Научная статья на тему 'Организационно-структурные аспекты реализации управленческой культуры крупной коммерческой организации в трансформирующемся российском обществе'

Организационно-структурные аспекты реализации управленческой культуры крупной коммерческой организации в трансформирующемся российском обществе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / КРУПНАЯ КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РЕГИОН / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / ADMINISTRATIVE CULTURE / MANAGEMENT / SOCIAL FACTORS / TRANSFORMATION / THE LARGE COMMERCIAL ORGANIZATION / REGION / THE RUSSIAN SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васьков Максим Александрович

В статье рассматриваются организационно-структурные аспекты реализации управленческой культуры российских крупных региональных коммерческих организаций. Анализ проводится с позиций структурно-функционального и деятельностного подходов в условиях социальных трансформаций и с учетом влияния их факторов. Автор дает критическую оценку существующим научным моделям и подходам к изучению данной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-structural aspects of realization of administrative culture of the large commercial organization in a transformed Russian society

In article organizational-structural aspects of realization of administrative culture of the Russian large regional commercial organizations are considered. The analysis is spent from positions structurally functional and activity approaches in the conditions of social transformations and taking into account influence of their factors. And the WTO states a critical estimation of existing scientific models and approaches to studying of the given theme.

Текст научной работы на тему «Организационно-структурные аспекты реализации управленческой культуры крупной коммерческой организации в трансформирующемся российском обществе»

УДК 005.35 В-19

Васьков Максим Александрович

кандидат исторических наук, докторант Южного федерального университета, ученый секретарь Южно-российского филиала Учреждения Российской академии наук Института социологии РАН (ЮрФИС РАН) тел.: (988) 575-46-30

Организационно-структурные аспекты реализации управленческой культуры крупной коммерческой организации в трансформирующемся российском обществе

Аннотация:

В статье рассматриваются организационно-структурные аспекты реализации управленческой культуры российских крупных региональных коммерческих организаций. Анализ проводится с позиций структурнофункционального и деятельностного подходов в условиях социальных трансформаций и с учетом влияния их факторов. Автор дает критическую оценку существующим научным моделям и подходам к изучению данной темы.

Ключевые слова: управленческая культура, управление, социальные факторы, трансформация, крупная коммерческая организация, регион, российское общество.

Понимание структуры организации и ее важнейшей составляющей подсистемы управленческой культуры как совокупности устойчивых, рационально построенных, формально закрепленных в нормативных документах образцов, направляющих и жестко детерминирующих деятельность работников в организации, важно для поиска путей совершенствования управления коммерческими организациями и, следовательно, для повышения их конкурентоспособности.

Традиционно за основу организационной культуры принимается комплекс базовых предположений, который может быть разработан с целью научиться решать стоящие перед организацией проблемы, обусловленные необходимостью осуществить внешнюю адаптацию и решить связанную с ней задачу проведения внутренней консолидации и интеграции. Для этого важно, чтобы данный базовый комплекс функционировал продолжительное время и тем самым на практике смог подтвердить свою состоятельность. Затем посредством специальных механизмов трансляции и восприятия он

157

должен быть передан новым сотрудникам в качестве правильного и приемлемого образа мышления и действия в решении поставленных задач [1].

В рамках данных научных подходов нормы, фиксируемые структурой организации, рассматриваются, скорее, как границы свободы активности работников, чем как общепринятый и поддерживаемый системой поощрений и санкций стандарт поведения. При этом функция структуры организации и системы управления состоит в том, чтобы определить различия прав участников взаимодействия при принятии управленческих решений и жестко детерминировать действия сотрудников организации. В качестве альтернативы системной и функционально закрепленной модели структуры организации рассматриваются различные «антисистемные» теории [2] и конфликтно-игровой подход (Б. де Бол, М. Крозье) [3].

При определении совокупности базовых характеристик социальной и иерархической структуры организации существуют некоторые разночтения. Так, Дж. Вудвордом выделялись следующие характеристики: число уровней управления (иерархия); степень определенности сфер контроля; тип контроля; среднее число подчиненных, приходящихся на одного руководителя; степень формализации и стандартизации деловых отношений; степень разделения функций между специалистами; соотношение числа письменных и устных приказов и распоряжений. Для А. Чендлера мл. и Д. Мак Грегора [4] таковыми характеристиками являются: наличие иерархии, способ распределения работ; длина цепочки власти (скалярная цепь); линии коммуникации; потоки информации. Астонская группа теоретиков управления (Д. Паг, Д. Хиксон, Б. Хайнингс и др.) поставила на первое место степень специализации выполняемых в организации функций; уровень стандартизации процедур, степень формализации документов; меру централизации власти; степень конкретности требований ролевой структуры. Они предложили свести данные характеристики организационной структуры к двум обобщенным показателям - структурности деятельности и концентрации власти. По их мнению, сочетание данных параметров определяет сам тип организации и ее качественные характеристики.

