ф
Четвериков Артем Олегович
Профессор кафедры интеграционного и европейского права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук
E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ БОЛЬШОЙ НАУКИ
(МЕГАСАЙЕНС) В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЧАСТЬ 2.
Правовые аспекты функционирования мегасайенс в форме транснациональных и наднациональных юридических лиц, международных консорциумов без статуса юридического лица, европейских консорциумов исследовательской инфраструктуры.
Достоинства и недостатки разных организационно-правовых форм мегасайенс. Перспективы России и Евразийского экономического союза
Аннотация.
Предметом статьи является комплексный анализ организационно-правовых форм создания и эксплуатации научных установок класса «мегасайенс» (крупных исследовательских инфраструктур), созданных и функционирующих в ходе международной научной интеграции. Целью статьи является систематизация организационно-правовых форм мегасайенс и разработка правовых механизмов размещения международных установок мегасайенс на территории Российской Федерации.
Статья написана на базе системного, исторического и сравнительно-правового методов исследования.
Во второй части рассмотрены правовые аспекты функционирования мегасайенс в формах транснациональных и наднациональных юридических лиц, международных консорциумов без статуса юридического лица и европейских консорциумов исследовательской инфраструктуры. По итогам указаны достоинства и недостатки всех существующих организационно-правовых форм мегасайенс, сделаны практические предложения по совершенствованию российского законодательства и права Евразийского экономического союза.
Проведенный в статье анализ впервые осуществляется в России. Его результаты могут использоваться в целях защиты прав российских участников международных исследовательских консорциумов и разработки документов, регулирующих функционирование международных установок мегасайенс на российской территории.
Ключевые слова: наука, мегасайенс, инфраструктуры, организационно-правовые формы, международная интеграция.
Chetverikov Artyom O.
Professor, Department of integration and European law of the Kutafin Moscow State Law University
(MSAL), Doctor of Sciences (PhD) in Law E-mail: [email protected]
INSTITUTIONAL AND LEGAL FORMS OF BIG SCIENCE (MEGASCIENCE) IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL INTEGRATION: COMPARATIVE STUDY
PART 2.
Legal aspects of megascience in the form of transnational and supranational legal persons, international consortia without status of legal personality, European research infrastructure consortia. The advantages and disadvantages of different of all legal forms of megascience. Prospects of Russia and the
Eurasian economic union
Abstract.
The subject matter of the article is a comprehensive analysis of legal forms used for establishing and operation of international scientific facilities relating to «megascience» (large research infrastructures). The purpose is to systematize the features of existing legal forms of megascience with a view of implantation of such facilities on the territory of the Russian Federation. The article is based on systemic, historical and comparative methods of legal research. The second part characterizes the legal aspects of megascience in the forms of transnational and supranational legal persons, international consortia without legal personality and European Research Infrastructure Consortia. Finally, author describes advantages and disadvantages of all legal forms of megascience and presents practical proposals aimed at improvement of the Russian legislation and the law of the Eurasian Economic Union.
The analysis in the article is unique in Russia. Its results may serve to protect the rights of Russian participants of international research consortia as well as to elaborate the documents governing the functioning of international megascience facilities on the Russian territory.
Key words: science; megascience; infrastructure; legal forms; international integration
Мегасайенс в форме транснациональн
Существующая в разных государствах система организационно-правовых форм национальных юридических лиц исторически сложилась и предназначена, в первую очередь, для обеспечения потребностей их внутренней общественно-экономической жизни, и лишь затем, как возможный вариант — для использования в международных проектах.
В последнее время, однако, в некоторых правовых системах были изобретены фор-
и наднациональных юридических лиц
мы, специально предназначенные для организаций с иностранными участниками. От классических национальных они отличаются тем, что юридические лица в этих формах должны создаваться партнерами, имеющими разную государственную принадлежность.
Примером организационно-правовой формы некоммерческих юридических лиц, которая может применяться для проектов международной интеграции в сфере мега-
дГ 1_
сайенс, выступают международные ассоциации без цели извлечения прибыли — Л^ВЬ1, введенные в начале XXI в. в законодательство Бельгии. За пределами Европы аналогичная форма транснациональных некоммерческих организаций предусмотрена, например, в южноамериканском государстве Уругвай2.
В соответствии с бельгийским законом о некоммерческих организациях 1921 г. (современное полное название: Закон от 27 июня 1921 г. об ассоциациях без цели извлечения прибыли, фондах, европейских политических партиях и европейских политических фондах)3 AISBL представляют собой «ассоциации, открытые для бельгийцев и иностранцев, которые имеют свое местонахождение в Бельгии и которые преследуют международно полезную цель, не связанную с извлечением прибыли, при условии, что их цель или их деятельность на противоречат закону или общественному порядку». AISBL не должны заниматься «промышленными или коммерческими операциями» и «стремиться приобретать для своих членов материальную выгоду» (ст. 46 Закона 1921 г.).
В целях регистрации конкретной AISBL учредители, которыми могут выступать как граждане, так и юридические лица разной государственной принадлежности, направляют нотариально заверенный устав вместе с «ходатайством о предоставлении правосубъектности и об одобрении устава» бельгийскому министру юстиции. Если проектируемая AISBL отвечает вышеуказанным условиям, то министр обязан принять положительное решение.
После своего появления форма AISBL неоднократно использовалась в контексте мегасайенс и других инфраструктурных
проектов с участием научных организаций разных стран (преимущественно, европейских): Европейская лаборатория магнитного поля — AISBL EMFL4, Воздушные суда для глобальной системы наблюдения за окружающей средой — AISBL IAGOS5, Партнерство в целях продвинутого компьютинга в Европе — AISBL PRACE6 и др.
Так, последняя из вышеуказанных ассоциаций обеспечивает воплощение в жизнь проекта европейских суперкомпьютеров, призванных конкурировать с аналогичными проектами России, Китая, США и других научных держав. Создание AISBL PRAСE осуществлялось без предварительного заключения международного договора, хотя и при поддержке ЕС, который оказывает этому проекту финансовую помощь.
В соответствии с Уставом AISBL PRAСE, разработанным в 2010 г. организациями-партнерами из примерно двадцати пяти европейских стран7, ассоциация преследует «цель, не связанную с извлечением прибыли», которая заключается прежде всего в «разработке и предоставлении в общее распоряжение инфраструктуры европейского уровня, которая позволит научным сообществам, в том числе работающим в промышленности, получить доступ к европейским системам НеС», т.е. высокоскоростного компьютинга8 (ст. 1 «Определения», ст. 3 «Цель и деятельность» Устава).
Участниками AISBL PRAСE могут выступать только «юридические лица, публично-правовые или частноправовые», причем только из государств — членов ЕС и стран, заключивших с ЕС соглашение об ассоциации (Россия не входит в их число). Заинтересованным организациям из других стран может предоставляться статус наблюдате-
1 Associations internationales sans but lucratif (франц.).
2 См.: International Distributed Research Infrastructures: Issues and Options. OECD, 2014. P. 12. URL: [www.oecd. org].
