Научная статья на тему 'Организационно-педагогическое обеспечение мониторинга качества обучения будущего специалиста в военном вузе'

Организационно-педагогическое обеспечение мониторинга качества обучения будущего специалиста в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество обучения будущего специалиста в военном вузе / компетентностный подход / организационно-педагогическое обеспечение мониторинга качества обучения будущего специалиста в военном вузе

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леницкий Константин Сергеевич

В статье предложена структурная модель оценки качества обучения будущего специалиста в военном вузе, представлено организационно-педагогическое обеспечение мониторинга качества обучения будущего специалиста в военном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леницкий Константин Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогическое обеспечение мониторинга качества обучения будущего специалиста в военном вузе»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Организационно-педагогическое обеспечение мониторинга качества обучения будущего специалиста в военном вузе

Леницкий К. С.

Леницкий Константин Сергеевич /Lenitskiy Konstantin Sergeevich - старший преподаватель,

кафедра вождения,

Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева Министерства обороны Российской Федерации,

Омский автобронетанковый инженерный институт, г. Омск

Аннотация: в статье предложена структурная модель оценки качества обучения будущего специалиста в военном вузе, представлено организационно-педагогическое обеспечение мониторинга качества обучения будущего специалиста в военном вузе. Ключевые слова: качество обучения будущего специалиста в военном вузе, компетентностный подход, организационно-педагогическое обеспечение мониторинга качества обучения будущего специалиста в военном вузе.

В настоящее время в военных вузах сложилась система обеспечения качества подготовки, которая включает: оценку качества образовательных программ на соответствие требованиям Вооруженных Сил РФ к военному специалисту; самостоятельный поиск преподавателем путей улучшения учебных программ на основе определения их инновационного потенциала и реальной ценности содержащихся знаний; систему контроля и оценки качества подготовки. Общепринятый порядок предполагает оценку текущих результатов достижения требуемого уровня подготовки путем аттестации, проводимой в течение всего периода обучения курсанта в вузе.

Однако подготовка будущего специалиста на основе компетентностных стандартов требует, кроме того, непрерывного отслеживания динамики формирования компетенций и возникающих затруднений в данном процессе. Этим объясняется пристальное внимание к проблеме оценки качества обучения будущего специалиста в военном вузе, решение которой может быть связано, в том числе, с осуществлением мониторинга.

В контексте нашего исследования мониторинг качества обучения будущего специалиста в военном вузе на основе компетентностного подхода понимается нами как педагогическая система регулярного сбора, хранения, обработки информации о состоянии и развитии профессиональной компетентности будущего военного специалиста, оценки уровня сформированности составляющих ее компетенций.

Основная идея мониторинга заключается в обеспечении управления развитием профессиональной компетентности, а также в мотивации будущего военного специалиста на профессионально-личностное самосовершенствование, формирование новых образовательных и профессиональных потребностей.

Мониторинг качества обучения будущего специалиста в военном вузе в контексте компетентностного подхода еще только начинает интересовать исследователей, хотя и выступает предметом изучения в отдельных работах (Ю. В. Ахметшина, К. Э. Казарьянц, А. В. Малыгин, И. В. Овсянников, Е. В.Сергеева, Н. А. Чечева и др.).

Поскольку для теоретического уровня научного познания свойственно оперирование модельными представлениями об изучаемом явлении, воспользуемся методом педагогического моделирования.

| 87 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015

Анализ теоретических исследований (Ю. В. Ахметшина, В. Г. Горб, К. Э. Казарьянц, Е. В. Крылова, А. В. Малыгин, О. Е. Пермяков, Е. В.Сергеева, Н. А. Чечева и др.) и существующей вузовской практики дал возможность представить мониторинг качества обучения будущего специалиста в военном вузе как педагогическую систему, которую составляют функционально-целевой, субъектный, процессуально-деятельностный, инструментально-методический и результативный компоненты [1, 2, 3, 4] (рисунок 1).

Рис. 1. Структурно-функциональная модель мониторинга качества обучения будущего специалиста в военном вузе на основе компетентностного подхода

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015 | 88 |

Раскроем характеристики компонентов мониторинга качества обучения будущего специалиста в военном вузе как системы.

1. Функционально-целевой компонент - включает несколько составляющих: цель и задачи, функции и принципы мониторинга, нормы качества подготовки будущего специалиста в военном вузе.

2. Субъектный компонент - определяет субъектов, участвующих в оценочной деятельности. Субъектами мониторинга качества обучения будущего военного специалиста выступают руководство вуза, координирующее подразделение, преподаватели, курсанты, заказчик - Вооруженные Силы РФ.

3. Процессуально-деятельностный компонент - определяет этапы мониторинга с соответствующей системой оценочных действий.

4. Инструментально-методический компонент - объединяет используемые методы, средства и технологии оценки качества обучения (обеспечивающие упорядоченность и целостность оценки), способы представления результатов; критерии и показатели оценки качества подготовки будущего специалиста в военном вузе.

