Научная статья на тему 'Организационно-правовые вопросы вступления Республики Казахстан в ВТО'

Организационно-правовые вопросы вступления Республики Казахстан в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
 ЧЛЕНСТВО В ВТО / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алтынбасов Бахыт Омирханович

В данной статье автор раскрывает некоторые организационно-правовые вопросы вступления Республики Казахстан в ВТО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые вопросы вступления Республики Казахстан в ВТО»

Алтынбасов Бахыт Омирханович,

зав. кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, кандидат юридических наук, доцент

организационно-правовые вопросы вступления республики казахстан в вто

Казахстан, как страна с рыночной экономикой, взявшая курс на достижение сильных позиций в международном сообществе, стремится повысить свой внешнеторговый потенциал. Членство в ВТО рассматривается как основной фактор для повышения доступа казахстанской продукции к мировым рынкам, ее конкурентоспособности, развития отечественного бизнеса, увеличения объемов инвестиций и стабилизации экономического роста [1].

В настоящее время 135 стран-членов ВТО являются торговыми партнерами Казахстана. Естественно, что Казахстан будет стремиться и должен стремиться к урегулированию своих торговых отношений с этими странами на приемлемых и выгодных для себя условиях. Любая из этих стран в любое время может начать по отношению к любым товарам, импортируемым из Казахстана, процедуру антидемпингового разбирательства. Страна уже не первый год сталкивается с подобными расследованиями и мерами в отношении казахстанского экспорта стали, продукции цветной металлургии, ферросилиция, феррохрома, титановой губки, урана высокообо-гащенного и др. со стороны США, ЕС, Индии, Мексики, Бразилии, Колумбии и Венесуэлы.

Процесс вступления Республики Казахстан в ВТО начался 26 января 1996 года, когда Казахстан подал в Секретариат ВТО официальное заявление о вступлении в эту организацию. В феврале того же года Казахстану присвоен статус страны-наблюдателя в ВТО. Одновременно с этим была создана Рабочая группа по вступлению Казахстана в ВТО, в состав которой в настоящее время входят 39 стран - основные торговые партнеры республики (США, ЕС, Канада, Япония, Австралия, Швейцария, Китай, Республика Корея и др.).

Вескими аргументами для того, чтобы вступление Казахстана в ВТО произошло, может стать облегчение доступа этой республики к но-

вейшим технологиям и иностранным инвестициям, что будет способствовать быстрейшему прогрессу этой страны и выходу ее на траекторию устойчивого развития. Однако существует мнение и о том, что вступление Казахстана в ВТО приведет к тому, что экономика государства может оказаться в глубоком кризисе. Связано это с тем, что республика не готова к открытию своей экономики, и некоторые аналитики считают, что товаропроизводители не смогут конкурировать с наплывом зарубежных предпринимателей [2].

В целях координации процесса вступления в организацию в 1996 году Постановлением Правительства Республики Казахстан была создана Межведомственная комиссия по вопросам ВТО (МВК). В настоящее время она преобразована в МВК по вопросам таможенно-тарифной политики и участия в международных экономических организациях.

В рамках процесса вступления Казахстана в ВТО переговоры ведутся на многостороннем и двустороннем уровнях по четырем основным направлениям: переговоры по системным вопросам; переговоры по вопросам сельского хозяйства; переговоры по доступу на рынок товаров; переговоры по доступу на рынок услуг [1].

В ходе многосторонних переговоров проходят согласование такие вопросы в области экономической и торговой политики страны, как нормы и практика регулирования ценообразования, государственная собственность и приватизация, система налогообложения и применение налогов к импортным товарам, субсидии в отдельных экономических секторах, в частности, в сельском хозяйстве, режим иностранных инвестиций, система валютного обмена и платежей, импортный таможенный тариф, включая любые имеющиеся тарифные преференции, таможенные сборы, защитные меры и другие меры защиты национальных производителей (антидемпинговые и

компенсационные меры), импортное лицензирование, регулирование экспорта, государственные торговые предприятия, система стандартизации и сертификации импортных товаров, санитарные и фитосанитарные меры, защита прав интеллектуальной собственности и т.п.

Торговая политика Казахстана формируется с учетом обязательств Республики Казахстан, принятых в рамках международных договоров. Основными направлениями торговой политики являются совершенствование системы государственного регулирования торговой политики, формирование механизма продвижения экономических и политических интересов Республики Казахстан, поддержки конкурентоспособности отечественных товаров и допуска их на внешние рынки, эффективного уровня защиты внутреннего рынка и отечественных производителей, повышение безопасности и качества товаров и услуг, вступление в ВТО и расширение сотрудничества с другими международными организациями [3].

