9. Быкадорова А.С. Корпоративная пресса: заметки к определению термина / А.С. Быкадорова // Relga: научнокультурологический журнал. 2010. №7. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=2624. (дата обращения: 12.08.23).
10. Витковская Н.Г. Понятие корпоративных СМИ и основные подходы к их систематизации / Н.Г. Витковская // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. Т. 2, № 3. С. 154-163.
11. Бахматова Т.Г., Самбаева Ц.Б. Роль СМИ в продвижении концепт корпоративной социальной ответственности банков / Т.Г. Бахматова, Ц.Б. Самба-ева // Baikal Research Journal. 2019. Т. 10, № 2. С. 3-3. URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=22995 — DOI: 10.1715 0/2411-6262.2019.10(2).3.
12. Красноярова О.В. Этапы развития массовой коммуникации и изменения статуса аудитории / О.В. Красноярова // Вопросы теории и практики журналистики. 2014. №1. С. 21-33.
13. Нефедьева Е.И., Гуляева А.И. Информационная открытость и доступность как направление социального маркетинга (на примере учреждений социального обслуживания) / Е.Н. Нефедьева, А.И. Гуляева // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7, № 3. С. 459-481.
14. Горчева А.Ю. Корпоративная журналистика / А.Ю. Горчева. Москва: Вест-Консалтинг, 2008. 114 с.
15. Фомичева И.Д. Социология СМИ / И.Д. Фомичева. Москва : Аспект Пресс, 2012. 360 с. URL: http://www.iprbookshop.ru/8858.html.
16. Тришина Т.В. Трансформация социальных функций СМИ и задачи современных корпоративных медиа / Т.В. Тришина // Ломоносовские чтения. Материалы ежегодной научной конференции МГУ; Севастополь: Филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе, 2022. С. 62-63.
17. Рубцова Н.В., Астраханцева А.С. Медиасистема университета и оценка эффективности ее функционирования / Н.В. Рубцова, А.С. Астраханцева // Вопросы теории и практики журналистики. 2022. Т. 11, №2. С. 322-341.
18. Агафонов Л.С. Корпоративная пресса: особенности функционирования, типологические характеристики и методика оценки эффективности / Л.С. Агафонов : дис. ...канд. : 10.01.10 : защищена 2008-12-26 : утв. 2009-11-12. Москва : 2008. 187 с. URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_003457043?page= 1 &rotate=0&theme=white.
19. Докина Д.А. Критерии эффективности корпоративных СМИ / Д.А. Докина // Студенческий вестник. 2019. № 22-2 (72). С. 25-26.
20. Дёмина И.Н., Красноярова О.В. Журналистское образование в экономическом вузе: опыт Байкальского государственного университета экономики и права / И.Н. Дёмина // Известия Байкальского государственного университета. 2015. Т. 25, №2. С. 320-324.
EDN: AMNYMH
В.С. Солодкин - к.э.н, заместитель главного инженера по инжинирингу в проектно-изыскательских работах ООО «НК «Роснефть» - НТЦ», Краснодар, Россия, [email protected],
V.S. Solodkin - Candidate of Economic Sciences, Deputy chief engineer for engineering in design and survey work of LLC NK Rosneft - STC, Krasnodar, Russia;
Н.А Тяжкун - начальник отдела управления проектами ООО «НК «Роснефть» - НТЦ», Краснодар, Россия, [email protected],
N.A Tyazhkun - Head of project management department of LLC NK Rosneft - STC, Krasnodar, Russia.
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ К УЧАСТИЮ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL ASPECTS OF FORMATION OF READINESS OF ENTERPRISE PERSONNEL TO PARTICIPATE IN PROJECT ACTIVITIES ACTIVITIES
Аннотация. В современных условиях бизнес-структуры для повышения эффективности результатов своей деятельности активно используют проектный подход, который в свою очередь требует от персонала наличия профессиональных компетенций в области проектной деятельности. Проектная компетентность строится на основе сформированной готовности к участию в формировании и реализации проектов. В статье обосновано, что формирование готовности персонала предприятия к участию в проектной деятельности - это процесс интенсивного погружения в различные проекты, а также в форматы взаимодействия с командой проекта. Готовность к проектной деятельности включает: умение создавать команду проекта и руководить ею, управлять собственным состоянием, ресурсами и дефицитами; возможность обеспечить одновременную выгоду для различных субъектов проектной деятельности, социальных партнеров. Способность применять целесообразные для проектирования технологии с целью обеспечения его осуществления в современных условиях, в том числе виртуальной среды; учет установок руководства компании, способность решать ключевые задачи, исходя из должностных функций.
