I Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2023 16(9): 1546-1558
EDN: BUOGIQ yflK 332.02
Organizational Modeling and Measures for Economic Security Ensuring on the Old Industrial Regions Example
Valery V. Karpova, Anna A. Korableva*a- b
and Anna G. Breusovaa c
aOmsk Scientific Center of SB RAS Omsk, Russian Federation bOmsk State Technical University Omsk, Russian Federation cDostoevsky Omsk State University Omsk, Russian Federation
Received 21.03.2023, received in revised form 05.06.2023, accepted 19.07.2023
Abstract. Currently, there is a restriction of sales markets and a decrease in the growth rates of regional economies. Therefore, there is a need to transform the theory of economic security into the practice of regional management. The purpose of the article is to develop a model of the organizational mechanism for ensuring the economic security of the region. To do this, it is necessary to determine the key business processes of its formation and implementation at the strategic and tactical management level, as well as a set of measures to ensure economic security in accordance with the powers of regional authorities. The model is formed on the basis of a functional approach to the theory of economic mechanisms and business process modeling rules. It includes control subjects, necessary regulatory documents, data sources and other auxiliary objects that accompany the stages of security management and determination of necessary security measures. Approbation of the elements of the model on the example of old industrial regions of Russia with regional centers - cities with a population of millions was carried out. The assessment of economic security was carried out on the basis of statistics for 2018-2021, it showed that the regions are in the zone of threats. Taking into account the regional specifics for a number of them, general economic measures and directions for ensuring economic security are proposed. The results obtained are aimed at supporting the management decisions of regional authorities in terms of ensuring the economic security of the region.
Keywords: economic security of the region, organizational mechanism, economic security ensuring, economic security assessment, organizational processes modeling.
Research area: economics.
© Siberian Federal University. All rights reserved
* Corresponding author E-mail address: [email protected]; [email protected]; [email protected] ORCID: 0000-0002-1472-4873 (Karpov); 0000-0003-4453-9748 (Korableva); 0000-0003-2859-8799 (Breusova)
- 1546 -
The work was carried out according to the state task of the Omsk Scientific RAS (project registration number 121022000112-2).
Citation: Karpov V. V., Korableva A.A., Breusova A. G. Organizational modeling and measures for economic security ensuring on the old industrial regions example. In: J. Sib. Fed. Univ. Humanit. soc. sci, 2023, 16(9), 1546-1558. EDN: BUOGIQ
Организационное моделирование и меры обеспечения экономической безопасности на примере старопромышленных регионов
В. В. Карпов3, А. А. Кораблеваа- б, А. Г. Бреусова3- в
а Омский научный центр СО РАН Российская Федерация, Омск
бОмский государственный технический университет
Российская Федерация, Омск
в Омский государственный университет
им. Ф. М. Достоевского
Российская Федерация, Омск
Аннотация. В современных реалиях ограничения рынков сбыта и снижения темпов роста региональных экономик возникает потребность трансформировать теорию экономической безопасности в практику регионального управления. Целью статьи является разработка модели организационного механизма обеспечения экономической безопасности региона с выделением ключевых бизнес-процессов его формирования и реализации на стратегическом и тактическом уровне управления, а также комплекса мер по обеспечению экономической безопасности в соответствии с полномочиями региональных органов власти. Модель сформирована на основе функционального подхода к теории экономических механизмов и правил моделирования бизнес-процессов. Она включает субъекты управления, необходимые нормативные документы, источники данных и иные вспомогательные объекты, сопровождающие этапы управления безопасностью, а также определения необходимых мер по обеспечению безопасности. Апробация элементов модели проведена на примере старопромышленных регионов России с областными центрами городами-миллионниками. Оценка экономической безопасности на основе статистики за 2018-2021 гг. показала нахождение регионов в зоне реализации угроз. С учетом региональной специфики для ряда из них предложены общеэкономические меры и направления обеспечения экономической безопасности. Полученные результаты направлены на поддержку управленческих решений органов региональной власти в части обеспечения экономической безопасности региона.
Ключевые слова: экономическая безопасность региона, организационный механизм, обеспечение экономической безопасности, оценка экономической безопасности, моделирование организационных процессов.
Научная специальность: 5.2.3 - региональная и отраслевая экономика.
Center SB
Püi
- 1547 -
Работа выполнена по государственному заданию Омского научного центра СО РАН (номер госрегистрации проекта 121022000112-2).
