f ЗДОРОВЬЕ ЭКОНОМИЧЕСКИ А КТИ^^^Н АС Е Л Е Н И Я
© Степанов Р.М., Шулаев А.В., Гарипова Р.В., Сабитова М.М., Шайхутдинова К.А., 2021 УДК 616-084.3:34(048.8)
== ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ
МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ И ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ = ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА ^^^^ (Аналитический обзор)
Роберт Михайлович Степанов, аспирант кафедры общей гигиены ФГБОУ ВО «Казанский ГМУ» Минздрава России [420012 г. Казань, ул. Бутлерова, 49]; зав. отделением платных услуг АО «Городская клиническая больница № 12» г. Казани [420036 г. Казань, ул. Лечебная, 7; e-mail: [email protected]]
Алексей Владимирович Шулаев, д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой общей гигиены ФГБОУ ВО «Казанский ГМУ» Минздрава России [e-mail: [email protected]]
Раиля Валиевна Гарипова, д-р мед. наук, профессор кафедры гигиены, медицины труда ФГБОУ ВО «Казанский ГМУ» Минздрава России [e-mail: [email protected]]
Минзиля Мустакимовна Сабитова, ассистент кафедры общей гигиены ФГБОУ ВО «Казанский ГМУ» Минздрава России [e-mail: [email protected]]
Карина Айратовна Шайхутдинова, врач-терапевт участковый ГАУЗ «Городская поликлиника № 18» г. Казани [420087 г. Казань, ул. Карбышева, 72; e-mail: [email protected]]
Реферат. Цель работы - изучение организационных аспектов и возможных путей совершенствования предварительных, периодических медицинских осмотров и диспансеризации населения трудоспособного возраста. Материал и методы. Проведен анализ литературы по базе Российского индекса научного цитирования, а также нормативно-правовых актов по вопросам реализации данных профилактических мероприятий. Результаты. Определены наиболее значимые проблемы в данной области: некачественное проведение и отсутствие точных критериев оценки качества медицинских осмотров, низкая преемственность лечебно-диагностического процесса в рамках медицинских организаций. Выводы. Обзор определил необходимость создания единого информационного пространства для систем предварительных, периодических медицинских осмотров и диспансеризации.
Ключевые слова: обзор, диспансеризация, диспансеризация трудоспособного населения, предварительные медицинские осмотры, периодические медицинские осмотры, информационные системы в медицине.
== ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF COMPULSORY MEDICAL = EXAMINATIONS AND PROPHYLACTIC MEDICAL EXAMINATIONS = OF THE WORKING-AGE POPULATION (Analytical overview)
Robert M. Stepanov, post-graduate student of the Department of General Hygiene of the FSBEI HE Kazan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation [420012 Kazan, Butlerov str., 49]; Head of the Department of Paid Services of the AI City Clinical Hospital № 12 of Kazan [420036 Kazan, Lechebnaya str., 7; e-mail: [email protected]]
Alexey V. Shulaev, Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of General Hygiene of the FSBEI HE Kazan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation [e-mail: [email protected]] Railya V. Garipova, Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Hygiene and Occupational Medicine of the FSBEI HE Kazan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation [e-mail: [email protected]] Minzilya M. Sabitova, assistant of the Department of General Hygiene of the FSBEI HE Kazan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation [e-mail: [email protected]]
Karina A. Shaikhutdinova, General Practitioner of the SAHI City Polyclinic № 18 of Kazan [420087 Kazan, Karbysheva str., 72; e-mail: [email protected]]
Abstract. The purpose of the work is to study the organizational aspects and possible ways to improve the preliminary, periodic medical examinations and prophylactic medical examinations of the working-age population. Material and methods. The analysis of the literature on the basis of the Russian Science Citation Index and regulatory documents on the implementation of these preventive measures has been carried out. Results. The most significant issues in this area have been identified: poor quality of providing and lack of accurate criteria for assessing the quality of medical examinations, low
continuity of the treatment and diagnostic process between medical organizations. Conclusions. The overview identified the need to create a single information space for systems of preliminary, periodic medical examinations and prophylactic medical examinations.