В статье сделан вывод, что организационно-управленческие особенности формирования готовности персонала к проектной деятельности определяют системные условия, отражающие способы повышения профессиональной самооценки сотрудников, формирования проектной команды, использования цифровых ресурсов и преодоления стрессовых управленческих ситуаций.
Abstract. In modern conditions, business structures actively use the project approach to improve the efficiency of the results of their activities, which in turn requires the staff to have professional competencies in the field of project activities. Project competence is based on the formed readiness to participate in the formation and implementation of projects. The article substantiates that the formation of readiness of enterprise personnel to participate in project activities is a process of intensive immersion in various projects, as well as in the formats of interaction with the project team. Readiness for project activities includes: the ability to create and manage a project team, manage one's own condition, resources and deficits; the ability to provide simultaneous benefits for various subjects of project activities and social partners. The ability to apply technologies that are appropriate for design in order to ensure its implementation in modern conditions, including the virtual environment; taking into account the attitudes of the company's management, the ability to solve key tasks based on job functions.
The article concludes that the organizational and managerial features of the formation of personnel readiness for project activities determine system conditions that reflect ways to increase the professional self-esteem of employees, form a project team, use digital resources and overcome stressful management situations.
Ключевые слова: проекты, проектная деятельность, управление проектами, проектная компетентность, готовность персонала к проектной деятельности.
Keywords: projects, project activities, project management, project competence, personnel readiness for project activities.
В условиях развития современного общества, непрерывных преобразований в различных отраслях его жизнедеятельности повышается актуальность проектного управления. Социальные, экономические, политические трансформации способствуют интенсификации организационных и регуляционных общественных процессов. Управление, ориентированное на результат, на достижение конкретных целей, сегодня рассматривается как целесообразное и эффективное. Такое управление трактуется как проектное.
Успешность современного менеджмента связывается с эффективным управлением организациями, персоналом, проектами не только в условиях стабильности, но и в обстоятельствах перемен и кризисов.
Стоит отметить, что в экономической отрасли тема проектного управления является наиболее разработанной (Е.А. Горчакова, Т.И. Гусарова, И.В. Гусейнова, С.М. Ильин, Б.Б. Коваленко, А.В. Кокуш, Э.Р. Коротке-вич, Н.А. Самарская, Г.Л. Ципес и др.). Учеными рассматриваются особенности функционирования проектных офисов, управления рисками на предприятиях, применения современных методов управления проектами. В последние годы все больше работ посвящается специфике реализации проектов (С.А. Боженов, В. Л. Виноградова, Н.А. Каменских П.А. Кузнецов, М.П. Левитан, Л.А. Мальгинова, Н.В. Медведева, В.И. Реброва, Л.М. Ре-пета и др.). Исследователей интересует степень готовности менеджеров к управленческой деятельности в современных условиях (Я.Р. Бабанина, Л.И. Берлим, В.С. Морозова, А.Н. Силин, Т.Ю. Тодышева, Е.В. Чупашева
и пр.). Анализируются управленческая, эмоциональная, предпринимательская, карьерная готовность данных специалистов.
Анализ научных исследований, посвященных проектному управлению, показывает относительно недолгую, но очень насыщенную историю развития данной деятельности в России. Специалист ассоциации управления проектами (СОВНЕТ), профессор, доктор технических наук В.И. Воропаев пишет, что «зрелость и конкурентоспособность целых государств и их экономики оценивается, в том числе и по критериям достигнутого ими уровня зрелости проектно-ориентированного управления» [1]. Такое управление стало зарождаться в нашей стране в конце прошлого века и сегодня является актуальным в связи с нарастанием темпов инновационных процессов и развитием рыночной экономики.
Процессы проектного управления исследуются в различных научных отраслях и практических сферах: технике, экономике, политологии, педагогике и пр. Профессор, доктор экономических и технических наук А.В. Тебекин рассматривает историю развития проектирования и его управление, указывая, что оно предполагает «управление содержанием, сроками, стоимостью, качеством, рисками, ресурсами, коммуникациями и пр.» [6]. Ученым описываются методы управления проектами, этапы развития данного процесса в мире и в России, влияние информационных технологий на развитие проектирования в разных отраслях.
