УДК G1G; 316.11
К. А. Пономарев
Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия
E-mail: kas@yandex.ru
УЧЕБНАЯ МОДЕЛЬ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ РЕДАКЦИИ
Описываются ход и результаты практикума «Работа мультимедийной редакции», который проводился в течение 3 лет со студентами 3-4-го курсов факультета журналистики Новосибирского государственного университета. Аргументируется необходимость усиления практической направленности подготовки журналистов, приводятся варианты редакционных заданий, получаемых студентами. Представлены результаты работы подобной учебной редакции, включая примеры размещения подготовленных студентами материалов.
Ключевые слова: мультимедиа, редакция, практика, Интернет, СМИ, контент, конвергенция.
Интернет представляет собой наиболее динамично развивающуюся сферу массовых коммуникаций и дает все больше возможностей для профессиональной и творческой реализации молодых журналистов. Одновременно опросы общественного мнения и исследования демонстрируют, что наряду с ростом аудитории Интернета растет и уровень доверия к информации, представленной в Сети. Так, 27 сентября 2012 г. Фонд развития гражданского общества под руководством Константина Костина обнародовал доклад под названием «Рунет сегодня. Исследование современного российского Интернета». По мнению исследователей, Интернет станет базовым источником информации для россиян уже через несколько лет. Фонд опирается на данные крупной исследовательской компании 8упоуа1еСошсоп, которая проводит медиаисследования с 1991 г. 1 и является частью международной исследовательской сети 1р808 - одной из крупнейших в мире. По данным 8упоуа1е-Сошсоп, доверие к телевидению в России с
2006 г. снизилось с 45 до 35 %, доверие к газетам выросло с 34 до 35 %, доверие к радио упало с 31 до 26 %, а доверие к Интернету как источнику информации составило в 2011 г. 40 % 2. Осенью 2012 г. российский Фонд общественного мнения (ФОМ) опубликовал итоги исследования «Аудитория интернета: вчера, сегодня, завтра...». Специалисты ФОМ установили, что с лета 2011 до лета 2012 г. месячная аудитория Интернета в России выросла с 52 до 59,4 млн человек. При этом еще 10 лет назад месячная аудитория Интернета составляла лишь 9,4 млн человек, а на лето 2014 г. аналитики ФОМ предсказывают Интернету уже 74,7 млн пользователей каждый месяц 3. В структуре прироста аудитории начиная с 2008 г. больше половины занимают возрастные группы старше 35 лет. Пятьдесят девять процентов пользователей выходят в Сеть раз в день или чаще 4 А на вопрос «Что вы потеряете / приобретете, оставшись без Интернета» 28 % (самый популярный ответ) заявили, что останутся без новостей и информации,
1 ЬИр://%'%гмг.сотсоп-2.ги/?1гГО=25
2 Нагорных И. Президента и Думу выберут в интернете. Фонд развития гражданского общества выяснил, кто будет голосовать на выборах 2018 года // Коммерсантъ. 2012. №180 (4965). 26 сент.
3 http://runet.fom.rU/Proniknovenie-inteme1a/10714#
4 Там же.
1818-7919
Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2013. Том 12, выпуск 6: Журналистика © К. А. Пономарев, 2013
и лишь 1 % пообещал в отсутствие Интернета уделять больше внимания телевидению и радио 5. Семьдесят два процента опрошенных использует Интернет для поиска информации и 63 % конкретно для поиска новостей (рост на 9 % за 2 года) 6. Таким образом, значение интернет-СМИ как работодателей на рынке труда для журналистов будет только возрастать.
Опыт работы редактором одного из крупнейших интернет-СМИ Сибири позволяет утверждать, что для успешного карьерного старта в редакции интернет-СМИ журналист должен обладать целым набором специальных навыков, которые только на первый взгляд кажутся уже освоенными любым современным молодым человеком или девушкой, которые с детства приучены быть на «ты» со смартфоном, нетбуком или планшетом. Например, это навыки быстрого поиска и сбора информации на разных языках через формулирование правильных поисковых запросов, знание наиболее популярных интернет-сервисов и ньюсмейкеров в Интернете, умение анализировать онлайн-статистику. Из собственно журналистских навыков, востребованных в интернет-медиа, можно отметить умение самостоятельно выбирать новостные поводы для различных читательских аудиторий, защищать их в конкурентной борьбе внутри редакции, готовить публикации в сжатые сроки и наполнять их средствами мультимедиа (фото, инфографика, видео). Особое значение имеет умение составить правильный, информативный и интересный заголовок, поскольку именно заголовок оказывает решающее влияние на размер читательской аудитории в Интернете.
