Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котряхов Николай Васильевич, Жемчуева Наталья Сергеевна

Актуальность и значимость исследования обусловлены тенденциями развития российского образования. Инновационное образование ориентировано на формирование личности, готовой к переменам в обществе посредством совершенствования творческих способностей, создания мотивации к непрерывному образованию, способности к эффективной коммуникации и сотрудничеству с другими людьми. Смена образовательных парадигм означает отказ от традиционного понимания образования как получения готового знания. Образование - достояние личности, средство ее развития и самореализации. В связи с этим изменяются все компоненты образовательной парадигмы: подходы, цели, методы и приемы, технологии, средства обучения. В российском образовании эти изменения привели к признанию личностно ориентированного и системно-деятельностного подходов в качестве ведущих в образовании, что получило закрепление в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования. Важную роль на всех ступенях школьного образования стала играть проектная деятельность как фактор развития универсальных учебных действий обучающихся. Одним из направлений проектной деятельности является социальное проектирование, направленное на создание условий для социальных проб личности. В связи с этим возникает вопрос: каковы условия успешной реализации технологии социального проектирования в современной общеобразовательной школе? Цели исследования: уточнение понятия «технология социального проектирования» в контексте мирового и российского опыта, рассмотрение организационно-педагогических условий ее успешного применения в образовательном процессе основной школы. В данном исследовании применялся комплексный подход, включающий анализ научной литературы по данной теме, а также метод анкетирования, позволяющий определить практический уровень реализации организационно-педагогических условий в образовательных организациях. В статье представлены основные элементы технологии социального проектирования и ее этапы, рассмотрен комплекс организационно-педагогических условий ее успешной реализации, проанализированы результаты анкетирования педагогов, направленного на изучение реальных условий в образовательных организациях. Работа имеет теоретическую значимость, так как характеризует технологию социального проектирования в контексте использования проектного метода, а также развития ведущих тенденций образования в России. Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы для совершенствования организационно-педагогических условий в образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котряхов Николай Васильевич, Жемчуева Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL АND PEDAGOGICAL CONDITIONS TO APPLY SOCIAL PROJECT MANAGEMENT METHODS IN MIDDLE SCHOOL

The relevance and significance of the study are determined by the trends in the development of Russian education. This innovative education is aimed at formation of a person who is ready to changes in social environment due to development of his or her creative abilities, formation of motivation for continuous education, effective communication and collaboration abilities. Change of educational paradigms means refusal from traditional understanding of education as a way to get a ready-made knowledge. Education is a property of a person, a means of his or her development and self realization. All components of the educational paradigms require hence changes in educational approaches, methods and practices, as well as technologies and aids. These changes resulted in the recognition that the student-centered and systemic activity-oriented approaches are the leading ones in the Russian education system, which was documented in the State Educational Standard. The project activities became important on all stages of school education as a factor affecting the development of students' universal learning activities. The social project management is one of the project activities areas and it is designed to create conditions for a person to improve his/her social competences through social activities. In this connection there arises a question, what are the conditions for successful application of social project management methods in modern middle school. The aim of the research is to understand and to give a precise definition of the term 'social project management technologies' in the context of the world and Russian experience, so as review of organizational and pedagogical conditions and their successful implementation in the middle school educational process. The present research followed a complex approach, including research studies and scholarly works concerning the topic, as well as questionnaire method which made it possible to determine practical basis to apply organizational and pedagogical conditions at educational institutions. The present article reveals general elements of the social project management technologies and their stages, as well as a number of organizational and pedagogical conditions for their successful application, presents the analysis of teachers' questionnaires aimed to study real conditions in educational institutions. The theoretical relevance of the research is in characteristics of the social project management methods with reference both to project method and to leading educational tendencies in Russia. The practical relevance of the research allows us to use the obtained results for improvement of organizational and pedagogical conditions in educational institutions.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2022, № 04 (апрель) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 221029 DOI: 10.24412/2304-120X-2022-110229 УДК 37.013

Организационно-педагогические условия реализации технологии социального проектирования в основной школе

Organizational аnd Pedagogical Conditions to Apply Social Project Management Methods In Middle School

Авторы статьи

Котряхов Николай Васильевич,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия ORCID: 0000-0002-7344-6826 n248kirov@gmail.com

Жемчуева Наталья Сергеевна,

аспирант ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия ORCID: 0000-0001-8392-2171 zobnina_natasha@mail.ru

Authors of the article Nicolay V. Kotryakhov,

Doctor of Education, Professor, Department of Pedagogy, Vyatka State University, Kirov, Russia ORCID: 0000-0002-7344-6826 n248kirov@gmail.com

Natalya S. Zhemchueva,

Post-graduate Student, Vyatka State University, Kirov, Russia

ORCID: 0000-0001-8392-2171 zobnina_natasha@mail.ru

Конфликт интересов

L

Conflict of interest statement

H. В. Котряхов является членом редакционного совета журнала «Концепт».

N. V. Kotryakhov is a member of the editorial board of the "Concept" journal.

Для

цитирования

For citation

L

Котряхов Н. В., Жемчуева Н. С. Организационно-педагогические условия реализации технологии социального проектирования в основной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 04. С. 152-169. URL: http://e-koncept.ru/2022/221029.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11029

N. V. Kotryakhov, N. S. Zhemchueva, Organizational and Pedagogical Conditions to Apply Social Project Management Methods In Middle School // Scientific-methodological electronic journal "Concept". 2022. No. 04. P. 152-169. URL: http://e-koncept.ru/2022/211029.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11029

Поступила в редакцию Received 14.02.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 25.03.22

Принята к публикации Accepted for publication 25.03.22 Опубликована Published 30.04.22

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2022 © Котряхов Н. В., Жемчуева Н. С., 2022

