Белявский Алексей Анатольевич Комендантова Елена Владимировна
Организационно-правовая система правоохранительной деятельности противодействия правонарушениям в информационной сфере Российской Федерации
Аннотация: Рассматриваются ключевые вопросы информатизации деятельности правоохранительных органов в связи с изменениями в текущем законодательстве Российской Федерации. Показано, что информационная безопасность правотворческой и правоприменительной деятельности - приоритетная задача на ближайшее время.
Ключевые слова: информационная безопасность, информация, информационная сфера, правоохранительные органы, общедоступные сведения, информационные правонарушения.
Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» [1] в сфере обеспечения безопасности в информационном обществе определила такие, как:
> противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам Российской Федерации;
> развитие технологий защиты информации, обеспечивающих неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, а также безопасности информации ограниченного доступа;
> обеспечение развития законодательства Российской Федерации и совершенствование правоприменительной практики в области информационных и телекоммуникационных технологий.
Для противодействия правонарушениям в информационной сфере в 2000 году была принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, которая не потеряла свою актуальность до сих пор, и ряд федеральных законов, с помощью которых возможно принятие мер для обеспечения безопасности в информационной сфере.
Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Консти-
туции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и других федеральных законов, регулирующих отношения по использованию информации [2].
Данный Федеральный закон раскрывает понятие «обладатель информации» и устанавливает его права и обязанности.
Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:
> разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;
> использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;
> передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;
> защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;
> осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.
> Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:
> соблюдать права и законные интересы иных лиц;
> принимать меры по защите информации;
> ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.
Правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации [3]. Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации [4].
В соответствии с федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Этот закон определяет информацию как объект общественных отношений, а так же подразделяет её по категориям доступа: в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:
> информацию, свободно распространяемую;
> информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
> информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
> информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Также, законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.
Информация, распространяемая без использования средств массовой информации,
должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.
К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Эта информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации [5].
При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации.
При этом запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
На распространение прочей информации могут налагаться ограничения: ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
Информация, полученная гражданами либо другими физическими лицами при исполнении ими профессиональных обязанностей или
организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами или по решению суда. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина, предоставившего такую информацию о себе.
Конституция Российской Федерации закрепляет за гражданами право на неприкосновенность частной жизни и семейную тайну [6]. Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается требовать от гражданина предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок доступа к персональным данным граждан устанавливается федеральным законом «О персональных данных», целью которого является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну [7]. За незаконное разглашение подобного рода информации установлена правовая ответственность.
Основными элементами организационной основы системы противодействия информационным правонарушениям в Российской Федерации (далее - РФ) являются: Президент РФ, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, Совет Безопасности РФ, федеральные органы исполнительной власти, межведомственные и другие государственные комиссии, создаваемые Президентом РФ и Правительством РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы судебной власти, общественные объединения, граждане, в соответствии с законодательством РФ участвующие в решении задач обеспечения информационной безопасности РФ [8].
Президент РФ в пределах своих конституционных полномочий руководит органами и силами по обеспечению информационной безо-
пасности РФ; санкционирует действия по обеспечению информационной безопасности РФ; в соответствии с законодательством РФ формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы по обеспечению информационной безопасности РФ; определяет в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ приоритетные направления государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ, а также меры по реализации настоящей Доктрины.
Палаты Федерального Собрания РФ на основе Конституции РФ по представлению Президента РФ и Правительства РФ формируют законодательную базу в области обеспечения информационной безопасности РФ.
Правительство РФ в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ приоритетных направлений в области обеспечения информационной безопасности РФ координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также при формировании в установленном порядке проектов федерального бюджета на соответствующие годы предусматривает выделение средств, необходимых для реализации федеральных программ в этой области.
