Научная статья на тему 'Организационно-правовые и экономические механизмы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве'

Организационно-правовые и экономические механизмы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
578
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронин Б.А., Донник И.М., Круглов В.В., Воронина Я.В.

Сельское хозяйство есть сфера активного и тесного взаимодействия общества и природы. Земля в сельском хозяйстве является не только средой обитания сельских жителей, но и основным средством аграрного производства. Земля обеспечивает развитие растениеводства (зерно, рис, гречиха и другие культуры), овощеводства, плодово-ягодных и лекарственных культур, животноводства (пастбищные и другие корма), пчеловодства и т. д. Земледелие и животноводство невозможны без использования воды. Вода используется для поения животных и птицы, для полива растений. Вода нужна для рыбоводства и рыболовства. Лес и нелесная растительность также играют важную роль в сельском хозяйстве. Это выпасы скота, сенокосы, побочные виды лесопользования, связанные с подсобными промыслами (сбор ягод и грибов, заготовки метлы и веников, бересты и березового сока, пчеловодства). Агропромышленный комплекс осуществляет недропользование (заготовка торфа, сапропеля, рапы соленых озер, щебня, гравия, песка и других общераспространенных нерудных материалов). Не может обойтись сельское хозяйство и без обогащенного кислородом чистого атмосферного воздуха. Аграрное производство взаимосвязано с животным миром (черви-почвообразователи, насекомые-опылители растений, полезные птицы и др.). Ритм производства в сельском хозяйстве во многом регулируется естественно-биологическими законами. Но активная деятельность человека с каждым годом оказывает все более существенное воздействие на окружающую природную среду, и это воздействие требует правовой регламентации. В статье дан краткий обзор негативного воздействия сельскохозяйственной деятельности на окружающую природную среду. Рассмотрены существующие организационноправовые и экономические механизмы, обеспечивающие рациональное использование природных ресурсов в сельском хозяйстве и их правовую охрану.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые и экономические механизмы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве»

УДК 87

организационно-правовые и экономические механизмы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве

Б. А. воРонин,доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой, и. М. Донник, доктор биологических наук, профессор, академик РАн, ректор, уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42),

в. в. кРуглов, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой, уральский государственный юридический университет

(620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21),

Я. в. воРонинА, старший преподаватель, уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42)

Ключевые слова: природные ресурсы, сельское хозяйство, охрана окружающей среды, организационно-правовые и экономические механизмы.

Сельское хозяйство есть сфера активного и тесного взаимодействия общества и природы. Земля в сельском хозяйстве является не только средой обитания сельских жителей, но и основным средством аграрного производства. Земля обеспечивает развитие растениеводства (зерно, рис, гречиха и другие культуры), овощеводства, плодово-ягодных и лекарственных культур, животноводства (пастбищные и другие корма), пчеловодства и т. д. Земледелие и животноводство невозможны без использования воды. Вода используется для поения животных и птицы, для полива растений. Вода нужна для рыбоводства и рыболовства. Лес и нелесная растительность также играют важную роль в сельском хозяйстве. Это выпасы скота, сенокосы, побочные виды лесопользования, связанные с подсобными промыслами (сбор ягод и грибов, заготовки метлы и веников, бересты и березового сока, пчеловодства). Агропромышленный комплекс осуществляет недропользование (заготовка торфа, сапропеля, рапы соленых озер, щебня, гравия, песка и других общераспространенных нерудных материалов). Не может обойтись сельское хозяйство и без обогащенного кислородом чистого атмосферного воздуха. Аграрное производство взаимосвязано с животным миром (черви-почвообразователи, насекомые-опылители растений, полезные птицы и др.). Ритм производства в сельском хозяйстве во многом регулируется естественно-биологическими законами. Но активная деятельность человека с каждым годом оказывает все более существенное воздействие на окружающую природную среду, и это воздействие требует правовой регламентации. В статье дан краткий обзор негативного воздействия сельскохозяйственной деятельности на окружающую природную среду. Рассмотрены существующие организационно-правовые и экономические механизмы, обеспечивающие рациональное использование природных ресурсов в сельском хозяйстве и их правовую охрану.