Ежедневное интернет-СМИ наиболее остро нуждается в конкретных практических навыках молодых журналистов. В работе необходимо умение быстро читать и анализировать информационные потоки, выделять главное и реагировать на запросы аудитории, планировать свою деятельность и работать во взрывном темпе, делать качественные тексты, предлагать к ним иллюстрации, видео и хорошие оригинальные заголовки. По меткому замечанию заместителя руководителя Объединенной редакции новостей «РИА Новости» Александра Ку-
5 М1р://тпе1;.Тош.ги/Ргошкпоуете-т1ете1аЛ0714#
6 Там же.
приянова на круглом столе «Профессиональные критерии нового журнализма» (Новосибирск, 31 октября 2012 г.), обычная для медиарынка ситуация, когда необходимые для работы конкретные навыки прививаются либо уже в самой редакции, либо специа-листами-медиатренерами, а вовсе не вузовскими преподавателями.
Разрыв между вузовским преподаванием журналистики и требованиями конкретных редакций - одна из острых тем для обсуждения в профессиональном сообществе. В частности, этот вопрос ставился в ходе «Зимней школы по журналистике и массовым коммуникациям» в Московском государственном университете в январе 2013 г. на встрече с редакторами крупных СМИ. Медиаменеджеры признаются, что присутствие студента-журналиста в редакции не помогает, а мешает эффективному производству контента: практика превращается в полезный образовательный проект для одного учащегося, и в то же время отвлекает силы сотрудника редакции, курирующего этого студента. При этом значение практического опыта в медиасреде тем временем все возрастает. Поэтому практическая журналистика не должна начинаться для студентов только с окончанием вуза. Далеко не все студенты начинают самостоятельно сотрудничать со СМИ еще во время учебы, хотя опыт такого сотрудничества - важнейший элемент становления журналиста и ключевое преимущество при приеме на работу. Только научившись сочетать свои творческие интересы с интересами редакции и читателей, научившись вовремя писать тексты в заданном формате и в нужные сроки, студенты превратятся в настоящих востребованных на рынке труда специалистов.
Для успешного формирования и отработки практических навыков у студентов факультета журналистики Новосибирского государственного университета (ФЖ НГУ) было принято решение смоделировать работу редакции мультимедийного интернет-СМИ и охватить все этапы ее работы: от выбора тем для написания статей до их публикации, а также сбора и анализа читательских мнений по ним.
Профессионально-творческий практикум «Модель мультимедийной редакции» реализуется для студентов 3-го и 4-го курсов ФЖ НГУ. Работа началась в феврале 2010 г., и на данный момент через практикум прошли
уже около 40 учащихся (3 группы). Программа разработана автором на основе опыта работы журналистом и заместителем редактора в период с декабря 2004 по декабрь 2011 г. на Новосибирском городском сайте НГС.НОВОСТИ 7 (размер суточной аудитории - 180 тыс. уникальных посетителей 8).
В Модели мультимедийной редакции каждое занятие включает теоретический блок по отдельной теме, и прообраз «редакционной планерки» с живым обсуждением последних новостей и выработкой редакционных заданий для студентов.
Ключевой момент курса в создании атмосферы реальной работы мультимедийной редакции - небольшого коллектива авторов и редактора-преподавателя, которые вместе «создают свое СМИ»: обсуждают его редакционную политику, выбирают темы на конкурентной основе, пишут статьи по редакционному заданию, подбирают иллюстрации и видео, публикуют статьи, получая отклик от коллег и читателей. Это стало возможным с открытием интернет-дневника (блога) студентов ФЖ НГУ на платформе «Живой Журнал» 9.
Например, в самом начале 2010/2011 учебного года студентами на планерку Модели мультимедийной редакции был вынесен новостной повод: В Академгородке восстановят велосипедные дорожки 10. После анализа содержания было принято решение написать статью на эту тему, поскольку проблема велосипедных дорожек является очень актуальной для части Советского района города Новосибирска (локальный уровень аудитории) и одновременно вписывается в глобальный информационный фон о развитии городов с упором на экологически чистые виды транспорта плюс здоровый образ жизни (городской и глобальный уровни). Таким образом, участники редакционной планерки пришли к выводу, что эта статья может быть интересна студентам и преподавателям НГУ, жителям Советского района, жителям Новосибирска и потенциально всем пользователям русскоязычного Интернета. После анализа комментариев к новости на сайте НГС 11 были определены
1
www.news.ngs.ru
8 В среднем за 1 дней с 23 по 29 января 2G13 г. URL: http://www.liveinternet.ru/stat/ngs/smi/
9 http://fj-ngu.livejournal.com
1G http://news.ngs.ru/more/H458
11 http://news.ngs.ru/comments/H458/
интересы аудитории, область конфликта мнений и составлено редакционное задание:
Автор: Ангелина Иванова.
