Научная статья на тему 'Организационно-правовые формы большой науки (мегасайенс) в условиях международной интеграции: сравнительное исследование часть I. мегасайенс как научное и правовое явление. Правовые аспекты функционирования мегасайенс в форме международных межправительственных организаций и национальных юридических лиц'

Организационно-правовые формы большой науки (мегасайенс) в условиях международной интеграции: сравнительное исследование часть I. мегасайенс как научное и правовое явление. Правовые аспекты функционирования мегасайенс в форме международных межправительственных организаций и национальных юридических лиц Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
875
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Ключевые слова
НАУКА / МЕГАСАЙЕНС / ИНФРАСТРУКТУРЫ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Четвериков Артем Олегович

Предметом статьи является комплексный анализ организационно-правовых форм создания и эксплуатации научных установок класса «мегасайенс» (крупных исследовательских инфраструктур), созданных и функционирующих в ходе международной научной интеграции. Целью статьи является систематизация организационно-правовых форм мегасайенс и разработка правовых механизмов размещения международных установок мегасайенс на территории Российской Федерации. Статья написана на базе системного, исторического и сравнительно-правового методов исследования. В первой части выявлены сущностные характеристики мегасайенс как нового научного и правового явления, рассмотрен правовой статус международных установок мегасайенс в форме международных межправительственных организаций и национальных юридических лиц, выявлены различные подвиды данных организационных структур. Проведенный в статье анализ впервые осуществляется в России. Его результаты могут использоваться в целях защиты прав российских участников международных исследовательских консорциумов и разработки документов, регулирующих функционирование международных установок мегасайенс на российской территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Четвериков Артем Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые формы большой науки (мегасайенс) в условиях международной интеграции: сравнительное исследование часть I. мегасайенс как научное и правовое явление. Правовые аспекты функционирования мегасайенс в форме международных межправительственных организаций и национальных юридических лиц»

ф

Четвериков Артем Олегович

Профессор кафедры интеграционного и европейского права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук

E-mail: info@eulaw.edu.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ БОЛЬШОЙ НАУКИ (МЕГАСАЙЕНС) В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Часть I. Мегасайенс как научное и правовое явление. Правовые аспекты функционирования мегасайенс в форме международных межправительственных организаций

и национальных юридических лиц

Аннотация.

Предметом статьи является комплексный анализ организационно-правовых форм создания и эксплуатации научных установок класса «мегасайенс» (крупных исследовательских инфраструктур), созданных и функционирующих в ходе международной научной интеграции. Целью статьи является систематизация организационно-правовых форм мегасайенс и разработка правовых механизмов размещения международных установок мегасайенс на территории Российской Федерации.

Статья написана на базе системного, исторического и сравнительно-правового методов исследования.

В первой части выявлены сущностные характеристики мегасайенс как нового научного и правового явления, рассмотрен правовой статус международных установок мегасайенс в форме международных межправительственных организаций и национальных юридических лиц, выявлены различные подвиды данных организационных структур.

Проведенный в статье анализ впервые осуществляется в России. Его результаты могут использоваться в целях защиты прав российских участников международных исследовательских консорциумов и разработки документов, регулирующих функционирование международных установок мегасайенс на российской территории.

Ключевые слова: наука, мегасайенс, инфраструктуры, организационно-правовые формы, международная интеграция.

Chetverikov Artyom O.

Professor, Department of integration and European law of the Kutafin Moscow State Law University

(MSAL), Doctor of Sciences (PhD) in Law E-mail: info@eulaw.edu.ru

Abstract.

The subject matter of the article is a comprehensive analysis of legal forms used for establishing and operation of international scientific facilities relating to «megascience» (large research infrastructures). The purpose is to systematize the features of existing legal forms of megascience with a view of implantation of such facilities on the territory of the Russian Federation.

The article is based on systemic, historical and comparative methods of legal research.

The first part deals with essential features of megascience asa new scientific and legal phenomenon, provides analysis of the status of international megascience facilities in the forms of international intergovernmental organizations and national legal persons, describes subtypes of these legal entities.

The analysis in the article is unique in Russia. Its results may serve to protect the rights of Russian participants of international research consortia as well as to elaborate the documents governing the functioning of international megascience facilities on the Russian territory.

Основные направления и меры реализации государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации:

Инфраструктура и среда. Создание условий для проведения исследований и разработок, соответствующих современным принципам организации научной, научно-технической и инновационной деятельности и лучшим российским практикам,

обеспечивается путем <.,.>поддержки создания и развития уникальных научных установок класса "мегасайенс"', крупных исследовательских инфраструктур на территории Российской Федерации.

(Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642, п. 32)

Мегасайенс как научное и правовое явление

Чем дальше наука продвигается к уяснению фундаментальных законов природы и их практическому (прикладному) использованию в интересах человека и общества, тем сложнее и затратнее становится процесс получения новых знаний. Прежде всего, это относится к крупномасштабным научным проектам, рассчитанным на достижение прорывных открытий, таким как обнаружение ранее не известных частиц материи с помощью «Большого адронного коллайдера (LHC)»1 в Европе, познание феномена всемирного тяготения в «Лазерной интерферометрической обсерватории гравитационных волн (LIGO)»2 в США или нейтронные исследования посредством «Научно-исследовательского реакторного комплекса ПИК», строящегося в России.

Вместе взятые указанные проекты, точнее, лежащие в их основе сооружения, приборы и иную инфраструктуру, сегодня при-

нято обозначать словом «мегасайенс», т.е. большая наука3. Как важное явление общественной жизни, мегасайенс постепенно проникает и в юридическую терминологию разных стран,— пока, главным образом, на уровне стратегий, дорожных карт и аналогичных документов, принимаемых органами государственного управления наукой, т.е. подзаконных актов. При этом в некоторых странах приняты стратегии, специально посвященные развитию именно мегасай-енс (например, в Нидерландах и Чехии).

Наиболее распространенной юридической категорией, корреспондирующей мега-сайенс в официальных документах, служит выражение «крупные исследовательские инфраструктуры»4, воспринятое и в России (в процитированной выше Стратегии научно-технологического развития 2016 г.). Также можно встретить обозначения «крупномасштабные научные инфраструктуры»5

Large Hadron Collider (англ.).

