УДК 343.8 ББК 67.409.01
К36 I.R. KEREFOV
RIGHT TO FREE LEGAL COUNSEL, ITS PLACE AMONG OTHER RIGHTS AND LEGAL INTERESTS OF CONVICTS
Annotation: the article opens up the right to free legal counsel for convicts, and also its place among other rights and legal interests of convicts.
Keywords: free legal counsel, convicts, right to free legal counsel, right on personal inviolability, Constitution of Russian Federation, prevention of recidivism criminality.
ИНАЛ РУСЛАНОВИЧ КЕРЕФОВ, старший юрисконсульт юридической службы (Академия ФСИН России) Е-шаіі; kerefovinal@mail.ni
ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ, ЕЕ МЕСТО СРЕДИ ДРУГИХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ОСУЖДЕННЫХ
Аннотация: в статье раскрывается право на получение бесплатной юридической помощи осужденными, а также место данного права среди других прав и законных интересов осужденных.
Ключевые слова: бесплатная юридическая помощь, осужденные, право на получение бесплатной юридической помощи, право на личную неприкосновенность, Конституция Российской Федерации,
предупреждение рецидивной преступности.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в числе прочего предполагает повышение уровня правовой грамотности осужденных. Бесспорно, решение этих вопросов без должного юридического обеспечения в виде получения ими юридической помощи невозможно.
Трудности, испытываемые лицом, отбывшем наказание, особенно в трудовом и бытовом устройстве, часто подталкивают его к совершению новых преступлений. Причины рецидива часто связаны с отсутствием у освобожденных жилья, работы, средств к существованию. Одной из основных целей уголовно-исполнительного законодательства (ст. 1 УИК РФ) является оказание осужденным помощи в социальной адаптации. При этом уголовно-исполнительное законодательство лишь в самой общей форме закрепляет право на такую помощь (ст. 182 УИК РФ). Не последнее место занимает знание таким лицом не только данной нормы, но и, что не менее важно, механизма ее реализации.
До сих пор не выстроена четкая система получения бесплатной юридической помощи в целом и осужденными в частности. Важность и место ее в предупреждении рецидивной преступности нашло свое отражение в решении
Оперативного совещания Совета безопасности Российской Федерации от 28 января 2011 г. «О мерах по предупреждению рецидивной преступности в Российской Федерации»: «Организовать систему мер правового характера, направленных на улучшение профилактической работы в этой сфере».
Методологической основой в деле четкого правового регулирования оказания бесплатной юридической помощи осужденным является определение ее отраслевой принадлежности.
Право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, провозглашается в ст. 48 Конституции РФ. Часть 1 указанной статьи устанавливает, что «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно». Факт закрепления данного права делает его конституционным, подлежащим конституционномурегулированию1.
О.Н. Бондарь пишет: «Положение о возможности получения квалифицированной юридической помощи бесплатно дает полное право говорить о конституционном праве на бесплатную юридическую помощь. Можно сказать, что это право является производным от права на полу-
ISSN 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2
чение квалифицированной юридической помо-
щи»2.
Полемическому аспекту отнесения права на бесплатную юридическую помощь осужденному к предмету ведения уголовно-исполнительного права придают факты наличия соответствующих норм в УИК РФ (ч. 8 ст. 12, ч. 4 ст. 89) и возможность ее регулирования другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»). В данном случае не обойтись без выяснения соотношения конституционной нормы на оказание квалифицированной юридической помощи и нормы уголовно-исполнительного права, устанавливающей права осужденного на получение юридической помощи.
Конституционная норма о праве на получение квалифицированной юридической помощи носит не конкретно-регулятивный, а общерегулятивный характер. Основной закон страны является учредительным правовым актом, который в силу своей природы не осуществляет конкретное правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на квалифицированную юридическую помощь. Это - задача других отраслей права, в том числе уголовноисполнительного, которые, опираясь на конституционные нормы, определяют правовые средства реализации данного права.
Конституционно-правовые нормы первичны, они устанавливают порядок, обязательный для создания уголовно-исполнительных норм. Норма Конституции Российской Федерации о праве на квалифицированную юридическую помощь, в том числе бесплатную, носит учредительный характер и является основой для дальнейшего регулирования отношений, связанных с реализацией права на юридическую помощь в целом и на бесплатную юридическую помощь осужденным в частности. Закрепление права граждани -на на квалифицированную юридическую помощь является материальной конституционной нормой. Эта особенность вытекает из общего, учредительного характера конституционногорегулиро-вания основных прав и свобод человека и гражданина. Процессуальные нормы института прав и свобод, включая право на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи, содержатся и в уголовно-исполнительном праве. Нормы конституционного права, носящие общий декларативный характер, должны быть обеспечены механизмом реализации. Первич-
ным таким механизмом выступает отраслевое законодательство, применительно к теме статьи им является уголовно-исполнительное законодательство. Только в таком случае право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, означает, что государство не только должно продекларировать это право, но и создать условия и правовые механизмы для его реализации.
Отношения, складывающиеся при оказании квалифицированной юридической помощи, провозглашенной Конституцией Российской Федерации, и юридической помощи, получаемой осужденным, отличаются специфическими субъектами, их оказывающими. Субъектами права на юридическую помощь выступают гражданин, личность и государство в лице его органов. В уголовно-исполнительном законодательстве указанные субъекты исходя из особенностей уголовно-исполнительных отношений конкретизируются. Ими могут быть администрация исправительных учреждений, общественные наблюдательные комиссии, комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации и другие лица, указанные в ст. 24 УИК РФ.
