Научная статья на тему 'Организационно-правовые аспекты охраны здоровья осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы'

Организационно-правовые аспекты охраны здоровья осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / CONVICTS / THE RIGHT TO HEALTH CARE / CORRECTIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронин Роман Михайлович

в статье рассматриваются организационные и правовые аспекты охраны здоровья осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, анализируются нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воронин Роман Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF HEALTH CARE OF CONVICTS DETAINED IN THE INSTITUTIONS OF THE PENAL SYSTEM

the article is devoted to the organizational and legal aspects of health care of convicts detained in the institutions of the Penal system. The author analyzes legal acts regulating the relations in this area.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые аспекты охраны здоровья осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы»

УДК 343.8

ББК 67.409.13 R.M. VORONIN

В75

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF HEALTH CARE OF CONVICTS DETAINED IN THE INSTITUTIONS OF THE PENAL SYSTEM

Annotation: the article is devoted to the organizational and legal aspects of health care of convicts detained in the institutions of the Penal system. The author analyzes legal acts regulating the relations in this area. Key words: convicts, the right to health care, correctional institutions.

РОМАН МИХАЙЛОВИЧ ВОРОНИН,

доктор медицинских наук, профессор кафедры криминологии и организации профилактики преступлений (Академия ФСИН России) E-mail: rmvoronin@mail.ru.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ОСУЖДЕННЫХ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация: в статье рассматриваются организационные и правовые аспекты охраны здоровья осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, анализируются нормативные правовые акты,

регламентирующие отношения в данной сфере.

Ключевые слова: осужденные, право на охрану здоровья, исправительные учреждения.

Статья 41 Конституции Российской Федера- реалго°вываться в тоздании усл°вий, °беспе-

ции гласит: «Каждый имеет право на охрану чивающих поддертанвд их: здоровья с момен-

здоровья и медицинскую помощь». Правовой та изоляции от общества, в период отбывания

статус осужденного основывается на общем наказания в виде отшетия свободы и какое-то

правовом статусе граждан России, поскольку в время после освобождения го исправительного ст. 6 Конституции РФ прямо указывается на то, учреждения.

что гражданин Российской Федерации не мо- Статья 26 федерального закона от 21 нояб-

жет быть лишен своего гражданства. ря 2011 г- № 323-ф3 «Об основах охраны здоро-

Государство предоставляет возможность вья граждан в Российской федерации» опреде-

гражданину реализовывать свое право на охра- ляет права лиц, задержанных, ^кгю^нных: под

ну здоровья, финансируя программы охраны и стражу отбывающих наказание в виде ограни-

укрепления здоровья населения, принимая меры чения свободы, ареста, лишения свободы либо

по развитию государственной, муниципальной, административного ареста, на получение меди-

частной систем здравоохранения, поощряя де- цинской помощи. В ней указано, что лица, за-

ятельность, способствующую укреплению здо- держанные, заключенные под стражу, отбыва-

ровья человека, развитию физической культу- ющие наказание в виде ограничения свободы,

ры и спорта, экологическомуи санитарно -эпи- ap^i^ лишения свободы либо административ-

демиологическому благополучию. Очевидно, ного ареста, имеют право на оказание медицин-

что государственные и муниципальные учреж- ской помощи, в том числе в необходимых слу-

дения здравоохранения обязаны принимать все чаях в медицинских организациях государствен-

возможные меры, направленные на охрану здо- ной системы здравоохранения и муниципальной

ровья любого гражданина, где бы он ни нахо- системы здравоохранения, в соответствии с

дился, защищая тем самым общество в целом. законодательством Российской Федерации.

Данная обязанность государства, применитель- Г арантией права осужденных на охрану здо-

но к осужденным, лишенным свободы, может ровья, предусмотренного Конституцией РФ,

---------- ISSN 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2 ------------------

является также закрепленное в ст. 101 УИК РФ положение о том, что в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения, что является необходимой мерой, если принять во внимание, что данная категория граждан России отличается наиболее низким уровнем здоровья. Так, по официальным данным, по состоянию на 1 октября 2011 г. в уголовно-исполнительной системе России содержалось 774 942 человека, из них: 35 852 больных активными формами туберкулеза 62 387 -психическими расстройствами, 22 779 - алкоголизмом, 58 830 - наркоманией, 55 423 - ВИЧ-инфекцией и 16 883 - сифилисом. В учреждениях УИС отбывали наказание в виде лишения свободы 25 108 осужденных-инвалидов, что составляет 2,9 % от общей численности осужденных. Из них 2 % признано инвалидами I группы, 48 % - II группы, 50 % - III группы.