Laser Interferometer Gravitational-wave Observatory (англ.).

От греч. megas — мега (большой) и англ. science — сайенс (наука). В российском научном лексиконе в анало-

гичном значении также используются термины «меганаука", «мегапроекты" и «мегаустановки" (см.: 75 лет для страны и мира. Интервью с президентом Курчатовского института М.В.Ковальчуком // В мире науки.

2017. № 12. С. 31). С точки зрения уважения к отечественной культуре и ее основе — русскому языку, эти термины заслуживают предпочтения в сравнении с англицизмом «сайенс". Large Research Infrastructures (англ.). Large-Scale Scientific Infrastructures (англ.).

и «крупные инфраструктуры для исследований, экспериментальных разработок и инноваций»6. Во Франции установки мегасайенс официально квалифицируют как «очень крупные исследовательские инфраструктуры», кратко TGIR7, в Австралии — как «знаковые исследовательские инфраструктуры», в дословном переводе: инфраструктуры, «являющиеся вехой» в развитии научных исследований8.

В чем выражается крупный/крупномасштабный/очень крупный/знаковый характер объектов мегасайенс, отличающий их от прочих исследовательских инфраструктур (научных установок)? Речь идет, прежде всего, о значительных масштабах подобных объектов — причем не только исходя из их размеров (обычно больших и очень больших), но и с точки зрения трудоемкости их создания, сложности эксплуатации, а также, что особенно важно для государства, величины требуемых для этого бюджетных инвестиций. Другими критериями служат новаторский характер объектов мегасай-енс, ожидаемые от них существенные продвижения в научном познании и, отсюда, их повышенная значимость для общества в целом.

Так, согласно Национальной дорожной карте в отношении крупномасштабной научной инфраструктуры Нидерландов, принятой в 2016 г. Нидерландской организацией по научным исследованиям (приложение 2 «Определение крупномасштабной научной инфраструктуры»), подобная инфраструктура включает в себя «значительное научное оборудование или значительные коллекции инструментов <...> и любую другую уникальную инфраструктуру, которая имеет критическое значение для достиже-

ния превосходного качества исследований и инноваций»9.

В Румынии крупной исследовательской инфраструктурой признаются «установки, оборудование или инструменты, которые имеют особо большие размеры или сложность ввиду расходов на их закупки, эксплуатацию, содержание и/или предоставление доступа пользователям и которые обеспечивают научному сообществу существенные условия как для фундаментальных, так и для прикладных исследований» (Отчет Румынского комитета по исследовательским инфраструктурам об исследовательских инфраструктурах в Румынии 2007 г.)10.

В Чехии для признания научной установки в качестве крупной исследовательской инфраструктуры принимаются во внимание не только ее уникальность, масштабность, затратность, но и официальное признание в таком качестве со стороны чешского правительства, а также открытость доступа к инфраструктуре для представителей иных научных организаций помимо той, где она создана.

Согласно утвержденной министерством образования, науки и спорта этой страны Дорожной карте крупных инфраструктур для исследований, экспериментальных разработок и инноваций Чешской Республики на 2016-2022 гг. крупная инфраструктура представляет собой «уникальную исследовательскую установку, включая ее приобретение, связанные с этим инвестиционные расходы и расходы по обеспечению ее функционирования, которая имеет существенное значение для всесторонних исследований и разработок с серьезными финансовыми и технологическими потребностями, которая одобрена правительством Чешской Республики и создана одной исследовательской органи-

6 Large infrastructures for Research, Experimental Development and Innovation (англ.).

7 Tresgrandes infrastructures de recherche (франц.).

8 Landmark Research Facilities (англ.).

9 См.: Netherlands Organization for Scientific Research. National Roadmap: Large-Scale Scientific Infrastructures. Appendix 2. Definition of Large-Scale Scientific Infrastructures, 2016. P. 122. URL: [www.nwo.nl/en].

10 См.: National Authority for Scientific Research, Romanian Committee for Research Infrastructures. Report Regarding Research Infrastructures of Romania, 2007. P. 14. URL: [www.research.gov.ru].

зацией для использования другими исследовательскими организациями»11.

Министерством науки Черногории предпринята попытка охарактеризовать особенности объектов мегасайенс на фоне их менее крупных аналогов. В этой связи принятая им Дорожная карта исследовательских инфраструктур Черногории на 2015-2020 гг. содержит определение не только крупных, но и средних и малых исследовательских инфраструктур.

Крупными исследовательскими инфраструктурами в Черногории считаются те, которые позволяют осуществлять «любые виды исследовательской деятельности в индивидуальных исследовательских процессах в рамках научной сферы соответствующей исследовательской инфраструктуры и при этом функционируют как подразделения со своей собственной административной структурой». Средние исследовательские инфраструктуры обеспечивают возможность осуществлять только отдельные «этапы исследовательского процесса» либо предназначены для «включения в крупные исследовательские инфраструктуры в качестве составной части». Наконец, малые исследовательские инфраструктуры обеспечивают такую возможность лишь для «индивидуальных задач в рамках исследовательских процессов»12.

Несколько иную классификацию дает Национальная дорожная карта исследовательской инфраструктуры, принятая в 2016 г. австралийским правительством13. В Австралии различаются: • институциональная исследовательская инфраструктура, которая имеет небольшие масштабы и находится в распоряжении отдельных научно-исследовательских организаций (институтов);

• национальная исследовательская инфраструктура, совместно создаваемая и управляемая разными научно-исследовательскими институтами страны в целях устранения дублирования и оптимизации ресурсов;

• в-третьих, знаковая исследовательская инфраструктура особо крупных масштабов, решение об инвестировании в создание которой принимает правительство. Уникальной особенностью Австралии,

имеющей особую важность для рассматриваемых в настоящей статье правовых проблем международной интеграции в сфере мегасайенс, является выделение еще одного, наиболее крупного вида исследовательской инфраструктуры — глобальной исследовательской инфраструктуры14. Согласно официальному определению дорожной карты австралийского правительства, под глобальной исследовательской инфраструктурой понимается «многонациональная, коллаборативная инфраструктура такого масштаба, что расходы на ее создание превосходят ресурсы или знания отдельных государств».

