Организационно-правовые основы деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере противодействия коррупции Тютюник М. В.
ТютюникМаксим Валентинович / TyutyunnikMaxim Valentinovich - студент, юридический факультет,
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации Крымский юридический институт (филиал), г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в статье рассматривается деятельность органов государственной власти субъектов Российской федерации в сфере противодействия коррупции. Ключевые слова: противодействия коррупции, совершение противоправных деяний, федеральное законодательство, региональное законодательство.
На сегодняшний день тема коррупции в России в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства, несомненно, является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики, чтобы, наконец, с полной серьезностью отнестись к возникшей проблеме. Наша страна является одной из наиболее коррумпированных стран мира, и ее «успехи» в этом существенно опережают достижения национальной экономики, что, по сути, не самая приятная новость. [5].
Целью данной работы является проведение криминологического исследования проблем борьбы с коррупцией в современной России и ее предупреждение.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Провести изучение и анализ исторических аспектов коррупции;
Изучить и проанализировать нормативно-правовые и официальные источники противодействия коррупции;
Проанализировать научно-правовую, энциклопедическую, статистическую информацию по относительной коррупционной преступности.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу совершенных противоправных деяний.
Предметом исследования является коррупция как социально - экономическое явление, ее сущность, основные элементы и принципы. [1].
Правовую основу противодействия коррупции заложил новый Уголовный кодекс Российской Федерации, который был принят Государственной думой 24 мая 1996 г., подписан Президентом 13 июня 1996 г. и вступил в силу с 1 января 1997 г., сменив Уголовный кодекс РСФСР, принятый в 1960 г. и применявшийся до тех пор. [2].
В соответствии с современным российским уголовным законодательством многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти и преследуются по закону.
Ныне действующий Уголовный кодекс Российской Федерации содержит целый ряд составов преступления, относящихся к коррупции. Коррупционные действия могут квалифицироваться следующими статьями Уголовного кодекса:
290 - получение взятки;
291 - дача взятки;
291.1 - посредничество во взяточничестве;
292 - служебный подлог;
174 - легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем;
| 63 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016
285 - злоупотребление должностными полномочиями;
204 - коммерческий подкуп;
коррупционные преступления в форме подкупа караются также по подп. «а» и «б» части второй ст. 141. [2].
Итак, государственно-правовыми мерами противодействия коррупции являются: законодательное определение системы специализированных и неспециализированных субъектов борьбы с коррупцией;
обобщение существующей судебной практики по коррупционным преступлениям; опубликование разъяснений Пленума Верховного Суда РФ с указаниями решения наиболее проблемных вопросов квалификации;
принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
введение антикоррупционных стандартов, т. е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
установление административной ответственности юридических лиц, причастных к коррупционным правонарушениям, а также государственных и муниципальных служащих, совершивших административные правонарушения коррупционного характера, с применением к ним дисквалификации в качестве административного наказания; отнесения административного расследования дел данной категории к полномочиям органов прокуратуры Российской Федерации;
установление в качестве задачи оперативно-розыскной деятельности обнаружения имущества, подлежащего конфискации;
создание возможности осуществления оперативно-розыскных мероприятий по запросу представителя нанимателя (руководителя) или должностного лица, обладающего такими полномочиями, для проверки достоверности представленных лицами, претендующими на замещение должностей судей, судьями, лицами, замещающими должности федеральной государственной службы, государственной службы субъектов Российской Федерации, государственными и муниципальными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера с соблюдением гарантий, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;
принятие законов «О конфискации имущества и доходов, приобретенных в результате незаконных сделок»; «О государственном контроле над соответствием крупных расходов декларированным доходам» и другие.
В сегодняшней России коррупция проявляется в весьма разнообразных формах. Со временем это многообразие расширяется, появляются новые формы, которые еще не имеют названия и точного описания. Влияние коррупции столь велико, что она снижает эффективность рыночной экономики, разрушает существующие демократические институты, подрывает доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу национальную безопасность страны. [4].
Коррупцию, однако, можно уменьшить путем принятия комплексных мер по борьбе с ней. Конечно же, ее нельзя устранить за один день, но все-таки должны осуществляться действия в этом направлении. Нельзя сказать, что в России борьба с коррупцией идет полным ходом, но, во всяком случае, эта проблема выносится на обсуждение, и разрабатываются различные стратегии, что не маловажно.
ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016 | 64 |
Как нам представляется, в нашем обществе не должно быть места для коррупции. Добиться эффективного противодействия этому явлению можно только объединив усилия всех институтов гражданского общества. Только так мы сможем реализовать национальную идею вхождения в число наиболее конкурентоспособных государств.
Так же с уверенностью можно сделать вывод о том, что правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция РФ, федеральные, в том числе и федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, нормативно-правовые акты Президента РФ, а также нормативно-правовые акты Правительства РФ, нормативно -правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и муниципальные правовые акты. [3].
Очевидно, что побороть коррупцию в ближайшее время в России вряд ли удастся, однако вполне возможно уменьшить масштабы ее проявления.
План по борьбе с коррупцией должен стать составной частью программы построения эффективного государства. Несомненно, что такая программа должна носить также общенациональный характер.
В целом можно сказать, что основным приоритетом Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, а ключевыми принципами ее реализации -предупреждение и профилактика коррупции, ужесточение уголовного преследования лиц, совершивших коррупционные преступления.
Литература
1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 1993. - 25дек.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 64-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 07.12.2011 N 420-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 N 8-П, от 13.07.2010 N 15-П). // Собрание законодательства РФ 1996. N147.
3. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ) «О противодействии коррупции». //Российская газета.-2008.-30 дек.
4. Федеральный закон от 25 декабря 2008 N 274-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» /Правовая база Консультант Плюс.
5. Федеральный закон от 17 июля 2009 N 172-ФЗ (с изменениями от 21 ноября 2011 г.) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».//Российская газета.- 2009.-22 июля.
| 65 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016