Научная статья на тему 'Реформирование системы государственной службы в условиях современной россии'

Реформирование системы государственной службы в условиях современной россии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1635
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ельчанинова Наталья Борисовна

В настоящей статье рассматриваются проблемы реформирования системы государственной гражданской службы с учётом современных потребностей общества и государства, исследуются особенности правового регулирования административно-правового статуса государственного гражданского служащего, предлагаются пути повышения эффективности государственной службы и способы устранения пробелов действующего законодательства в указанной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ельчанинова Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформирование системы государственной службы в условиях современной россии»

УДК 342.51

Ельчанинова Наталья Борисовна

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры теории права Южного федерального университета nbelchaninova@sfedu.ru

Natalia B. Elchaninova

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of Law Theory Department, Southern Federal University nbelchaninova@sfedu.ru

Реформирование системы

государственной службы в условиях современной россии

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются проблемы реформирования системы государственной гражданской службы с учётом современных потребностей общества и государства, исследуются особенности правового регулирования административно-правового статуса государственного гражданского служащего, предлагаются пути повышения эффективности государственной службы и способы устранения пробелов действующего законодательства в указанной области.

Ключевые слова: государственная служба, государственный гражданский служащий, законодательство, эффективность, реформирование, стимулирование, мотивация, кадровый потенциал.

Reforming of system of

public service in the conditions of modern russia

Annotation. In this article problems of reforming of the public civil service system are considered taking into account modern requirements of society and state, features of legal regulation of administrative legal status of the public civil servant are investigated, ways of increase in efficiency of public service and methods of elimination of the current legislation gaps in the specified area are offered.

Keywords: public service, public civil servant, legislation, efficiency, reforming, stimulation, motivation, personnel potential.

Повышение эффективности государственной службы, устранение имеющихся недостатков в регулировании государственно-служебных отношений, оптимизация затрат на содержание государственных служащих и совершенствование ресурсного обеспечения государственной службы относятся к приоритетным направлениям развития системы государственной власти Российской Федерации.

Интересы гражданского общества в настоящее время может удовлетворить только высококвалифицированный работник, который нацелен на постоянное саморазвитие в соответствии с государственными преобразованиями, деятельность которого максимально открыта для общественного контроля. Улучшение функционирования государственной службы в современном российском обществе направленно на повышение эффективности и качества исполнения профессиональных обязанностей государственными служащими.

До недавнего времени вопросам совершенствования системы государственной службы уделялось недостаточно внимания, что вызвало множество проблем, которые привели к негативному результату реализации первой федеральной программы реформирования 2002 года. Главными проблемами выступали нарушение единства и отсутствие целостности системы управления на федеральном и региональном уровнях [1, С. 20-25].

Зачастую регионы самостоятельно проводят собственную политику реформирования, в результате которой на свет появляются законы субъектов РФ. Однако общее государственное совершенствование данной категории поможет более эффективно и продуктивно осуществлять служебную деятельность на всех уровнях управления.

Совершенствование государственной службы должно осуществляться в соответствии с обозначенными целями и задачами, посредством которых разрабатывается комплекс эффективных мер, направленных на становление современной политической системы, развитие гражданского общества, повышение уровня рыночной экономики, что в общем представляет собой демократическое развитие государства. Решение всех поставленных задач направленно на создание высококвалифицированной государственной гражданской службы, деятельность которой будет осуществляться в соответствии с интересами общества и государства.

Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 г. «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы» [2] относит к числу приоритетных направлений формирование государственного аппарата в соответствии с современными принципами управления; создание более высокого уровня квалификационных требований к

претендентам на должности государственной гражданской службы, что повышает качество и эффективность исполнения профессиональных обязанностей; обеспечение профессионального развития госслужащих и стимулирования посредством гарантий, направленное на повышение престижа государственной гражданской службы. Принятие данного указа позволит проводить последующие меры, направленные на развитие института государственной гражданской службы, в целях повышения её качества, эффективности и обеспечения потребностей социума.

Совершенствование системы государственной гражданской службы на современном этапе проводится не только путём издания указов Президента РФ, но и на законодательном уровне. В частности, 2 июня 2016 г. были внесены изменения в статьи 45 и 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», главной целью которых является уменьшение бюджетных расходов с помощью сокращения длительности отпуска и увеличения пенсионного возраста госслужащих. Продолжительность основного отпуска сокращена до 30 календарных дней, изменён расчёт продолжительности отпуска за выслугу лет, а также утверждена единая продолжительность дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день -три календарных дня. Также данным законом предусмотрено постепенное увеличение пенсионного возраста до 65 лет и увеличение минимального стажа государственной гражданской службы, в соответствии с которым назначается страховая пенсия за выслугу лет, с 15 до 20 лет.

