Научная статья на тему 'Организационно-правовая система правоохранительной деятельности противодействия правонарушениям в информационной сфере Российской Федерации'

Организационно-правовая система правоохранительной деятельности противодействия правонарушениям в информационной сфере Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
515
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ОБЩЕДОСТУПНЫЕ СВЕДЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / INFORMATION SECURITY / INFORMATION / INFORMATION SECTOR / LAW ENFORCEMENT / PUBLIC INFORMATION / INFORMATION OF THE OFFENSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белявский Алексей Анатольевич, Комендантова Елена Владимировна

Рассматриваются ключевые вопросы информатизации деятельности правоохранительных органов в связи с изменениями в текущем законодательстве Российской Федерации. Показано, что информационная безопасность правотворческой и правоприменительной деятельности приоритетная задача на ближайшее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and legal systemlaw enforcement, anti-delinquencyin the information area of the Russian Federation

Examines the key issues of information law enforcement agencies in connection with changes in the current legislation of the Russian Federation. Shown that information security law making and law enforcement a priority for the near future.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовая система правоохранительной деятельности противодействия правонарушениям в информационной сфере Российской Федерации»

Белявский Алексей Анатольевич Комендантова Елена Владимировна

Организационно-правовая система правоохранительной деятельности противодействия правонарушениям в информационной сфере Российской Федерации

Аннотация: Рассматриваются ключевые вопросы информатизации деятельности правоохранительных органов в связи с изменениями в текущем законодательстве Российской Федерации. Показано, что информационная безопасность правотворческой и правоприменительной деятельности - приоритетная задача на ближайшее время.

Ключевые слова: информационная безопасность, информация, информационная сфера, правоохранительные органы, общедоступные сведения, информационные правонарушения.

Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» [1] в сфере обеспечения безопасности в информационном обществе определила такие, как:

> противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам Российской Федерации;

> развитие технологий защиты информации, обеспечивающих неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, а также безопасности информации ограниченного доступа;

> обеспечение развития законодательства Российской Федерации и совершенствование правоприменительной практики в области информационных и телекоммуникационных технологий.

Для противодействия правонарушениям в информационной сфере в 2000 году была принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, которая не потеряла свою актуальность до сих пор, и ряд федеральных законов, с помощью которых возможно принятие мер для обеспечения безопасности в информационной сфере.

Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Консти-

туции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и других федеральных законов, регулирующих отношения по использованию информации [2].

Данный Федеральный закон раскрывает понятие «обладатель информации» и устанавливает его права и обязанности.

Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:

> разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

> использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

> передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

> защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

> осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

> Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:

> соблюдать права и законные интересы иных лиц;

> принимать меры по защите информации;

> ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

Правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации [3]. Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации [4].

В соответствии с федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Этот закон определяет информацию как объект общественных отношений, а так же подразделяет её по категориям доступа: в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

> информацию, свободно распространяемую;

> информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

> информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

> информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Также, законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

Информация, распространяемая без использования средств массовой информации,

должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Эта информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации [5].

При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации.

При этом запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

На распространение прочей информации могут налагаться ограничения: ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Информация, полученная гражданами либо другими физическими лицами при исполнении ими профессиональных обязанностей или

организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами или по решению суда. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина, предоставившего такую информацию о себе.

Конституция Российской Федерации закрепляет за гражданами право на неприкосновенность частной жизни и семейную тайну [6]. Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается требовать от гражданина предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок доступа к персональным данным граждан устанавливается федеральным законом «О персональных данных», целью которого является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну [7]. За незаконное разглашение подобного рода информации установлена правовая ответственность.

Основными элементами организационной основы системы противодействия информационным правонарушениям в Российской Федерации (далее - РФ) являются: Президент РФ, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, Совет Безопасности РФ, федеральные органы исполнительной власти, межведомственные и другие государственные комиссии, создаваемые Президентом РФ и Правительством РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы судебной власти, общественные объединения, граждане, в соответствии с законодательством РФ участвующие в решении задач обеспечения информационной безопасности РФ [8].

Президент РФ в пределах своих конституционных полномочий руководит органами и силами по обеспечению информационной безо-

пасности РФ; санкционирует действия по обеспечению информационной безопасности РФ; в соответствии с законодательством РФ формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы по обеспечению информационной безопасности РФ; определяет в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ приоритетные направления государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ, а также меры по реализации настоящей Доктрины.

