Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО'

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
562
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБОЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бозиев Азат Муратович, Агеева Екатерина Александровна

Статья посвящена изучению воздействия правового регулирования и организации государственной гражданской службы на эффективность профессиональной служебной деятельности государственных служащих. Рассмотрены подходы к определению правового регулирования государственной службы, ее организации, изучены такие виды эффективности, как экономическая, техническая и социальная, и различные статусы органов управления государственной службой в регионах РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бозиев Азат Муратович, Агеева Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL SUPPORT OF THE EFFICIENCY OF THE OFFICIAL ACTIVITY OF A PUBLIC SERVANT

The article is devoted to study the effects of legal regulation and organization of public officials in the performance of public officials. The approaches to the definition of the legal regulation of the public service, its organization are considered, the types of effectiveness (economic, technical and social) and various statuses of public service management bodies in the regions of the Russian Federation are studied.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

УДК 353.9

Бозиев А.М.1 Агеева Е.А.2

организационное и правовое обеспечение эффективности служебной деятельности государственного служащего

Аннотация. Статья посвящена изучению воздействия правового регулирования и организации государственной гражданской службы на эффективность профессиональной служебной деятельности государственных служащих. Рассмотрены подходы к определению правового регулирования государственной службы, ее организации, изучены такие виды эффективности, как экономическая, техническая и социальная, и различные статусы органов управления государственной службой в регионах РФ.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, эффективность, правовое регулирование, организация, орган управления государственной гражданской службой.

Boziev A.

Ageeva E.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL SUPPORT OF THE EFFICIENCY OF THE OFFICIAL ACTIVITY OF A PUBLIC SERVANT

Abstract. The article is devoted to study the effects of legal regulation and organization of public officials in the performance of public officials. The approaches to the definition of the legal regulation of the public service, its organization are considered, the types of effectiveness (economic, technical and social) and various statuses of public service management bodies in the regions of the Russian Federation are studied.

Keywords: public service, efficiency, legal regulation, organization, state public service management agency.

Органы публичной власти в рамках реализации программ реформирования и развития гражданской службы в 2003-2016 гг. и в целях реализации задач основных положений развития гражданской службы в 2016-2021 гг. принимают ведомственные нормативные акты по вопросам оценки результативности и

эффективности гражданских служащих, увязывая их с оплатой труда и премирования. Тем самым подчеркивается использование рациональных экономически обоснованных подходов к оценке профессиональной служебной деятельности служащих.

Эффективность, по нашему мнению, - это

1 Бозиев Азат Муратович, магистрант 3 курса направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС. г. Пятигорск

Azat Bozie, Student of 3d year of education, «Public Administration» The North Caucasus institute-branch of the Russian academy of national economy and public administration at the President of the Russian Federation, e-mail: kay79@ yandex.ru

2 Агеева Екатерина Александровна, кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры государственного, муниципального управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС. г. Пятигорск

Ekaterina Ageeva, PhD of Political Science, Head of Department of The North Caucasus institute-branch of the Russian academy of national economy and public administration at the President of the Russian Federation, e-mail: kay79@ yandex.ru

соотношение между полученным результатом и использованными ресурсами, оцениваемая не только экономически, но и гражданами, поскольку деятельность гражданских служащих в первую очередь направлена на повышение качества жизни граждан. Мы исходим из того, что эффективность является экономической категорией, поскольку отражает специфику общественных отношений, связанных с производством благ и услуг. Эффективность будет подчиняться действию экономических законов в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Учитывая, что мы изучаем эффективность деятельности государственных служащих, то речь идет об оказании государс-

При оценке экономической эффективности учитываются «внутренние факторы», собственная деятельность госслужащего и его трудозатраты. Кроме того, можно выделить и внутренние «косвенные» результаты (повышение квалификации, переподготовка кадров, ремонт оборудования, создание творческой обстановки в коллективе, обновление компьютерных сетей и др.), которые могут оказывать значительное, хотя и не прямое, воздействие на эффективность служебной деятельности.

Оценить в полной мере внешние «косвенные» результаты применительно к конкретному госслужащему практически невозможно (в отличие, скажем, от государственного органа или его подразделения).

Традиционно экономическая эффективность деятельности госслужащего связана с

твенных услуг, управлении рисками, разработке программ, проектов нормативных правовых актов, осуществлении проверок и т.п.

Эффективность, таким образом, оценивать в органе по итогу года не следует, она имеет пролонгированное значение, и может быть оценена в период не менее трех лет. Если эффективность оценивается через определённый период времени, то в первую очередь, должна быть оценена потребителем услуг - гражданами. Поэтому немаловажно распределение оценки эффективности по экономическим, техническим и социальным параметрам. В таблице 1 представлены виды эффективности, критерии и факторы их определения.