Совет Безопасности РФ проводит работу по выявлению и оценке угроз информационной безопасности РФ, оперативно подготавливает проекты решений Президента РФ по предотвращению таких угроз, разрабатывает предложения в области обеспечения информационной безопасности РФ, а также предложения по уточнению отдельных положений настоящей Доктрины, координирует деятельность органов и сил по обеспечению информационной безопасности РФ, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений Президента РФ в этой области.
Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства РФ, решений Президента РФ и Правительства РФ в области обеспечения информационной безопасности РФ; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ.
Межведомственные и другие государственные комиссии, создаваемые Президентом РФ
и Правительством РФ, решают в соответствии с предоставленными им полномочиями задачи обеспечения информационной безопасности РФ.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства РФ, решений Президента РФ и Правительства РФ в области обеспечения информационной безопасности РФ, а также по вопросам реализации федеральных программ в этой области; совместно с органами местного самоуправления осуществляют мероприятия по привлечению граждан, организаций и общественных объединений к оказанию содействия в решении проблем обеспечения информационной безопасности РФ; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности РФ.
Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение законодательства РФ в области обеспечения информационной безопасности РФ.
Органы судебной власти осуществляют правосудие по делам о правонарушениях, связанных с посягательствами на законные интересы личности, общества и государства в информационной сфере, и обеспечивают судебную защиту граждан и общественных объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению информационной безопасности РФ. В состав системы обеспечения информационной безопасности РФ могут входить подсистемы (системы), ориентированные на решение локальных задач в данной сфере.
Реализация первоочередных мероприятий по обеспечению информационной безопасности РФ, перечисленных в Доктрине информационной безопасности, предполагала разработку соответствующей федеральной программы. Конкретизация некоторых положений настоящей Доктрины применительно к отдельным сферам деятельности общества и государства может быть осуществлена в соответствующих документах, утверждаемых Президентом РФ [9].
Приоритетным направлением государственной деятельности в системе противодействия информационным правонарушениям является совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, которое предусматривает следующие меры: оценку эффективности применения действующих законо-
дательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их совершенствования; создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности; определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за соблюдение законодательства Российской Федерации в данной сфере; создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также
о последствиях их осуществления; разработку проектов нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий; разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о государственной службе; совершенствование системы подготовки соответствующих кадров [10].
Правовое регулирование отношений в информационной сфере должно базироваться, прежде всего, на соблюдении принципов законности, баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере. Разработка механизмов правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации включает в себя мероприятия по информатизации правовой сферы в целом. Соблюдение принципа законности требует от федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, при решении возникающих в информационной сфере конфликтов, неукоснительно руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в этой сфере. Соблюдение принципа баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере предполагает законодательное закрепление приоритета этих интересов в различных областях жизнедеятельности общества, а также использование форм общественного контроля деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и
гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, является важнейшей задачей государства. Для организации реализации государственной деятельности в данной сфере предназначена система обеспечения информационной безопасности Российской Федерации [11].
Литература.
1. СЗ РФ. - 2010. - № 46. - Ст. 6026
2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (Ч. 1).
3. См. О средствах массовой информации: Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-
I // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 1992. - № 7.-Ст. 300.
4. См. Об архивном деле в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ // СЗ РФ. - 2004. - № 43. - Ст. 4169.
5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (Ч. 1).
6. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // РГ. 1993. 25 дек.
7. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» // СЗ РФ. 2006. № 31 (Ч. 1).
8. Доктрина информационной безопасности Рос-
сийской Федерации, утв. Президентом РФ
09.09.2000 № Пр-1895 //РГ. 2000. 28 сент.
9. Доктрина информационной безопасности Рос-
сийской Федерации, утв. Президентом РФ
09.09.2000 № Пр-1895 //РГ. 2000. 28 сент.
10. См.: В.В. Ершов, Д.А. Ловцов «Информационные отношения и право» Сборник научных трудов, выпуск первый, Москва 2006 г.
11. См.: Международные аспекты информационной безопасности//Бизнес и безопасность в Росси. 2007. №46. С.63
рецензент: Филатова Людмила Васильевна
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник