Научная статья на тему 'Организационно-управленческие аспекты деятельности конвергентной редакции'

Организационно-управленческие аспекты деятельности конвергентной редакции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1466
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНВЕРГЕНЦИЯ / CONVERGENCE / КОНТЕНТ / CONTENT / МУЛЬТИМЕДИА / MULTIMEDIA / МЕДИЙНАЯ СТРУКТУРА / MEDIA STRUCTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ким Максим Николаевич

Автор рассматривает различные организационно-управленческие аспекты деятельности конвергентной редакции по выпуску медийного продукта. Сегодня кардинальным образом изменились не только особенности организации и управления редакционным коллективом, но и комплекс профессиональных требований к журналистам и способы создания медийного продукта в условиях конвейерного производства. Деятельность конвергентной редакции разворачивается в двух направлениях: с одной стороны, они заняты поиском наиболее оптимальных моделей выпуска медийного контента, а с другой внедрением новых методов организации труда журналистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-управленческие аспекты деятельности конвергентной редакции»

^ Ким М. Н.

§ Организационно-управленческие аспекты I деятельности конвергентной редакции

о

™ Ким Максим Николаевич

щ Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург)

Заведующий кафедрой филологии и журналистики ш Доктор филологических наук О [email protected]

РЕФЕРАТ

Автор рассматривает различные организационно-управленческие аспекты деятельности конвергентной редакции по выпуску медийного продукта. Сегодня кардинальным образом изменились не только особенности организации и управления редакционным коллективом, но и комплекс профессиональных требований к журналистам и способы создания медийного продукта в условиях конвейерного производства. Деятельность конвергентной редакции разворачивается в двух направлениях: с одной стороны, они заняты поиском наиболее оптимальных моделей выпуска медийного контента, а с другой — внедрением новых методов организации труда журналистов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

конвергенция, контент, мультимедиа, медийная структура

Kim M. N.

Organizational and Administrative Activities of a convergent Editorial Office Kim Maksim Nikolaevich

North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)

Head of the Chair of Philology and Journalism

Doctor of Science (Philology)

[email protected]

ABSTRACT

ТЬю author examines different organizational and administrative activities of a convergent editorial office at producing a media product. Today not only the features of organization and management of editorial staff radically changed, but also complex of professional standards for journalists and creating media product in line production. ^nvergent editorial activity takes place in two directions: on the one hand — finding the most optimal models of media content production, on the other hand — introduction of new methods of organizing journalists working process.

KEYWORDS

convergence, content, multimedia, media structure

Технологические преобразования, затронувшие в последние два десятилетия медийную сферу, кардинальным образом коснулись деятельности редакционных коллективов. Если раньше традиционные СМИ строились по принципу пирамидальной структуры, то теперь больше придерживаются горизонтальной. Редакции первого типа представляли собой жестко иерархизированную организацию во главе с главным редактором. Организационная природа таких коллективов заключалась в четком распределении функциональных обязанностей и ролей, в наличии различных нормативных документов, регулирующих редакционные отношения, в поэтапном прохождении журналистских материалов от корреспондента к заведующему отдела, затем ответственному секретарю и только потом на утверждение к главному редак-

тору. К плюсам данной модели относили принцип единоначалия, плановость, стро- з гое распределение функциональных обязанностей и т. д. К минусам — громоздкость ^ организационной структуры, отсутствие оперативности в принятии управленческих § решений, бесконечные согласования по прохождению журналистских материалов £ и т. д. ^

В отличие от пирамидальной структуры горизонтальная имеет более гибкую ° форму. Внутриредакционное взаимодействие журналистов имеет более свободный о характер, нет административной дистанции между подчиненными и руководителя- ^ ми, что способствует более быстрому обмену информацией между сотрудниками, ш а также оперативному принятию управленческих решений и т.д. К минусам можно отнести: отсутствие долгосрочных планов работы, так как подготовка материалов, как правило, идет «с колес»; доминирование тактического управления над стратегическим и т. п. Горизонтальная структура редакции приживалась там, где ставка делалась не на поддержание формальной дисциплины, а на творческую инициативность сотрудников, на их самоорганизованность и сознательность, на их способности самим определять цели деятельности относительно общередакционной политики, наконец, на их адаптивность к меняющимся условиям труда.