Key words: review, prophylactic medical examinations, prophylactic medical examinations of the working-age population, preliminary medical examinations, periodic medical examinations, information systems in medicine.
По оценкам Федеральной службы государственной статистики, за 2018 г. население Российской Федерации (РФ) уменьшилось практически на 100 000 человек, что, с одной стороны, является следствием как третьей волны демографического эха Великой Отечественной войны, так и достаточно высокого уровня смертности от хронических неинфекционных заболеваний в сравнении с развитыми европейскими странами [7, 22]. Вследствие ухудшающейся демографической ситуации в стране очевидна необходимость проведения профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья и снижение смертности населения трудоспособного возраста (для мужчин 16-65 лет, для женщин 16-60 лет). Сохранение здоровья работающего населения является одним из наиболее актуальных направлений политики государства в части охраны труда и трудовых отношений, а также профилактики профессиональных заболеваний, поскольку трудоспособное население - это основа развивающейся экономики [13].
Снижение смертности населения трудоспособного возраста является одной из главных целей национального проекта «Здравоохранение» [18]. Приоритетными направлениями отечественного здравоохранения в соответствии с глобальной стратегией Всемирной организации здравоохранения являются разработка и внедрение профилактических программ, цель которых - раннее выявление основных групп неинфекционных заболеваний, а также идентификация и персонализированная коррекция факторов риска их развития [1, 10]. Вследствие этого основной государственной задачей в сфере здравоохранения, направленной на снижение смертности населения трудоспособного возраста, является проведение массовых медицинских скрининговых осмотров, таких как профилактические медицинские осмотры и диспансеризация. Организация и проведение данных профилактических мероприятий регламентированы приказом Минздрава РФ от 13.03.2019 № 124н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения» [17].
К сожалению, отклик работающего населения на данные мероприятия в настоящее время остается неудовлетворительным, что, вероятно, связано с недопониманием их целей и значимости [11]. С другой стороны, заинтересованность работодателей в прохождении работниками предприятий и организаций профилактических медицинских осмотров и диспансеризации также находится на неоправданно низком уровне [14].
За 2018 г. общая численность занятых в экономике РФ составила 72,5 млн человек (средний возраст работников - 41,1 года). Подавляющее большинство работников (более 95%) находились в трудоспособном возрасте [28, с. 24].
Работники большинства отраслей производственной сферы экономики находятся под комбинированным воздействием общих и производственных факторов риска, что часто модулирует более интенсивное воздействие на состояние их здоровья [5]. С учетом низкой вовлеченности контингента работников в прохождение скрининговых программ данный кластер экономически активного населения может представлять собой группу повышенного риска по развитию хронических неинфекционных и профессиональных заболеваний [8, 9, 12].
Важно отметить, что значительная часть от общего числа работающих в 2018 г. была занята на рабочих местах, условия труда на которых классифицировались как вредные и/или опасные. В организациях обрабатывающего производства, к примеру, эта цифра достигала 43,2% от общей численности работников [28, с. 85]. Ключевым звеном в профилактике общесоматических и профессиональных заболеваний этой группы работающего населения являются обязательные периодические (и предварительные) медицинские осмотры (ПМО), регламентированные приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н (далее приказ № 29н) [16].
В системах проведения диспансеризации и обязательных медицинских осмотров отмечен ряд проблем: значительный объем дублирующихся исследований, низкая преемственность лечебно-диагностического процесса, а также нередко неудовлетворительное качество проведения медицинских осмотров [20, 25, 27]. Очевидна необходимость совершенствования данных профилактических мероприятий для повышения их медико-социальной и экономической эффективности [4, 23].
Цель работы - изучить организационные аспекты и возможные пути совершенствования ПМО и диспансеризации населения трудоспособного возраста.
Материал и методы. По базе Российского индекса научного цитирования проанализировано 48 источников литературы глубиной до 15 лет, описывающих проблемные вопросы в области организации и проведения обязательных медицинских осмотров и диспансеризации, наиболее актуальные источники включены в данный обзор. Также в обзор включена актуальная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность профпатологической службы и первичного звена здравоохранения в части реализации профилактических программ.
