УДК 343 © Е. В. Буряков, 2019
Организационно-тактические аспекты проведения опроса граждан для обнаружения без вести пропавших лиц
Е. В. Буряков, Омская академия МВД России. E-mail: [email protected]
Одним из наиболее действенных оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых в целях выявления местонахождения исчезнувших лиц, является опрос, который имеет специфику проведения в плане организационных и тактических вопросов, касающихся выбора категорий опрашиваемых лиц, определения перечня задаваемых вопросов и алгоритма действий оперативного сотрудника при проведении опроса, в зависимости от складывающейся оперативно-тактической ситуации: опрос при поступлении заявления, опрос в условиях конфликтных ситуаций, противоборства опрашиваемой стороны и т. д.
Ключевые слова: без вести пропавшие лица; информация; оперативно-розыскные мероприятия; опрос; признаки;
преступление; розыск.
Tactical Organizational Aspects of Interrogation in Search for Missing People
Е. V. Buryakov, Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs. E-mail: [email protected]
One of the most effective crime detection measures taken to locate the missing people is interrogation with its own tactical organizational peculiarities related to selection of categories of the interrogatees, outlining the list of the questions and the order of an operative officer's actions in conducting interrogation according to the tactical operational situation: interrogation when the missing person is reported, interrogation in conflict situations, confrontation from the interrogate, etc.
Keywords: missing people; information; crime detection measures; interrogation; attributes; crime; detection.
При поступлении в орган внутренних дел заявления о безвестном исчезновении лица сотрудники полиции должны провести ряд первоначальных розыскных мероприятий, среди которых важная роль в плане познания случившегося отводится опросу [1, с. 69-70]. Проведенное анкетирование сотрудников розыскных подразделений позволило установить: 90,4% респондентов 1 считают, что в течение первого месяца розыска без вести пропавших лиц наиболее эффективным оперативно-розыскным мероприятием является именно опрос. Изучение условий проведения этого мероприятия показывает его широкую доступность в силу принятия решения о его осуществлении самим оперативным сотрудником. При этом авторы большинства комментариев к Федеральному
закону «Об оперативно-розыскной деятельности» придерживаются единого мнения о том, что опрос допускается только при добровольном согласии на беседу [2, с. 5; 3, с. 122-124; 4, с. 62]. На наш взгляд, требование добровольности должно распространяться на все категории опрашиваемых лиц, а под добровольностью следует понимать поддержание этими лицами беседы в любой форме. Например, даже при демонстрации нежелания разговора с сотрудником полиции они все же продолжают отвечать на его вопросы.
В случаях исчезновения людей проводятся опросы лиц, сделавших заявление, и других граждан, которым могут быть известны обстоятельства произошедшего. При этом перед оперативными сотрудниками стоит задача в кратчайшие сроки со-
1 Опрошено 217 сотрудников отделов, отделений уголовного розыска МВД, ГУ(У) МВД России по субъектам Российской Федерации, УТ МВД России по ФО по организации розыскной работы, проходивших повышение квалификации в Омской академии МВД России.
брать информацию о личности исчезнувшего лица, его намерениях, месте нахождения и дополнительных сведениях, которые могут способствовать его обнаружению. Помимо лиц, обратившихся с заявлением, а это, обычно, близкие родственники (муж, жена, брат, сестра, родители, дети), опрашиваются и другие граждане, которые могут быть осведомлены об обстоятельствах, имеющих непосредственное значение для выяснения судьбы пропавшего человека. Первичная информация о таких лицах может быть получена уже в процессе опроса лица, сделавшего заявление, осмотра жилища пропавшего (при изучении открыток, писем, телеграмм, дневников, записных книжек, стационарных и сотовых телефонов, планшетов, ноутбуков, компьютеров), прилегающей местности и мест его возможного нахождения, при осуществлении подворно-поквартирного обхода, «перехвата (мониторинга) информации, циркулирующей по сети Интернет» [5, с. 32]. В перечень таких лиц могут попасть родственники, друзья, знакомые, любовники, соседи, сослуживцы, кроме того, лица, с которыми ранее исчезнувший обучался в учебных заведениях, служил в армии, отбывал наказание, находился на отдыхе, занимался спортом, имел увлечения (охота, филателия и т. д.) (широкий список таких лиц можно установить через социальные сети «ВКонтакте», «Одноклассники»), контактировал накануне исчезновения с работниками медицинских, торговых учреждений, жилищно-коммунальных хозяйств, почты, полиции, такси и т. п.