Таким образом, если в редакциях с пирамидальной структурой ставка делалась на плановость и подконтрольность каждого процесса, то во втором случае главное внимание уделялось поддержанию творческой мотивации журналистов. В условиях конвергенции СМИ, безусловно, горизонтальная структура редакции оказалась более приспособленной к изменениям, происходящим в медийной среде, но отнюдь не единственной, так как в условиях сближения и слияния различных средств передачи информации в единую платформу многие журналистские коллективы по-прежнему находятся в поисках наиболее эффективных моделей управления. Именно об этом пойдет речь дальше.

В условиях конвергенции СМИ, когда на одной площадке работают представители различных медийных специальностей (газетные, радийные, телевизионные и сетевые журналисты), перед руководством таких редакций стоит проблема поиска схожих признаков деятельности с целью координации действий участников единого процесса по производству контента. Модель, связанная с распределением функциональных обязанностей, в данном случае не работает, так как специфика создания мультимедийного контента предполагает полную взаимозаменяемость журналистов. И не только. Подготовка материалов, одновременно рассчитанных для нескольких каналов, невозможна без объединенного тематического банка данных. Именно его создание и выступает тем общим делом, сближающим деятельность разнородных специалистов.

Какие цели и задачи достигаются за счет этой работы? Во-первых, организуется совместный поиск фактов по различным темам и направлениям; во-вторых, учитываются все мультимейдиные элементы, требующиеся для реализации того или иного журналистского замысла; в-третьих, достигается общее понимание в реализации редакционных проектов и идей.

Благодаря наличию такого банка данных облегчается тематическое планирование материалов для разных каналов СМИ, так как изначально все участники редакционного процесса осведомлены о том, кто и в каком направлении работает. Таким образом, в условиях функционирования конвергентной редакции координация действий журналистов осуществляется за счет учета тематических ориентаций и предпочтений творческих работников.

В ходе своей деятельности конвергентная редакция вынуждена решать и другие не менее важные управленческие задачи. К ним мы отнесем и планирование работы журналистского коллектива, и производство мультимедийного контента с учетом языка СМИ, и распространение информационной продукции, и капитали-

з зацию медийной структуры при сокращении издержек, и поиск эффективных методов привлечения рекламодателей, и выработку принципов привлечения аудито-0 рии, и многое другое. Попытаемся более подробно осветить некоторые из этих £ вопросов.

^ Планирование в конвергентной редакции, как отмечают московские исследова-° тели, мало отличается от системы планерок в многопрофильном информационном о агентстве, когда работа ведется 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Но тщательность д и интенсивность планирования, пишут ученые, становятся еще более важными как ш минимум по нескольким причинам. Среди них они выделяют:

1) технологический цикл производства мультимедийных продуктов может драматически отличаться;

2) производство мультимедийных жанров требует координации между подразделениями и сотрудниками;

3) конвергентная редакция стремится к производству мультимедийных историй (статей), поэтому на этапе планирования нужно представлять не только ее составляющие, но и всю историю в целом [1, с. 233].

На наш взгляд, есть существенная разница между работой конвергентной редакции и многопрофильным информационным агентством. В подобного рода агентствах действует, как правило, развернутая корреспондентская сеть. Там работа журналистов строится как в редакциях с пирамидальной структурой. Планерки и различного рода рабочие совещания здесь важны, так как именно на них согласовываются и распределяются все редакционные задания по выпуску информационных лент.

Конвергентная редакция не обладает такими творческими ресурсами и возможностями. Поэтому ставку здесь делают не на узких специалистов, а на универсальных журналистов, способных выполнить разнородные производственные операции.