Результаты и их обсуждение. Основной регулятор трудовых отношений - Трудовой кодекс РФ устанавливает, что работодатели за свой счет организуют проведение обязательных медицинских осмотров для работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и/или опасными условиями труда. В настоящее время в системе проведения ПМО существует ряд проблем, плотно связанных между собой. Одна из ключевых - низкое качество проведения ПМО [26, 29]. Данная проблема, в первую очередь, возникает вследствие несовершенства системы контроля качества ПМО. На данный момент не разработан нормативный акт, утверждающий точные критерии оценки качества медицинских осмотров (в соответствии с п. 10 ст. 2 гл. 1 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские осмотры относятся к медицинской деятельности, а не к медицинской помощи).
С другой стороны, для медицинских организаций, осуществляющих ПМО, государственной медицинской сети и контролирующих органов (Центры профессиональной патологии, Роспотребнадзор) не разработано единого информационного пространства, использование которого позволяло бы оперативно контролировать полноценность ПМО [21, 26]. С технической точки зрения создание единой информационной системы, способной аккумулировать и систематизировать данные ПМО из различных медицинских информационных систем, - очень сложный, но на данном этапе информатизации медицины вполне разрешимый вопрос.
Это утверждение, на наш взгляд, подтверждается положениями приказа № 29н, предполагающими возможность использования для уточнения диагноза информации о состоянии здоровья поступающего на работу лица с использованием медицинской информационной системы медицинской организации по месту прикрепления для медицинского обслуживания. На данном этапе же следствием информационной «несвязанности» являются неполноценность или полное отсутствие информации о состоянии здоровья работающего населения в контролирующих органах. Регламентированная приказом № 29н рассылка заключительных актов ПМО в контролирующие органы, в свою очередь, часто не исполняется, что только усугубляет данную ситуацию.
В системе ПМО недостаточный обмен медицинской информацией между медицинскими организациями, осуществляющими эти осмотры, и медицинскими организациями, к которым работники прикреплены для получения первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Нередко работники после прохождения ПМО и выявления у них той или иной патологии не продолжают лечение в медицинских организациях, оказывающих ПМСП, соответственно, в последних не аккумулируется информация о состо-
янии здоровья данного контингента. С другой стороны, при проведении обязательных медицинских осмотров для решения вопроса о профессиональной пригодности врачу-профпатологу необходимы сведения из анамнеза пациента: установленные диагнозы, степень выраженности и частота обострений тех или иных заболеваний.
Положения приказа № 29н, несомненно, направлены на повышение степени преемственности между медицинскими организациями - участниками сферы медицинских осмотров. С одной стороны - за счет утверждения права предоставления работником выписки из медицинской карты по месту получения ПМСП в медицинскую организацию, проводящую ПМО. С другой - процедуры рассылки заключений и выписки из медицинской карты ПМО организациями, проводящими ПМО, в том числе в медицинские организации, в которых работники получают ПМСП.
Механизм передачи выписок, предусмотренный приказом № 29н, на данном этапе информатизации медицины мало автоматизирован и значительно «привязан» к ручному труду медицинских работников. Это обусловливает низкую преемственность лечения выявленных на ПМО заболеваний в первичной медицинской сети и ограничивает возможности специалистов первичного звена в части контроля состояния здоровья и управления факторами риска развития общесоматических и профессиональных заболеваний среди населения трудоспособного возраста. В данных условиях значительно актуализируются задачи по внедрению общих форматов обмена данными между различными медицинскими информационными системами и более обширному ведению документации в форме электронных документов, так как налицо увеличение объема бумажного документооборота со стороны как работников, так и медицинских организаций.