ORGANIZATIONAL LEGAL AND ECONOMIC MECHANisMs FOR THE RATiONAL use OF NATuRAL REsOuRCEs AND ENyiRONMENTAL PROTECTiON iN AGRiCULTURE

B. A. voRoNIN, doctor of legal sciences, professor, head of the department,

I. M. DoNNIK, doctor of biological sciences, professor, academician of RAS, rector,

ural State Agrarian university

(42 K. Liebknechta Str., 620075, Ekaterinburg),

v. v. KRuGLov, doctor of legal sciences, professor, head of chair, ural State law university

(21 Komsomolskaya str., 620137, Ekaterinburg),

Ya. v. voroNINA, senior teacher, ural State Agrarian university

(42 K. Liebknechta Str., 620075, Ekaterinburg)

Keywords: natural resources, agriculture, environmental protection, legal and economic mechanisms.

Agriculture is a field of active and close interaction between society and nature. Land in agriculture is not only the living environment of rural residents, but also the primary means of agricultural production. The earth provides the development of crop production (grain, rice, buckwheat and other crops), vegetable, fruit and medicinal herbs, livestock (pasture and other forages), beekeeping, etc. Agriculture and livestock breeding are impossible without the use of water. Water is used for watering animals and poultry, for watering plants. Water is needed for aquaculture and fisheries. Forest and non-forest vegetation also play an important role in agriculture. This grazing, hayfields, side types of forest management related to subsistence fisheries (berry and mushroom picking, harvesting of brooms, birch bark and birch SAP, beekeeping). The agro-industrial complex carries out subsoil use (harvesting of peat, sapropel, salt lakes brine, crushed stone, gravel, sand and other common non-metallic materials). Agriculture can't do without oxygen-rich clean air. Agricultural production is interlinked with other animals (earthworms that formate soil, pollinating plants insects, beneficial birds, etc.). The rhythm of production in agriculture is largely governed by natural biological laws. But active human activities every year is having an increasingly significant impact on the environment, and this effect requires legal regulation. The article gives a brief overview of the negative impact ofagricultural activities on the environment. The existing organizational-legal and economic mechanisms for the rational use of natural resources in agriculture and their legal protection are considered.

Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой теории и практики управления Уральского государственного юридического университета.

Целью настоящего исследования является анализ негативного воздействия сельскохозяйственной деятельности на окружающую природную среду и существующие организационно-правовые и экономические механизмы сохранения природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В ходе исследования применялись методы: диалектический, формально-юридический, системный, категорийного анализа и другие общенаучные методы.

Результаты исследования и их обсуждение. Проблем экологической направленности в отечественном сельском хозяйстве накопилось достаточно много.

Рассмотрим эти проблемы подробнее.

Земли в сельском хозяйстве классифицируются следующим образом: 1) пашня (посевы, пары, а также огороды); 2) залежи; 3) сенокосы; 4) пастбища; 5) многолетние насаждения (сады и др.).

Состояние земель сельскохозяйственного назначения сегодня расценивается как неудовлетворительное. В почвах сельхозугодий снижается содержание гумуса и основных элементов минерального питания растений, повышается их кислотность, ухудшается культуротехническое и агрофизическое состояние. Значительный ущерб земельным ресурсам и окружающей среде наносит эрозия почв.

Плодородие полей напрямую связано с количеством и качеством гумуса в почвах. А эти характеристики почвы зависят от наличия в ней земляных червей; как считают ученые, чем больше дождевых червей в почве, тем она более функционально здорова.

Получение высоких урожаев в настоящее время невозможно без восстановления плодородия почв. В связи с отсутствием в необходимом количестве органических удобрений восстановить плодородие почв возможно лишь с применением агрохимикатов - стимуляторов роста растений. Наряду с гербицидами требуется применение и пестицидов для уничтожения вредных насекомых, клещей, болезнетворных вирусов, а также вредных грызунов и вредоносных растений.