Цитирование: Карпов В. В., Кораблева А. А., Бреусова А. Г. Организационное моделирование и меры обеспечения экономической безопасности на примере старопромышленных регионов. Журн. Сиб. федер. ун-та. Гуманитарные науки, 2023, 16(9), 1546-1558. EDN: BUOGIQ
Введение
и постановка проблемы
Несмотря на активные исследования теории и практики экономической безопасности регионов (субъектов РФ), трактовка многих её аспектов остается неоднозначной и незавершённой. В том числе это относится к организационным вопросам и мерам обеспечения экономической безопасности региона (далее ЭБР), что является одной из важных функций региональных органов власти. Однако на текущий момент не сложились общая управленческая практика, институционали-зация механизма и действий ее обеспечения. Исследования в области экономической безопасности также носят разрозненный характер, отражая различные аспекты управления. В связи с чем для организации работы в области обеспечения ЭБР важно сформировать общий механизм обеспечения экономической безопасности, который был бы завершенным и позволял целостно связать между собой уровни государственного управления с учетом целевых установок и закрепленных полномочий и обозначить возможные методы и действия в сфере обеспечения ЭБР.
Концептологические
основания исследования и дискуссия
В современной мировой науке выделяют два основных подхода к исследованию организационно-экономических механизмов. Первый (информационный) начал свое развитие в работах Л. Гурвича (Нит^, 1960), который разработал основные положения теории механизмов. Но для нас представляет интерес французская экономическая школа. Так, согласно А. Кульману, механизмы есть «системы взаимосвязей экономических явлений, которые возникают в определенных условиях под воздействием начального импульса» (КиЫтап,
2017:16). Исходя из такой трактовки, в числе элементов механизма одновременно присутствуют исходное и завершающее события, а также все процессы, последовательно происходящие между ними.
Исследователи применяют различную терминологию: «схема», «модель механизма», либо включают механизмы иного рода в систему обеспечения ЭБР. Так, в работе В. К. Сенчагова указываются ключевые элементы системы экономической безопасности, однако они не связывают различные уровни и инструменты государственного управления (Senchagov, 2008: 31). Модель С. А. Потокина и др. охватывает различные секторы экономики, но использовать её на практике без существенной доработки не представляется возможным (Potokina at а1., 2012: 83). Концептуальная модель управления ЭБР приведена в работе Т. Ю. Феофиловой, она алгоритмизирована, включает инструментарий и методы управления (Feofi1ova, 2014: 11). Меры обеспечения ЭБР систематизированы в работе Н. М. Калининой (КаНшпа, 2010: 18). Ряд публикаций посвящен формированию перечня индикаторов (Loginov at а1., 2018: 143), без которых в механизме обеспечения ЭБР невозможен компонент мониторинга. Можно констатировать, что данные модели объединяет попытка обобщения и систематизации основных процессов обеспечения ЭБР, однако зачастую они носят общеописательный характер и раскрывают лишь принципиальные взаимосвязи между элементами организационного механизма.
Методология
В статье применяются методы обобщения при выделении ключевых элементов механизма обеспечения ЭБР, группировки - для упорядочения перечня мер по ре-
- 1548 -
гиональному развитию и обеспечению ЭБР. Графическое отображение модели осуществляется с помощью стандартов моделирования бизнес-процессов EPC (Event-Driven Process Chain - событийная цепочка процессов). Исследование строится от общего научного понимания сущности организационного механизма к составу его процессов и субъектов на примере практико-ориентированной задачи регионального значения. Оценка экономической безопасности регионов проводится на основе разработанной ранее методики и заключается в сравнении нормированных индексов безопасности и нормированного порогового значения.
Обсуждение
А. Разработка механизма обеспечения ЭБР
Модель механизма обеспечения ЭБР формируется от этапов управленческого процесса, единого для всех субъектов обеспечения ЭБР, к возможности выбора индивидуальных способов воздействия на региональное развитие (рис. 1). Инициирующим событием в данном процессе выступает сам факт решения о необходимости обеспечения ЭБР, когда губернатор создает соответствующую рабочую группу. Далее определяются лица, принимающие решения (ЛПР) по данному вопросу, которым поручается разработать ключевые нормативные правовые акты (НПА) по обеспечению ЭБР совместно с научным и экспертным сообществом. Эта работа опирается в том числе на Федеральный закон 414-ФЗ1, закрепляющий полномочия региональных органов власти. В результате должна быть принята Концепция ЭБР, для реализации которой детализируются цели, задачи и ответственные (рис. 2), методы обеспечения ЭБР. Условный «стратегический отдел» в модели использует информацию о внешней среде для определения трендов научно-технического прогресса (НТП), исследования рынков национальной техноло-
1 Федеральный закон № 414-ФЗ от 21.12.2021 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». URL: https://base.garant. ru/403266160 (дата обращения 15.01.2023).