Нетарифные ограничения импорта включают квотирование, запрещение и лицензирование и приводятся в соответствие с принятыми решениями. Специальные, антидемпинговые и компенсационные меры также получают унифицированное общее содержание. В то же время применение антидемпинговых, защитных и компенсационных мер в Республике Казахстан регламентировалось законами Республики Казахстан от 13 июля 1999 года №421-1 «Об антидемпинговых мерах», от 28 декабря 1998 года № 337-1 «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров» и от 16 июля 1999 года № 441-1 «О субсидиях и компенсационных мерах».

Указанные законы устанавливали порядок и процедуры применения антидемпинговых, защитных и компенсационных мер в целях защиты внутреннего рынка от негативных последствий, причиняемых возросшим импортом или поставками демпингового или субсидированного товара. В соответствии с указанными законами, антидемпинговые, защитные и компенсационные пошлины могут быть введены только в случае доказательства причинения серьезного ущерба или угрозы его нанесения отечественным производителям подобных товаров. Срок действия указанных мер устанавливается на ограниченный период, необходимый для адаптации отечественных производителей товаров к условиям конкуренции. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 сентября 2000 года № 1374 «О правилах проведения разбирательства, предшествующего введению защитных, компенсационных или антидемпинговых мер» установлен порядок проведения разбирательства по введению мер по защите торговли. Правила содер-

жат детальное описание процедур применения защитных мер, которые разработаны в соответствии с соглашениями ВТО.

Законодательство Республики Казахстан в области антидемпинговых мер, субсидий и компенсационных мер приведено в соответствие с принципами и правилами Всемирной торговой организации.

Регулирование экспорта осуществлялось экспортными таможенными пошлинами, установленными постановлениями Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года № 1317 «О Таможенном тарифе Республики Казахстан» и от 15 октября 2005 года № 1036 «О взимании таможенных пошлин при вывозе с таможенной территории Республики Казахстан товаров, выработанных из нефти».

Экспортные таможенные пошлины применяются при экспорте товаров с таможенной территории Республики Казахстан, за исключением товаров, экспортируемых в страны-члены Таможенного союза. К примеру, в соответствии с Соглашением между Правительством Казахстана и Европейским объединением угля и стали о торговле некоторыми изделиями из стали, экспортные таможенные пошлины также не применяются в отношении лома и отходов черных металлов, экспортируемых в Европейский союз. Основные положительные моменты вступления Казахстана в ВТО будут заключаться в следующем:

Во-первых, помимо того, что Казахстан будет признан страной с открытой рыночной экономикой, интегрированной в мировое хозяйство и мировые структуры, содействующие ее развитию, он автоматически получает в отношениях со всеми странами-членами организации режим наибольшего благоприятствования.

Во-вторых, в связи с большой вовлеченностью в мировой экспорт нефти, нефтепродуктов, природного газа, электроэнергии и угля для Казахстана большое значение в ВТО будет иметь условие ведения торговли между участниками ВТО на недискриминационной основе. Вступление в ВТО даст Казахстану ряд преимуществ в области лицензирования экспорта, стандартов, применения антидемпинговых и компенсационных пошлин и в целом будет способствовать росту внешнеэкономической активности государства.

В-третьих, от расширения вследствие более эффективной конкуренции на рынке ассортимента и качества товаров и услуг, снижения их цены должны выиграть казахстанские потребители. Снижение цен будет касаться не только готовых импортных товаров и услуг, но и отечественных, в производстве которых используются импортные компоненты. Вместе с тем произойдут со-

ответствующие изменения в объемах и структуре потребления, которое будет приближаться к стандартам развитых стран. Повышение платежеспособного спроса положительно скажется на росте производства, будет свидетельствовать об улучшении социально-экономического положения населения.

В-четвертых, для производителей потенциальные выгоды будут связаны с получением облегченного доступа к мировым рынкам товаров, услуг, капиталов, международно-признанных прав для защиты национальных экономических интересов на этих рынках. Произойдет снижение коммерческих рисков - за счет установления более стабильного режима торговли, а также уменьшения транспортных затрат - вследствие гарантирования свободы транзита товаров по территории стран-членов ВТО. Все это, в общем, будет содействовать снижению себестоимости казахстанской продукции.