Аннотация

Актуальность и значимость исследования обусловлены тенденциями развития российского образования. Инновационное образование ориентировано на формирование личности, готовой к переменам в обществе посредством совершенствования творческих способностей, создания мотивации к непрерывному образованию, способности к эффективной коммуникации и сотрудничеству с другими людьми. Смена образовательных парадигм означает отказ от традиционного понимания образования как получения готового знания. Образование - достояние личности, средство ее развития и самореализации. В связи с этим изменяются все компоненты образовательной парадигмы: подходы, цели, методы и приемы, технологии, средства обучения. В российском образовании эти изменения привели к признанию личностно ориентированного и системно-деятельностного подходов в качестве ведущих в образовании, что получило закрепление в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования. Важную роль на всех ступенях школьного образования стала играть проектная деятельность как фактор развития универсальных учебных действий обучающихся. Одним из направлений проектной деятельности является социальное проектирование, направленное на создание условий для социальных проб личности. В связи с этим возникает вопрос: каковы условия успешной реализации технологии социального проектирования в современной общеобразовательной школе? Цели исследования: уточнение понятия «технология социального проектирования» в контексте мирового и российского опыта, рассмотрение организационно-педагогических условий ее успешного применения в образовательном процессе основной школы. В данном исследовании применялся комплексный подход, включающий анализ научной литературы по данной теме, а также метод анкетирования, позволяющий определить практический уровень реализации организационно-педагогических условий в образовательных организациях. В статье представлены основные элементы технологии социального проектирования и ее этапы, рассмотрен комплекс организационно-педагогических условий ее успешной реализации, проанализированы результаты анкетирования педагогов, направленного на изучение реальных условий в образовательных организациях. Работа имеет теоретическую значимость, так как характеризует технологию социального проектирования в контексте использования проектного метода, а также развития ведущих тенденций образования в России. Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы для совершенствования организационно-педагогических условий в образовательных организациях.

Ключевые слова

метод проектов, проектная деятельность, социальное проектирование, проектная технология, технология социального проектирования, организационно-педагогические условия технологии социального проектирования

Благодарности

Авторы выражают благодарность коллективу МБОУ «Художественно-технологический лицей» (г. Киров), а также МКОУ «Повенецкая СОШ» (Республика Карелия) за помощь в организации исследования.

Abstract

The relevance and significance of the study are determined by the trends in the development of Russian education. This innovative education is aimed at formation of a person who is ready to changes in social environment due to development of his or her creative abilities, formation of motivation for continuous education, effective communication and collaboration abilities. Change of educational paradigms means refusal from traditional understanding of education as a way to get a ready-made knowledge. Education is a property of a person, a means of his or her development and self realization. All components of the educational paradigms require hence changes in educational approaches, methods and practices, as well as technologies and aids. These changes resulted in the recognition that the student-centered and systemic activity-oriented approaches are the leading ones in the Russian education system, which was documented in the State Educational Standard. The project activities became important on all stages of school education as a factor affecting the development of students' universal learning activities. The social project management is one of the project activities areas and it is designed to create conditions for a person to improve his/her social competences through social activities. In this connection there arises a question, what are the conditions for successful application of social project management methods in modern middle school. The aim of the research is to understand and to give a precise definition of the term 'social project management technologies' in the context of the world and Russian experience, so as review of organizational and pedagogical conditions and their successful implementation in the middle school educational process. The present research followed a complex approach, including research studies and scholarly works concerning the topic, as well as questionnaire method which made it possible to determine practical basis to apply organizational and pedagogical conditions at educational institutions. The present article reveals general elements of the social project management technologies and their stages, as well as a number of organizational and pedagogical conditions for their successful application, presents the analysis of teachers' questionnaires aimed to study real conditions in educational institutions. The theoretical relevance of the research is in characteristics of the social project management methods with reference both to project method and to leading educational tendencies in Russia. The practical relevance of the research allows us to use the obtained results for improvement of organizational and pedagogical conditions in educational institutions.

Key words

project method, project activities, social project management, project technologies, social project technologies, organizational and pedagogical conditions in social project management

Acknowledgements

The authors are grateful to the staff of the "Artistic and Technological Lyceum" (Kirov), as well as to the educational institution "Povenets secondary school" (Republic of Karelia) for their help in organizing the research.

Введение / Introduction

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, в основе которого лежат системно-деятельностный и личностно ориентированный подходы, утверждает, что комплекс результатов освоения основной общеобразовательной программы (предметные, метапредметные и личностные результаты) достигается в процессе активной самостоятельной деятельности обучающихся [1]. В действующих в настоящее время образовательных стандартах 2010 года особое внимание уделяется формированию общеучебных умений и использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. В связи с этим проектная деятельность - важная составляющая образовательного процесса. Проектная деятельность является инновационной, творческой деятельностью, так как предполагает преобразование реальности, поэтому в современном образовательном процессе остро стоит вопрос научно-методических основ применения данной технологии.

Социальное проектирование как направление во внеурочной деятельности учащихся основной школы включает подготовку, планирование, реализацию и анализ отдельных мероприятий (или их совокупности), направленных на совершенствование социального (в том числе образовательного и культурного) пространства, в котором находятся участники образовательного процесса, как в учебном заведении, так и вне его. Социальные проекты обучающихся призваны изменить или существенно улучшить окружающую действительность средствами, доступными обучающимся основной школы.

В связи с этим чрезвычайно важна готовность как образовательной организации, так и отдельных педагогов к применению технологии социального проектирования в образовательном процессе. Анализ организационно-педагогических условий позволяет определить уровень данной готовности и круг потенциальных организационных затруднений в процессе применения указанной технологии.

Обзор литературы / Literature review

Традиционно использование проектного метода в работе с учащимися связывают с именами американского педагога Джона Дьюи [2] и Уильяма Килпатрика [3]. Основная идея метода заключается в обучении детей в процессе активной целесообразной деятельности, направленность которой обусловлена интересами ученика. Такое обучение должно иметь ярко выраженный практико-ориентированный характер, так как отправной точкой проекта становилась проблема, взятая из реальной жизни, понятная ребенку и имеющая для него значение.

