Права человека
I.R. KEREFOV*
LEGAL AND ORGANIZATIONAL PROVISION OF ENFORCEMENT OF THE RIGHT FOR THE LEGAL AID BY THE CONVICTS
УДК 343.8 ББК 67.409.01 К36
Аннотация: в статье раскрываются механизмы совершенствования системы оказания правовой помощи осужденным. Особое внимание уделяется уровню знаний в области права сотрудниковуголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: бесплатная юридическая помощь, осужденные право на получение бесплатной юридическойпомощи, Федеральная служба исполнения наказаний, Европейский судпо правам человека.
ИНАЛ
РУСЛАНОВИЧ
КЕРЕФОВ*
ПРАВОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМИ
* Старший юрисконсультюридической службы (Академия ФСИН России)
Е-mail: kerefovinal@mail.ru.
Annotation: the article reveals the mechanisms of improving the system of legal aid to the convicts. The special attention is paid to the level of legal knowledge by the penal officers.
Key words: free legal aid, the convicts, the right for the legal aid, the Federal penal service, European Court of Human Rights.
В деле обеспечения права осужденного на получение бесплатной юридической помощи важным является ее реальное получение и наличие механизма, его гарантирующего. Это обусловливается наряду с другими обстоятельствами тем, что оказание юридической помощи осужденным имеет юридическое значение. Ее неоказание в ряде случаев может рассматриваться, например, как несоблюдение принци -па справедливого судебного разбирательства со всеми вытекающими последствиями. Так, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) 14 января 2010 г. принял решение по делу № 11020/03 «Шугаев (Shugayev) против Российской Федерации»1. В результате рассмотрения жалобы Европейский суд констатировалнаруше-ние российскими властями п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с несоблюдениемпринципа справедливого судебного разбирательства, выразившегося в непринятии судом кассационной инстанции мер по обеспечению права ГЮ. Шугаева на квалифицированную юридическую помощь при рассмотрении кассационной жалобы заявителя на приговор Курганского областного суда.
Конституционные положения о праве на получение квалифицированной юридической помощи применительно к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, конкретизированы в ч. 4 ст. 89 УИК РФ, которая связывает предоставление свидания с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи осужденным, только с подачей осужденным соответствующего заявления. Каких-либо дополнительных носящих
ограничительный характер условий предоставления осужденному свиданий с адвокатом закон не предусматривает, из чего следует что администрация не вправе отказать в удовлетворении заявления осужденного о свидании с приглашенным им адвокатом.
Положения ч. 1 и п. «г» ч. 2 ст. 118 УИК РФ были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу во взаимосвязи с ст. 89 УИК РФ не предполагают, что установленные ими ограничения распространя -ются на свидания осужденных, находящихся в штрафных изоляторах и помещениях камерного типа, с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, и тем самым не препятствуют получению ими квалифицированной юридической помощи2.
Учитывая прецедентный характер решений ЕСПЧ и обязательность их выполнения для государств - членов Совета Европы, директор ФСИН России своим распоряжением от 1 июля 2010 г. № 10/1-2258 потребовал от руководителей территориальных органов ФСИН России:
1. Установить контроль за соблюдением ст. 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в части недопущения воспрепятствования эффективному осуществлению права на подачу индивидуальных жалоб в ЕСПЧ, по каждому случаю нарушения конфиденциальности переписки подозреваемых, обвиняемых и осужденных проводить служебные проверки с установлением виновных лиц и привлечением их к дисциплинарной ответственности.
2. Организовать:
- проведение занятий с персоналом следственных изоляторов и исправительных учреждений по следующим темам: обязанность систематического извещения лиц, содержащихся в учреждениях УИС, о том, что они должны передавать администрации учреждений УИС конфиденциальную переписку на отправку адресатам только в запечатанных конвертах (при отсутствии конвертов администрация обязана оказать содействие в их приобретении), недопустимость вскрытия конвертов с конфиденциальной перепиской (как отправляемых, так и полученных писем) подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также задержки их отправления или передачи адресату;
- изучение сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы постановления ЕСПЧ по делу № 11020/03 «Шугаев против Российской Федерации» с целью приня-
тия мер по недопущению указанных в тексте постановления нарушений в деятельности подчиненных учреждений УИС.
3. По жалобам на нарушение права подозреваемых, обвиняемых и осужденных беспрепятственно обращаться в ЕСПЧ проводить служебные проверки с выездом в учреждения УИС и привлекать лиц, виновных в допущенном нарушении, к дисциплинарной ответственности.