Исследователями рассматриваются проблемы управления сложными инвестиционно-строительными проектами, управление проектами развития предприятий, механизмы управления проектами развития территорий. Данные работы выполнены в русле экономических наук. Необходимо подчеркнуть, что именно в сфере экономики представлено наибольшее число научных и практических разработок, касающихся управления проектами. В.М. Аньшин исследует модели управления портфелем проектов в условиях неопределенности [2]. Г.Л. Ципес разрабатывает систему управления проектами в современной компании [7]. В.Н. Михеев описывает современные практики управления проектами, принципы деятельности управляющего проектами. Указанные авторы считаются на сегодняшний день компетентными специалистами в области проектной деятельности, управления и развития проектов в экономической отрасли. Д.Е. Григоренко исследует научное управление обществом и проекты науки. В его работе проводится философско-методологический анализ, изучается соотношение духовной и светской власти в различных моделях управления обществом. Т.В. Грехова изучает особенности управления проектами построения системы менеджмента качества. Описываются две модели менеджмента качества: модель управления и модель совершенствования. Вторая признается более эффективной, так как учитывает инициативы сотрудников организации. Ю.А. Антохина под проектом понимает «уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной и управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям». В данное понятие также заводятся такие элементы, как сроки, стоимость и ресурсы. Именно указанные компоненты менеджер должен держать в фокусе своего внимания при управлении проектами.
Все это указывает на то, что проекты и проектирование прочно внедрились в различные отрасли науки и образования, теории и практики, управления и исполнения. Поэтому в деятельности хозяйствующих субъектов, применяющих в процессе принятия управленческих решений проектный подход необходимо уделять особое внимание формированию готовности персонала к участию в управлении проектами.
Проектное управление позволяет внедрять инновации при оптимальном использовании кадровых и финансовых ресурсов. Отличительными чертами проектного управления можно назвать: ответственность руководителя за внедрение инноваций, системная мотивация персонала, четкое и ясное определение целерезультатив-ного блока проекта, отказ от излишней формализации и бюрократизации, готовность руководителя к принятию нестандартных решений.
Несмотря на то, что проекты зачастую предполагают решение краткосрочных задач, в своей совокупности по достижению полученных эффектов они должны обеспечивать стабильное развитие компании.
Проектное управление обеспечивает повышение качества планируемого результата, оно может использоваться в различных организациях и условиях.
К примеру, в 2016 году вышло Постановление «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации», в котором рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации организовать проектную деятельность. В постановлении указана структура системы управления проектной деятельностью, функции ее участников, в том числе руководителей на разных уровнях, описывается содержание работы государственного проектного офиса. Широкая область распространения проектов способствовала возникновению проектных офисов во многих организациях, функционирующих в государственном и частном секторе. Такой офис определяется как структурная единица организации, которая централизованно осуществляет координацию работ по всем проектам и объединяет профессиональных администраторов.
Проектный офис также рассматривается как центр управления информацией, обмена знаниями в синерге-тической среде, который, несомненно, должен курироваться компетентным менеджером, способным создать полноценную команду, вне зависимости от того, где функционирует проектный офис: в малых или крупных предприятиях, государственном или частном секторе, сфере бизнеса, образования или обеспечения безопасности.
Научные исследования и практики показывают, что проектный офис успешно закрепляется в организациях различных отраслей: образования, крупных корпорациях, муниципальных образованиях, аварийно-спасительных специальных службах и пр. Чтобы данный офис реально, а не номинально функционировал, предлагаем такие решения как:
- выстраивание руководителем проектного офиса межведомственного взаимодействия с другими организациями;
- осуществление оценки зрелости проектного управления;
- организация деятельности инновационных кластеров и пр.
Вполне очевидно, что в процессе проектной деятельности необходимо формировать профессиональную управленческую компетентность, которая согласуется с состоянием готовности успешного руководства людьми и проектами. В.М. Степанян рассматривает управленческую компетентность как «готовность и способность определять, грамотно формулировать, объективно и всесторонне анализировать проблемы компании».