В Польше недавно предпринята попытка юридически зафиксировать стоимость объектов мегасайенс в абсолютном (денежном) выражении — причем, в отличие от рассмотренных выше стран, это сделано на законодательном уровне.

В соответствии с поправками, внесенными в 2016 г. польским парламентом в Закон о принципах финансирования науки 2010 г.15, крупной исследовательской инфраструктурой16 в Польше считается «научно-исследовательская аппаратура, в том числе информационная инфраструктура науки стоимостью, превышающей»:

11 Cm.: Roadmap of Large infrastructures for Research, Experimental Development and Innovation of the Czech Republic for the years 2016-2022. Prague, October 2015. P. 9. URL: [www.msmt.cz].

12 Cm.: Montenegro Ministry of Science. Montenegro Research Infrastructures Roadmap. 2015-2020. August 2015. P. 5. URL: [www.mna.fov.me].

13 Cm.: Australian Government. 2016 National Research Infrastructure Roadmap. URL: [https://docs.education.gov.au].

14 Global Research Infrastructure (aHra.).

15 Cm.: Ustawa z dnia 30 kwietnia 2010 r. o zasadachfinansowanianauki. Tekstjednolity // KancelariaSejmu. 2017-1227. S. 1/65.

16 Duzainfrastrukturabadawcza (no^bCK.).

• 150 тыс. польских злотых для аппаратуры «в группе гуманитарных и общественных наук, а также в группе наук об искусстве и художественном творчестве»;

• 500 тыс. польских злотых для аппаратуры в «группе точных и инженерных наук, а также в группе наук о жизни». Наряду с крупной исследовательской инфраструктурой польский закон вводит понятие стратегической исследовательской инфраструктуры17. Стратегической считается, с одной стороны, уже имеющаяся крупная исследовательская инфраструктура в вышеуказанном смысле, с другой стороны, «строящаяся инфраструктура», которая включена в перечень, устанавливаемый «Польской дорожной картой исследовательской инфраструктуры» (утверждается министром высшего образования и науки страны).

Специальные положения польского закона подробно определяют порядок включения строящихся инфраструктур в дорожную карту. Это должно осуществляться посредством «открытого набора предложений» со стороны заинтересованных национальных научных организаций, который объявляется министром высшего образования и науки не реже одного раза в четыре года (первым и, очевидно, главным критерием для включения в перечень служит «уникальность начинания в государственных и международных масштабах»).

С аналогичной периодичностью польский министр высшего образования и науки должен проводить «проверку начинаний в области стратегической исследовательской инфраструктуры, вписанной в Польскую дорожную карту исследовательской инфраструктуры». По итогам проверки им может быть принято решение об исключении соответствующего начинания из дорожной карты: в случае негативной оценки, в случае

непредставления ответственной научной организацией ответа на «оценочный вопросник», разосланный министром, а также по ходатайству самой организации18.

Во Франции очень крупные исследовательские инфраструктуры (TGIR) противопоставляются обычным исследовательским инфраструктурам (Щ)19 исходя из признания первых со стороны государства в целом. Очень крупные исследовательские инфраструктуры «служат объектом правительственной стратегии» и благодаря этому получают специальное бюджетное финансирование от министерства национального образования, высшего образования и исследований. Напротив, обычные исследовательские инфраструктуры «служат объектом выбора различных операторов исследований и создаются ими самими» (Национальная стратегия исследовательских инфраструктур 2016 г.). В качестве специфических разновидностей исследовательских инфраструктур во французской стратегии также выделяются инфраструктуры, создаваемые и функционирующие под эгидой международных организаций (они могут иметь очень крупный и не очень крупный характер), и незавершенные инфраструктурные проекты, статус которых еще предстоит определить20.

В целях развития очень крупных исследовательских инфраструктур и повышения их международного престижа во Франции образованы специальные координирующие органы по вопросам мегасайенс на общегосударственном уровне.

Главным из них является Руководящий комитет по очень крупным исследовательским инфраструктурам (CD-TGIR)21, состоящий из представителей министерства иностранных дел (!), профильных научных организаций и возглавляемый руководителем Генеральной дирекции по исследованиям и инновациям (одно из структурных под-

Strategicznainfrastrukturabadawcza (польск.).

Статьи 2, 4а и 4ab Закона о принципах финансирования науки.

Infrastructures de recherche (франц.).

См.: Stratégienationale des infrastructures de recherche. Édition 2016. P. 7. URL: [www.enseignementsup-recherche. gov.fr].

Comitédirecteur des TGIR (франц.).

разделений министерства национального образования, высшего образования и исследований).

Научно-консультативную поддержку Руководящему комитету оказывает Высокий совет по очень крупным исследовательским инфраструктурам (HC-TGIR)22. Он объединяет ведущих ученых из разных отраслей науки, имеющих опыт работы на подобных объектах и назначаемых министром национального образования, высшего образования и исследований по предложению Руководящего комитета23.

Помимо Франции, координирующие органы по вопросам мегасайенс действуют в некоторых других государствах. Таковы, в частности, Постоянный комитет по крупномасштабной научной инфраструктуре (Нидерланды) или Совет по крупным инфраструктурам для исследований, экспериментальных разработок и инноваций (Чехия).

В силу большой важности и высокой стоимости крупные исследовательские инфраструктуры также могут становиться объектами специальных бюджетных программ в национальном бюджете. Так, финансовый закон (бюджет) Индии на протяжении последних лет отдельной строкой предусматривает программу расходов под названием «Мегаустановки для фундаментальных исследований»24. В то же время понятие ме-гаустановок здесь никак не определяется: вопрос о конкретных объектах и мероприятиях, подлежащих финансированию, решается индийским департаментом (министерством) науки и технологий, к ведению которого отнесена данная программа25.

Как бы ни определялись объекты мега-сайенс в законах и подзаконных актах той или иной страны, очевидно одно: во всех

случаях речь идет о дорогих и технически сложных установках, требующих существенных финансовых и интеллектуальных вложений со стороны государства и его научного сообщества. При этом чем крупнее проект мегасайенс, тем больше вероятность, что государство окажется не в состоянии реализовать его в одиночку.