гической инициативы (НТИ). В результате выявляется необходимость применения определенных мер и методов воздействия на социально-экономические процессы региона (рис. 3).
Методы воздействия на социально-экономические процессы являются неотъемлемой частью модели, реализуются через систему мер и мероприятий и отражены в табл. 1. Первая группа - меры упреждающего характера, включая информирование хозяйствующих субъектов о перспективах и возможностях развития рынков, что особенно актуально для предприятий военно-промышленного комплекса. Органы власти также могут взять на себя ведущую роль в проведении маркетинговых исследований.
Осложняет определение функций и механизмов обеспечения ЭБР несфор-мированность инструментов управления в новых условиях быстрой смены технологий. Модели деятельности хозяйствующих субъектов зачастую построены на длинных циклах производства, в то время как выросло количество центров, принимающих решения, изменился характер планирования от всеохватывающего до индикативного. Основные решения принимаются непосредственно хозяйствующими субъектами, а роль органов власти в обеспечении экономической безопасности - координационная и консультационная. Таким образом, планирование развития региона, обеспечение его экономической безопасности требует иных форм и методов реализации данной функции, учитывающих быструю скорость изменений. К такой форме планирования относится форсайт, который позволяет выйти к сценированию развития отраслей, предприятий и региона. В рамках упреждающих мер важным является взаимодействие с вузами региона, в том числе для запуска практики технологического предпринимательства.
Вторая группа мер обеспечения экономической безопасности региона - общие меры социально-экономического развития и развития конкуренции в регионе. Основная задача каждой из них состоит в наращивании в регионе устойчивой критиче-
- 1549 -
Рис. 1. Модель организационного механизма обеспечения экономической безопасности региона (начало)
Fig. 1. Model of the organizational mechanism for the economic security of the region ensuring (beginning)
ской массы хозяйствующих субъектов для сглаживания колебаний экономической конъюнктуры и снижения давления на рынок труда при сокращении рабочих мест.
Представленные меры не относятся к новым способам общеэкономического регулирования. Но при их использовании важно четко определить условия получения различных видов финансовой помощи через применение экономических регуляторов. Они должны соответствовать результатам проведенного форсайта и зафикси-
рованным приоритетам развития отраслей, выражаться в позиционировании технологий будущего.
Третья группа - специальные меры, направленные на поддержку конкретных предприятий, испытывающих финансовые и экономические трудности, а именно предоставление налоговых отсрочек, рассрочек для стабилизации финансового состояния. Для реализации специальных мер необходим мониторинг состояния налогоплательщиков, прежде всего регио-
- 1550 -
Рис. 2. Модель организационного механизма обеспечения экономической безопасности региона (продолжение)
Fig. 2. Model of the organizational mechanism for the economic security of the region ensuring (sequel)
нальных значимых предприятий и организаций. Результаты мониторинга являются основанием для работы по стабилизации их финансово-экономического состояния.
В завершение реализации обозначенных мер необходимо оценить их результативность и эффективность, после чего либо скорректировать текущую работу на уровне ответственного исполнителя, либо ставить вопрос о пересмотре и корректировке
основополагающих нормативных правовых документов на региональном уровне.
Б. Апробация модели
на примере старопромышленных регионов
В рамках публикации проведена апробация отдельных элементов предложенного механизма, таких как оценка ЭБР (рис. 2) и выбор мер обеспечения ЭБР (рис. 3) на примере старопромышлен-
- 1551 -
Рис. 3. Модель организационного механизма обеспечения экономической безопасности региона (окончание)
Fig. 3. Model of the organizational mechanism for the economic security of the region ensuring (end)
ных регионов с областными центрами -городами-миллионниками. К ним относятся Нижегородская область, Пермский край, Республика Башкортостан, Свердловская и Челябинская области, Омская область и Красноярский край. Старопромышленным регионам присущи нехватка квалифицированных кадров, значительный износ и низкие темпы обновления основных фондов, проблемы в экологической сфере ^огокта, 2016).
При оценке экономической безопасности регионов использована авторская методика, изложенная в работах (Loginov а! а1., 2018; Кагро^ 2017). Интегральный индекс экономической безопасности аккумулирует
данные по экономической, социальной и финансовой сферам регионального развития (табл. 2). Диапазон полученных нормированных значений может находиться выше или ниже интегрального порогового значения, равного единице. В первом случае ситуация характеризуется как безопасная, во втором -как ситуация реализации угроз.
