Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ НИКОТИНСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ НИКОТИНСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
лица / лишенные свободы / никотинсодержащая продукция / учреждения УИС / ограниченная правоспособность / обязанность заботиться о со-хранении своего здоровья / умышленное причинение вреда своему здоровью / позитив-ные и негативные стимулы / уклонение от обязательного лечения / persons deprived of liberty / nicotine-containing products / penitentiaries / limited legal capacity / duty of care to preserve your health / prohibition to intentionally harm their health / positive and negative incentives / avoidance of mandatory treatment

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрей Анатольевич Павленко, Михаил Иванович Кузнецов

В работе проведено комплексное исследование системы противодействия по-требления табака в местах лишения свободы посредством индуктивного анализа основных направлений этой системы — правового, медицинского, организационного и психолого-педагогического. Выявлены пробелы правового регулирования рассматри-ваемой сферы, обусловленные, во-первых, отсутствием санкций за неисполнение обя-занности как всех граждан РФ заботиться о сохранении своего здоровья, так и спе-циальной обязанности осужденных в виде запрета умышленно причинять вред свое-му здоровью, и, во-вторых, отсутствием нормативно запрещенного перечня ухуд-шающих здоровье действий, в число которых, бесспорно, входит и табакокурение. Пользуясь указанными пробелами, часть осужденных умышленно стремится ухуд-шить свое здоровье с целью получения в ближайшей перспективе различных префе-ренций, вплоть до освобождения по болезни. Рассматривается зарубежный опыт запрета курения в тюрьмах. Предлагается распространить полный запрет курения, применяемый в настоя-щее время только к осужденным, водворенным в ШИЗО (ДИЗО), в качестве нега-тивного стимула, на всех осужденных, переведенных в помещения для дисциплинар-ной изоляции (ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры). Также целесообразно нормативно определить и позитивные стимулы, как для некурящих осужденных, так и для лиц, отказавшихся от этой привычки, по примеру оценки участия осужденных в воспи-тательных мероприятиях (ч. 2 ст. 109 УИК РФ). Обосновывается возможность признания потребления табака для осужденных с установленным диагнозом «тубер-кулез легких», для которых особенно нагляден и достоверно научно подтвержден вред этой привычки, уклонением от обязательного лечения (ч. 1 ст. 116 УИК РФ). В результате анализа психолого-педагогических мер, применяемых в учреждени-ях УИС для ограничения потребления никотинсодержащей продукции, выявлен по-ложительный опыт отдельных регионов в этой сфере, и формулируются предложе-ния по совершенствованию данной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андрей Анатольевич Павленко, Михаил Иванович Кузнецов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF LIMITING THE CONSUMPTION OF NICOTINE-CONTAINING PRODUCTS IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS

The paper identifies the main directions of countering tobacco consumption in the insti-tutions of the penitentiary system — legal, medical, organizational, psychological and ped-agogical, and, in accordance with them, a comprehensive study of this problem was con-ducted. Gaps in the legal regulation of the sphere under consideration have been identified, due, firstly, to the absence of sanctions for non-fulfillment of the duty of both all citizens of the Russian Federation to take care of their health, and the special duty of convicts in the form of a ban on intentionally harming their health, and, secondly, the absence of a legally prohibited list of health-degrading actions, including, undoubtedly, tobacco smoking. Tak-ing advantage of these gaps, some of the convicts deliberately seek to worsen their health in order to obtain various preferences in the near future, up to release from imprisonment due to illness. The foreign experience of banning smoking in prisons is considered. It is proposed to extend the complete smoking ban, currently applied only to convicts placed in a punishment cell (disciplinary detention center), as a negative incentive, to all convicts transferred to premises for disciplinary isolation (chamber-type room, solitary cells). It is also advisable to define positive incentives both for non-smoking convicts and for persons who have abandoned this habit, following the example of assessing the participa-tion of convicts in educational activities (Part 2 of Article 109 of the Criminal Code of the Russian Federation). The article substantiates the possibility of recognizing tobacco con-sumption for convicts with a diagnosis of pulmonary tuberculosis, for whom the harm of this habit is especially evident and reliably scientifically confirmed, as avoiding mandatory treatment (Part 1 of Article 116 of the Penal Code of the Russian Federation). As a result of the analysis of psychological and pedagogical measures used in the insti-tutions of the penal system to limit the consumption of nicotine-containing products, the positive experience of several regions in this area has been identified, and proposals for im-proving this work are formulated.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ НИКОТИНСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

УДК 343.822

https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/4(57)/73-87

А. А. Павленко, М. И. Кузнецов

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ НИКОТИНСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

В работе проведено комплексное исследование системы противодействия потребления табака в местах лишения свободы посредством индуктивного анализа основных направлений этой системы — правового, медицинского, организационного и психолого-педагогического. Выявлены пробелы правового регулирования рассматриваемой сферы, обусловленные, во-первых, отсутствием санкций за неисполнение обязанности как всех граждан РФ заботиться о сохранении своего здоровья, так и специальной обязанности осужденных в виде запрета умышленно причинять вред своему здоровью, и, во-вторых, отсутствием нормативно запрещенного перечня ухудшающих здоровье действий, в число которых, бесспорно, входит и табакокурение. Пользуясь указанными пробелами, часть осужденных умышленно стремится ухудшить свое здоровье с целью получения в ближайшей перспективе различных преференций, вплоть до освобождения по болезни. Рассматривается зарубежный опыт запрета курения в тюрьмах.

