КОРПОРАТИВНЫЕ ИЗДАНИЯ: ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ
А.А. Каешко, студент
Дальневосточного федерального университета (Россия, г. Владивосток, о. Русский, п. Аякс)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-4-2-112-115
Аннотация. В статье рассматривается понятие корпоративных изданий, история появления и тенденция развития данного института среди средств массовой информации. Подробно анализируется понятие корпорации и корпоративных изданий. Приводятся противоположные подходы в отношении данной категории. Проанализирована история появления корпоративных изданий, в том числе появление и реализация их на территории России. Выделяется корпоративная пресса, выпускаемая высшими учебными заведениями, как важнейшее средство реализации информационной политики образовательных корпораций. Приводится типология современных корпоративных студенческих изданий, а также анализируется место университетских изданий в системе корпоративных медиа.
Ключевые слова: корпоративные издания, медиа, издания.
Успешная деятельность и постоянное развитие хозяйствующего субъекта прежде всего строится на высокой, положительной репутации и конкурентоспособности. Для того чтобы оставаться работоспособными и достигать новых целей, компаниям следует постоянно развиваться и внедрять новые бизнес-процессы. Именно поэтому особое внимание необходимо уделять направлению - корпоративному изданию. Именно корпоративные издания являются связующим звеном между корпорацией и людьми, выступая каналами распространения сведений о корпорации, организованные, управляемые и наполняемые самой корпорацией.
Для определения термина «корпоративное издание» необходимо рассмотреть термин «корпорация». В российском законодательстве понятие «корпорация» не закрепляется, поэтому целесообразно проанализировать исследователей и научных деятелей по данному вопросу. Например, в работе Т.В. Кашаниной под корпорацией понимается некоторое коллективное образование, либо организация, которая является юридическим лицом, основанным на объединении капиталах. Данная организация ведёт деятельность, которая приносит пользу обществу [6]. В другой работе учёный А.А. Данельян рассматривает термин
«корпорация» как объединение физических и (или) юридических лиц, каждое из которых имеет свою долю, часть [3].
Несколько по-другому к корпорации относится Л.С. Агафонов, в своей научной статье описывает государство как отдельную грандиозную корпорацию. Стоит отметить, что государство как корпорация обладает собственными целями и имеет в своём распоряжении ресурсы, которые необходимы для функционирования, в состав таких ресурсов могут входить федеральные годовые бюджеты [1].
Б.А. Играев, являющийся одним из исследователей в области корпоративной журналистики, в своих работах под корпорацией описывает организацию, которая ставит перед собой определенные цели. В данном случае корпорация приносит пользу обществу и при том имеет соответствующие права. В основном корпорация имеет ограниченную ответственность функционирую на постоянной основе как юридическое лицо [4]. Так было рассмотрено определение понятия «корпорация». Следовательно, исходя из всего вышеперечисленного корпорация это юридически зарегистрированные лица, работающие на основе утверждённого документа (устава).
Стоит сказать, что в научной литературе нет одного подхода в отношении поня-
тия «корпоративные издания». Например, Ю.А. Петропавловская отмечает, что термин «корпоративное издание» появился в России из американских СМИ. По мнению Д.К. Дегтяренко, корпоративные издания -это определённого рода механизмы, имеющие задачу составления определённой корпоративной этики для сотрудников предприятия [7].
Другой автор, С. Серебряков полагает, что «корпоративные издания», которые выпускаются хотя бы раз в год и выходят в печать, при том осуществляют свою деятельность за собственный счёт. Данные издания необходимы определённым лицам, которым интересны темы, которые они оповещают [8]». По А.Р. Тухватовой корпоративные издания - являются своего рода орудием, благодаря, которому происходит воздействие на персонал, однако это не ограничивается управлением подчинённых, здесь идёт речь про создание определённого имиджа компании, её индивидуальных особенностей [10].
Ключевое определение «корпоративных изданий», в своей работе описывает А.С. Быкадорова, которая понимает под ними прогрессирующую систему как государственных, так и частных изданий c печатью различного рода: журналы, газеты. Корпоративные издания занимаются оповещением определённой группы людей информацией. Стоит отметить, что тип информации зависит от самого издательства. Данные организации разрабатывают, издают и распространяют свою деятельность с помощью сотрудников корпоративных изданий [2].
