Научная статья на тему 'Организационно-правовые формы борьбы с коррупцией'

Организационно-правовые формы борьбы с коррупцией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2407
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / КОРРУПЦИНОГЕННЫЙ ФАКТОР / АНТИКОРРУПЦИОННОГЕННЫЙ МОНИТОРИНГ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / CORRUPTION / CORRUPTION COUNTERACTION / CORRUPTION FACTOR / ANTICORRUPTION MONITORING / STATE SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Диденко К. В., Бочарникова Л. Н.

В статье отражены основные организационно-правовые формы борьбы с коррупцией в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization-legal forms of fight against corruption

The article reflects the basic organization-legal forms of fight against corruption in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые формы борьбы с коррупцией»

организационно-правовые формы борьбы с

коррупцией

organization-legal forms of fight against

CORRUPTION

УДК 343.35

w

К.В. ДИДЕНКО,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России)

Л.Н. БОЧАРНИКОВА,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России)

K.V. DIDENKO,

the candidate of jurisprudence (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

L.N. BOCHARNIKOVA,

the candidate of jurisprudence, the senior lecturer (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: в статье отражены основные организационно-правовые формы борьбы с коррупцией в Российской Федерации.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, коррупциногенный фактор, антикоррупционногенный мониторинг, государственная служба.

Abstract: the article reflects the basic organization-legal forms of fight against corruption in the Russian Federation.

Key words: corruption, corruption counteraction, corruption factor, anticorruption monitoring, state service.

На сегодняшний момент коррупция превратилась в системный фактор общественной жизни. Она стала глобальным явлением и как объект пристального внимания мирового сообщества.

Коррупция - это сложное социальное и правовое явление, которое объективно существует, активно трансформируется и распространяется в различных сферах социальной жизни современного российского общества. Противодействие ей - сложная и ответственная задача, возложенная на государство и общество. За длительный период противодействия коррупции и общества

международным сообществом были выработаны различные инструменты и правовые механизмы, направленные на сдерживание коррупционного поведения [1; 2, с. 213].

В соответствии с антикоррупционным законодательством Российской Федерации основными инструментами противодействия коррупции признаются: антикоррупционные программы, атикоррупционные экспертизы правовых актов и их проектов, антикоррупционный мониторинг, антикоррупционная пропоганда. Сформировалась определенная система организации борьбы с коррупцией, которая включает в себя:

- разработку и принятие антикоррупционной нормативной правовой базы и определение механизма ее выполнения;

- разграничение между государственными органами их функций, зон ответственности и организацию взаимодействия по противодействию коррупции;

- создание и обеспечение деятельности специальных подразделений по борьбе с коррупцией;

- обеспечение научного сопровождения деятельности государственных органов по борьбе с коррупцией;

- использование государственных средств массовой информации, активное вовлечение граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в деятельность по противодействию коррупции.

Создана прочная законодательная база, определяющая систему мер и принципы борьбы с коррупцией, конкретные организационные, предупредительно-профилактические мероприятия и механизмы борьбы с коррупцией, устранение последствий коррупционных правонарушений, а также предусматривающая жесточайшую уголовную ответственность за коррупционные преступления.

Первыми шагами в законодательном закреплении противодействия коррупции стало принятие Федерального за кона Российской Федерации № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции», принятого Государственной Думой 17 февраля 2006 года, и Федерального закона Российской Федерации № 125-ФЗ «О ратификации конвенции об уголовной ответственности за коррупцию», принятым Государственной Думой 8 мая 2006 года [3]. И, наконец, подписание 19 мая 2008 г. Указа Президентом РФ «О мерах по противодействию коррупции», в соответствии с которым создана рабочая структура для того, чтобы подготовить набор предложений. Была дана задача в самый короткий период подготовить национальный план противодействия коррупции. Данные нормативно-правовые акты явились предпосылками к разработке и принятию базового документа, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, это Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии коррупции», принятый 25 декабря 2008 года, где, наконец, было законодательно закреплено понятие «коррупция». В соответствии с данным законом это:

«... а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений» [3].

