Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РФ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
космонавтика / космическая политика / инновации / государственная программа / cosmonautics / space policy / innovations / state program

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.И. Козлова

В данной статье исследуются основные детали космической политики в России и новые меры инновационной политики, направленные на продолжающуюся трансформацию космической отрасли. Основная цель статьи представить основные направления развития космической политики в России, включая организационно-правовые инструменты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL INSTRUMENTS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF THE NATIONAL SPACE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article examines the main details of space policy in Russia and new measures of innovation policy aimed at the ongoing transformation of the space industry. The main purpose of the article is to present the main directions of the development of space policy in Russia, including organizational and legal instruments.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РФ»

УДК 629.78

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РФ

М.И. Козлова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: pravo-sibsau@mail.ru

В данной статье исследуются основные детали космической политики в России и новые меры инновационной политики, направленные на продолжающуюся трансформацию космической отрасли. Основная цель статьи - представить основные направления развития космической политики в России, включая организационно-правовые инструменты.

Ключевые слова: космонавтика, космическая политика, инновации, государственная программа.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL INSTRUMENTS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF THE NATIONAL SPACE POLICY OF THE RUSSIAN

FEDERATION

M.I. Kozlova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: pravo-sibsau@mail.ru

This article examines the main details of space policy in Russia and new measures of innovation policy aimed at the ongoing transformation of the space industry. The main purpose of the article is to present the main directions of the development of space policy in Russia, including organizational and legal instruments.

Keywords: cosmonautics, space policy, innovations, state program.

Космонавтика, изменившая облик цивилизации, зарождалась в России. Трудами российских ученых, инженеров, рабочих было положено начало изучению и освоению космического пространства. Россия является одним из наиболее активных исследователей космического пространства. С участием российской космической инфраструктуры ежегодно на орбиту запускаются десятки спутников, космонавты различных стран проходят подготовку на территории России, а ученые проводят многочисленные исследования. Вся эта деятельность базируется на международном и национальном регулировании.

Международное регулирование — отрасль международного права, совокупность международно-правовых норм и принципов, которые регулируют отношения между государствами и международными организациями по исследованию и использованию космического пространства, Луны и других небесных тел, а также устанавливают международно-правовой режим космического пространства.

Российская Федерация является стороной четырех из пяти базовых международных документов по космическому праву:

1. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 года;

2. Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 года;

3. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 года;

4. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1974 года.

Национальное регулирование космической деятельности в России состоит из набора нормативных актов разного уровня.

Основным законодательным актом, регулирующим космическую деятельность в России, является Закон Российской Федерации РФ № 5663-1 «О космической деятельности» от 20 августа 1993 года (в последней редакции от 15 апреля 2019 года) («Закон о космической деятельности»). [1] Закон о космической деятельности фиксирует цели и принципы космической деятельности в России, определяет порядок лицензирования, финансирования космической деятельности, сертификации соответствия космической техники, затрагивает вопросы безопасности и международного сотрудничества в рамках космоса. Закон о космической деятельности относит космическую деятельность к ведению Российской Федерации, то есть к компетенции федеральных органов власти.

Там же в ст. 5 и 6 предусмотрено разграничение полномочий между Президентом, Правительством и государственной корпорацией, которая является наследником российского космического агентства «Роскосмос».

Важную роль в регулировании космической деятельности в России играет Государственная комиссия по радиочастотам («ГКРЧ») - межведомственный координационный орган, действующий при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. ГКРЧ обладает всей полнотой полномочий в области регулирования радиочастотного спектра и отвечает за формирование государственной политики в области его распределения и использования. [2]

Начнем с того что разберем организационные и правовые инструменты по отдельности. Организационные инструменты - это ресурсы, методы и приложения, которые помогают оптимизировать рабочий процесс. Они помогают в таких вещах, как управление проектами или временем, хранение и обмен файлами, ведение заметок или отслеживание прогресса.

Основные виды организационных инструментов:

1. Запись - ведение заметок и создание письменных документов является неотъемлемой частью каждого процесса встречи, исследования или создания.

2. Хранение данных и обмен файлами - инструменты, которые помогают вам хранить и обмениваться файлами.

3. Управление проектами - общение с командой и эффективное управление ее работой -неотъемлемая часть каждого успешного проекта.

Правовые инструменты - это инструменты правового воздействия, применяемые в целях достижения определенных результатов в процессе решения социальных задач и проблем, стоящих перед обществом и государством на текущем этапе политико-правовой истории и в обозримой перспективе — политико-правового развития.

Правовые инструменты многочисленны и разнообразны, они выполняют различные функции на отдельных участках правового регулирования в различных видах деятельности.

Классификация правовых инструментов осуществляется по различным основаниям: по уровню решаемых в правовом регулировании задач; в зависимости от сферы правового регулирования; по форме выражения.