Принципиально отличается «производство мультимедийных продуктов» в многопрофильном информационном агентстве и конвергентной редакции. В пирамидальных структурах, как мы уже отмечали, ставка делается на профессиональную специализацию журналистов. Поэтому в них взаимозаменяемость специалистов затруднена. Чтобы избежать сбоев в производственной цепочке, там серьезное внимание уделяется планированию. В этой связи московские исследователи отмечают, что в конвергентных СМИ проводятся две общередакционные планерки — утренняя и вечерняя. Общая планерка (долгосрочная и суточная) предполагает присутствие представителей всех отделов, продюсеров, координаторов универсальных журналистов, представителей фото-, видео- и инфографических служб. Общая планерка в первую очередь должна быть сориентирована на создание и отслеживание сюжетов. Утренняя планерка, как отмечают далее исследователи, может носить корректирующий по отношению к вечерней характер, на ней обсуждаются статусы готовности мультимедийных материалов, принимаются решения о развитии той или иной темы. Смысл всего этого процесса, по мнению уважаемых авторов, ориентирован на то, чтобы «планирование было прозрачным и отображало не только поставленную задачу, но и ход процесса, промежуточные и окончательные итоги, так как только при прозрачной карте готовности материалов и дедлайнов можно синхронизировать производство и эффективно собрать мультимедийный материал» [1, с. 236]. Но так ли это на практике?

Для конвергентной редакции «производство мультимедийных продуктов» — это неотъемлемое правило. Почему? В данном случае журналисты изначально поставлены в ситуацию создания подобного рода материалов. Поэтому, отправляясь на какое-либо редакционное задание, они не только технически оснащены диктофонами, фотоаппаратами и мини-камерами, но и готовы выступить в качестве пишущих, говорящих и снимающих журналистов.

Вечерние и утренние планерки больше, по всей видимости, приемлемы для з многопрофильного агентства, где работают сотни сотрудников, а не для тех ре- ^ дакций, в которых число журналистов и технических специалистов имеет очень § ограниченный состав, где малыми силами умудряются создавать контент для не- £ скольких медийных платформ. В таких коллективах планерки предпочитают прово- ^ дить в форме видеоконференции по скайпу, так как категория времени играет ° в работе конвергентной редакции решающее значение. Приезд в редакцию в ве- о чернее и утреннее время для многих журналистов — непозволительная роскошь, ^ так как это время они с большей пользой могут провести на выезде. Поэтому ш наиболее эффективной моделью взаимодействия между медиаменеджерами и журналистами является форма той же, допустим, электронной переписки. Продуктивности работы редакции может способствовать и постоянно обновляющаяся электронная доска, где могут быть отражены все этапы производственной цепочки по выпуску медийного продукта. Впрочем, без плана работы не может обойтись и конвергентная редакция. Исследователи выделяют три их разновидности: долгосрочный, среднесрочный и суточный (оперативный).

Долгосрочное планирование, по мнению московских ученых, опирается на календарь и базы анонсов. Оно позволяет заранее, издалека разглядеть «долгоиграющие» темы и темы, которые могут вызвать особый интерес у аудитории. Именно долгосрочное планирование пишут они: «позволяет без авралов, в спокойном режиме определиться со сложными мудьтимедийными жанрами, заказать авторам текстовые материалы, получить аккредитации и т. д.» [1, с. 234]. Календарь и базы анонсов — это хорошо для долгосрочного плана, но, на наш взгляд, этого не достаточно. Необходимо помимо календарного плана разрабатывать тематические рубрики. В данном случае без аналитического подхода в разверстке будущих тем не обойтись. Что это означает? В каждой теме, возьмем, к примеру, выборы в местное законодательное собрание, можно выйти на уровень осмысления некоторых проблемных зон: политическая конкуренция между оппозиционными и традиционными партиями; методы и формы использования предвыборных технологий; политические программы и заявления в ракурсе политической борьбы; характер идеологических противоречий внутри одной партии и т. д. Если календарный план напрямую связан с знаменательными датами, то аналитико-тематический — с глубинным изучением существующих в обществе латентных проблем. Такой подход при долгосрочном планировании более продуктивен, так как журналисты нацелены не только на освещение памятных дат, но и на поиск значимых тенденций и проблем, волнующих общественность. Хорошим подспорьем при составлении такого плана выступает единая тематическая база данных, о чем мы писали выше. Задача медиаменедже-ра состоит в том, чтобы предвидеть и очертить контуры тех событий, которые могут произойти в будущем, выявить тенденции их развития на основе анализа текущей жизни, предвосхитить сценарии развития той или иной жизненной проблемы или ситуации. Здесь, как мы видим, не обойтись без владения прогностическими методами анализа. Благодаря хорошо разработанному долгосрочному плану журналисты могут работать на перспективу, а значит, всегда быть первыми в освещении событий.

