КОСМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ
Д.Р. Бирюкова
Компания Инсулет, Мюнхен, Германия
Н. Гахрыманова
Российский университет дружбы народов Москва, Россия
Аннотация. Освоение космоса изначально имело военную направленность. И сегодня космическая деятельность ведущих государств мира, прежде всего США, несмотря на ее коммерциализацию, также подчинена достижению глобальных военно-политических целей, камуфлируемых под укрепление национальной безопасности. По мнению американских специалистов, космос становится отраслью национальной экономики, которую необходимо защищать. Космическое пространство, на их взгляд, должно рассматриваться в качестве среды для проведения любых операций, если их успех и эффективность будут выше, чем при проведении таких операций в других средах. Превосходство в космосе провозглашается как основа национальной безопасности Соединенных Штатов в XXI веке. Его достижение предусматривается за счет реализации четырех стратегических принципов.
Во-первых, это контроль космоса. Подразумевает возможность гарантированно выводить свои средства в космическое пространство и свободно действовать в нем, а при необходимости воспрепятствовать использованию космоса другими странами. Выполнение этого положения должно обеспечиваться за счет применения высокооперативных и высокоживучих средств запуска; средств наблюдения за обстановкой в космосе, способных к активным действиям, в том числе оперативным межорбитальным перемещениям; боевых космических систем для нанесения ударов в космосе и из космоса. При этом важное значение придается их защите с помощью пассивных и активных средств.
Во-вторых, глобальное применение силы. Включает в себя сбор сведений об
обстановке в мире и возможность применения оружия из космоса для поражения наземных целей. Реализация этого принципа обеспечивается путем использования космических средств наблюдения, осуществляющих глобальный мониторинг околоземного пространства и земной поверхности в любых условиях военно-политической обстановки с оперативной выдачей целеуказаний, средств уничтожения баллистических и крылатых ракет, а также высокоточных средств для поражения наземных целей из космоса.
В-третьих, интеграция сил и информации. Подразумевает информационное объединение космических, воздушных, наземных и морских сил. При этом предусматривается соответствующая подготовка личного состава армии и флота (включая тактическое звено). В ходе боевых действий в полной мере должны использоваться оперативные преимущества, которые дают космические системы. Для этого командиры всех уровней должны четко представлять себе возможности космических средств.
В-четвертых, глобальное партнерство. Означает объединение усилий гражданских, коммерческих, научных, национальных и интернациональных космических систем в целях увеличения возможностей по военному использованию космоса. Наличие большого числа невоенных космических систем, имеющих к тому же высокие характеристики бортовой аппаратуры, позволяет решать отдельные военные задачи, в первую очередь информационного характера, более дешевым способом. Партнерство создает благоприятные условия для уменьшения затрат и риска. Приоритетным, как правило, является сотрудничество внутри страны, однако и взаимоотношения между государствами могут также предоставить уникальные возможности для достижения военных целей (повышения эффективности коалиционных военных действий).
Может ли что-либо из американских концептуальных положений представлять интерес применительно к российским условиям? Надо ли России стремиться к достижению лидирующего положения (по
американской терминологии, превосходства) в космосе?
Ответы на эти вопросы, на наш взгляд, должны быть утвердительными. Не следует забывать, что речь идет о проблемах развития космонавтики в XXI веке. Если мы стремимся в космической деятельности вернуть своей стране положение, достойное великой державы, то и цели должны ставиться соответствующие этому статусу.
В данной статье автор анализирует космическую деятельность России в контексте ее значимости во внешнеполитическом курсе страны, с учетом глобальных вызовов современности, а также стремится выявить приоритетные направления космической геополитики России в начале XXI в.
Ключевые слова. Космос, соперничество, сотрудничество, милитаризация, финансирование.