Уголовный кодекс Российской Федерации [4] содержит главы об ответственности за преступления против интересов государственной службы (Глава 30) и против службы в коммерческих и иных организациях (Глава 23), большинство из которых имеют признаки коррупционности. Такими преступлениями, кроме известного всем взяточничества (получение и дача взятки), являются коммерческий подкуп, незаконное участие должностного лица в предпринимательской деятельности, злоупотребление полномочиями должностных лиц, лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, служебный подлог и ряд других.

Действие Федерального закона распространяется на должностных лиц. Определен ряд ограничений и специальных требований для государственных должностных лиц, закреплены полномочия и права в сфере борьбы с коррупцией специальных подразделений органов прокуратуры, органов

внутренних дел, совершенных представителями органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов и судов, должностными лицами предприятий, организаций и учреждений.

Основное внимание было обращено на государственных служащих. «Государствен -ный служащий обязан принимать решения исходя из целей, установленных правом (конституцией, законами и другими нормативными актами) и общественно одобряемых культурными и моральными нормами. Коррупция начинается тогда, когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях» [5, с. 247]. По мнению В.Н. Агеева, наиболее эффективными средствами противодействия коррупции являются правовые средства [6, с.4]. Аналогичное мнение высказано и Тихомировым Ю.А. и Трикоз Е.Н. - «Действия на основе закона - и по смыслу и по форме - должны ограничивать это зло» [7, с. 39]. Нельзя не согласиться с мнением А.В. Малько, который считает, что: «Политическая власть (особенно, и главным образом, власть исполнительная) имеет склонность вырождения в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные склонности, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека. Правовые ограничения необходимы именно для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь препятствия, вредные возмущающие факторы, необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан» [8, с.230]. В этой связи ученные все чаще употребляют термин «государственная коррупция», в которой всегда одной из сторон служит лицо, находящееся на государственной службе или выполняющее некоторые властные полномочия.

Таким образом, одним из способов предотвращения коррупционных проявлений является ограничение прав лиц, занимающих государственные должности. Установление ограничений прав лиц, поступающих на государственную службу, служит обеспечению эффективной профессиональной деятельности по исполнению полномочий государственных органов, установлению

препятствий возможному злоупотреблению государственных служащих, гарантированию осуществления служащими гражданских прав и другое [9, 128]. Имеющаяся законодательная база в области государственной службы устанавливает целую систему ограничений и запретов.

Конституционный Суд России неоднократно указывал, что специфика государственной службы Российской Федерации как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих в трудовых отношениях. Государство вправе определять особые правила в сфере государственной службы, устанавливая определенные ограничения для своих служащих. Конституционный Суд Российской Федерации признает установленные ограничения прав государственных служащих обоснованными при наличии компенсации в виде повышения льгот и гарантий социальной защищенности [10].

Особое внимание уделяется анализу нормативно-правовой базы на коррупцино-генность. Имеется в виду огромное разнообразие законодательных и иных нормативноправовых актов, действующих на территории России, которые должны подвергаться тщательному правовому анализу. Существенным элементом оценки нормативно-правовых актов на коррупциногенность являются ее принципы, к ним относятся: объективность, полнота и достоверность используемой информации, систематичность, форма-лизованность оценки, сочетание общих и специальных оценочных критериев. Корруп-циногенность нормативных правовых актов обусловлена деформациями правовых норм, которые должны подвергаться тщательному анализу. К наиболее распространенным видам таких деформаций относятся: множественность вариантов диспозиций правовых норм; широкие возможности ведомственного и локального нормотворчества; наличие коллизий правовых норм; определение компетенции по формуле «вправе»; широта дискреционных полномочий; отсутствие административных процедур; завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права; отсутствие конкурсных (аукционных) процедур; отсутствие специализированных, детализированных запретов и ограничений для государственных служащих в той или иной области деятельности (управление государственным