Предлагается распространить полный запрет курения, применяемый в настоящее время только к осужденным, водворенным в ШИЗО (ДИЗО), в качестве негативного стимула, на всех осужденных, переведенных в помещения для дисциплинарной изоляции (ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры). Также целесообразно нормативно определить и позитивные стимулы, как для некурящих осужденных, так и для лиц, отказавшихся от этой привычки, по примеру оценки участия осужденных в воспитательных мероприятиях (ч. 2 ст. 109 УИК РФ). Обосновывается возможность признания потребления табака для осужденных с установленным диагнозом «туберкулез легких», для которых особенно нагляден и достоверно научно подтвержден вред этой привычки, уклонением от обязательного лечения (ч. 1 ст. 116 УИК РФ).

В результате анализа психолого-педагогических мер, применяемых в учреждениях УИС для ограничения потребления никотинсодержащей продукции, выявлен положительный опыт отдельных регионов в этой сфере, и формулируются предложения по совершенствованию данной работы.

Ключевые слова: лица, лишенные свободы; никотинсодержащая продукция; учреждения УИС; ограниченная правоспособность; обязанность заботиться о сохранении своего здоровья; умышленное причинение вреда своему здоровью; позитивные и негативные стимулы; уклонение от обязательного лечения.

Для цитирования: Павленко А. А., Кузнецов М. И. Организационно-правовые аспекты ограничения потребления никотинсодержащей продукции в местах лишения

© Павленко А. А., Кузнецов М. И., 2023 © Pavlenko A. A., Kuznetsov M. I., 2023

свободы // Вестник Кузбасского института. 2023. № 4 (57). С. 73-87. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/4(57)/73-87.

A. A. Pavlenko, M. I. Kuznetsov

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF LIMITING THE CONSUMPTION OF NICOTINE-CONTAINING PRODUCTS IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS

The paper identifies the main directions of countering tobacco consumption in the institutions of the penitentiary system — legal, medical, organizational, psychological and pedagogical, and, in accordance with them, a comprehensive study of this problem was conducted. Gaps in the legal regulation of the sphere under consideration have been identified, due, firstly, to the absence of sanctions for non-fulfillment of the duty of both all citizens of the Russian Federation to take care of their health, and the special duty of convicts in the form of a ban on intentionally harming their health, and, secondly, the absence of a legally prohibited list of health-degrading actions, including, undoubtedly, tobacco smoking. Taking advantage of these gaps, some of the convicts deliberately seek to worsen their health in order to obtain various preferences in the near future, up to release from imprisonment due to illness. The foreign experience of banning smoking in prisons is considered.

It is proposed to extend the complete smoking ban, currently applied only to convicts placed in a punishment cell (disciplinary detention center), as a negative incentive, to all convicts transferred to premises for disciplinary isolation (chamber-type room, solitary cells). It is also advisable to define positive incentives both for non-smoking convicts and for persons who have abandoned this habit, following the example of assessing the participation of convicts in educational activities (Part 2 of Article 109 of the Criminal Code of the Russian Federation). The article substantiates the possibility of recognizing tobacco consumption for convicts with a diagnosis ofpulmonary tuberculosis, for whom the harm of this habit is especially evident and reliably scientifically confirmed, as avoiding mandatory treatment (Part 1 of Article 116 of the Penal Code of the Russian Federation).

As a result of the analysis ofpsychological and pedagogical measures used in the institutions of the penal system to limit the consumption of nicotine-containing products, the positive experience of several regions in this area has been identified, and proposals for improving this work are formulated.

Keywords: persons deprived of liberty; nicotine-containing products; penitentiaries; limited legal capacity; duty of care to preserve your health; prohibition to intentionally harm their health; positive and negative incentives; avoidance of mandatory treatment.

For citation: Pavlenko A. A., Kuznetsov M. I. Organizational and legal aspects of limiting the consumption of nicotine-containing products in correctional institutions. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2023, no. 4 (57), p. 73-87. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/4(57)/73-87.

По данным Всемирной организации здравоохранения (далее — ВОЗ), употребление табака является одной из самых значительных угроз для здоровья человека, когда-либо возникавших в мире. По оценкам ВОЗ, потребление табака ежегодно приводит почти к 7 млн случаев смерти, из которых более 6 млн случаев происходит среди потребителей и бывших потребителей табака и более 890 тыс. случаев — среди некурящих людей, подвергающихся воздействию вторичного табачного дыма. Потребление табака представляет существенную угрозу для здоровья граждан Российской Федерации и влечет за собой негативные медицинские, демографические и другие социально-экономические последствия [4], что послужило основанием подготовки Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсо-держащей продукции в РФ на период до 2035 г. и дальнейшую перспективу (утв. распоряжением Правительства РФ от 18.11.2019 № 2732-р). В связи с этим необходима постоянная работа со всеми гражданами нашей страны по профилактике и искоренению этой опасной зависимости, в том числе находящимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее — УИС).

Главной целью такой работы, согласно Плану мероприятий по реализации указанной Концепции, является организационно-правовая регламентация противодействия потреблению табака, формирование негативного отношения к этой вредной привычке, снижение риска развития заболеваний, связанных с потреблением табака, а также антитабачная пропаганда (утв. распоряжением Правительства РФ от 30.04.2021 № 1151-р).

сить курить легко. Я сам бросал раз сто.

(Марк Твен)

В связи с масштабом заявленной проблемы в представленной работе применен комплексный подход, основанный на выделение основных направлений исследования, к которым относятся правовое, медицинское, организационное и психолого-педагогическое. Он обусловлен необходимостью определения мер организационно-правового характера по снижению табакокурения в местах лишения свободы.

Источниками правового регулирования профилактики табакокурения в учреждениях УИС являются общие нормы, распространяющие свое действие на всех участников профилактики табакокурения, и специальные правовые нормы, имеющие специального адресата — в нашем случае лиц, содержащихся в учреждениях УИС России.

