Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА О ССУДО-СБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРИЩЕСТВАХ В РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ В.'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА О ССУДО-СБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРИЩЕСТВАХ В РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
44
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ / КООПЕРАТИВНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / КООПЕРАТИВНЫЙ ЦЕНТР / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / КООПЕРАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ / КООПЕРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КООПЕРАТИВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новикова Юлия Олеговна

Актуальность: кооперация конца XIX - начала XX в. в России являлась весьма заметным и прогрессивным общественным движением, объединившим огромные массы населения вокруг идеи повышения экономического и культурного уровня жизни. Идеологами кооперативной мысли кооперация рассматривалась не только как хозяйственное или некоммерческое предприятие, но главным образом как широкое общественное движение со своей идеологией, направленной на образование, просвещение, воспитание в самом широком смысле. Постановка проблемы: однако, несмотря на стремительный рост количества кооперативных объединений различных типов, уже к концу XIX в. молодое кооперативное движение встретилось с многочисленными проблемами различного характера: 1) отсутствие системы общероссийского кооперативного законодательства; 2) отсутствие специальных знаний членов кооперативов по организационным, финансовым, делопроизводственным и иным основам деятельности товариществ; 3) отсутствие просветительской деятельности и пропаганды кооперативных идей среди кооперативных деятелей и потенциальных участников кооперативного движения и пр. Поскольку государственная власть понимала особую роль кооперации в деле повышения благосостояния населения, развития товарно-денежных отношений, необходимо было выработать не только правовую основу, которая бы урегулировала деятельность кооперативных объединений, но и сформировать развитую, структурно многогранную систему, состоящую из кооперативов различных видов, их союзных объединений, а также таких государственных кооперативных институтов различного уровня, которые бы взяли на себя роль не только организационного, но и просветительского характера. Иными словами, необходимо было сформировать единую систему кооперации, которая бы функционировала как цельное явление общественно-экономической жизни, развивающейся в русле государственной социально-экономической политики. Цель исследования: провести анализ организационных и правовых снов деятельности Комитета о ссудо-сберегательных и промышленных товариществах в России конца XIX - начала ХХ в. Определить роль данного кооперативного центра в деле распространения кооперации в Российской империи этого периода. Методы: историко-генетический, сравнительный, системный, метод экспликации понятия, общелогические методы и приемы познания. Результаты и ключевые выводы: в статье сделан вывод о том, что с момента начала деятельности Комитета о ссудо-сберегательных и промышленных товариществах, санкционированной государственной властью, отмечается рост кооперативных объединений в России. Этому способствовала деятельность данного кооперативного центра в деле не только пропаганды и теоретической разработки вопросов кооперативной деятельности, но и практической реализации поставленных целей как теоретиками, так и практиками российской кооперации, которая выразилась в выработке основных положений нормативных актов, регулирующих деятельность кредитных, ссудо-сберегательных и потребительских кооперативов на этапе не только становления, но и развития их практических целей. В результате анализа деятельности Комитета видно, что данный кооперативный институт был не номинальным совещательным органом при Московском обществе сельского хозяйства, а играл огромную роль в формировании и реализации как государственной политики в целом, так и правотворческой деятельности уполномоченных органов в сфере организации и развития кооперативного движения в Российской империи конца ХIX - начала ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Новикова Юлия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASES AND RESULTSOF THE ACTIVITIES OF THE COMMITTEE ON SAVINGS AND INDUSTRIAL PARTNERSHIPS IN RUSSIA LATE XIX - EARLY XX CENTURY.

The relevance of the study: the cooperation of the late XIX - early XX century in Russia was a very noticeable and progressive social movement that united huge masses of the population around the idea of improving the economic and cultural standard of living. The ideologists of cooperative thought considered cooperation not only as an economic or non-profit enterprise, but also mainly as a broad social movement with its ideology aimed at education, enlightenment, education in the broadest sense. The problem statement: however, despite the rapid growth in the number of cooperative associations of various types by the end of the XIX century, the young cooperative movement faced numerous problems of various kinds: 1) the absence of a system of all-Russian cooperative legislation; 2) the lack of special knowledge of cooperative members on organizational, financial, clerical and other fundamentals of the activities of partnerships; 3) lack of educational activities and promotion of cooperative ideas among cooperative leaders and potential participants of the cooperative movement, etc. Since the state authorities understood the special role of cooperation in improving the welfare of the population, the development of commodity-money relations, it was necessary to develop not only a legal framework that would regulate the activities of cooperative associations, but also to form a developed, structurally multifaceted system consisting of cooperatives of various types, their union associations, as well as such state cooperative institutions of various levels that would take on the role of not only organizational, but also educational. That is, it was necessary to form a unified system of cooperation that would function as an integral phenomenon of socio-economic life developing in line with the state socio-economic policy. The purpose of the study: to analyze the organizational and legal dreams of the activities of the Committee on Savings and Loan and industrial partnerships in Russia of the late XIX - early XX century. To determine the role of this cooperative center in the spread of cooperation in the Russian Empire of this period. The methods: historical-genetic, comparative, systematic, method of explication of the concept, general logical methods and techniques of cognition. The results and key conclusions: the article concludes that since the beginning of the activities of the Committee on Savings and Loan and Industrial Partnerships, sanctioned by the state authorities, there has been an increase in cooperative associations in Russia. This was facilitated by the activity of this cooperative center in not only the promotion and theoretical development of issues of cooperative activity, but also the practical implementation of the goals set by both theorists and practitioners of Russian cooperation, which was expressed in the development of the main provisions of regulations governing the activities of credit, savings and consumer cooperatives at the stage of not only the formation, but also the development of their practical goals. As a result of the analysis of the Committee's activities, it is clear that this cooperative institute was not a nominal advisory body under the Moscow society of agriculture, but played a huge role in the formation and implementation of both state policy as a whole and the law-making activities of authorized bodies in the field of organization and development of the cooperative movement in the Russian Empire at the end of the XIX - early XX century.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА О ССУДО-СБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРИЩЕСТВАХ В РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ В.»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ:

методология, правовое обеспечение

ЮЛИЯ ОЛЕГОВНА НОВИКОВА,

доцент кафедры теории и истории государства и права, кандидат исторических наук, доцент Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых Российская Федерация, 600000, г. Владимир,

ул. Студенческая, д. 8 E-mail: ynovikova1902@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве.

УДК 34.047

DOI 10.24412/2072-9391-2022-161-25-35

YULIA OLEGOVNA NOVIKOVA,

Associate Professor of the Department

of Theory and History of State and Law,

Candidate of Historical Sciences,

Associate Professor

Vladimir State University named after

Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov

Russian Federation, 600000, Vladimir,

Studencheskaya St., 8

E-mail: ynovikova1902@yandex.ru

Scientific Specialty:

12.00.01 — Theory and History of Law and State; History of Doctrines about Law and State.