SPACE POLICY AS ONE OF THE MECHANISMS FOR ENSURING THE STRATEGIC INTERESTS OF RUSSIA
D.R. Biryukova
Insulet GmbH, Munich, Germany N. Gahrymanova RUDN University, Moscow, Russia
Abstract. Space exploration initially had a military orientation. And today, the space activities of the leading states of the world, primarily the United States, despite its commercialization, are also subordinate to the achievement of global military-political goals camouflaged to strengthen national security. According to American specialists, space is becoming a branch of the national economy that needs to be protected. Outer space, in their opinion, should be considered as an environment for conducting any operations, if their success and effectiveness will be higher than when carrying out such operations in other environments. Excellence in space is proclaimed as the basis of the national security of the United States in the 21st century. Its achievement is envisaged through the implementation of four strategic principles.
First is the control of space. It implies the ability to securely withdraw their funds into
outer space and freely operate in it, and, if necessary, to prevent the use of outer space by other countries. The implementation of this provision should be ensured through the use of high-performance and high-live launch vehicles; means of monitoring the situation in space, capable of active actions, including operational interorbital movements; space combat systems for strikes in space and from space. At the same time, great importance is attached to their protection with the help of passive and active means.
Secondly, the global use of force. It includes the collection of information about the situation in the world and the possibility of using weapons from space to destroy ground targets. The implementation of this principle is ensured through the use of space observation means that carry out global monitoring of near-Earth space and the earth's surface in any military-political situation with the operational delivery of target indications, means of destruction of ballistic and cruise missiles, as well as high-precision means to destroy ground targets from space.
Thirdly, the integration of forces and information. It implies the information integration of space, air, ground and sea forces. At the same time, appropriate training of army and navy personnel (including a tactical link) is envisaged. During the course of combat operations, the operational advantages of space systems should be fully utilized. For this, commanders of all levels must clearly understand the capabilities of space assets.
Fourth, global partnership. It means uniting the efforts of civil, commercial, scientific, national and international space systems in order to increase the possibilities of military use of space. The presence of a large number of non-military space systems, which also have high characteristics of onboard equipment, makes it possible to solve individual military tasks, primarily of an information nature, in a cheaper way. The partnership creates favorable conditions for reducing costs and risk. As a rule, cooperation within the country is usually priority, however, the interrelationships between states can also provide unique opportunities for achieving military
goals (improving the effectiveness of coali-tional hostilities).
Can any of the American conceptual provisions be of interest in relation to Russian conditions? Does Russia need to strive to achieve a leading position (in American terminology, superior) in space? Answers to these questions, in our opinion, should be affirmative. I should not forget that we are talking about the problems of the development of astronautics in the XXI century. If we strive in space activities to return to our country a position worthy of a great power, then the goals should be set corresponding to this status.
In this article, the author analyzes the space activities of Russia in the context of its importance in the country's foreign policy course, taking into account the global challenges of our time, and also seeks to identify the priorities of Russian cosmic geopolitics at the beginning of the 21st century.
Key words. Space, rivalry, cooperation, militarization, financing.
Наследие советского прошлого делает Россию сегодня одной из ведущих космических держав мира. Благодаря таким легендарным ученым, как К.Э. Циолковский (первый энтузиаст разработки межпланетных полетов), Ю.В. Кондратюк (первый выдвинул идею о создании многоступенчатых ракет, работающих на кислородно-водородном топливе), Н.И. Тихомиров (проектировщик первых отечественных боевых ракет), Ф.А. Цандер (идейный вдохновитель Группы изучения реактивного движения, изучал возможность полета к Марсу), С.П. Королев (Главный конструктор), а также благодаря таким героям всего человечества, как Ю.Ю. Гагарин (12 апреля 1961 г. стал первым человеком, побывавшим в космосе), В.В. Терешкова (в 1963 г. стала первой в мире женщиной-космонавтом), А.А. Леонов (18 марта 1965 г. совершил первый выход в открытый космос),[Покорение космоса 2006: 573582] России удалось сохранить за собой, звание космической державы на международной арене в начале XXI в., а также удержать лидерство в пилотируемой космонавтике.
Тем не менее, развал СССР нанес ощутимый удар по космической отрасли. Отсутствие финансирования и отток специалистов заграницу в 90-е гг. XX в. пошатнули космический авторитет России. Несмотря на повышенный интерес к космическому сотрудничеству со стороны иностранных партнеров, де-факто идет борьба за космическое наследство СССР.
