Научная статья на тему 'Организационно-управленческие методы и модели модернизации системы управления испытательными полигонами'

Организационно-управленческие методы и модели модернизации системы управления испытательными полигонами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
518
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЛИНГ / НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК / ПРОЦЕССЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агафонов А. Н., Халеев А. И.

В научной статье предлагаются методы и модели модернизации системы управления испытательными полигонами оборонно-промышленного комплекса. Акцент сделан на модернизацию наиболее актуальных процессов: технического перевооружения, выполнения НИОКР, создания единого информационно-аналитического пространства. Предложены направления дальнейших исследований, необходимых для успешного выполнения задач стоящих сегодня перед отраслью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Агафонов А. Н., Халеев А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-управленческие методы и модели модернизации системы управления испытательными полигонами»

Организационно-управленческие методы и модели модернизации системы управления испытательными полигонами. Organizational and administrative methods and models of modernization of a control system of proving grounds.

А.Н. Агафонов, начальник отдела, ФКП «НИИ «Г еодезия»agafonov. gk@gmail. com А.И. Халеев, помощник генерального директора ФГУП «ЦАГИ»

[email protected]

A.N.Agafonov, head of department, FKP «scientific research institute "Geodeziya"

agafonov. gk@gmail. com A.I.Haleev, associate director of TsAGI Federal State Unitary Enterprise

[email protected]

В научной статье предлагаются методы и модели модернизации системы управления испытательными полигонами оборонно-промышленного комплекса. Акцент сделан на модернизацию наиболее актуальных процессов: технического перевооружения, выполнения НИОКР, создания единого информационно-аналитического пространства. Предложены направления дальнейших исследований, необходимых для успешного выполнения задач стоящих сегодня перед отраслью.

In the scientific article methods and models of modernization of a control system are offered by proving grounds of defense industry complex. The accent is made on modernization of the most actual processes: modernization, performance of research and development, creation of uniform information and analytical space. The directions of the further researches necessary for successful performance of tasks standing today before branch are offered.

Ключевые слова: контроллинг, направления модернизации предприятий ОПК, процессы технического перевооружения.

Keywords: controlling, directions of modernization of the OPK enterprises, processes technical перевооружения.перед branch.

В Федеральной целевой программе «Развитие оборонно-промышленного комплекса до 2020 года» большое внимание уделяется испытательным полигонам Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Планируется интенсивное развитие данных предприятий, модернизация технологической и испытательной базы. Предполагается, что модернизация оборонных предприятий в целом, и испытательных полигонов в частности повлечет за собой развитие многих отраслей народного хозяйства. В этих условиях актуальным является вопрос о модернизации системы управления испытательными полигонами Минпромторга РФ, которое предполагает использование современных подходов, с учетом текущего состояния и перспектив развития предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Наиболее критическими, с точки зрения возникновения рисков направлениями развития полигонов являются процессы реконструкции и технического перевооружения, выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Развитие полигонов невозможно без высококвалифицированного персонала - квалифицированные кадры - основной капитал предприятия наряду с материальными ресурсами[отчет].

Мы выделяем следующие риски процессов технического перевооружения и реконструкции:

а)опротестование конкурсных процедур;

б)завышение ценовых показателей и как следствие неэффективное использование бюджетных средств;

в)ненадлежащее исполнение заказов;

д)утрата актуальности проекта;

е) несоответствие утвержденному проекту:

2

ж) отсутствие подготовленных кадров.

Без устранения вышеназванных рисков, становится невозможным эффективное выполнение заданий Государственного оборонного заказа[6].

Нами отмечено, что в научной и периодической печати встречается термин «устойчивость научных и конструкторских коллективов», в некоторых докладах предлагается рассматривать его как некий компонент управления, считаем, что обеспечение устойчивости научных и конструкторских коллективов положительно повлияет на качество и сроки выполнения НИОКР, развитие испытательных полигонов, увеличение их научного потенциала. Определяем устойчивость научных и конструкторских коллективов - как постоянное, устойчивое участие в научной деятельности испытательных полигонов определенного круга специалистов, обладающих уникальной квалификацией, не зависимо от основного места их работы.

