Научная статья на тему 'КОРПОРАТИВНЫЕ МЕДИА КАК ИНСТРУМЕНТ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ'

КОРПОРАТИВНЫЕ МЕДИА КАК ИНСТРУМЕНТ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиа / СМИ / корпоративные медиа / корпоративные СМИ / предприятие / коммуникации / media / media / corporate media / corporate media / enterprise / business media / communications

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Н В. Рубцова

Корпоративные медиа в настоящее время стремительно развиваются. Многие предприятия задумываются о необходимости иметь собственные каналы коммуникации для поддержания взаимодействия с сотрудниками, партнерами, клиентами, используя при этом широкий спектр современных медиа. Вместе с тем, к настоящему времени вопросы о содержании и типологии корпоративных медиа остаются еще недостаточно разработанными. В статье выделены и описаны два подхода к трактовке понятия «корпоративные медиа». На основе изучения дефиниций каждого из подходов к интерпретации понятия «корпоративные медиа» определены положения, утоняющие его содержание. С использованием методов анализа научной литературы по рассматриваемой проблеме, классификации, типологии разработана авторская классификация корпоративных медиа. В основе классификации лежит десять признаков, посредством которых корпоративные медиа описываются в широком спектре характеристик. Использование представленной классификации позволяет облегчить изучение, правильно определить тип корпоративных медиа, представить их развернутую характеристику. На эмпирическом материале автором представлена возможность использования предложенных им разработок. Результаты исследования могут быть полезны студентам журналистских факультетов, изучающих вопросы корпоративных медиа, преподавателям, а также практикующим специалистам корпоративных медиацентров и СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE MEDIA AS A TOOL FOR INTERNAL AND EXTERNAL COMMUNICATIONS IN A COMPANY: CONCEPT AND CLASSIFICATION

Corporate media is currently developing rapidly. Many enterprises are thinking about the need to have their own communication channels to maintain interaction with employees, partners, customers, using a wide range of modern media. At the same time, to date, questions about the content and typology of corporate media remain insufficiently developed. The article highlights and describes two approaches to the interpretation of the concept of "corporate media". Based on the study of the definitions of each of the approaches to the interpretation of the concept of «corporate media», provisions are defined that thin its content. Using the methods of analysis of scientific literature on the problem under consideration, classification, typology, the author's classification of corporate media has been developed. The classification is based on ten features by which corporate media are described in a wide range of characteristics. The use of the presented classification makes it easier to study, correctly determine the type of corporate media, and present their detailed characteristics. Based on empirical material, the author presents the possibility of using the developments he proposed. The results of the study may be useful to students of journalism departments studying issues of corporate media, teachers, as well as practitioners of corporate media centers and the media.

Текст научной работы на тему «КОРПОРАТИВНЫЕ МЕДИА КАК ИНСТРУМЕНТ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ»

EDN: CFDOQQ

Н.В. Рубцова - д.э.н., профессор кафедры «Журналистики и маркетинговых технологий», Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия, [email protected],

N.V. Rubtsova - Doctor in Economics, Professor, Department of journalism and marketing technology, Baikal State University, Irkutsk, Russia.

КОРПОРАТИВНЫЕ МЕДИА КАК ИНСТРУМЕНТ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ CORPORATE MEDIA AS A TOOL FOR INTERNAL AND EXTERNAL COMMUNICATIONS IN A COMPANY: CONCEPT AND CLASSIFICATION

Аннотация. Корпоративные медиа в настоящее время стремительно развиваются. Многие предприятия задумываются о необходимости иметь собственные каналы коммуникации для поддержания взаимодействия с сотрудниками, партнерами, клиентами, используя при этом широкий спектр современных медиа. Вместе с тем, к настоящему времени вопросы о содержании и типологии корпоративных медиа остаются еще недостаточно разработанными. В статье выделены и описаны два подхода к трактовке понятия «корпоративные медиа». На основе изучения дефиниций каждого из подходов к интерпретации понятия «корпоративные медиа» определены положения, утоняющие его содержание. С использованием методов анализа научной литературы по рассматриваемой проблеме, классификации, типологии разработана авторская классификация корпоративных медиа. В основе классификации лежит десять признаков, посредством которых корпоративные медиа описываются в широком спектре характеристик. Использование представленной классификации позволяет облегчить изучение, правильно определить тип корпоративных медиа, представить их развернутую характеристику. На эмпирическом материале автором представлена возможность использования предложенных им разработок. Результаты исследования могут быть полезны студентам журналистских факультетов, изучающих вопросы корпоративных медиа, преподавателям, а также практикующим специалистам корпоративных медиацентров и СМИ.

