№ 2. - 2016
УДК 343.123.1
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЧАСТЬЮ 2 СТАТЬИ 314.1 УК РФ 5
Е.А. Вызулин, Нижегородская академия МВД Российской Федерации (Нижний Новгород, Россия), e-mail: [email protected]
Аннотация В статье рассматриваются организационно-тактические основы доследст-венной проверки и расследования преступлений, предусмотренных часть 2 статьи 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации с элементами комментария рассматриваемой нормы уголовного закона.
Ключевые слова: административный надзор, поднадзорный, административные ограничения, неоднократность, сопряжение, доследственная проверка, расследование.
Прошло чуть более одного года с момента, когда 31 декабря 2014 года федеральным законом Российской Федерации N 514-ФЗ [4] внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ), дополняющие статью 314.1 УК РФ частью 2, предусматривающей ответственность за неоднократное нарушение поднадзорным лицом установленных судом административных ограничения или ограничений.
Неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 КоАП РФ), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающее на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность влечет за собой уголовное наказание [8].
По смыслу диспозиции части 2 статьи 314.1 УК РФ, для признания поведения лица преступным необходимо наличие нескольких обстоятельств.
Основная часть относится к объективной стороне анализируемого деяния. Прежде всего, лицо, в отношении которого установлен административный надзор, должно неоднократно не соблюдать административные ограничения (ограничение), установленные судом в соответствии с федеральным законом № 64-ФЗ от 6 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [3]. Виды административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, перечислены в статье 4 федерального закона и включают в себя: «запрещение пребывания в определенных местах;
запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
5 Статья предложена магистром социальной работы Т.М. Хусяиновым.
запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
обязательная явка, от одного до четырех раз в месяц, в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации» [3].
Однократное несоблюдение поднадзорным лицом установленных ему обязанностей не является основанием для привлечения его к уголовной ответственности по рассматриваемой статье УК РФ. Только неоднократное несоблюдение поднадзорным лицом административных ограничения или ограничений, установленных ему судом, является обязательным признаком объективной стороны преступления, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 УК РФ.
Неоднократность применительно к данному составу преступления определена в примечании к статье 314.1 УК РФ, в соответствии с которым, «неоднократным несоблюдением лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, признается несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года» [3].
Административная ответственность за несоблюдение поднадзорным лицом административных ограничения или ограничений, установленных ему судом, закреплена частями 1 и (или) 3 статьи 19.24 КоАП РФ [1]. В части 2 статьи 19.24 КоАП РФ предусматривается ответственность за невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом. Следовательно, привлечь к уголовной ответственности можно только поднадзорное лицо, которое не соблюдает установленные в отношении него административные ограничения, и при этом ни по одному из административных наказаний не истек срок, установленный в статье 4.6 Ко-АП РФ, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Этот срок составляет один год со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания.
Рассмотренных обстоятельств не достаточно для привлечения поднадзорного лица к уголовной ответственности по части 2 статьи 314.1 УК РФ. Поднадзорное лицо, неоднократно не соблюдающее административные ограничения (ограничение), установленные ему судом, должно совершить административное правонарушение посягающее:
- на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;
- на порядок управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 КоАП РФ), и только в при этом в его действиях будут содержаться все признаки, составляющие объективную сторону преступления, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 УК РФ;
- на общественный порядок и общественную безопасность.
Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-
эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность содержатся в главе 6 КоАП РФ, административные правонарушения против порядка управления - в
главе 19 КоАП РФ, административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность - в главе 20 КоАП РФ.
Основанием возникновения уголовной ответственности будет являться совершением поднадзорным лицом любого административного правонарушения, предусмотренного главами 6, 19 (за исключением 19.24), 20 КоАП РФ.
Уголовная ответственность по части 2 статьи 314.1 УК РФ наступает в случае совершения поднадзорным лицом, ранее два и более раза привлекавшимся к административной ответственности за нарушение установленных судом административных ограничения или ограничений, какого-либо административного правонарушения, предусмотренного главами 6, 19 (за исключением 19.24) или 20 КоАП РФ.
В диспозиции части 2 статьи 314.1 УК РФ законодатель заложил один достаточно спорный момент квалификации, связанный с сопряжением совершенных правонарушений. В условиях недостаточности правоприменительной и судебной практики субъективное толкование данного положения будет преобладающим. Поэтому, необходимо отдельно остановиться на данном акценте. Толкований дефиниции «сопряжение» множество, на наш взгляд, в ключе рассматриваемого вопроса, наиболее актуальными будут следующие. Сопряжение — взаимосвязь чего-либо с чем-либо, непременное сопутствие, совмещение нескольких объектов, явлений [6]. Сопряжение - соединить, связать, сочленить одно с другим [2]. Сопряжение в системологии - множество явлений интегрированного системогенеза разносвязанные между собой, когда сопряжение вариативно отражает условия внешней и внутренней среды объектов-систем [7]. В последнем случае под системологией понимается (от др.-греч. аиотпра — целое, составленное из частей; Л6YO<; — «слово», «мысль», «смысл», «понятие») — теория сложных систем; фундаментальная инженерная наука, устанавливающая общие законы потенциальной эффективности сложных материальных систем как технической, так и биологической природы [9]. По смыслу перечисленного возможны вариации при квалификации преступного деяния, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 УК РФ. Административные правонарушения, составляющие субъективную сторону преступления, совершены в простом хронологическом порядке. По нашему убеждению, правильно будет вменять факт преступного деяния, когда административные правонарушения были совершены в причинно-следственной связи, то есть совершение хотя бы одного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 и (или) 3 статьи 19.24 КоАП РФ, является причиной, условием совершения любого административного правонарушения, предусмотренных главами 6, 19 (за исключением 19.24), 20 КоАП РФ.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление может совершаться как с прямым, так и с косвенным умыслом.