В то же время удобрения не только компенсируют вынос из плодородных слоев почвы азота, фосфора и калия. Нередко при нарушении правил их внесения и технологии, оказываясь в избыточном количестве, они заражают почву, поверхностные и подземные воды. К сожалению, многие вредители сельскохозяйственных культур приспособились к воздействию пестицидов, о чем говорят вспышки саранчовых, колорадского жука и др. Применение же ядохимикатов приводит к гибели почвообразователей (червей), других почвенных микроорганизмов, а также диких животных и птиц. Неумеренное применение агрохи-микатов приводит к заражению сельскохозяйственных культур, накоплению ядовитых веществ в почве,

в водах водоемов, в организмах животных и вызывает заболевания у людей.

Опасное загрязнение окружающей природной среды происходит в результате хранения минеральных удобрений и пестицидов под открытым небом или на не оборудованных должным образом складах.

За последние 30 лет заметно сократились площади оленьих пастбищ, а ведь пастбища нужны не только домашним животным, но и представителям дикой фауны.

Несмотря на усилия ветеринарных специалистов, в аграрном секторе по-прежнему наблюдаются случаи заболеваний сельскохозяйственных животных и птиц.

Некоторые заболевания передаются диким животным и наоборот - от диких к сельскохозяйственным (например, африканская чума свиней от диких кабанов).

А поскольку диким животным прививки сделать сложнее, то многие из них погибают или становятся опасными для сельскохозяйственного животноводства и для человека.

Бесспорно, что мелиорация является одним из важных факторов улучшения плодородия почв и повышения урожайности агрокультур. Но и здесь нужна мера, ибо непродуманное осушение земель, ирригация также приводят к негативным последствиям для окружающей природной среды.

На сельское хозяйство приходится 1/6 объема сброса загрязненных сточных вод в природные водные объекты России. Сброс загрязненных сточных вод приводит к загрязнению водных источников и водоемов, что провоцирует заболевания или гибель рыбы, диких околоводных животных (бобра, выдры, выхухоли, норки, ондатры и др.) и птиц, околоводной растительности. Водоемы не могут быть использованы для водопоя скота, для хозяйственных целей, для отдыха людей и, самое главное, для питьевых целей. Загрязняются также подземные воды.

Известно, что для сохранения и воспроизводства диких животных и птиц решающим условием является среда обитания. А поскольку эта среда обитания находится в основном на площадях сельскохозяйственных угодий, то, естественно, ее сохранение во многом зависит от сельских работников. Сегодня, к сожалению, сельскохозяйственное производство, несмотря на запрет, продолжает применять весенние палы, что приводит к гибели кладок птиц и гибели живых организмов. До сих пор применяется технология уборки урожая и скашивания травы, при которой значительное количество зверей и птиц гибнет под ножами косилок, под комбайнами и тракторами. Применяемые в сельском хозяйстве тяжелые тракторы, комбайны и другие механизмы сильно уплотняют почву, что приводит к гибели почвообразователей.

Биология и биотехнологии

Страдает от сельскохозяйственного производства и лес. Так, пастьба сельскохозяйственных животных в местах посадок сосны, ели, кедра и других ценных пород деревьев приводит к значительной гибели лесопосадок.

Источником повышенной экологической опасности в сельском хозяйстве остаются крупные животноводческие, особенно свиноводческие комплексы, а также птицефабрики. На значительной территории вокруг таких комплексов происходит фильтрация жидкой фракции навоза в почву и грунтовые воды, загрязняются лес и атмосферный воздух [1].

Серьезной проблемой стали хранение и утилизация отходов сельскохозяйственного производства (навоз, помет, биологические отходы). И это далеко не исчерпывающий перечень экологических проблем, связанных с сельскохозяйственной деятельностью.

Каковы же правовые механизмы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, установленные российским экологическим законодательством? Прежде всего, это организационный механизм, включающий в себя природоохранную деятельность органов государственной власти (представительной и исполнительной), органов местного самоуправления, органов специальной и отраслевой компетенции в области охраны окружающей среды; участие общественных организаций и иных общественных формирований в обеспечении рационального природопользования [2].