Общие нормы, регулирующие вопросы ответственности всех граждан за сохранение своего здоровья, на состояние которого, бесспорно, отрицательно воздействует курение, нашли свое отражение в отраслевом здравоохранительном законодательстве.

Так, ч. 1 ст. 27 «Обязанности граждан в сфере охраны здоровья» Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 323-ФЗ) закрепляет общую обязанность гражданина заботиться о сохранении своего здоровья. Однако санкций за неисполнение этой обязанности нет и, по нашему мнению, быть не может, в связи с чем эта норма носит декларативный характер, поскольку никто не может заставить человека заботиться о своем здоровье помимо его желания. Формально-юридически отсутствие санкции рассматриваемой нормы исключает необходимость понести ответственность

за неисполнение установленных требований, и de jure означает и отсутствие самой обязанности. Мы поддерживаем позицию М. В. Преснякова, утверждающего, что данная норма закрепляет преимущественно так называемую позитивную ответственность гражданина за свое здоровье [8].

Таким образом, положения ч. 1 ст. 27 Закона № 323-ФЗ порождают юридическую неопределенность, которая может быть преодолена только разработкой нормативно закрепленного исчерпывающего перечня мер по сохранению и укреплению здоровья, однозначно включающего и отказ от курения. Отсутствие же самого обозначенного Перечня является, по обоснованному, на наш взгляд, мнению С. Н. Шишкова и С. В. Полубинской, «фактической» (медицинской) неопределенностью [16]. Более того, представляется убедительной критика рассматриваемых норм А. А. Старченко, утверждающего, что «возложение обязательств такого широкого, неконкретного рода опасно, так как всегда может быть использовано против пациента... В целом статья "Обязанности граждан в сфере охраны здоровья" не проработана, вредна, так как содержит массу неопределенностей, умаляет права граждан» [14].

Вместе с тем необходимо отметить, что в научных публикациях присутствует и прямо противоположный подход, представители которого, например, Н. Н. Седова [11] и Е. С. Салыгина [10], призывают конкретизировать санкцию ст. 27 Закона № 323-ФЗ, предусмотрев различные меры ответственности за неисполнение обязанности заботиться о своем здоровье.

Еще дальше пошли О. О. Салагай и К. В. Сошкина, заявляющие, что «применение данной нормы целесообразно расширять, формируя адекватные право-

вые институты, позволяющие эффективно мотивировать граждан к здоровьесбе-регающему поведению» [9].

Эта тема вновь привлекла общественное внимание в связи с принятием в 2020 г. поправок к Конституции РФ, в соответствии с которыми п. «ж» ст. 72 Конституции РФ был дополнен положением о том, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится координация вопросов здравоохранения, в том числе «формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью».

Мы полагаем, что в данной поправке к Конституции РФ речь идет не о здоровье гражданина как индивида, а о здоровье населения как социально-статистической категории («социальный ресурс»), имеющей экономическую ценность и в какой-то мере ограничивающей права и свободы индивида [3]. В таком качестве вызывает вопросы и правомерность полноценного юридического закрепления обязанности граждан заботиться о своем здоровье. В этой связи весьма нам представляется совершенно справедливой, хотя и весьма категоричной, точка зрения М. В. Преснякова: «Закрепление подобной обязанности в отношении всех граждан государства антиконституционно и свидетельствует об "инструментальном" восприятии человека как своего рода социального орудия труда» [8].

Специальные нормы противодействию потребления табака в местах лишения свободы основываются на правовом статусе осужденного к лишению свободы, специфика которого сформулирована в ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ): «При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, уста-

новленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом». Таким образом, осужденные являются субъектами с ограниченной правоспобностью, в том числе и применительно к их праву в полном объеме распоряжаться своим здоровьем. Указанное, по нашему мнению, может служить основанием запрета для осужденных действий, ухудшающих их собственное здоровье, в число которых входит и курение табака.

В этой связи необходимо учитывать, что определенный уровень состояния здоровья осужденного является критерием пригодности для отбывания им наказания в виде лишения свободы. Контроль за обозначенным уровнем здоровья возложен в первую очередь на медицинских работников УИС, деятельность которых и определяет реализацию медицинского направления антитабачных мер.

Ухудшение психического или соматического здоровья субъекта ниже установленных требований способно повлечь за собой признание осужденного инвалидом с установлением группы инвалидности и назначением соответствующей пенсии, либо его освобождение от дальнейшего отбывания наказания в связи с болезнью (ст. 81 Уголовного кодекса Российской Федерации), к чему часть осужденных открыто стремится. Вместе с тем, формально даже «негативное отношение осужденного к своему здоровью не исключает значение болезни как обстоятельства, способного вызывать смягчение или прекращение уголовной ответственности», на что аргументировано указывал А. П. Фильченко [17].

В первую очередь это относится к осужденным, больным туберкулезом

легких, вред курения для которых особенно нагляден и достоверно научно подтвержден. Так, по результатам исследования, проведенного сотрудниками ФГБНУ «Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза», было количественно доказано, что «табакокурение является значимым фактором, ассоциированным с распространенными клиническими формами туберкулеза легких и тяжелым течением заболевания. Статистически значимо табакокурение связано с фиброзно-кавернозной и другими распространенными формами туберкулеза легких, наличием бактериовыделения, которые встречаются у курящих больных соответственно в 5, 6,5 и 3,5 раза чаще по сравнению с некурящими. Доказано, что у курящих пациентов статистически значимо в 3 раза чаще присутствуют сопутствующие заболевания, что может являться причиной более тяжелого течения туберкулеза легких и затрудняет лечение» [19].