В-пятых, создание цивилизованных условий конкуренции и прозрачного правового поля будет стимулировать общее ускорение структурных реформ и даст толчок для создания конкурентоспособной экономики. Этому будет способствовать приведение национального законодательства (в частности, в сфере налогообложения, таможенного регулирования, стандартизации и сертификации, регулирования сферы услуг, конкурентной политики, охраны интеллектуальной собственности) в соответствии с нормами и правилами ВТО.

В-шестых, перспективы инвестиционного климата в связи со вступлением Казахстана в ВТО будут положительными. Приток иностранных инвестиций в экономику страны в силу общего улучшения имиджа страны, открытости экономики, улучшения законодательной базы, повышения прозрачности инвестиционных процедур, облегчения доступа на внутренний рынок зарубежных финансовых институтов, развития фондового рынка увеличится. Инвестиционные потоки, несомненно, приведут к развитию отечественного производства, послужат мощным источником обновления производства и экономического роста страны, способствуют модернизации промышленного производства, росту экспорта, привлечению новых технологий и росту рабочих мест, повышению уровня квалификации местных специалистов.

В-седьмых, ускоренное развитие получат отрасли, выпускающие конечную продукцию с высоким уровнем наукоемкости и добавленной стоимости, высокой и средней технологичностью. Рост производства такой продукции может поддерживаться только выходом Казахстана на

внешний рынок, который компенсирует «узость» внутреннего рынка и ограниченность внутреннего спроса. В результате расширения присутствия передовых технологий, товаров, услуг и инвестиций на внутреннем рынке, внедрения международных стандартов качества будут созданы благоприятные условия для повышения качества и конкурентоспособности национальной продукции.

В-восьмых, членство в ВТО обеспечит Казахстану выход в унифицированное международное правовое пространство, которое создаст всем экспортерам и импортерам стабильные и предсказуемые условия деятельности. Казахстан может реально рассчитывать на получение права участия в разработке норм, регулирующих мировую торговлю, руководствуясь национальными интересами. Кроме того, появится возможность доступа к оперативной информации во внешнеэкономической политике и намерениям правительств стран-участниц ВТО, что позволит вырабатывать более эффективную торговую и экономическую политику [3].

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что все эти выгоды и преимущества не приходят автоматически. Все зависит от того, когда, на каких условиях и с какой степенью готовности войти в этот международный институт. Далеко не случайно, что многие страны длительное время и тщательно готовятся к членству в ВТО. К примеру, Китай, в успешном развитии экономики которого сегодня никто не сомневается, готовился к этому акту более 15 лет, став членом организации только в 2001 году. Не случайно и то, что те страны, которые не придали процессу подготовки серьезного значения и поспешили со вступлением в ВТО, не только не получили каких-либо выгод, но и столкнулись с серьезными трудностями. К ним можно отнести Киргизию, Молдову, Грузию. Опыт вступления этих стран в ВТО в целом можно считать негативным, ибо он не дал того экономического роста, на который они рассчитывали. Киргизия открыла свои границы для всех товаров и ожидала, что придут и значительные инвестиции. А они не только не увеличились, а, наоборот, сократились. Если объем прямых иностранных инвестиций в 1997 году составил в этой стране US$96 млн., то в 2000 году он сократился до ^$39 млн. Не улучшаются экономические показатели и в Грузии. В Молдове, после ее вступления в ВТО, возникли серьезные проблемы в ряде жизненно важных отраслей, в таких, как сельскохозяйственное машиностроение, табачная и винодельческая индустрия, а иностранные инвестиции в 2000 году сократились на 8,0% [4]. Тем самым не от-

вергается сама идея членства Казахстана в ВТО, но здоровый пессимизм и взвешенность должны быть главными императивами в выборе алгоритма вступления в эту организацию и в вопросе вступления в члены ВТО не должно быть какой-либо спешки и кампанейщины [4].

Безусловно, со вступлением Казахстана в ВТО повысится престиж республики на международных рынках, а также укрепится доверие к ней со стороны «мирового сообщества». В то же время, негативными моментами при вступлении Казахстана в ВТО могут стать резкий приток в страну импортных продуктов, усиление международной конкуренции, невозможность установления таможенных пошлин выше, чем будет оговорено в рамках этой организации. Кроме того, Казахстан вынужден будет строго соблюдать правила поведения на рынке - в противном случае ВТО оставляет за собой право применения к республике определенных санкций.

