, «машины-ловушки»), а также для проведения скрытого наблюдения за подвижными объектами и других задач.

Авторами приведены основные технологические составляющие навигационно-мониторинговых систем, к которым относятся: средства получения навигационной информации; датчики и исполнительные устройства, установленные на транспортном средстве; средства передачи данных с борта ТС в центр мониторинга; программно-технические средства обработки информации.

Отмечены проблемы, возникшие в процессе применения навига-ционно-мониторинговых систем подразделениями ОВД, среди которых: несовместимость широкого спектра спутниковых навигационно-мониторинговых систем, имеющих имеют различные принципы построения, отсутствие актуальных электронных карт. Приведен имеющийся положительный опыт использования на практике нави-гационно-мониторинговых систем, которые позволяют: анализировать результаты работы нарядов, состояние преступности; определять и прогнозировать участки с неблагополучной криминогенной обстановкой; вести учет и архивацию информации о передвижении автомобильных патрулей; осуществлять рациональную корректировку и расстановку сил и средств ОВД.

Считаю, что в статье «Практика использования навигационно-мониторинговых систем подразделениями органов внутренних дел», представленной Тарчоковым Б.А., Бураевой Л.А. рассматриваются достаточно актуальные на сегодня проблемы и она может быть рекомендована к опубликованию.

Начальник кафедры специальных дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, канд. юрид. наук, полковник полиции

М.М. Ардавов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.