Однако, несмотря на вышеизложенное, в уголовно-исполнительном законодательстве РФ не получила свое развитие обязанность осужденных заботиться о своем здоровье, исключив деструктивные для него (здоровья) виды поведения, и, соответственно, отсутствует прямой запрет табакокурения. Расширительное толкование норм, регулирующих порядок и условия исполнения лишения свобод, позволяет косвенно отнести к антитабачным нормам п. 12.31 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (утверждены приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110, далее — ПВР ИУ), положения которого запрещают осужденным умышленно причинять вред своему здоровью. Как уже отмечалось, курение de facto разрушает организм человека, но de jure не относится к правонаруша-ющему поведению.

В этой связи мы не можем согласиться с С. Х. Шамсуновым и Е. В. Иль-инцевым [20], утверждающими, что если в «"гражданском здравоохранении" декларированная норма закона (ч. 1 ст. 27 Закона 323-ФЗ) фактически не подкреплена административными актами, то в УИС имеется возможность обязать лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, заботиться о состоянии своего здоровья». Любое ограничение прав осужденных должно основываться на положениях федеральных законов, которые в настоящее время подобных норм не содержат.

Основные организационные меры по снижению вреда от табакокурения регулируются Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Закон № 15-ФЗ). Прежде всего это касается положений ст. 12 данного Закона, в которой содержится перечень отдельных территорий, помещений и объектов, на которых установлен запрет курения табака или потребления никотинсодержащей продукции. Применительно к учреждениям УИС к таковым относятся территории и помещения, предназначенные для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг (п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона № 15-ФЗ), в помещения, предназначенные для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания (п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона № 15-ФЗ), а также рабочие места и рабочие зоны, организованные в помещениях (п. 9 ч. 1 ст. 12 Закона № 15-ФЗ).

Правомерность запрета курения в медучреждениях УИС подтверждена судебной практикой. Так, осужденный обратился в суд с требованием о призна-

нии незаконными действий, выразившихся в запрете курения табака на территории больницы исправительной колонии ГУФСИН России по Пермскому краю, включающего в себя как изъятие табачных изделий из посылок и передач, так и невозможность их приобретения. Судом было отказано в удовлетворении жалобы (кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.02.2023 № 88а-2436/2023, 88а-22759/2022 по делу № 2а-751/2022).

Запрет курения в помещениях, предназначенных для предоставления услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, реализован в ПВР ИУ применительно к содержанию в помещениях для дисциплинарной изоляции осужденных. Так, нормами п. 573 Правил курение осужденным к лишению свободы, водворенным в дисциплинарный изолятор и штрафной изолятор, запрещено. Законность данного нормативного требования подтверждена определением Верховного Суда РФ от 24.11.2009 № КАС09-542. Осужденным, к которым применены более мягкие меры взыскания (перевод в помещение камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночные камеры), курение разрешается в период прогулки, предусмотренной распорядком дня. Сигареты (табачные изделия, предназначенные для курения) и спички осужденных хранятся в их личных вещах, сданных на хранение администрации исправительного учреждения (далее — ИУ), и выдаются по их просьбе только на время прогулки, после окончания которой они снова сдаются.

Ч. 4 ст. 12 Закона № 15-ФЗ регламентирует защиту от воздействия окружающего табачного дыма лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных

местах принудительного содержания или отбывающих наказание в ИУ.

В ИУ организуются места для курения на открытом воздухе, обозначенные табличками в соответствии с ч. 3 и 5 ст. 12 Закона № 15-ФЗ.

Вышеперечисленные меры по ограничению курения в учреждениях УИС выглядят крайне щадящими при их сравнении с международной пенитенциарной практикой. Так, курение в тюрьмах полностью запрещено в Канаде, Великобритании, Новой Зеландии и Австралии [12]. В штате Техас (США), где также полностью запрещено курение в тюрьмах, заключенные, испытывающие физические страдания от такого запрета, имеют возможность обратиться к врачу, который может назначить им применение никотинового пластыря с определенной периодичностью. При этом субъективное мнение осужденного о длительности и частоте применения данного средства не учитывается — врач сам определяет режим лечения [22].

Следует отметить, что значительная часть осужденных относится к социально уязвимым группам населения, страдают различными заболеваниями, прежде всего социально значимыми. Многие из них до помещения под стражу вели асоциальный образ жизни, не следили за своим здоровьем или лечились бессистемно, употребляли наркотиками и злоупотребляли алкоголем, одновременно находясь вне поля зрения общественного здравоохранения и социальных служб.

Статистика свидетельствуют, что число курильщиков пополняется в основном за счет подростков и молодежи [18]. Поэтому очень важно соблюдать принцип опережающего санитарно-просветительного воздействия, учитывая, что периодом массового приобщения к курению является подростковый возраст. Меры, направленные на сниже-

ние потребления табака, следует предпринимать в первую очередь к этой категории: например, рассказывать об известных ученых, артистах, писателях, спортсменах и др., которые никогда не курили, а курящие нашли в себе силу воли, чтобы покончить с потреблением изделий, содержащих никотин и смолы [5].

Наши наблюдения показывают, что определенная часть лиц до ареста или осуждения не употребляла табак, однако после помещения в условия изоляции заражается этом пагубной привычкой из-за переизбытка свободного времени, невозможностью занять себя привычной деятельностью, переживаемым стрессом, окружающей средой и пр. Особенно это характерно при нахождении в следственном изоляторе (далее — СИЗО). Не случайно даже некурящие осужденные просят в передах и посылках отправлять им табачные изделия как некий эквивалент «тюремной валюты».

В целях обеспечения защиты лиц, находящихся в учреждениях УИС, от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, организуется, как правило, раздельное содержание в СИЗО, помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов (далее — ПФРСИ) и тюрьмах курящих подозреваемых, обвиняемых и осужденных от некурящих в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В случае невозможности такого размещения определяются места для курения в санузлах, оборудованных вентиляцией. На двери камер наносятся обозначения, позволяющие визуально определять, для какой категории лиц они предназначены.