V» V» V

В современной научной литературе, посвященной изучению структуры организации, она в основном понимается как результат сознательного выбора руководителей. Акцентирование внимания на антисистемных характеристиках не является распространенным в научном сообществе. Определение типа структуры организации зависит не только от целенаправленного планирования, но и от большого количества различных переменных факторов, в частности, таких как: размер организации и степень ее зависимости от других организаций (Д. Хакман [5]), особенности и качественные характеристике

ки персонала организации (Ф. Селзник, А. Этциони [6]), используемые организацией технологии (Дж. Вудворд, Дж. Томпсон), стратегия организации (Дж, Чайлд, П. Друкер), стадия развития организации (И. Адизес Б.З. Мильнер [7]), цели организации (А. Чендлер мл.).

В рамках теории естественной модели школа человеческих отношений, социальных систем, стихийности формирования организации, ее структура рассматриваются не только в качестве средства для достижения поставленных руководством целей, но и как инструмент формирования социального организма и обеспечения выживания организации (Ф. Селзник, А. Гоулднер [8]). После достаточно продолжительных дискуссий ряд видных специалистов (Ф. Ротлис-бергер, Э. Мэйо, Г. Саймон, Ф. Селзник [9]) согласились с тем, что в некогда абсолютно формализованную структуру организации необходимо включать и компоненты неформальной структуры.

Ценностная составляющая организационной культуры и выявленные на ее основе типологизации активно используются в экспертном сообществе и управленцами практиками. В частности, наиболее часто применяется методика «два измерения - четыре культуры», которая основана на понятиях социальности и солидарности организации [10, р. 38]. Социальность понимается в качестве одного из видов неинструментальных отношений, при которых люди не используют друг друга ради удовлетворения собственных амбиций. Солидарность в организациях основывается на общих обязанностях и интересах и характеризуется способностью преследовать общие цели быстро и эффективно, вне зависимости от индивидуальных связей. Эти принципы связаны со следующими типами организационных культур: сетевой с высоким уровнем социальности и низким уровнем солидарности; меркантильной культурой с низким уровнем социальности и высоким уровнем солидарности; фрагментарной культурой с низким уровнем социальности и низким уровнем солидарности; интеграционной культура с высоким уровнем социальности и высоким уровнем солидарности [11, с. 87-88]. Вопрос о наличии и характеристиках социальных типов организационной культуры достаточно часто рассматривался рядом авторов (К. Камероном, Р. Куинном, Г.В. Колесниковым [12]).

Из проведенного анализа специальной литературы видно, что в современной теории организации и управленческой практике используются различные аналитические модели структуры организации. Они различаются по степени структурирования, стандартизации деятельности, формализации отношений, централизации в принятии решений, типу и жесткости контроля. Структура каждой организации приспособлена к определенному типу внутренних и внешних условий и задач. При этом в качестве критерия оптимальности выбранной структуры в рациональных теориях довольно часто ис-

159

пользуют принцип минимизации затрат на координацию, а в качестве критерия ее адекватности - показатели институциональной идентичности и «согласия».

Рассматривая современную российскую крупную региональную коммерческую организацию, автор предлагает понимать под ее организационной и управленческой структурой в контексте рассмотрения управленческой практики сам способ взаимосвязи всех разнородных элементов организационной системы, отвечающих за выполнение функции управления и функционирования организации как единого целого. Они в основном связаны с расширением делегирования властно-распорядительных полномочий исполнителям на места, изменениями форм и методов контроля, партисипацией, созданием атмосферы доверия в организации, развитием механизмов планирования карьеры для ключевых работников, подходом к человеческим ресурсам организации в контексте стратегии развития, обновлением корпоративной культуры [13, с. 35].

Термины «структура организации», «структура и система управления» обычно выступают в теории организации и управления в качестве синонимов понятиям «формальная структура организации», «формализованная система управления». Исходя из этого, они могут рассматриваться как формализованные и жестко структурированные способы регуляции и воспроизводства деловых отношений и управленческих функций, базирующихся на закрепленных и нередко юридически оформленных нормах, правилах и стандартах, регулирующих деятельность работников и управленческое воздействие. Данные компоненты в зависимости от уровня формализации ориентированы на достижение общеорганизационных целей или же целей структурных подразделений, которые, особенно в крупных организациях, являются важными подсистемами, часто с большой степенью обособленности и самостоятельности в решении операционных и тактических задач.