3 См.: Loi du 27 juin 1921 sur les associations sans but lucratif, les fondations, les partis politiques européens et les fondations politiques européennes. URL: [www.ejustice.just.fgov.be/eli/loi/1921/06/26/1921062701/justel].
4 European Magnetic Field Laboratory (англ.).
5 In-service Aircraft for a Global Observation System (англ.).
6 Partnership for Advanced Computing in Europe (англ.).
7 См.: Statuts de «Partnership for Advanced Computing in Europe» AISBL. URL: [www.prace-ri.eu].
8 High-end Computing (англ.).
ля (ст. 6 «Члены, наблюдатели и порядок их приема» Устава).
С целью создания искомой инфраструктуры и обеспечения иных финансовых потребностей AISBL PRAСE участники обязаны вносить вклады — как денежные, так и вклады в натуре (в виде оборудования, иных товаров, работ, услуг). Величина денежных вкладов определяется единогласным решением высшего руководящего органа AISBL PRAСE — собрания, состоящего из представителей всех участников. При принятии собранием решений простым или квалифицированным большинством учитываются относительные размеры денежных вкладов, сделанных участниками. Иными словами, как и в обществах (компаниях), чем крупнее вклад участника, тем больше его влияние внутри ассоциации (ст. 5 «Финансовые ресурсы», ст. 9 «Взносы членов», ст. 14 «Компетенция и функционирование собрания» Устава).
Организационно-правовые формы для транснациональных юридических лиц также предусмотрены сегодня на европейском уровне — в праве ЕС, причем в данном случае речь идет не только о транснациональных, но и о наднациональных юридических лицах: их статус определяют нормативные акты (регламенты), издаваемые наднациональными органами власти ЕС в целом, которые имеют обязательную силу без ратификации и применяются непосредственно во всех его государствах-членах.
В настоящее время законодательство ЕС предусматривает несколько организационно-правовых форм наднациональных юридических лиц. Однако, по оценкам самих европейских экспертов, почти все непригодны
для использования в целях международной научно-исследовательской интеграции, включая международные проекты мегасай-енс9.
Так, европейское [акционерное] общество10 представляет собой организационно-правовую форму, предназначенную для транснациональных корпораций с акционерным капиталом, которые ведут свою коммерческую деятельность в двух и более государствах — членах ЕС. В форме европейской группировки территориального сотрудничества11 преимущественно реализуются проекты трансграничного сотрудничества между административно-территориальными образованиями соседних государств. Не получила применения в науке и форма, предусмотренная законодательством ЕС для кооперативов в европейских масштабах,— европейское кооперативное общество12.
Исключением, хотя и редко используемым в научной сфере, служит европейская экономическая группировка интересов (ЕЭ-ГИ)13. Ее правовой статус определил регламент, изданный еще в 1985 г. в рамках бывшего Европейского экономического сообщества: Регламент (ЕЭС) № 2135/85 Совета от 25 июля 1985 г. об учреждении европейской экономической группировки интересов14.
По своему происхождению ЕЭГИ есть не что иное, как результат заимствования (рецепции) на европейском уровне французского торгового права, где аналогичная национальная форма (экономическая группировка интересов — ЭГИ) появилась в 1960-е гг. и сегодня регламентируется Торговым кодексом страны.
9 См.: Schûrer K, WP3 Team. Recommendations for R[esearch] Infrastructure] Legal Framework. P. 3-4. URL: [ppp. cessda.net].
10 SocietasEuropaea — SE (лат.).
11 Groupementeuropéen de coopérationterritoriale — GECT (франц.); European grouping of territorial cooperation — EGTC (англ.).
12 SocietasCooperativaEuropaea — SCE (лат.).
13 Groupementeuropéend'intérêtéconomique — GEEI (франц.); European Economic Interest Grouping — EEIG (англ.). Встречаются другие варианты перевода на русский язык: европейское хозяйственное объединение на основе общих интересов, европейское объединение с общей экономической целью, европейское экономическое объединение интересов и т.д.
14 См.: Règlement (CEE) № 2137/85 du Conseil du 25 juillet 1985 relatifàl' institution d'un groupement européend' intérêt économique (GEEI) // JO L 199 du 31.7.1985. P. 1.
дГ 1_
По своим юридическим свойствам ЕЭГИ, как и ее французский прообраз, сочетает черты ассоциаций (союзов) юридических лиц с чертами товариществ, обществ, компаний, участники которых несут солидарную и неограниченную ответственность по их обязательствам (этот фактор, естественно, снижает привлекательность рассматриваемой формы).
Согласно Регламенту 1985 г. ЕЭГИ могут учреждать как частноправовые, так и публично-правовые (государственные) юридические лица, как минимум, из двух разных государств — членов ЕС. В качестве учредителей и участников ЕЭГИ также могут выступать физические лица разных государств — членов ЕС, которые «занимаются промышленной, торговой, ремесленной, сельскохозяйственной деятельностью, принадлежат к свободным профессиям или оказывают другие услуги в ЕС».
Официальная цель ЕЭГИ состоит в том, чтобы «облегчать и развивать экономическую деятельность своих участников, улучшать и увеличивать результаты подобной деятельности». При этом слова «экономическая деятельность» участников ЕЭГИ в данном случае не обязательно означают деятельность, направленную на извлечение прибыли. Что касается самой ЕЭГИ, то Регламент 1985 г. категорически запрещает ей «извлекать прибыль для себя».
Так, во Франции еще более сорока лет назад (в 1976 г.) в форме национального прообраза ЕЭГИ (французской ЭГИ — GEI) была создана одна из крупнейших в мире установок мегасайенс — Крупный национальный ускоритель тяжелых ионов GANIL)15. Учредителями и участниками GEI GANIL на паритетных началах выступили два государственных научных учреждения страны — Национальный научно-исследовательский центр и Комиссариат по атомной энергии16.
Примером наднациональной (европейской) экономической группировки интере-
сов научно-инфраструктурного характера, объединяющей участников из разных государств — членов ЕС, служит Европейский исследовательский консорциум для информатики и математики (ERCIM)17, который обеспечивает развитие и управление инфраструктурами европейского сегмента Интернета.
Особенность данного консорциума состоит в том, что он функционирует в виде двух юридических лиц, образующих вместе «сообщество ERCIM»18:
с одной стороны, ERCIM AISBL, т.е. рассмотренная выше международная ассоциация без цели извлечения прибыли, созданная по бельгийскому законодательству и имеющая местонахождение в Бельгии;
с другой стороны, ERCIM GEIE, т.е. европейская экономическая группировка интересов, которая управляет соответствующей инфраструктурой и размещается на территории Франции.
Еще одной формой наднациональных юридических лиц, создаваемых в соответствии с правом Европейского Союза и состоящего при нем Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома), выступают европейские совместные предприятия.