Дата поступления: 29 ноября 2021 г.

Дата принятия статьи в печать: 17 марта 2022 г.

Организационно-правовые основы и результаты деятельности Комитета о ссудо-сберегательных и промышленных товариществах в России конца XIX - начала ХХ в.

The Organizational and Legal Bases and Results

of the Activities of the Committee on Savings and Industrial

Partnerships in Russia Late XIX - Early XX Century

Аннотация

Актуальность: кооперация конца XIX - начала XX в. в России являлась весьма заметным и прогрессивным общественным движением, объединившим огромные массы населения вокруг идеи повышения экономического и культурного уровня жизни. Идеологами кооперативной мысли кооперация рассматривалась не только как хозяйственное или некоммерческое предприятие, но главным образом как широкое общественное движение со своей идеологией, направленной на образование, просвещение, воспитание в самом широком смысле.

Постановка проблемы: однако, несмотря

Abstract

The relevance of the study: the cooperation of the late XIX - early XX century in Russia was a very noticeable and progressive social movement that united huge masses of the population around the idea of improving the economic and cultural standard of living. The ideologists of cooperative thought considered cooperation not only as an economic or non-profit enterprise, but also mainly as a broad social movement with its ideology aimed at education, enlightenment, education in the broadest sense.

The problem statement: however, despite the rapid growth in the number of cooperative as-

26

на стремительным рост количества кооперативных объединений различных типов, уже к концу XIX в. молодое кооперативное движение встретилось с многочисленными проблемами различного характера: 1) отсутствие системы общероссийского кооперативного законодательства; 2) отсутствие специальных знаний членов кооперативов по организационным, финансовым, делопроизводственным и иным основам деятельности товариществ; 3) отсутствие просветительской деятельности и пропаганды кооперативных идей среди кооперативных деятелей и потенциальных участников кооперативного движения и пр.

Поскольку государственная власть понимала особую роль кооперации в деле повышения благосостояния населения, развития товарно-денежных отношений, необходимо было выработать не только правовую основу, которая бы урегулировала деятельность кооперативных объединений, но и сформировать развитую, структурно многогранную систему, состоящую из кооперативов различных видов, их союзных объединений, а также таких государственных кооперативных институтов различного уровня, которые бы взяли на себя роль не только организационного, но и просветительского характера. Иными словами, необходимо было сформировать единую систему кооперации, которая бы функционировала как цельное явление общественно-экономической жизни, развивающейся в русле государственной социально-экономической политики.

Цель исследования: провести анализ организационных и правовых снов деятельности Комитета о ссудо-сберегательных и промышленных товариществах в России конца XIX - начала ХХ в. Определить роль данного кооперативного центра в деле распространения кооперации в Российской империи этого периода.

Методы: историко-генетический, сравнительный, системный, метод экспликации понятия, общелогические методы и приемы познания.

Результаты и ключевые выводы: в статье сделан вывод о том, что с момента начала деятельности Комитета о ссудо-сберегательных и промышленных товариществах, санкционированной государственной властью, отмечается рост кооперативных объединений в России. Этому способствовала деятельность данного кооперативного центра в деле не только пропаганды и теоретической разработки вопросов кооперативной деятельности, но и практической реализации поставленных целей как теоретиками, так и практиками российской кооперации, которая выразилась в выработке основных положений нормативных актов, регулирующих деятельность кредитных, ссудо-сберегательных и потребительских кооперативов на этапе не только ста-

sociations of various types by the end of the XIX century, the young cooperative movement faced numerous problems of various kinds: 1) the absence of a system of all-Russian cooperative legislation; 2) the lack of special knowledge of cooperative members on organizational, financial, clerical and other fundamentals of the activities of partnerships; 3) lack of educational activities and promotion of cooperative ideas among cooperative leaders and potential participants of the cooperative movement, etc.

Since the state authorities understood the special role of cooperation in improving the welfare of the population, the development of commodity-money relations, it was necessary to develop not only a legal framework that would regulate the activities of cooperative associations, but also to form a developed, structurally multifaceted system consisting of cooperatives of various types, their union associations, as well as such state cooperative institutions of various levels that would take on the role of not only organizational, but also educational. That is, it was necessary to form a unified system of cooperation that would function as an integral phenomenon of socio-economic life developing in line with the state socio-economic policy.

The purpose of the study: to analyze the organizational and legal dreams of the activities of the Committee on Savings and Loan and industrial partnerships in Russia of the late XIX - early XX century. To determine the role of this cooperative center in the spread of cooperation in the Russian Empire of this period.

The methods: historical-genetic, comparative, systematic, method of explication of the concept, general logical methods and techniques of cognition.

The results and key conclusions: the article concludes that since the beginning of the activities of the Committee on Savings and Loan and Industrial Partnerships, sanctioned by the state authorities, there has been an increase in cooperative associations in Russia. This was facilitated by the activity of this cooperative center in not only the promotion and theoretical development of issues of cooperative activity, but also the practical implementation of the goals set by both theorists and practitioners of Russian cooperation, which was expressed in the development of the main provisions of regulations governing the activities of credit, savings and consumer cooperatives at the stage of not only the formation, but also the development of their practical goals.

As a result of the analysis of the Committee's activities, it is clear that this cooperative institute was not a nominal advisory body under the Moscow society of agriculture, but played a huge role in the formation and implementation of both state

новления, но и развития их практических целей.

В результате анализа деятельности Комитета видно, что данный кооперативный институт был не номинальным совещательным органом при Московском обществе сельского хозяйства, а играл огромную роль в формировании и реализации как государственной политики в целом, так и правотворческой деятельности уполномоченных органов в сфере организации и развития кооперативного движения в Российской империи конца XIX - начала ХХ в.

Ключевые слова: кредитная кооперация; кооперативное объединение; кооперативный центр; потребительская кооперация; кооперативное движение; кооперативное законодательство; кооперативное строительство; кредитная кооперация.

policy as a whole and the law-making activities of authorized bodies in the field of organization and development of the cooperative movement in the Russian Empire at the end of the XIX - early XX century.

Keywords: credit cooperation; cooperative association; cooperative center; consumer cooperation; cooperative movement; cooperative legislation; cooperative construction; credit cooperation.