Россия, как одна из ведущих стран в космической отрасли, в последние десятилетия проводила интенсивные исследования в области освоения и использования космического

пространства. В области космических исследований сложились прочные традиции, научные школы, инженерные и конструкторские коллективы. Сейчас Россия обладает уникальным опытом и передовыми технологиями вывода космических аппаратов на орбиту и осуществления длительных пилотируемых космических полетов. [3]

Таким образом, организационно-правовые инструменты - это связующее звено между разработкой политики и ее осуществлением. Намерение в формулировании политики отражается в реализации политики с помощью инструмента. Инструменты политики часто также известны как инструменты управления, особенно когда они применяются со всеми связанными с ними условиями. Внедрение инструментов управления обычно осуществляется для достижения политических целей управления ресурсами, но с учетом социальных, политических, экономических и административных проблем. [4]

В космической отрасли существует три основных набора организационно-правовых инструментов, направленных на реализацию приоритетов космической деятельности: развитие программно-ориентированного управления на государственном уровне; внедрение новых механизмов управления инновациями и государственно-частное партнерство в форме технологических платформ и промышленных.

Что же касается задач, то основными задачами космической деятельности является:

1. Удовлетворение растущих потребностей страны в социально-экономической сфере, науке, обороне и безопасности с использованием отечественных космических аппаратов;

2. Сохранение лидирующих позиций по важнейшим направлениям фундаментальных космических исследований;

3. Достижение лидирующих позиций в области лунных исследований;

4. Участие в международных проектах, включая полеты к другим планетам;

5. Сохранение лидирующих позиций в области космических ракет-носителей;

6. Сохранение самостоятельной системы космических запусков;

7. Создание эффективной высокотехнологичной аэрокосмической отрасли;

8. Сохранение места России на мировом космическом рынке;

9. Разработка эксплуатационных и технических характеристик отечественных космических аппаратов мирового уровня.

Как известно главной целью концепции национальной космической политики России является - сохранение России статуса великой космической державы. Она определяет три цели: экономическую, способствующую динамичному развитию страны, политическую, повышающую национальную безопасность и укрепляющую позиции России в мировом сообществе, и социальную, обеспечивающую устойчивый рост благосостояния российских граждан. Основным приоритетом является гарантированный доступ России в космос с собственной территории и деятельность, связанная с разработкой и использованием космической техники, товаров и услуг в интересах социально-экономической сферы Российской Федерации. [5]

Эти инструменты определили основные цели государственной политики в области космической деятельности. Таким образом данные инструменты в первую очередь касаются защиты государственных интересов в космической деятельности, в том числе гарантированного доступа России в космос со своей территории, содействия развитию России путем формирования и поддержки необходимых орбитальных группировок космических средств, ракет-носителей и наземной инфраструктуры, обеспечения предоставления необходимых объема и надлежащего качества услуг в интересах социально-экономической сферы, а также сохранения лидирующих позиций России в осуществлении пилотируемых полетов.

Таким образом данные инструменты позволяют осуществить следующие поставленные цели Концепции национальной космической политики РФ: содействие экономическому развитию государства, повышению благосостояния населения Российской Федерации путем

рационального и эффективного использования космической техники, космических материалов и космических технологий, а также расширения масштабов их использования; укрепление и развитие научно-технического и интеллектуального потенциала космической индустрии и ее инфраструктуры; содействие укреплению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации; дальнейшее совершенствование и накопление научных знаний о Земле, космическом пространстве и небесных телах; развитие и расширение международного сотрудничества Российской Федерации в интересах дальнейшей интеграции Российской Федерации.

На основании вышеизложенного можно сказать следующее, сейчас главная цель состоит в сохранении космического потенциала и его использовании в интересах России. К тому же Россия объективно готова принять на себя ведущую роль в космической деятельности. Это определяется достигнутым уровнем космической науки и техники, экономическим потенциалом государства. Нет сомнения, что результаты дальнейшего развития космонавтики окупят усилия по ее охранению.

Библиографические ссылки

1. Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (в последней редакции от 20 июля 2020 года).

2. Закон РФ от 20.08.1993 N 5663-1 (ред. от 11.06.2021) "О космической деятельности".

3. Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 (ред. от 15.03.2021) "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации".

4. Имаш Т.Ж. Национальные концепции по развитию космонавтики в Республике Казахстан и Российской Федерации // Т.Ж. Имаш - Москва: Издательство Юрайт, 2018 -118 с.

5. Сафронов В.В. Правовое регулирование космической деятельности в РФ / В.В. Сафронов; им. М.Ф. Решетнева. - Красноярск, 2010 - 330 с.

© Козлова М.И., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.