В отличие от всех вышеуказанных организационно-правовых форм юридических лиц по праву ЕС, включая ЕЭГИ, совместные предприятия в европейском смысле представляют собой организационные структуры, которые предназначены для использования только в научных целях («Союз может создавать совместные предприятия или любые другие структуры, необходимые для эффективной реализации научно-исследовательских программ, программ технологического развития и демонстрационных программ Союза» — ст. 187 Договора о функционировании ЕС).
Первым европейским совместным предприятием, созданным в конце 1970-х гг. и просуществовавшим до 2002 г.,
15 Groupement d'intérêt économique "Grand Accélérateur National d'Ions Lourds" (франц.)
16 См.: Jacob Y. GANIL // Matièreà Histoire, 2001. P. 13. URL: [http://hal.in2p3.fr/in2p3-01002049].
17 European Research Consortium for Informatics and Mathematics (англ.).
18 ERCIM Community (англ.).
стал Совместный европейский торус (JET)19 — проект экспериментального термоядерного реактора, ставший прообразом современного проекта Международного экспериментального термоядерного реактора (ИТЭР), реализуемого под эгидой специализированной международной межправительственной организации (см. выше).
В настоящее время в ЕС функционируют около десяти совместных предприятий, развивающих инфраструктурные и иные проекты в различных областях и ориентированных в большей степени на прикладную науку: совместные предприятия по биоиндустриям, электронным компонентам и системам, по нанотехнологиям, по инновационным медикаментам, по разработке аэронавигационных технологий и технологий, направленных на снижение загрязнения окружающей среды воздушными судами, и др. В форме совместного предприятия в начале XXI в. был запущен и европейский проект спутниковой навигации «Galileo» (Галилей); позднее данное предприятие было преобразовано в агентство ЕС.
Европейские совместные предприятия рассматриваются в ЕС как инструмент публично-частного партнерства (отсюда на-
звание «совместные»: ЕС совместно с партнерами). В этой связи наряду с ЕС, представленным Европейской комиссией, к участию в совместных предприятиях и к их финансированию приглашаются государства (входящие и не входящие в ЕС), научные организации, вузы, хозяйствующие субъекты.
Одновременно и тоже в отличие от вышеуказанных наднациональных организационно-правовых форм европейские совместные предприятия считаются составной частью административного аппарата ЕС:
каждое совместное предприятие учреждается отдельным нормативным актом ЕС (например, Регламент (ЕС) № 557/2014 Совета от 6 мая 2014 г. об учреждении совместного предприятия «Инициатива в области инновационных медикаментов»)20;
персонал совместных предприятий подчиняется режиму, установленному для служащих и иных сотрудников институтов, органов, учреждений ЕС;
финансовые правила для совместных предприятий устанавливаются Европейской комиссией, а исполнение этих правил проверяется в рамках контроля исполнения общего бюджета ЕС21.
Мегасайенс в форме международных консорциумов без статуса юридического лица
Международные консорциумы, формируемые с целью реализации интеграционных проектов в сфере мегасайенс, не всегда становятся самостоятельными юридическими личностями по нормам какой-либо правовой системы — международной, национальной или европейской.
В некоторых случаях организационные структуры такого рода функционируют — и весьма успешно — без статуса юридического лица, о чем свидетельствует один из самых грандиозных научных экспериментов последних лет, за который
стоявшие у его истоков американские ученые в 2017 г. были удостоены Нобелевской премии по физике: подтверждение существования и регистрация гравитационных волн с помощью мегаустановки «Лазерная интерферометрическая обсерватория гравитационных волн (LIGO)» на территории США22.
Строительство LIGO первоначально осуществлялось как чисто американский проект: в рамках «Лаборатории LIGO», созданной и управляемой двумя научными организациями США (Калифорнийский техно-
Joint European Torus (JET).
См.: Règlement (UE) № 557/2014 du Conseil du 6 mai 2014 portantétablissement de l'entreprise commune «Initiative
enmatière de medicament sinnovants 2» // JO L 169 du 7.6.2014. P. 54.
См.: Feugier J.-L., Pradines M.-H. Les entreprises communes; des organismes atypiques au service de la recherche et de l'innovation européennes // Études européennes, October 2014. P. 1-23. URL: [www.etudes-europeennes.eu]. См.: Понятов, А. Открытие, которого ждали сто лет // Наука и жизнь, 2017, № 11. С. 8-12; Комаров, С. М. Полная гравиволна // Химия и жизнь, 2017, № 11. С. 2-5.
логическим институт как головной исполнитель при поддержке Массачусетского технологического института) с участием Национального научного фонда США, выступившего главным спонсором проекта. Порядок реализации проекта был определен Хартией Лаборатории LIGO, ставшей составной частью грантового соглашения Калифорнийского технологического института с Национальным научным фондом США23.
В дальнейшем, однако, по настоянию самих американских ученых в проект LIGO был привнесен «дух международного сотрудничества, присущий ядерной физике, и вскоре проект LIGO перестал быть американским: в нем объединили усилия ведущие специалисты разных стран»24.
С этой целью была создана организационная структура под названием «Научная кол-лаборация LIGO (LSC)»25, для которой были разработаны собственная Хартия («Хартия Научной коллаборации LIGO») и дополнительные правила по вопросам внутренней жизни («Дополнительные правила Научной коллаборации LIGO»)26.
Согласно названным документам «LSC и Лаборатория LIGO, вместе взятые, образуют LIGO»27. Внутри последней Лаборатория LIGO (американская) «несет ответственность за функционирование обсерваторий LIGO и за разработку и создание будущих систем детекторов», а Научная коллабо-рация LIGO (международная) отвечает за «координацию научных исследований, выполняемых с помощью и при поддержке детекторов LIGO, и за обеспечение равных научных возможностей для ее членских групп и индивидов».
Членские группы Научной коллаборации LIGO («группы LSC») могут происходить из любых стран. В состав подобных групп вхо-
дят индивидуальные ученые («члены LSC») независимо от того, работают ли они у себя на родине в одной или в разных научных организациях.
Условием приема группы в Научную кол-лаборацию LIGO является принятие ею на себя обязательств, связанных с этим проектом, которые оформляются меморандумом о взаимопонимании между LIGO и вступающей группой. В случае неисполнения этих обязательств, а также умышленных и/или особо серьезных нарушений правил колла-борации группы/индивиды могут быть исключены.
Как организационная структура, Научная коллаборация LIGO управляется сложной системой органов. Главные среди них: Совет коллаборации28, состоящий из представителей всех членских групп, и назначаемый им Представитель29. Представитель одновременно входит в состав высшего руководящего органа Лаборатории LIGO — Директората (вместе с Исполнительным директором и Заместителем директора).
Кроме обеспечения научной стороны проекта, Научная коллаборация LIGO призвана вносить вклад в поиск дополнительных источников финансирования и с этой целью совместно с Лабораторией LIGO «обращается с соответствующими представлениями к финансирующим агентствам» как в США, так и за рубежом.