Специалисты выделяют следующие компоненты управленческой структуры: ее осознанный характер, роль в подавлении конфликта между подразделениями и преодолении группового эгоизма, регуляции деловых коммуникаций, принятии и реализации управленческих решений и др. Основная функция структуры организации заключается в том, чтобы обеспечивать снижение неопределенности отношений в деловой сфере, а также поддерживать необходимый уровень социального порядка в организации, что создает предпосылки для целенаправленной коллективной деятельности.

В отличие от формальной неформальная структура - это система более подвижных образцов поведения и деятельности людей, возникающих в процессе и по поводу целевой деятельности. Она образуется спонтанно и не направлена непосредственно на дости-

160

жение организационных целей, существует и регулирует поведение людей на уровне малой контактной группы. Изменчивость неформальной структуры позволяет рассматривать ее как псевдострук-турную и бессознательную систему регуляции человеческого поведения, не связанную напрямую с достижением организационных целей. Однако большинство исследователей, отмечая высокую подвижность неформальных отношений, описывают неформальную структуру организаций в виде системы неформальных статусов, неформальных ролей, отношений лидерства и системы взаимных симпатий и антипатий (Дж. Морено [14]). Они отмечают, что хотя неформальная организация не создается специально для регуляции деловых отношений, но она может выполнять функцию регуляции как деловых, так и неделовых взаимодействий (Г. Саймон, Р. Лай-керт). На основе этого ряд специалистов выделяет в рамках неформальной системы управленческих взаимоотношений две подструктуры: внеформальную, обеспечивающую достижение организационных целей неформальными средствами, и социально-

психологическую, фиксирующую отношения в сфере, не связанной с решением организационных задач (Р. Дабин, А.И. Пригожин [15]).

Сторонники естественного подхода в теории организации (А. Эт-циони, У. Гоулднер) не разделяют взгляда на структуру организации как на итог сознательного проектирования. Здесь структура организации - самовозникающий, нормативно поддерживающийся и самораз-вивающийся социальный институт, результат естественных процессов в организации, связанных с ее стремлением к сохранению, выживанию и поддержанию внутреннего и внешнего равновесия.

В связи с этим интересно «синтетическое» определение организационной культуры, выведенное на основе анализа целого комплекса различных подходов, существующих в отечественной и мировой социологии, предложенное Г.П. Зинченко, Э.А. Капитоновым и А.Э. Капитоновым. По их мнению, организационная культура - это форма социальной культуры, которая обусловливает неразрывную связь духовных и материальных элементов культуры, на основе которых формируются система базовых ценностей и представления членов организации, направляет их поведение, задает ориентиры структуре организации, системе управления, процессу труда, что способствует в условиях частной собственности, рыночных отношений связыванию организации в единое целое [16, с. 84]. В современной отечественной научной литературе, несомненно, под влиянием зарубежных социокультурных исследований бизнес-структур сложилось и определенное понимание корпоративной культуры. Это производная организационной культуры, качественная реализация позитивного корпоративизма на основе системы ценностей и убеждений, разделяемых сообществом корпорации, которые определяют его по-

161

ведение, характер деятельности, максимизацию корпоративного духа и менеджмента с учетом социально-этической ответственности [17, с. 308]. Традиционно организационная и корпоративная культура рассматривались в рамках двух базовых подходов [18]: прагматического [19], суть которого сводилась к пониманию организационной и корпоративной культуры как результата рационально сконструированных и управляемых процессов, и феноменологической концепции, согласно которой организационная и управленческая культура были сущностью организации и сами оказывали влияние на ее функционирование.

Социологическое рассмотрение понятий «организационная структура» и «управленческая система» позволяет следующим образом концептуализировать само понятие «организация». Во-первых, любая организация предполагает деятельность по генезису и апробации новых норм, созданию устойчивых и эффективных внутрикорпоративных связей. Охарактеризовать подобную деятельность лучше всего термином «процесс организовывания». Или деятельность, исключительно направленная на достижение эффекта синергии через создание приемлемых условий сотрудничества и кооперации, согласование действий работающих в группе сотрудников организации. Во-вторых, организация довольно часто воспринимается в качестве необходимого атрибута социального объекта, в рамках которого осуществляется социальное взаимодействие, в качестве его свойства иметь упорядоченную структуру. В обществе группа может считаться организованной, только если в ней существуют устойчивые и воспроизводящиеся в практической деятельности социальные роли, правила, как системы регуляции поведения членов группы, упорядоченные и структурированные связи с другими группами.

В-третьих, организация выступает в качестве искусственно созданной социальной группы. Она имеет четко определенный институциональный характер и выполняет определенный комплекс общественных функций. Данные значения понятия «организация» связаны.