Кооперативное движение конца XIX — начала XX в. в России являлось весьма заметным и прогрессивным общественным движением, объединившим огромные массы населения вокруг идеи повышения экономического и культурного уровня жизни. Идеологами кооперативной мысли кооперация рассматривалась не только как хозяйственное или некоммерческое предприятие, но главным образом как общественное движение со своей идеологией, направленной на образование, просвещение, воспитание в самом широком смысле [14; 15; 18].

Однако, несмотря на стремительный рост количества кооперативных объединений различных типов, уже к концу XIX в. молодое кооперативное движение встретилось с многочисленными проблемами различного характера: 1) отсутствие системы общероссийского кооперативного законодательства; 2) отсутствие специальных знаний членов кооперативов по организационным, финансовым, делопроизводственным и иным основам деятельности товариществ; 3) отсутствие просветительской деятельности и пропаганды кооперативных идей среди кооперативных деятелей и потенциальных участников кооперативного движения и пр.

Поскольку государственная власть понимала особую роль кооперации в деле повышения благосостояния населения, развития товарно-денежных отношений, необходимо было выработать не только правовую основу, которая бы урегулировала деятельность кооперативных объединений, но и сформировать развитую, структурно многогранную систему, состоящую из кооперативов различных видов, их союзных объединений, а также таких государственных кооперативных институтов различного уровня, которые бы взяли на себя роль не только организационного, но и просвети-

тельского характера. Иными словами, необходимо было сформировать единую систему кооперации, которая бы функционировала как цельное явление общественно-экономической жизни, развивающейся в русле государственной социально-экономической политики.

Одним из первых таких кооперативных институтов, созданных самой крупной на тот момент общественной организацией — Московским обществом сельского хозяйства (далее — МОСХ; Общество) в 1871 г., был Комитет о сельских ссудо-сберегательных и промышленных товариществах в г. Москве (далее — Комитет) и Санкт-Петербургское отделение Комитета о сельских ссудо-сберегательных и промышленных товариществах [19, с. 4] (далее — Санкт-Петербургское отделение; Отделение). Деятельность Комитета и Отделения была санкционирована Министерством государственных имуществ, которое утвердило 6 ноября 1871 г. Программу (Устав) Комитета о сельских ссудо-сберегательных и промышленных товариществах при Императорском Московском обществе сельского хозяйства1.

Учреждение данного Комитета при МОСХ вполне логично, поскольку МОСХ, получившее титул «Императорское», к концу XIX в. стало центром, координировавшим деятельность аграрных сил страны. Нельзя не согласиться с мнением многих ученых-историков о том, что вышеуказанное Общество соединяло в своей деятельности передовой опыт науки и аграрной политики, которые ранее развивались практически изолированно друг от друга2 [7]. Ставя устав-

1 Программа Комитета о сельских ссудо-сберегательных и промышленных товариществах при Московском обществе сельского хозяйства. Москва, 1871.

2 Историческое наследие Московского общества сельского хозяйства и модернизация аграрного сектора России: материалы

28

ной целью развитие сельского хозяйства во всей России в целом и в южной ее части в частности3, объединяя силы ученых-аграрников, землевладельцев, просветителей в вопросах улучшения и интенсификации сельского хозяйства, МОСХ сыграло важную роль в развитии российского кооперативного общественного движения в конце XIX века, а также выступило центром притяжения кооператоров, точкой содействия кредитной и сельскохозяйственной кооперации [6].

В отчете МОСХ за 1838 г. указывалась необходимость учреждения «вспомогательных комитетов» с целью привлечения к участию в деятельности Общества большего количества представителей сельского хозяйства, интенсификации обмена теоретическими и практическими знаниями и опытом [2, с. 25].

Известный лидер идеологов кредитной кооперации России конца XIX в., который разрабатывал теоретические основы и принципы ее функционирования, действительный статский советник, экономист, исследователь земельных отношений и проблем самоуправления А. И. Ва-сильчиков возглавил Санкт-Петербургское отделение Комитета, полагая, что данный кооперативный институт должен сыграть выдающуюся роль в пропаганде идей кооперации вообще и кредитной кооперации в особенности [5, с. 32]. А. И. Васильчиков, понимая необходимость наличия финансового капитала в деревне для развития сельского хозяйства, считал, что кредит, как и просвещение, здравоохранение, продовольствие должен быть «народным», то есть «общедоступным», вкладывая в это понятие три обязательных составляющих признака: 1) территориальная обособленность кредита; 2) личная направленность; 3) «мелкий» объем средств, круг участников и срок кредита [4, с. 22—23].

К 1870 г. идеи повышения материального благосостояния и духовного уровня российского крестьянства через развитие кооперативного движения в целом и кредитной кооперации в частности стали разделять многие земские, государственные, кооперативные деятели. Так, в указанном году князем А. И. Васильчиковым был образован «Петербургский кружок», членами которого стали А. В. Яковлев — известный российский общественный деятель, действительный статский советник, гласный Петербургской городской думы, мировой судья г. Москвы, теоретик кооперации; Н. П. Клюпанов — известный российский общественный деятель, председатель Ветлужского уездного земства; Е. В. Де-Роберти — социолог, философ-неопозитивист; Н. Н. Фирсов — пред-

научной конференции, посвященной 200-летию Императорского Московского общества сельского хозяйства. 22-23 сентября 2020 года. Москва, 2020.

3 Устав Императорского общества сельского хозяйства Южной России. Одесса, 1891.

седатель Новгородской губернской земской управы; В. Ф. Лугинин — помещик Костромской губернии, основатель первого в России ссудо-сберегательного товарищества [3].

На очередном Съезде МОСХ 27 декабря 1870 г. А. И. Васильчиков в своем докладе особо подчеркнул важность краткосрочного сельского кредита, что впоследствии выразилось в основных положениях резолюции Съезда по данному вопросу, а именно:

1) для успеха развития сельского хозяйства и сельскохозяйственных промыслов необходимо распространение кредита;

2) наиболее удобная форма кредитных учреждений для сельскохозяйственных промыслов — кредитные товарищества, учреждаемые только для мелкого, личного, краткосрочного кредита.

Эти теоретические воззрения нашли свое отражение в решении Съезда МОСХ о формировании специального Комитета по вопросам содействия развитию кооперативного движения. Более того, тем решением МОСХ с целью выработки основных норм устава Комитета была сформирована комиссия при Обществе, куда вошли А. И. Васильчиков, А. В. Яковлев, а также действующие члены МОСХ: И. А. Брылкин, Н. В. Верещагин (организатор первых кооперативов по переработке молока), А. И. Кошелев, З. Н. Мухортов, В. П. Перцов, Д. Ф. Самарин, В. А. Черкасский, А. И. Чупров.