Abstract. Corporate media is currently developing rapidly. Many enterprises are thinking about the need to have their own communication channels to maintain interaction with employees, partners, customers, using a wide range of modern media. At the same time, to date, questions about the content and typology of corporate media remain insufficiently developed. The article highlights and describes two approaches to the interpretation of the concept of "corporate media". Based on the study of the definitions of each of the approaches to the interpretation of the concept of «corporate media», provisions are defined t hat thin its content. Using the methods of analysis of scientific literature on the problem under consideration, classification, typology, the author's classification of corporate media has been developed. The classification is based on ten features by which corporate media are described in a wide range of characteristics. The use of the presented classification makes it easier to study, correctly determine the type of corporate media, and present their detailed characteristics. Based on empirical material, the author presents the possibility of using the developments he proposed. The results of the study may be useful to students of journalism departments studying issues of corporate media, teachers, as well as practitioners of corporate media centers and the media.

Ключевые слова: медиа, СМИ, корпоративные медиа, корпоративные СМИ, предприятие, коммуникации.

Keywords: media, media, corporate media, corporate media, enterprise, business media, communications.

Теоретический и практический интерес к корпоративным медиа и особенностям их функционирования является объектом пристального внимания исследователей еще с середины XX в. В частности, в текущем году деловой портал «Управление производством» представил двенадцатый ежегодный рейтинг корпоративных медиа (таблица 1).

Таблица 1 - Топ-10 лучших корпоративных медиа (газет и журналов) в России в 2022 г. [1]

№ Корпоративный журнал Корпоративная газета

название компания название компания

1 Вектор развития ОДК Вести Камаза КАМАЗ

2 ОМК команда ОМК Новости Металлоинвест Металлоинвест

3 Сибирская нефть Газпром нефть Территория ОМК ОМК

4 Атомный эксперт Росатом Страна Росатом Росатом

5 УоигТиЪе ТМК Нефтяные вести Татнефть

6 Горизонты ОАК Крылья Советов КнААЗ им. Ю.А. Гагарина

7 Мой Сатурн ОДК-Сатурн ЛокоТех ГК "Локотех"

8 Автограф Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус УГМК-Холдинг. Вести УГМК

9 Компания НЛМК НЛМК Энергия Северо-Запада ТГК-1

10 Росэнергоатом Росэнергоатом За большую химию СДС Азот

Согласно данным авторов рейтинга «наибольшей популярностью у аудитории пользовались статьи о практическом опыте компаний по следующим темам:

1) развитие производственных систем предприятий, бизнес-систем, внедрение инструментов бережливого производства;

2) внедрение кайдзен, программ непрерывных улучшений, развитие рационализаторства;

3) повышение операционной эффективности и производительности труда;

4) внедрение систем и инструментов менеджмента качества;

5) повышение эффективности управления основными фондами и ТОИР;

6) формирование кадровой политики предприятий, кадрового резерва и обучения персонала, систем оплаты труда и мотивации;

7) цифровое производство;

8) модернизация и техническое перевооружение производства, управление крупными проектами;

9) формирование и реализация стратегии развития компаний, реструктуризация предприятий, комплексные программы повышения эффективности бизнеса».

Многие исследователи считают, что корпоративные медиа - это «исключительно СМИ корпораций, в которых материалы, отражающие деятельность предприятия, представлены для его работников. «Другие же утверждают, что корпоративные медиа созданы из двух систем СМИ, в которых информация отраслевая и имеет модель бизнес-прессы» [2]. В настоящее время корпоративные медиа развиваются достаточно активно. К способам систематизации корпоративных медиа так же, как и к определению данного понятия, существует несколько подходов. Однако общепринятая классификация к настоящему времени еще не сформирована.

Изучение имеющихся в литературе интерпретаций терминов «корпоративные медиа», «корпоративные издания» и «корпоративные СМИ» и иных родственных понятий, позволяет выделить в них общие черты и на этой основе сформировать наиболее полное представление о рассматриваемом нами феномене.