В частности, Е. С. Полат и М. Ю. Бухаркина отмечают, что указанная идея была распространена не только в американских, но и российских, а позднее советских школах преимущественно с начала 20-х годов и до 30-х годов XX века: «Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. Постановлением ЦК ВКП(б) от 1931 года метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в практике» [4].

Однако, как отмечает В. В. Гузеев, в советское время «в рамках внеурочной общественно полезной деятельности проводились порой мероприятия, по существу представляющие собой реализацию проектов» [5].

Проектному методу и проектным технологиям в обучении, в том числе технологии социального проектирования, посвящено немало отечественных и зарубежных исследований. В зависимости от объекта исследования и поставленных задач их можно разделить на несколько групп. Из современных зарубежных публикаций о практическом применении проектного метода в педагогике можно выделить работу М. Холма, подчеркивающего важность личностно ориентированного подхода при реализации данного метода [6], а также статью Малгорзаты Прзибиш-Зарембы и Макея Колоджейски «Метод проектов в образовательной практике», характеризующую этапы проектной технологии, ролей учителя и ученика, результаты применения в школах Польши [7]. В российской научной литературе модель интеграции проектного образования в образовательный процесс представлена в работе Ю. В. Громыко [8].

Ряд исследований посвящен истории становления проектного метода, периодизации, определению понятийного аппарата проектного метода. К таким работам можно отнести работы как зарубежных авторов (М. Линн и др. [9]), так и отечественных: В. С. Зайцева [10], Е. А. Пеньковских [11], Л. Ф. Зиангировой [12].

В. С. Зайцев, анализируя историю становления проектного метода, в работе уточняет понятийный аппарат, приводит современные классификации проектов, анализирует практическое применение проектного метода в высшей школе [13].

Е. А. Пеньковских уточняет периодизацию становления метода проектов в школе, проводит сравнительный анализ применения проектной технологии в русской и американской школе [14].

Л. Ф. Зиангирова подробно описывает феномен метода проектов в русской и зарубежной школе, приводит подробный обзор русских и зарубежных исследований [15].

Современные зарубежные исследователи также нередко обращаются к проблемам применения проектного метода в школьном обучении, отмечая его значительный развивающий потенциал. Нередко зарубежные исследования рассматривают частные аспекты данного метода, опираясь на организационно-педагогические условия образовательных организаций своей страны. Так, в исследовании Ш. Б. Албара и Дж. Э. Саускот анализируется связь между применением проектного обучения на специальных проектных уроках исследования и развитием творческих способностей обучающихся [16]. М. Ушер и М. Барак обращают внимание на роль групповой работы в проектном обучении, в том числе в сетевых проектах [17]. Исследователи Петра Пейич и Милена Валенчич (Словения) рассматривают личностно ориентированный подход в качестве важнейшего условия эффективного проектного обучения [18].

Отдельную группу работ представляют труды, посвященные социальному проектированию и педагогической технологии социального проектирования. Философские и теоретико-методологические основы технологии социального проектирования рассмотрены в работах А. Г. Асмолова [19] и Г. А. Антонюка [20]. Методические пособия В. И. Курбатова [21] и В. А. Лукова [22] посвящены методике организации социальной проектной деятельности. Ю. В. Громыко, В. В. Рубцов, А. А. Марголис подчеркивают роль деятельностного подхода в формировании школы будущего как экосистемы развивающихся детско-взрослых сообществ, анализируют влияние различных социальных общностей на становление личности подростка [23].

Особо хочется отметить работы, описывающие практический опыт применения технологии социального проектирования в основной школе и в дополнительном образовании. Подробное описание технологии социального проектирования содержится в статье Р. Т. Макаровой [24], посвященной применению данной технологии в учреждении дополнительного образования. В работе раскрыты цели и задачи социального проектирования, поэтапное описание технологии, приведены примеры из опыта практического применения.

В статье П. М. Горева и Е. В. Козловой [25] представлен опыт применения технологии социального проектирования в МОАУ «Лицей № 21» г. Кирова, раскрыты организационные вопросы, приведена программа внеурочной деятельности, направления социальной проектной деятельности, охарактеризованы лучшие проекты учащихся.

В свою очередь, монография Е. А. Коноваловой и Н. Ю. Перевышиной [26] раскрывает социокультурное направление технологии социального проектирования, которое развивается на базе детской школы искусств, в качестве средства, формирующего положительный имидж образовательной организации. В работе рассмотрены как организационные вопросы, так и примеры успешных социокультурных проектов.

Важность социального партнерства как средства профилактики правонарушений в работе с подростками группы риска и средства формирования социальной ответственности проанализирована в статье С. В. Пазухиной, К. С. Шалагиновой, Е. В. Декиной [27].

Таким образом, можно сделать вывод, что отдельные аспекты проектного обучения представляют значительный интерес как для русских, так и для зарубежных исследователей. Особенную актуальность вопросы, связанные с применением проектных технологий (в том числе технологии социального проектирования), приобрели в связи с введением ФГОС, поэтому изучение теоретического и практического опыта применения проектных технологий является необходимым условием реализации требований ФГОС.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

В исследовании использовались следующие методы: теоретико-методологический анализ и синтез имеющейся специальной отечественной и зарубежной научно-методической литературы, концептуальный анализ научных статей и публикаций. Был проведен междисциплинарный научно-теоретический анализ проблемы по тематике исследования, в результате которого был обоснованно сделан вывод о необходимости разработки организационно-педагогических условий для эффективного использования технологии социального проектирования во внеурочной деятельности обучающихся основной школы. В рамках исследования на базе кафедры педагогики Вятского государственного университета было проведено анкетирование учителей с целью определить уровень соответствия реальных организационно-педагогических условий учреждения основного общего образования задачам социального проектирования. В анкетировании приняли участие 43 учителя. Исследование проводилось в несколько этапов. Подготовительный этап включал анализ научной литературы по данной тематике, разработку анкеты, на основном этапе было проведено анкетирование учителей, на завершающем этапе была выполнена обработка и анализ полученных результатов.