На рис. 4 отображены индексы безопасности регионов за 2018-2021 гг. За анализируемый период интегральные индексы ЭБР находятся в зоне реализации угроз. Несколько ближе к «безопасному» уровню находятся Свердловская, Нижегородская области и Красноярский край (рис. 4а), свой положительный вклад здесь внесла эконо-
- 1552 -
Таблица 1. Методы обеспечения экономической безопасности региона Table 1. Methods for economic security of the region ensuring
Подгруппы мер Меры и мероприятия
Группа 1. Упреждающие меры
Управленческие Институционализация региональных управленческих практик планирования с использованием технологии форсайта. Мониторинг и оценка эффективности реализации стратегий и госпрограмм, их актуализация. Организация форсайт-сессий (в том числе отраслевых) и проведение открытых мероприятий с бизнес-сообществом
Образовательные Привлечение региональных профессиональных сообществ к подготовке кадров под потребности экономики региона Реализация программ научной, творческой и предпринимательской активности с предоставлением средств грантовой поддержки Проведение мероприятий по возможностям коммерциализации собственных разработок и их выведению на рынки Организация кружкового движения в регионе (техническая направленность и 1Т)
Группа 2. Общеэкономические меры
Экономические Предоставление налоговых льгот, инвестиционного налогового кредита, налоговых рассрочек, отсрочек, бюджетных инвестиций, государственных гарантий, система грантовой поддержки Компенсация процентов по заемным средствам и лизингу Специальные инвестиционные контракты, механизмы ГЧП Создание специализированных центров методического и информационного сопровождения инвесторов Расширение доступности получения субсидий для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) Снижение процентных ставок по кредитам для СМСП Увеличение доли закупки товаров, работ, услуг у СМСП Формирование фондов поддержки развития промышленности. Поддержка производителей через продвижение продукции и услуг в рамках межрегиональной торговли и туризма Создание региональных особых экономических зон
Рыночные Снижение барьеров входа на рынок для предприятий региона
Инфраструктурные Снижение сроков подключения инвестиционных объектов к сетям инженерной инфраструктуры
Группа 3. Специальные меры
Экономические Применение экономических методов к конкретным предприятиям, находящимся в сложных финансовых условиях (налоговые рассрочки, отсрочки)
мическая сфера (рис. 4б). Омская область активно улучшает свои позиции в экономике, но в социальной сфере она возглавляет антирейтинг (рис. 4в). В социальной сфере наиболее явны общие проблемы регионального развития: 2020 пандемический год негативно отразился на населении всей страны. Финансовая сфера продемонстрировала негативные тенденции только в 2021 году
(рис. 4г). В целом проведенные расчеты показали критический уровень экономической безопасности всех исследуемых регионов. Для ряда из них в табл. 3 предложены общеэкономические меры обеспечения ЭБР.
Апробация отдельных этапов организационного механизма обеспечения экономической безопасности региона показала, что инструменты влияния на ситуацию
- 1553 -
Таблица 2. Показатели экономической безопасности и их пороговые значения Table 2. Indicators of economic security and their threshold values
№ Показатель Пороговое значение
I. Экономическая сфера
1 ВРП на душу населения, руб. Не менее СРФ*
2 Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силам по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» на душу населения, тыс. руб. Не менее СРФ
3 Продукция с/х на душу населения, млн руб. Не менее СРФ
4 Доля обрабатывающих производств в объеме отгруженных товаров собственного производства и услуг,% Не менее 70
5 Степень износа основных фондов (на конец года),% Не более 60
6 Оборот розничной торговли на душу населения, руб. Не менее СРФ
7 Объем платных услуг на душу населения, руб. Не менее СРФ
8 Объем инновационных товаров, работ, услуг в процентах от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг,% Не менее СРФ
9 Индекс потребительских цен,% Не более СРФ
10 Энергоемкость ВРП, кгут/на 10 тыс. руб., в текущих ценах Не более СРФ
11 Потребление электроэнергии (потреблено всего крупными, средними и малыми организациями), ГВт-час Не менее СРФ
II. Социальная сфера
1 Изменение численности населения (прирост за год),% Не менее 0
2 Коэффициент естественного прироста населения на 1 тыс. чел. населения Не менее 0
3 Коэффициент миграционного прироста на 10 тыс. чел. населения Не менее 0
4 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, годы Не менее 80
5 Уровень безработицы,% Не более 4
6 Реальные доходы населения,% Не менее 104
7 Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб. Не менее СРФ
8 Коэффициент фондов Не более 8
9 Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (от общей численности населения),% Не более 7
10 Общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одного жителя, кв. м Не менее 25
III. Финансовая сфера
1 Инвестиции в основной капитал,% ВРП Не менее 30