Стоит отметить, что возникновение корпоративных изданий, можно отнести к XIX в., именно в это время началась промышленная революция: появились конвейеры и многие процессы на заводах стали всё чаще автоматизироваться. В России корпоративные издания появились позже, чем в европейских странах и США, в первую очередь это связано с особенностями экономического развития страны в целом. Во второй половине XIX в. в России набирает обороты корпоративная журналистика в виде изданий по отраслям в зависимости от коммерческой деятель-
ности («Земледельческая газета», газета «Купец», «Посредник»).
Далее развитие корпоративного издания связано с появлением заводских многотиражных газет в 1917 г. Однако, корпоративные издания не обладали самостоятельностью и свободой слова, так как пресса, фабрично-заводская печать выполняла скорее функционально-пропагандистские функции, чем специфические корпоративные. Подобный период развития корпоративных изданий продолжался вплоть до 1990 года. Однако в 90-ые годы прошлого века ситуация изменяется и корпоративные издания приобретают черты современных корпоративных медиа. С усилением частного капитала и возрастанию роли конкуренции, возрастает роль корпоративных издательств.
В настоящее время корпорации предпочитают выпускать корпоративные издания не самостоятельно, в таких ситуациях случается, что корпоративное издание выпускается сторонним издательским домом, который имеет в своём штате достаточно квалифицированных специалистов, делающих свою работу компетентно. Однако этот рынок недостаточно развит, первооткрывателями данного направления является издательский дом «HFS», который в 2002 г. выпустил корпоративный журнал для компании «Mercury».
В настоящее время корпоративные издания имеют особую социальную роль. Данные медиа освещают такие социально значимые задачи, как лоббирование законов, организация общественных мероприятий, освещение и контроль за реализацией прав определенных категорий граждан и другие. Значительная часть корпоративных изданий оказывает влияние на массовую аудиторию осуществляя социальную функцию, однако чаще всего данные медиа функционируют в организационно правовой форме - некоммерческих организаций.
Корпоративная пресса, выпускаемая высшими учебными заведениями, является примером современных корпоративных изданий. Так как основной функцией данных корпоративных изданий является содействие творческой самореализации и
раскрытие талантов и способностей учащихся, а также консолидация интересов молодежи.
В зависимости от модели современного корпоративного студенческого издания, можно выделить следующую типологию по Носовой Ю.А. [4]:
- студенческое факультативное вузовское издание;
- корпоративное вузовское издание;
- городское студенческое издание.
Студенческое факультативное вузовское издание, которое реализуется студенческой группой вне зависимости от руководства университета. Цель функционирования данного издательства - это объективная и непредвзятое информирование студентов о событиях, происходящих в университетах. Периодичность издания данной газеты - один или два выпуска в месяц, объем от 4 до 16 полос, тираж от 150 до 1500 экз., формат А4. Жанр: новость, интервью, репортаж. Примером студенческих факультативных вузовских изданий, может служить студенческая вузовская газета «Студень», которая издается с 1998 г. в Екатеринбурге, целью которой является активизация молодежи города Екатеринбург.
Вторая модель корпоративного студенческого издания - корпоративное вузовское издание. Инициатором данного издания является студенческая группа с поддержкой руководства университета, данная модель является самой распространенной. Примером корпоративного студенческого издания, является «Свежий взгляд», издаваемая Новгородским государственным университетом им. Ярослава Мудрого, «За кадры верфям», издаваемая Государственным Морским Техническим университетом г. Санкт-Петербург и другие. Цели данного издания универсальные-объективное информирование студентов и окружающих о событиях, происходящих в университете. Периодичность издания-1-2 раза в месяц, объем - 4-8 полос, тираж - от 999 до 10 тыс. экз.