Российский космос в начале XXI в. -это монополия на пилотируемые запуски, более того, именно на российских ракетах-носителях осуществляется около 30-40% всех запусков в мире.1 Однако несмотря на растущее сегодня финансирование космической отрасли (если в 2005 г. на космос было выделено 24 млрд. руб, то в 2008 г. бюджет Роскосмоса составил 40 млрд., а в 2009 г. - 100 млрд.рублей, более того, в 2012-2015 гг. в космическую отрасль России планируется вложить 650 млрд. руб-лей2, а по словам российского президента В.В. Путина, в рамках государственной программы космической деятельности до 2020 г. планируется выделить 1,6 трлн. рублей)3, российский космос постигла череда неудач (потеря 5 декабря 2010 г. трех спутников ГЛОНАСС, падение 24 августа 2011 г. грузового корабля «Прогресс М-12М», потеря 15 января 2012 г. АМС «Фобос-Грунт», падение ракеты-носителя «Протон-М» 2 июля 2013 г. и 16 мая 2014 г., и др.)4, что заставило российское прави-
1 Половина россиян считает нас лидером в освоении космоса. На отрасль будет потрачено 1,6 трлн рублей [Электронный ресурс] // Блог «Политика». URL: http://www.odnako.org/blogs/polovina-rossiyan-schitaet-nas-liderom-v-osvoenii-kosmosa-na-otrasl-budet-potracheno-16-trln-rubley/ (дата обращения 21.09.2018).
2 «Мертвый сезон российской космонавтики» [Электронный ресурс] // Голос Америки. URL: http://www.golos-ameriki.ru/content/russia-space/1731572.html (дата обращения 11.10.2018).
3Половина россиян считает нас лидером в освоении космоса. На отрасль будет потрачено 1,6 трлн рублей [Электронный ресурс] // Блог «Политика». URL: http://www.odnako.org/blogs/polovina-rossiyan-schitaet-nas-liderom-v-osvoenii-kosmosa-na-otrasl-budet-potracheno-16-trln-rubley/ (дата обращения 14.10.2018).
4 Случаи ЧП с ракетой-носителем "Протон-М" в 2006-2014 гг [Электронный ресурс] // РИА Новости URL: http://ria.ru/spravka/20140516/1007977522.html (дата обращения 09.10.2018).
тельство пересмотреть приоритеты космической деятельности России в начале XXI в., а также расставить все точки над <а» в космических делах внутри страны.
Согласно мнению члена-
корреспондента Российской академии космонавтики им. Циолковского Ю.Ю. Караша, «проблемы российской космонавтики не в том, что неоткуда запускать, а в том, что нечего запускать, кроме бесконечно устаревшей техники, созданной еще во времена Главного конструктора Сергея Королева»1. Застой в космических технологиях отмечает и российский космонавт Г.И. Падалка: «Мы летаем на технологиях 70-х гг. ХХ в., и у космонавтов нет эмоционального подъема. Когда видишь достижения партнеров - понимаешь, что у нас нет движения вперед»2. Корень зла, по словам Ю.Ю. Караша, кроется внутри государства среди таких врагов, как коррупция, воровство, некомпетентность и элементарное пренебрежение ключевыми государственными интересами.3
Придать новый импульс развитию стратегического направления российской деятельности, по мнению руководства страны, должна реорганизация институтов, занимающихся реализацией космической программы России. В этих целях создается Объединенная ракетно-космическая корпорация, которая должна быть полностью сформирована в 2015 г. Единственным акционером ОРКК выступает государство. Приоритетными направлениями деятельности корпорации являются разработка, производство, испытание, поставка, модернизация, реализация, эксплуатация, гарантийное и сервисное обслуживание, ре-
1 «Мертвый сезон российской космонавтики» [Электронный ресурс] // Голос Америки. URL: http://www.golos-ameriki.ru/content/russia-space/1731572.html (дата обращения 12.10.2018). 2Космический батут для США. Трибьют Дмитрию Рогозину[Электронный ресурс] // Военное обозрение URL: http://topwar.ru/46490-kosmicheskiy-batut-dlya-ssha-tribyut-dmitriyu-rogozinu.html (дата обращения 13.10.2018).