Информация о вреде потребления табака, а также об ответственности за

нарушения Закона № 15-ФЗ, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, размещаются на информационных стендах во всех помещениях для ожидания граждан, проведения краткосрочных и длительных свиданий, следственных кабинетах, карантинных и сборных отделениях, камерах, в том числе для временного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, контрольно-пропускном пункте по пропуску людей.

Среди вновь прибывших в учреждения выявляются курящие, делаются соответствующие отметки на их камерных карточках. Медицинскими работниками учреждений в обязательном порядке проводится профилактическая работа о вреде курения табака с лицами, содержащимися под стражей, в особенности с вновь прибывшими в учреждение и несовершеннолетними, с обязательной отметкой в карточке размещения и медицинской карте [5].

Заметим, что в настоящее время в СИЗО (ПФРСИ) и тюрьмах проводится мониторинг профилактики потребления табака. В ходе его ведется учет лиц, курящих и некурящих (поступивших и содержащихся в учреждении), количество вновь вовлеченных в потребление табака, отказавшихся от вредной привычки.

Для несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях (далее — ВК), обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма. С целью охраны их здоровья в соответствии с нормами ст. 20 Закона № 15 -ФЗ им запрещена продажа табачной продукции в магазинах ВК, а также передача табачных изделий или табачной продукции любым способом. Кроме того, родственники несовершеннолетних и иные лица, приобретающие для них продукты пита-

ния в магазинах учреждений, знакомятся под подпись об ответственности за нарушение требований упомянутого федерального закона [5].

Как свидетельствует опыт территориальных органов ФСИН России и учреждений УИС, определенную часть осужденных удается вовлечь в преодоление вредной привычки посредством участия в акции «День отказа от курения», проводящейся 31 мая (Всемирный день отказа от курения) и третий четверг ноября (Международный день отказа от курения). В эти дни осужденным читают лекции о вреде курения, познавательные беседы, проводятся конкурсы на лучшую стенгазету против этой вредной привычки, организуются спортивные мероприятия, также в клубах учреждений транслируются документальные фильмы о вреде и последствиях курения, раздаются листовки с призывом отказаться от курения и вести здоровый образ жизни.

Вместе с тем следует признать, что мероприятия по ограничению потребления никотинсодержащей продукции в ИУ носят характер неких «кампаний», реализуемых в основном накануне определенных дат, либо по указанию вышестоящих инстанций, или является реакцией на предписания контролирующих и надзирающих органов. Как показывает анализ деятельности ИУ, принимаемые ныне меры не могут в полном объеме обеспечить защиту от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Поэтому необходимо принятие дополнительных мер организационно-правового и психолого-педагогического характера по стимулированию отказа от табака в учреждениях УИС. При этом необходим комплекс мер, направленных на снижение негативного влияния табачного дыма и потребления табака. К таковым

можно отнести:

- полную изоляцию некурящих подозреваемых, обвиняемых и осужденных от курящих;

- с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, употребляющими табачные изделия, перед помещением в СИЗО проводить комплекс мероприятий, направленный на отказ от вредной привычки. К данной работе привлекать психологов и клинических психологов ИУ, социальных педагогов, детских врачей, наркологов, представителей общественных организаций и религиозных конфессий;

- предлагать курящим гражданам по прибытии в учреждения УИС на добровольной основе проходить лечение от табачной зависимости;

- полный отказ от курения считать положительным критерием оценки поведения подозреваемого, обвиняемого и осужденного;

- информацию о пагубных последствиях курения регулярно доводить до сведения осужденных на занятиях по социально-правовой подготовке.

Здесь также уместно привести мнение Л. Ф. Пертли, которая в 2014 г. провела исследование влияния табачного дыма на некурящих граждан, содержащихся в местах лишения свободы России и некоторых иностранных государств [7]. Мы поддерживаем ряд предложений данного автора, в частности, ее системный вывод о том, что «наилучшей защитой от табачного дыма является ограничение курения внутри помещений учреждений УИС либо устранение источника загрязнений табачным дымом путем введения полного запрета на табакокурение». Также заслуживают внимания предложения Л. Ф. Пертли о законодательном закреплении права некурящего осужденного требовать размещения в камере для некурящих и приме-

нение мер поощрения за отказ от курения.

Вместе с тем, дальнейшие предложения рассматриваемого исследования нивелируют, на наш взгляд, основной вывод автора о полном запрете табакокурения в местах лишения свободы, и направлены, в первую очередь, на обеспечение прав потребителей никотинсо-держащей продукции, зачастую за счет некурящих. В частности, Л. Ф. Пертли предлагает оборудование мест лишения свободы техническими средствами снижения концентрации табачного дыма — вытесняющей вентиляции с большой кратностью воздухообмена и очистителей воздуха и выделение отдельных зон и помещений для курящих подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся под стражей. Реализация этого предложения возлагает на администрацию учреждений значительные финансовые обязательства перед лицами с деструктивной саморазрушающей моделью поведения и нарушает как общее право некурящих на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), так и специальное право граждан РФ на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма, веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции, и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции (п. 1) ч. 1 ст. 9 Закона 15-ФЗ). Кроме того, Л. Ф. Пертли предлагает рассмотреть вопрос о законодательном закреплении возможности курить в камере в качестве меры поощрения. Полагаем предоставление этой возможности схожим с предоставлением метадона наркоманам.

Анализ организационных мер в сфере ограничения потребления табака приводит к очевидному выводу о том, что назрела необходимость и в специальной

подготовке к данной деятельности и сотрудников ИУ. В первую очередь, персоналу пенитенциарных учреждений на собственном личном примере необходимо показывать отбывающим наказание отказ от этой вредной привычки.