В систему организационно-правовых мер охраны окружающей среды входят:

1. Экологический мониторинг, который осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Сведения экологического мониторинга вместе с данными статистического учета и другими информационными материалами используются при ежегодном издании государственного доклада «О состоянии и защите окружающей среды» как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

2. Экологическое нормирование, осуществляемое в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующее сохранение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Законом «Об охране окружающей среды» [3] №

7-ФЗ от 10 января 2002 г. установлены следующие виды нормативов:

1. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

К данным нормативам относятся;

- нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;

- нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

- нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

- иные нормативы качества окружающей среды.

При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.

2. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей.

Устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

- нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

- нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

- нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

- нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

- нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законо-

дательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды;

- нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, устанавливаемые для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектов хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов, а также лимитов на выбросы и сбросы устанавливаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды;

- нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется на основе норм Федерального закона от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» (с изменениями и дополнениями) [4].

Отходы и их уничтожение, переработка, перевозка справедливо считаются одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством. Недаром в последние десятилетия XX в. ей уделялось большое внимание на самых разных уровнях - от международного до национального, от общегосударственного до локального. Ее решение пытаются найти специалисты различных отраслей науки и произ-

Биология и биотехнологии

водства, стремящиеся выработать комплексы норм, устанавливающих правила обращения с отходами на всех стадиях, начиная с их возникновения вплоть до формулирования запретов и ограничений, за нарушение которых следуют правовые меры ответственности, включая уголовную.

Правовое регулирование развивается по нескольким направлениям: создаются специальные требования к отдельным видам отходов, например к биологическим или радиоактивным, детализируются условия, обязательные к исполнению на том или ином этапе обращения (при перевозке опасных отходов или их временном хранении), разрабатываются новые способы их сбора (раздельно), новые технологии переработки отходов для уменьшения тех, которые подлежат окончательному захоронению. Отходы накапливаются, воздействуют на окружающую среду, их переработка и уничтожение дорожают.

3. Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду устанавливаются для каждого источника такого воздействия, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды и с учетом влияния других источников физических воздействий.

4. Нормативы допустимых компонентов природной среды, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации.

Данные нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов, установленными другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

5. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности в целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах конкретных территорий и (или) акваторий.

Данные нормативы определяются по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздей-

Биология и биотехнологии

ствию всех источников, находящихся на этих территориях и (или) акваториях.

При установлении нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду учитываются природные особенности конкретных территорий и (или) акваторий.

6. Иные нормативы в области охраны окружающей среды.

Важным организационно-правовым механизмом сохранения природных ресурсов и природной среды является процедура ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза).

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) производится согласно Положению об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (Приказ Госкомэкологии № 372 от 16 мая 2000 г.) [5].

ОВОС способствует принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

При проведении процедуры ОВОС рассматриваются характеристики возможных видов воздействия на окружающую среду, определяемых:

а) привнесением в окружающую среду:

- загрязняющих веществ;

- радиоактивных веществ и излучений;

- шума и вибраций;

- тепла;

- электромагнитных излучений;

- визуальных доминант и т. д.;

б) изъятием из окружающей среды:

- земельных ресурсов (пространственно-территориальных);

- водных ресурсов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- биологических ресурсов;

- полезных ископаемых;

- агрокультурных ресурсов (плодородных земель, как вовлеченных в агропроизводство, так и резервных);

- зон рекреации, особо охраняемых территорий;

- мест обитания популяций ценных видов растительного и животного мира (мест воспроизводства, миграции и т. д.);

- культурных, исторических и природных памятников;

- визуальных доминант, определяющих характерный облик ландшафта и т. д.;

в) характеристикой возможного воздействия, определяемого по следующим показателям:

- характер воздействия (прямое, косвенное,

кумулятивное, синтетическое, в том числе с учетом возможности проявления через определенный промежуток времени);

- интенсивность воздействия (величина в единицу времени);

- уровень воздействия (величина на единицу площади или объема);

- продолжительность воздействия;

- временная динамика воздействия (непрерывное, периодическое, кратковременное, только при аварийных режимах и т. д.);

- пространственный охват воздействия (площадь распространения);

- меры опасности объекта (по действующему классификатору опасных производств и предприятий).