5. Результативный компонент - отражает достигнутый уровень подготовки. Требуемый результат мониторинга - точная, объективная и своевременная информация о качестве обучения будущего специалиста в военном вузе в соответствии с требованиями ФГОС, личности, общества и государства.

Теоретическое обоснование мониторинга качества обучения будущего специалиста не может не учитывать специфики его осуществления в военном вузе, при этом немаловажной является и возможность в стимулирующих целях использовать в военном вузе социальное или экономическое воздействие на личность обучающегося в зависимости от его учебных успехов, что может качественно изменить содержание управления результатами образовательного процесса. Сложность состоит в том, что организация целенаправленного и адресного социального или экономического воздействия на курсантов с целью активизации их учебно-профессиональной деятельности повышает требования к управлению качеством обучения будущего специалиста за счет необходимости разработки обоснованных решений и придания им ясного социально-экономического содержания. В то же время, хотя подобные организационные меры приведут за собой повышение индивидуальной ответственности непосредственных руководителей за принятое решение, принятые и доведенные до курсантов решения будут стимулировать их деятельность по достижению наилучших результатов в процессе обучения.

Использование рейтинга как числового или порядкового показателя, не допускающего одинаковой оценки за разный уровень учебных достижений, может способствовать получению курсантом морального и материального удовлетворения от полученного результата. Его использование, например, позволяет своевременно выявлять курсантов, не мотивированных на достижение высокого результата в обучении или продолжение обучения в военном вузе, и организовывать целенаправленное и планомерное педагогическое воздействие на них. Это очень важно, так как выполнение вузом заказа на подготовку квалифицированных военных специалистов представляет большую ценность для количественной оценки эффективности управления образовательным процессом в силу своего влияния на результаты аттестации и на продление разрешения (лицензии) на право ведения вузом образовательной деятельности.

Названные основания обусловили необходимость разработки организационно -педагогического обеспечения мониторинга качества обучения будущего специалиста в военном вузе, краткое описание которого можно представить следующими методами.

Основная идея метода оценки качества обучения специалиста по нормативному уровню профессиональной компетенции заключается в увязке соответствующим образом между собой начального показателя (набор курсантов на 1-й курс - Ио), одного из промежуточных показателей качества обучения будущего специалиста (ИоГ) и требуемого конечного показателя качества подготовки выпускников (УПК1) (рисунок 2).

| 89 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015

R70

Рис. 2. Траектории качества обучения будущего специалиста при УПК5=70%, 50% и 35%

Примечание. 1 - траектория равномерного уменьшения численности курсантов с высоким уровнем сформированном^ профессиональной компетентности по срокам обучения; 2, 3 и 4 -траектории качества обучения будущих специалистов при УПК5=70, 50 и 35%; 5 - реализуемая траектория качества обучения будущих специалистов при УПК5 = 64%; А и Б - области с низким уровнем качества обучения; В - область с достаточным уровнем качества обучения; Г -область с высоким уровнем качества обучения.

В этом случае появляется реальная возможность оценивать качество обучения будущего специалиста по периодам обучения.

Установленные траектории образуют области А, Б, В и Г, с помощью которых оценивается качество обучения. Если практическая численность курсантов i-го курса с высоким уровнем сформированности профессиональной компетентности попадает в области А и Б, а также в В или Г, то качество подготовки будущего специалиста в военном вузе соответственно оценивается как «низкий», «достаточный» или «высокий».

На уровне органов управления вузом могут использоваться обобщенные сведения за курс обучения, то есть сведения, содержащие информацию об успеваемости курсантов в целом по годам обучения. Располагая такой информацией, руководство вуза может разрабатывать целесообразные мероприятия по выполнению государственного заказа на подготовку специалистов не ниже требуемых норм.

Предлагаемый метод оценки эффективности управления выполнением заказа на подготовку квалифицированных специалистов предполагает графоаналитическую работу, основанную на использовании следующих показателей заказа на подготовку квалифицированных специалистов (ЗПС):

- численность выпуска специалистов (№с, %);

- качество обучения специалистов (Кос, %).

При этом управление качеством обучения будущего специалиста может быть оптимальным, рациональным и нерациональным. Такая оценка позволяет обоснованно выполнить анализ хода выполнения заказа, установить причины, по которым не были достигнуты цели, и разработать целесообразные меры, направленные на достижение требуемых результатов (рисунок 3).

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015 | 90 |

Если результат оценки попадает в области А, Б, В или Г, то управление выполнением заказа на подготовку квалифицированных специалистов в целом в вузе соответственно оценивается как «рациональное по количеству», «оптимальное», «рациональное по качеству» или «нерациональное».

Использование предлагаемых методов будет в свою очередь эффективным, если оно будет сопровождаться индивидуальным воздействием на обучающихся и на учебный коллектив в целом.