3Кто устраивает «диверсии» против российской космонавтики? [Электронный ресурс] // Голос Америки. URL: http://www.golos-
ameriki.ru/content/russia-space-programs-issues-2012-01-13-137288218/249985.html (дата обращения 19.10.2018).
монт ракетно-космической техники военного, научного и социально-экономического назначения, а также оказание услуг в области космической деятельности и проведение единой технической политики при создании современной космической техники.4 Что же касается Роскосмоса, созданного 25 февраля 1992 г., то агентство будет координировать отраслевые научные институты и организации наземной инфраструктуры. Член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского А.Ионин так прокомментировал данные трансформации: «Роскосмосу предписано стать другим, он должен сосредоточиться не на производстве космической техники и обеспечении ее надежности, а, в первую очередь, на разработке и реализации новой космической стратегии страны в области космоса».
Основу космической стратегии России в начале XXI в. составляют два документа, своего рода космические программы.
28 декабря 2012 г. была утверждена «Космическая деятельность России на 2013-2020 гг.». Целью данной программы провозглашается «обеспечение гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космосе в интересах науки и социально-экономической сферы при сохранении ведущих позиций Российской Федерации в пилотируемых полетах и безусловном выполнении международных обязательств в области космической дея-тельности»5. Среди задач российской космонавтики отмечаются модернизация действующих космодромов «Байконур» и «Плесецк», строительство нового космодрома «Восточный», создание перспективных и модернизация действующих космических аппаратов, а также международное сотрудничество в космосе.6 Удивительно, что перед государством с революционным
4 О старте «Объединённой ракетно-космической корпорации» [Электронный ресурс] // Блог «Политика». URL: http://www.odnako.org/blogs/o-starte-obedinyonnoy-raketno-kosmicheskoy-korporacii/ (дата обращения 21.10.2018).
5 См.: https://www.roscosmos.ru/ (дата обращения 01.11.2018).
6 См.: https://www.roscosmos.ru/ (дата обращения 01.11.2018).
космическим прошлым ставится цель, которая по силам новичкам «космического клуба».
19 апреля 2013 г. были опубликованы «Основы государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности до 2030 г. и дальнейшую перспективу». В соответствии с данным документом, среди государственных интересов в космическом пространстве отмечаются «гарантированный доступ России в космос со своей территории», «получение научных данных о космосе, Земле и других небесных телах», «обеспечение возможности полноценного участия в проектах международного сообщества по исследованию, освоению и использованию космического пространства, включая Луну, Марс и другие тела Солнечной системы» и «выход России в число ведущих участников мирового рынка космических товаров». [Основные положения 2103: 906]. Среди руководящих принципов особое место занимает международное сотрудничество, более того, в документе говорится о тесном сотрудничестве с Беларусью и Казахстаном. Анализ данных программ делает очевидным признание российским руководством неспособности осваивать космическое пространство самостоятельно. Кроме того, в Основах неоднократно подчеркивается важность соблюдения принципов МКП.
Главный изъян обеих космических программ России до 2020 и до 2030 гг. -отсутствие четкой цели. Сотрудники кластера космического фонда «Сколково» подготовили Меморандум, где отметили, что «стратегический план, который бы опирался на четко выраженную миссию страны в космосе в XXI в., у России отсутствует»1.
Видимо, в ответ на подобные комментарии 11 апреля 2014 г. на страницах «Российской газеты» была опубликована статья российского вице-премьера, куратора космической промышленности Д.О. Рогозина
1 «Мертвый сезон российской космонавтики» [Электронный ресурс] // Голос Америки. URL: http://www.golos-ameriki.ru/content/russia-space/1731572.html (дата обращения 11.10.2018).
под названием «Русский космос. Мы переходим от космического романтизма к земному прагматизму». В данной статье, государственный деятель сформулировал три стратегические задачи российской космической деятельности, среди которых « (1) расширение нашего присутствия на низких околоземных орбитах и переход от их освоения к использованию; (2) освоение с последующей колонизацией Луны и окололунного пространства; (3) подготовка и начало освоения Марса и других объектов Солнечной системы»2.