Приказ № 29н продолжает развивать тему гармонизации обязательных медицинских осмотров с диспансеризацией, особенно с первым ее этапом. В условиях однонаправленности этих профилактических программ данная тенденция ожидаема и необходима. Она открывает новые возможности как для медицинских организаций в части совершенствования лечебно-диагностического процесса, так и для работодателей в части оптимизации затрат на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников. Однако значительная сопоставимость периодичности и возросшие объемы дублирующихся исследований при проведении ПМО и диспансеризации являются причиной снижения заинтересованности работников в своем здоровье, а также в прохождении ими диспансеризации. Работники большинства предприятий вынуждены практически ежегодно проходить схожее обследование в рамках этих двух медицинских осмотров (рис. 1).
I I I I
офф
□ □
□ □
□ □
□ □
21 ' 24 ' 27 " 30
□ □
□ □
АААААААА
А А А А А А
шш
18
33
36
39 40
45
50
55
60 64
Возраст
Периодический
медосмотр
^^ Диспансеризация
□
Профилактический медосмотр
Г Приказ № 29н )
\ Приказ № 124н /
Рис. 1. Соотношение периодичности обязательного периодического медицинского осмотра, профилактического медицинского осмотра и диспансеризации для работников по возрастам
Учитывая, что объем исследований и периодичность диспансеризации также увеличились (в соответствии с приказом Минздрава РФ от 13.03.2019 № 124н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения» по отношению к утратившему силу приказу МЗ РФ от 26.10.2017 № 869 «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения») в зависимости от возраста и пола в среднем до 80%, возросла доля дублирующихся исследований в рамках ПМО и первого этапа диспансеризации (рис. 2) [15].
Это приводит к снижению экономической и медико-социальной эффективности данных мероприятий. Ввиду прохождения достаточно объемного в плане диагностических исследований обязательного медицинского осмотра по направлению работодателя работники часто считают избыточным прохождение дополнительно диспансеризации в медицинской организации по месту прикрепления для получения ПМСП. При этом нужно понимать, что когда работник отказывается от прохождения диспансеризации - он от-
казывается, в том числе, и от методов ранней диагностики онкологической патологии, включенных в объем диспансеризации, но отсутствующих в перечне исследований в рамках ПМО (исследование кала на скрытую кровь, определение простатического специфического антигена). Это негативный факт, поскольку диспансеризация в долгосрочной перспективе обоснованно считается эффективным в социально-экономическом плане инструментом медицинской профилактики [21, 24].
Приказ № 29н внесет наиболее позитивные и плодотворные изменения в систему организации ПМО и диспансеризации только в случае формирования общего информационного пространства путем разработки единых форматов передачи данных среди различных медицинских информационных систем, посредством чего будет обеспечен оперативный обмен результатами исследований работников между медицинскими организациями. Это позволит экономить время и ресурсы за счет уменьшения доли повторяющихся исследований, а также повысит отклик на диспансеризацию среди населения трудоспособного возраста [6].
ГРазличие^
Приказ № 29н
1. Психиатр.
2. Нарколог.
3. ОАМ.
4. Бактериологический мазок
С
Сходство
Приказ № 29н Д Приказ № 124нГ
1. Анкетирование.
2. Определение ИМТ.
3. Измерение АД.
4. Определение общего холестерина крови.
5. Определение глюкозы крови.
6. Определение ОССР.
7. Определение АССР.
8. Флюорография
9. ЭКГ.
10. Измерение ВГД.
11. ОАК.
12. Осмотр терапевта.
13. ФГДС.
14. Осмотр акушера-гинеколога.
15. Цитологический мазок.