Наиболее распространенным можно назвать подход, согласно которому основной отличительной чертой корпоративных медиа называется их принадлежность к какому-либо предприятию. Представителями данного подхода являются Чемякин Ю.В. [3], Блэк С. [4], Посадсков А.Л. [5], Маслова В.И. [6]. Например, Чемякин Ю.В. определяет корпоративные медиа как «периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа или иная форма периодического распространения информации среди сотрудников и клиентов одной организации, информирующее о задачах, целях, успехах, новостях, продуктах и услугах» [3]. Посадсков А.Л. определяет их как «периодические печатные или электронные издания производственных, финансовых, сельскохозяйственных и торговых предприятий, выпускаемые с целью внутренней информации и организации деятельности данных предприятий, а также создания их привлекательного образа среди потребителей» [5]. Маслова В.И. трактует понятие «корпоративное издание» через его предназначение: «служит интересам определенной компании и выпускается по её инициативе, на её средства, и, как правило, прямо не содержит информации о других субъектах бизнеса» [6].

Второй подход акцентирует внимание на направленности корпоративных медиа на конкретную целевую аудиторию. Представителями можно назвать Серебрякова С. [7], Лебедеву Е.О. [8], Быкадорову А. С. [9], Вит-ковскую Н.Г. [10], Бахматову Т.Г. [11], Красноярову О.В. [12], Нефедьеву Е.И. [13], Горчеву А.Ю. [14] и других авторов. В предлагаемых ими дефинициях корпоративных медиа круг возможных объектов воздействия достаточно широк (сотрудники предприятия, партнеры, потребители, общественность). Так, по мнению Серебрякова С., корпоративные СМИ - это «выходящие с определенной периодичностью (не реже раза в год) печатные издания, издаваемые за счет компании (полностью или частично), предназначенные для конкретной целевой группы и отражающие интересы компании» [7]. Лебедева Е.О. определяет их следующим образом: «корпоративные медиа создаются и функционируют для поддержания контакта с сотрудниками, партнерами и клиентами, а также для сохранения положительного имиджа на рынке» [8]. Дефиниция Быкадоровой А. С. трактует корпоративные медиа как «развивающуюся систему принадлежащих частным или государственным организациям печатных изданий (журналов и газет), которые выполняют функцию информирования определенной аудитории (сотрудников, партнеров, клиентов или потребителей услуг организации) о деятельности, сфере интересов и влияния организации, формируют корпоративную культуру, управляют ею и служат каналом обратной связи; разрабатываются, издаются и распространяются полностью или частично усилиями сотрудников организации или издательским домом в интересах организации» [9].

Цель статьи заключалась в разработке классификации и типологии корпоративных медиа. При подготовке статьи использованы методы: анализ научной литературы по проблеме исследования, классификация, типология.

Изучение представленных выше дефиниций позволяет выделить в них общие черты. Общим для всех представленных выше определений, по нашему мнению, является:

- во-первых, все авторы признают принадлежность корпоративного медиа к определенной организации (предприятию, компании, корпорации),

- во-вторых, в большинстве определений акцентируется внимание, что информация, распространяемая посредством корпоративного медиа, соответствует интересам этой организации;

- в-третьих, корпоративные медиа ориентированы, прежде всего, на наиболее значимые для данной организации целевые аудитории, к которым могут относится сотрудники, партнеры, реальные и потенциальные клиенты.

Зачастую содержание корпоративных медиа интерпретируется через выполняемые ими функции. В настоящее время в научной и учебной литературе представлены следующие функции корпоративных медиа:

- «коммуникативная;

- информационная (информационно-познавательная);

- ценностно-регулирующая;

- социально-организационная;

- функция психического регулирования;

- функция форума (канала социального участия)» [15].

Тришина Т.В. расширяет упомянутый перечень идеологической (включая агитационную и пропагандистскую) и воспитательной функциями, а также функцией социализации и организации досуга (развлекательной, рекреационной) [16]. Лебедева Е.О. также отмечает наличие у корпоративных медиа антикризисной функции [8]. Наиболее полный перечень функций, по нашему мнению, представлен в работе [17] и включает в себя репутационную, организационную, коммуникативную, информационную, коммерческую, познавательную, утилитарную, развлекательную, аналитическую и обучающую функции. Таким образом, корпоративные СМИ выполняют достаточно широкий перечень функций.