Модель международной научной колла-борации, апробированная на Лазерной ин-терферометрической обсерватории гравитационных волн (LIGO), сегодня взята на вооружение при реализации еще одного проекта мегасайенс на территории США: проекта ускорителя по обнаружению частиц нейтрино под названием «Глубокий подземный нейтринный эксперимент (DUNE)»30.
См.: The Ligo Laboratory Charter (2009-2013). URL: [www.ligo.caltech.edu].
См. Комаров, С. М. Полная гравиволна // Химия и жизнь, 2017, № 11. С. 3.
LIGO Scientific Collaboration (англ.).
См.: LIGO Scientific Collaboration Charter, 17 August 2005; Bylaws of the LIGO Scientific Collaboration, September
2015. URL: [www.ligo.caltech.edu].
The LSC and the LIGO Laboratory together make up LIGO (англ.).
Collaboration Council (англ.). Spokesperson (англ.).
Deep Underground Neutrino Experiment (англ.).
Проект DUNE стоимостью 1,5 млрд. долларов осуществляется с 2014 г. Национальной исследовательской лабораторией им. Ферми (Фермилаб), принадлежащей департаменту (министерству) энергетики США. Помимо американских специалистов, в него сегодня вовлечены порядка тысячи исследователей из примерно 30 стран31.
Международный консорциум в отношении указанного проекта называется «Колла-борация DUNE», а порядок его функционирования определяет документ под названием «Управление Коллаборацией DUNE»32.
Согласно этому документу доступ в Кол-лаборацию DUNE открыт любым заинтересованным субъектам из числа «академических институтов, которые имеют как минимум одного члена факультета (или равнозначного сотрудника), намеревающегося внести уместные вклады в эксперимент DUNE».
Вступление в Коллаборацию DUNE производится при условии подписания декларации о намерениях, определяющей научные задачи проекта, и оформляется решением Институционального совета33 — высшего органа Коллаборации в составе двух представителей от Фермилаба и одного представителя от каждого уже принятого в Колла-борацию института. Высшими должностными лицами Коллаборации DUNE выступают сопредставители34 — один от американских, другой от неамериканских институтов.
Среди совещательных органов Коллабо-рации DUNE заслуживает особого упоминания Общее собрание Коллаборации35 — своеобразное вече, объединяющее всех ученых, вовлеченных в проект. Согласно документу, регулирующему управление Коллабораци-ей DUNE, на обсуждение Общего собрания
должны выноситься «все важные решения», а также другие общие вопросы, затрагивающие функционирование Коллаборации. Это должно гарантировать, чтобы «все важные решения Коллаборации принимались с учетом мнений рядовых участников и чтобы участники надлежащим образом информировались о важных вопросах». При выработке своей позиции Общее собрание «должно искать консенсус по любым крупным вопросам и не будет проводить формального голосования».
Международные консорциумы без статуса юридического лица применительно к проектам исследовательской инфраструктуры иногда создаются и в европейских странах. В отличие от США, они применяются здесь, главным образом, в отношении так называемых «распределенных инфраструктур»36, т.е. научных установок, которые расположены в разных странах и функционируют скоординированно как единая сеть (подобные установки не обязательно имеют крупные масштабы и, соответственно, не относятся к мегасайенс).
Примером международных консорциумов без статуса юридического лица в Европе может служить консорциум «Европейская инфраструктура науки о жизни для биологической информации» (Консорциум ELIXIR)37. В соответствии с учредительным договором (Соглашение о консорциуме ELIXIR2013 г.)38 участниками ELIXIR являются европейские государства и международные межправительственные организации. Среди последних ключевая роль отведена Европейской лаборатории молекулярной медицины, которой доверено управлять так называемым «хабом», т.е. головной инфраструктурой ELIXIR.
31 О научной стороне проекта см.: Московиц, К. Загадка нейтрино. Самый большой эксперимент по исследованию этих таинственных частиц может указать путь к новой физике // В мире науки, 2017. № 12. С. 4-12.
32 См.: Governance of the Dune Collaboration (Version 3). Last amended on 14 September 2016. URL: [http://docs/ dunescience.org].
33 Institutional Board (англ.).
34 Co-Spokespersons (англ.).
35 Collaboration General Assembly (англ.).
36 Distributed Infrastructures (англ.); infrastructures distribuées (франц.).
37 European Life-Science Infrastructure for Biological Information (англ.).
38 См.: ELIXIR Consortium Agreement establishing the European Life-Science Infrastructure for Biological Information (ELIXIR). URL: [www.elixir-europe.org].
,iL¿
ELIXIR в целом определяется в учредительном договоре консорциума как «распределенная исследовательская инфраструктура с целью координации, хранения, накопления, архивирования, интеграции и распространения данных науки о жизни, полученных исследованиями науки о жизни в Европе и за ее пределами».
В учредительном договоре ELIXIR квалифицируется как организационная структура, имеющая собственные руководящие органы (главный — Совет ELIXIR, состоящий из представителей всех участников) и бюджет, в который участники обязались уплачивать финансовые взносы.
В то же время учредительный договор ELIXIR отказывает консорциуму в статусе юридического лица («Во избежание сомнений, настоящее Соглашение не учреждает юридическое лицо»). Неоднозначной является и правовая принадлежность консорциума, имеющая двойственный международно-национальный характер. Согласно учредительному договору ELIXIR (пункт 19 «Применимое право») консорциум подчиняется, с одной стороны, международному праву, с другой стороны, английскому праву (по вопросам, не урегулированным или не полностью урегулированным международным правом).
Мегасайенс в форме европейских консорциумов исследовательской инфраструктуры
Стремясь облегчить и ускорить процессы европейской интеграции в сфере мегасайенс, а также других исследовательских инфраструктур, в Европейском Союзе в начале XXI в. было решено принять законодательство, вводящее стандартную (типовую) организационно-правовую форму соответствующих организаций — своеобразный шаблон под названием «европейские консорциумы исследовательской инфраструктуры», кратко ERIC39.
Нормативным актом, закрепившим общий правовой статус ERIC, выступает Регламент (ЕС) № 723/2009 Совета от 25 июня 2009 г. о правовых рамках Сообщества (ныне Европейского Союза.— А. Ч.) для европейского консорциума исследовательской инфраструктуры (ERIC)»40.
Как отмечала позднее в отчете о применении Регламента разработчик его проекта — Европейская комиссия, главным достижением этого акта стало освобождение государств — членов ЕС и других заинтересованных стран от необходимости «повторения переговоров от одного проекта к другому с целью анализа и обсуждения наиболее подходящей организационно-правовой формы»41.
Отныне в распоряжении государств имеется типовая форма, включающая в себя положения о месте нахождения и наименовании, которое всегда должно содержать аббревиатуру ERIC (ст. 8 «Место нахождения и наименования»), о членстве (ст. 9 «Критерии состава»), о содержании устава ERIC и порядке его изменения (ст. 10 «Устав» и ст. 10 «Поправки в устав»), о системе руководящих органов ERIC, каковыми являются собрание членов и назначаемые им директор или административный совет (ст. 12 «Организация ERIC»), о бюджете и финансовой отчетности ERIC (ст. 13 «Бюджетные принципы, отчетность и аудит»), об ответственности ERIC и страховании ее рисков (ст. 14 «Ответственность и страхование») и др.