Что из себя представляет среднесрочный и суточный план?

Среднесрочный план рассчитан на квартал. Он составляется с учетом периодичности выхода конкретной теле- или радиопередачи, выпуска газеты, сроков обновления новостного сайта. В этом документе ставка делается на более подробную разработку тематических полос, блоков, рубрик. Наличие такого документа очень удобно не только для журналистов, но и для медиаменеджеров. Творческие сотрудники редакции, ориентируясь на этот план, могут не только заранее подготовиться к освещению тех или иных событий, но и углубиться в проблематику изуча-

з емой темы, провести собственное расследование, более тщательно изучить документы, а главное — заранее готовить материалы для портфеля редактора. Как 0 видим, среднесрочное планирование рассчитано не только на достижение опре-£ деленного запаса прочности, но и на обеспечение конкурентоспособности посту-^ пающих в редакцию материалов.

° Суточный план составляется на конкретный день. В нем обычно выделяют два о раздела: первый связан с анонсами событий, второй — с текущими событиями. д Над данным документом обычно работает дежурная бригада во главе с выпуска-ш ющим редактором. В их задачи входит решение следующих вопросов: отслеживание информационных лент новостей по различным поисковым ресурсам; координация действий различных творческих и технических служб редакции; проведение редакционных летучек, на которых определяются приоритеты грядущего дня; верстка очередного выпуска газеты, радио- или телепередачи.

Наиболее показательным является характер планерки, на которой формируется суточный план. Вот как московские исследователи описывают данный процесс:

«Планерка идет как бы в двух плоскостях: первая плоскость — это сюжеты или темы, вторая, перпендикулярная ей, — мультимедийные средства, которые будут задействованы в разработке темы. На планерке:

• определяются основные темы дня (как правило, накануне...);

• заранее запланированные темы дополняются актуальным контекстом;

• разрабатываются потенциальные сценарии развития темы;

• определяются мультимедийные элементы, которые могут быть полезны для каждой из тем;

• определяются источники мультимедийных элементов (собственное производство или иные);

• определяются участники процессов и распределяются роли;

• назначается продюсер или координатор каждой истории;

• определяются дедлайны для каждого из элементов;

• определяется дедлайн для мультимедийной статьи или намечаются этапы развития статьи» [1, с. 236].

Такая детализация суточного плана — производственная необходимость, так как позволяет каждому участнику редакционного процесса ясно представлять весь фронт работы. В отличие от других планов здесь четко определяются сроки и контроль исполнения, а главное — задаются параметры журналистских материалов: объем, жанр, время и место передачи в структуре всей программы. Без строгого соблюдения этих правил невозможно бесперебойное конвейерное производство по выпуску мультимедийного продукта.

Производство контента в конвергентной редакции зависит и от других факторов, к которым отнесем: технологические, творческие, организационно-управленческие.

В связи с тем что технология создания мультимедийного контента представляет собой конвейерный тип производства, его участники должны не только четко представлять свое место в общей структуре редакции, но и уметь вплоть до автоматизма выполнять возложенные на них обязанности. Кроме того, от них требуется сочетание универсализма с узкой профессиональной специализацией. Универсальные умения и навыки позволяют журналистам быть взаимозаменяемыми, а специализация в какой-либо области — со знанием дела разрабатывать проблемные темы. Таким образом, в условиях конвейерного производства требуются сотрудники разностороннего плана. В идеале любой журналист конвергентной редакции, имея под рукой ряд технических средств: ноутбук, диктофон, цифровой фотоаппарат со встроенной видеокамерой, должен уметь создать за определенный промежуток времени полноценный контент для их размещения на различных информационных ресурсах (на