имуществом, налоговые, таможенные отношения и пр.); отсутствие контроля, в том числе общественного, за государственными органами и государственными служащими. Благодаря проведению антикоррупционного мониторинга, который является новым и эффективным инструментом, при реализации нормативного правового акта можно обнаружить ошибки коррупциногенного свойства. В настоящие время в Российской Федерации действует Постановление Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 196 «Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» [3]. В заключении о коррупциногенности проекта нормативного правового акта должны отражаться: выявленные коррупциногенные факторы; степень коррупцинногенсти проекта (низкая, средняя, высокая); рекомендации разработчикам (провести работы по устранению или нейтрализации выявленных коррупциноген-ных факторов, провести дополнительную правовую экспертизу отдельных положений проекта акта, представить уточненный проект акта к определенному сроку для повторной экспертизы. Отметим, что проблема преодоления коррупцинногенности нормативных правовых актов тесно связанна с формированием в стране нормальной, эффективно действующей правовой системы, системы государственного управления, построенной на основе права.

Важное место в работе по противодействию коррупции, созданию в обществе атмосферы нетерпимости к правонарушениям, правовому нигилизму, формированию у граждан правовой культуры отводится печатным и электронным средствам массовой информации, являющимся зеркалом государственной и общественной жизни. На телевизионных каналах, страницах информационных средств, в том числе и региональных, периодически готовятся передачи и размещаются материалы по вопросам укрепления законности, правопорядка, в том числе и о борьбе с коррупцией. Информация о наиболее значимых правонарушениях своевременно и всесторонне доводится до общественности. В статье 6 Федерального закона Российской Федерации «О противодействии коррупции» говорится о мерах по профилактике коррупции и первым пунктом указанно формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

Участие общества в процессе государственного управления обеспечивает его заинтересованность и активность в обеспечении решения возникающих проблем, формирует у членов общества чувство сопричастности к различным аспектам государственного управления, активизирует чувство патриотизма, личной значимости, заинтересованности и ответственности. Формирование системы взаимодействия государства и общества, ее развитие и совершенствование, в соответствии со складывающимися условиями, позволяет обеспечить взаимоуважение и взаимное доверие государства и общества, в противном случаи, как отмечает В.В. Лазарев, отчуждение государственных органов управления можно охарактеризовать как неприятие идущих от общества ценностей жить по справедливости, поскольку последняя сплошь и рядом рушится, а также идущих сверху - жить по закону, поскольку по нему живут все меньше и меньше. Это отчуждение в большей степени означает поклонение теневым ценностям [10, с.38]. Следует отметить, что потребность и возможность участия граждан, общественных объединений и организаций в государственном управлении, в современном обществе, является необходимостью как для общества и его институтов, так и для государственного управления и его аппарата. Отсюда следует правильно сформированный взгляд граждан на государственную службу.

В данном ключе необходимо подчеркнуть, что имидж государственной службы

- это определенный оценочный образ государственной власти в целом, который складывается из таких составляющих, как результативность и эффективность работы государственных органов, профессионализм и добросовестность чиновников, их должностное поведение, культурный уровень, коммуникативные качества, личная и коллективная заинтересованность в повышении своего профессионального авторитета и статуса в глазах общественности, а также субъективных оценок их деятельности со стороны населения, различных институтов и структур гражданского общества. Имидж органов государственной власти и управления формируется также под непосредственным взаимодействием происходящих в стране социальных изменений, затрагивающих сферу государственного управления. Формирование положительного имиджа государственного служащего определяется в первую очередь его профессиональной

деятельностью и личностными качествами. Область проблем формирования положи-Одностороннее, не всегда объективное ос- тельного имиджа государственной службы

вещение этой деятельности в средствах мас- нельзя ограничивать только внутриоргани-