Согласно Регламенту (ст. 3 «Задача и другие виды деятельности») каждый ERIC учреждается для «создания и эксплуатации исследовательской инфраструктуры» и не преследует целей извлечения прибыли. «Однако он может осуществлять ограниченную деятельность экономического характера при условии, что последняя тесно связано с его главной задачей и не препятствует ее выполнению».
European Research Infrastructure Consortium (англ.).
См.: Règlement (CE) № 723/2009 du Conseil du 25 juin 2009 relatifà un cadre communautaire applicable à un Consortium pour une infrastructure européenne de recherche // JO L 206 du 8.8.2009. P. 1.
См.: Rapport de la Commission au Parlementeuropéen et au Conseil sur l'application du règlement (CE) № 723/2009 du Conseil du 25 juin 2009 relatifà un cadre communautaire applicable à un Consortium pour une infrastructure européenne de recherche. P. 1 // Bruxelles, le 14.7.2014. COM (2014) 460 final.
Создаваемая с помощью ERIC инфраструктура должна быть необходимой для реализации европейских научно-исследовательских программ и проектов, представлять «добавленную ценность» для науки, обеспечивать доступ для всего «сообщества европейских исследователей», способствовать мобильности знаний и исследователей на Европейском пространстве научных исследований, а также распространению и повышению значимости научно-исследовательских мероприятий (ст. 4 «Требования к инфраструктурам»).
Членами ERIC — и в этом данная форма сходна с международными межправительственными организациями (ММПО) — могут выступать только государства, а также другие межправительственные организации (ст. 9 «Критерии состава»). Наряду с государствами — членами ЕС в ERIC вправе вступать и другие (третьи) страны, с условием о том, что, по меньшей мере, три члена ERIC являются либо государствами — членами ЕС, либо ассоциированными странами (государствами, не состоящими в ЕС, но участвующими в реализации его научно-исследовательских программ с уплатой соответствующих взносов в бюджет ЕС).
ERIC, однако, не может считаться самостоятельной ММПО, поскольку окончательное решение о его создании принимает ЕС в лице Европейской комиссии. Учредители ERIC с этой целью обращаются к Европейской комиссии с ходатайством, к которому прилагаются проект устава и научно-технические документы в отношении будущей инфраструктуры.
При создании ERIC принимающее государство (то, где планируется разместить его штаб-квартиру) также обязано представить декларацию о том, что ERIC будет считаться в нем международной организацией для целей применения законодательства о налогах на добавленную стоимость и акцизов. Это условие введено, чтобы освободить поставки оборудования и других товаров и услуг, необ -ходимых для ERIC, от взимания соответствующих налогов (ст. 5 «Ходатайство о создании ERIC» и ст. 6 «Решение по ходатайству»).
В каком бы государстве ни размещалась штаб-квартира ERIC, он пользуется статусом юридического лица на всей территории ЕС. В каждом государстве-члене ERIC наделяется «максимально широкой правоспособностью, предоставляемой юридическим лицам согласно национальному праву», может владеть, пользоваться и распоряжаться любым имуществом, интеллектуальными правами, выступать стороной в судах (ст. 7 «Статус ERIC»).
По общему правилу, члены ERIC несут ответственность по его обязательствам только в размере своих финансовых вкладов. При желании они могут в уставе ЕRIC взять на себя дополнительные обязательства. Если ответственность членов ERIC по его обязательствам не является неограниченной, то ERIC как юридическое лицо должен заключить необходимые договоры страхования с целью «покрытия рисков, относящихся к строительству и функционированию инфраструктуры». ЕС в целом ответственности по обязательствам ERIC не несет (ст. 14 «Ответственность и обязательства»).
Создание и внутреннее функционирование ERIC подчиняются, в первую очередь, праву ЕС с одним существенным исключением: ЕRIC освобождается от применения законодательства ЕС о правительственных закупках и самостоятельно определяет порядок приобретения товаров, работ, услуг у внешних поставщиков для своих нужд.
По вопросам, не урегулированным или не полностью урегулированным правом ЕС, применяется национальное право государства местонахождения. Использование общих норм права международных организаций не предусмотрено. Дела по спорам между членами ERIC отнесены к юрисдикции Суда ЕС (ст. 15 «Применимое право и компетентный суд»).
В вопросах создания и руководства функционированием ERIC координирующая роль отводится главному исполнительному институту ЕС — Европейской комиссии. Последняя, как уже отмечалось, принимает окончательное решение о создании каждого ERIC и утверждает его устав, который обычно
публикуется в приложении к ее решению — например, Исполнительное решение (ЕС) 2015/1478 Комиссии от 19 августа 2015 г. об учреждении Европейского расщепляющего источника в качестве европейского консорциума исследовательской инфраструктуры (ERIC «Европейский расщепляющий источник»)42.
Утверждение ключевых изменений в уставы ERIC также является прерогативой Европейской комиссии: в отношении задач и содержания деятельности, места нахождения, режима ответственности, доступа пользователей к инфраструктуре и др.
Наконец, Европейская комиссия вносит вклад в управление системой ERIC с помощью разрабатываемых ею разъяснительных документов, таких как практические ориентиры «Правовая рамка для Европейского консорциума исследовательской ин-фраструктуры»43. Наряду с официальным комментарием к Регламенту 2009 г. практические ориентиры Европейской комиссии содержат образцы документов, необходимых для учреждения ЕRIC, в том числе примерный устав, в который учредителям создаваемого ЕRIC достаточно вписать относящиеся к нему специфические сведения.
Предусмотренная Регламентом 2009 г. типовая форма ERIC де-юре не препятствует использованию на территории ЕС иных организационно-правовых форм из числа рассмотренных выше, в том числе предусмотрен-
ных другими источниками права ЕС, в полной мере сохраняющим свою силу.
Тем не менее де-факто, как показывают статистические данные Европейской комиссии и Европейского стратегического форума по исследовательским инфраструктурам, ERIC сегодня прочно занял место доминирующей формы для европейских инфраструктурных проектов почти во всех научных областях. Подавляющее большинство проектов мегасайенс и других исследовательских инфраструктур, инициированных в ЕС в последние годы, реализуются в форме ERIC; почти все новые проекты такого рода планируется здесь в форме ERIC; некоторые объекты исследовательской инфраструктуры, созданные ранее в других организационно-правовых формах, преобразуются в ERIC44.
Во всех случаях, однако, речь идет об объектах инфраструктуры, функционирующих или создаваемых на территории государств — членов ЕС и ассоциированных с ним стран. Для исследовательских инфраструктур, размещаемых на территории других научных держав, таких как Россия или США, форма ERIC вряд ли может считаться приемлемой по причине ее евроцентризма (правовое и административное подчинение ЕС), а также требований Регламента 2009 г. размещать местонахождение ERIC только в странах, состоящих в ЕС или с ним ассоциированных.