Тема: В Академ решили вернуть велосипеды.
Срок: Одна неделя.
Объем: до 5 000 знаков с пробелами.
Иллюстрации: фото велодорожек и велосипедистов Академгородка.
Вопросы:
1. Новостной повод. Кто и почему решил восстановить велодорожки?
2. Сколько километров велодорожек в Академе сейчас, в каком они состоянии?
3. Самые удобные и неудобные маршруты по велодорожкам Академгородка. Сколько месяцев в году их можно использовать?
4. Готовы ли академовцы пересесть на велосипеды? Где их парковать?
5. Самые лучшие системы городских велодорожек в мире. Вена. Эдмонтон. Амстердам.
6. Статистика ДТП с велосипедистами в Советском районе. Выводы.
По окончании работы над статьей и ее доработки материал с иллюстрациями автора «Скатертью велодорожки» был опубликован в блоге ФЖ НГУ 12.
В 2012 г. блог был дополнен закрытой группой Р1.п8и_2012 13 в социальной сети БасеЬоок, которая имитирует внутреннее виртуальное пространство редакции, позволяет преподавателю-редактору не терять связь со студентами-журналистами в течение недели и координировать их работу, отвечать на текущие вопросы, помогать и советовать в написании материалов, контролировать сроки сдачи, предлагать и обсуждать новые темы онлайн.
За три года в блоге ФЖ НГУ опубликовано более 60 материалов - статей, колонок и репортажей. Некоторые статьи студентов публиковались сразу в городских СМИ (Академинфо, НГС.НОВОСТИ, НГС.БИЗНЕС) с выплатой авторам гонораров от соответствующих редакций. Например, статьи «Кряч-ковская ипотека» 14, фоторепортаж «Операция Барбарис» 15, «Российские собаки
12 http://fj-ngu.livejournal.com/13992.html
13 http://www.facebook.com/#!/groups/38234864H 95134/
14 Пономарев К., Юхименко М. Крячковская ипотека. URL: http://news.ngs.ru/more/64955/
15 Малыгина И. Операция «Барбарис». URL: http://
business.ngs.ru/article/63533/
эффективнее газоанализаторов?» 16 и др. Эти публикации наглядно продемонстрировали, что студенты при определенной организации учебного процесса уже в ходе занятий способны создавать вполне конкурентоспособный продукт для интернет-СМИ районного и городского уровня. Это также способствовало трудоустройству отдельных учащихся.
Итоговое занятие представляет собой Модель мультимедийной редакции в режиме работы настоящей редакции (4 академических часа). В начале занятия учащиеся получают редакционные задания с новостным поводом, о котором могут ничего не знать. Задание сопровождается пресс-релизом и / или набором публикаций (гиперссылок) по теме статьи. Например, статья о конкуренции двух крупных сибирских городов:
Тема: Новосибирск против Красноярска. Какой счет?
Срок: 4 академических часа с перерывами.
Объем: 4 000 знаков с пробелами.
Вопросы:
1. Новостной повод: Строителями нового моста в Красноярске выбраны новосибир-
17
цы .
2. Когда началось сибирское противостояние? Истории двух городов.
3. Какое значение имеет термин «Столица Сибири» для обоих? Кто выше в федеральных рейтингах?
4. Вехи противостояния: резиденция полпреда, СФУ, экономический форум, возвышение Хлопонина, Толоконский - полпред, слон и шило, Красноярск - миллионник, Новосибирск - полтора. Прохоров против Юрченко.
5. Какие мнения выражают сами жители? Комментарии из двух городов.