Отсутствие единого информационного пространства с возможностью работы в нем авторизованных структурных подразделений разработчиков, задействованных при испытаниях, приводит к возникновению рисков дублирования результатов НИОКР. Имеются случаи одновременной работыдвух и более предприятий в одном и том же направлении, этой же проблеме уделяет внимание Владимир Путин в программной статье: «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России» [1].Дублирование результатов НИОКР на практике приводит к перерасходу средств Федерального бюджета, для решения данной проблемы так же необходимо применение методов организационно-управленческого характера,

включающих усиление отраслевого и межотраслевого взаимодействия.

На сегодняшний день кадровый потенциал полигонов обеспечивает

решение текущих задач. Реализация же задач по разработке и испытаниям

современных образцов вооружения требует формирования принципиально

новой кадровой политики, направленной на снижение среднего возраста

работников, увеличение количества научных работников, обеспечение

устойчивости конструкторских и научных коллективов, снижения

3

коэффициента текучести кадров, сохранение численности персонала при улучшении его возрастной и образовательной структуры[2].

В статье «О современных тенденциях поддержания и развития кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» авторы - профессорско-преподавательский состав МГТУ им. Н.Э. Баумана -ведущего технического высшего учебного заведения страны, которому присвоен статус Национального исследовательского университета, указывают на следующие основные проблемы:

а) неуклонно стареет материальная техническая база кафедр;

б) отсутствуют заказы и соответствующее финансирование на НИОКР, что нарушает основной принцип технического образования - «обучение на основе науки», поскольку преподаватели и студенты не могут участвовать в научных исследованиях;

в) не обеспечивается полноценное проведение всех видов практик на базовых предприятиях; имеются правовые и финансовые проблемы функционирования таких структурных подразделений вузов, как отраслевые факультеты, базовые кафедры, филиалы кафедр;

д) не полностью определены правовые аспекты и механизм финансовых взаимоотношений вуза и предприятия при организации целевой подготовки специалистов по индивидуальным учебным планам на контрактной основе;

е) не решены социальные вопросы закрепления молодых специалистов на предприятиях оборонных отраслей промышленности [4].

Решение данных проблем требует не только разработки и реализации необходимых федеральных мероприятий на уровне Правительства Российской Федерации, но и значительной активности в данном направлении, как предприятий отрасли, так и руководства и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.

Одной из основных внутренних проблем предприятий, является

необоснованный отказ в приеме на работу квалифицированных, а иногда и

уникальных специалистов. В процессе анализа выявлены следующие основные

4

причины необоснованного отказа в приеме на работу квалифицированных специалистов:

а) опасение конкуренции со стороны руководителей структурных подразделений достигших пенсионного возраста;

б) необходимость выплаты стимулирующих надбавок и премий вновь принятым сотрудникам, и как следствие возможное уменьшение другим работникам;

в) снижение авторитета «ветеранов» на фоне молодых

высококвалифицированных инженеров.

Казалось бы, три основные причины, которые, на первый взгляд решаются множеством методов, начиная от простых распоряжений, заканчивая «показательным» увольнением единичных руководителей подразделений, но опыт показывает, что проблема носит повсеместный характер, и требует разработки методов по ее решению.

Модернизация системы управления испытательными полигонами промышленности может быть основана на методике контроллинга. Основная польза контроллинга, для испытательных полигонов промышленности будет не только в том, что в ходе внедрения контроллинга в организации разрабатываются технологии эффективного управления, обеспечивающие координацию управленческой деятельности по постановке и эффективному достижению стратегических и оперативных целей предприятия, но и в том, что данные методы могут эффективно содействовать успешному завершению проектов технического перевооружения [3]. Кроме того методы контроллинга не будут вызывать такого отторжения, как например Стандарты Менеджмента Качества, что особенно актуально для оборонных предприятий, где средний возраст сотрудников составляет более 50 лет.

О препятствиях, которые, могут возникнуть при внедрении системы

контроллинга на полигонах Минпромторга России, и возможных вариантах их

устранения более подробно рассказано в научной статье «Применение

контроллинга на испытательных полигонах промышленности: состояние,

проблемы, препятствия и пути их преодоления».В результате проведения теоретического анализа автором сделан вывод о том, что методы контроллинга могут успешно применяться при модернизации системы управления испытательными полигонами промышленности[7].