42 См.: Décisiond'exécution (UE) 2015/1478 de la Commission du 19 août 2015 instituant la Source européenne de spallation entant que consortium pour une infrastructure européenne de recherche (ERIC Source européenne de spallation) // JO L 225 du 28.9.2015. P. 16.
43 См.: Legal framework for a European Research Infrastructure Consortium — ERIC. PracticalGuidelines. Luxembourg: PublicationsofficeoftheEuropeanUnion, 2010.
44 По состоянию на начало 2018 г. в ЕС существовало в общей сложности шестнадцать европейских консорциумов исследовательской инфраструктуры: консорциум в целях создания общих архивов в области общественных наук (CESSDA ERIC); лаборатория по извлечению и хранению углекислого газа (ECCSEL ERIC); электронная инфраструктура больших данных для поддержки исследований биологического разнообразия (LifeWatch ERIC); инфраструктура для получения данных об изменении климата на море (EMSO ERIC); система по наблюдению за углеродом (ICOS ERIC); Европейский расщепляющий источник (European Spallation Source-ERIC); мегаантенны для поиска звездного излучения (JIV-ERIC); цифровая инфраструктура для искусства и гуманитарных наук (DARIAH ERIC); центрально-европейский исследовательский консорциум (CERIC-ERIC); инфраструктура для наблюдения за поверхностью глобального океана (Euro-Argo ERIC); организация по развитию клинических испытаний (ECRIN-ERIC); консорциум в целях создания интегрированных биобанков и биомолекулярных ресурсов (BBMRI-ERIC); консорциум по исследованию общественных настроений (ESS ERIC); консорциум по использованию научных достижений для создания медицинской продукции (EATRIS-ERIC); инфраструктура по исследованию языков (CLARIN ERIC); трансграничный банк данных о здоровье, старении и выходе на пенсию (SHARING-ERIC). Еще два консорциума находились в стадии формирования: в области химической биологии (EU-OPENSCREEN) и в области морской биологии (EMBRC). См.: ERIC Landscape. URL: [ec.europa.eu/research/infrastructures/index_en.cfm?pg=eric-landscape].
Достоинства и недостатки разных организационно-правовых форм мегасайенс. Перспективы России и Евразийского экономического союза
Многообразие организационно-правовых форм, в которых осуществляется международная интеграция в сфере мегасайенс, показывает, что в современном мире (по крайней мере, за пределами ЕС) не выработано единого подхода к выбору оптимальной, наиболее подходящей формы для использования в этих целях. Каждая из рассмотренных в настоящей статье форм имеет присущие ей достоинства и недостатки, причем вторые нередко выступают продолжением первых. И те и другие необходимо учитывать при размещении крупных исследовательских инфраструктур с международным участием на территории Российской Федерации.
Так, международные межправительственные организации (ММПО) привлекают своей надежностью, причем Россия уже имеет опыт их функционирования на своей территории: созданный еще в 1956 г. Объединенный институт ядерных исследований в г. Дубне (ОИЯИ)45, под эгидой которого сегодня реализуется мегасайенс-проект «Комплекс сверхпроводящих колец на встречных пучках тяжелых ионов (Комплекс NICA)»46.
Лежащие в основе ММПО международные договоры позволяют государствам заранее по взаимному согласию урегулировать ключевые юридические вопросы, которые могут возникать при строительстве и эксплуатации их общей научной установки, одновременно с этим обеспечивая приоритет совместно выработанных правил как международно-правовых норм перед их внутренним законодательством:
• таможенные и налоговые льготы при ввозе/вывозе научного оборудования;
• упрощение визовых и миграционных формальностей для приезжающих из-за рубежа исследователей;
• привилегии и иммунитеты для ММПО, управляющей научной установкой, и для работающих в ней научных сотрудников;
• правовой режим охраны интеллектуальной собственности, создаваемой в ходе эксплуатации научной установки;
• порядок разрешения споров с назначением компетентных международных судов или арбитражей и т.д.
С другой стороны, процедура заключения международных договоров обычно является весьма длительной и способна осложняться политическими факторами, не имеющими прямого отношения к вопросам международной научной интеграции и международного научного сотрудничества.
В этом плане более оперативным может оказаться создание международных установок мегасайенс с использованием организационно-правовых форм национальных юридических лиц, учредителями и участниками которых непосредственно выступают научные организации разных стран. В подобном случае, однако, проект мегасайенс становится заложником национальной правовой системы страны, где расположены установка и место нахождения управляющего ею юридического лица. Например, при закупках оборудования, иных товаров, работ, услуг, необходимых для введения в строй и эксплуатации установки, законодательство страны пребывания может предусматривать преимущества в пользу местных поставщиков, подвергая тем самым дискриминации научные организации и исследователей из стран-партнеров.
То же самое относится к рассмотренным в статье транснациональным и наднациональным формам юридических лиц, которые всегда географически привязаны к опреде-
45 Правовая основа: Соглашение об организации Объединенного института ядерных исследований от 26 марта 1956 г. и базирующийся на нем Устав от 23 сентября 1956 г. с последующими изменениями. В настоящее время ОИЯИ включает восемнадцать государств из числа республик бывшего СССР и стран бывшего «социалистического содружества». См.: Объединенный институт ядерных исследований: наука сближает народы. URL: [www.jinr.ru/about].
46 Nuclotron based Ion Collider fAcility (англ.).
дГ 1_
ленной, внутренней для них правовой системе: международные ассоциации без цели извлечения прибыли — к бельгийскому праву, европейские экономические группировки интересов и европейские совместные предприятия — к праву ЕС, а в части, им не урегулированной, к законодательству государства местонахождения (им может быть только государство — член ЕС).
Обозначенные трудности можно попытаться обойти или нейтрализовать, зафиксировав учредительные документы искомого юридического лица международным договором, имеющим преимущественную силу перед внутренним законодательством (как, например, в случае учредительного договора немецкого общества с ограниченной ответственностью «Европейский рентгеновский лазер на свободных электронах», прилагаемого к межгосударственной Конвенции 2009 г. о строительстве и эксплуатации соответствующей установки). Заключение международного договора, однако, возвращает нас к проблемам, указанным выше: длительность подготовки и политические риски.
Как отмечалось зарубежными экспертами, использование в целях международных
исследовательских инфраструктур организационно-правовых форм национальных юридических лиц также сдерживается «неготовностью партнеров из других государств <...> соглашаться на применение иностранного законодательства»47. Аналогичное замечание может быть адресовано и международным консорциумам без статуса юридического лица (по типу функционирующих в США научных коллабораций LIGO и DINO), исходные правила для которых были установлены американской стороной, сохраняющей за собой право собственности на соответствующие мегаустановки.