Компетентность - это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения трудового процесса.
Под компетенцией следует понимать совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для того, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Схематически положение и формирование компетенций в системе знаний, умений и навыков человека представлено на рисунке 1.
знания
навыки умения
номпетенция
Рисунок 1 - Формирование компетенции в системе знаний, умений и навыков человека
Таким образом, компетенция специалиста - это личностная способность работника решать определенный класс профессиональных задач, его социально-трудовой статус в конкретной деятельности, авторитет специалиста и общественная значимость результатов его труда [5]. Для определения компетенций специалисты первоочередным является выявление основных показателей компетентности в определенном направлении работы (профессии), которые необходимы для плодотворной, результативной работы, представленные на рисунке 2.
личностные качества
Рисунок 2 - Основные показатели компетентности в определенном направлении работы (профессии), которые необходимы для плодотворной, результативной работы
Повышенное внимание к вопросам компетентности специалиста и проблемам дифференциации различных видов компетенций прослеживается как в зарубежной, так и в отечественной науке, но подходы к сущности понятий «компетентность», «компетенция» очень многообразны.
Зарубежные исследователи (Ф. Войнерт, Дж. Равен, Д. Хаймс, В. Хутмахер, Р. Уайт, Д. Шон, Р. Шорт и другие) содержание понятий «компетентность», «компетенция» рассматривали в аспекте четырех подходов: функционального (английская школа), поведенческого (американская школа), многомерного (французская школа), целостного (немецкая школа), конструктивистского (представители голландской школы) подходов [4, 5].
Основу функционального подхода составили идеи связи понятия «компетенции» с профессиональными умениями, базовыми знаниями и характеристиками. Представителями английской школы данная категория определена как способность к выполнению профессиональных действий в соответствии со стандартами.
Американский подход к определению основных категорий компетентностного подхода основан на выявлении поведенческих характеристик компетенции. Представители поведенческого подхода (Р. Уайт, Д. Мак-
клелланд и др.) определяют компетенцию в деятельностном ключе, при этом обосновывают значимость личностных характеристик человека, его функциональной деятельности и особенностей взаимодействия с окружающей средой.
Компетентной личностью, согласно утверждению ученого, может называться только человек, обладающий способностью эффективно реагировать на воздействия среды и изменять ее. Наиболее полно исследовал проблему компетентности в образовании Джон Равен - компетентность представлена в качестве явления, состоящего из множества компонентов.
Компетентность специалиста, по утверждению ученого, определяется набором специфических компе-тентностей базового и высшего уровня. К базовому или фундаментальному уровню отнесены компетентности, связанные с выполнением предметного действия (предметные умения и способности), к высшему уровню -компетентности, позволяющие организовать деятельность любого вида.
Французская концепция предполагает многомерное рассмотрение исследуемых категорий, интегрируя в себе элементы описанных выше подходов. Исходя из этого, представителями французского направления компетенция рассматривается в трех аспектах: знание, опыт, поведенческие характеристики. Индивидуальные характеристики легли и в основу целостного подхода к компетенции, реализованного в Германии.
Немецкая концепция связана с изучением состава компетенций и учета целостной системы «ключевых компетенций»: профессиональных, личностных и социальных.
Голландские специалисты Angela Stoof, Rob L. Martens, Jeroen J.G. van Merrienboer полагают, что понятие «компетенция» является символическим образом (symbolic representation) и не содержит отнесенности к реально существующим объектам. Содержание самого понятия, по мнению авторов, обеспечивается контекстом его применения, следовательно, допускается несколько вариаций в определении категории «компетенция». Это обусловливает сложности в объяснении его конкретного значения.
Таким образом, во-первых, нынешний уровень научно-технического, информационного и социально-экономического развития общества, в условиях которого должен эффективно функционировать современный специалист, задает ориентиры на расширение его функциональных обязанностей и, следовательно, на появление новых компонентов (компетентностей) в профессиональной компетентности конкурентоспособного специалиста; во-вторых - при формировании отдельных компетентностей важно учитывать возможности среды, интересы, ценности, социальные и личностные приоритеты специалиста в конкретной предметной области.