Корпоративные медиа имеют множество форм выпуска. Вместе с тем, к настоящему времени вопрос о классификации корпоративных медиа проработан еще не в полной мере и требует дальнейшего рассмотрения [10]. Анализ имеющейся литературы и обобщение наработок ряда исследователей [2, 18, 19], позволяют предложить следующую классификацию корпоративных медиа (таблица 2).

Таблица 2 - Классификация корпоративных медиа

Классификационный признак Виды

По целевой аудитории Деловые партнеры (Ъ2Ъи$те$$), менеджеры (Ъ2шапа§ешеп1), сотрудники (Ь2рег$оппе1), клиенты (Ъ2сш1;отег), общественность (Ъ2риЪНс)

По цели (целям) коммуникации Маркетинговая, РЯ, формирование корпоративной культуры, коммерческий проект

По типу распространения Платные (коммерческое распространение, подписка), бесплатные

По виду СМИ Газета, журнал, радиоканал, телевизионный канал, блог, подкаст, корпоративный сайт, сообщество в социальных сетях и/или мессенжерах

По отраслевой принадлежности предприятия Промышленность, образование, банковская сфера, консалтинг, сельское хозяйство, торговля, туризм и др.

По типу финансирования Выпускаемые полностью за счет учредителя, частично самоокупаемые, самоокупаемые, приносящие прибыль

По периодичности издания Ежедневные, еженедельные, ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные

По неймингу Содержащие название предприятия, оригинальные названия

По числу представленных интересов (предприятий) Собственные издания, совместные издания

По используемому контенту Только собственный контент, собственный и внешний контент

На основе представленной классификации дадим характеристику корпоративных медиа Байкальского государственного университета. Байкальский государственный университет осуществляет коммуникации с внутренней и внешней аудиторией, используя разнообразные СМИ и медиа [17, 20], среди которых газета «Байкальский государственный университет», радио «БУМ» (БайкалУниверМедиа), телевизионный канал «БайкалУниверТВ» (вещание осуществляется на платформах RuTube и YouTube), корпоративный сайт (www.bgu.ru), группы и подкаст в социальных сетях (VK, Одноклассники), канал в мессенжере (Telegram). Помимо собственного контента, создаваемого специалистами медиацентра с привлечением студентов журналистской специализации, используется и внешний контент - транслируются новости региональных и местных СМИ, телевизионные программы и передачи российских телевизионных каналов, музыкальные композиции известных исполнителей. Характеристика корпоративных медиа Байкальского государственного университета представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Характеристика корпоративных медиа Байкальского государственного университета

Классификационный признак Вид(ы)

По целевой аудитории общественность (Ъ2риЪНс)

По цели коммуникации РЯ

По типу распространения бесплатные

По виду СМИ газета, радиоканал, телевизионный канал, подкаст, корпоративный сайт, сообщество в социальных сетях и мессенжерах

По отраслевой принадлежности предприятия образование

По типу финансирования выпускаемые полностью за счет учредителя

По периодичности издания ежедневные ежемесячные (газета)

По неймингу содержащие название предприятия

По числу представленных интересов (предприятий) собственные издания

По используемому контенту собственный и внешний контент только собственный контент (газета)

В соответствии с таблицей 3 можно сделать вывод, что корпоративные медиа Байкальского государственного университета направлены на широкую аудиторию, издаются с целью формирования благоприятного общественного мнения о вузе. Это собственные издания, которые распространяются бесплатно, представлены разнообразными формами и выпускаются за счет университета, имеют высокую периодичность, используют как собственный, так и внешний контент.

Изучая корпоративные медиа, многие исследователи сталкиваются с проблемой отсутствия их развернутой классификации. В статье предпринята попытка наиболее полно проклассифицировать и представить типологию корпоративных медиа, отражающие их современное состояние и многообразие. Использование представленной классификации позволяет облегчить изучение корпоративных медиа, правильно определить их тип, представить развернутую характеристику. Результаты исследования могут быть полезны прежде всего студентам журналистских факультетов, изучающих вопросы корпоративных медиа, преподавателям, а также практикующим специалистам корпоративных медиацентров и СМИ.

Предметом дальнейших исследований, представляющих также и практическую ценность, является дальнейшее развитие теории корпоративных медиа в аспекте уточнения содержания и классификаций рассматриваемого феномена.

Источники:

1. Рейтинг корпоративных изданий промышленных компаний // URL: https://up-pro.ru/library/strategi/tendencii/corp2022/ (дата обращения 01.08.2023).