Представляется целесообразным включить изучение мер профилактики табакокурения в рабочие учебные программы учебных дисциплин «Уголовно-исполнительное право», «Пенитенциарная психология», «Пенитенциарная педагогика» и др., изучаемых в образовательных организациях ФСИН России. Кроме того, необходимо предусмотреть изучение методов и методик сокращения потребления табака и иной никотинсо-держащей продукции в рамках дополнительного профессионального образования [13].

По нашему мнению, в рассматриваемую работу необходимо шире и активнее вовлекать священнослужителей различных религиозных конфессий, официально взаимодействующих с уголовно-исполнительной системой нашей страны.

Не в полной мере привлечены к рассматриваемому виду деятельности и сотрудники психологических лабораторий ИУ. Широкую перспективу в реализации такой деятельности дает получение пенитенциарными психологами дополнительной профессиональной специализации «Клиническая психология».

В разъяснительной работе с курящими осужденными необходимо подчеркивать и негативный экономический аспект. Как свидетельствуют исследования, в течение суток среднестатистический курильщик употребляет около пачки табачных изделий (примерно 18-20 штук). При средней розничной стоимости самых дешевых сигарет с фильтром в размере 95-115 руб. [15] за год такой осужденный тратит «на курево» более

37000 руб., что является дополнительным бременем его личного бюджета, а также затрат его родственников.

Отказ от курения осужденными и сотрудниками является весьма эффективным средством в рамках противопожарных мероприятий на территории ИУ, а также позволит значительно снизить количество дисциплинарных взысканий, налагаемых на осужденных за нарушение правил внутреннего распорядка и мер пожарной безопасности [2].

Требует правового определения регламентация курения при реализации осужденными законного права на длительные свидания с родственниками и иными лицами. Вместе с тем необходимо отметить, что решением Таштаголь-ского городского суда (Кемеровская область — Кузбасс) № 2-975/2015 2-975/2015~М-799/2015 М-799/2015 от 18.06.2015 по делу № 2-975/2015 запрет курения в комнатах длительных и краткосрочных свиданий был признан правомерным.

Представляется целесообразным в местах пребывания осужденных в обязательном порядке в соответствии с нормативными документами размещать знаки пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено» [2].

Как было отмечено выше, эффективную профилактику табакокурения в учреждениях УИС затрудняет отсутствие полноценной правовой базы. В этой связи предлагаем поэтапное совершенствование правового регулирования. На первом этапе целесообразно закрепить в ПВР ИУ запрет курения во всех помещениях для дисциплинарной изоляции осужденных — ПКТ, ЕПКТ и одиночных камерах. Данные меры будут выступать как дополнительный негативный стимул, удерживающий осужденных от соответствующих правонаруше-

ний. Подобные полномочия предоставлены Минюсту России нормами ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Также следует нормативно определить позитивные стимулы [6] как для некурящих осужденных, так и для отказавшихся от употребления табака, по примеру оценки участия осужденных в воспитательных мероприятиях (ч. 2 ст. 109 УИК РФ), учитываемой при определении степени их исправления, а также применения к ним мер поощрения.

На втором этапе полагаем целесообразным разработку представителями Минздрава России и Минюста России нормативного перечня запрещенных (деструктивных) действий осужденных, ухудшающих состояние их здоровья, в который обязательно должно быть включено и потребление никотинсоде-жащей продукции.

В качестве ориентира предлагаем опираться на нормы Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», предусматривающие жесткие меры принуждения для обычных граждан, не находящихся в местах лишения свободы. Эти меры предполагают принудительную госпитализацию на основании решения суда больных заразными формами туберкулеза, лиц, неоднократно нарушающих сани-тарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющихся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза, в медицинские противотуберкулезные орга-

низации для обязательных обследования и лечения в стационарных условиях.

В этой связи предлагаем считать курение осужденных с установленным диагнозом «туберкулез легких» нарушением их обязанности соблюдать режим лечения, закрепленной в ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации». Соответственно, необходимо предусмотреть и ответственность за указанное нарушение. Как вариант — считать курение уклонением от обязательного лечения, назначенного медицинской комиссией учреждения, исполняющего наказания (ч. 3 ст. 18 УИК РФ). В этом случае курение будет отнесено к злостным нарушениям режима отбывания наказания (ч. 1 ст. 116 УИК РФ).

Вместе с тем важно отметить, что указанные меры необходимо проводить постепенно, исключая по возможности негативные последствия ограничения табакокурения, отмеченные в зарубежных государствах [21].

В заключение следует подчеркнуть, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является одной из задач, стоящей перед ФСИН России. Системный подход при реализации мероприятий, направленных на ограничения потребления никотинсо-держащей продукции в ИУ, предотвращение воздействия окружающего табачного дыма, непрерывность и последовательность их реализации обеспечит соблюдение конституционных прав лиц, содержащихся под стражей.

Литература

1. Васильева, Э. А. Проблемы курения в XXI веке // 90 лет на страже здоровья: достижения и перспективы : материалы Республиканской междисциплинарной

научно-практической конференции. — Чебоксары : Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, 2020. — С. 18-21.

2. Громов, М. А., Ильина, А. В. Пожарная безопасность в исправительных колониях и следственных изоляторах УИС: нормативно-правовое регулирование и противопожарные мероприятия // Человек: преступление и наказание. — 2021. — Т. 29.

— № 4. — С. 566-569.

3. Егорова, Т. И. Некоторые вопросы ограничения правового статуса личности в современном обществе // Актуальные проблемы российского права. — 2016. — № 9. — С. 20-24.

4. Кузнецова, П. О. Демографические и экономические последствия эпидемии курения в России // Профилактическая медицина. — 2020; 23(6): Вып. 1: 43-49. URL: https://doi.org/10.17116/profmed20202306143 (дата обращения: 26.08.2023).