Рассматривая современную российскую крупную региональную коммерческую организацию, автор предлагает понимать под ее организационной и управленческой структурой в контексте рассмотрения управленческой практики сам способ взаимосвязи всех разнородных элементов организационной системы, отвечающих за выполнение функции управления и функционирования организации как единого целого. Они в основном связаны с расширением делегирования властно-распорядительных полномочий исполнителям на места, изменениями форм и методов контроля, партисипацией, созданием атмосферы доверия в организации, развитием механизмов

162

планирования карьеры для ключевых работников, подходом к человеческим ресурсам организации в контексте стратегии развития, обновлением корпоративной культуры.

В российских условиях управленческая структура организации формализована и закреплена на уровне институционализации, но пребывает в достаточно хаотическом состоянии в тех аспектах, которые касаются формализации ее ценностного содержания. Для описания данного положения не достаточны разработанные зарубежными авторами модели, так как пока в российских социокультурных условиях нельзя говорить о сформированных стратегиях построения организаций и их деятельности во внешней среде. Азиатские модели определения ценностного содержания организационных и управленческих структур в России не применяются, а подходы к построению внутренней среды организационной и управленческой структуры, характерные для организаций в западных странах, пока нельзя использовать для анализа внутренней среды российских бизнес-структур, хотя логика развития идет именно в «западном» англо-саксонском русле. В российских коммерческих организациях часто наблюдается несоответствие формально установленных и закрепленных организационно-структурных рамок и правил реально существующим. В отличие от зарубежных моделей и подходов к конструированию структуры организации и системы управления, в которых это несоответствие считается аномальным и подлежит устранению, в российских организациях это пока практически является нормой.

Ссылки:

1. Shein Е.Н. Coming to a New Approaches of Organisational culture // Sloan Management Review. 1984. Winter. Р. 2-14.

2. Silverman D. The Theory of Organizations: a Sociological Framework. Heinemann Educational. London, 1970.

3. Bolle de Bal. Problemes de sociologie du travail. Bruxelle: Ed. d’inst. de Sociol. Univ. Libre, 1969. P. 29 ; Crozier M. Pour une meilleure gestion du tissu collectif // Ou va l’administration francaise. P., 1974.

4. Chandler A.D., Jr. Strategy and Structure. M.I.T. Press, Cambridge, Mass., 1962; Douglas McGregor. The Human Side of Enterprise, N.Y., 1960.

5. Hackman J., Suttle J. Improving Life at Work// Santa Monica, Calif.: Goo-dear, 1977.

6. Etzioni A. Socio-Economics: Towards a New Synthesis, Armonk (N. Y.),

1991.

7. Адизес И.К. Управление жизненным циклом организации / пер. с англ. СПб., 2007; Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2008.

8. Gouldner A.W. Patterns of industrial bureaucracy. Glencoe, Ill.: Free Press, 1954; Gouldner A.W. Studies in leadership; leadership and democratic action. N.Y., 1965.

9. Mayo E. The social problems of an industral civilization. L., 1945; Simon Herbert A. Administrative Behavior. N.Y., 1947; Models of Man. N.Y., 1957. Подроб-

163

нее о вкладе каждого из перечисленных выше авторов в социологию управления и классификацию их научных школ см.: Анджей А. Хучиньски. Олимп управленческих идей URL:

http://www.elitarium.ru/2008/07/11/olimp_upravlencheskikh_idejj.html (дата обращения: 06.07.2009).

10. Goffee R., Jones G. What Holds the Modern Company Together? // Harvard Business Review. 1996. November-December.

11. Козлов В.В. Корпоративная культура. М., 2009.

12. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб., 2001, С. 206; Колесников Г.В. Стратегическое управление и организационная культура // Персонал. 2000. № 3.

13. Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников. М., 1998.

14. Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе /пер. с англ. М., 2001.

15. Dubin R. The world of work. N.Y., 1987. P. 56; Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1996; Его же. Методы развития организаций. М., 2003.

16. Капитонов Э.А., Зинченко Г.П., Капитонов А.Э. Корпоративная культура: теория и практика. М., 2005.

17. Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура и PR. М.; Ростов н/Д, 2003.

18. См., например: Козлов В.В. Корпоративная культура. М., 2009; Кун-де Йесперс Корпоративная религия / пер. с шведск. СПб., 2002; Щербина С.В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функционирования. // СОЦИС. 1996. № 7; Ансофф И. Стратегическое управление. М., 2009; Роббинс Х., Финли М. Почему не работают команды? Что идет не так и как это исправить. М., 2005.

19. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб., 2002.

164

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.