Так, в США, несмотря на колоссальные финансовые возможности и солидный научный потенциал этой страны, еще в 1995 г. в парламентском отчете ведомства по науке и технологиям было констатировано, что бюджетные ограничения американского правительства не позволяют в полной мере обеспечить потребности финансирования как новых, так и уже существующих объектов исследовательской инфраструктуры. Отсюда властям США было рекомендовано привлекать иностранных партнеров в любых крупных, комплексных научных проектах в целях снижения издержек, распределения рисков и усиления научного потенци-

ала26.

Итак, феномен мегасайенс — пожалуй, как никакое другое явление современной научно-технологической жизни,— подталкивает государства к объединению усилий, к взаимной интеграции. В каких формах может осуществляться подобная интеграция?

Мировая практика показывает, поставленный вопрос не имеет единого варианта ответа, точнее, допускает различные варианты с использованием разных конструкций из разных правовых систем (националь -ного, международного, европейского права).

Один вариант состоит в использовании международно-правовой формы: в учреждении международной межправительственной организации, которой входящие в ее со-

22 Hautconseil des TGIR (франц.).

23 См.: Assemblée nationale. 14ème législature. Question № 20432. Ministèreinterrogée: Enseignementsupérieur et recherche. Réponsepubliée au JO le 25.6.203. P. 6692; Stratégienationale des infrastructures de recherche. Annexe 1. Le processus de miseà jour de la stratégiefrançaise. P. 158; Élaborer la stratégienationale des infrastructures de recherche. URL: [https://esr-wikis.adc.education.fr].

24 Mega Facilities for Basic Research (англ.).

25 См.: Expenditures Profile 2017-2018. Allocation under the Object Head Grants for Creation of Capital Assets. P. 73. URL: [http://indiabudget.nic.in/ub-2017-18/eb/stat6.pdf].

26 См.: Lami S. Challenges and New Requirements for International Mega-Science Collaborations // Science & Diplomacy, 27.6.2017. URL: [www.sciencediplomacy.org/article/2017/mega-science-collaborations].

став государства поручают реализовывать тот или иной инфраструктурный проект за счет совместно выделяемых этими государствами финансовых средств.

Альтернативой международным межправительственным организациям может стать использование национальных форм юридических лиц, предусмотренных внутренним законодательством государств для своих коммерческих и некоммерческих организаций.

В конце XX — начале XXI вв. в законодательстве некоторых государств и еще больше в интеграционном законодательстве Европейского Союза (ЕС) получили юридическое закрепление специальные формы для транснациональных и наднациональных юридических лиц, которые также могут быть использованы (и на практике используются) в целях создания интегрированных структур мегасайенс с участием научных организаций разной государственной принадлежности.

В некоторых случаях в аналогичных целях создаются международные консорциумы научных организаций без статуса юридического лица.

Наконец, в 2008 г. законодательством ЕС была разработана типовая (стандартная) организационно-правовая форма, предназначенная для общеевропейских инфраструктурных проектов в научно-исследовательских целях — европейские консорциумы исследовательской инфраструктуры.

Рассмотрим юридические свойства, особенности и проблемы практического применения вышеуказанных форм, имея в виду, что сфера их применения не ограничивается мегасайенс и способна охватывать любые виды исследовательской инфраструктуры, которые разные государства (научные организации разных государств) желают создавать общими усилиями и использовать также сообща27.

Мегасайенс в форме международных

Международные межправительственные организации (ММПО) являются юридической конструкцией международного (публичного) права, предназначенной для обеспечения постоянного взаимодействия между входящими в них странами (государствами-членами).

Постоянный характер ММПО, включая постоянный организационный механизм (наличие собственных органов управления, совместно формируемых государствами-членами), а также наделение ММПО качеством самостоятельной юридической личности (правосубъектностью)28 позволяют использовать их как форму для осуществления

ежправительственных организаций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проектов сотрудничества и интеграции заинтересованных государств в самых разных областях, в том числе в области науки, включая мегасайенс.

В ходе использования ММПО для целей создания интегрированных объектов мега-сайенс, других исследовательских инфраструктур сложилось два типа подобных организаций.

Первый — ММПО проектного типа. Подобные ММПО создаются под определенный инфраструктурный проект, который реализуется под эгидой и в дальнейшем управляется соответствующей организацией.

27 Наряду с источниками права и иными официальными документами, лежащими в основе разных организационно-правовых форм мегасайенс, анализ в статье базируется на ранее опубликованных материалах юридических исследований этого вопроса, в том числе предпринятых под эгидой Европейского стратегического форума по исследовательским инфраструктурам и Глобального научного форума Организации экономического сотрудничества и развития. См., например: European Strategy Forum on Research Infrastructures. Report of the Workshop on the Legal forms of research infrastructures of pan-European interests. Brussels, 23 March 2006 (URL: [http://cordis.europa.eu]); Organization for Economic Co-operation and Development (OECD). Global Science Forum. Establishing Large International Research Infrastructures: Issues and Options. December 2010 (URL: [www. oecd.org]); Communication and Policy Development for Research Infrastructure in Europe (CoPoRI). Legal forms of European Research Infrastructure, 2014 (URL: [www.copori.eu/1384.php]).

28 См.: Капустин, А.Я. Международные организации в глобализирующемся мире. М.: РУДН, 2010. С. 153.

Важнейшим примером такого рода проектов служит проект Международного экспериментального термоядерного реактора (ИТЭР)29, который представляет собой «интегрированный технический проект исследовательской установки, предназначенной для демонстрации возможности использования термоядерного синтеза как источника энергии» (преамбула Соглашения о создании Международной организации ИТЭР по термоядерной энергии для совместной реализации проекта ИТЭР от 21 ноября 2006 г.).

Для строительства и использования реактора ИТЭР на основании Соглашения 2006 г. была образована специализированная ММПО — Международная организация ИТЭР по термоядерной энергии, членами которой стали Россия, Индия, Китай, Республика Корея, США, Япония, а также Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), фактически ЕС, где размещается штаб-квартира ИТЭР и строятся установки искомого реактора (Евратом — принимающая организация, Франция — принимающее государство)30.

Более широкие перспективы для развития международной интеграции в области крупных и иных исследовательских инфраструктур предоставляют ММПО рамочного типа, учредительные договоры которых допускают возможность реализации любых инфраструктурных проектов применительно к той или иной научной дисциплине.