С учетом этого в случае, если будет принято решение о строительстве новых международных установок мегасайенс на территории России или о преобразовании российских установок в международные, для зарубежных партнеров вряд ли окажется привлекательной введенная в 2015 г. в российское законодательство о науке специфическая правовая конструкция «центр коллективного пользования научным оборудованием»48, куда могут включаться «уникальные научные установки», в том числе класса мегасайенс49. Не имеющие статуса самостоятельного юридического лица, на-
47 См.: SchOrer K, WP3 Team. Recommendations for R[esearch] Infrastructure] Legal Framework. P. 3-4 (URL: [ppp. cessda.net]).
48 В соответствии с Федеральным законом «О науке и научно-технической политике» от 12 июля 1996 г. (в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 г.), который в ближайшее время планируется заменить новым законодательным актом, центр коллективного пользования научным оборудованием представляет собой «структурное подразделение (совокупность структурных подразделений), которое создано научной организацией и (или) образовательной организацией, располагает научным и (или) технологическим оборудованием, квалифицированным персоналом и обеспечивает в интересах третьих лиц выполнение работ или оказание услуг для проведения научных исследований, а также осуществление экспериментальных обработок».
49 В соответствии с Федеральным законом 1996 г. уникальная научная установка представляет собой «комплекс научного оборудования, функционирующий как единое целое и созданный научной и (или) образовательной организацией в целях получения научных результатов, достижение которых невозможно при использовании другого оборудования». Из процитированного определения следует, что понятие «уникальная научная установка» в Федеральном законе 1996 г. де-юре не идентично понятию «крупная исследовательская инфраструктура», использованному в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г.: первая не обязательно должна быть крупномасштабной и дорогостоящей, а вторая — уникальной, не имеющей аналогов. Де-факто, однако, понятием уникальных научных установок сегодня в России охватываются преимущественно крупные исследовательские инфраструктуры. Сведения о центрах коллективного пользования и уникальных научных установках, включая крупные исследовательские инфраструктуры, публикуются на официальном Интернет-портале www.ckp-rf.ru. Общие требования и правила в отношении их функционирования предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. №429 «О требованиях к центрам коллективного пользования научным оборудованием и уникальным научным установкам, которые созданы и (или) функционирование которых обеспечивается с привлечением бюджетных средств, и правилах их функционирования».
званные центры и установки остаются подразделениями (оборудованием) российских научных или образовательных организаций, а иностранные партнеры, в том числе готовые вкладывать финансовые средства в российскую науку, получают к ним доступ лишь в качестве третьих лиц.
Среди российских правовых конструкций более понятными, предсказуемыми и удобными для иностранных партнеров и инвесторов по проектам мегасайенс могли бы оказаться традиционные организационно-правовые формы некоммерческих юридических лиц, в частности, известная во всем мире форма фондов.
Напротив, самая распространенная во всех странах форма общества (компании) с ограниченной ответственностью, с использованием которой, как было показано выше, в зарубежной Европе и США реализуются многие международные проекты в сфере мегасайенс, в России зарезервирована исключительно для коммерческих организаций, преследующих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (ст. 50 «Коммерческие и некоммерческие организации» Гражданского кодекса Российской Федерации). В отличие, например, от Германии, создание «общественно полезных» обществ с ограниченной ответственностью в нашей стране не предусмотрено.
В целях создания благоприятных правовых условий для размещения на территории России международных установок мегасайенс также уместно задействовать интеграционные механизмы Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в том числе творчески используя опыт ЕС.
Объединяющий сегодня пять государств (Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан), ЕАЭС создан для развития их взаимной экономической интеграции сначала в таможенный союз, затем в единое экономическое пространство с общим (единым) рынком товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
В условиях научно-технической революции, под влиянием которой хозяйственная
жизнь развитых стран трансформировалась в «экономику знаний», экономическая интеграция государств-членов ЕАЭС вряд ли будет приносить желаемые плоды без объединения усилий по приумножению научных потенциалов в области как прикладной, так и лежащей в ее основе фундаментальной науки.
Некоторые положения, свидетельствующие в пользу необходимости евразийской научно-технологической интеграции, уже закреплены в действующем учредительном договоре Евразийского экономического союза (Договор о ЕАЭС от 29 мая 2014 г.). Так, согласно его ст. 4 «Основные цели Союза» к числу таковых отнесена «всесторонняя модернизация <...> национальных экономик в условиях глобальной экономики» (можно ли достичь модернизации без развития науки?). Согласно другой статье того же документа, закладывающей правовые основы координации в ЕАЭС промышленной политики (ст. 92 «Промышленная политика и сотрудничество»), государства-члены могут «проводить совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки с целью стимулирования высокотехнологичных производств».
Очевидно, сегодня назрел вопрос для конкретизации и дополнения этих программных положений посредством специального Договора о евразийской научно-технической интеграции как еще одного основополагающего документа, регулирующего интеграционные процессы на постсоветском пространстве в статусе «международного договора в рамках Союза» (согласно ст. 2 «Определения» Договора о ЕАЭС международные договоры в рамках Союза представляют собой «международные договоры, заключаемые между государствами-членами по вопросам, связанным с функционированием и развитием Союза»).
В предлагаемом документе наряду с другими положениями могли бы получить закрепление нормы, закладывающие общие правовые рамки деятельности евразийских консорциумов исследовательской инфраструктуры, которые, аналогично европей-
дг
ским консорциумам ERIC, будут учреждаться на территории любого государства — члена ЕАЭС с участием других заинтересованных государств-членов и третьих стран (государств, не состоящих в ЕАЭС).
Еще одним интеграционным форматом, которым можно воспользоваться с целью добиться более быстрого введения в действие правил для евразийских консорциумов исследовательской инфраструктуры, служит двустороннее интеграционное объединение России и Беларуси — Союзное государство (СГ), имеющее многолетний опыт поддержки научной интеграции его государств-участников (общие программы фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу, финансируемые из бюджета СГ).
В отличие от Договора о ЕАЭС, учредительный договор СГ прямо относит «развитие науки» и «формирование общего, научного, технологического и информационного пространства» к предметам совместного ведения данного интеграционного объединения и его государств-участников (ст. 18 Договора о создании Союзного государства от 9 декабря 1999 г.). Это означает, что в отношении указанных вопросов Высший государственный совет СГ по взаимному согласию президентов России и Беларуси уполномочен издавать юридически обязательные рамочные правовые акты в форме директив, вступающие в силу без ратификации в национальных парламентах («Директивы
являются обязательными для каждого государства, которому они адресованы, при сохранении за органами соответствующего государства свободы выбора форм и методов действий» — ст. 60 Договора 1999 г.).
В практике функционирования СГ имеются прецеденты создания общих организационных структур посредством нормативных актов его наднациональных органов (в военной сфере)50. Почему бы не воспользоваться этими прецедентами для создания аналогичных структур в области науки: либо на постоянной основе, либо в ожидании подготовки и ратификации комплексного Договора о евразийской научно-технической интеграции на уровне ЕАЭС в целом?