16. ММГ
Различие
Приказ № 124н I этап
Краткое индивидуальное профилактическое консультирование. Исследование кала на скрытую кровь. Исследование простатического специфического антигена
У V
Рис. 2. Соотношение объема исследований в рамках обязательного предварительного/периодического
медицинского осмотра и диспансеризации: АД - артериальное давление; АССР - абсолютный сердечно-сосудистый риск; ВГД - внутриглазное давление; ИМТ - индекс массы тела; ММГ - маммография; ОАК - общий анализ крови; ОАМ - общий анализ мочи; ОССР - относительный сердечно-сосудистый риск; ФГДС - фиброгастродуоденоскопия; ЭКГ - электрокардиография
Для решения проблем в части проведения медицинских осмотров и с целью совершенствования деятельности профпатологической службы Республики Татарстан АО «Городская клиническая больница № 12» г. Казани в 2020 г. запустило процесс формирования единого информационного контура защищенного и юридически значимого документооборота в рамках проведения обязательных медицинских осмотров и диспансеризации среди медицинских организаций Республики Татарстан различных форм собственности. Для структурирования работы в данном направлении внутренним локальным актом принят документ, регламентирующий порядок деятельности медицинской организации в части проведения обязательных медицинских осмотров и диспансеризации с учетом требований приказа № 29н, - «Положение об утверждении порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных ч. 4 ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний для осуществления работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» [19].
Выводы. В системах ПМО и диспансеризации на данном этапе достаточно много нерешенных вопросов. Положения приказа № 29н, направленные на гармонизацию данных профилактических мероприятий, в той или иной мере позволяют решать обозначенные проблемы. Обзор данных литературы и нормативно-правовой базы определил необходимость создания единого информационного пространства для ПМО и диспансеризации. Это даст возможность значительно улучшить качество и прозрачность ПМО, расширить преемственность лечебно-диагностического процесса в рамках медицинских организаций, увеличить экономическую эффективность за счет снижения доли дублирующихся исследований, а также повысить медико-социальную эффективность благодаря более обширному охвату населения трудоспособного возраста диспансеризацией.
Литература
1. Беляков, В.К. Взаимодействие государства, общественных структур и работодателей в сохранении здоровья работающего населения / В.К. Беляков // Профессия и здоровье: материалы VI Всероссийского конгресса. -Москва, 2006. - С.11-16.
2. Берхеева, З.М. Оценка эффективности периодических медицинских осмотров / З.М. Берхеева // Медицина труда и промышленная экология. - 2017. - № 9. - С.25-26.
3. Бичев, С.С. Некоторые причины низкой эффективности периодических медицинских осмотров / С.С. Бичев // Acta Biomedica Scientifica. -2008. - № 5. - С.47-49.
4. Бухтияров, И.В. Совместная профильная комиссия Министерства здравоохранения РФ и Федерального медико-биологического агентства по специальности
«Профпатология», 11 апреля 2019 г. / И.В. Бухтияров. -Казань: Казанский ГМУ, 2019.
5. Глобальные факторы риска для здоровья: смертность и бремя болезней, обусловленные некоторыми основными факторами риска / Всемирная организация здравоохранения. - Москва: Минздрав РФ, 2015. - URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/ handle/10665/44203/9789244563878_rus.pdf?sequence=8
6. Глобальный план действий по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними на 2013-2020 гг. / Всемирная организация здравоохранения. - Москва: Минздрав РФ, 2014. - URL: https://apps.who.int/iris/ bitstream/handle/10665/94384/9789244506233_rus. pdf?sequence=5
7. Глушаков, А.И. Постижение демографии: мифы и смена парадигм: монография. - 2-е издание, переработанное и дополненное / А.И. Глушаков. - Казань: РИЦ «Школа», 2016. - 295 с.: ил.
8. Данилова, Н.В. Вопросы сбережения трудовых ресурсов / Н.В. Данилова // Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание]. - 2008. - № 4. - 8 с. - URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/98/30/lang,ru/
9. Зайцева, Н.В. Оптимизация программ дополнительного медицинского обследования работников промышленных предприятий при комплексном воздействии социальных и производственных факторов / Н.В. Зайцева // Связь заболеваний с профессией с позиции доказательной медицины: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 19-20 мая 2011 г. -Казань: Казанский ГМУ, 2011. - С.31-33.
10. Здоровье работающих: глобальный план действий на 2008-2017 гг. / Всемирная организация здравоохранения. - Москва: Минздрав РФ, 2007. - URL: https://www. who.int/occupational_health/WHO_health_assembly_ru_ web.pdf?ua=1
11. Зеляева, Н.В. Организация профилактических медицинских осмотров в системе медицинского обеспечения промышленных предприятий / Н.В. Зеляева, И.А. Ка-маев, Н.И. Гурвич // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2017. - № 1. -С.33-37.