4. Обеспечить:
- своевременную отправку жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных в ЕСПЧ с получением квитанций (отметок) почтовых отделений о приеме корреспонденции для отправки адресату;
- своевременное информирование заявителей о направлении жалоб в ЕСПЧ (квитанция об отправке заказной корреспонденции приобщается к личному делу подозреваемого, обвиняемого или осужденного после его росписи на ней);
- своевременную пересылку писем, поступивших из ЕСПЧ, адресату - получателю корреспонденции, ранее находившемуся в учреждении УИС, по адресу нахождения заявителя на момент получения письма.
5. Письма и бандероли, получаемые из ЕСПЧ, вручать заявителям в кратчайшие сроки в запечатанном виде (под роспись).
6. Исключить случаи воспрепятствования направлению обращений подозреваемых, обвиняемых и осужденных адресатам.
На основании данных авторского исследования нами были сделаны выводы о том, что в деле обеспечения осужденных юридической помощью, в том числе бесплатной, большинство осужденных не знают порядка ее получения (68,6 %); значительная их часть считают регламентацию ее порядка недостаточной или отсутствующей (68,6 %); лица, отбывающие наказание, в абсолютном большинстве случаев не имеют информации о наличии юридических образований, находящихся в районе дислокации исправительного учреждения, или в крайнем случае знают только одно такое образование (70 %).
Право на получение полной и достоверной юридической информации является составной частью более широкого по содержанию права на информацию вообще. В состав последнего входит право каждого на получение точных и достоверных сведений от других лиц и компетентных государственных органов, касающихся вопросов осуществления личных прав и свобод. Значение информированности осужденных, в частности в сфере реализации права на юридическую помощь, заключается в широ-
Права человека
Права человека
кой юридической информированности. В связи с этим не случайно ФСИН России обращает внимание на необходимость создания в исправительных учреждениях условий для ее получения.
В целях организационного обеспечения реализации данного права осужденного директором ФСИН России начальникам территориальных органов ФСИН России было направлено указание от 1 июня 2005 г. № 10/1-1357 «О соблюдении прав человека в УИС», где предписывается: «В целях реализации конституционных прав и свобод (ст. 33, 45 Конституции РФ)... организовать изготовление и размещение в местах, доступных для лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, их родственников и законных представителей перечни почтовых адресов и контактных телефонов органов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
В каждом перечне необходимоуказать почтовые адреса и контактные телефоны территориального органа ФСИН России, помощника начальника территориального органа по соблюдению прав человека в УИС, надзирающей прокуратуры, суда по месту дислокации учреждения УИС, регионального уполномоченногопо правам человека или комиссии по правам человека при администрации субъектаРоссийской Федерации, а также аппарата Уполномоченногопо правам человека в Российской Федерации (ул. Мясницкая, д. 47, Москва, 107084, группа приема заявителей тел. (495) 207-19-22, факс (495) 207-39-69).
Указанные перечни разместить в камерах следственных изоляторов, помещениях отрядов исправительных учреждений, в комнатах приема посетителей учреждений УИС».
Должная организация получения осужденными юридической, в том числе бесплатной, помощи обусловливаетнеобходимостьее построения на системной основе. Однако в настоящее время орган, ее организующий, не определен. По нашему мнению, такие функции можно было бы возложить на социальные службы исправите ль-ных учреждений. На это указали 16,7 % опрошенных сотрудниковданных учреждений.
Среди других мер в этом плане респонденты назвали: установление определенных льгот лицам, ее оказывающим, - 63,9 %; повышение контроля -11,1; техническое обеспечение (ксерокопирование и т. п.) - 8,3 %.
Одной из проблем реализации конституционного права осужденного на бесплатную юридическую помощь является ее недоступность в исправительных учреждениях, находящихся в отда-
ленных местностях, в которых часто даже нет адвокатов. Федеральное законодательство предусмотрело для таких случаев создание юридических консультаций. В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в случае, если на территории одного судебногорайона общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации учреждает юридическую консультацию (ч. 1 ст. 26). Пунктом 9 ст. 25 указанного Федерального закона установлено, что материально-техническое и финансовое обеспечение оказания юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Создание и функционирование консультаций остается в настоящее время одним из самых насущных вопросов.
В условиях сложности получения бесплатной юридической помощи в исправительных учреждениях, расположенныхв отдаленных местностях, повышается роль юридических служб данных учреждений, сотрудников, имеющих юридическое образование.
Решением оперативного совещания Совета безопасности Российской Федерации от 28 января 2011 г. «О мерах по предупреждению рецидивной преступности в Российской Федерации» предложено рассмотреть вопрос
о создании (укреплении) в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы информационно-консультационных пунктов для оказания бесплатной юридической помощи лицам, отбывающим наказание. Одной из составляющих укрепления информационно-консультационных пунктов является повышение качества указанной помощи. В этих целях важно установление общих для всех субъектов оказания юридической помощи показателей, в соответствии с которыми в дальнейшем будет возможно проводить контроль качества. К сожалению, в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» какие-либо гарантии качества таких услуг отсутствуют. Вместе с тем необходимость обеспечения достаточно высокого уровня любого из видов предоставляемой юридической помощи подчеркивается многими авторами3.