Размышляя о перспективах более тесного вовлечения России в проекты международной интеграции в сфере мегасайенс с размещением научных установок на нашей территории, не следует сбрасывать со счетов и потенциал совершенствования внутреннего российского законодательства о юридических лицах. Речь может идти, например, о введении в него новой организационно-правовой формы, специально предназначенной для некоммерческих юридических лиц с иностранным участием и включающей в свое название слово «международная» (подобно рассмотренным в настоящей статье «международным ассоциациям без цели извлечения прибыли», введенным в начале XXI в. в законодательство о некоммерческих организациях Бельгии).
Библиографический список
1. Постановление Высшего государственного совета от 27 июня 2000 г. № 11 «О создании региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации».
2. Постановление Высшего государственного совета от 25 ноября 2011 г. № 5 «О планировании применения региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации».
50 См.: Постановление Высшего государственного совета от 27 июня 2000 г. № 11 «О создании региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации» и Постановление Высшего государственного совета от 25 ноября 2011г. № 5 «О планировании применения региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации». К последнему постановлению прилагается комплекс нормативных актов, регулирующих различные аспекты функционирования совместной группировки: Директива по вопросам совместных действий, План применения региональной группировки войск (сил), Положение об Объединенном командовании региональной группировки войск (сил), Структура Объединенного командования войск (сил) и командования Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны. Содержание всех вышеперечисленных документов является секретным.
3. Федеральный закон «О науке и научно-технической политике» от 12 июля 1996 г.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. № 429 «О требованиях к центрам коллективного пользования научным оборудованием и уникальным научным установкам, которые созданы и (или) функционирование которых обеспечивается с привлечением бюджетных средств, и правилах их функционирования».
5. Соглашение об организации Объединенного института ядерных исследований от 26 марта 1956 г.
6. Statuts de l'Installation européenne de rayonnement synchrotron — Société civile. Annexe 1 A à la Convention relative à la construction et à l'exploitationd'une Installation européenne de rayonnement synchrotron.
7. Convention du 19 janvier 1967 entre le Gouvernement de la République française et le Gouvernement de la République fédéraled'Allemagne sur la construction et l'exploitation d'un réacteur à trèshaut flux // Assemblée nationale. № 2588. Rapport sur le projet de loiautorisantl'approbation du cinquièmeavenant à la convention du 19 janvier 1967 entre le Gouvernement de la République française et le Gouvernement de la République fédéraled'Allemagne sur la construction et l'exploitation d'un réacteur à trèshaut flux.
8. Arrêté du 3 mars 2016 autorisant le Commissariat à l'énergieatomique et aux énergies alternatives à participer au capital d'unesociété // JORF du 15 mars 2016, № 63. Texte № 5.
9. Articles of Association. Cherenkov Telescope Array Observatory gemeinnützige GmbH (CTAO gGmbH). URL: <www.cta-observatory.org>.
10. European Strategy Forum on Research Infrastructures. Strategy Report on Research Infrastructures. Roadmap 2016. URL: <www.esfri.eu/roadmap-2016>.
11. Statutes of ESFRI research infrastructures (URL: <www.copori.eu/1324.php>.
12. TMT International Observatory, LLC Financial Statements for the years ended December 31, 2016 and 2015. URL: <www.tmt.org>.
13. Annexe «A» à l'AttoConstitutivo (Acte de Constitution). Statuts de Consortium «European Gravitational Observatory — EGO» (ObservatoireEuropéenGravirationnel). URL: <www.ego-gw.it/official-texts/documents/status.pdf>.
14. International Distributed Research Infrastructures: Issues and Options. OECD, 2014. URL: <www.oecd.org>.
15. Loi du 27 juin 1921 sur les associations sans but lucratif, les fondations, les partis politiques européens et les fondations politiques européennes. URL: <www.ejustice.just.fgov.be/eli/ loi/1921/06/26/1921062701/justel>.
16. Statuts de «Partnership for Advanced Computing in Europe" AISBL. URL: <www.prace-ri.eu>.
17. Schürer K, WP3 Team. Recommendations for R[esearch] Infrastructure] Legal Framework. URL: <ppp.cessda.net>.
18. Règlement (CEE) № 2137/85 du Conseil du 25 juillet 1985 relatif à l'institution d'un groupeme nteuropéend'intérêtéconomique (GEEI) // JO L 199 du 31.7.1985. P. 1.
19. Jacob Y. GANIL // Matière à Histoire, 2001. URL: <http://hal.in2p3.fr/in2p3-01002049>.
20. Règlement (UE) № 557/2014 du Conseil du 6 mai 2014 port antétablissement de l'entreprise commune «Initiative enmatière de médicament sinnovants 2" // JO L 169 du 7.6.2014. P. 54.
21. Feugier J.-L., Pradines M.-H. Les entreprises communes; des organismes atypiques au service de la recherche et de l'innovation européennes // Études européennes, October 2014. P. 1-23. URL: <www.etudes-europeennes.eu>.
22. Понятов, А. Открытие, которого ждали сто лет // Наука и жизнь, 2017, № 11. С. 8-12; Комаров, С. М. Полная гравиволна // Химия и жизнь, 2017, № 11. С. 2-5.
23. The Ligo Laboratory Charter (2009-2013). URL: <www.ligo.caltech.edu>.
24. Комаров, С. М. Полная гравиволна // Химия и жизнь, 2017, № 11. С. 3.
25. LIGO Scientific Collaboration Charter, 17 August 2005; Bylaws of the LIGO Scientific Collaboration, September 2015. URL: <www.ligo.caltech.edu>.
26. Московиц, К. Загадка нейтрино. Самый большой эксперимент по исследованию этих таинственных частиц может указать путь к новой физике // В мире науки, 2017. № 12. С. 4-12.
27. Governance of the Dune Collaboration (Version 3). Last amended on 14 September 2016. URL: <http://docs/dunescience.org>.
28. ELIXIR Consortium Agreement establishing the European Life-Science Infrastructure for Biological Information (ELIXIR). URL: <www.elixir-europe.org>.
29. Règlement (СЕ) № 723/2009 du Conseil du 25 juin 2009 relatif à un cadre communautaire applicable à un Consortium pour une infrastructure européenne de recherche // JO L 206 du 8.8.2009. P. 1.
30. Rapport de la Commission au Parlementeuropéen et au Conseil sur l'application du règlement (СЕ) № 723/2009 du Conseil du 25 juin 2009 relatif à un cadre communautaire applicable à un Consortium pour une infrastructure européenne de recherche. P. 1 // Bruxelles, le 14.7.2014. COM (2014) 460 final.
31. Décisiond'exécution (UE) 2015/1478 de la Commission du 19 août 2015 instituant la Source européenne de spallation entant que consortium pour une infrastructure européenne de recherche (ERIC Source européenne de spallation) // JO L 225 du 28.9.2015. P. 16.
32. Legal framework for a European Research Infrastructure Consortium — ERIC. Practical Guidelines. Luxembourg: Publications office of the European Union, 2010.
33. ERIC Landscape. URL: <ec.europa.eu/research/infrastructures/index_en.cfm?pg=eric-landscape>.
34. Объединенный институт ядерных исследований: наука сближает народы. URL: <www. jinr.ru/about>.