использованием ресурсов, с тем, как получить от ресурсов максимум возможного при минимальных затратах.

При оценке технической эффективности анализируется соответствие деятельности служащего требованиям внешней среды с учетом влияния, которое деятельность госслужащего оказывает на объект управления - общество, территорию - с учетом требований к оперативности, регулярности, уровню сложности деятельности.

Васильева Е.И., Зерчанинова Т.Е., Ручкин А.В. в своих исследованиях по оценке эффективности деятельности органов власти и служащих отмечают, что основным критерием технической эффективности является «достижение заранее установленных, четко определенных и реалистичных целей. Данный

Таблица 1. Виды эффективности деятельности государственных служащих

Экономическая эффективность Техническая эффективность Социальная эффективность

Способ определения определяется как соотношение стоимости объемов предоставленных государственных услуг (иных количественных характеристик деятельности) к стоимости привлеченных для этого материальных, организационных и иных ресурсов определяется степенью достижения целей деятельности госслужащего в соотношении с затраченными на их достижение ресурсами соответствие деятельности потребностям и желаниям клиента, пользователя или потребителя государственных услуг и, в конечном счете, всего общества

Факторы Экономия затрат, прямая количественная оценка Оперативность, регулярность, сложность Социальное благо, удовлетворенность населения

критерий позволяет оценивать не только любые «косвенные» результаты, но и «прямые результаты» (в случае, если надо оценить их социальный эффект или качественный уровень)» [1].

При оценке социальной эффективности учитывается пролонгированный эффект социального блага. Специалисты в сфере государственного управления используют ее для учета внешних «косвенных» результатов служебной деятельности.

Среди критериев социальной эффективности в научной литературе упоминаются:

1. степень соответствия направлений, содержания и результатов управленческой деятельности должностных лиц тем параметрам, которые обозначены в административном регламенте государственного органа, должностном регламенте госслужащего;

2. законность решений и действий госслужащего, а также законность и содержание нормативных актов, издаваемых им (показателем, то есть количественным выражением данного критерия, может являться количество обжалований данных действий и решений в суд);

3. объем и качественных характер взаимосвязи гражданских служащих с гражданами и их объединениями;

4. открытость и прозрачность процедур принятия решений, информационная доступность органа государственной власти в целом;

5. соблюдение правил служебного поведения на госслужбе и в отношении потребителей государственных услуг [2].

Указанные теоретические представления могут быть реализованы на практике только в рамках правового регулирования и с учетом требований к организации деятельности государственных гражданских служащих. Эффективность деятельности государственных гражданских служащих в значительной степени также зависит от качества ее правового регулирования и организационного воздействия на служебные отношения.

Под правовым регулированием в учебниках по государственной службе понимается «система норм, связанных с определением правовых основ организации государствен-

ной гражданской службы субъекта РФ, правового положения государственных гражданских служащих субъекта РФ, а также норм, регулирующих прохождение государственной гражданской службы субъекта РФ» [3]. В основном, споров по поводу понимания и толкования правового регулирования не возникает.

Правовое регулирование и организация профессиональной служебной деятельности государственных служащих находится в единстве и универсальности для всех видов государственной службы. Если мы ведем речь об уровнях государственной службы, то на федеральном правовое и организационное воздействие находится в ведении Российской Федерации, в субъектах правовое регулирование находится в совместном ведении РФ и субъекта, организация - в ведении субъекта. Об этом гласит п. 4 ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» [4]. Это означает, что федеральный центр берет на себя обязанность за создание и реализацию правового механизма и деятельности государственных служащих и, как следствие, несет ответственность за обеспечение эффективности государственной службы. Даже на уровне субъекта нор-мотворческую функцию может осуществлять федеральный орган исполнительной власти. В любом случае законы о государственной гражданской службе субъекта принимаются на основе и в строгом соответствии с федеральными законами 58 «О системе государственной службы РФ» и 79 «О государственной гражданской службе РФ». Региональный законодатель может установить в законах особенности правового регулирования государственной службы в данном субъекте, если таковые существуют. Они, как правило, могут касаться ведения реестра должностей гражданской службы субъекта РФ, пенсионного обеспечения служащих, ведения их личных дел. При этом важно отметить, что Конституционный суд при возникновении коллизий принимает точку зрения субъекта [5]. При этом очевидна необходимость согласования региональных законопроектов с федеральным министерством юстиции.