Результаты исследования / Research results

Несмотря на то что система воспитательной работы в школе реализуется как в урочной, так и во внеурочной деятельности, эти компоненты не являются равнозначными. Несомненно, внеурочная деятельность не так строго ограничена временными

и содержательными рамками, как урок, поэтому обладает гораздо большим потенциалом в контексте реализации личностно ориентированного подхода. В настоящее время внеурочная деятельность осуществляется в соответствии с действующим ФГОС по таким направлениям, как духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. В каждом из этих направлений возможно весьма эффективное применение проектных технологий, в том числе технологий социального проектирования.

Социальное проектирование в образовательной организации - это деятельность, включающая «подготовку, планирование, реализацию и анализ отдельных мероприятий (или их совокупности), направленных на совершенствование социального (в том числе образовательного и культурного) пространства, в котором находятся участники образовательного процесса как в образовательной организации, так и вне её» [28].

Как и любая другая деятельность, социальное проектирование осваивается подростком постепенно, последовательно проходя три уровня социального взаимодействия: социальная проба, социальная практика и социальный проект.

Социальная проба - вид взаимодействия, направленный на получение информации о социальных объектах.

Социальная практика - это вид взаимодействия, направленный на освоение и отработку социальных навыков.

Социальный проект - один из наиболее сложных типов проектирования. Проектная деятельность предполагает в процессе создания и осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, социально значимого продукта.

При этом социальное проектирование как разновидность проектной деятельности опирается на принципы, присущие проектной деятельности в целом:

1. Цельность, временная и структурная завершенность (достижение конечного результата в виде продукта, качественно нового для обучающегося).

2. Практическая направленность (прямая связь проекта с реальной жизнью, реальная практическая деятельность, а не ее моделирование).

3. Добровольность (ситуация реального интереса, добровольная деятельность подростка, активное использование игровых компонентов, повышающих мотивацию).

Работа над социальным проектом в соответствии с технологией социального проектирования проходит ряд обязательных этапов. Начало социального проектирования связано с обнаружением реальных затруднений или противоречий. Нередко затруднения осознаются в результате социальных проб и практик. На основании выявленного затруднения формулируется проблема, которая может стать предметом социального проекта. В отличие от затруднения, которое всегда возникает в субъектном опыте обучающегося и имеет ярко выраженный личностный характер, проблема, как правило, распространяется на определенную социальную группу. На основании выявленной проблемы формулируется гипотеза как ведущая идея, которая позволяет разрешить существующее противоречие.

Затем гипотеза конкретизируется в цели и задачах, содержащих конкретные этапы и план действий, направленных на разрешение проблемы. Далее, на этапе собственно социального проектирования, происходит формирование рабочих групп, определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества», выполняются практические действия по реализации социального проекта. Указанный этап обеспечивает получение продукта. На завершающем этапе происходит оформление результатов, презентация проекта, групповое обсуждение. Этапы работы над социальным проектом можно представить в виде таблицы (см. табл. 1).

Таблица 1

Этапы работы над социальным проектом в соответствии с технологией социального проектирования

Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап

1. Выявление трудностей. 2. Осознание проблемы. 3. Формулировка гипотезы. 4. Постановка цели и задач. 5. Составление пошагового планирования деятельности 1. Формирование рабочих групп и распределение обязанностей. 2. Определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества». 3. Практические действия, направленные на реализацию социального проекта и получение продукта 1. Оформление результатов проекта. 2. Презентация проекта. 3. Обсуждение полученных результатов, выявление трудностей, являющихся «точками роста» для новых проектов

Социальные проекты отличаются значительным разнообразием. Существует несколько классификаций социальных проектов в зависимости от ведущего признака. Подробно вопросы классификации рассмотрены в статье Е. П. Макаровой «Современные подходы к классификации социального проектирования» [29]. Исследователь классифицирует проекты в зависимости от следующих классификационных критериев: стратегия проектирования, характер изменений, направление деятельности, финансирование, масштаб, география, сроки реализации проекта.

Таблица 2

Классификация социальных проектов

Классификационный критерий Типы социальных проектов

Стратегия проектирования Охранительные

Инъекционные

Характер изменений Инновационные

Традиционные

Направление деятельности Образовательные

Научно-технические

Культурные

Источники финансирования Инвестиционные

Спонсорские

Кредитные

Бюджетные

Благотворительные

Смешанного финансирования

Масштаб проекта Микропроекты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Малые проекты

Средние проекты

Мегапроекты

География проекта Локальные

Региональные

Государственные

Междунар одные

Сроки реализации проекта Краткосрочные

Среднесрочные

Долгоср очные

В социальном проектировании в образовательной организации наиболее важной является классификация социальных проектов по направлению деятельности, так как в этом случае проекты соотносимы с направлениями воспитательной работы

и внеурочной деятельности в образовательной организации. В частности, П. М. Горев и Е. В. Козлова [30] выделяют следующие типы социальных проектов в образовательной организации: социально-образовательные, эколого-социальные и спортивно-оздоровительные, социально-коммуникативные, социокультурные проекты.

Успешная реализация технологии социального проектирования в школе требует соблюдения ряда организационно-педагогических условий. По определению О. В. Галкиной [31] организационно-педагогические условия - это «совокупность взаимосвязанных информационных комплексов (предпосылок, обстановки, требований), создаваемых субъектом-руководителем на управленческом уровне и обеспечивающих управление педагогами и их профессиональной деятельностью, а также обучаемыми и их деятельностью по достижению образовательных целей». Другой исследователь, Е. Н. Бояров, выделяет следующие группы организационно-педагогических условий: нормативно-правовые, мотивационные, организационно-методические, кадровые, материально-технические и результативно-оценочные [32].

Нормативно-правовые условия включают в себя наличие нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию социального проектирования как направления внеурочной деятельности образовательной организации. На сегодняшний день в эту базу входят следующие нормативно-правовые акты:

Федеральный закон «Об образовании в РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 [33]; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [34].

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений [35].

Основные задачи внеурочной деятельности, организационные условия ее реализации и организационные модели подробно изложены в Письме Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» [36].