Нами разработаны следующие рекомендации по применению методов контроллинга на испытательных полигонах промышленности, с учетом особенностей оборонных предприятий:

а) одним из основных компонентов контроллинга применительно к испытательным полигонам промышленности считать создание информационной системы адекватной задачам целевого управления;

б) к задачам контроллинга отнести задачи в области контроля процессов технического перевооружения;

в) для координации деятельности разработчиков и испытателей при создании единого информационного пространства и модернизации системы управления НИОКР эффективно использовать методы контроллинга;

д) при разработке информационных систем учитывать «режимность» испытательных полигонов и уделять значительное внимание информационной безопасности;

е) при помощи методики контроллинга персонала разработать решения по обеспечению испытательных полигонов кадрами, с учетом прогнозных показателей, а так же методы обеспечивающие устойчивость научных и конструкторских коллективов;

ж) при модернизации системы управления разработать методы исключающие факты дублирования результатов НИОКР;

и) с организационной точки зрения - возложить функции контроллинга на уже существующие структурные подразделения;

к) внедрению решений разработанных при помощи методов контроллинга должны предшествовать анализ на предмет возникновения конфликтных ситуаций и возможного «отторжения» нововведений, и принятие оперативных решений для их устранения;

л) для снижения рисков возникновения конфликтных ситуаций при внедрении разработанных методов модернизации системы управления доводить до участников процесса разницу между контролем и контроллингом.

Для успешной реализации мероприятий по модернизации системы управления испытательными полигонами промышленности, нами определены следующие, первоочередные направления:

а) разработка методики контроллинга процессов технического перевооружения;

б) модернизация механизма выполнения НИОКР, при помощи создания единого информационно-аналитического пространства;

в) разработка модели «Целевого комплексного научно-образовательного проекта»;

д) создание информационной системы руководителя с целью обеспечения контроля процесса принятия на работу квалифицированных сотрудников.

Контроллинг процессов технического перевооружения.

Нами отмечена особая важность выполнения проектов реконструкции и

технического перевооружения полигонных испытательных комплексов, а так

же контроль их выполнения, Предлагаемаямодель контроллинга процессов

технического перевооружения показана на рисунке 1. В ходе данного процесса

и контроля над его выполнением появляется электронный документооборот и

информационное хранилище, которые впоследствии становятся основой для

дальнейшего внедрения информационных технологий на предприятиях, и

формирует основу для создания единого информационно-аналитического

пространства разработчиков и испытателей. Полный отказ от традиционного

для предприятий ОПК «бумажного» документооборота не представляется

возможным, что обусловлено требованиями к отчетной документации со

стороны Минпромторга России и Федерального агентства по оборонному

заказу. Внедрение авторской модели на оборонных предприятиях позволит

существенно снизить риски, возникающие в процессах реконструкции и

технического перевооружения. Указанная модель может успешно применяться на предприятиях выполняющих капитальное строительство и реконструкцию.

Рисунок - 1 Контроллинг процессов технического перевооружения

Управление НИОКР: модель единого информационно-

аналитического пространства.

Нами предлагается методика, при которой все данные о номенклатуре проводимых испытаний и тематике НИОКР будут поступать, и после соответствующей обработки размещаться в долговременном информационном хранилище «головного» предприятия, к вышеуказанной информации необходимо предоставить авторизованный доступ всем заинтересованным структурам, задействованным в процессе выполнения НИОКР. (Рисунок 2)

Необходимо рассмотреть методику определения полномочий доступа к информационному хранилищу заинтересованных участников единого информационного пространства, мы предлагаем функцию определения полномочий заинтересованных участников процесса возложить на «головное» предприятие ЕИАП. Полномочия и уровень доступа к информационному хранилищу будет зависть от формы допуска к сведениям, номенклатуры проводимых испытаний и тематики выполняемых НИОКР.

Создание единого информационного пространства с возможностью работы в нем авторизованных структурных подразделений разработчиков, задействованных в выполнении НИОКР, будет являться принципиально новым явлением в системе управления испытательными полигонами промышленности, которое приведет к значительному уменьшению ресурсов задействованных в процессе испытаний. Кроме того, мы считаем, что данная методика является универсальной и может применяться во многих отраслях народного хозяйства после соответствующей адаптации.