Кроме того, очевидно, что на сегодняшний день вопросы практической реализации охраны здоровья осужденных и их медицинского обслуживания все чаще вызывают нарекания со стороны многочисленных правозащитных организаций, часто бывают связаны с особенно резонансными делами, например с так называемым «делом Магнитского». Имеются данные о прямой корреляционной связи между сроком наказания и уровнем заболеваемости осужденных, что может быть следствием как изначально низкого уровня здоровья этой категории, так и имеющихся проблем с обеспечением медицинской помощью в исправительных учреждениях1.

Действующий совместный приказ Минздрав-соцразвития и Минюста России от 17 октября 2005 г. № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» был разработан в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации и регулирует вопросы, связанные с организацией медицинской помощи заключенным. Согласно приказу основным принципом деятельности медицинских служб является обеспечение:

- соблюдения прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных на охрану здоровья и госу-

дарственных гарантий на бесплатную медицинскую помощь;

- приоритета профилактических мер в области охраны здоровья;

- доступности медицинской помощи.

Данный приказ регламентирует нормы, касающиеся деятельности медицинской части, организации лечебно-профилактической помощи при различных видах заболеваний в исправительных учреждениях.

Таким образом, законодательное обеспечение прав осужденных на охрану здоровья, установленное Конституцией Российской Федерации, имеется в полном объеме. Вместе с тем существуют определенные проблемы в реализации этого права на практике, связанные с рядом причин, среди которых можно выделить следу-ющие2:

- недостаточное материально-техническое оснащение медицинских подразделений исправительных учреждений, оказывающих стационарную помощь;

- низкая доступность высокотехнологичных видов помощи в условиях специализированных медицинских подразделений УИС;

- недостаточное финансовое обеспечение программ оказания помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями, а также находящимся в состоянии, вызывающем стойкую утрату трудоспособности;

- проблема комплектования медицинских подразделений исправительных учреждений квалифицированными специалистами.

Очевидно, что для решения данных проблем необходимы комплексные меры, направленные на реформирование всей системы медицинского обслуживания осужденных на всех уровнях, включая законодательный3. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р, предполагает кардинальные преобразования сферы медицинского обеспечения в уголовно-исполнительной системе. В соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации ФСИН России разработана модель внутрисистемного совершенствования организационно-структурного построения медицинской службы УИС4. Начиная с 2013 г. предполагается создание единой, централизованной системы, включающей в себя: структурное подразделение ФСИН России, осуществляющее прямое руководство всем медико-санитарным обес-

/ЭвМ 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2

114

печением, и непосредственно подчиненные ФСИН России многопрофильные лечебно-профилактические учреждения, действующие по территориальному принципу, независимо от территориальных органов УИС. Все медицинские подразделения, осуществляющие медико-санитарное обеспечение в следственных изоляторах и исправительных учреждениях, будут объединены на базе этих учреждений. Медицинские подразделения выводятся из подчинения начальников следственных изоляторов и исправительных учреждений, а руководствоих деятельностью осуществляется начальником территориальной медико-санитарной части.

Очевидно, что реализация столь глобальных преобразований должна предполагать и изменение законодательной базы оказания медицинской помощи в уголовно-исполнительной системе. Сегодня ведется работа над отдельными законодательными актами, регламентирующими работу медицинской службы с осужденными. Так, разработан и проходит обсуждение проект Постановления Правительства Россий-

ской Федерации «Об утверждении порядка получения медицинской помощи лицами, заключенными под стражу или отбывающими наказание в виде лишения свободы, в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения при невозможности ее оказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы». Данный документ определяет порядок получения квалифицированной и специализированной помощи осужденными и заключенными под стражу вне учреждений уголовно-исполнительной системы и учитывает изменения, связанные с реформированием медицинской службы УИС.

Таким образом, в рамках реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в настоящее время происходит активное реформирование уголовно-исполнительной системы, в том числе медицинской службы, что, по всей видимости, позволит в полной мере осуществить исполнение на практике имеющихся законодательных норм, направленных на охрану здоровья осужденных.

1 См.: Датий А., Павленко А., Музалева Л. Медицинскаяпомощь в УИС [Электронный ресурс]. иКЬ:Ы1р:// www.lexandbusiness.ru/view-article.php?id=453.

2 См.: Ермолаева Т.Н. Медико-организационные аспекты совершенствования медицинскогообеспечения осужденныхв исправительных колонияхстрогого режима: автореф. дис. ... канд. мед. наук Рязань, 2012. С. 26.

3 См.: Скиба А.П. Проблемы реализации права осужденныхк лишению свободы на получение дополнительной медицинскойпомощи // http://www.rusnauka.com/28 РЯЫТ 2011/Ргауо/5 92159.doc.htm

4 См.: http://www.фсин.рф/structure/medicine.

/ЭЭМ 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.