совой информации часто представляется как зационными задачами государственных

социальный заказ со стороны определенных органов. Эти проблемы являются частью

сил, направленный на дискредитацию и общих задач взаимодействия государства

дестабилизацию органов государственной и гражданского общества. Следует учиты-

власти и управления. На общий имидж го- вать, что положительный имидж и авторитет

сударственной службы оказывают влияния государственных органов, государственных

и первичные мотивации поступающих на служащих - это не только цель, которую

работу в государственные органы. пытаются достигнуть субъектные носители

Наиболее значимым мотивом, согласно государственных, властных полномочий,

проведенному социологическому исследова- но, прежде всего результат их конкретной

нию, является гарантия постоянной работы работы, взаимодействия власти и общества,

и стабильного положения [11, с. 35]. власти и населения.

Литература —

I. О национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции : Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2012 года № 297 // СПС Консультант Плюс.

2 Антикоррупционный набор инструментов: Глобальная программа против коррупции, принятая комитетом ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступности // Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов : сборник документов / Сост. В.С. Овчинский. М.: ИНФРА - М, 2004. С.213-293.

3. СПС Консультант Плюс.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 5 июня 2012 г. (принят Государственной Думой 24 мая 1996 года). // СПС Консультант Плюс.

5. Кондрашкин, И. И. Коррупция как дефект гражданского сознания // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике: материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2007 г.) / И. И. Кон-драшкин. М.: Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, 2007. С. 243.

6. Агеев, В. Н. Ограничение прав лиц, занимающих государственные должности, как способ противодействия «государственной коррупции» / В. Н. Агеев // Следователь. 2000. № 8. С.4.

7. Тихомиров, Ю. А. Право против коррупции / Ю. А. Тихомиров, Е. Н. Трикоз // Журнал российского права. 2007. № 5. С.39.

8. Малько, А. В. Стимулы и ограничения в праве / А. В. Малько. М. : Юристъ, 2004. С. 230-231.

9. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и законодательству о гражданской службе зарубежных государств / отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М.: МЦФЭР, 2005. С. 128.

10. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 24. Ст.2342.

II. Теория государства и права / под ред. В.В. Лазарева. М. 2001 С. 38-39.

References

I. The decree of the President of the Russian Federation about the national plan of counteraction of corruption on 2012 - 2013 and modification of some acts of the President of the Russian Federation concerning counteraction of corruption from May, 13th, 2012 № 297.

2 Anticorruption tooling: The global program against the corruption accepted by committee of the United Nations on the control over drugs and crime prevention // International legal bases of fight against corruption and laundering of criminal incomes: Collection of documents / author V.S. Ovchinsky. M.: INFRA - M, 2004. - P.213-293.

3. SPS Konsultant Plus.

4. The Criminal code of the Russian Federation: the text with changes and additions on June, 5th, 2012 (accepted by the State Duma on May, 24th, 1996). SPS Konsultant Plus.

5. Kondrashkin, L.L. Corruption as the defect of civil consciousness // The State policy in counteraction of corruption and shadow economy: materials of the All-Russia scientific conference (Moscow, on June, 6th, 2007). M.: The Centre of the problem analysis and state-administrative designing, 2007. - P. 243.

6. Ageev, V.N. Restriction of the rights of persons having the state posts as a counteraction method of “the state corruption» // The Investigator 2000. № 8 P.4.

7. Tikhomirov, U.A, Trikoz E.N. Law against corruption // Magazine of Russian law. 2007. № 5. P.39.

8. Malko, A.V. Stimulus and restrictions in law. - M: Urist, 2004. P. 230-231

9. Look: The comment to the Federal act «About the state civil service of the Russian Federation» and to the legislation on civil service of the foreign states / editor A.F. Nozdrachev. M.: MCFER, 2005. - P. 128.

10. Enactment of the Constitutional Court of the Russian Federation from June, 6th, 1995 // Legislation collection of the Russian Federation. 1995. № 24.- item 2342.

II. The theory of state and law / Under the editorship of V.V. Lazarev. M., 2001 P. 38-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.