Указанные видные земцы-кооператоры, состоявшие в «Петербургском кружке», не только разрабатывали теоретические основы российской кооперации, но и пути практической реализации данных идей. Понимая, что для активного вовлечения крестьянства в кооперативное движение необходима система нормативных правовых актов, регулирующих вопросы построения и развития кооперативной системы в России, институт попечительства российской кооперации не только со стороны образованных классов, но и со стороны государственного и частного финансирования, идеологи кооперации с 1871 г. стали реализовывать эти начинания в рамках деятельности Комитета при МОСХ.

В результате с 1871 г. теоретические идеи приверженцев кооперативного строительства переходят в плоскость практики не только на местечковом уровне, но и на общероссийском. Программа Комитета, утвержденная, как указывалось выше, Министерством государственных имуществ, являлась его учредительным документом, поскольку именно с момента ее утверждения Комитет начинает свою деятельность, и определяла его правовой статус.

При этом следует сразу отметить, что этот документ был достаточно неопределенным и устанавливал статус Комитета весьма размыто. По сути, общественное формирование, созданное частной

инициативой, оказалось подведомственно государственному учреждению и действовало на государственные ассигнования. Так, формально Комитет был подведомствен, по аналогии с МОСХ, Министерству государственных имуществ. Однако де-факто находился в ведении Министерства финансов. Именно Министерство финансов формировало 70 % бюджета Комитета, открывало единовременные пособия на его содержание, предоставляло здание Министерства для периодических заседаний его членов [12, с. 104]. Это объяснимо с точки зрения того, что кредитная кооперация в целом находилась в ведении Министерства финансов. Так, еще положением Комитета министров от 21 марта 1869 г. об учреждении Фел-линской ссудо-сберегательной кассы законодатель наделил Министра финансов «по сношению с Министром внутренних дел» разрешать деятельность такого рода учреждений «собственной властью» путем утверждения образцовых уставов ссудо-сберегательных товариществ4.

Однако в соответствии с п. 2 Программы Комитета его деятельность имела постоянный характер, целью которой было содействие распространению в России сельских ссудных и промышленных товариществ. При этом содействие кооперативным организациям устанавливалось по шести направлениям: 1) разработка и утверждение положения, регламентирующего деятельность ссудных товариществ; 2) разработка уставов ссудных и промышленных кооперативных товариществ; 3) ходатайство перед Комитетом министров по вопросу учреждения данных уставов, а соответственно, содействие в учреждении кооперативов; 4) сбор и анализ статистических данных о деятельности ссудных и промышленных товариществ; 5) выработка понятийного аппарата кооперации; 6) популяризация кооперативного движения через распространение методической литературы и выработка решений по возникающим на практике вопросам5.

Установление именно этих направлений деятельности первого общественного кооперативного центра было неслучайно. Они четко отражали те проблемные вопросы, которые, по мнению теоретиков и практиков кооперации, тормозили развитие этого общественного движения в России.

Во-первых, отсутствовали специальные знания в области устройства и деятельности кооперативных товариществ кредитной кооперации со стороны крестьянства, присутствовало не-

4 Об учреждении Феллинской ссудо-сберегательной кассы в г. Феллин Лифляндской губернии и предоставлении Министру Финансов, по сношению с Министром Внутренних дел, разрешать таковые учреждения собственной властью: положение Комитета министров от 21 марта 1869 г. // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 2. Отделение 1.

5 Программа Комитета о сельских ссудо-сберегательных и про-

мышленных товариществах при Московском обществе сельского

хозяйства. Москва, 1871.

понимание ими роли кооперации в деле повышения их благосостояния. Так, например, Владимирский губернатор В. Н. Струков в письме председателю губернской управы П. И. Николаеву в 1971 г. отмечал, что активному распространению ссудо-сберегательных товариществ во Владимирской губернии мешали «...в народе замкнутость, осторожность и недоверие ко всякого рода товариществам»6. Губернатор особо отметил, что недобросовестность, которая обнаружилась при открытии подобного общества в ковровских железнодорожных мастерских, подрывала доверие народа в связи с неоднократными случаями растрат «со стороны волостных старшин и других лиц сельского управления» [13, с. 131].

Во-вторых, отсутствовала правовая база (кроме утвержденных уставов первых кооперативов), которая бы четко регламентировала деятельность кооперативов, определяла их юридический статус в общероссийском масштабе. Более того, несмотря на то что первые ссудо-сберегательные товарищества в России вели свою деятельность на основании утвержденных правительством уставов, единого образцового устава на данный момент времени не было выработано. Как отмечал А. В. Яковлев, в различных губерниях все нормативные документы такого характера были весьма разнообразны и в некоторых случаях противоречили самой сущности кооперативного объединения [19, с. 4].

Задачи Программы Комитета, которые были закреплены в п. 2, на деле реализовывались в том, что Санкт-Петербургское отделение вырабатывало «нормальные», типовые уставы для ссудо-сберегательных товариществ, которые регулировали вопросы их правового статуса как субъектов частноправовых отношений, учитывая все многообразие регионов страны и групп населения. Обязательным условием приобретения фактической и юридической силы правового акта «нормальными» уставами было то, что они проходили процедуру официального опубликования в Собрании узаконений и распоряжений Правительства.

Исходя из анализа основных положений первого типового устава ссудо-сберегательных товариществ, разработанных Комитетом, можно сделать вывод, что те теоретические воззрения на кредитование крестьянства А. И. Васильчико-ва и А. В. Яковлева, о которых мы говорили выше, практически в полной мере отразились на практике. Разработанный Комитетом в 1871 г. образцовый (типовой) Устав ссудо-сберегательного товарищества в целом содержал нормы: 1) определения места образования товарищества вплоть до названия уезда и перечня лиц этого уезда, являющихся его участниками (принцип территориальной обособленности); 2) всесословный

6 ГАВО. Ф. 379. Оп. 1. Д. 107. Л. 2об.

30

и внегендерный характер товариществ, состоящих из лиц, достигших 21-летнего возраста, проживавших на территории деятельности товарищества, получивших данное право путем закрытого голосования; 3) круговая порука за лиц, вступивших в товарищество; 4) право всех без исключения членов товарищества на кредитование; 5) паевое начало — 50 руб.; 6) органами управления товариществ являлись правление, совет, общее собрание с обозначенными компетенциями и пр.

Кроме того, типовой Устав регламентировал права и обязанности пайщиков товарищества: 1) участвовать в общем собрании с правом голоса, быть избранным в члены правления и совета, быть поручителем, осуществлять денежные вклады и получать ссуды, участвовать в распределении прибыли товарищества; 2) обязательное внесение пая, обязательство по займам личным и по поручительству, исполнять нормы Устава, а также решения общего собрания и правления7.