Подходы к компетентности, сложившиеся в зарубежных странах, выступили основой развития отечественных теорий компетентности. Анализируя отечественный опыт исследования категорий компетентностно-го подхода, обратились к трудам таких ученых, как: В.И. Байденко, А.И. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, С.Б. Серякова и др. Понятие компетентность рассматривается как категория, интегрирующая глубокое понимание сущности выполняемых задач, как способность к активному овладению опытом какой-либо деятельности, набор знаний, умений и способностей выполнения профессиональной деятельности.
Применительно к деятельности экономических систем, готовность персонала к проектной работе в команде проявляется в триаде следующих компонентов, представленных на рисунке 3.
Рисунок 3 - Содержание феномена готовности персонала к проектной деятельности в команде
Для высокого уровня такой готовности характерны следующие проявления: способность создать эффективную команду проекта, лидерство, использование творческого подхода к решению задач, ответственность, непрерывное развитие, анализ эффективности проекта и пр. Среди управленческих умений целесообразно выделить такие, как управление временем, пространством, ресурсами, людьми, механизмами, затратами, технологиями. Более того, необходимо уделить внимание ценностным основаниям проектного управления, выделяя ее психологическую и функциональную составляющие.
Целесообразно выделить четыре блока компетентности для участия в проектной деятельности:
- управление деятельностью;
- управление людьми;
- управление ресурсами;
- управление качеством и проектами.
Необходимо выделить виды компетентности специалистов для работы с «гибкими» проектами: лидерскую, мотивационную, коммуникативную. Для разработчиков проектов ключевой характеристикой становятся кросс-функциональность и мобильность компетенций, а для руководителя проекта акцент ставится на поведенческой и личностной компетентности.
С позиции авторов, готовность к управлению проектами включает в себя:
а) умение создавать команду проекта и руководить ею, управлять собственным состоянием, ресурсами и дефицитами, то есть навыки эффективного лидерства;
б) возможность обеспечить одновременную выгоду для различных субъектов проектной деятельности, социальных партнеров, государства в целом, то есть мультипликативный эффект от проектной деятельности для многих ее участников и сообществ;
в) применение целесообразных для проектирования технологий с целью обеспечения его реализации в современных условиях, в том числе виртуальной среды, то есть владение необходимыми технологиями;
в) учет установок руководства компании, способность решать ключевые задачи проектов, исходя из должностных функций, то есть ориентацию на решение проблемных вопросов в соответствии со своими полномочиями и компетенциями.
Одному руководителю реализовать проекты практически невозможно, его способность мотивировать, демонстрировать лидерство и убеждать своих коллег позволяет качественно управлять проектами.
Участникам команды проекта необходимо осуществлять эффективные коммуникации с различными субъектами проектной деятельности. Навыки эффективного лидерства предполагают коммуникативные умения, организационные качества, способности к созданию проектной команды, установлению социального партнерства, неконфликтному и уверенному поведению. Также важны способности к самоуправлению, которые имеют большое значение в управлении людьми, проектами и своими состояниями, ресурсами. Умение регулировать свое состояние, например, в кризисных ситуациях всегда актуально. Помимо прочего, в данный компонент важно включить нравственные качества сотрудников организации.
По мнению авторов, готовность персонала к участию в проектной деятельности включает в себя когни-тивно-конативный, коммуникативно-регулятивный и проектно-деятельностный компоненты (рисунок 4).
Рисунок 4 - Структура готовности персонала к участию в проектной деятельности и критерии её оценки
Для определения принципов формирования готовности персонала к участию в проектной деятельности необходимо учитывать современные тенденции проектного управления и требования к профессиональным качествам и компетенциям членов команды проекта. По мнению авторов настоящего исследования, к данным принципам целесообразно отнести:
- принцип, связанный с развитием лидерских качеств персонала;
- принцип усиления роли трансформационного лидерства;
- принцип направленности на развитие ассертивности личности;
- принцип активизации способности к целеполаганию;
- принцип вовлеченности в коммуникацию;
- принцип ответственности за проектный продукт;
- принципа наставничества в проектных группах.
Технология проектного наставничества выступает средством формирования ценностно-мотивационного, познавательно-развивающего, проектно-командного, рефлексивного компонентов готовности сотрудников к проектной деятельности. Для реализации данной технологии целесообразно сформировать корпус проектных наставников как целенаправленно созданный коллектив специалистов, реализующих сопровождение работников в рамках создания ими проекта с целью обеспечения его результативности [3 ].