Неотъемлемой частью ОВОС является проведение общественных слушаний с участием населения территорий, подпадающих под начинаемую деятельность, а также ученых и специалистов, представителей общественных организаций.

Экологическая экспертиза. Правовой основой для проведения этой процедуры является Федеральный закон № 174 от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе» [6].

Закон предусматривает два вида экологической экспертизы:

а) государственную экологическую экспертизу;

б) общественную экологическую экспертизу.

Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Если процедура ОВОС производится с целью изучения возможного влияния на природную среду при размещении объекта, то экологической экспертизе подвергается проектная документация со всеми технологиями будущего производства.

Практическое значение экологической экспертизы состоит:

• в установлении соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям;

• в определении допустимости реализации объекта экологической экспертизы.

Основополагающим принципом для института экологической экспертизы является принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Он заключается в том, что любая деятель-

Биология и биотехнологии

ность, независимо от своего характера, признается потенциально опасной и должна подлежать экологической экспертизе.

В сельском хозяйстве экологическая экспертиза обязательно должна проводиться при строительстве промышленных птицефабрик, свинокомплексов, крупных животноводческих ферм.

Экологическое лицензирование. Отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию [7].

Федеральным законом № 128-ФЗ от 8 августа 2001 г. (с последующими изменениями и дополнениями) установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Техническое регулирование - это правовое регулирование отношений в области установления, применения и использования обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг, и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Правовым актом, регулирующим отношения в сфере технического регулирования, является Федеральный закон № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании», вступивший в силу с 1 июля 2003 г. [8].

Технические регламенты принимаются в целях:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

- безопасность излучений;

- биологическую безопасность;

- взрывобезопасность;

- механическую безопасность;

- пожарную безопасность;

- промышленную безопасность;

- термическую безопасность;

- химическую безопасность;

- электрическую безопасность;

- ядерную и радиационную безопасность.

Экологический контроль. Контроль в области

охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами

государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.

Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

Как видим из перечисленного набора мер организационного механизма охраны окружающей среды, все они относятся к административно-правовому воздействию государства в экологической сфере. Но существует и экономический механизм охраны окружающей среды, который использует методы экономического регулирования, способствует совершенствованию и эффективному осуществлению всего комплекса мер по обеспечению экологической безопасности.

В условиях рыночной экономики экономический механизм иногда становится более работоспособным, так как основан на экономических взаимосвязях государства и хозяйствующих субъектов, причем зачастую стимулирующих природоохранную деятельность.

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

- разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

- разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

- установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

- предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды;

- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

- иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Негативное воздействие на окружающую среду по закону от 10 января 2002 г. является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

- загрязнение недр, почв;

- размещение отходов производства и потребления;

- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электро-магнитными, ионизирующими излучениями и другими видами физических воздействий;

- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

Внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

В настоящее время получает развитие экологическое страхование, которое осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.

В Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование.

Формируется и система экологического аудита, которой проводят консалтинговые фирмы и другие некоммерческие организации.

Выводы. Экономическое стимулирование охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов совместно с административно-правовыми методами в этой сфере является решающим фактором в обеспечении экологической безопасности населения и государства. Но достаточно ли успешно действуют эти механизмы, обеспечивают ли они на самом деле экологическую безопасность Российской Федерации?

В утвержденной Указом Президента Российской Федерации N° 176 от 19 апреля 2017 г. Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года [9] дана оценка текущему состоянию окружающей среды.

- На 15 % территории страны, где сосредоточена большая часть населения, состояние окружающей среды оценивается как неблагополучное по экологическим параметрам.

- 74 % населения проживает на территории, которая подвергается негативному воздействию со стороны объектов промышленности, энергетики, транспорта и капитального строительства.

- 19 % сточных вод сбрасываются в водные объекты без очистки, 70 % - недостаточно очищенными, 30-40 % населения пользуется водой, не соответствующей гигиеническим нормам.

- 75 млн га составляет площадь загрязненных земель, которые находятся в обороте. Более 1 млн га земель утратили ценность или оказывают негативное воздействие. В 27 субъектах РФ на площади более 100 млн га наблюдается опустынивание земель.