Рис. 3. Оценка эффективности управления выполнением заказа на подготовку квалифицированных специалистов

Такая задача может быть решена путем внедрения метода экономической оценки индивидуального уровня сформированности профессиональной компетентности будущего специалиста, с помощью которого можно согласовать достигнутый курсантом уровень с величиной его денежного довольствия (рисунок 4).

Для согласования достигнутого курсантом рейтинга с величиной денежного довольствия необходимо на поле первого квадранта нанести достигнутый курсантом рейтинг (Р1). Далее перенести его на поле второго квадранта. Точка пересечения линий укажет величину денежного довольствия в соответствии с достигнутым рейтингом.

| 91 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015

Рис. 4. Экономическая оценка уровня индивидуальной подготовленности курсанта

Полученные таким образом результаты представлены в таблице 1.

Проведенное обоснование мониторинга качества обучения будущего специалиста в военном вузе позволяет подчеркнуть, кроме цикличности, еще такие его важные свойства, как открытость, системность и технологичность.

В процессе осуществления мониторинга идет постоянный обмен информацией с системой управления вузом. Непрерывное научно обоснованное диагностикопрогностическое слежение за состоянием, развитием процесса обучения осуществляется в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения [5].

Таблица 1. Соответствие величины денежного довольствия и достигнутого рейтинга

Наименование Значения рейтинга и величина денежного довольствия

Баллы рейтинга 10-19 20-29 30-39 40-49 50-59 60-84 85 и более

Величина денежного довольствия от нормы, % 21-40 41-50 51-60 61-70 71-75 100 100 и премия

Системность характеризует мониторинг как целостный процесс, который является частью более общего целого - образовательного процесса вуза и подсистемой управления качеством подготовки [6].

Эффективность информационного обмена, т. е. открытость мониторинга как системы, обеспечивает эффективность управления, направленного, в том числе, на определение содержания деятельности, способствующей оптимальному развитию профессиональной компетентности на основе полученного прогноза, предупреждению негативных тенденций.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015 | 92 |

Мониторинг представляет собой, по сути, целостный, завершенный процесс оценочной деятельности в виде последовательности процедур, направленных на гарантированное получение достоверной информации о качестве обучения будущего специалиста в военном вузе. Содержательно и во временном аспекте мониторинг как технология связан с процессом улучшения качества обучения, с непрерывным совершенствованием самих контрольно-оценочных процедур и средств оценки в связи с изменениями в образовательной системе вуза.

Имея общие характеристики, мониторинг в конкретном вузе носит индивидуальные, особенные черты, обусловленные спецификой образовательного процесса, педагогического коллектива и материально-технической базы образовательного учреждения. Однако технологичность мониторинга позволяет осуществлять его в различных вузах.

Таким образом, мониторинг качества обучения будущего специалиста в военном вузе выступает, с одной стороны, как система, а с другой стороны, как процесс, представляющий собой последовательное осуществление сбора разносторонней информации о качестве обучения будущего специалиста, ее обработки,

систематизации, глубокого анализа, оценки, интерпретации, прогноза дальнейшего развития и выработки мер по коррекции процесса обучения.

Литература

1. Ахметшина Ю. В. Компетенции студентов как объект мониторинга в

экономическом вузе / Ю. В. Ахметшина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 2. - С. 21-24.

2. Горбенко С. И. Управление качеством подготовки специалистов в условиях стандартизации образования на примере военно-инженерного ВУЗа: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Горбенко Сергей Иванович. - Ставрополь, 2002. - 22 с.

3. Казарьянц К. Э. Мониторинг в условиях инновационной педагогической

деятельности преподавателя вуза / К. Э. Казарьянц // Фундаментальные

исследования. - 2008. - № 9 - С. 73-75.

4. Крылова Е. В. Внутренний мониторинг качества профессиональной подготовки студентов инженерного вуза: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Крылова Елена Владимировна. - М., 2009. - 221 с.

5. Основы педагогических технологий: Краткий толковый словарь / под ред. А. С. Белкина. - Екатеринбург: Екатеринбургский гос. пед. ун-т, 1995. - 22 с.

6. Субетто А. И. Система управления качеством в вузе (модель) / под ред. Н. А. Селезневой и А. И. Субетто; 2-е изд. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки спец-тов, 2003. - 25 с.

Роль методической компетенции учителя в обеспечении качественной реализации профессионально-педагогических задач

Икоева М. И.

Икоева Марина Ибрагимовна / Ikoeva Marina Ibragimovna - магистрант, кафедра педагогики, психолого-педагогический факультет, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ

Аннотация: в статье даётся оценка роли методической компетенции учителя в обеспечении качества решения задач воспитания и обучения.

Ключевые слова: деятельностный подход, компетентность, компетенция,

самообразование, анализ, прогноз, конструкт, проект, план.

| 93 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.