Научная статья на тему 'Организационно-правовые особенности государственного регулирования миграционных процессов'

Организационно-правовые особенности государственного регулирования миграционных процессов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
467
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕТОДЫ И ГАРАНТИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / MIGRATION PROCESSES / STATE REGULATION / METHODS AND SAFEGUARDS OF LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прудников Анатолий Семенович

Статья посвящена общей характеристике и системе субъектов государственного регулирования миграционных процессов; методам правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с миграционными процессами; гарантиям правового регулирования миграционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and legal features of state regulation of migration processes

The article describes the General characteristics and the system of subjects of state regulation of migration processes; methods of legal regulation of public relations arising in connection with migration processes; guarantees of legal regulation of migration processes.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые особенности государственного регулирования миграционных процессов»

УДК 342.31 ББК 67.400

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

АНАТОЛИЙ СЕМЕНОВИЧ ПРУДНИКОВ,

доктор юридических наук, профессор,

профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: tanya_198307@mail.ru

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Статья посвящена общей характеристике и системе субъектов государственного регулирования миграционных процессов; методам правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с миграционными процессами; гарантиям правового регулирования миграционных процессов.

Ключевые слова: миграционные процессы, государственное регулирование, методы и гарантии правового регулирования.

Abstract. The article describes the General characteristics and the system of subjects of state regulation of migration processes; methods of legal regulation of public relations arising in connection with migration processes; guarantees of legal regulation of migration processes.

Keywords: migration processes, state regulation, methods and safeguards of legal regulation.

Современный мир переживает несколько глобальных проблем, затрагивающих жизненные интересы всего населения планеты и требующих для своего решения усилий всего мирового сообщества. В сфере социально-политических и правовых проблем глобального масштаба лежат миграционные вызовы, влияющие на все сферы деятельности и происходящие в них политические, правовые и экономические процессы.

Миграционные процессы вплетаются в одну из важных сфер российского общества. В ней сосредоточены национальные, социальные, идеологические и иные интересы различных категорий населения. Так, на заседании Совета Безопасности Российской Федерации 31 марта 2016 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что «ситуация в сфере миграции, прежде всего нелегальной, связана с повышенными рисками и требует самого пристального внимания. Немало мигрантов в России по-прежнему находятся с превышением срока пребывания, по сути выпадают

из зоны контроля со стороны правоохранительных структур»1.

Масштабность и сложность миграционной политики не позволяют однозначно установить перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование миграции в Российской Федерации. В данном процессе в той или иной мере участвует ряд федеральных органов исполнительной власти, однако большинство из них принимает участие в реализации миграционной политики, затрагивая лишь отдельные ее аспекты, что сказывается на эффективности борьбы с нелегальной миграцией и другими видами правонарушений в рассматриваемой сфере.

Раскрывая деятельность различных субъектов по регулированию миграционных процессов необходимо подчеркнуть, что она связана с выработкой целей, задач и функций, с использованием определенных форм и методов их реализации. Правовой статус уполномоченных органов по регулированию миграционных процессов любого государства —

это, прежде всего, их статус (положение) в системе, функционирующей исполнительной власти. Будучи органами исполнительной власти, они через нормы права как социального регулятора общественных отношений, воздействуя на сознание и поведение людей, определяют их действия и поступки.

Главным элементом правового статуса государственных органов, определяющих его роль и назначение в системе соответствующих органов, является компетенция. Это относится и к правовому статусу должности, так как должностные полномочия являются составной частью компетенции органа. Компетенция субъектов в сфере миграции производна прежде всего и зависит главным образом от компетенции того государства, чьим органом является данный субъект. Этот момент четко отражен в действующей Конституции. Поскольку компетенция субъектов в сфере миграции устанавливается государством путем издания юридических норм, оно предстает перед нами как явление «не только государственно-властное», но и юридическое. Орган вправе и обязан выполнять ту деятельность, которая на него возложена государством. Устанавливая компетенцию того или иного органа, государство и уполномочивает его на совершение определенных действий и вводит, естественно, его деятельность в рамки2.

Современные представления о функциях субъектов в сфере миграции базируются на следующем.

Во-первых, функции, или основные направления деятельности уполномоченных органов в сфере миграции, являются важнейшей составляющей правового положения, показывая, какими методами реализуются те или иные задачи в области миграции. Каждая задача, как правило, решается путем практической реализации нескольких функций.

Во-вторых, функции уполномоченных органов в сфере миграции в силу их важности и значимости подлежат законодательному закреплению. Особенно это касается законов о миграционных отношениях, где законодательно не закреплены задачи органов. По функциям уполномоченных органов в сфере миграции можно судить о содержании и характере решаемых ими задач.

В-третьих, задачи и функции уполномоченных органов в сфере миграции требуют четкого опреде-

ления и размежевания в целях совершенствования правового регулирования в области миграции.