Помимо перечисленных выше мероприятий, должны проводиться процедуры по повышению открытости института государственной службы, в основе которых лежит изменение требований к кадровому составу государственной службы и совершенствование методов их стимулирования. В связи с этим должен быть повышен уровень информирования граждан о целях и результатах деятельности государственного аппарата, что поможет давать более рациональную оценку работе госслужащих. Деятельность госслужащих должна осуществляться на основе стандартов открытости и служебной культуры, что повысит имидж государственной службы посредством оценки общества, получившего объективную информацию о проводимой работе.

Также на процесс совершенствования системы государственной службы оказывает влияние мотивация самих служащих. Вместе с мотивацией растёт престиж государственной гражданской службы, а также её качество и эффективность. В настоящее время мотивационные приёмы, в частности, моральные и материальные, недостаточно развиты и не имеют чёткой системности в применении, что влечёт за собой снижение развития кадрового состава. Все мотивационные факторы должны быть объединены в определённую систему, которая будет направлена на развитие кадрового потенциала и более эффективное выполнение служебных задач.

Данную систему необходимо применять при замещении претендентами должностей государ-

ственной гражданской службы, при определении их квалификации, а также при установлении способов и размера материального поощрения. Однако материальное стимулирование в настоящее время характеризуется недостаточной чёткостью предоставления государственных гарантий, отсутствием строго пропорциональной системы и малым объёмом финансирования, что впоследствии проявляется отсутствием мотивации эффективно и долговременно исполнять обязанности на гражданской службе. Также слабо развита система оплаты труда, которая формируется из оклада и дополнительных надбавок и премий, которые в сумме превышают основной оклад. В результате все надбавки носят чисто компенсационный характер, а не мотивационный, и их задачей на данное время является не стимулирование деятельности госслужащих, а всего лишь удержание их на замещаемой должности.

Данные упущения нарушают принцип единства, повышают коррупционные факторы и стимулируют переход государственных служащих в сферу частного бизнеса. В связи с этим необходимо обеспечить комплексное взаимодействие личной и материальной мотивации, что возможно с помощью привлечения в сферу управления специалистов, нацеленных на качественное и долговременное прохождение государственной гражданской службы, расширение их полномочий и ответственности, а также назначение соответствующей пропорциональной оплаты труда. Для преодоления и восполнения всех упущений предлагается создать многофакторную систему мотивации государственных гражданских служащих, которая будет призвана стабилизировать кадровый состав и повысить эффективность и качество службы [3, С. 17].

На достижение поставленной цели направлено решение ряда определённых задач, к числу которых относятся: совершенствование системы оплаты труда, поощрений и наград, которые нацелены мотивировать гражданских служащих качественно и добросовестно исполнять служебные обязанности; чёткая регламентация предоставления государственных социальных гарантий побуждающего характера; стимулирование профессионального развития и планирование карьерного роста, что в результате повысит престиж государственной гражданской службы, а также эффективность, качество и добросовестность исполнения должностных обязанностей.

Не менее важным условием позитивного совершенствования государственной гражданской службы является непрерывное комплексное развитие творческих, личностных и профессиональных качеств государственных служащих. Необходимо разработать и внедрить новые подходы, стимулирующие непрерывное и регулярное повышение профессионализма и квалификации государственных служащих.

В результате проводимых мероприятий предусматривается повышение качества и эффективности государственной гражданской службы, участие в процессе управление высококвалифицированных работников, настроенных на непре-

рывное профессиональное развитие и обеспечение результативной работы кадровых служб, направленной на учёт индивидуальных планов и оценку знаний, навыков и квалификационных качеств госслужащих.

Рассмотренные выше мероприятия, направленные на совершенствование государственной службы, должны быть реализованы в целях её позитивного развития и эффективного функционирования. Повышение эффективности функционирования государственной службы, взаимодействующей со всей системой государственного управления, является необходимым условием

Литература:

1. Головина А.А. Формирование системы управления государственной гражданской службой в субъектах Российской Федерации // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. 2015. № 2 (10).

2. Указ Президента РФ от 11 августа 2016 г. № 403 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 33. Ст. 5165.

3. Васильева В.И. Диагностика и развитие мотивации труда государственных гражданских служащих: опыт социологического анализа // Вестник ВЭГУ. 2010. № 4.

укрепления российской демократической государственности, повышения авторитета и действенности власти. Сегодня для государственного строительства одним из важных условий является формирование широкого слоя высококвалифицированных государственных гражданских служащих, способных обеспечить эффективность и качество работы государственного аппарата. Глубинные социально-экономические преобразования в России выступают необходимостью в совершенствовании государственной гражданской службы в целях более эффективной организации системы управления, в соответствии с потребностями современного общества.

Literature:

1. Golovina A.A. Formation of a control system of the public civil service in subjects of the Russian Federation // Political management: scientific information and education online magazine. 2015. № 2 (10).

2. Decree of the Russian President of August 11, 2016 № 403 «About the main directions of development of the public civil service of the Russian Federation for 2016-2018 years» // Collection of the legislation of RF. 2016. № 33. St. 5165.

3. Vasilieva V.I. Diagnostics and development of motivation of the public civil servants work: experience of the sociological analysis // Bulletin of VEGU. 2010. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.