сайте, в сетевой газете, на радио и телевидении). По мнению А. Н. Мнацаканяна, при з конвейерном типе производства «на первое место выходят нелинейные процессы ^ ускорения и обновления информационных потоков, также подверженных конверген- § ции, интеграции, синергетическому воздействию» [2]. О чем это говорит? Создание £ мультимедийного продукта основано на «мультивариативности», на совмещении раз- ^ личных языков СМИ, наконец, на особенностях передачи информации. «Мультивари- ° ативность» предполагает размещение одного и того же контента на нескольких ин- о формационных ресурсах, т. е. структура такого текста должна быть настолько адап- ^ тивной и гибкой, чтобы можно было насытить его фотоиллюстрациями, видеорядом, ш гиперссылками на другие источники информации, инфографикой и т. д.

Производство мультимедийного контента с учетом языка СМИ предполагает ориентацию не только на языковую, но и на жанровую форму подачи журналистского материала. По мнению специалистов, «производство мультимедийных жанров требует координации между подразделениями и сотрудниками» [1, с. 233]. В чем это выражается? Во-первых, каждый жанр имеет собственное языковое выражение. Новостные материалы, как правило, пишутся в книжно-деловом стиле. Для репортажей и интервью больше присуща разговорная лексика, для аналитических больше приемлем научно-популярный стиль, для художественно-публицистических характерно использование выразительных средств языка. С учетом всех этих факторов и готовится тот или иной материал. Тщательная проработка темы будущего выступления, а также жанровая форма ее воплощения обусловлены высокой себестоимостью мультимедийного продукта, так как в его подготовке участвуют не только журналисты, но и дизайнеры, верстальщики, операторы, звукорежиссеры и др. В условиях размещения одного контента на различных информационных платформах принципиальное значение имеет предварительная договоренность о жанровых формах подачи материала. Конвергентный журналист, готовя репортаж с места события, должен думать о разных видах его жанрового воплощения. Для радиорепортажа ему потребуются живые голоса и фоновые звуки, с помощью которых он смог бы передать атмосферу события; для телерепортажа — яркая картинка и закадровый текст; для сетевой газеты — фотографии с места события, инфографика и т. д. В такой ситуации журналист вынужден тесно взаимодействовать с другими специалистами.

При конвейерном типе производства необходимо учитывать особенности передачи информации, которые во многом зависят не только от временных факторов при подготовке журналистских материалов, но и от поиска новых форм размещения информации на различных мобильных устройствах. Поэтому в последние годы очень сильно выросли требования к скорости изложения информации, а также к освоению новых мобильных средств передачи информации.

Благодаря новым техническим инновациям стала возможным персонализация контента. В эпоху демассификации СМИ1 наиболее обсуждаемыми вопросами ста-

1 Ученые считают, что процесс демассификации средств информации не является исключительно технологическим фактором. По мнению В. А. Сидорова, «Это фактор углубляющейся стратификации общества, это обретение людьми своей идентичности, постоянно атакуемой напором волн глобализации, но обретение не через жесткое отстаивание традиционных жизненных установок и непоколебимости устоев этнокультуры, а через выделение в обществе новых социальных ниш. Каждая ниша формируется на основе ряда объективных статусных факторов индивидов: материальный достаток, образование, профессиональная принадлежность, место жительства и т. д. Число сочетаний этих факторов растет в геометрической прогрессии, так что новых социальных ниш также много. И каждой такой нише не может не соответствовать свой медийный ресурс, который способен выглядеть двояко». На наш взгляд, современные аудиторные исследования должны быть ориентированы именно на изучение этих новых социальных ниш с тем, чтобы реально понимать информационные запросы мобильной аудитории.

з ли следующие: из каких тематических разделов должен состоять персонализированный контент, каким образом определять информационные потребности мобиль-0 ной аудитории, какие информационные услуги окажутся самыми востребованными £ и т. п. Ответы на эти вопросы жизненно необходимы для конвергентных редакций. ^ И информационные ресурсы могут быть востребованы тогда, когда они способны ° удовлетворить информационные потребности людей. Поэтому персонилизированный о контент должен полностью отражать не только духовные запросы аудитории, но и д культуру информационного потребления.