Релиз и публикации по теме, предоставленные студентам:
Строителями нового моста в Красноярске выбраны новосибирцы. 18.05.12
В Красноярске определили победителя конкурса на строительство первой очереди четвертого моста через Енисей. По итогам торгов победителем стала новосибирская компания «Сибмост». Строительством
16 Сорокина М. Российские собаки эффективнее газоанализаторов? ЦКЪ: М1р://%'%глг.аса(1ет.тЮпе%г8/ 13597
17 М1р://^824.ги/пе,№8/503477Ме'№/
моста займется красноярский филиал «Мостоотряд № 7». Напомним, на конкурс было подано три заявки, в том числе от красноярских компаний «Трансмост» и УСК «Сибиряк». Первоначальная цена конкурса -14,1 млрд руб. Компания «Трансмост» выставила цену 13,734 млрд руб., а УСК «Сибиряк» - 13,794 млрд руб. 18
Другие публикации по теме:
«Для Шило слоны не важны». В Красноярске заводят слонов и бегемотов, директор Новосибирского зоопарка решил переплюнуть конкурента 19. Средняя зарплата новосибирца достигла 20,5 тысяч рублей 20, Новосибирск стал 1,5-миллионником за счет алтайцев и кемеровчан 21, Новосибирск
взлетел в рейтинге 100 лучших городов Рос-
22
сии .
Студентам предстоит преодолеть собственную неосведомленность в теме, боязнь чистого листа и вместе с преподавателем-редактором и коллегами включиться в работу и быстро собрать необходимую информацию. Как и в настоящей редакции, их будут отвлекать громкими разговорами, музыкой, смехом, но будут и помогать: знаниями, советом, контактной информацией. Задача журналиста: написать текст строго по редакционному заданию и в соответствии с редакционными стандартами в ограниченный промежуток времени.
Журналист должен получать комментарии по телефону или находить их в Интернете, искать интересные тактические ходы для своевременного выполнения редакционного задания. В конце работы журналист должен правильно представить результат своей работы читателю, придумав заголовок и подзаголовок, а также предложить иллюстрацию к статье и средства мультимедиа (видео, анимация), если это возможно. Таким образом, учащиеся должны продемонстрировать все приобретенные в рамках курса навыки. Оценка их работы зависит от своевременности и качества выполнения редакционного задания.
В 2012 г. опыт работы в рамках курса «Модель мультимедийной редакции» был обобщен в мультимедийной презентации 23.
18 Там же.
19 М1;р://пе'№8.^8.т/тоге/485637/
20 М1;р://пе'№8.^8.т/тоге/465977/
21 М1;р://пе'№8.^8.т/тоге/459017/
22 М1р://пе,№8.^8.т/тоге/425197/
23 http://jf.nsu.ru/studies/standarts-progr/шulti_editor/
По итогам 6 семестров работы (3 группы студентов в 2010-2012 гг.) можно сделать некоторые выводы.
Студентам необходимо помочь как можно лучше привыкнуть к режиму работы реальных редакций с их жесткими требованиями к качеству и формату контента, к срокам его производства. Это значит, что при выполнении практических занятий желательно жестко формулировать темы и редакционные задания, отслеживать сроки работы над статьями, возвращать их на доработку, если тексты, фото- и видеоматериалы не соответствуют редакционному заданию или заданному формату. При этом учащиеся должны пользоваться свободой в выборе тем и уметь отстаивать свою точку зрения не только до, но и после публикации статьи в стрессовой ситуации открытого и критического обсуждения авторского текста. Есть масса тем - глобальных или локальных новостных поводов, которые интересны студентам и над которыми они могут работать, напрямую общаясь с ньюсмейкерами, набираясь опыта.
Практические занятия в формате редакции должны стимулировать студентов применять ранее полученные ими знания по истории журналистики, журналистской этике и т. д. Они могут сами убедиться, почему, например, нужно защищать свободу слова и не допускать цензуры, и, опираясь на эти знания, объяснить ньюсмейкеру, почему он не может получить текст статьи с заголовком на согласование до публикации. Работа над конкретными новостными поводами должна способствовать самостоятельному изучению законодательства, а особенно Закона о СМИ и Закона о рекламе.
Современные студенты много времени проводят онлайн, но при этом мало читают книги и СМИ: интернет-сайты, газеты и журналы, плохо знают рынок СМИ, на котором им предстоит работать. Значит, преподаватель должен постоянно рекомендовать отдельные статьи или книги, новости или инфографику и снабжать ссылки на эти материалы своими комментариями как по материалу, так и по опубликовавшему его СМИ в целом. Для этого очень удобно использовать группу в БасеЬоок, но тогда образовательный процесс не ограничивается расписанием занятий, а становится растянутым во времени и осуществляется как оффлайн, так и онлайн. Не все преподаватели
готовы к такому режиму работы. Однако студенты очень нуждаются в таком информационном кураторстве, ведь, как сказал на открытии Зимней школы журналистики МГУ 10 января 2013 г. президент факультета журналистики Московского государственного университета Ясен Засурский, «скорость поступления информации - это вызов современным журналистам; сейчас не нужно искать информацию, а выделить и понять главное времени не хватает».