Опрос лица, обратившегося в полицию в связи с исчезновением человека, начинается с оформления заявления, представляющего собой формализованный бланк протокола о пропавшем без вести, в котором последовательно отражаются анкетные данные заявителя и пропавшего; время, место и обстоятельства исчезновения; что предшествовало исчезновению; пропадал ли ранее и причины исчезновения; места возможного появления разыскиваемого лица; имеются ли причины полагать, что пропавший без вести погиб в результате несчастного случая, стал жертвой преступного деяния, заблудился, не может из-за состояния здоровья сообщить о себе или сознательно не желает этого и т. п.; описание примет внешности, особенностей функциональных признаков, привычек, склонностей, состояния здоровья, психологических особенностей; описание одежды, обуви и иных предметов, находившихся при лице в момент исчезновения, в том числе наличия документов; привлекался ли к уголовной ответственности; сведения о родственниках и знакомых исчезнувшего; дополнительные сведения, имеющие значение для розыска. Особое внимание должно уделяться опросу заявителя, который несвоевременно обратился в правоохранительные органы с заявлением или делает нелогич-
ные пояснения по факту безвестного исчезновения. Затем должны опрашиваться родственники, знакомые исчезнувшего и другие лица.
Н. С. Ковалев в целях индивидуализации личности разыскиваемого лица предлагает схему сбора сведений о нем, в которую включает: общие данные; внешние признаки; жизненный путь; жизненные сферы; поведение; темперамент и характер; мотивацию поведения; социальную адаптацию и способности [6, с. 70-71]. Полагаем, что при сборе указанных сведений необходимо устанавливать источник озвучиваемых сведений (являлся очевидцем, слышал от других), анализировать результаты беседы (логику изложения, полноту предоставляемой информации, ее правдоподобность), психологическое состояние опрашиваемого (излишне нервозен или спокоен, что не соответствует обстановке, подавлен случившимся, пытается скрыть какие-то факты или приукрасить их, придает большое значение явно малозначительным деталям и т. д.). В процессе опросов целесообразно выяснить полные данные, касающиеся как факта исчезновения, так и обстоятельств, предшествовавших этому событию, физического и психического состояния пропавшего лица, образа жизни и характеристики личности, его взаимоотношений с родственниками и иными лицами, а также предположений относительно судьбы пропавшего человека. С этой целью необходимо установить:
— характер взаимоотношений опрашиваемого и разыскиваемого;
— от кого и при каких обстоятельствах опрашиваемый узнал об исчезновении этого лица;
— увлечения, наклонности, распорядок дня и образ жизни разыскиваемого;
— его планы накануне исчезновения, чем намеревался заняться, с кем встретиться;
— родственные или иные связи;
— собирался ли куда-либо уехать, уезжал ли ранее, при этом не поставив родных в известность (когда, куда, зачем, с кем, на какой срок);
— кто может подтвердить, как он уезжал, каким транспортом и кто при этом с ним находился;
— что и из каких источников стало известно о факте прибытия или неприбытия исчезнувшего к месту назначения;
— каковы потенциальные места кратковременного нахождения исчезнувшего лица, сведения о находящихся там его связях;
— когда и при каких обстоятельствах опрашиваемый видел пропавшего в последний раз, кто при этом присутствовал, во что был одет разыскиваемый и какие предметы имел при себе;
— когда и на ком женился (вышла замуж), отношения в семье (наличие супружеских измен), есть ли дети, сексуальная ориентация;
— вероисповедание, не являлся ли членом тоталитарной секты;
— где учился, служил в армии, отбывал наказание, работал (работает), кем работал (отношения с подчиненными, коллегами, начальством, конкурентами, деловыми партнерами и т. д.);
— каково было состояние его здоровья перед исчезновением, какие заболевания, травмы и операции он перенес, лечил ли зубы, имел ли протезы, какова группа крови, в каких учреждениях здравоохранения проходил лечение;
— имелись ли в поведении странности; отношение к спиртным напиткам и наркотическим средствам; состоял ли на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере;
— страдал ли заболеваниями, которые могут повлечь скоропостижную смерть, паралич, потерю памяти;
— были ли основания для совершения самоубийства;
— была ли беременность, высказывалось ли намерение сделать аборт (где, когда, при чьем содействии);
— подавал ли заявления в правоохранительные органы, когда, по каким вопросам, каков результат рассмотрения заявления;
— наличие у разыскиваемого и его родственников дома, квартиры, садовых участков (дач), гаражей, автомобиля, дорогостоящей техники; имел ли ценности, вклады в банках (порядок их пополнения: на банковский счет, онлайн и т. п.), есть ли наследники, завещание, производились ли сделки с недвижимостью;
— наличие средств сотовой связи, аккаунтов в социальных сетях;
— звонили ли исчезнувшему на сотовый телефон; если связь отсутствовала, то с какого времени; имеется ли у звонившего лица детализация телефонных разговоров.