Организация государственной гражданской

службы субъектов единого подхода к определению не имеет. Ученые рассматривают организацию как инструмент правового регулирования [6], либо как «эффективное использование функций государства и содействие развитию гражданского общества» [7]. Однако все исследования по организации государственной гражданской службы региона в той или иной степени затрагивают изучение и анализ деятельности регионального органа по управлению государственной службой, рассматривая данный орган как неотъемлемую часть управления государственной гражданской службой. В каждом субъекте данный орган может входить в структуру аппарата правительства как структурное подразделение (управление и департамент) или иметь самостоятельный статус. Так, в Кабардино-Балкарской Республике - это Департамент правового обеспечения, государственной службы и кадров, в Ставропольском крае - Управление кадров, государственной, муниципальной службы и наград аппарата Правительства Ставропольского края, в Карачаево-Черкесской Республике - Управление Главы и Правительства КЧР по кадровой политике и вопросам государственной гражданской службы. Указанные органы принимают участие в обеспечении реализации главой субъекта своих полномочий по определению основных направлений и содержанию кадровой политики, организации государственной гражданской службы и муниципальной службы в регионе. Но, к примеру, в Ростовской области Ведомство по управлению государственной гражданской службой является «постоянно действующим государственным органом, создаваемым в целях координации деятельности государственных органов Ростовской области при решении вопросов поступления на государственную гражданскую службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения гражданской службы, использования кадрового резерва... профессионального образования и профессионального развития государственных гражданских служащих Ростовской области и т.д.» [8]. Таким образом, по вопросу организации государственной гражданской служ-

бы субъекта всей полнотой власти обладает субъект РФ. Важно профессионально использовать данную самостоятельность. В этом как раз кроется степень эффективности, о которой мы говорили ранее. При этом необходимо, на наш взгляд, помнить, что не только следование стандартам и требованиям приводит к результатам и эффектам. Важно разумное сочетание автономности, творческого подхода и соблюдения целесообразных ограничений.

Не секрет, что доказать на современном этапе главную роль государственной службы в воздействии на социально-экономическое развитие региона и страны невозможно. В то же время представляется своевременным изучение деятельности вышеуказанных органов управления государственной гражданской службой в регионах и сопоставление их влияния на реализацию правовых и организационных механизмов обеспечения эффективности деятельности государственных гражданских служащих. Подобная попытка была осуществлена в исследовании Г.А. Борщевс-кого, результаты которого нашли отражение в статье «В поисках оптимальной модели управления государственной службой (опыт российских регионов)» [9]. Важно, на наш взгляд, что автор уделяет внимание аспектам централизации и децентрализации власти в субъектах РФ, а также указывает, что на эффективность деятельности служащих в регионах воздействуют внутренние организационные и внешние политические факторы и уровень социально-экономического развития в субъектах РФ: «.система управления государственной службой тесно связана с особенностями организации политической власти в регионе. Особенности каждой модели зависят от распределения полномочий между главой республики и ее правительством, и не могут быть произвольно изменены.» [9]. Для республик Северо-Кавказского федерального округа данный тезис справедлив и актуален. Для развития государственной гражданской службы изучение факторов и условий обеспечения ее эффективности является значимой научной задачей.

библиографический список

1. Васильева Е.И., Зерчанинова Т.Е., Ручкин А.В. Оценка эффективности деятельности государственных служащих [Электронный ресурс] // Управленческое консультирование, № 3, 2016. - URL: https://cyberleninka.m/article/n/otsenka-effektivnosti-deyatelnosti-gosudarstvennyh-sluzhaschih

2. Калабина В.И., Перевощикова А.А. Оценка эффективности и результативности деятельности государственных гражданских служащих. / Сборник материалов конференции. Издание Удмуртского государственного университета, № XLV, 2017.

3. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учебник для академического бакалавриата / В.Д. Граждан. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 468 с. - URL: https://urait.ru/bcode/431835 (дата обращения: 07.02.2021).

4. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс» URL: http: // www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/

5. Комментарий Федерального закона «О системе государственной службы российской федерации». Под ред. проф., д.ю.н. А.Н. Козырина. [Электронный ресурс] - URL: library.ru>help/ docs/n34403/1.rtf

6. Барабашев А.Г., Прокофьев В.Н. Создание органа по управлению государственной службой, как инструмента унификации правового регулирования видов и уровней государственной службы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 2. С. 7-28.

7. Нечипоренко В.С. Теория и организация государственной службы: Курс лекций. М.: Изд-во РАГС, 2008. С. 275.

8. Закон Ростовской области от 21 декабря 2005 года № 419-ЗС О Ведомстве по управлению государственной гражданской службой Ростовской области (с изменениями на 28 апреля 2020 года). [Электронный ресурс] Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. -URL: http://docs.cntd.ru/document/802045833

9. Борщевский Г.А. В поисках оптимальной модели управления государственной службой (опыт российских регионов) [Электронный ресурс] // Государственное управление. Электронный вестник. М., 2017. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-poiskah-optimalnoy-modeli-upravleniya-gosudarstvennoy-sluzhboy-opyt-rossiyskih-regionov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.