12. Измеров, Н.Ф. Актуализация вопросов профессиональной заболеваемости / Н.Ф. Измеров // Здравоохранение Российской Федерации. - 2013. - № 2. - С.14-16.
13. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2018 году: государственный доклад / Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. - Москва, 2019. - С.102.
14. О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 06.06.2019 № 254. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_326419/
15. Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения: приказ М-ва здравоохранения РФ от 26.10.2017 № 869н / М-во здравоохранения РФ. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_284986/
16. Об утверждении порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществле-
нию работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры: приказ М-ва здравоохранения РФ от 28.01.2021 № 29н / М-во здравоохранения РФ. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_375353/
17. Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения: приказ М-ва здравоохранения РФ от 13.03.2019 № 124н / М-во здравоохранения РФ. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_323471/
18. Паспорт национального проекта «Здравоохранение». -Москва: Минздрав РФ, 2018. - URL: https://base.garant. ru/72185920/
19. Положение об утверждении порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры / Акционерное общество «Городская клиническая больница № 12» г. Казани. - Казань, 2021. - URL: https:// gkb12.ru/department/respublikanskiy-tsentr-profpatologii/
20. Прокопенко, Л.В. Современные проблемы проведения периодических медицинских осмотров и оценки здоровья работающего населения по их итогам / Л.В. Прокопенко // Экология человека. - 2012. - № 11. - С.27-32.
21. Профессия и здоровье: сборник материалов, посвященных 90-летию ФГБУ «НИИ медицины труда» РАМН. -Москва, 2013.
22. Россия в цифрах. 2019. Краткий статистический сборник. - Москва: Росстат, 2019.
23. Современные проблемы медицины труда: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию академика РАН Н.Х. Амирова, 10 апреля 2019 г., Казань. - Казань: Казанский ГМУ, 2019.
24. Социально-экономическая эффективность диспансеризации 2013 года в Российской Федерации / А.В. Концевая, А.М. Калинина, С.А. Бойцов, П.В. Ипатов // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. - 2014. -№ 3. - С.4-10.
25. Стекольщиков, Л.В. Результаты дополнительной диспансеризации и периодического медицинского осмотра работающих граждан / Л.В. Стекольщиков // Здравоохранение Чувашии. - 2014. - № 3. - С.5-14.
26. Теплякова, Е.Д. Моделирование процессов диспансеризации и профосмотров в медицинской организации / Е.Д. Теплякова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - С.101.
27. Теплякова, Е.Д. Профосмотры и диспансеризация: автоматизация учета и отчетности / Е.Д. Теплякова. - URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2014-1/5026.pdf
28. Труд и занятость в России. 2019: Статистический сборник. - Москва: Росстат, 2019.
29. Эффективность периодических медицинских осмотров медицинских работников г. Волгограда / П.А. Бакумов, Е.А. Зернюкова, Е.А. Ирхина [и др.] // Медицина труда и промышленная экология. - 2015. -№ 11. - С.37-39.
References
1. Belyakov, V.K. Vzaimodeistvie gosudarstva, obschest-vennyh struktur i rabotodatelei v sohranenii zdorov'ya rabotayuschego naseleniya / V.K. Belyakov // Professiya i zdorov'e: materialy VI Vserossiiskogo Kongressa. - Moskva, 2006. - S.11-16.
2. Berheeva, Z.M. Ocenka effektivnosti periodicheskih medi-cinskih osmotrov / Z.M. Berheeva // Medicina truda i pro-myshlennaya ekologiya. - 2017. - № 9. - S.25-26.
3. Bichev, S.S. Nekotorye prichiny nizkoi effektivnosti periodicheskih medicinskih osmotrov / S.S. Bichev // Acta Biomedica Scientifica. -2008. - № 5. - S.47-49.