Санитарно-гигиенические требования, наполняемость групп, требования по охране здоровья обучающихся представлены в следующих документах:

СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [37].

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676) [38].

Национальный воспитательный идеал, ведущие национальные нравственные ценности, цели, задачи, принципы воспитательной работы отражены в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» [39].

На сегодняшний день указанные условия являются едиными для всех образовательных учреждений и регламентируют все аспекты организации внеурочной деятельности. В случае необходимости могут создаваться локальные акты образовательного учреждения, не противоречащие вышеуказанным.

Мотивационные условия включают в себя создание атмосферы положительного отношения к участию в социальном проектировании посредством стимулирования активных участников, популяризации успешно реализованных проектов. Мотиваци-онная основа социальной проектной деятельности включает в себя несколько элементов: сосредоточение внимания на проблеме; осознание личностно значимого смысла

предстоящей работы; осознание выбора внутреннего мотива; целеполагание; осуществление действий, направленных на удовлетворение духовных потребностей и соответствующих индивидуальным интересам, способностям и возможностям; осознание уверенности в правильности своих действий, заключающееся в стремлении к успешной реализации социального проекта. Мотивационные условия играют важную роль, так как обеспечивают добровольное участие и активную позицию субъектов социальной проектной деятельности.

Организационно-методические условия включают в себя методы, технологии, приемы и формы работы, обеспечивающие достижение предметных, метапредметных и личностных результатов средствами социального проектирования. В качестве примера можно привести использование разноуровневых проектных задач в процессе организации индивидуальной и групповой работы обучающихся, использование современных личностно ориентированных технологий, обсуждение, планирование и реализацию совместной деятельности как внутри педагогического коллектива, так и с внешними специалистами, создание соответствующей системы организации социального проектирования как направления внеурочной деятельности. Важным организационно-методическим условием является обеспечение субъектов социальной проектной деятельности информационными образовательными ресурсами: научной, научно-популярной, методической и периодической литературой, доступом к безопасным сетевым ресурсам, возможность сетевого информационного обмена между педагогами и обучающимися разных образовательных организаций.

Кадровые условия необходимы для успешного педагогического сопровождения социального проектирования в образовательной организации. Педагог в социальном проектировании выступает как субъект совместной деятельности. Его позиция - сотрудничество, оказание экспертной, консультационной и организационной помощи обучающимся. Смена традиционного общения с позиции старшего на позицию равного требует от педагога гибкости коммуникативных навыков, умения принять самостоятельность подростка. Педагог также должен владеть навыками использования информационно-образовательной среды, ориентироваться в современных мультимедийных ресурсах и их программном обеспечении, планировать реализацию внеурочной деятельности с использованием указанных возможностей.

Материально-технические условия включают в себя создание необходимой материально-технической базы (компьютеры, различные технические устройства; средства мультимедиа, информационно-телекоммуникационная структура образовательной организации).

Результативно-оценочные условия включают в себя разнообразные виды диагностики процесса и результатов внеурочной деятельности обучающихся. Внеурочная деятельность не предполагает традиционной либо балльной системы оценивания, но при этом очень важно выявить уровень сформированности универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС. Методы такого мониторинга могут быть различными: презентации и защита проектов, беседы, балльно-рейтинговое оценивание в специально разработанных волонтерских книжках.

Организационно-педагогические условия реализации предлагаемой технологии социального проектирования, по нашему мнению, включают в себя не только совокупность указанных ранее условий, но и готовность педагога взаимодействовать с обучающимися с позиции педагогики сотрудничества, владение педагогом технологией со-

циального проектирования; владение диагностиками результатов внеурочной деятельности; уверенное владение педагогом навыками использования информационно-образовательной среды и мультимедийными ресурсами; обеспеченность информационными научными и методическими ресурсами; возможность сетевого обмена с педагогами и обучающимися других образовательных учреждений; обеспечение материально-техническими ресурсами, необходимыми для успешной реализации технологии социального проектирования.

Таким образом, организационно-педагогические условия представляют собой комплекс ресурсов, обеспечивающий включение педагога и обучаемого в целенаправленный образовательный процесс. Выявление организационно-педагогических условий занимает в нашем исследовании особое место, поскольку это важная задача, успешное решение которой является необходимой составляющей успешной реализации предлагаемой технологии во внеурочной деятельности, а также наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов.

Таблица 3

Условия реализации предлагаемой технологии

Нормативно-правовые Наличие нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию социального проектирования как направления внеурочной деятельности образовательной организации

Мотивационные Готовность педагога взаимодействовать с обучающимися с позиции педагогики сотрудничества

Организационно-методические Обеспеченность информационными научными и методическими ресурсами, возможность сетевого обмена с педагогами и обучающимися других образовательных учреждений

Кадровые Владение педагогом технологией социального проектирования, уверенное владение педагогом навыками использования информационно-образовательной среды и мультимедийными ресурсами

Материально-технические Обеспечение материально-техническими ресурсами, необходимыми для успешной реализации технологии социального проектирования

Результативно-оценочные Владение диагностиками результатов внеурочной деятельности

В рамках нашего исследования было проведено диагностическое анкетирование учителей, позволяющее определить уровень соответствия организационно-педагогических условий задачам социального проектирования в образовательных организациях. В анкетировании приняли участие 43 педагога, занимающихся социальной проектной деятельностью в образовательных организациях, из образовательных учреждений Кирова и Кировской области, Москвы, Республики Карелия, Республики Коми, Ленинградской области, Стерлитамака, Липецка. Из них 25,6% систематически организуют внеурочную деятельность по направлению «Социальное проектирование», остальные осуществляют кураторство социальных проектов учащихся в рамках классного руководства или внеклассной работы по предмету.

Респонденты отметили, что готовы взаимодействовать с обучающимися прежде всего на принципах педагогики сотрудничества. Это наиболее важное условие как личностно ориентированного и деятельностного подходов в целом, так и проектной деятельности в частности. 53,5% опрошенных охарактеризовали свой уровень субъект-субъектного взаимодействия как очень высокий, 39,5% - как высокий и 3% - как достаточный для социального проектирования. Никто из респондентов не испытывал серьёзных затруднений при обеспечении указанного условия.