В процессе государственного регулирования миграционных процессов в той или иной мере участвуют практически все федеральные органы исполнительной власти, однако большинство из них затрагивает лишь отдельные ее аспекты. При этом полномочия по реализации миграционной политики и регулированию миграционными процессами в основном сосредоточены в компетенции Главного управления по вопросам миграции МВД России3.

Уполномоченные органы по регулированию миграционных процессов выполняют следующие государственные функции: разработка и осуществление мер по реализации государственной политики в сфере миграции; обобщение практики применения законодательства и анализ государственной политики в сфере миграции; осуществление в соответствии с законодательством контроля и надзора за соблюдением всеми гражданами, лицами без гражданства и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства; соблюдением иммиграционных правил иностранными гражданами и лицами без гражданства; соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников и использования их труда и т.д.4.

Таким образом, многофункциональность уполномоченных органов по регулированию миграционных процессов и совершенствованию государственного управления для Российской Федерации позволило изменить статус ФМС России с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и передать ее полномочия в состав МВД России, возложив их на Главное управление по вопросам миграции.

В целом можно выделить три варианта политики в отношении мигрантов5:

1) полная сегрегация из принимающего сообщества;

2) требование отказа от своей культуры с заменой ее на образ жизни большинства населения принимающей страны;

110

Вестник экономической безопасности

№ 6/2016

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

3) разрешение сохранения мигрантами своей культуры и религии взамен на соблюдение закона и основополагающих социальных норм.

Таким образом, трансформация интеграционной стратегии по отношению к мигрантам может завершиться выбором в пользу мультикультурализма, что означает изменение этнической структуры социума, населения. Следует подчеркнуть, что в российском дискурсе термин «мультикулкгурализм» так и не стал общеупотребительным. Вместо этого используется устойчивое выражение «адаптация и интеграция мигрантов». В этом смысле интеграция как подход к определению положения мигрантов в принимающем сообществе противопоставляется сегрегации, а меры интеграции нацелены на противодействие сегрегации мигрантов6.

Выполнение мероприятий в сфере интеграции мигрантов будет способствовать созданию: различных центров информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации7. Первым шагом в этом направлении стал принятый в 2012 г. закон, устанавливающий обязанность иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, для осуществления трудовой деятельности в сферах жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли и бытового обслуживания, владеть русским языком на уровне не ниже базового8.

Важным этапом в решении проблем в рассматриваемой сфере станет принятие закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации», в котором необходимо определить дефиниции «адаптация» и «интеграция» иностранных граждан.

Также для предотвращения нахождения на территории Российской Федерации нелегальных мигрантов следует ввести уголовную ответственность за незаконный прием на работу иностранных граждан. Кроме того, сдача в наем жилого помещения ответственным квартиросъемщиком трудящемуся мигранту без оформления лицензии должна нести ответственность по ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации «незаконное предпринимательство». Эти и другие меры позволят улучшить работу в области предупреждения и пресечения незаконной миграции.

В заключении необходимо отметить, что результаты анализа реализации норм и правоприменительной практики правового регулирования миграционных процессов как показатель полноты и качества осуществления государственной политики в данной сфере характеризуют данный процесс как показатель эффективности с точки зрения реализации функций государства. По своей сущности миграционная функция государства представляет собой целеустремленное и правообразующее воздействие на миграционные процессы для урегулирования движения граждан на его территории, создания условий мигрантам в реализации ими своих прав и законных интересов, а также для обеспечения нормальной жизнедеятельности государства. Обеспечение правопорядка, общественной и национальной безопасности в качестве самостоятельного элемента в системе миграционных функций позволяет обосновать вывод о необходимости корректировки миграционной политики государства — усиление роли органов государственной власти и местного самоуправления в противодействии незаконной миграции.

1 См.: Российская газета. 2016 г. 1 апреля.

2 Прудникова Т.А. Административно-правовое закрепление системы органов исполнительной власти в сфере миграции // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 11. С. 204.

3 См.: Указ Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и в сфере миграции» // СЗ РФ. 2016. № 15. Ст. 2071. // URL: www.garant.ru

4 См.: Акимова С.А., РедкоусВ.М. Административно-правовой статус органов исполнительной власти. М., 2012.

5 Прудников А.С. Административная ответственность за нарушения правил режима государственной границы и других пограничных территорий// Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 5.

6 Прудников А.С. Организационно-правовые меры по предупреждению правонарушений, совершенных мигрантами в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ// сборник Всероссийской научно-практической конференции «Уголовно-правовая превенция в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции (региональный аспект)». Чебоксары, 17 апреля 2015 г. С. 240—249.

7 См.: Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года // Указ Президента РФ от 13.06.2012 // URL: http:www.fms.gov.ru/

8 См.: Закон № 185 от 12 ноября 2012 г. «О внесении изменений в статью 13.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; ст. 27.2 Федерального Закона «Об образовании» // URL: http: www.pravo.gov. ru, 31.12.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.