Реализацию законодательства в сфере оказания бесплатной юридической помощи осужденным может обеспечить профессиональное юридическое сообщество, состоящее из сотрудников исправительных учреждений, имеющих, как правило, высшее юридическое образование, знающих свои права, обязанности, ориентирующихся в мире юридических явлений, способных находить законные, гуманные способы разрешения жизненных коллизий.
Основные требования к уровню юридической подготовки сотрудников определены Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовноисполнительной системы и Инструкцией о присвоении квалификационных категорий сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы4. Анализ этих документов показал, что состояние юридической квалификации сотрудника определяется с точки зрения наличия у него правовых знаний («сотрудникдол-жен знать») и правовых умений, навыков («сотрудник должен уметь»).
Мы полагаем, что требуется принципиаль -ное изменение подхода к оценке юридической подготовки сотрудника уголовно-исполнительной системы: от количественного измерения знаний и умений к качественной оценке с помощью компетентностного подхода. Необходимо совершенствовать процедуру оценки уровня подготовки сотрудников, внедрять новейшие методики, вырабатывать новые подходы к профессиональной переподготовкесотрудникауго-ловно-исполнительной системы с целью повышения эффективности его деятельности5.
Одной из особенностей обеспечения бесплатной юридической помощи осужденных является то, что ее могут оказывать не только сотрудники, имеющие высшее юридическое образование,
но и социальные работники, обладающие достойными юридическими знаниями. Последнее можно подтвердить примером подготовкитаких специалистов в Академии ФСИН России.
Рабочий учебный план подготовки специалистов по социальной работе включает в себя ряд дисциплин, направленных на формирование правового сознания специалиста и ориентирующих его в дальнейшем на оказание социально-правовой помощи населению. К таким дисциплинам в первую очередь относятся «Правоведение» и «Правовое обеспечение социальной работы». Курсанты изучают вопросы, связанные с гражданскими правоотношениями, государственными гарантиями социальной защиты интересов населения, охраной прав несовершеннолетних, лиц с особыми нуждами, пенсионеров; нормативноправовые документы, регулирующие государственные принципы и охрану прав населения на социальное обеспечение; правовые вопросы трудоустройства.
В рамках специальных дисциплин предусмотрены следующие курсы: «Занятость населения и ее регулирование» (рассматриваются правовые проблемы признания и социальной поддержки безработных граждан в России), «Уголовно-исполнительное право» (основной упор делается на изучение нормативно-правовой документации и реализацию правовых норм в практической деятельности).
Дисциплина «Социальная работа с осужденными в ИУ» рассматривает вопросы правовой помощи осужденным.
При изучении дисциплины «Социальная работа с сотрудниками УИС» наряду с получением знаний, связанных со спецификой работы социальных служб по разным направлениям жизнедеятельности сотрудников УИС, отрабатывается умение консультироватьпо социальноправовым вопросам.
1 См.: Бюллетень Европейского судапо правам человека. 2010. № 6.
2 См.: Постановление КонституционногоСудаРФ по делу о проверке конституционностиотдельных положений ч. 1, 2 ст. 118 УИК РФ в связи с жалобой З.Р. Шенгелая от 26 декабря 2003 г. № 20-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 2. Ст. 160.
3 См., напр.: Кудрявцев В. Л. Конституционноправовой институтквалифицированной юридической помощи в РоссийскойФедерации // Гос-во и право. 2008. № 2. С. 83-89; Кривоносова О.Ю. Конституционноеправо на бесплатную юридическуюпомощь в РоссийскойФедерации: дис. ... канд. юрид. наук М., 2007. С. 185-188.
4 См.: Об утвержденииИнструкции о порядке применения Положенияо службев органах внутреннихдел РоссийскойФедерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 6 июня 2005 г. № 76; Об утверждении Инструкции о присвоении квалификационных категорий со-трудникамучрежденийи органов уголовно-исполнительнойсистемы приказ Минюста России от5 сентября2006 г. № 283.
5 См.: Баранов П.П., Курбатов В.Ю. Юридическая психология учеб. пособие Ростов н/Д 2003. С. 142; Спицна-дель В.Б. Правовая культураруководителяпенитенциарногоучрежцения сущность, структураи влияние на про-фессиональнуюдеятельность(теоретико-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1996. С. 60; Аминов И.И. Правовое воспитание и правосознание // Вестн Моск. ун-та МВД России. 2007. № 1. С. 19-20 и др.
Права человека