Тем не менее, Казахстан, Российская Федерация и Беларусь уже второй год работают в рамках Таможенного союза. С 1 июля 2011 года между странами отменен таможенный контроль и создана единая таможенная территория. Так, в области таможенно-тарифного регулирования была проведена работа по изменению ставок импортных таможенных пошлин. В отношении ряда товаров (лекарственные средства, медицинское оборудование, сырье для нефтехимической, бумажной отраслей и др.), по которым был предусмотрен переходный период, проведена работа по их оптимизации с целью создания эффективного механизма администрирования в условиях отсутствия таможенных границ между тремя странами.

В сфере применения торговых мер при импорте товаров принято и ратифицировано Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода.

Проведена работа по пересмотру действующих на национальном уровне в трех странах специальных защитных и антидемпинговых мер в целях их распространения на единую таможенную территорию Таможенного союза.

Кроме того, в Казахстане в целях защиты отечественных производителей и пресечения недобросовестной конкуренции, на основании заявлений отечественных производителей введены защитные меры сроком на 3 года в отношении возросшего импорта: ваты и изделий из неё, карамели, шоколадных конфет, прочих кондитерских изделий.

Развитие торговых отношений с третьими странами осуществлялось по двум направлениям: в рамках СНГ в целях завершения процесса вве-

дения полномасштабного режима свободной торговли 18 октября 2011 года подписан новый многосторонний Договор о зоне свободной торговли, охватывающий более полный спектр вопросов взаимоотношения стран, участвующих в преференциальной торговле. Он максимально соответствует нормам ВТО. Казахстан в рамках Договора закрепил за собой право применять экспортные пошлины на отдельные сырьевые товары, что позволит решить проблему несанкционированного реэкспорта казахстанских товаров через СНГ в дальнее зарубежье. Казахстан также предусмотрел изъятия в части права применения политики поддержки местного содержания.

Во-вторых, одновременно с традиционными для нашей страны направлениями интеграции мы углубляем сотрудничество с рядом стран дальнего зарубежья. Так, например, сегодня наши три государства - Беларусь, Россия и Казахстан - ведут переговоры по формированию зоны свободной торговли с Новой Зеландией и со странами ЕАСТ, к которым относятся Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн. Было проведено несколько раундов переговоров стран Таможенного союза по созданию зоны свободной торговли со странами Европейской Ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) и Новой Зеландией. Зона свободной торговли между странами Таможенного союза и ЕАСТ усилит конкурентные преимущества Казахстана и даст возможность углубить сотрудничество между отечественными и европейскими предпринимателями в сфере фармацевтики, промышленного инжиниринга, а также будет способствовать трансферту технологий.

Также начата совместная работа по изучению экономического потенциала от либерализации взаимной торговли между Таможенным союзом с Вьетнамом, Египтом.

Важным этапом явилось создание Единого экономического пространства, в рамках которого в дополнение к свободе движения товаров в рамках Таможенного союза, создаются условия для свободного передвижения на территории трех стран услуг, капитала и трудовых ресурсов. В 2011 году была проведена работа по ратификации всего пакета соглашений ЕЭП. Это 17 основополагающих соглашений, направленных на формирование Единого экономического пространства, подписанных в конце 2010 года. Для эффективного и скоординированного управления интеграционными процессами принят Договор о Евразийской экономической Комиссии (18 ноября 2011 года), который, как наднациональный орган, наделен необходимыми полномочиями. Евразийская Экономическая Комиссия начала свою деятельность с 1 февраля 2012 года.

Использованная литература

1. Алибеков С. Вступление в ВТО (правовые аспекты) // Юридическая газета. - 2006. - декабрь.

2. Вступление Казахстана в ВТО // Финансы в Казахстане. - 2011. - 03 мая.

3. Алибеков С. Особенности торговой политики в современный период // Импорт-экспорт. - 2010. - № 9.

4. Кенжегали Сагадиев. Вступление Казахстана в ВТО: проблемы, последствия и перспективы // www.investkz.com/journals/34/290.html

Автор осы мацалада Казацстан Республикасы ДСК-на трудщ кейбгр уйымдастыру цуцыцтыц мэселелерт зерттейд1.

В данной статье автор раскрывает некоторые организационно-правовые вопросы вступления Республики Казахстан в ВТО.

In given article the author opens some organizational-legal questions of the introduction of Republic Kazakhstan in the WTO.

Ty^h сездер: ВТО-га мYшелiк, БiрьщFай экономикальщ кещспк, Кеден одагы. Ключевые слова: членство в ВТО, Единое экономическое пространство, Таможенный союз. Keywords: WTO membership, Uniform economic space, the customs union.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.