Пионером среди ММПО рамочного типа является созданная в начале 1950-х гг. Европейская организация ядерных исследований (ЦЕРН)31. В соответствии со своим

учредительным договором — Конвенцией об учреждении Европейской организации ядерных исследований от 1 июля

1953 г.32, ЦЕРН уполномочен осуществлять «строительство и эксплуатацию одной или большего числа лабораторий» согласно программам деятельности, утверждаемым и изменяемым его высшим руководящим органом из представителей государств-членов — Советом. Последний назначает для каждой лаборатории отдельного Генерального директора, которому оказывают поддержку «научный, технический, административный персонал и секретариат, признанный необходимым и санкционированный Советом».

К числу крупнейших инфраструктурных мероприятий ЦЕРН относится и упомянутый в начале статьи проект «Большого адронного коллайдера ^НС)». Нормативной основой для строительства коллайде-ра стала принятая в 1994 г. Советом ЦЕРН Резолюция об утверждении проекта LHC, на основании которой проект был включен в базовую программу ЦЕРН с выделением соответствующего финансирования33.

В соответствии с учредительным договором ЦЕРН каждое государство-член самостоятельно решает вопрос об участии или неучастии в его конкретных программах деятельности, но должно участвовать как минимум в одной из таких программ. Не участвующее государство освобождается от необходимости платить дополнительные взносы в бюджет ЦЕРН, но не имеет и права голоса в Совете ЦЕРН при решении вопросов в отношении программы, в которой оно не

29 InternationalThermonuclearExperimentalReactor — ITER (англ.).

30 Евратом наряду с ЕЭС (Европейское экономическое сообщество) и ЕОУС (Европейское объединение угля и стали) является одним из трех созданных в 1950-е гг. Европейских сообществ, на базе которых в 1990-е гг. появился Европейский Союз. После реформы правовых устоев ЕС, проведенной Лиссабонским договором 2007 г., Евратом де-юре был выведен за рамки структуры ЕС, но де-факто остается его частью, поскольку включает те же самые государства и находится под управлением институтов ЕС — Европейского парламента, Европейской комиссии, Суда ЕС и т.д. Подробнее см.: Кашкин, С.Ю., Четвериков, А. О. Право Европейского Союза. Том 1. Общая часть. Европейский Союз: устройство и правопорядок. М.: Юрайт, 2013. С. 96-97.

31 Аббревиатура от названия прообраза Организации на французском языке: Европейский совет по ядерным исследованиям (Conseileuropéenpourlarecherchenucléaire — CERN).

32 См.: Convention pour l'établissementd'uneOrganisationeuropéenne pour la recherche nucléaire. URL: [https:// council.web.cern].

33 См.: Comité du Conseil. Approbation du Grand collisioneur de hadron et du programmescientifiqueà long terme du CERN. Annexe I. Résolution. Approbation du projet LHC. Genève, 17 mars 1994. Doc. CERN/CC/2025.

участвует. Если государство присоединяется к программе позднее, то оно должно уплатить специальный финансовый взнос в целях компенсации расходов, уже понесенных государствами, которые стали участниками и инвесторами программы на предыдущих этапах.

На территории государств-членов ЦЕРН наделяется привилегиями и иммунитетами в соответствии со специальными соглашениями, заключаемыми с ними с этой целью. «Соглашения, которые будут заключены между Организацией и государствами-членами, на чьей территории расположены лаборатории, помимо положений о привилегиях и иммунитетах будут содержать положения, необходимые для урегулирования специальных отношений [связанных с функционированием лаборатории — Прим. авт.] между Организацией и данными государствами-членами» (ст. IX «Правовой статус» Конвенции об учреждении Европейской организации ядерных исследований).

В качестве международной межправительственной организации — субъекта международного права, ЦЕРН также заключает соглашения о сотрудничестве с другими организациями и странами, не входящими в его состав, в том числе с Россией.

Правовой статус ЦЕРН как организации для осуществления международных инфраструктурных проектов в отношении физики атомного ядра послужил образцом для создания ММПО рамочного типа в других отраслях науки, также объединяющих сегодня преимущественно европейские страны.

Применительно к астрономическим исследованиям подобную роль играет созданная в 1962 г. Европейская организация по астрономическим исследованиям в Южном полушарии, более известная под кратким наименованием «Европейская южная обсерватория (ESO)»34.

Исходя из того, что «изучение южной небесной полусферы продвинулось вперед значительно меньше, чем изучение северной полусферы» (преамбула Конвенции о создании Европейской организации по астрономическим исследованиям в Южном полушарии от 5 октября 1962 г.)35, государства-члены поставили перед ESO целью построить, снабдить оборудованием и обеспечить функционирование астрономической обсерватории, включающей комплекс телескопов и другой аппаратуры (с этой целью необходимые участки земли арендованы в южноамериканском государстве Чили, не входящем в состав ESO).

Помимо обсерватории, относящейся к «начальной программе» ESO, ее высший руково -дящий орган — Совет, голосами двух третей государств-членов вправе утверждать любую другую «дополнительную программу». Аналогично ЦЕРН «государства, которые не поддержат дополнительную программу, не обязаны вносить вклад в ее исполнение» и, соответственно, не имеют права голоса при решении связанных с ней вопросов (ст. II «Цели» и ст. V «Совет» Конвенции о создании Европейской организации по астрономическим исследованиям в Южном полушарии).

Применительно к медико-биологическим исследованиям комплекс интегрированных исследовательских инфраструктур функционирует в рамках созданной в начале 1970-х гг. ММПО под названием «Европейская лаборатория молекулярной биологии (EMBL)»36.

Созданию EMBL предшествовало появление неправительственной Европейской организации молекулярной биологии (EMBO)37, основанной в 1964 г. группой представителей соответствующей научной сферы из разных стран. С целью обеспечить международно-правовую основу деятельности EMBO в 1969 г. европейские государства учредили межправительственную

34 European Southern Observatory (англ.).

35 См.: Convention portant creation d'une Organisation européenne pour des recherché astronomiques dans l'hémisphère austral. URL: [www. admin.ch].