Оцените свой уровень готовности взаимодействовать с обучающимися с позиций педагогики сотрудничества (собственная оценка по шкале: 1-5) 43 ответа

30 20 10

23 (53,5 %)

Рис. 1. Готовность педагогов взаимодействовать с обучающимися с позиций педагогики сотрудничества

Также у большинства педагогов не возникает затруднений при использовании информационно-образовательной среды (ИОС) и мультимедийных ресурсов. 30,2% считают свой уровень готовности использовать данные ресурсы очень высоким, 48,8% уверенно пользуются возможностями ИОС, а 18,6% считают свой уровень достаточным. Недостаточно владеют навыками использования ИОС 2,3%.

Оцените свой уровень впадения навыками использования информационно-образовательной среды, мультимедийными ресурсами и знание их программного обеспечения (собственная оценка по шкапе: 1-5) 43 ответа

30

0 (0 %)

1 2 3 4 5

Рис. 2. Готовность использовать ресурсы ИОС, мультимедиа, знание программного обеспечения

Анализ организационно-методических условий показал, что большинство респондентов обеспечены информационными научными и методическими ресурсами. 39,5% респондентов считают эту обеспеченность достаточной, 32,6% и 16,3% отметили высокий и очень высокий уровень информационной обеспеченности. Дефицит методической информации в образовательной организации отметили 11,6% опрошенных педагогов.

Оцените уровень обеспечения в образовательной организации информационными образовательными ресурсами: научной, научно-популярной, методической и периодической литературой, доступом к безопасным сетевым ресурсам (собственная оценка по шкале: 1-5) 43 ответа

20

15

10

17 (39,5 %)

14(32,6%)

7(16,3%)

5(11,6 %)

0 (0 %)

Рис. 3. Обеспеченность информационными ресурсами

Также педагоги отметили, что возможность сетевого обмена с учителями других образовательных учреждений является для большинства из них доступной. 46,5% считают такую возможность достаточной, а 34,9% и 7% отметили высокий и очень высокий уровень сетевого обмена с другими школами в своих образовательных организациях. Однако 7% респондентов охарактеризовали сетевой обмен как недостаточный, а у 4,7% такая возможность отсутствует. При этом не удалось выявить корреляцию между территориальным расположением образовательной организации (крупный город, сельская местность) и уровнем сетевого обмена.

12 3 4

Рис. 4. Уровень сетевого информационного обмена

Материально-технические условия, обеспечивающие социальную проектную деятельность, в разных школах отличаются. 7% (педагоги Москвы и Ленинградской области) охарактеризовали уровень обеспеченности материальными ресурсами как очень высокий. 34,9% опрошенных считают материальную обеспеченность ресур-

сами высокой, а 46,5% достаточной для успешной реализации технологии. О проблеме низкого уровня материального обеспечения говорят 7% опрошенных, а 2% отмечают полное отсутствие материального обеспечения проектной деятельности.

Оцените уровень материально-технического обеспечения социальной проектной деятельности в образовательной организации (собственная оценка по шкале: 1-5) 43 ответа

20

15

10

Рис. 5. Уровень материально-технического обеспечения социальной проектной деятельности

в образовательной организации

Наибольшую трудность для педагогов представляет практическое применение технологии социального проектирования. Несмотря на наличие информационного обеспечения, 16,3% педагогов признали, что владеют технологией социального проектирования на уровне, недостаточном для ее успешной реализации, а 14% не имеют отчетливого понимания данной технологии и не могут реализовать ее в своей работе.

Оцените свой уровень владения технологией социального проектирования (собственная оценка по шкале: 1-5) 43 ответа

15

10

Рис. 6. Самооценка уровня владения технологией социального проектирования

Также были выявлены проблемы в группе результативно-оценочных условий. 4,7% опрошенных не владеют диагностикой результатов внеурочной деятельности, а 11,6% считают свой уровень недостаточным.

Оцените свой уровень владения разнообразными видами диагностики результатов внеурочной деятельности (собственная оценка по шкале: 1-5) 43 ответа

30

20

10

0

2

3

4

5

Рис. 7. Самооценка уровня владения разнообразными видами диагностики результатов

внеурочной деятельности

Кроме того, среди проблем, возникающих при организации социальной проектной деятельности в школе, респонденты отметили большую предметную нагрузку и отсутствие времени на реализацию серьезных проектов, формальный подход к организации социального проектирования, когда деятельность является навязанной учащимся и педагогам, наличие ограничений, связанных с пандемией, и сложности, возникающие при перенесении социального проектирования в дистанционный формат.

Ориентация внеклассной работы на метод проектов в целом и технологию социального проектирования в частности, обеспечение разнообразия социальных проектов, предоставляют возможность более эффективно организовать работу в рамках внеурочной деятельности обучающихся основной школы. Опора на зарубежный и российский опыт в процессе практического применения указанной технологии способствует повышению методической культуры учителя.

Успешная реализация технологии социального проектирования предполагает выполнение комплекса организационно-педагогических условий, включающих в себя готовность педагога взаимодействовать с обучающимися с позиции педагогики сотрудничества, владение педагогом технологией социального проектирования, владение диагностиками результатов, навыками использования информационно-образовательной среды и мультимедийными ресурсами, обеспеченность информационными научными и методическими ресурсами, возможность межшкольного сетевого обмена, обеспечение материально-техническими ресурсами.

Результаты анкетирования показали, что в большинстве образовательных организаций выявленные условия представлены на уровне, достаточном для успешной реализации технологии социального проектирования. Проблема овладения педагогами технологией социального проектирования и результативно-оценочными диагностиками может быть решена посредством повышения квалификации учителей и обмена (в том числе сетевого) педагогическим опытом.