Рисунок -2 Формирование и предоставления данных в ЕИАП

Модель программы стратегического партнерства с профильными учебными заведениями.

Одним из направлений модернизации системы управления испытательными полигонами промышленности является разработка программы стратегического партнерства с профильными учебными заведениями - Целевой комплексный научно-образовательный проект.

Основными целями проекта являются: повышение уровня научно -практической подготовки студентов, создание новых методов и средств

испытаний и отработки вооружений, военной и специальной техники, развитие научно-технической базы испытаний. Проектом предполагается: совместное выполнение НИОКР по тематике испытательных полигонов; обеспечение полигонного и лабораторного практикума, курсового и дипломного проектирования; совместная разработка образовательных стандартов; создание специальной лабораторно-стендовой базы (центра коллективного пользования); создание учебно-инжинирингового центра в обеспечение реконструкции испытательных полигонных комплексов.

При разработке и реализации Целевого комплексного образовательного проекта «Полигон 21» автором установлен принцип соответствия, т.е., разработанный проект полностью соответствует основам государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса и основам государственной политики в области развития науки и технологий, которые отражают большинство проблем существующих в сфере подготовки кадров для организаций ОПК.

Технические вузы обладают большими возможностями по поддержке целевого научно-образовательного проекта как в области системы подготовки кадров, так и в области развития науки и техники для полигонного испытательного комплекса. Предприятия заинтересованы в организации эффективной целевой подготовки студентов и аспирантов, участии преподавателей в проведении довузовской подготовки, в организации переподготовки и повышении квалификации сотрудников испытательных полигонов на базе учебных заведений. Немаловажным является партнерство вуза и предприятия в области развития науки и техники.

В свою очередь испытательные полигоны предлагают для профессорско-преподавательского состава, студентов и аспирантов воспользоваться возможностями предприятий в следующих сферах:

а) в области создания новых образцов вооружений, военной и специальной техники;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) в области развития системы подготовки кадров;

10

в) в части решения социально - бытовых проблем для участников проекта.

В качестве мероприятий дополняющих реализацию целевого научнообразовательного проекта предполагается расширение кооперационных связей с разработчиками и производителями, формирование расширенного цикла подготовки кадров для ОПК, организация работы студенческих строительных отрядов.

Реализация Целевого комплексного научно-образовательного проекта положит начало новому направлению сотрудничества вузов и предприятий оборонной промышленности, и поможет решить многие проблемы подготовки инженерных кадров.

Создание информационной системы руководителя.

Нами разработана информационная система руководителей испытательного полигона, позволяющая отслеживать состояние дел в сфере приема на предприятие необходимых, квалифицированных специалистов. Благодаря данной методике у руководителя предприятия и (или) его заместителей появляется возможность контролировать процесс принятия на работу необходимых специалистов, следует отметить, что информация ранжируется и направляется в иерархии подчинения от уровня главных специалистов до Директора в зависимости от уровня компетенции и вакантной должности, на замещение которой претендует тот или иной кандидат (Таблица 1).

Следует отметить, что методом ранжирования информации и передачи ее в электронном виде уменьшается перегруженность руководителей в чьи полномочия входит рассмотрение ситуаций с отказами в приеме на работу и принятие решений. Мы убеждены, что сегодня эта методика является необходимой мерой, ее практическая эффективность доказана путем внедрения на предприятиях полигонного испытательного комплекса.

Таблица - 1 Ранжирование информации

Категории Рук-лей категории кандидатов Главные специалисты Заместители директора по направлениям 1-ый зам. директора Директор

квалифицированные рабочие и специалисты

Инженеры 1,2 категории

Ведущие инженеры и специалисты

Руководители испытаний

Начальники отделов и отделений

Все категории имеющие ученую степень

В настоящее время большое внимание уделяется методам развития корпоративной культуры, однако остается недостаточно изученным вопрос построения корпоративной культуры высокотехнологичных оборонных предприятий с учетом их специфических особенностей. Считаем, что данное научное направление сегодня достаточно актуально и требует более детальной проработки применительно к предприятиям испытательного полигонного комплекса.