4. Buhtiyarov, I.V. Sovmestnaya profil'naya komissiya Minis-terstva zdravoohraneniya RF i Federal'nogo mediko-bio-logicheskogo agentstva po special'nosti «Profpatologiya», 11 aprelya 2019 g. / I.V. Buhtiyarov. - Kazan': Kazanskii GMU, 2019.
5. Global'nye faktory riska dlya zdorov'ya: smertnost' i bremya boleznei, obuslovlennye nekotorymi osnovnymi faktorami riska / Vsemirnaya organizaciya zdravoohraneniya. -Moskva: Minzdrav RF, 2015. - URL: https://apps.who.int/ iris/bitstream/handle/10665/44203/9789244563878_rus. pdf?sequence=8
6. Global'nyi plan deistvii po profilaktike neinfekcionnyh zabolevanii i bor'be s nimi na 2013-2020 gg. / Vsemirnaya organizaciya zdravoohraneniya. - Moskva: Minzdrav RF, 2014. - URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/ handle/10665/94384/9789244506233_rus.pdf?sequence=5
7. Glushakov, A.I. Postizhenie demografii: mify i smena paradigm: monografiya. - 2-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe / A.I. Glushakov. - Kazan': RIC «Shkola», 2016. - 295 s.: il.
8. Danilova, N.V. Voprosy sberezheniya trudovyh resursov / N.V. Danilova // Social'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [setevoe izdanie]. - 2008. - № 4. - 8 s. - URL: http://vestnik. mednet.ru/content/view/98/30/lang,ru/
9. Zaiceva, N.V. Optimizaciya programm dopolnitel'nogo medicinskogo obsledovaniya rabotnikov promyshlennyh predpriyatii pri kompleksnom vozdeistvii social'nyh i proiz-vodstvennyh faktorov / N.V. Zaiceva // Svyaz' zabolevanii s professiei s pozicii dokazatel'noi mediciny: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferencii, 19-20 maya 2011 g. - Kazan': Kazanskii GMU, 2011. - S.31-33.
10. Zdorov'e rabotayuschih: global'nyi plan deistvii na 20082017 gg. / Vsemirnaya organizaciya zdravoohraneniya. - Moskva: Minzdrav RF, 2007. - URL: https://www.who. int/occupational_health/WHO_health_assembly_ru_web. pdf?ua=1
11. Zelyaeva, N.V. Organizaciya profilakticheskih medicinskih osmotrov v sisteme medicinskogo obespecheniya promyshlennyh predpriyatii / N.V. Zelyaeva, I.A. Kamaev, N.I. Gurvich // Problemy social'noi gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny. - 2017. - № 1. - S.33-37.
12. Izmerov, N.F. Aktualizaciya voprosov professional'noi zabo-levaemosti / N.F. Izmerov // Zdravoohranenie Rossiiskoi Federacii. - 2013. - № 2. - S.14-16.
13. O sostoyanii sanitarno-epidemiologicheskogo blago-poluchiya naseleniya v Rossiiskoi Federacii v 2018 godu: gosudarstvennyi doklad / Federal'naya sluzhba po nadzoru v sfere zaschity prav potrebitelei i blagopoluchiya che-loveka. - Moskva, 2019. - S.102.