Первая задача, очевидно, подразумевает развитие российской спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС (первый спутник вышел на орбиту 12 октября 1982 г.). В мае 2012 г. Роскосмос заявил о намерении разместить восемь станций дифференциальной коррекции и мониторинга ГЛОНАСС в США. Однако согласно подписанному американским президентом Закону об оборонных расходах США на 2014 г., такие станции могут быть размещены на территории США только при условии, если «министр обороны и директор национальной разведки смогут заверить конгресс в том, что эти объекты не будут использоваться для разведывательной деятельности против США, не повысят эффективность российских вооружений, не ослабят позиции американской системы GPS на коммерческом рынке и будут передавать только открытые, незашифрованные данные»3. При этом на сегодняшний день на территории России располагается 19 таких станций американской GPS. Однако согласно заявлению Д.О. Рогозина, с 1 июня 2014 г. работа 11 коррекционных станций GPS будет приостановлена.4 Со-
2Русский космос. Мы переходим от космического романтизма к земному прагматизму. [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2014/04/11/rogozin.html (дата
обращения 29.10.2018).
3 Американцы испугались ГЛОНАСС [Электронный ресурс] // Блог «Политика». URL: http ://www. odnako.org/blogs/amerikanci-ispugalis-glonass-ukaz-obami-delaet-stroitelstvo-rossiyskih-stanciy-na-temtorii-ssha/ (дата обращения 29.10.2018).
4 Рогозин: приостановка работы GPS в РФ не скажется на качестве сигнала [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL:
гласно российским специалистам, потенциал ГЛОНАСС настолько высок, что в будущем российская система сможет функционировать без наземных станций, что будет большим преимуществом перед американской навигационной системой. В.В. Путин уже подписал Закон о том, что с 1 января 2014 г. весь российский транспорт, осуществляющий пассажирские перевозки, должен быть оснащен аппаратурой ГЛОНАСС, а с 1 января 2017 г. все автомобили, выпускаемые на территории Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, еще на заводе будут подключены к ГЛОНАСС.1
Вторая стратегическая задача российской космонавтики не менее амбициозная. Российская лунная программа на сегодняшний день предусматривает пять космических лунных миссий: 2016 г. - миссия «Луна-Глоб» (изучение полярных областей Луны, где в 2009 г., предположительно, была найдена вода), 2018 г. - миссия «Лу-на-Орбитер» (вывод на лунную орбиту орбитальной станции), 2019 г. - миссия «Луна-Ресурс» (размещение на Луне бурильной установки), 2021 г. - миссия «Луна-28» (доставка добытого лунного грунта на Землю), 2023 г. - миссия «Луна-29» (луно-ход).2 Директор Института космических исследований РАН профессор Л.М. Зеленый сформулировал стратегическую цель лунной программы: «От Международной космической станции - к Международной лунной станции», в соответствии с которой в 2030 г. планируется высадка на Луну и строительство постоянной лунной базы.3
http://ria.ru/technology/20140513/1007638885.html (дата обращения 04.11.2018).
1 Американцы испугались ГЛОНАСС [Электронный ресурс] // Блог «Политика». URL: http://www.odnako.org/blogs/amerikanci-ispugalis-glonass-ukaz-obami-delaet-stroitelstvo-rossiyskih-stanciy-na-territorii-ssha/ (дата обращения 29.10.2018).
2 Наш космос: через три года Россия вернётся на Луну, а в 2022 году планируется полёт к спутнику Марса [Электронный ресурс] // Блог «Политика». URL: http://www.odnako.org/blogs/nash-kosmos-cherez-tri-goda-rossiya-vernyotsya-na-lunu-a-v-2022-godu-planiruetsya-polyot-k-sputniku-marsa/ (дата обращения 02.11.2018).
3 Россия планирует закрепиться на Луне навсегда,
заявил Рогозин [Электронный ресурс] // РИА
Именно такие амбициозные проекты являются двигателями прогресса. В рамках реализации данной программы идут переговоры об участии в проекте ЕКА, так как европейская лунная программа не получила финансирования.