2 Доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал,% Не менее 15
3 Удельный вес убыточных организаций,% Не более СРФ
4 Дефицит консолидированного регионального бюджета,% Не менее 85
5 Доходы консолидированного бюджета на душу населения, тыс. руб. Не менее СРФ
* Примечание: СРФ - среднее по Российской Федерации
- 1554 -
Рис. 4. Динамика нормированных индексов экономической безопасности Fig. 4. Dynamics of normalized indices of economic security
Таблица 3. Общеэкономические меры и направления обеспечения экономической безопасности Table 3. General economic measures and directions for economic security ensuring
Регион Меры и направления
Омская область Цель: определение четких приоритетов развития, изменение структуры экономики с целью снижения зависимости от деятельности компаний, зарегистрированных в других регионах, развитие услуг, внедрение инноваций, снижение энергоемкости Разработка стратегии развития до 2030-2035 гг. (в настоящее время стратегия устарела) для определения приоритетов развития экономики региона Определение перечня перспективных отраслевых технологий для поддержки инвестиционных проектов Формирование научно-образовательных центов (НОЦ) с целью увязки науки и реальной производственной практики и внедрение инноваций в производство Диверсификация структуры экономики с целью снижения роли крупных предприятий, зарегистрированных за пределами региона и роста доходов бюджета Поддержка инвестиционных проектов, ориентированных одновременно на производство продукта и его обслуживание для максимизации маржинального дохода и снижения негативного влияния удаленности от рынков сбыта Поддержка развития альтернативной энергетики, газификация региона Поддержка развития сферы услуг (образование, здравоохранение, наука) для привлечения потребителей, в том числе из Казахстана Поддержка развития 1Т-сферы через льготы
- 1555 -
Продолжение таблицы 3 Continuation of Table 3
Регион Меры и направления
Челябинская область Цель: диверсификация экономики, развитие смежных производств, внедрение новых технологий, снижение энергоемкости Инвестиционные льготы, промышленные фонды, специальные инвестиционные контракты для стимулирования развития смежных производств и достройки цепочки кластеров с целью диверсификации Поддержка внедрения новых технологий для снижения себестоимости, энергоемкости продукции и роста производительности труда в базовых отраслях экономики Инвестиционные льготы для организации производства новой высокотехнологичной продукции Налоговые льготы на увеличение экологичности предприятий металлургии Поддержка развития 1Т-сферы через льготы
Республика Башкортостан Цель: диверсификация экономики региона с целью преодоления сырьевой и полупродуктовой специализации, снижение зависимости от развития нефтехимии, привлечение инвестиций в основной капитал Определение перечня перспективных отраслевых технологий для поддержки инвестиционных проектов и научной разработки технологий Развитие сервисных производств для нефтедобычи и поддержка развития смежных производств в рамках региональных кластеров через льготы, промышленные фонды, специальные инвестиционные контракты Поддержка инвестиционных проектов, ориентированных на производство потребительских товаров Поддержка развития туризма Поддержка развития сферы услуг в республиканском центре для перехода от промышленной специализации к сервисной Поддержка инвестиционных проектов, ориентированных одновременно на производство продукта и его обслуживание для максимизации маржинального дохода предприятий машиностроения (в т.ч. с использованием специальных инвестиционных контрактов) Льготы для предприятий по реализации программ энергосбережения Поддержка развития 1Т-сферы через льготы
Пермский край Цель: диверсификация структуры экономики региона и монопрофильных городов Пермского края Поддержка инвестиционных проектов по производству гражданской продукции на базе военных предприятий Поддержка развития смежных производств для обеспечения отрасли добычи оборудованием Поддержка инвестиционных проектов, ориентированных одновременно на производство продукта и его обслуживание для максимизации маржинального дохода предприятий машиностроения через льготы, промышленные фонды, специальные инвестиционные контракты Льготы для предприятий по реализации программ энергосбережения Поддержка развития сельского хозяйства Поддержка инвестиционных проектов монопрофильных городов через формирование специальных программ Поддержка развития 1Т-сферы через льготы
- 1556 -
схожи между рассматриваемыми регионами. В регионах возможно использование различных льгот, что сегодня активно применяется субъектами РФ, но в привязке к регулированию безопасности необходимо определить отраслевые приоритеты использования любого инструмента и цель влияния. Повышение заработной платы возможно за счет внедрения новых производительных технологий, что также нашло отражение в предлагаемых мерах. Здесь у регионов достаточно сложная задача -необходимо сформировать перечень приоритетных технологий, которым будет отдаваться предпочтение при рассмотрении инвестиционных проектов.