Приведенные вопросы не являются исчерпывающими, их последовательность должна определяться оперативным сотрудником. Любой, даже самый неудобный или негативный для опрашиваемого вопрос должен преподноситься как задаваемый не из простого любопытства, а потому, например, что «существует такая процедура и мы обязаны об этом спросить». При получении объяснений от опрашиваемых граждан прежде всего следует акцентировать внимание на вопросах, касающихся взаимоотношений между исчезнувшим и его окружением. При этом нужно выяснить состав семьи, наличие и характер родственных и иных связей; участвовал ли разыскиваемый незадолго до исчезновения в драках, скандалах; если участвовал, то с кем, причины таких конфликтов, последствия их разрешения, стали ли они предметом разбирательства в правоохранительных органах; имели ли место случаи угроз,
их содержание и причины; имелись ли среди окружения исчезнувшего лица, склонные к агрессивности, с повышенной сексуальностью, враждовавшие с ним, заинтересованные в его смерти; в чем выражались подобные факты. Кроме того, в процессе беседы необходимо уточнять, имеются ли поблизости от места жительства, работы, учебы или территории, где последний раз видели пропавшего, видеокамеры у магазинов, организаций, подъездов домов, на перекрестках улиц и т. д., а также автомобили с видеорегистраторами.
В соответствии с п. 10 Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц, в ходе опросов необходимо выявлять признаки совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица, о которых могут свидетельствовать такие обстоятельства, как: отсутствие объективных данных, указывающих на намерение без вести пропавшего лица беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания или пребывания; отсутствие у него заболевания, которое может обусловить его скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве; наличие по месту проживания, пребывания или нахождения без вести пропавшего лица личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия; наличие у без вести пропавшего лица важных событий, участие в которых было запланировано (например, сдача экзамена, защита диссертации, медицинское обследование, служебная командировка); наличие у него значительных денежных средств или других ценностей, которые могли привлечь внимание преступников; безвестное исчезновение лица с автотранспортом; отсутствие в течение не менее трех суток сведений о судьбе и местонахождении без вести пропавшего лица (в том числе пропавшего со средствами мобильной связи); безвестное исчезновение лица, связанное с отчуждением его имущества; наличие по последнему месту проживания, пребывания или нахождения, в автотранспорте, рабочем помещении без вести пропавшего лица или ином месте признаков и следов, указывающих на возможное совершение преступления; отсутствие в правоохранительных органах заявления о без вести пропавшем лице либо несвоевременное его направление от иного лица, которое в силу родственных или иных отношений должно было его подать; наличие конфликтных ситуаций в быту, на работе, в связи с его общественной деятельностью, долговыми или кредитными обязательствами; наличие угроз в адрес без вести пропавшего лица и объяснений лиц о возможном совершенном преступлении
в отношении без вести пропавшего лица; внезапный (срочный) ремонт по месту жительства или пребывания без вести пропавшего лица; длительное неполучение без вести пропавшим лицом заработной платы, пенсии, пособий и иных социальных выплат при отсутствии объективных причин (например, болезнь, длительная командировка или поездка); поспешное решение членами семьи без вести пропавшего лица и (или) иными лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что без вести пропавшее лицо не возвратится (переоформление или продажа его имущества, обращение в свою пользу его сбережений, вступление супруга (супруги) в сожительство с другим лицом); наличие сведений о преступной деятельности и преступных связях без вести пропавшего лица; безвестное исчезновение несовершеннолетнего, сотрудников органов государственной власти (в том числе сотрудников правоохранительных органов) и лиц, занимающихся проституцией 2. Приведенные обстоятельства не являются исчерпывающими. К криминальным признакам исчезновения могут относиться и другие, которые сопоставляются с региональными условиями, национальными традициями и обычаями или криминогенной обстановкой.