Третья стратегическая задача, по словам Д.О. Рогозина, - экспедиция к Марсу. В основе марсианской программы России, в первую очередь, лежит участие в европейском проекте «ЭкзоМарс», который предусматривает создание наземной инфраструктуры, например, объединенного комплекса приема данных и управления межпланетными миссиями. Запуски в рамках проекта в 2016 и 2018 гг. будут осуществляться с помощью российских ракет-носителей «Протон», одна из которых должна будет доставить на поверхность Красной планеты европейский марсоход. А в 2022 г. Россия планирует вернуться к неудавшейся в 2012 г. экспедиции к марсианскому спутнику Фобосу. Новый проект получил символичное название «Бумеранг».
Таким образом, через вышеобозначен-ные три стратегические задачи Россия реализует один из главных принципов, указанный в программах космической деятельности России до 2020 г. и до 2030 г. -международное сотрудничество.
Уже упомянутое тесное сотрудничество Роскосмоса и ЕКА позволяет говорить о России и ЕС как стратегических партнерах. Помимо программ исследования небесных тел, стороны сотрудничают в рамках проекта МКС, где проводят совместные эксперименты.
В рамках реализации проекта МКС, Россия также сотрудничает с КНР. Вопреки противодействию со стороны США, Пекин, пусть опосредованно, все же при-частен к проекту. Согласно российско-китайским договоренностям, научные исследования на МКС за китайских специалистов проводят российские космонавты.4
Новости URL:
http://ria.ru/space/20140410/1003393642.html (дата обращения 03.11.2018).
4 Китай не намерен участвовать в программе строительства МКС [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL:
В целом, сотрудничество с Поднебесной осуществляется в рамках реализации Программы российско-китайского сотрудничества в области космоса, принятой между космическими агентствами обоих государств. Кроме того, сегодня идет подготовка проекта межправительственного соглашения о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Также стороны сотрудничают в контексте формирования МКП.
Главным стратегическим партнером России по космосу по объективным причинам является Казахстан, особенно в контексте Евразийского экономического союза Беларуси, Казахстана и России, который начнет действовать с 1 января 2015 г. Главной статьей российско-казахстанского космического сотрудничества, безусловно, является космодром «Байконур», построенный в 1955 г. После распада СССР, в истории «Байконура» случился кризисный период, ввиду неясности статуса комплекса, расположенного теперь на территории независимой республики, но фактически используемый Россией. В 1994 г. стороны пришли к согласию, заключив договор, по которому сам космодром и близлежащий одноименный город передавались в аренду России, стоимость которой составляет 115 млн. долларов в год1. 9-10 января 2004 г. во время встречи президентов В.В. Путина и Н.А. Назарбаева срок аренды «Байконура» был продлен до 2050 г. Однако в последние годы в СМИ все чаще стала просачиваться информация о намерении Астаны расторгнуть договор аренды. В декабре 2013 г. Д.О. Рогозин посетил Казахстан, где встретился с представителем правительства Б.А. Сагинтаевым, который предложил разработать и принять долгосрочную программу двустороннего сотрудничества в области космической деятельности до 2030 г. По итогам встречи обе стороны отметили, что «Казахстан и
http://ria.ru/science/20110210/332796506.html (дата обращения 30.10.2018).
1 Казахстан хочет Байконур себе [Электронный ресурс] // Интерфакс. URL: http://www.interfax.ru/politics/txt.asp?id=279994 (дата обращения 01.11.2018).
Россия имеют полное взаимопонимание в вопросах космического и военно-технического сотрудничества и намерены усиливать темпы двустороннего сотрудничества по широкому спектру вопросов»2. В свою очередь, российский вице-премьер подчеркнул, что «очень многие узлы, которые завязались в последние месяцы и годы в российско-казахстанских отношениях, были развязаны».