Заключение
Предложенная в статье модель организационного механизма обеспечения ЭБР представляет собой концептуальный верхний уровень модели и предполагает её дальнейшую детализацию в будущих исследованиях. Верхний уровень важен для постановки цели, задач обеспечения ЭБР и проработки организационных аспектов их реализации. В статье были определены границы вмешательства и совокупность
Список литературы / References
мер, имеющихся в распоряжении органов власти для обеспечения экономической безопасности. Упомянутые в модели нормативные документы выступают правовой основной деятельности органов власти по обеспечению ЭБР, однако их принятия и утверждения может быть недостаточно для реализации модели на практике. Они дополняются реальными мероприятиями госпрограмм с утверждением ожидаемых результатов, направленных на обеспечение ЭБР. При этом важно проводить оценку эффективности реализуемых мер в области экономической безопасности. В связи с чем развитие организационного механизма мы видим в дальнейшей декомпозиции модели, где следует уделить внимание оценке результатов с закреплением показателей экономической безопасности, типизации действий и событий на основе полученной оценки проведенных мероприятий, обозначению сроков проведения оценочных мероприятий и корректировки направлений действий органов региональной власти. Универсальный характер предложенной модели и алгоритмизация заложенных действий позволят провести её адаптацию к любому типу региона.
Feofilova T. Yu. Model' upravleniya ekonomicheskoy bezopasnost'yu regiona [The model of economic security management in the region]. In: Internet-zhurnal «Naukovedenie» [Internet journal «Science of Science»], 2014, 6. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/126EVN 614.pdf.
Hurwicz L. Optimality and Informational Efficiency in Resource Allocation Processes. In: Mathematical Methods in the Social Sciences, 1959: Proceedings of the First Stanford Symposium K. J. Arrow, S. Karlin and P. Suppes (eds.). (pp. 27-46). Stanford, California, 1960.
Kalinina N. M. Ekonomicheskaya bezopasnost' regiona: sushchnost', ugrozy i mery obespech-eniya [Economic security of the region: essence, threats and security measures]. In: Sibirskiy torgovo-ekonomicheskiy zhurnal [Siberian Trade and Economic Journal], 2010, 10, 17-23.
Karpov V. V., Korableva A. A., Lagzdin A.Yu., Loginov K. K., Simanchev, R.Yu., Khasanov, R. Kh. Te -oriya ipraktika ocenki ekonomicheskoi bezopasnosti (naprimere regionov Sibirskogo federalnogo okruga) [Theory and practice of economic security assessment (on the example of the regions of the Siberian federal district)]. Novosibirsk: IEOPP SO RAN, 2017. 146 p.
Kuhlman A. A. Ekonomicheskie mekhanizmy [Economic mechanisms]. Moscow: Progress; Univers., 1993. 292 p.
Loginov K. K., Korableva A. A., Karpov V. V. Ekonomicheskaya bezopasnost' regionov Sibirskogo federal'nogo okruga [Economic security of the Siberian Federal District regions]. In: Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya [The Science of Person: Humanitarian Researches], 2018, 1(31), 141-150. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2018.31.141.
- 1557 -
Potokina S. A., Bocharova O. N., Lanina O. I. Sushchnost' i mekhanizmy obespecheniya ekonomich-eskoy bezopasnosti regiona [Essence and mechanisms of maintenance of economic safety of region]. In: Sotsial 'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy [Social and Economic Phenomena and Processes], 2012, 3, 82-90.
Senchagov V. K. Metodologiya obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti [Methodology for ensuring economic security]. In: Ekonomika regiona [Economy of Region], 2008, 3, 28-39.
Sorokina N.Yu. Osobennosti staropromyshlennogo regiona kak ob'ekta upravlenija social'no-jekonomicheskim razvitiem [Features of the old industrial region as an object of management of socioeconomic development]. In: Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Jekonomicheskie i juridi-cheskie nauki [Izvestia of the Tula State University. Economic and legal sciences], 2016, 1(1), 72-80.