5. Методические рекомендации по профилактике табакокурения в учреждениях уголовно-исполнительной системы. — Москва : ФСИН России, 2017 // Документ опубликован не был.

6. Павленко, А. А., Яворская, В. П. Участие в медицинской реабилитации как позитивный стимул для осужденных, страдающих социально значимыми заболеваниями // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. — 2021. — № 1 (27). — С. 110-114.

7. Пертли, Л. Ф. Организационно-правовое регулирование ограничения негативного влияния табачного дыма на некурящих граждан, содержащихся в местах лишения свободы России и некоторых иностранных государств // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2014. — № 6. — С. 32-36.

8. Пресняков, М. В. Обязанность граждан заботиться о своем здоровье: можно ли заставить человека быть здоровым? // Актуальные проблемы российского права.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— 2022. — № 10. — С. 24-33.

9. Салагай, О. О., Сошкина, К. В. Концепция личной ответственности за сохранение здоровья: правовой аспект // Журнал российского права. — 2020. — № 8. — С. 94-104.

10. Салыгина, Е. С. Юридическое сопровождение деятельности частной медицинской организации. — Москва : Статут, 2013. — 192 с.

11. Седова, Н. Н. Кому помешали этические комитеты? // Медицинское право. — 2012. — № 1. — С. 6-10.

12. Скоро заключенным будет полностью запрещено курить // Преступление и наказание. — 2015. — № 12. — С. 66-67.

13. Соколов, Ю. Как отказаться от курения. — Санкт-Петербург : ИК «Комплект», 1997. — 221 с.

14. Старченко, А. А. Оценка проекта закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Менеджер здравоохранения. — 2010. — № 11.

15. ТОП-15 самых дешевых марок сигарет 2023 года // Информационный ресурс: строительство, ремонт, дом, быт, уют. — URL: https://domstrousam.ru/ %F0 %9F %9A %A9-samye-deshevye-sigarety/ (дата обращения: 26.08.2023).

16. Шишков, С. Н., Полубинская, С. В. Забота о сохранении своего здоровья как юридическая обязанность // Государство и право. — 2020. — № 10. — С. 81-89.

17. Фильченко, А. П. Отношение осужденного к своему здоровью как критерий исправления: за или против? // Адвокат. — 2013. — № 9. — С. 39-43.

18. Черногор, Ю. В. Формирование культуры здорового образа жизни старшеклассников в условиях современной школы // Право и образование. — 2017. — № 9. — С. 143-149.

19. Чумоватов, Н. В., Антонов, Н. С., Сахарова, Г М., Романов, В. В., Эргешов, А. Э. Количественная оценка связи табакокурения и туберкулеза легких // Профилактическая медицина. — 2022. — № 25 (1). — С. 48-53. URL: https://doi.org/10.17116/profmed20222501148 (дата обращения: 26.08.2023).

20. Шамсунов, С. Х., Ильинцев, Е. В. К вопросу формирования здорового образа жизни в местах лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2020. — № 1. — С. 19-21.

21. Экономика тюрем: плата сигаретами, сладостями и «точками» // Право.ru: Законодательство, судебная система, новости и аналитика. — URL: https://pravo.ru/story/214286/ (дата обращения: 26.08.2023).

22. Texas Administrative Code (Last Updated: June 28, 2023). Section 151.25. Tobacco and Vapor Products // http://txrules.elaws.us/rule/ title37_chapter151_sec.151.25. (дата обращения: 26.08.2023).

References

1. Vasil'eva E. A. Problemy kureniya v XXI veke [Problems of smoking in the XXI century]. In: 90 let na strazhe zdorov'ya: dostizheniya i perspektivy : materialy Respu-blikanskoj mezhdisciplinarnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, C^boksary: Cнuvashskij gosudarstvennyj universitet imeni I. N. Ul'yanova [90 years on the guard of health: achievements and prospects : materials of the Republican interdisciplinary scientific and practical Conference, Cheboksary: I.N. Ulyanov Chuvash State University], 2020, pp. 18-21.

2. Gromov M. A., Il'ina A. V. Sostoyanie pozharnoj bezopasnosti v ugolovno- ispolni-tel'noj sisteme i faktory, vliyayushchie na nee [The state of fire security in the penal system and the factors affecting it]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie. [Man: Crime and Punishment], 2012, no. 1 (76), pp. 20-23.

3. Egorova T. I. Nekotorye voprosy ogranicheniya pravovogo statusa lichnosti v sov-remennom obshchestve [Some issues of limiting the legal status of an individual in modern society]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava [Actual problems of Russian Law], 2016, no. 9, p. 20-24.

4. Kuznecova P. O. Demograficheskie i ekonomicheskie posledstviya epidemii kureniya v Rossii [Demographic and economic consequences of the epidemic of smoking in Russia]. Profilakticheskaya medicina [Preventive medicine], 2020; 23(6): URL: https://doi .org/10.17116/profmed20202306143.

5. Metodicheskie rekomendacii po profilaktike tabakokureniya v uchrezhdeniyah ugolov-no-ispolnitel'noj sistemy [Methodological recommendations for the prevention of tobacco smoking in institutions of the penal system]. Moscow, FPS of Russia, 2017.

6. Pavlenko A. A., Yavorskaya V. P. Uchastie v medicinskoj reabilitacii kak pozitivnyj stimul dlya osuzhdennyh, stradayushchih social'no znachimymi zabolevaniyami [Participation in medical rehabilitation as a positive incentive for convicts suffering from socially significant diseases]. Penitenciarnoe pravo: yuridicheskaya teoriya i

pravoprimenitel'naya praktika [Penitentiary Law: Legal Theory and Law Enforcement Practice], 2021, no. 1 (27), p. 110-114.