Результативный блок модели включает критерии, показатели, уровни сформированности компонентов готовности персонала к проектной деятельности, согласно которым оценивается общий результат осуществленной деятельности.
Все указанные выше принципы имеют общий признак - синергичность (кооперация, взаимодействие, целостность, системность, когда сумма больше ее частей). То есть в их основании базируется синергетический подход.
Важно первоначально помочь сотрудникам осознать свои ресурсы и дефициты, возможности и ограничения для освоения управленческих компетенций и проектировочных умений. Для сплочения команды проекта применяются командообразующие техники: тренинги, тимбилдинг, совместные творческие или спортивные мероприятия и пр. При реализации данного условия уместно использовать не только игровые, но и цифровые технологии, например, создание профессиональных сообществ в сети Интернет. Такие сообщества обладают синергетическим эффектом. Они направлены на объединение единомышленников, решающих важные социальные задачи в рамках проектной деятельности.
Важным аспектом вовлечения персонала в проектную деятельность является моделирование кризисных ситуаций в управлении проектами с целью овладения сотрудниками практиками стресс-менеджмента. Для этого уместно использовать возможности активных методов обучения, например деловой игры, в которой будут моделироваться нестандартные ситуации в управлении проектами. Также целесообразно содействовать сотрудникам в овладении психологическими приемами саморегуляции эмоционального состояния, техниками управления стрессом с целью рационального поведения в сложных профессиональных обстоятельствах. Кроме этого, в подобном моделировании необходимо развивать прогностические способности участников команды проекта, которые позволят им избежать необдуманных и скоропалительных решений.
В свою очередь, от компетентности руководителя проекта будет зависеть его способность организовать командую работу для наиболее эффективной проектировочной и в первую очередь инновационной деятельности. На масштабность и большую значимость проектной деятельности и, соответственно, развитие проектного управления указывают не только научные разработки, но государственные инициативы.
Каждый современный руководитель должен уметь управлять проектами. На сегодняшний день отмечается существенное развитие подходов к проектному управлению и, соответственно, менеджер проекта уже не может быть случайно назначенным лицом. Это выступает важным условием стратегического развития организации. Среди компетенций и качеств, которыми должен характеризоваться руководитель проекта указываются такие, как лидерство, способность принимать управленческие решения в условиях неопределенности, использовать дробные коммуникации и пр.
Таким образом, готовность персонала к участию в проектной деятельности представляет собой интегра-тивное качество личности, отражающее управленческие умения, навыки эффективного лидерства, способности обеспечивать мультипликативный эффект от проектной деятельности для ее различных субъектов и сообществ, владение необходимыми технологиями, ориентацию на решение инициатив в соответствии со своими полномочиями и компетенциями.
Источники:
1. Авдеева И.Л. Тенденции современного управления проектами в регионе / И.Л. Авдеева, И.О. Задоренко // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 44 (6). С. 390-393.
2. Авдеева И.Л. Теоретические аспекты современного проектирования систем управления / И.Л. Авдеева, В.В. Тарновский // Прикладные экономические исследования. 2023. № 3. С. 95-101.
3. Бездудная А.Г. Обратное наставничество как корпоративная социальная инновация: проблемы и возможности / А.Г. Бездудная, Ю.И. Растова, Ю.М. Львин // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2023. - № 1 (139). - С. 101-105.
4. Грязева-Добшинская В.Г. Трансформационное лидерство и стратегические управленческие установки менеджеров / В.Г. Грязева-Добшинская, Ю.А. Дмитриева, Н.В. Маркина // Вестник Московского государственного областного университета. - 2018. - № 3. - С. 111-133.
5. Качалова Л.П. Формирование готовности будущих руководителей образовательных организаций к проектному управлению / Л.П. Качалова, И.В. Колмогорова, Т.А. Колосовская // Лидерство и менеджмент. - 2020. - № 7 (2). - С. 237-246
6. Тебекин А.В. Эволюция методов управления проектами: мировой опыт и перспективы развития / А.В. Тебекин // Российское предпринимательство. - 2017. -Том 18. - № 24. - С. 3969-3994.
7. Ципес Г.Л. Проекты и управление проектами в современной компании: учебное пособие / Г.Л. Ципес, А. С. Товб. - Москва: Олимп-Бизнес, 2010. - 463 с