Таким образом, первый типовой Устав, выработанный Комитетом в 1871 г., содержавший 124 пункта, достаточно четко регламентировал правовой статус ссудо-сберегательных товариществ, учитывая, что это был первый опыт правового урегулирования нового, только формирующегося экономического явления общественной жизни.

При этом следует отметить, что образцовый (типовой) Устав имел рекомендательный характер и определял лишь основные направления деятельности ссудо-сберегательных товариществ. Кооператоры, основываясь на положениях образцового Устава, разрабатывали и утверждали уставы собственных образованных товариществ, которые не только детально урегулировали процесс создания и деятельности кооперативов, но и выработали положения по контролю, отчетности и управлению ими.

В целом выработка Комитетом образцового Устава, который носил позитивный характер, закрепляя в нем некоторые демократические принципы и отражая мысли теоретиков и практиков кооперативного движения в России, имело важное практическое значение для развития кооперации на данном этапе развития. По подсчетам А. П. Корелина, в результате пропагандистской, методической и административной деятельности Комитета в период с 1871 по 1877 г. в Российской империи возникло 966 ссудно-сберегательных товариществ [8].

Возвращаясь к нормам Программы первого кооперативного центра, следует отметить, что состав членов Комитета определялся двумя категориями — действительные и почетные. При этом действительными членами Комитета могли стать

7 Устав ссудо-сберегательного товарищества // Яковлев А. В. Сельские ссудо-сберегательные товарищества. Санкт-Петербург,

1872.

все желающие по письменному заявлению, входящие в состав МОСХ. Почетные члены Комитета могли не являться членами МОСХ. Данный статус приобретался путем закрытого голосования по инициативе одного из действующих членов Комитета (п. 3—6)8.

Организационный состав Комитета был представлен председателем, получавшим данный статус на год путем избрания из действующего состава членов, при этом нормы Устава не обозначили категорию членов Комитета, к которой председательствующий должен был принадлежать (п. 7—8)9.

Источниками формирования бюджета с целью финансового обеспечения деятельности Комитета законодатель определил средства бюджета МОСХ, а также временные и постоянные денежные взносы действующих членов Комитета и их пожертвования.

Правовой статус Санкт-Петербургского отделения также был урегулирован Программой Комитета. По сути, права и обязанности Комитета и Отделения были идентичными. Программа определила основные направления деятельности, нацеленные на развитие кооперативного движения в России данных кооперативных центров, определив самостоятельность деятельности каждого. Однако при этом нельзя утверждать, что они действовали обособленно друг от друга. Финансовое обеспечение шло не только по пути членских взносов и пожертвований членов Отделения, но и за счет помощи Комитета.

Решение вопросов принципиального характера, например таких, как выработка основных положений нормальных уставов ссудо-сберегательных товариществ и изменений в них, должно было производиться при обсуждении и выработке консенсуса обоих кооперативных центров; на основе данного принципа решались вопросы и изменения положений Программы Комитета, а также изменений алгоритма взаимодействия Комитета и Отделения (п. 16—23)10. Пунктом 17 данного документа члены Отделения были наделены правами действительных членов Комитета.

Именно с принятием данной Программы государство утверждает нормы, направленные на расширение сети кооперативных институтов — особых местных отделов (далее — отделы), носящих название по месту их нахождения. Так, п. 28 означенного документа урегулирован вопрос подведомственности и отчетности отделов. В частности, комитетские отделы получали разрешение на открытие деятельности в определенной местности только после утверждения «дозво-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Программа Комитета о сельских ссудо-сберегательных и промышленных товариществах при Московском обществе сельского хозяйства. Москва, 1871.

9 Там же.

10 Там же.

ления» Министерством государственных иму-ществ по представлению МОСХ. При этом фактическую реализацию данного «дозволения» предпринимал губернатор путем выдачи разрешения на это открытие после получения письменного разрешения соответствующего Министерства.

Такая многоступенчатая административная система открытия местных отделов Комитета свидетельствует о неоднозначности отношения государственной власти к развитию нового общественного явления конца XIX в. С одной стороны, понимание уполномоченными органами государственной власти роли развития кооперации для российской деревни — это реальный и прогрессивный шаг на пути повышения благосостояния населения, повышения их духовного и просветительского уровня. С другой — сильная идеологическая и практическая поддержка развития новых общественных институтов, образовывавшихся на основе демократических принципов самоорганизации, самодеятельности, финансовой независимости, со стороны не только отдельных кооператоров — теоретиков и практиков на местах и в центре, но уже и государственных институтов настораживала самодержавие, которое с большой долей неприятия относилось к любым проявлениям общественных начал, выходившим за рамки государственных устоев контроля и опеки [8].

Кроме того, Программа крайне скудно закрепила права Комитета, обозначив ими только право непосредственного взаимодействия Комитета с местными отделами, оставив право непосредственной работы с высшими правительственными учреждениями Московскому обществу сельского хозяйства, а также признание необходимости изменений норм Устава членами Комитета, однако наделив правом утверждения данных изменений исключительно Московское общество сельского хозяйства.

Исходя из закрепленных норм правоустанавливающего акта Комитета можно утверждать, что правовой статус данного кооперативного института определен как консультативно-исполнительный орган, наделенный определенными правами и обязанностями в кооперативной отрасли, подконтрольный государственным структурам.

Основными документами, которые содержали сведения о деятельности Комитета, являлись его ежегодные отчеты. Отчеты, содержащие освещение вопросов состояния дел открытых товариществ, типовые уставы, статистические сведения о кредитной кооперации, информацию о займах и ссудах членов товариществ и пр., предоставлялись ежегодно в Московское общество сельского хозяйства, а также рассылались всем членам Комитета и Отделения, всем товариществам, губернским управам, губернаторам, газетам и жур-

налам, освещавшим вопросы распространения кооперации [12, с. 115].

При этом следует отметить, что издательская деятельность Комитета в принципе имела огромное значение в деле распространения кредитной кооперации. Более того, данное направление деятельности имело мотивационно-учредитель-ный характер и претендовало на то, чтобы быть внедренным в систему экономического развития страны в целом и общественных структур. Так, в 1872 г. представители Комитета и его Отделения издали брошюры под названиями «Сельские ссудо-сберегательные товарищества» (А. В. Яковлев [19]), «Крестьянские кредитные учреждения Московской губернии» (В. Ю. Скалон [11]), «Сельские ссудо-сберегательные товарищества Новогородской губернии» (Н. Н. Фирсов [17]), «Где и как дешево добыть денег» (Н. Д. Фан-дер-Флит [16]), «Мелкий земельный кредит в России» (А. И. Васильчиков, А. В. Яковлев [4]), и др.