Космические отношения России с США начались 5 октября 1992 г., когда стороны объявили о программе создания совместной российско-американской спутниковой системы наблюдения РАМОС, однако 13 февраля 2004 г. Вашингтон объявил о выходе из проекта. Все же самым главным проектом двустороннего сотрудничества является МКС, о строительстве которой было объявлено 2 сентября 1993 г. 3 апреля 2014 г. Вашингтон объявил о прекращении сотрудничества с Роскосмосом, ввиду «продолжающегося нарушения Россией суверенитета и территориальной целостности Украины»3. Исключением, однако, является проект МКС, в рамках которого американские астронавты летают в космос на российских «Союзах». При этом представители самого американского космического управления заявляют, что «цели НАСА не связаны с политикой» и выражают несогласие с решением Вашингтона. На решение Б. Обамы российский вице-премьер Д.О. Рогозин ответил предложением американцам «доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута»4. Та-
2Россия и Казахстан разблокировали пуски «Протонов-М». [Электронный ресурс] // Блог «Политика». URL: http://www.odnako.org/blogs/rossiya-i-kazahstan-razblokirovali-puski-protonov-m-ukrainskie-zeniti-s-kosmosom-proletayut/ (дата обращения 28.10.2018).
3NASA отчиталось о санкциях против России: прекратили всё сотрудничество, которого не было, и оставили всё, которое есть [Электронный ресурс] // Блог «Политика». URL:
http://www.odnako.org/blogs/nasa-otchitalos-o-sankciyah-protiv-rossii-prekratili-vsyo-sotrudnichestvo-kotorogo-ne-bilo-i-ostavili-vsyo-kotoroe/ (дата обращения 15.10.2018).
4 Космический батут для США. Трибьют Дмитрию Рогозину [Электронный ресурс] // Военное обозрение URL: http://topwar.ru/46490-
кой «космический развод» носит скорее символический характер, ведь МКС -единственный крупный совместный проект. Также, Россия - единственная возможность США на сегодняшний день отправлять своих «посланников человечества» в космос, ввиду закрытия в 2011 г. программы «Спейс Шаттл» и замораживания программы «Созвездие», в рамках которой КА Орион должен заменить шаттл. Кроме того, в 2013 г. НАСА перечислило России 424 млн. долларов за предстоящий в 2016 г. полет шести астронавтов1. Комментируя космические санкции США, российский предприниматель И.Р. Ашурбейли отметил, что «России пора перестать быть «космическими извозчиками», а превратиться в «космических воинов». 2 Как он справедливо отметил, на сегодняшний день Россия единственная страна, которая выполняет все международные ограничения, связанные с милитаризацией космического пространства.
Подводя итог, автор исследования обращается к мнению российского ученого Ю.Ю. Караша, который говорит о необходимости выполнения трех обязательных условий космического авторитета России: «поставить амбициозную и инновационную цель в космосе», «данная цель должна находиться в обозримом будущем (1015 лет)», «обеспечить достижение данной цели необходимой финансовой и административной поддержкой, одновременно введя строжайшую отчетность за расход выделенных средств». 3 А цель у россий-
kosmicheskiy-batut-dlya-ssha-tribyut-dmitriyu-rogozinu.html (дата обращения 13.10.2018). :NASA отчиталось о санкциях против России: прекратили всё сотрудничество, которого не было, и оставили всё, которое есть [Электронный ресурс] // Блог «Политика». URL:
http://www.odnako.org/blogs/nasa-otchitalos-o-sankciyah-protiv-rossii-prekratili-vsyo-sotrudnichestvo-kotorogo-ne-bilo-i-ostavili-vsyo-kotoroe/ (дата обращения 22.10.2018).
2России пора становиться «космическим воином» [Электронный ресурс] // Sibnet info. URL: https://info.sibnet.ru/article/373845/ (дата обращения 23.10.2018).
3«Мертвый сезон российской космонавтики» [Электронный ресурс] // Голос Америки. URL:
http://www.golos-ameriki.ru/content/russia-space/1731572.html (дата обращения 11.10.2018).
ской космической деятельности, по мнению автора исследования, всегда должна быть одна: как процитировал в своем письме жене за два дня до старта Ю.А. Гагарин слова В.П. Чкалова, «если быть, то быть первым»4.