7. Pertli L. F. Organizacionno-pravovoe regulirovanie ogranicheniya negativnogo vliyani-ya tabachnogo dyma na nekuryashchih grazhdan, soderzhashchihsya v mestah lisheniya svobody Rossii i nekotoryh inostrannyh gosudarstv [Organizational and legal regulation of limiting the negative impact of tobacco smoke on non-smoking citizens held in places of deprivation of liberty in Russia and some foreign states]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Vedomosti of the penal system], 2014, no. 6. p. 32-36.

8. Presnyakov M. V. Obyazannost' grazhdan zabotit'sya o svoem zdorov'e: mozhno li zastavit' cheloveka byt' zdorovym? [The duty of citizens to take care of their health: is it possible to force a person to be healthy?]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava [Actualproblems of Russian Law], 2022, no. 10, p. 24-33.

9. Salagaj O. O., Soshkina K. V. Koncepciya lichnoj otvetstvennosti za sohranenie zdo-rov'ya: pravovoj aspekt [The concept of personal responsibility for the preservation of health: a legal aspect]. Zhurnal rossijskogo prava [Journal of Russian Law], 2020, no. 8, p. 94-104.

10. Salygina E. S. Yuridicheskoe soprovozhdenie deyatel'nosti chastnoj medicinskoj or-ganizacii [Legal support of the activities of a private medical organization]. Moscow, Statut, 2013. 192 p.

11. Sedova N. N. Komu pomeshali eticheskie komitety? [Who was prevented by the ethics committees?] Medicinskoepravo [MedicalLaw], 2012, no. 1, p. 6-10.

12. Skoro zaklyuchennym budet polnost'yu zapreshcheno kurit' [Soon prisoners will be completely banned from smoking]. Prestuplenie i nakazanie [Crime and Punishment], 2015, no. 12, p. 66-67.

13. Sokolov Yu. Kak otkazat'sya ot kureniya [How to quit smoking]. St. Petersburg, IK «Komplekt», 1997, 221 p.

14. Starchenko A. A. Ocenka proekta zakona RF «Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii» [Evaluation of the draft law of the Russian Federation «On the basics of public health protection in the Russian Federation»]. Menedzher zdra-voohraneniya [Health Manager], 2010, no. 11.

15. TOP-15 samyh deshevyh marok sigaret 2023 goda [TOP 15 cheapest cigarette brands of 2023]. URL: https://domstrousam.ru/ %F0 %9F %9A %A9-samye-deshevye-sigarety.

16. Shishkov S. N., Polubinskaya S. V. Zabota o sohranenii svoego zdorov'ya kak yuridicheskaya obyazannost' [Concern for the preservation of his health as a legal duty]. Gosudarstvo i pravo [State and Law], 2020, no. 10, p. 81-89.

17. Filchenko A. P. Otnoshenie osuzhdennogo k svoemu zdorov'yu kak kriterij ispravleni-ya: za ili protiv? [The convict's attitude to his health as a criterion for correction: for or against?]. Advokat [Lawyer], 2013, no. 9, p. 39-43.

18. Chernogor Yu. V. Formirovanie kul'tury zdorovogo obraza zhizni starsheklassnikov v usloviyah sovremennoj shkoly [The formation of a culture of a healthy lifestyle for high school students in a modern school]. Pravo i obrazovanie [Law and Education], 2017, no. 9, p. 143-149.

19. Chumovatov N. V., Antonov N. S., Sakharova G. M., Romanov V. V. Ergeshov A. E. Kolichestvennaya ocenka svyazi tabakokureniya i tuberkuleza legkih [Quantitative assessment of the connection between tobacco smoking and pulmonary tuberculosis].

Profilakticheskaya medicina [Preventive medicine], 2022, no. 25 (1), p. 48-53. URL: https://doi.org/10.17116/profmed20222501148 (accessed 8/26/2023).

20. Shamsunov S. Kh., Ilyintsev E. V. K voprosu formirovaniya zdorovogo obraza zhizni v mestah lisheniya svobody [On the formation of a healthy lifestyle in places of imprisonment]. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie [Penal System: Law, Economics, Management], 2020, no. 1, p. 19-21.

21. Prison economics: paying for cigarettes, sweets and "dots"// Pravo.ru: Legislation, the judiciary, news and analytics. URL: https://pravo.ru/story/214286/ (accessed 8/26/2023).

22. Texas Administrative Code (Last Updated: June 28, 2023). Section 151.25. Tobacco and Vapor Products // http://txrules.elaws.us/rule/ title37_chapter151_sec.151.25 (accessed 8/26/2023).

Сведения об авторах

Андрей Анатольевич Павленко: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России (г. Томск, Российская Федерация), доцент кафедры исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы и правового обеспечения деятельности УИС, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: a.pav@list.ru

Михаил Иванович Кузнецов: Академия ФСИН России (г. Рязань, Российская Федерация), доцент кафедры юридической психологии и педагогики факультета психологии и пробации, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: mikhail_kuznetsov_1962@list.ru

Information about the author

Andrei A. Pavlenko: Tomsk Institute of the Professional Development of Employees of the FPS of Russia (Tomsk, Russia), associate professor of the Chair of Execution of Punishments not Related to Deprivation of Liberty and Legal Support of the Penal System, candidate of law, associate professor. E-mail: a.pav@list.ru

Mikhail I. Kuznetsov: the Academy of the FPS of Russia (Ryazan, Russia), associate professor of the Chair of Legal Psychology and Pedagogy of the Faculty of Psychology and Probation, candidate of pedagogical sciences, associate professor. E-mail: mikhail_kuznetsov_1962@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.