Кроме того, большое место в работе Комитета и Отделения занимал вопрос разъяснения делопроизводства, счетоводства, управления в кооперативных товариществах. Так, к 1872 г. был не только выработан типовой Устав товариществ, но и опубликован образец заполнения данного документа; были составлены Правила счетоводства и отчетности товариществ; разработаны типовые формы по отчетности [12, с. 119].

Съезды представителей ссудо-сберегательных товариществ, имевшие совещательный характер, в различных губерниях также проходили под эгидой Комитета и отделений. С 1870 по 1884 г. было организовано шесть съездов: 1-й Псковский (1875 г.); 1-й Московский (1876 г.); 2-й Московский и Смоленский (1876 г.); 2-й Псковский (1879 г.); Мелитопольский (1879 г.); 3-й Псковский (1884 г.) [18; 12, с. 121].

Таким образом, 1870—1880 гг. обозначились для Комитета и его Отделения как, с одной стороны, период поэтапной разработки и окончательного формирования его правового статуса, целевого определения деятельности, урегулирование сферы юрисдикции. С другой — период осмысления роли кредитной кооперации в России теоретиками и практиками, представление этих умозаключений на суд государственной власти, а также реализация данных целевых установок на практике, переходящей от пропаганды к реальной помощи кооперативным товариществам в организации объединений и их деятельности.

Следующей вехой в развитии деятельности Комитета следует считать 1890-е гг. Вся государственная политика этих лет в области кооперативного строительства была пересмотрена под влиянием неурожая 1891—1892 гг., острой нехватки денег у крестьянства для выкупа земельных наделов, бедственного финансового положения большей части крестьянского населения,

32

роста государственных инвестиций в развитие индустриализации страны и пр. Именно с этого времени правительство стало рассматривать кооперацию как один из эффективных механизмов построения сети экономических структур, нацеленных на подъем и модернизацию сельского хозяйства, развитие товарно-денежных отношений, взаимопомощь граждан.

В эти годы законодатель предпринял, основываясь на многократных ходатайствах членов Комитета, несколько значимых шагов в направлении развития кооперативного законодательства. Так, в 1893 г. с подачи представителей Отделения П. Л. Корфа (председательствующий Отделения), П. А. Соколовского (секретарь), П. Н. Исакова (секретарь) в Министерстве финансов под председательством С. Ю. Витте был рассмотрен вопрос о пересмотре Устава Государственного банка в области предоставления мелкого краткосрочного кредита. Результатом этой работы явилось утверждение нового Устава Государственного банка 6 июня 1894 г., который в п. 1 закрепил одной из целей своей деятельности выдачу краткосрочных кредитов для содействия развития торговли, промышленности, сельского хозяйства и кре-дитоспособности11. Новеллами Устава Государственного банка, статьями 139 и 140, законодателем было разрешено выдавать ссуды посредникам мелкого кредитования, в числе которых были и «частные кредитные установления» — ссудо-сберегательные товарищества и другие кредитные учреждения.

Вместе с тем к 1894 г. в результате совещательной деятельности представителей Комитета и Министерства финансов был выработан проект первого общего закона, который регламентировал деятельность кооперативных объединений мелкого кредита. Так, 1 июля 1895 г. было Высочайше утверждено Положение об учреждениях мелкого кредита, которое дало начало формированию общего законодательства в области кредитной кооперации, закрепив четкий правовой статус кредитных объединений, определив их место в кредитной системе Российской империи и превратив последних в полноправных поставщиков финансовых услуг населению.

Более того, после принятия первого нормативного правового акта 1895 г. продолжалась работа по выработке новых типовых уставов кредитных учреждений. В 1896 г. Министром финансов были утверждены два типовых устава для ссудо-сберегательных и кредитных товариществ, в разработке положений которых принимал непосредственное участие П. А. Соколовский — секретарь и редактор отчетной деятельности Отде-

11 Высочайше утвержденный Устав Государственного банка от 6 июня 1894 г. [Электронный ресурс]. URL: http://fox-notes.ru/ gezetz/gesetz_RUS_030713_04.htm (дата обращения: 21.10.2021).

ления Комитета12. Поскольку Положение 1895 г. унифицировало права кредитных и ссудо-сберегательных товариществ, новые типовые уставы 1896 г. различались лишь нормой формирования основного капитала (кредитных — на беспаевом начале; ссудо-сберегательных — на паевом).

Наряду с этим следует отметить, что Комитет обращал внимание и разрабатывал нормативную базу не только для кредитной кооперации. С 1870-х гг. в сфере внимания Отделения Комитета были и потребительские товарищества. Потребительская кооперация, целью которой было посредством объединения жителей для совместной организации хозяйственной деятельности повышение уровня, условий и образа жизни, в первые годы своего существования в России развивалась преимущественно в среде чиновничьего сословия, служащих фабрик, заводов, железных дорог. В связи с тем что к 1870-му г. в России насчитывалось около 370 потребительских обществ, к этому времени в теории и практике потребительской кооперации на первый план выдвинулись разработка основ ее внутреннего строительства и внешних основ ее регулирования.

Результатами теоретических воззрений на развитие потребительской кооперации в 1874 г. становится труд И. Х. Озерова, активного члена Московского общества потребителей «Взаимная польза» и члена Отделения Комитета, «Общества потребителей: Исторический очерк их развития в Западной Европе, Америке и России, и краткое руководство к основанию и ведению потребительных обществ», содержащий богатый материал фактического состояния действующих товариществ и опубликованный Санкт-Петербургским отделением Комитета [10].

Понимая роль потребительских обществ в деле интенсификации хозяйственной деятельности и улучшения условий жизни населения, в 1897 г. образуется Постоянная комиссия по делам потребительских обществ при Комитете о сельских ссудо-сберегательных и промышленных товариществах в Санкт-Петербурге [1]. Предполагалось, что обозначенная особая Постоянная комиссия станет неким кооперативным центром потребительских объединений, действующим в интересах молодой российской потребительской кооперации [18, с.45].

Нижегородским съездом представителей потребительских обществ, организованным по инициативе Отделения Комитета (председательствующим которого был Н. П. Исаков — уполномоченный член Отделения), прошедшим 4—16 августа 1896 г., были сформулированы следующие

12 Отчет Комитета о сельских ссудо-сберегательных и промышленных товариществах (21-й). Санкт-Петербург, 1896. С. 5.