Если конституционная норма о праве на квалифицированную юридическую помощь, в том числе бесплатную, является материальной (эта особенность вытекает из общего характера конституционного регулирования основных прав и свобод человека и гражданина), то процессуальные нормы института прав и свобод, включая нормы, направленные на реализацию права на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, содержатся в уголовно-исполнительном праве. Это еще один отличительный признак, характеризирующий получение юридической помощи осужденными в уголовно-исполнительном аспекте.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что норма, закрепляющая право на получение юридической помощи осужденными, в том числе бесплатной, относится к уголовно-исполнительным нормам, так как обладает всеми присущими им особенностями и соответственно входит в систему правовых норм, составляющих отрасль уголовно-исполнительного права. Норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, по отношению к норме, содержащейся в ч. 8 ст. 12 УИК РФ, является конститутивной.
/ЭвМ 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2
110
«Особенностью закрепления права на бесплатную юридическую помощь является то, что это закрепление установлено материальной конституционной нормой, которая носит общерегулятивный характер. Эта особенность вытекает из общего характера конституционного регулирования основных прав и свобод человека и гражданина. Процессуальные нормы, регулирующие отношения, связанные с предоставлением квалифицированной юридической помощи бесплатно, содержатся в иных отраслях права. Норма Конституции Российской Федерации о праве на бесплатную юридическую помощь носит учредительный характер, что вытекает из самой природы этого законодательного акта, и устанавливает обязательный порядок создания всех других правовых норм, регулирующих данные отношения. Кроме того, норма о праве на бесплатную юридическую помощь является правонаделительной, носит управомочивающий характер, она устанавливает позитивное юридическое право», - пишет в связи с этим О.Ю. Кривоносова3.
Определение сущностной стороны оказания бесплатной юридической помощи осужденным позволяет определить и ее место среди других прав и законных интересов лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Часто реализация и защита личных неимущественных прав и законных нематериальных интересов, направленных на индивидуализацию личности, права на личную неприкосновенность, неприкосновенность на тайну личной жизни, невозможны без права на получение юридической помощи, в том числе бесплатной. Право на получение юридической помощи позволяет осужденному, во-первых, уяснить, какие правомочия предоставляются ему этими правами, а во-вторых, осуществить их защиту. Например, связь между правом на жизнь и правом на получение юридической помощи заключается в том, что реализация одной нормы зависит от реализации другой. Конечно, эта связь не всегда реализуется непосредственно, нарушение права на получение юридической помощи не может прямо ограничивать право на жизнь и здоровье. Вместе с тем непредоставление юридической помощи может привести к тому, что жизнь и здоровье осужденного могут быть поставлены под угрозу. Лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, обладают правом на жизнь в равной степени со всеми гражданами. Нет никакого сомнения в справедливости приведенного утверждения. Однако реализация права на
жизнь в условиях мест лишения свободы обладает особенностями. Во-первых, это связано с повышенной криминогенностью среды, в которой находится конкретный осужденный Во-вторых, специфика условий отбывания наказания в местах лишения свободы обусловливает особые меры охраны указанного права.
С реализацией права на получение юридической помощи тесно связаны и право человека на личную неприкосновенность, и право на ответ. Право на получение юридической помощи получает большую значимость именно при ограничении права на личную неприкосновенность, особенно в условиях лишения свободы. В связи с этим законодатель в Конституции РФ тщательно прописал момент предоставления юридической помощи при ограничении свободы. Так, ч. 2 ст. 48 Конституции РФ устанавливает: «Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения».
Тесная взаимосвязь прослеживается между правом на получение юридической помощи и другими личными конституционными правами. Реализация и защита таких личных прав осужденных, как право на жизнь, личное достоинство, на частную жизнь, невозможны без права на юридическую помощь, в том числе бесплатную. Право на юридическую помощь осужденных позволяет; во-первых, уяснить, какие именно правомочия предоставляются им этими правами, а во-вторых, осуществить защиту этих личных прав. Таким образом, в системе субъективных конституционных прав и свобод право на получение юридической помощи, в том числе бесплатной, существует не автономно, а в окружении иных субъективных конституционных прав, которые тесно взаимодействуютмеж-ду собой. При этом оно играет роль базиса по отношению к последним. Именно знание лицом, отбывающим наказание, своих прав, получение им юридической помощи является основой, отправным моментом в деле реализации им других своих прав и законных интересов.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что понятие получения бесплатной юридической помощи осужденными включает в себя, с одной стороны, юридическую помощь, исходящую от субъекта (лица), имеющего профессиональную юридическую квалификацию (образование, специализацию). С другой стороны, бес-
/ЭЭМ 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2
платной юридическую помощь следует признать ту, которая была оказана правомерным образом, то есть с формальным соблюдением требований закона, добросовестно, и которая дала правовой результат.
Данная юридическая помощь осужденным реализуется в уголовно-исполнительных право-отношенях, потому что уже в своем наименовании она содержит термин «помощь», под ко-
торым понимается поддержка, сопровождение, то есть то, без чего осужденный самостоятельно не может добиться желаемого правомерного результата4. Такие правоотношения вполне охватываются традиционной характеристикой конкретных уголовно-исполнительных правоотношений, поскольку юридическая помощь содержит элемент защиты прав и законных интересов осужденных.
1 См.: Бондарь О.Н. Квалифицированная юридическая помощь - конституционнаягарантия судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в РоссийскойФедерации: дис. ... канд. юрид. наук Ростов н/Д, 2008. С. 20.
2 Там же.
3 См.: Кривоносова О.Ю. Конституционноеправо на бесплатную юридическую помощь в Российской Федерации: афтореф. дис. ... канд. юрид. наук М., 2007. С. 16.
4 См. подробнее: Резник Г.М. К вопросу о конституционномсодержании понятия «квалифицированная юридическая помощь» // Адвокат: 2007. № 4. С. 16.
/ЭЭМ 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2
112