ш Организационно-управленческие задачи при производстве контента предполагают решение вопросов, связанных с капитализацией медийной структуры при сокращении издержек по выпуску информационного продукта. Данная цель может быть достигнута за счет сокращения арендной платы за офис, экономии издательских расходов, поиска менее дорогостоящих форм распространения информации, с оптимизацией деятельности конвергентной редакции и т. д.

Сокращение арендной платы за офис стало возможным благодаря надомной работы журналистов. Теперь, пользуясь Интернетом и электронными средствами связи, сотрудники конвергентной редакции могут трудиться на удалении. Изменение формы работы повлекло за собой и характер взаимоотношений между журналистами и медиаменеджерами. При удаленной работе с редакцией самым важным моментом в организации деятельности редакции выступает налаживание обратной связи. Для этого требуются:

1) четкость в распределении редакционных заданий с учетом не только способностей и умений конкретного работника, но и с точки зрения его технического оснащения;

2) регулярность и плановость видеосвязей, которые должны проходить по определенному рабочему графику;

3) строгая отчетность по каждому виду операции, так как без этого наладить бесперебойную работу по выпуску информационного продукта невозможно.

В этих условиях роль медиаменеджера сводится к координации действий многих работников редакции: от верстальщиков до журналистов. И не только. Он должен уметь быстро принимать решения по ходу поступления в редакцию новых сведений, оперативно верстать план очередного новостного выпуска, согласовывать действия разнородных специалистов по выпуску тематического сюжета, организовывать работу дежурной бригады, редактировать поступающие в редакцию тексты и др. Таким образом, современный медиаменеджер должен уметь не только быстро маневрировать в сложной медийной среде, но и выполнять разные производственные функции.

Новыми принципами работы должны руководствоваться и творческие сотрудники редакции, которые, с одной стороны, как бы находятся в «свободном плавании», а с другой — их действия регламентированы редакционными планами. Работа на удалении требует от журналистов высокой степени самоорганизованности и самодисциплины. Но и этого недостаточно. Здесь важно и другое, чтобы журналисты были мотивированы на постоянное самосовершенствование и самообучение. Освоение журналистами смежных специальностей позволяет им быть взаимозаменяемыми. Именно поэтому в условиях капитализации медийной структуры акцент делается не на расширении кадрового состава конвергентной редакции, а на развитии креативного потенциала журналиста.

Таким образом, рассмотрев различные аспекты функционирования конвергентной редакции в цифровую эпоху, мы увидели, что кардинальным образом изменились не только особенности организации и управления редакционным коллективом, но и комплекс профессиональных требований к журналистам и способы создания медийного продукта в условиях конвейерного производства. Сегодня деятельность

конвергентной редакции разворачивается в двух направлениях: с одной стороны, они заняты поиском наиболее оптимальных моделей выпуска медийного контента, а с другой — внедрением новых методов организации труда журналистов. Только в этом случае становится возможным уход от шаблонизации всего конвейерного процесса по созданию медийного контента.

Литература

1. Интернет-СМИ: теория и практика / Под ред. М. М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2011.

2. Мнацаканян А. Н. Взаимодействие традиционных медиа и Интернета на примере развития конвергентных СМИ в России с начала 2000-х: [Электронный ресурс]. URL: mfgs-sng. org/ local/images/mfgs/ashot_mnatsakanjan.

о ö

о

ш

ш

О

References

1. Internet mass-media: the theory and practice [Internet-SMI: teoriya i praktika] / Under the editorship of M. M. Lukina [Pod red. M. M. Lukinoi]. M.: Aspect Press, 2011.

2. Mnatsakanyan A. N. Interaction of traditional media and the Internet on the example of development of convergent mass media in Russia since the beginning of the 2000 [Vzaimodeistvie traditsionnykh media i interneta na primere razvitiya konvergentnykh SMI v Rossii s nachala 2000-ykh]: [Electronic resource]. URL: mfgs-sng.org/local/images/mfgs/ashot_mnatsakanjan. mfgs-sng.org/local/images/mfgs/ashot_mnatsakanjan. (in russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.