2. Лозенко М.В., Клемёнова Е.Н. О типологических особенностях корпоративных СМИ / М.В. Лозенко, Е.Н. Клемёнова // Поволжский вестник науки. 2019. № 1(11). С. 55-56.

3. Чемякин Ю.В. Корпоративные СМИ: секреты эффективности / Ю.В. Чемякин. Екатеринбург: Дискурс Пи, 2006. 184 с.

4. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз / С. Блэк. Ростов на Дону: Феникс, 1998. 158 с.

5. Посадсков А.Л. Корпоративная пресса современной России: феномен и казусы / А.Л. Посадсков // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2012. № 6. С. 38-43.

6. Маслова В.М. Связи с общественностью в управлении персоналом / В.М. Маслова. Москва: Вузовский учебник, 2012. 207 с.

7. Серебряков С. Самиздат в фирменной упаковке / С. Серебряков // Советник. 2003. № 8. С. 30-33.

8. Лебедева Е.О. Корпоративные медиа в системе СМИ / Е.О. Лебедева // Массовая коммуникация в современном мире: вызовы и перспективы. материалы Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов ; под ред. Лагутина О.В. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2014. С. 80-82.

9. Быкадорова А.С. Корпоративная пресса: заметки к определению термина / А.С. Быкадорова // Relga: научнокультурологический журнал. 2010. №7. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=2624. (дата обращения: 12.08.23).

10. Витковская Н.Г. Понятие корпоративных СМИ и основные подходы к их систематизации / Н.Г. Витковская // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. Т. 2, № 3. С. 154-163.

11. Бахматова Т.Г., Самбаева Ц.Б. Роль СМИ в продвижении концепт корпоративной социальной ответственности банков / Т.Г. Бахматова, Ц.Б. Самба-ева // Baikal Research Journal. 2019. Т. 10, № 2. С. 3-3. URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=22995 — DOI: 10.1715 0/2411-6262.2019.10(2).3.

12. Красноярова О.В. Этапы развития массовой коммуникации и изменения статуса аудитории / О.В. Красноярова // Вопросы теории и практики журналистики. 2014. №1. С. 21-33.

13. Нефедьева Е.И., Гуляева А.И. Информационная открытость и доступность как направление социального маркетинга (на примере учреждений социального обслуживания) / Е.Н. Нефедьева, А.И. Гуляева // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7, № 3. С. 459-481.

14. Горчева А.Ю. Корпоративная журналистика / А.Ю. Горчева. Москва: Вест-Консалтинг, 2008. 114 с.

15. Фомичева И.Д. Социология СМИ / И.Д. Фомичева. Москва : Аспект Пресс, 2012. 360 с. URL: http://www.iprbookshop.ru/8858.html.

16. Тришина Т.В. Трансформация социальных функций СМИ и задачи современных корпоративных медиа / Т.В. Тришина // Ломоносовские чтения. Материалы ежегодной научной конференции МГУ; Севастополь: Филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе, 2022. С. 62-63.

17. Рубцова Н.В., Астраханцева А.С. Медиасистема университета и оценка эффективности ее функционирования / Н.В. Рубцова, А.С. Астраханцева // Вопросы теории и практики журналистики. 2022. Т. 11, №2. С. 322-341.

18. Агафонов Л.С. Корпоративная пресса: особенности функционирования, типологические характеристики и методика оценки эффективности / Л.С. Агафонов : дис. ...канд. : 10.01.10 : защищена 2008-12-26 : утв. 2009-11-12. Москва : 2008. 187 с. URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_003457043?page= 1 &rotate=0&theme=white.

19. Докина Д.А. Критерии эффективности корпоративных СМИ / Д.А. Докина // Студенческий вестник. 2019. № 22-2 (72). С. 25-26.

20. Дёмина И.Н., Красноярова О.В. Журналистское образование в экономическом вузе: опыт Байкальского государственного университета экономики и права / И.Н. Дёмина // Известия Байкальского государственного университета. 2015. Т. 25, №2. С. 320-324.

EDN: AMNYMH

В.С. Солодкин - к.э.н, заместитель главного инженера по инжинирингу в проектно-изыскательских работах ООО «НК «Роснефть» - НТЦ», Краснодар, Россия, [email protected],

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V.S. Solodkin - Candidate of Economic Sciences, Deputy chief engineer for engineering in design and survey work of LLC NK Rosneft - STC, Krasnodar, Russia;

Н.А Тяжкун - начальник отдела управления проектами ООО «НК «Роснефть» - НТЦ», Краснодар, Россия, [email protected],

N.A Tyazhkun - Head of project management department of LLC NK Rosneft - STC, Krasnodar, Russia.