36 European Molecular Biology Laboratory (англ.).

37 European Molecular Biology Organization (англ.).

Европейскую конференцию молекулярной биологии (ЕМВС)38.

В соответствии с учредительным договором ЕМВС — Соглашением об учреждении Европейской конференции молекулярной биологии от 13 февраля 1969 г.39, перед нею была поставлена цель развивать «общую программу» сотрудничества между государствами-членами по вопросам молекулярной биологии, ориентированного на учебно-просветительские и информационные мероприятия (совместные образовательные программы и т.п.). В то же время допускалась и реализация более амбициозных «специальных проектов» на основании дополнительных соглашений заинтересованных государств-членов.

Подобного рода специальным проектом и стала Европейская лаборатория молекулярной биологии (ЕМВЦ, соглашение о создании которой было подписано в 1973 г. (Соглашение об учреждении Европейской лаборатории молекулярной биологии от 10 мая 1973 г.)40.

Хотя Европейская лаборатория молекулярной биологии исторически и организа-

ционно связана с Европейской конференцией молекулярной биологией (в частности, доступ в EMBL открыт только государствам, состоящим в ЕМВО), она действует в качестве самостоятельной организации со своими собственными органами, бюджетом и статусом международного юридического лица (правосубъектностью).

В настоящее время под управлением EMBL находятся шесть комплексов молекуляр-но-биологических исследований, размещенных на территории трех разных государств (два в Германии, по одному в Великобритании, Испании, Италии и Франции). При необходимости EMBL может создавать и эксплуатировать новые «установки, необходимые для ее программы», с оговоркой о том, что она должна «концентрировать свою деятельность на задачах, которые обычно не осуществляются или которые нелегко осуществлять в национальных институтах», т.е. требуют объединения усилий разных государств (ст. II «Цели и средства» Соглашения об учреждении Европейской лаборатории молекулярной биологии).

Мегасайенс в форме национальных юридических лиц

В качестве альтернативы созданию международной межправительственной организации государства с целью создания и эксплуатации сообща установки мега-сайенс могут воспользоваться институтом национального юридического лица (ЮЛ), учреждаемого и действующего по законодательству одного из них — как правило, того, где будет размещаться соответствующая установка.

В подобном случае сторонами проекта ме-гасайенс (учредителями и/или участниками искомого ЮЛ) официально становятся не государства в целом, а их уполномоченные научные организации, которые сами обычно являются частью государственного ап-

парата в широком смысле (государственные научно-исследовательские учреждения).

Правовая институционализация проекта мегасайенс в форме национального ЮЛ может осуществляться тремя способами, с заключением международного договора или без такового.

При первом способе заинтересованные государства международным договором утверждают учредительные документы искомого ЮЛ. Таковы, например:

учредительный договор компании (общества) с ограниченной ответственностью по немецкому праву «ООО Установка Европейского рентгеновского лазера на свободных электронах»41, содержащийся в приложе-

38 European Molecular Biology Conference (англ.).

39 См.: Accord instituant la Conférenceeuropéenne de biologiemoléculaire. URL: [www. admin.ch].

40 См.: Accord instituant le Laboratoireeuropéen de biologiemoléculaire. URL: [www. admin.ch].

41 «European X-Ray Free Electron Laser Facility GmbH", KpaTKO«European XFEL GmbH" (англ., нем.).

нии к Конвенции о строительстве и эксплуатации Установки Европейского рентгеновского лазера на свободных электронах от 30 ноября 2009 г. (Россия — один из главных участников и второй по значимости инвестор после Германии — страны местонахождения Установки);

устав компании «Европейский центр син-хротронного излучения» — sociëtëcivile, т.е. гражданско-правового общества по законодательству Франции (страны местонахождения)42, закрепленный первым приложением к Конвенции о строительстве и эксплуатации установки «Европейский центр синхротронного излучения» от 16 декабря 1988 г. (протокол о присоединении России подписан в 2014 г.).

При втором способе международный договор поручает разработку устава искомого ЮЛ уполномоченным научным организациям государств сторон. Так, один из крупнейший в мире исследовательских реакторов для изучения нейтронов, также находящийся во Франции — «Институт Лауэ-Ланжеве-на»43, имеет под собой международно-правовую основу в виде Конвенции между правительством Французской Республики и правительством Федеративной Республики Германия о строительстве и эксплуатации реактора с очень высоким потоком частиц от 19 января 1967 г., к которой в 1974 г. присоединилась Великобритания44.

В соответствии со ст. 1 Конвенции 1967 г.: «Эксплуатация реактора, выступающего объектом настоящей Конвенции, возлагается на гражданско-правовое общество, участниками которого являются Комисса-

риат по атомной энергии, Национальный научно-исследовательский центр [Франция]45, Общество по исследованию атомного ядра с ограниченной ответственностью [Германия] и Национальный исследовательский совет [Великобритания]». Устав общества «сдается на хранение» правительствам государств-участников, а члены высшего органа управления обществом — Руководящего комитета, «могут назначаться и освобождаться от должности только с согласия их соответствующего правительства».

Третий способ создания ЮЛ, строящего и эксплуатирующего исследовательскую инфраструктуру, обходится без заключения международного договора. В данном случае научные организации государств-участников самостоятельно утверждают учредительные документы ЮЛ в рамках предоставленной им своими государствами институциональной и финансовой автономии.

Впрочем, если создание инфраструктуры сопряжено с особо значительными расходами для государственного бюджета, правительство государства может потребовать от своей научной организации предварительного согласования подобных расходов. Так, при вступлении французского Комиссариата по атомной энергии в международный проект строительства «Массива черенков-ских телескопов», французскими министрами по делам энергетики, науки, финансов и экономики было принято совместное «Постановление от 3 марта 2016 г., разрешающее Комиссариату по атомной энергии и по альтернативным видам энергии участвовать в капитале общества»46.

42 См.: Statuts de l'Installationeuropéenne de rayonnement synchrotron — Sociétécivile. Annexe 1 A à la Convention relative à la construction et àl'exploitationd'une Installation européenne de rayonnement synchrotron.

43 Назван по именам немецкого физика М. фон Лауэ и французского физика П.Ланжевена; полное название «Институт имени Макса фон Лауэ и Поля Ланжевена" («Institut Max von Laue — Paul Langevin"); сокращенное-название«^ — Institut Laue-Langevin".