14. O Strategii razvitiya zdravoohraneniya v Rossiiskoi Federacii na period do 2025 goda: Ukaz Prezidenta Rossiiskoi
Federacii ot 06.06.2019 № 254. - URL: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_326419/
15. Ob utverzhdenii poryadka provedeniya dispanserizacii opredelennyh grupp vzroslogo naseleniya: prikaz M-va zdravoohraneniya RF ot 26.10.2017 № 869n / M-vo zdra-voohraneniya RF. - URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_284986/
16. Ob utverzhdenii poryadka provedeniya obyazatel'nyh predvaritel'nyh i periodicheskih medicinskih osmotrov rabotnikov, predusmotrennyh chast'yu chetvertoi stat'i 213 Trudovogo kodeksa Rossiiskoi Federacii, perechnya medicinskih protivopokazanii k osuschestvleniyu rabot s vrednymi i (ili) opasnymi proizvodstvennymi faktorami, a takzhe rabotam, pri vypolnenii kotoryh provodyatsya obyazatel'nye predvaritel'nye i periodicheskie medicinskie osmotry: prikaz M-va zdravoohraneniya RF ot 28.01.2021 № 29n / M-vo zdravoohraneniya RF. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_375353/
17. Ob utverzhdenii poryadka provedeniya profilakticheskogo medicinskogo osmotra i dispanserizacii opredelennyh grupp vzroslogo naseleniya: prikaz M-va zdravoohraneniya RF ot 13.03.2019 № 124n / M-vo zdravoohraneniya RF. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_323471/
18. Pasport nacional'nogo proekta «Zdravoohranenie». -Moskva: Minzdrav RF, 2018. - URL: https://base.garant. ru/72185920/
19. Polozhenie ob utverzhdenii poryadka provedeniya obyazatel'nyh predvaritel'nyh i periodicheskih medicinskih osmotrov rabotnikov, predusmotrennyh chast'yu chetvertoi stat'i 213 Trudovogo kodeksa Rossiiskoi Federacii, perechnya medicinskih protivopokazanii k osuschestvleniyu rabot s vrednymi i (ili) opasnymi proizvodstvennymi faktorami, a takzhe rabotam, pri vypolnenii kotoryh provodyatsya obyazatel'nye predvaritel'nye i periodicheskie medicinskie osmotry / Akcionernoe obschestvo «Gorodskaya klinicheskaya bol'nica № 12» g. Kazani. - Kazan', 2021. -
URL: https://gkb12.ru/department/respublikanskiy-tsentr-profpatologii/
20. Prokopenko, L.V. Sovremennye problemy provedeniya periodicheskih medicinskih osmotrov i ocenki zdorov'ya rabotayuschego naseleniya po ih itogam / L.V. Prokopenko // Ekologiya cheloveka. - 2012. - № 11. - S.27-32.
21. Professiya i zdorov'e: sbornik materialov, posvyaschennyh 90-letiyu FGBU «NII mediciny truda» RAMN. - Moskva, 2013.
22. Rossiya v cifrah. 2019. Kratkii statisticheskii sbornik. -Moskva: Rosstat, 2019.
23. Sovremennye problemy mediciny truda: Materialy Vseros-siiskoi nauchno-prakticheskoi konferencii, posvyaschennoi 80-letiyu akademika RAN N.H. Amirova, 10 aprelya 2019 g., Kazan'. - Kazan': Kazanskii GMU, 2019.
24. Social'no-ekonomicheskaya effektivnost' dispanserizacii 2013 goda v Rossiiskoi Federacii / A.V. Koncevaya, A.M. Kalinina, S.A. Boicov, P.V. Ipatov // Kardiovaskulyarnaya terapiya i profilaktika. - 2014. - № 3. - S.4-10.
25. Stekol'schikov, L.V. Rezul'taty dopolnitel'noi dispanserizacii i periodicheskogo medicinskogo osmotra rabotayuschih grazhdan / L.V. Stekol'schikov // Zdravoohranenie Chu-vashii. - 2014. - № 3. - S.5-14.
26. Teplyakova, E.D. Modelirovanie processov dispanserizacii i profosmotrov v medicinskoi organizacii / E.D. Teplyakova // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015. -№ 3. - S.101.
27. Teplyakova, E.D. Profosmotry i dispanserizaciya: avto-matizaciya ucheta i otchetnosti / E.D. Teplyakova. - URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2014-1/5026.pdf
28. Trud i zanyatost' v Rossii. 2019 / Statisticheskii sbornik. -Moskva: Rosstat, 2019.
29. Effektivnost' periodicheskih medicinskih osmotrov medicinskih rabotnikov g. Volgograda / P.A. Bakumov, E.A. Zernyu-kova, E.A. Irhina [i dr.] // Medicina truda i promyshlennaya ekologiya. - 2015. - № 11. - S.37-39.