Понимание значимости и обеспечение в конкретной образовательной организации названных условий, прежде всего организационно-педагогических, позволило

Заключение / Conclusion

бы более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, выявить проблемы, возникающие при реализации технологии, и, в случае необходимости, принять меры, направленные на их решение.

Ссылки на источники / References

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) (ФГОС ООО). - URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf.

2. Dewey J. The School and Society. - Southern Illinois University Press, 1980. - 140 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kilpatrick W. H. The Project Method: The Use of the Purposeful Act in the Educative Process. - Tearhers College Columbia University, 1929. - 24 p.

4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2010. - С. 56-57.

5. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000. - С. 206.

6. Holm M. Project-Based Instruction: A Review of the Literature on Effectiveness in Prekindergarten through 12th Grade Classrooms // InSight: Rivier Academic Journal. - 2011. - Vol. 7. - № 2. - P. 1-13.

7. Maciej Kotodziejski et al. Project method in educational practice // University Review. - 2017. - Vol. 11. - № 4. -Р. 26-32.

8. Громыко Ю. В. К проблеме создания общенародной школы будущего: синтез предметного и проектного образования // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 23. - № 1. - С. 93-105.

9. Burlbaw Lynn M., Ortwein Mark J., Williams J. Kelton. The Project Method in Historical Context // Stem Project-Based Learning. Sense Publishers. - 2013. - P. 7-14.

10. Зайцев В. С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 6. - С. 52-56.

11. Пеньковских Е. А. Использование метода проектов в рамках личностно-ориентированного образования // Актуальные проблемы личностно-ориентированного образования: психолого-педагогические аспекты: материалы межрегион. науч.-практ. конф. - Шадринск, 2004. - С. 64-66.

12. Зиангирова Л. Ф. Ретроспективный анализ феномена метода проектов в зарубежной и отечественной педагогике // Вестник Башкирского университета. - 2007. - Т. 12. - № 2. - С. 111-114.

13. Зайцев В. С. Указ. соч.

14. Пеньковских Е. А. Указ. соч.

15. Зиангирова Л. Ф. Указ. соч.

16. Albar Sh. B., Southcott J. A. Problem and project-based learning through an investigation lesson: Significant gains in creative thinking behaviour within the Australian foundation (preparatory) classroom // Thinking Skills and Creativity. - 2021. - Vol. 41. - Р. 1-10.

17. Usher M., Barak M. Team diversity as a predictor of innovation in team projects of face-to-face and online learners // Computers & Education. - 2019. - URL: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.103702.

18. Pejic Papak P., Valencic Zuljan M., & Zuljan D. Student-Centred Instruction in Science and Technology: a Model of Factors at Organizational and Individual Levels // Journal of Elementary Education. - 2021. - Vol. 14. - № 4. - Р. 501-517.

19. Асмолов А. Г. и др. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал. - 2011. - № 1(5). - С. 104-110.

20. Антонюк Г. А. Социальное проектирование и управление общественным развитием: теоретико-методологический аспект / науч. ред. Р. В. Гребенников; АН БССР, Каф. философии. - Минск: Наука и техника, 1986. -203 с.

21. Курбатов В. И. Социальное проектирование. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 160 с.

22. Луков В. A. Социальное проектирование: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Моск. гума-нит.-соц. академии: Флинта, 2003. - 240 с.

23. Громыко Ю. В., Рубцов В. В., Марголис А. А. Школа как экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего // Культурно-историческая психология. - 2020. -Т. 16. - № 1. - С. 57-67. DOI: 10.17759/chp.2020160106

24. Макарова Р. Т. Технология социального проектирования. Как эффективно реализовать социальный проект и оформить его документацию? // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 1. - С. 5-15.

25. Горев П. М., Козлова Е. В. Содержание и структура курса «Основы проектной деятельности и научного творчества» для учащихся старших классов средней школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 2 (февраль). - С. 76-80. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15040.htm.

26. Коновалова Е. А., Перевышина Н. Ю. Социально-культурные проекты как средство продвижения имиджа детской школы искусств: монография / ФГБОУВО «Уральский государственный педагогический университет». - Екатеринбург, 2016. - 202 с.

27. Пазухина С. В., Шалагинова К. С., Декина Е. В. Воспитание социальной ответственности у подростков группы риска // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 8 (август). - С. 1-13. - URL: http://e-koncept.ru/2021/211052.htm.

28. Макарова Е. П. Современные подходы к классификации социального проектирования // Научно-практические исследования. - 2017. - № 9. - С. 77-81.

29. Там же.

30. Горев П. М., Козлова Е. В. Социальное проектирование в средней школе: направления и структура описания проектов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 4 (апрель). - С. 21-25. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15093.htm.

31. Галкина О. В. Организационно-педагогические условия как категория научно-педагогического исследования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2008. - Т. 10. - № 6-2. - С. 30-36.

32. Бояров Е. Н. Организационно-педагогические условия подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в безопасной информационной образовательной среде // Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - Т. 4. - № 2. - URL: http://mir-nauki.com/PDF/15PDMN216.pdf.

33. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.

34. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) (ФГОС ООО). - URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf.

35. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4 октября 2010 г. № 986 г. Москва «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений». - URL: https://rg.ru/2011/02/16/obr-trebovaniya-dok.html.

36. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». - URL: https://docs.cntd.ru/document/902321606.

37. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». - URL: https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html.

38. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. № 2106 г. Москва «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников». - URL: https://rg.ru/2011/02/16/obr-sdorovje-dok.html.

39. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya (5-9 kl.) [Federal State Educational Standard for Basic General Education (5-9 grades)] (FGOS OOO). Available at: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf (in Russian).

2. Dewey, J. (1980). The School and Society, Southern Illinois University Press, 140 p. (in English).

3. Kilpatrick, W. H. (1929). The Project Method: The Use of the Purposeful Act in the Educative Process, Tearhers College Columbia University, 24 p. (in English).

4. Polat, E. S. & Buharkina, M. Yu. (2010). Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii vsisteme obra-zovaniya [Modern pedagogical and information technologies in the education system], Akademiya, Moscow, pp. 56-57 (in Russian).