Палаты Федерального Собрания РФ на основе Конституции РФ по представлению Президента РФ и Правительства РФ формируют законодательную базу в области обеспечения информационной безопасности РФ.

Правительство РФ в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ приоритетных направлений в области обеспечения информационной безопасности РФ координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также при формировании в установленном порядке проектов федерального бюджета на соответствующие годы предусматривает выделение средств, необходимых для реализации федеральных программ в этой области.

Совет Безопасности РФ проводит работу по выявлению и оценке угроз информационной безопасности РФ, оперативно подготавливает проекты решений Президента РФ по предотвращению таких угроз, разрабатывает предложения в области обеспечения информационной безопасности РФ, а также предложения по уточнению отдельных положений настоящей Доктрины, координирует деятельность органов и сил по обеспечению информационной безопасности РФ, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений Президента РФ в этой области.

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства РФ, решений Президента РФ и Правительства РФ в области обеспечения информационной безопасности РФ; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ.

Межведомственные и другие государственные комиссии, создаваемые Президентом РФ

и Правительством РФ, решают в соответствии с предоставленными им полномочиями задачи обеспечения информационной безопасности РФ.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства РФ, решений Президента РФ и Правительства РФ в области обеспечения информационной безопасности РФ, а также по вопросам реализации федеральных программ в этой области; совместно с органами местного самоуправления осуществляют мероприятия по привлечению граждан, организаций и общественных объединений к оказанию содействия в решении проблем обеспечения информационной безопасности РФ; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности РФ.

Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение законодательства РФ в области обеспечения информационной безопасности РФ.

Органы судебной власти осуществляют правосудие по делам о правонарушениях, связанных с посягательствами на законные интересы личности, общества и государства в информационной сфере, и обеспечивают судебную защиту граждан и общественных объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению информационной безопасности РФ. В состав системы обеспечения информационной безопасности РФ могут входить подсистемы (системы), ориентированные на решение локальных задач в данной сфере.

Реализация первоочередных мероприятий по обеспечению информационной безопасности РФ, перечисленных в Доктрине информационной безопасности, предполагала разработку соответствующей федеральной программы. Конкретизация некоторых положений настоящей Доктрины применительно к отдельным сферам деятельности общества и государства может быть осуществлена в соответствующих документах, утверждаемых Президентом РФ [9].

Приоритетным направлением государственной деятельности в системе противодействия информационным правонарушениям является совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, которое предусматривает следующие меры: оценку эффективности применения действующих законо-

дательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их совершенствования; создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности; определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за соблюдение законодательства Российской Федерации в данной сфере; создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также

о последствиях их осуществления; разработку проектов нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий; разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о государственной службе; совершенствование системы подготовки соответствующих кадров [10].

Правовое регулирование отношений в информационной сфере должно базироваться, прежде всего, на соблюдении принципов законности, баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере. Разработка механизмов правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации включает в себя мероприятия по информатизации правовой сферы в целом. Соблюдение принципа законности требует от федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, при решении возникающих в информационной сфере конфликтов, неукоснительно руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в этой сфере. Соблюдение принципа баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере предполагает законодательное закрепление приоритета этих интересов в различных областях жизнедеятельности общества, а также использование форм общественного контроля деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и

гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, является важнейшей задачей государства. Для организации реализации государственной деятельности в данной сфере предназначена система обеспечения информационной безопасности Российской Федерации [11].

Литература.

1. СЗ РФ. - 2010. - № 46. - Ст. 6026

2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (Ч. 1).

3. См. О средствах массовой информации: Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-

I // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 1992. - № 7.-Ст. 300.

4. См. Об архивном деле в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ // СЗ РФ. - 2004. - № 43. - Ст. 4169.

5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (Ч. 1).

6. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // РГ. 1993. 25 дек.

7. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» // СЗ РФ. 2006. № 31 (Ч. 1).

8. Доктрина информационной безопасности Рос-

сийской Федерации, утв. Президентом РФ

09.09.2000 № Пр-1895 //РГ. 2000. 28 сент.

9. Доктрина информационной безопасности Рос-

сийской Федерации, утв. Президентом РФ

09.09.2000 № Пр-1895 //РГ. 2000. 28 сент.

10. См.: В.В. Ершов, Д.А. Ловцов «Информационные отношения и право» Сборник научных трудов, выпуск первый, Москва 2006 г.

11. См.: Международные аспекты информационной безопасности//Бизнес и безопасность в Росси. 2007. №46. С.63

рецензент: Филатова Людмила Васильевна

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.