Существует специфика опроса лиц, проявляющих заинтересованность в отрицательных результатах розыска исчезнувшего человека. Нежелание обнаружения пропавшего может объясняться как материальными (наличие неприязненных отношений; наличие у пропавшего должников и кредиторов; жилищные условия близких родственников, наличие и содержание завещания), так и криминальными (несвоевременное обращение с заявлением или нелогичные пояснения по факту безвестного исчезновения; отсутствие собственных действий по розыску; поспешное решение различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что без вести пропавшее лицо не возвратится; поведение и характер показаний при опросе) причинами, поэтому следует обращать внимание на поведенческие признаки этой категории людей.
Иногда родственникам невыгодно обнаружение пропавшего человека из-за личных неприязненных отношений в силу тех или иных обстоятельств: ссор, скандалов, разрыва личных отношений; нежелания выплачивать долги и кредиты, кроме того, они, в случае признания гражданина умершим или наличия завещания, могут улучшить свои жилищные условия.
Особое внимание должно уделяться в случае выявления криминальных признаков исчезновения че-
ловека и возбуждения уголовного дела, когда в поле зрения оперативных сотрудников попадают лица, которые могут быть причастны к исчезновению. Одним из таких признаков является несвоевременное обращение граждан с заявлением по факту безвестного исчезновения от людей, которые вследствие родственных отношений должны были это сделать ввиду беспокойства за судьбу близкого человека, и при этом допустили нелогичные пояснения по факту безвестного исчезновения. Это может проявляться в том, что обращение в полицию поступает спустя 2-3 недели после случившегося, а мотивировка позднего обращения сводится к тому, что все это время пытался искать сам.
Другим поведенческим признаком, свидетельствующим о безразличии к судьбе исчезнувшего, будет отсутствие собственных действий по его розыску. Заявитель всем своим видом показывает, что он обеспокоен пропажей человека, но при этом не предпринимает никаких мер по его обнаружению, что проявляется в отсутствии его контактов с лицами, у которых без вести пропавший мог оказаться или которые могли обладать сведениями о его возможном месте нахождения (родственники, друзья, сослуживцы). Кроме того, безразличие может проявляться в отсутствии каких-либо предположений относительно судьбы пропавшего лица и полное игнорирование этой темы в разговорах с другими людьми.
В целях выявления лиц, подозреваемых в инсценировке безвестного исчезновения, следовательно, и маскировке совершенного преступления, сотрудникам уголовного розыска необходимо контролировать поведение и характер показаний при опросе таких лиц. По мнению А. Е. Чечетина и В. Ф. Луговика, каждый виновный при беседе с оперативным сотрудником испытывает страх, затем стресс, проявляющийся в поведении человека (движениях, мимике, разговоре — плохое переключение внимания, замедленность мышления, непродуманные, ошибочные решения, спешка, суетливость, сильное возбуждение, безразличие, обреченность и др.). Преступник, в отличие от невиновного человека, при опросе вынужден обманывать, а обман, так же как и стресс, находит свое внешнее проявление в поведении виновного лица. Чем больше аргументов своей невиновности он называет, тем больше признаков обмана проявляется в его действиях, движениях, жестах. Виновный может хорошо контролировать, что говорит, менее успешно — как говорит и не контролировать ход мыслей [7, с. 5-7]. При этом проявляются внешние поведенческие признаки, которые также могут
2 Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц : приказ МВД России, Генпрокуратуры России и СК России от 16 января 2015 г. № 38/14/5.
свидетельствовать об обмане: человека бросает то в холод, то в жар, он нервничает, бледнеет, краснеет, происходят голосовые изменения и т. д.