- 30 млрд т отходов накоплено в стране. Ежегодно образуется примерно 4 млрд т отходов.

- 15 тысяч санкционированных объектов размещения отходов занимают площадь примерно 4 млн га, эта территория ежегодно увеличивается на 300-400 тысяч га.

- 950 опасных гидрометеорологических явлений ежегодно наносят ущерб экономике.

- 60 % - таков средний уровень износа основных фондов опасных производственных объектов.

- 3-6 % ВВП - ежегодные экономические потери, обусловленные экологическими проблемами.

В Стратегии обозначены основные вызовы и угрозы экологической безопасности Российской Федерации:

- Изменение климата на планете. Оно влияет на здоровье, состояние животного и растительного мира, в некоторых регионах становится угрозой для благополучия населения и устойчивого развития.

-Рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов.

- Опустынивание, засуха, деградация земель и почв.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Сокращение биологического разнообразия.

Применительно к сельскому хозяйству в экологическом плане существует два блока проблем. С одной стороны, сельское хозяйство страдает от промышленного загрязнения сельскохозяйственных угодий, а с другой стороны, при несоблюдении экологических

Биология и биотехнологии

требований сельское хозяйство само негативно влияет на сохранение природных ресурсов, в том числе биоразнообразия на территории страны. Указом Президента Российской Федерации № 7 от 5 января 2016 г. «О проведении в Российской федерации Года экологии» [10] 2017 год объявлен в Российской Федерации годом экологии.

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1082-р от 2 июня 2016 г. утвержден План основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии [11].

Аналогично мероприятия по году экологии предусмотрены в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Общий лейтмотив всех мероприятий - экологизация хозяйственной деятельности, в том числе и в аграрной сфере, формирование экологического мировоззрения и этики природопользования у граждан страны, совершенствование экологического правопорядка [12].

Литература

1. Воронин Б. А. Актуальные проблемы аграрно-правовой науки в Российской Федерации : монография. Екатеринбург: изд-во УрГЮА, 2000. С. 39-47.

2. Воронин Б. А. Экологическая безопасность страны // Актуальные проблемы национальной безопасности России. Екатеринбург : изд-во УрГСХА, 2010. С. 23-41.

3. Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

4. Собрание законодательства РФ. 1998. № 26. Ст. 3009.

5. Отдельное издание Госкомэкономики.

6. Собрание законодательства РФ. 1995. № 248. Ст. 4556.

7. Собрание законодательства РФ. 2011. № 19. Ст. 2716.

8. Собрание законодательства РФ. 2002 (ч. I). Ст. 5140.

9. Российская газета. 2017. Апр.

10. Российская газета. 2016. Янв.

11. Российская газета. 2016. Июнь.

12. Воронин Б. А., Целищев Н. Н. Экологические проблемы населения страны // Геополитическая безопасность России: история и современность : материалы 2-й всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2014. С. 31-40.

References

1. Voronin B. A. Topical issues of agrarian-legal science in the Russian Federation : monograph. Ekaterinburg : publishing house of the Ural state law Academy, 2000. P. 39-47.

2. Voronin B. A. Environmental security of the country // Actual problems of national security of Russia. Ekaterinburg : publishing house of the Ural state agricultural Academy, 2010. P. 23-41.

3. Collection of Legislative Acts of the Russian Federation. 2002. № 2. St. 133.

4. Collection of Legislative Acts of the Russian Federation. 1998. № 26. St. 3009.

5. The separate edition of the state economic Committee.

6. Collection of Legislative Acts of the Russian Federation. 1995. № 248. St. 4556.

7. Collection of Legislative Acts of the Russian Federation. 2011. № 19. St. 2716.

8. Collection of Legislative Acts of the Russian Federation. 2002 (part I). St. 5140.

9. Russian newspaper. 2017. Apr.

10. Russian newspaper. 2016. Jan.

11. Russian newspaper. 2016. June.

12. Voronin B. A., Tselishchev N. N. Environmental problems of the population // The Geopolitical security of Russia: history and modernity : materials of the 2nd all-Russian scientific-practical conference. Ekaterinburg, 2014. P. 31-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.