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ К УЧАСТИЮ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL ASPECTS OF FORMATION OF READINESS OF ENTERPRISE PERSONNEL TO PARTICIPATE IN PROJECT ACTIVITIES ACTIVITIES

Аннотация. В современных условиях бизнес-структуры для повышения эффективности результатов своей деятельности активно используют проектный подход, который в свою очередь требует от персонала наличия профессиональных компетенций в области проектной деятельности. Проектная компетентность строится на основе сформированной готовности к участию в формировании и реализации проектов. В статье обосновано, что формирование готовности персонала предприятия к участию в проектной деятельности - это процесс интенсивного погружения в различные проекты, а также в форматы взаимодействия с командой проекта. Готовность к проектной деятельности включает: умение создавать команду проекта и руководить ею, управлять собственным состоянием, ресурсами и дефицитами; возможность обеспечить одновременную выгоду для различных субъектов проектной деятельности, социальных партнеров. Способность применять целесообразные для проектирования технологии с целью обеспечения его осуществления в современных условиях, в том числе виртуальной среды; учет установок руководства компании, способность решать ключевые задачи, исходя из должностных функций.

В статье сделан вывод, что организационно-управленческие особенности формирования готовности персонала к проектной деятельности определяют системные условия, отражающие способы повышения профессиональной самооценки сотрудников, формирования проектной команды, использования цифровых ресурсов и преодоления стрессовых управленческих ситуаций.

Abstract. In modern conditions, business structures actively use the project approach to improve the efficiency of the results of their activities, which in turn requires the staff to have professional competencies in the field of project activities. Project competence is based on the formed readiness to participate in the formation and implementation of projects. The article substantiates that the formation of readiness of enterprise personnel to participate in project activities is a process of intensive immersion in various projects, as well as in the formats of interaction with the project team. Readiness for project activities includes: the ability to create and manage a project team, manage one's own condition, resources and deficits; the ability to provide simultaneous benefits for various subjects of project activities and social partners. The ability to apply technologies that are appropriate for design in order to ensure its implementation in modern conditions, including the virtual environment; taking into account the attitudes of the company's management, the ability to solve key tasks based on job functions.

The article concludes that the organizational and managerial features of the formation of personnel readiness for project activities determine system conditions that reflect ways to increase the professional self-esteem of employees, form a project team, use digital resources and overcome stressful management situations.

Ключевые слова: проекты, проектная деятельность, управление проектами, проектная компетентность, готовность персонала к проектной деятельности.

Keywords: projects, project activities, project management, project competence, personnel readiness for project activities.

В условиях развития современного общества, непрерывных преобразований в различных отраслях его жизнедеятельности повышается актуальность проектного управления. Социальные, экономические, политические трансформации способствуют интенсификации организационных и регуляционных общественных процессов. Управление, ориентированное на результат, на достижение конкретных целей, сегодня рассматривается как целесообразное и эффективное. Такое управление трактуется как проектное.

Успешность современного менеджмента связывается с эффективным управлением организациями, персоналом, проектами не только в условиях стабильности, но и в обстоятельствах перемен и кризисов.

Стоит отметить, что в экономической отрасли тема проектного управления является наиболее разработанной (Е.А. Горчакова, Т.И. Гусарова, И.В. Гусейнова, С.М. Ильин, Б.Б. Коваленко, А.В. Кокуш, Э.Р. Коротке-вич, Н.А. Самарская, Г.Л. Ципес и др.). Учеными рассматриваются особенности функционирования проектных офисов, управления рисками на предприятиях, применения современных методов управления проектами. В последние годы все больше работ посвящается специфике реализации проектов (С.А. Боженов, В. Л. Виноградова, Н.А. Каменских П.А. Кузнецов, М.П. Левитан, Л.А. Мальгинова, Н.В. Медведева, В.И. Реброва, Л.М. Ре-пета и др.). Исследователей интересует степень готовности менеджеров к управленческой деятельности в современных условиях (Я.Р. Бабанина, Л.И. Берлим, В.С. Морозова, А.Н. Силин, Т.Ю. Тодышева, Е.В. Чупашева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.