Субъект преступления является специальным. Привлечению к уголовной ответственности подлежит лицо, в отношении которого судом установлен административный надзор.
Статьями 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации расследование преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 314.1 УК РФ, отнесено к компетенции дознавателей органов внутренних дел Российской Федерации.
Необходимым условием выявления преступлений по части 2 статьи 314.1 УК РФ является ведение сотрудниками подразделений по осуществлению административного надзора учета поднадзорных лиц, привлеченных к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и (или) 3 ста-
тьи 19.24 КоАП РФ (нарушение административных ограничения или ограничений, установленных им судом в соответствии с федеральным законом).
В этих целях в соответствии с требованиями Порядка осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденного приказом МВД России от 8 июля 2011 года № 818 [5], сотрудники подразделений по осуществлению административного надзора приобщают к делу административного надзора материалы об административных правонарушениях, совершенных поднадзорным лицом, а также ежемесячно запрашивают информацию по фактам привлечения поднадзорных лиц к административной ответственности в информационных центрах и подразделениях по исполнению административного законодательства территориальных органов МВД России.
Участковыми уполномоченными полиции и другими сотрудниками полиции, участвующими в осуществлении административного надзора, при выявлении административных правонарушений, совершенных поднадзорным лицом, ранее привлекавшимся к административной ответственности за нарушение установленных судом административных ограничения или ограничений, необходимо сообщать о данном факте сотруднику подразделения по осуществлению административного надзора для оценки наличия в действиях поднадзорного лица признаков преступления, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 УК РФ.
При поступлении документально подтвержденной информации о совершении поднадзорным лицом, раннее привлекавшимся к административной ответственности дважды в течение одного года по части 1 и (или) 3 статьи 19.24 КоАП РФ, административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 КоАП), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, в условиях нарушения одного или нескольких административных ограничений, сотруднику полиции необходимо инициативно подготовить и зарегистрировать в установленном порядке рапорт об обнаружении признаков преступления предусмотренного частью 2 статьи 314.1 УК РФ, и провести доследст-венную проверку.
При вынесении постановления о возбуждении уголовного дела по части 2 статьи 314.1 УК РФ производство по делу об административном правонарушении, являющимся основанием для возбуждения уголовного дела, подлежит прекращению на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
К материалу доследственной проверки необходимо приобщить копии документов о привлечении поднадзорного лица к административной ответственности за совершение административных правонарушений предусмотренных частями 1 и (или) 3 статьи 19.24 КоАП РФ, а также о совершенных им правонарушениях указанных в диспозиции части 2 статьи 314.1 УК РФ, сопряженных с нарушением административных ограничения или ограничений.
Кроме этого требуется опросить поднадзорное лицо, в отношении которого ведется доследственная проверка. В объяснении поднадзорного лица должны быть отражены сведения о том, что поднадзорный знает о факте установления в отношении него административного надзора и перечне административных ограничений, установленных ему судом, а также об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 314.1 УК РФ.
Также, к материалу доследственной проверки целесообразно приобщить копию письменного предупреждения поднадзорного лица об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 314.1 УК РФ, в котором имеется его собственноручная подпись, копию решения суда об установлении административного надзора, копию решения суда о дополнении ранее установленных административных ограничений, копию графика прибытия поднадзорного лица на регистрацию в орган внутренних дел, копию регистрационного листа поднадзорного лица, актов посещения поднадзорного лица по месту жительства или пребывания (в случае нарушения ограничения в виде запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток).
Для объективной оценки личности поднадзорного к материалу проверки целесообразно приобщить характеризующий материал на поднадзорного, в том числе объяснения родственников и соседей об образе жизни и поведении в быту, источниках дохода, круге общения, характеристику из исправительного учреждения по месту последнего отбывания наказания.
При расследовании уголовных дел данной категории в обязательном порядке подлежат выяснению причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Необходимо отметить практическое отсутствие правоприменительной и судебной практики в современных условиях, несмотря на год действия анализируемой нормы уголовного закона. За внешней простотой построения нормы, заложена масса тонкостей и нюансов, деталей, которые будут иметь решающее значение для расследования данной категории уголовных дел, но это отдельная тема для исследования и анализа.
Литература:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.
2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
3. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: федеральный закон № 64-ФЗ от 6 апреля 2011 г. // Российская газета. 2011. 8 апреля.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 31.12.2014 N 514-ФЗ // Российская газета. 2015. 12 января.
5. О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 8 июля 2011 г. N 818 // Российская газета. 2011. 26 августа.
6. Сопряжение // http://dic.academic.ru/ URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/404364 (дата обращения: 07.02.2016).
7. Сопряжение // https://ru.wikipedia.org URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сопряжение (дата обращения: 07.02.2016).
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Интернет-портал «Российская газета». 2010. 8 июня.
9. Флейшман Б.С. Основы системологии. - М.:Радио и связь, 1982. - 199 с.
¿л Vyzulin Е.А. Organizacionno-takticheskie osnovy rassledovanija prestuplenij, predusmotrennyh chast'ju 2 stat'i 314.1
ЦР UK RFII Nauka. Mysl'. -№2.-2016.
© Е.А. Вызулин, 2016.
© «Наука. Мысль», 2016.
— • —
Abstract. The article considers the organizational and tactical foundations of the preliminary investigation and investigation of crimes under part 2 of article 314.1 of the Criminal code of the Russian Federation with elements of the comment under consideration provisions of the criminal law.
Keywords: administrative supervision, supervised, administrative controls, duplicity, conjunction, preliminary examination, investigation.
— • —
Сведения об авторах
Евгений Александрович Вызулин, старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия).
— • —
Подписано в печать 15.02.2016.
© Наука. Мысль, 2016.