Преподавателю нужно и самому быть в курсе последних событий, демонстрируя осведомленность о современных тенденциях в медиасреде и умение оперировать различными средствами мультимедиа. Тогда и только тогда студенты увидят в нем не только теоретика, но и практика, к которому можно обратиться с конкретным вопросом по конкретной статье.
Частью моделирования работы в мультимедийной редакции должна являться система постоянного контроля общего кругозора студентов-журналистов и их знаний о последних новостных поводах. Такой контроль осуществляется простыми тестами с вопросами о событиях последней недели и / или месяца. Тест может охватывать новостные поводы университетского, городского, регионального, федерального и глобального масштаба.
Требования работы в современных редакциях подсказывают, что журналисты все чаще должны искать, изучать и анализировать информацию на иностранных языках, в первую очередь на английском. Модель редакции на факультете журналистики может подталкивать студента к выводу об исключительной значимости владения иностранными языками в его профессии. Этому может способствовать и подбор новостных поводов, и выбор преподавателем примеров публикаций для прочтения из СМИ на разных языках.
Когда в Модели мультимедийной редакции участвуют студенты-старшекурсники, уже имеющие рабочее место в одном из городских СМИ, это очень благотворно влияет на учебный процесс. Они делятся информацией со своей работы, и тогда у учебной группы появляется шанс вступить в заочную конкуренцию с коллегами-профессио-налами за право найти наиболее интересный ракурс, собрать лучшие комментарии, придумать лучший заголовок. Это весьма спо-
собствует становлению молодых профессионалов, которые должны хорошо себя чувствовать в условиях тотальной конкуренции на современном медиарынке.
Логическим итогом работы студентов-журналистов в рамках Модели мультимедийной редакции становится выделение более работоспособных и успешных авторов, которым в отсутствие материальных стимулов предлагается «повышение»: кураторство определенной группы тем или роль «студенческого редактора», который до преподавателя получает и проверяет тексты на соответствие редакционному заданию и наличие фактических ошибок. Хотелось бы, чтобы со временем из такой модели студенты получали не только знания о процессе производства конкретной новости или статьи, но и осваивали азы медиаменеджмента в Интернете, учились управлять коллективом авторов и со временем были способны создать собственное интернет-СМИ, воплотив на практике все свои навыки. К сожалению, для эволюции курса требуется более длительное время, поэтому кажется целесообразным включать и студентов 1-го и 2-го курсов в занятия в рамках такой модели. Тогда открываются новые возможности для интеграции различных учебных курсов и
координированного выполнения практических занятий студентами. Такая координация может выражаться в создании творческой мастерской на базе Модели мультимедийной редакции или другого практического курса. В идеале ее можно представить как конвергентную редакцию, где есть подразделения печати, радио, телевидения и др. Студенты -те же журналисты, а преподаватели -руководители направлений, спецпроектов, редакторы разделов. Продукт такой редакции - журналисты-профессионалы и качественный конкурентоспособный контент. Подобная творческая мастерская способна вырасти в полноценную редакцию, постоянно подключенную к Интернету, оперирующую свежайшими новостными поводами из самых разных стран мира, нацеленную на эффективность и способную воспринимать, анализировать и выпускать информацию на разных языках. Если Модель мультимедийной редакции будет расширена и студент будет находиться в ней в течение всего периода обучения, это может компенсировать нехватку практики в реальных СМИ и лучше подготовить выпускников к профессиональной деятельности.
Материал поступил в редколлегию 01.02.2013
K A Ponomarev
EDUCATIONAL MODEL OF MULTI-MEDIA EDITORIAL BOARD
The article describes the conducting and results of the workshop the «Work of multi-media editorial board», which has been held for 3 years with 3rd and 4th year students of journalism department of Novosibirsk State University. Arguments are provided for the necessity of reinforcing the practical aspects of journalists education, the variants of new editorial tasks for students are given. The results of work of such an educational editorial board are given, including the examples of publishing materials prepared by students.
Keywords: multi-media, editorial board, practice, the Internet, mass-media, content, convergence.