решения, непосредственно касающиеся вышеуказанного кооперативного центра:

1) организовать при Комитете и его Отделении «особое бюро», задачами которого было бы исполнение постановлений Общего съезда потребительских товариществ, ревизия деятельности потребительских обществ, издание периодической печати, касающейся вопросов развития потребительской кооперации и пр.;

2) организовать союз и периодические съезды потребительских обществ с выработкой соответствующего проекта положения;

3) выработать проект положения о потребительских обществах и проект образцового устава, регламентирующего их деятельность;

4) организовать сбор статистических данных о деятельности объединений данного вида кооперации;

5) составить правила счетоводства и отчетности потребительских товариществ и др. [10, с. 187].

Первым практическим мероприятием по реализации резолюций Съезда 1896 г. Отделением Комитета была создана, как гласило принятое решение, Постоянная комиссия по делам потребительских обществ. Задачи данного совещательного органа при Отделении были определены в следующих формулировках: 1) сбор сведений, касающихся деятельности потребительских обществ, действовавших в России и за рубежом; 2) обсуждение общих теоретических начал деятельности потребительских товариществ; 3) решение практических проблем, возникающих в деятельности товариществ данного вида кооперации; 4) методическое сопровождение текущей деятельности объединений; 5) содействие деятельности потребительских обществ перед правительством13.

Отчет Постоянной комиссии по делам потребительских обществ за 1897 г. содержит сведения о членах Комиссии, вошедших в нее по представлению Отделения Комитета. В нее вошли шесть человек: П. Н. Исаков, В. Г. Яроцкий, Н. А. Рейт-лингер, С. С. Хвастунов, В. Г. Семенов14.

Вторым важным результатом работы Комиссии была выработка проекта нормального устава потребительских обществ. В результате данной работы 13 мая 1897 г. Министром внутренних дел был утвержден Нормальный устав потребительных обществ с приложением инструкций для заведующего магазином, правления и совета потребительского общества, а также форм отчетности, заимствованных из издания Австрийского союза кооперативных обществ15. Вместе с данным Уста-

13 Отчет Постоянной Комиссии по делам потребительных обществ за 1897 г. 1-й отчетный год. Санкт-Петербург, 1898. С. 2.

14 Там же. С. 3-4.

15 Нормальный устав потребительных обществ: (утв. 13 мая

1897 г.) с приложением инструкций для заведующего магазином, правления и совета потребительского общества, а также форм от-

вом губернаторам был разослан циркуляр хозяйственного Департамента Министерства внутренних дел, в котором министр дал право последним учреждать потребительские общества на основе утвержденного Нормального устава, а также производить замену уже существующих уставов обществ на утвержденный16. Более того, Нормальный устав закрепил ежегодную подотчетность обществ губернаторам и Хозяйственному департаменту Министерства внутренних дел (п. 54), на основании данных которых общество могло быть ликвидировано.

Устав в п. 1 определил целью потребительских обществ удовлетворение потребностей членов потребительского общества через приобретение товаров домашнего обихода и потребления, а также делание накоплений из прибыли общества. Потребительские общества приобрели статус юридического лица с ограниченной ответственностью (п. 67) и, как следствие, право приобретать или арендовать движимое и недвижимое имущество для осуществления своей деятельности, быть субъектами правоотношений на договорной основе, быть членами других хозяйствующих субъектов (п. 2). Более того, в отличие от объединений кредитной кооперации (ссудо-сберегательных), основной капитал товариществ данного вида кооперации мог формироваться за счет вступительных платежей, пая, займов (п. 6). Конкретный возрастной ценз для членов товарищества Уставом не был обозначен, однако норма п. 12 установила, что ими не могут быть обучающиеся, нижние чины действительной военной службы и лица, имеющие ограничение прав по судебному решению. Управление делами общества возлагалось на общее собрание членов, собрание уполномоченных и правление с предоставлением особых полномочий (п. 25).

Таким образом, с 1897 г. потребительская кооперация при колоссальной поддержке Отделения Комитета (Постоянной комиссии) получила формально-юридическое оформление на уровне государственной власти.

При этом широта задач, возложенных государством на Комитет, в направлении развития кооперативного движения и эффективности его деятельности, стремительный рост кооперативных товариществ различных видов, все большее вовлечение населения в деятельность кооперативных организаций в начале XX в. заставила законодателя пересмотреть Программу (уставный документ) данного кооперативного центра. 12 февраля 1904 г. была утверждена Программа Санкт-Петербургского отделения Комитета о сельских ссудо-сберегательных и промыш-

четности, заимствованных из издания Австрийского союза кооперативных обществ / изд. Н. П. Гибнер. Москва, 1898.

16 Циркуляр хозяйственного Департамента Министерства внутренних дел губернаторам от 13 мая 1897 г. № 4190.

34

ленных товариществах при Московском обществе сельского хозяйства17. Исходя из п. 5 указанного документа видно, что структура Отделения значительно расширилась и определилась подведомственность отдельных видов кооперации специальным отделам, которые выполняли роль научно-методических и организационных секций. Первый отдел занимался вопросами кооперативных учреждений мелкого кредита; второй - вопросами промышленных товариществ и артелей добывающей и обрабатывающей промышленности; третий — вопросами потребительских обществ и товариществ.

С 1909 г. Отделение Комитета начало издавать серьезное периодическое издание, транслировавшее не только теоретические знания по кооперации, но и практические рекомендации по всем видам кооперативного движения — журнал «Вестник кооперации».

Таким образом, становится очевидным, что с момента создания Комитета о сельских ссудо-сберегательных и промышленных товариществах в г. Москве и его Отделения в Санкт-Петербурге в 1871 г. и до начала ХХ в. членами Комитета была проделана весьма значительная работа, направленная на решение широкого круга вопро-

17 Программа Санкт-Петербургского отделения Комитета о сельских ссудо-сберегательных и промышленных товариществах при Московском обществе сельского хозяйства. Санкт-Петербург, 1904.

Список литературы:

1. Болотова Е. Ю. Деятельность Постоянной комиссии по делам потребительских обществ в конце XIX — начале XX в. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 8 (121).

2. Боровский М. П. Исторический обзор пятидесятилетней деятельности Императорского общества сельского хозяйства Южной России с 1828 по 1878. Одесса, 1878.

3. Бочкарева Е. С. Первый опыт организации ссудо-сберегательных товариществ в России в XIX в. // Омский научный вестник. 2009. № 1 (75).

4. Васильчиков А. И., Яковлев А. В. Мелкий земельный кредит в России. Санкт-Петербург, 1876.

5. Вахитов К.. И. Кооператоры России: история кооперации в лицах. Москва, 2016.

6. Козлов С. А. «Залог успеха лежит в общей дружной работе»: Московское общество сельского хозяйства (1820—1930 гг.) // Историко-биологические исследования. 2021. Т. 13. № 2.