Таким образом, автор исследования пришел к выводу, что в начале XXI в. Россия сохранила за собой сильные позиции в космосе только благодаря эксплуатации советского задела, который оказался очень мощным. Отсутствие ясной космической стратегии, а также внутренние проблемы ставят под сомнение способность России сохранить за собой ведущее положение в «космическом клубе». Тем не менее, сегодня представляется возможным говорить о наличии у России космической геополитической стратегии, заключающейся, в сохранении принципов международного права как основы международных отношений как на Земле, так и в космическом пространстве.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Имаш Т.Ж. национальные концепции по развитию космонавтики в Республике Казахстан и Российской Федерации // Постсоветские исследования, 2018. Т. 1. № 1. С. 107-118.
2. Курылев К.П., Нарышкин В.С., Озин-ковская Е., Рахимов К.Х. Евразийский Экономический Союз во внешнеполитической стратегии России // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2016. Т. 16. № 1. С. 75-86.
3. Основные положения Основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации от 19 апреля 2013 г. № Пр-906
4. Покорение космоса // История России и ее ближайших соседей. Ч. 3. XX век / ред. коллегия: М. Аксенова, А. Элио-вич, О. Елисеева и др. - М.: Мир энциклопедий, 2006 г. - с. 573-582.
4 Перед полетом Юрий Гагарин написал жене и детям прощальное письмо [Электронный ресурс] // Комсомольская Правда URL:
http://www.kp.ru/daily/25667/828449/ (дата
обращения 29.10.2018).
5. Россия и международная безопасность в космосе / Отв. ред. А.А. Кокошин; Научн. ред. А.Д. Богатуров. - М.: КРА-САНД, 2013. - С. 25.
6. Сагиндиков Р.Е. Международное значение сотрудничества России и Казахстана по использованию космодрома «Байконур» // РУДН. Серия: Международные отношения. 2016, Т. 16, №2. С. 323-333.
Сведения об авторах: Бирюкова Диана Руслановна - магистр в области международных отношений, специалист по маркетингу кампании Инсулет (Мюнхен, Германия) (e-mail: biryukova_diana@mail.ru); Гахрыманова Нурана Гахрыман гызы - аспирант кафедры теории и истории международных отношений РУДН (Туркменистан) (e-mail: nurana_g1995@mail.ru).
REFERENCES
1. Imash T.ZH. nacional'nye koncepcii po razvitiyu kosmonavtiki v Respub-like Ka-zahstan i Rossijskoj Federa-cii // Postso-vetskie issledovaniya, 2018. T. 1. №1. S. 107-118.
2. Kurylev K.P., Naryshkin V.S., Ozinkovskaya E., Rahimov K.H. Ev-razijskij EHkonomicheskij Soyuz vo vneshnepoliticheskoj strategii Rossii // Vestnik RUDN. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2016. T. 16. № 1. S. 75-86.
3. Osnovnye polozheniya Osnov gosudar-stvennoj politiki Rossijskoj Federatsii v oblasti kosmicheskoj deyatel'nosti na period do 2030 goda i dal'nejshuyu perspek-tivu, utverzhdennye Prezidentom Ros-sijskoj Federatsii ot 19 aprelya 2013 g. № Pr-906
4. Pokorenie kosmosa // Istoriya Rossii i ee blizhajshikh sosedej. CH. 3. XX vek / red. kollegiya: MAksenova, А.Е1^ю^ O.Eliseeva i dr. - M.: Mir ehntsiklopedij, 2006 g. - s. 573-582.
5. Rossiya i mezhdunarodnaya bezopasnost' v kosmose / Otv. red. А.А. Kokoshin; Nauchn. red. АЛ. Bogaturov. - M.: KRАSАND, 2013. - S. 25.
6. Sagindikov R.E. Mezhdunarodnoe zna-chenie sotrudnichestva Rossii i Kazah-stana po ispol'zovaniyu kosmodroma «Bajkonur» // RUDN. Seriya: Mezhduna-
rodnye otnosheniya. 2016, T. 16, №2. S.
323-333.
About the authors: Biryukiva Diana Ruslanovna - Master of international relations, Marketing Specialist of the Insulet GmbH, Munich, Germany (e-mail: biryuko-va_diana@mail.ru); Gahrymanova Nurana G. - postgraduated student of the Department of Theory and History of International Relations, RUDN University (Turkmenistan) (e-mail: nurana_g1995@mail.ru).