44 См.: Convention du 19 janvier 1967 entre le Gouvernement de la Républiquefrançaise et le Gouvernement de la Républiquefédéraled'Allemagne sur la construction et l'exploitation d'un réacteuràtrèshaut flux. Текст Конвенции с последующими изменениями и дополнениями опубликован в парламентских документах Национального собрания Франции. См.: Assemblée nationale. № 2588. Rapport sur le projet de loiautorisantl'approbation du cinquièmeavenantà la convention du 19 janvier 1967 entre le Gouvernement de la Républiquefrançaise et le Gouvernement de la Républiquefédéraled'Allemagne sur la construction et l'exploitation d'un réacteuràtrèshaut flux.

45 Здесь и далее в квадратных скобках примечания автора.

46 См.: Arrêté du 3 mars 2016 autorisant le Commissariat àl'énergieatomique et aux énergies alternatives àparticiper au capital d'unesociété // JORF du 15 mars 2016, № 63. Texte № 5.

Сторонами упомянутого инфраструктурного проекта стали научные организации десяти стран, заключившие с этой целью в 2014 г. учредительный договор общества с ограниченной ответственностью по немецкому праву «Обсерватория — Массив че-ренковских телескопов»47.

В отличие от международных межправительственных организаций, конструирование правового статуса которых государства осуществляют сообща, при создании установки мегасайенс в форме национального ЮЛ они или их научные организации вынуждены использовать имеющийся арсенал организационно-правовых форм, предусмотренный гражданским, торговым и иным законодательством страны местонахождения юридического лица.

Как показывают приведенные примеры, для этих целей чаще всего используются формы обществ (компаний) — преимущественно с ограниченной ответственностью, которые являются самыми популярными и среди коммерческих организаций. Подобные общества могут создаваться и с акционерным капиталом, с оговоркой о том, что речь идет об организациях закрытого типа (доступ новых участников производится с согласия действующих), не осуществляющих свободную торговлю акциями и другими ценными бумагами (непубличные общества по терминологии Гражданского кодекса России).

Поскольку проекты мегасайенс инициируются с целью новых научных открытий, а не извлечения материальной выгоды, в фирменное наименование искомых ЮЛ может добавляться специальное указание на их некоммерческий (неприбыльный) характер. Например, вышеупомянутое ООО по немецкому праву «Обсерватория — Массив черенковских телескопов» официально именуется «оООО» (gGmbH), т.е. «общественно

полезное общество с ограниченной ответственностью».

Как отмечается в этой связи во вводных положениях учредительного договора Обсерватории: «gGmbh является немецким обществом с ограниченной ответственностью, действующим без цели извлечения прибыли. Буква 'g' соответствует немецкому слову 'gemeinnützig', что значит бесприбыльное [в дословном переводе: общественно полезное.— Прим. авт.]. Она используется для того, чтобы бесприбыльный характер признавался другими сторонами».

Даже если указание на некоммерческий (бесприбыльный) характер ЮЛ, созданного для эксплуатации исследовательской инфраструктуры, отсутствует в его наименовании, подобное указание непременно включается в текст учредительного документа искомого ЮЛ. Например, хотя «ООО Установка Европейского рентгеновского лазера на свободных электронах» официально именуется просто обществом с ограниченной ответственностью, в ст. 3 «Цели» его учредительного договора предусмотрено, что данное ООО преследует исключительно цели научно-исследовательского характера, не связанные с извлечением прибыли.

В качестве других примеров обществ (компаний) с ограниченной ответственностью и непубличных акционерных обществ, в форме которых в Европе реализуются или первоначально реализовывались проекты международной интеграции в области ме-гасайенс и других исследовательских инфраструктур, можно привести48:

«Установку по исследованию антипротонов и ионов (FAIR)»49 — общество с ограниченной ответственностью по немецкому праву;

«Обучающие академические службы»50 по вопросам биологии и медицинских наук —

47 См.: Articles of Association. Cherenkov Telescope Array Observatory gemeinnützige GmbH (CTAO gGmbH). URL: [www.cta-observatory.org].

48 По материалам Европейского стратегического форума по исследовательской инфраструктуре. См.: European Strategy Forum on Research Infrastructures. Strategy Report on Research Infrastructures.Roadmap 2016. URL: [www.esfri.eu/roadmap-2016]; Statutes of ESFRI research infrastructures (URL: [www.copori.eu/1324.php].

49 Facility for Antiproton and Ion Research (англ.).

50 Instruct Academic Services Ltd (англ.).

частная компания с ограниченной ответственностью по английскому праву;

«Европейский расщепляющий источник»51 для исследования нейтронов — акционерное общество по шведскому праву, сегодня преобразованное в европейский консорциум исследовательской инфраструктуры по праву ЕС (см. ниже).

В США примером национального по правовому статусу и международного по составу участников научно-инфраструктурного юридического лица является компания с ограниченной ответственностью «Международная обсерватория — Тридцатиметровый телескоп (TMT International Telescope, LLC)»52.

Из шести участников этой компании два выступают американскими научно-образовательными организациями из штата Калифорния: Калифорнийский технологический институт и Калифорнийский университет. Остальные четыре представляют собой государственные научные учреждения или правительственные ведомства зарубежных государств: департамент (министерство) науки и технологий правительства Индии, Национальный институт естественных наук Японии, Национальная астрономическая обсерватория Китайской академии наук, Национальный научно-исследовательский совет Канады.

При создании компании все вышеперечисленные участники подписали два документа: учредительный договор и соглашение о внесении вкладов, на основании чего обязались выплачивать средства на финансирование научной установки. Заслуживает особого упоминания тот факт, что местом инкорпорации (регистрации) компании был избран американский штат Делавэр, который внутри США выступает своеобразным офшором с очень низкими налогами

и упрощенными административными процедурами и которым для регистрации компаний широко пользуются коммерческие структуры53.

Более рискованными для государств и их научных организаций и потому реже используемыми в сфере мегасайенс формами ЮЛ являются общества (компании) с неограниченной ответственностью, т.е. юридические лица, имущественная ответственность участников которых по обязательствам (в том числе обязательствам в случае причинения вреда окружающей среде и населению) не ограничивается их вкладами в уставный капитал.