Одним из старейших корпоративных изданий университетов является газета «Московские ведомости», которая издавалась с 1756 по 1917 годы, правопреемни-
цей в дальнейшем и по настоящее время является газета «Московский университет», которая издается с 1927 г. На протяжении всего существования, данная газета является основным информационным источником, которая освещала события, происходящие как внутри, так и вне стен университета.
Университетская газета «Московские ведомости» до 1812 г. издавалась два раза в неделю, с 1859 г. выходила ежедневно, но в 1863 г. связь газеты с университетом прекратилась и только в 1927 году газета «Московский университет» стала выходить регулярно. На страницах университетской газеты в первые были отображены поэмы, сонеты и произведения известных писателей, «Потерянный рай» и «Возвращенный рай» Д. Мильтона, стихотворения В.А. Жуковского, А.С. Пушкина,
Ф.И. Тютчева, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, и многие другие произведения [5].
Третья модель - «городское студенческое издание». Инициатором данного издания является редакция, издательский дом, администрация города или общественная организация. Цель данного издания - это оповещение молодежи о проблемах города, значимых новостях университетов. Примером данного издания является «Студенческая правда» г. Москва, «Молодежь Алтая» г. Барнаул и другие. Периодичность издания - еженедельно, тираж 100-150 тыс. экз., объем 16 полос, распространение в 25-30 крупных городах России [9].
Место университетских изданий в системе корпоративных медиа спорно, одни научные деятели включают СМИ университетов в систему корпоративных медиа, другие научные деятели, относят корпоративные издания университета в качестве отдельного, особого типа СМИ.
Следовательно, корпоративные издания с одной точки зрения рассматриваются как способ влияния на индивида в организации, а с другой точки зрения являются инструментом, влияющим на создание имиджа компании. Одним из особых видов корпоративных издательств, является -корпоративная пресса, выпускаемая выс-
шими учебными заведениями, так как кор- ством функционирования информацион-поративные СМИ в университетах явля- ной политики образовательных корпора-ются, на данный момент, важным сред- ций.
Библиографический список
1. Агафонов Л.С. Корпоративная пресса: особенности функционирования, типологические характеристики и методика оценки эффективности: дисс. канд. фил. наук. - М., 2008.
2. Быкадорова А.С. Корпоративная пресса: заметки к определению термина // Relga: научно-культурологический журнал. - 2010. - №7.
3. Данельян А.А. Корпорация и корпоративные конфликты: дисс. канд. юр. наук. - М., 2006.
4. Играев Б.А. Корпоративные издания: типологические и профильные особенности // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2011. - №3-1.
5. Карпова И.Л. Газета «Московские ведомости» как источник по истории отечественного книжного дела второй половины XVIII века. - 2009.
6. Кашанина Т.В. Корпоративное право. - М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. - 140 с.
7. Петропавловская Ю.А. Особенности создания концепции корпоративного издания // Материалы конференции «Ломоносов-2015». - М.: Изд-во МГУ, 2015.
8. Серебряков С. Самиздат в фирменной упаковке // Советник. - 2003. - №8.
9. Сидорова Т.И., Чемякин Ю.В. Вузовские СМИ в системе корпоративных медиа // Медиаскоп. - 2011. - Т. 3. - С. 42.
10 Тухватова А.Р. Особенности развития и функционирования региональных корпоративных СМИ: на примере деятельности изданий и электронных масс медиа ОАО «Татнефть»: автореф. дисс. канд. филол. наук. - Казань, 2007.
CORPORATE PUBLICATIONS: HISTORY OF APPEARANCE AND DEVELOPMENT
TRENDS
A.A. Kaeshko, Student
Far Eastern Federal University
(Russia, Vladivostok)
Abstract. The article discusses the concept of corporate publications, the history of the emergence and development trend of this institution among the media. The concept of a corporation and corporate publications is analyzed in detail. Opposite approaches are given in relation to this category. The history of the emergence of corporate publications, including their emergence and implementation in Russia, is analyzed. The corporate press published by higher educational institutions is singled out as the most important means of implementing the information policy of educational corporations. A typology of modern corporate student publications is given, and the place of university publications in the system of corporate media is analyzed.
Keywords: corporate publications, media, publications.