Поэтапное внедрение современных методик в систему управления испытательными полигонами промышленности приведет не только к увеличению эффективности менеджмента, но и повлечет за собой другие, неизбежные перемены, которыми, по мнению автора, будет являться коренная модернизация системы управления полигонами, в том числе процессами выполнения НИОКР. Без модернизации вышеназванных направлений деятельности испытательных полигонов,становиться невозможным построение системы управления, которая бы соответствовала современным требованиям. В зависимости от программ развития предприятия, Федеральных целевых программ, проектов технического перевооружения, разработанные авторские методики могут дополняться новыми способами модернизации. Применение описываемых в настоящем параграфе методик будет полезным не только для

испытательных полигонов Минпромторга России и промышленных предприятий ОПК, но и для промышленных предприятий негосударственных форм собственности.

Библиографический список:

1. Путин В.В. «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России». «Российская газета» от 20 февраля 2012г. Федеральный выпуск №5708 (35).

2. Проект развития кадрового потенциала Федерального казенного предприятия «Научно-исследовательский институт «Геодезия». Отчет о НИР (заключительный). ФКП «НИИ «Геодезия» / рук. Вагин А.В. исполн.: Ковешников В.В., Агафонов А.Н. (и др.). Красноармейск 2011.

3. Контроллинг. А.М. Карминский, С.Г. Фалько, А.А. Жевага, Н.Ю. Иванова / под ред. А.М. Карминского, С.Г. Фалько. М.: Финансы и статистика, 2006.

4. Федоров И.Б., Балтян В.К., Крутько П.Д., Матвеев В.И., Савельев А.Я. О современных тенденциях поддержания и развития кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. Материалы секции 14 научной конференции Аэрокосмическое образование и проблемы молодежи [электронный ресурс] - Электронные данные - Режим доступа: http://www.ihst.ru/~akm/14t28.htm - Загл. с экрана.

5. Агафонов А.Н. Актуальность применения методов контроллинга в системах управления персоналом. // Инициативы XI века. 2012. №2.

6. Агафонов А.Н. Совершенствование системы управления при проведении испытаний в едином информационном пространстве // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. №2.

7. Агафонов А.Н. Применение контроллинга на испытательных полигонах промышленности: проблемы, препятствия и пути их преодоления // Экономика социология и право. 2012. № 6.

8. Агафонов А.Н., Вагин А.В., Селиванов В.В. Целевой комплексный

13

образовательный проект // Материалы XXXIX НТК «Проектирование систем». М. : Изд-во ФГУП НПЦ «Информтехника», 2012.

Bibliography:

1. Putin V. V. «To be strong: guarantees of national security for Russia». «The Russian newspaper» from February 20 2012г.Federal release No. 5708 (35).

2. Project of development of personnel capacity of the Federal state enterprise «Geodeziya research institute. Report on NIR (final). FKP «scientific research institute of "Geodesies" / hands.Vagin A.V. исполн.:Koveshnikov V. V., Agafonov A.N. (etc.). Krasnoarmeysk 2011.

3. Controlling. A.M.Karminsky, Of this year Falko, A.A.Zhevaga, N.Yu.Ivanov / under the editorship of A.M.Karminsky, Of this year Falko. M: Finance and statistics, 2006.

4. Fedorov I.B., Baltyan V. K., Krutko P. D., Matveev V. I., SavelyevA.Ya. About current trends of maintenance and development of personnel capacity of defense industry complex of the Russian Federation. Materials of section 14 of scientific conference Space education and youth problems [an electronic resource] -Electronic data - an access Mode: http://www.ihst.ru/~akm/14t28.htm - Zagl. from the screen.

5. Agafonov A.N. An urgency of application of methods of controlling in personnel management systems.//Initiatives of the XI century.2012. No. 2.

6. Agafonov A.N. Control system improvement at carrying out tests in a common information space//Actual problems of humanitarian and natural sciences. 2012. No. 2.

7. Agafonov A.N. Controlling application on proving grounds of the industry: problems, obstacles and ways of their overcoming//Economy sociology and right. 2012. No. 6.

8. Agafonov A.N., Vagin A.V., Selivanov V. V. Target complex educational project//Materials XXXIX NTK «Design of systems». M: Publishing house of NPTs Federal State Unitary Enterprise of "Informtekhnik", 2012.

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.