Примером такого рода ЮЛ является вышеупомянутое гражданско-правовое общество «Европейский центр синхротронного излучения», подчиняющееся Гражданскому кодексу Франции (в отличие от коммерческих обществ, регулируемых во Франции Торговым кодексом). Другим примером служит также упоминавшееся выше (и также французское с юридической точки зрения) гражданско-правовое общество «Институт Лауэ — Ланжевена». Среди новейших интеграционных проектов в области мегасай-енс можно упомянуть двусторонний франко-итальянский консорциум «Европейская обсерватория гравитации» — тоже гражданско-правовое общество, регулируемое Гражданским кодексом Италии (страны ме-стонахождения)54.

Наряду с обществами (компаниями) в целях международной интеграции в области мегасайенс и других исследовательских инфраструктур используется форма некоммерческих ассоциаций, в частности, ее особой разновидности, предназначенной для реализации проектов с участием партнеров из разных стран (так называемые «международные ассоциации без цели извлечения

51 European Spallation Source (англ.).

52 Thirty Meter Telescope International Observatory, Limited Liability Company (англ.).

53 По материалам официальной финансовой отчетности компании «Тридцатиметровый телескоп — Международная обсерватория». См: TMT International Observatory, LLC Financial Statements for the years ended December 31, 2016 and 2015. URL: [www.tmt.org].

54 См.: Annexe «A» àl'Atto Constitutivo (Acte de Constitution). Statuts de Consortium «European Gravitational Observatory — EGO» (Observatoire Européen Gravirationnel). URL: [www.ego-gw.it/official-texts/documents/ status.pdf].

прибыли», предусмотренные законодательством Бельгии — см. ниже).

Еще одной формой некоммерческих юридических лиц, в которые могут облекаться международные научно-инфраструктурные проектов, служат фонды — например, созданная еще в 1976 г. исследовательская установка «Немецко-Нидерландские ветряные туннели»55, объединяющая национальные организации по исследованию воздуха и воздухоплавания Германии и Нидерландов и имеющая статус фонда по нидерландскому праву.

В отличие от обществ и ассоциаций, фонды являются некорпоративными организа-

циями (унитарными юридическими лицами по терминологии российского гражданского законодательства), т.е. учредители фонда официально не приобретают в нем прав членства, а передавая фонду денежные средства и иное имущество, не становятся владельцами каких-либо долей в его капитале. Контроль учредителей за деятельностью фонда осуществляется через своих представителей в руководящих органах согласно порядку, который определен принятым ими уставом (в случае немецко-нидерландского фонда международный договор не заключался, а устав принимался совместно организациями-учредителями).

Библиографический список

1. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642.

2. Капустин, А.Я.Международные организации в глобализирующемся мире. М.: РУДН, 2010. С. 153.

3. Кашкин, С. Ю., Четвериков, А. О, Право Европейского Союза. Том 1. Общая часть. Европейский Союз: устройство и правопорядок. М.: Юрайт, 2013.

4. NetherlandsOrganizationforScientificResearch. National Roadmap: Large-Scale Scientific Infrastructures. URL: <www.nwo.nl/en>.

5. 5. National Authority for Scientific Research, Romanian Committee for Research Infrastructures. Report Regarding Research Infrastructures of Romania, 2007. URL: <www. research.gov.ru>.

6. Roadmap of Large infrastructures for Research, Experimental Development and Innovation of the Czech Republic for the years 2016-2022. Prague, October 2015. URL: <www.msmt.cz>.

7. Montenegro Ministry of Science. Montenegro Research Infrastructures Roadmap. 2015-2020. August 2015. URL: <www.mna.fov.me>.

8. Australian Government. 2016 National Research Infrastructure Roadmap. URL: <https://docs. education.gov.au>.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ustawa z dnia 30 kwietnia 2010 r. o zasadachfinansowanianauki. Tekstjednolity // Kancelaria-Sejmu. 2017-1227. S. 1/65.

10. Stratégienationale des infrastructures de recherche. Édition 2016. URL: <www.enseigne-mentsup-recherche.gov.fr>.0

11. Assemblée nationale. 14ème législature. Question №20432. Ministèreinterrogée: Enseignementsupérieur et recherche. Réponsepubliée au JO le 25.6.203.

12. Élaborer la stratégienationale des infrastructures de recherche. URL: <https://esr-wikis.adc. education.fr>.

13. Expenditures Profile 2017-2018. Allocation under the Object Head Grants for Creation of Capital Assets. URL: <http://indiabudget.nic.in/ub-2017-18/eb/stat6.pdf>.

German-Dutch Wind TUnnels (англ.).

55

14. Lami S. Challenges and New Requirements for International Mega-Science Collaborations // Science & Diplomacy, 27.6.2017. URL: <www.sciencediplomacy.org/article/2017/mega-science-collaborations>.

15. European Strategy Forum on Research Infrastructures. Report of the Workshop on the Legal forms of research infrastructures of pan-European interests. Brussels, 23 March 2006. URL: <http://cordis.europa.eu>.

16. Organization for Economic Co-operation and Development (OECD). Global Science Forum. Establishing Large International Research Infrastructures: Issues and Options. December 2010. URL: <www.oecd.org>.

17. Communication and Policy Development for Research Infrastructure in Europe (CoPoRI). Legal forms of European Research Infrastructure, 2014. URL: <www.copori.eu/1384.php>.

18. Convention pour l'établissement d'une Organisation européenne pour la recherche nucléaire. URL: <https://council.web.cern>.

19. Comité du Conseil. Approbation du Grand collisioneur de hadron et du programmescientifique à long terme du CERN. Annexe I. Résolution. Approbation du projet LHC. Genève, 17 mars 1994. Doc. CERN/CC/2025.

20. Convention portantcréationd'uneOrganisationeuropéenne pour des recherchesastronomiques dansl'hémisphère austral. URL: <www. admin.ch>.

21. Accord instituant la Conférenceeuropéenne de biologiemoléculaire. URL: <www. admin.ch>.

22. Accord instituant le Laboratoireeuropéen de biologiemoléculaire. URL: <www. admin.ch>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.