Опрос таких лиц следует проводить с участием двух оперативных сотрудников: один ведет беседу и в силу того, что он сосредоточен в большей степени на необходимости придерживаться заранее намеченного плана, не может своевременно оценить полноту, правдивость ответов, отследить реакцию и малейшие изменения настроения подозреваемого; второй сотрудник в это время контролирует психоэмоциональное состояние опрашиваемого лица, его реакцию на поставленные вопросы, оценивает их своевременность и логическую последовательность. С учетом анализа хода беседы и состояния опрашиваемого спустя какое-то время оперуполномоченные уголовного розыска меняются ролями, причем решение об этом должен принимать, как правило, второй, неожиданно вступая в беседу, резко меняя направленность вопросов, их темп (в ряде случаев прерывая ответы или, наоборот, давая выговориться, как бы поощряя все новые и новые подробности). В процессе опроса могут использоваться различные тактические приемы, например, такой широко известный прием, как «плохой-хороший следователь», когда опрашиваемый, зная его суть, непроизвольно симпатизирует «хорошему следователю». К опросу можно привлекать психолога, который может помочь сотруднику уголовного розыска контролировать ход беседы, поведение опрашиваемого лица
и анализировать ответы. А в случае выявления лиц, заподозренных в сокрытии информации об исчезновении или непосредственно причастных к этому событию, рекомендуется пройти тестирование на полиграфе [8, с. 64-66; 9, с. 14-20; 10, с. 78-84], который используют «для проверки показаний подозреваемых, потерпевших, свидетелей, получения информации о возможной причастности или непричастности лица к совершенному, а также подготавливаемому преступлению, для уточнения оперативных версий и выявления скрываемой информации, прояснения неизвестных деталей исследуемого события» [11, с. 86-89]. Уже сам по себе их отказ от тестирования подтверждает нежелание предоставлять информацию и требует дополнительной оперативной разработки этих лиц с применением комплекса оперативно-розыскных мероприятий, средств и методов оперативно-розыскной деятельности.
Изложенное позволяет констатировать, что, с одной стороны, опрос является общедоступным и распространенным оперативно-розыскным мероприятием, с другой — представляет основанное на жизненном опыте сложное в методическом плане действие оперативного сотрудника, сопряженное с познаниями не только в сфере юриспруденции, но и логики, психиатрии, медицины и др. Обучить методике опроса можно практически любого человека, но не каждый оперативный сотрудник в одном и том же конкретном случае способен получить оперативно значимую информацию.
Список литературы
1. Шлецер И. А. Об оперативно-розыскных ситуациях, возникающих при проведении опросов // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями : мат-лы 13-й междунар. науч.-практ. конф. : в 3 ч. Барнаул, 2015. Ч. 1.
2. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / авт.-сост. А. Ю. Шумилов. 2-е изд., испр. и доп. М., 2000.
3. Смирнов Н. П. Комментарий оперативно-розыскного законодательства РФ и зарубежных стран : учеб. пособие. М., 2002.
4. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: научно-практический комментарий // под ред. д-ра юрид. наук, проф. А. С. Бахты. Хабаровск, 2013.
5. Баженов С. В. Оперативно-розыскное мероприятие «Получение компьютерной информации» // Научный вестник Омской академии МВД России. 2017. № 2(65).
6. Ковалев Н. С. Организация работы по розыску без вести пропавших граждан // Научный портал МВД России. 2013. № 2(22).
7. Чечетин А. Е., Луговик В. Ф. Психологические особенности опроса заподозренных в совершении преступлений : лекция. Барнаул, 2003.
8. Апостолова Н. Н. Применение полиграфа в уголовном судопроизводстве // Российская юстиция. 2012. № 6.
9. Белкин А. Р. Допустимость, достоверность, процессуальная пригодность, или Еще раз о роли полиграфа в уголовном судопроизводстве // Уголовное судопроизводство. 2013. № 2.
10. Иванова А. А. Об использовании полиграфа в антикриминальной практике // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 4(36).
11. Мигачева Е. Д., Оточина И. А., Нестеренко У. А. Проблемы использования полиграфа при раскрытии преступлений // Вестник ВИПК МВД России. 2016. № 1(37).