7. Козлов С. А. «Служение интересам всей страны»: Московское общество сельского хозяйства (1820—1930 гг.): в 3 т. Москва, 2020.

сов, начиная от выработки положений нормальных уставов различных типов кооперативных объединений и взаимодействия с органами государственной власти по их претворению в жизнь и заканчивая привлечением средств для осуществления просветительской и издательской деятельности, позволившей обеспечить популяризацию и развитие кооперации в Российской империи.

При этом с работой Комитета неразрывно связан рост его авторитета и влияния как в среде самих кооператоров, так и в органах государственной власти, уполномоченных на принятие решений в означенной сфере. Об этом свидетельствуют постепенная конкретизация правового положения Комитета, изначально весьма размытого и усеченного, рост его самостоятельности, предоставление дополнительных прав, расширение сети территориальных представительств, а также активное участие в организации съездов кооператоров. Сказанное дает нам основания утверждать, что Комитет не просто существовал в качестве номинального совещательного учреждения при МОСХ, но и играл достаточно существенную роль в формировании и реализации как государственной политики в целом, так и правотворческой деятельности уполномоченных органов в сфере организации и развития кооперативного движения в Российской империи конца XIX начала ХХ в.

References:

1. Bolotova E. Yu. Deyatel'nost' Postoyannoj komis-sii po delam potrebitel'skih obshchestv v konce XIX — nachale XX v. // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universite-ta. 2017. № 8 (121).

2. Borovskij M. P. Istoricheskij obzor pyatidesyati-letnej deyatel'nosti Imperatorskogo obshchest-va sel'skogo hozyajstva Yuzhnoj Rossii s 1828 po 1878. Odessa, 1878.

3. Bochkareva E. S. Pervyj opyt organizacii ssudo-sberegatel'nyh tovarishchestv v Rossii v XIX v. // Omskij nauchnyj vestnik. 2009. № 1 (75).

4. Vasil'chikov A. I., Yakovlev A. V. Melkij zemel'nyj kredit v Rossii. Sankt-Peterburg, 1876.

5. Vahitov K.. I. Kooperatory Rossii: istoriya koo-peracii v licah. Moskva, 2016.

6. Kozlov S. A. «Zalog uspekha lezhit v obshchej dru-zhnoj rabote»: Moskovskoe obshchestvo sel'skogo hozyajstva (1820—1930 gg.) // Istoriko-biolog-icheskie issledovaniya. 2021. T. 13. № 2.

7. Kozlov S. A. «Sluzhenie interesam vsej strany»: Moskovskoe obshchestvo sel'skogo hozyajstva (1820-1930 gg.): v 3 t. Moskva, 2020.

8. Korelin A. P. Kooperativnoe zakonodatel'stvo v Rossii i zapadnyj opyt // Otechestvennaya is-

8. Корелин А. П. Кооперативное законодательство в России и западный опыт // Отечественная история. 1996. № 2. URL: https:// российская-история.рф/archive/1996-2 (дата обращения: 21.10.2021).

9. Лубков А. В. Война. Революция. Кооперация. Москва, 1997.

10. Озеров И. Х. Общества потребителей: Исторический очерк их развития в Западной Европе, Америке и России и краткое руководство к основанию и ведению потребительных обществ. Санкт-Петербург, 1894.

11. Скалон В. Ю. Крестьянские кредитные учреждения Московской губернии // Вестник Европы. 1877. № 4.

12. Соколовский А. В. Кооперативный кредит в России в конце XIX — начале XX века: дис. ... д-ра ист. наук. Иваново, 2007.

13. Соколовский П. А. Деятельность земства по устройству ссудо-сберегательных товариществ. Санкт-Петербург, 1890.

14. Тотомианц В. Ф. Потребительные общества: История, теория и практика. Санкт-Петербург, 1908.

15. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. Москва, 1989.

16. Фан-дер-Флит Н. Ф. Где и как дешево добыть денег. Санкт-Петербург, 1872.

17. Фирсов H. H. Сельские ссудо-сберегательные товарищества Новгородской губернии. Санкт-Петербург, 1872.

18. Хейсин М. Л. История кооперации в России. Ленинград, 1926.

19. Яковлев А. В. Сельские ссудо-сберегательные товарищества. Санкт-Петербург, 1872.

9.

10.

11.

12.

toriya. 1996. № 2. URL: https://rossijskaya-is-toriya.rf/archive/1996-2 (data obrashcheniya: 21.10.2021).

Lubkov A. V. Vojna. Revolyuciya. Kooperaciya. Moskva, 1997.

Ozerov I. H. Obshchestva potrebitelej: Istori-cheskij ocherk ih razvitiya v Zapadnoj Evrope, Amerike i Rossii, i kratkoe rukovodstvo k os-novaniyu i vedeniyu potrebitel'nyh obshchestv. Sankt-Peterburg, 1894.

Skalon V. Yu. Krest'yanskie kreditnye uchrezh-deniya Moskovskoj gubernii // Vestnik Evropy. 1877.

Sokolovskij A. V. Kooperativnyj kredit v Rossii v konce XIX — nachale XX veka: dis. ... d-ra ist. nauk. Ivanovo, 2007.

13. Sokolovskij P. A. Deyatel'nost' zemstva po ustro-jstvu ssudo-sberegatel'nyh tovarishchestv. Sankt-Peterburg, 1890.

Totomianc V. F. Potrebitel'nye obshchestva: Is-toriya, teoriya i praktika. Sankt-Peterburg, 1908. Tugan-Baranovskij M. I. Social'nye osnovy kooperacii. Moskva, 1989.

16. Fan-der-Flit N. F. Gde i kak deshevo dobyt' deneg. Sankt-Peterburg, 1872.

17. Firsov H. H. Sel'skie ssudo-sberegatel'nye tova-rishchestva Novgorodskoj gubernii. Sankt-Peter-burg, 1872.

18. Hejsin M. L. Istoriya kooperacii v Rossii. Leningrad, 1926.

19. Yakovlev A. V. Sel'skie ssudo-sberegatel'nye tova-rishchestva. Sankt-Peterburg, 1872.

14.

15.

Для цитирования:

Новикова Юлия Олеговна. Организационно-правовые основы и результаты деятельности Комитета о ссудо-сберегательных и промышленных товариществах в России конца XIX — начала ХХ в. // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 1 (61). С. 25—35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

For citation:

Novikova Yulia Olegovna. The Organizational and Legal Bases and Results of the Activities of the Committee on Savings and Industrial Partnerships in Russia late XIX — Early XX Century // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 1 (61). P. 25-35.

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.