5. Guzeev, V. V. (2000). Planirovanie rezul'tatov obrazovaniya i obrazovatel'naya tekhnologiya [Planning for educational outcomes and educational technology], Narodnoe obrazovanie, Moscow, p. 206 (in Russian).

6. Holm, M. (2011). "Project-Based Instruction: A Review of the Literature on Effectiveness in Prekindergarten through 12th Grade Classrooms", InSight: Rivier Academic Journal, vol. 7, № 2, pp. 1-13 (in English).

7. Kotodziejski, M. et al. (2017). "Project method in educational practice", University Review, vol. 11, № 4, pp. 26-32 (in English).

8. Gromyko, Yu. V. (2018). "K probleme sozdaniya obshchenarodnoj shkoly budushchego: sintez predmetnogo i proektnogo obrazovaniya" [On the problem of creating a public school of the future: the synthesis of subject and project education], Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, t. 23, № 1, pp. 93-105 (in Russian).

9. Burlbaw, Lynn M., Ortwein, Mark J. & Williams, J. Kelton (2013). "The Project Method in Historical Context", Stem Project-Based Learning. Sense Publishers, pp. 7-14 (in English).

Н. В. KompnxoB, H. C. ^eMuyeSa

10. Zajcev, V. S. (2017). "Metod proektov kak sovremennaya tekhnologiya obucheniya: istoriko-pedagogicheskij ana-liz" [The project method as an up-to-date teaching technology: historical and pedagogical analysis], Vestnik Chel-yabinskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta, № 6, pp. 52-56 (in Russian).

11. Pen'kovskih, E. A. (2004). "Ispol'zovanie metoda proektov v ramkah lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya" [Using the project method in the framework of student-centered education], Aktual'nye problemy lichnostno-ori-entirovannogo obrazovaniya: psihologo-pedagogicheskie aspekty: materialy mezhregion. nauch.-prakt. konf, Sha-drinsk, pp. 64-66 (in Russian).

12. Ziangirova, L. F. (2007). "Retrospektivnyj analiz fenomena metoda proektov v zarubezhnoj i otechestvennoj peda-gogike" [Retrospective analysis of the project method phenomenon in foreign and domestic pedagogy], Vestnik Bashkirskogo universiteta, t. 12, № 2, pp. 111-114 (in Russian).

13. Zajcev, V. S. (2017). Op. cit.

14. Pen'kovskih, E. A. (2004). Op. cit.

15. Ziangirova, L. F. (2007). Op. cit.

16. Albar, Sh. B. & Southcott, J. A. (2021). "Problem and project-based learning through an investigation lesson: Significant gains in creative thinking behaviour within the Australian foundation (preparatory) classroom", Thinking Skills and Creativity, vol. 41, pp. 1-10 (in English).

17. Usher, M. & Barak, M. (2019). "Team diversity as a predictor of innovation in team projects of face-to-face and online learners", Computers & Education. Available at: https://doi.org/10.1016Zj.compedu.2019.103702 (in English).

18. Pejic, Papak P., Valencic, Zuljan M. & Zuljan, D. (2021). "Student-Centred Instruction in Science and Technology: a Model of Factors at Organizational and Individual Levels", Journal of Elementary Education, vol. 14, № 4, pp. 501517 (in English).

19. Asmolov, A. G. et al. (2011). "Proektirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij v starshej shkole" [Designing universal learning activities in high school], Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal, № 1(5), pp. 104-110 (in Russian).

20. Antonyuk, G. A. (1986). Social'noe proektirovanie i upravlenie obshchestvennym razvitiem: teoretiko-metodo-logicheskij aspect [Social project and management of social development: theoretical and methodological aspect], Nauka i tekhnika, Minsk, 203 p. (in Russian).

21. Kurbatov, V. I. (2000). Social'noe proektirovanie [Social project], Feniks, Rostov n/D., 160 p. (in Russian).

22. Lukov, V. A. (2003). Social'noe proektirovanie [Social project]: ucheb. posobie, 3-e izd., pererab. i dop., Izd-vo Mosk. gumanit.-soc. akademii, Flinta, Moscow, 240 p. (in Russian).

23. Gromyko, Yu. V., Rubcov, V. V. & Margolis, A. A. (2020). "Shkola kak ekosistema razvivayushchihsya detsko-vzroslyh soobshchestv: deyatel'nostnyj podhod k proektirovaniyu shkoly budushchego" [School as an ecosystem of developing child-adult communities: an activity-based approach to the design of the school of the future], Kul'turno-istoricheskaya psihologiya, t. 16, № 1, pp. 57-67. DOI: 10.17759/chp.2020160106 (in Russian).

24. Makarova, R. T. (2011). "Tekhnologiya social'nogo proektirovaniya. Kak effektivno realizovat' social'nyj proekt i oformit' ego dokumentaciyu?" [Technology of social project. How to effectively implement a social project and formalize its documentation?], Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii, № 1, pp. 5-15 (in Russian).

25. Gorev, P. M. & Kozlova, E. V. (2015). "Soderzhanie i struktura kursa "Osnovy proektnoj deyatel'nosti i nauchnogo tvor-chestva" dlya uchashchihsya starshih klassov srednej shkoly" [The content and structure of the course "Fundamentals of project activities and scientific creativity" for high school students], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Kon-cept", № 2 (fevral'), pp. 76-80. Available at: http://e-koncept.ru/2015/15040.htm (in Russian).

26. Konovalova, E. A. & Perevyshina, N. Yu. (2016). Social'no-kul'turnye proekty kak sredstvo prodvizheniya imidzha detskoj shkoly iskusstv [Socio-cultural projects as a means of promoting the image of the children's art school]: monografiya, Ekaterinburg, 202 p. (in Russian).

27. Pazuhina, S. V., Shalaginova, K. S. & Dekina, E. V. (2021). "Vospitanie social'noj otvetstvennosti u podrostkov gruppy riska" [Fostering social responsibility among at-risk adolescents], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Kon-cept", № 8 (avgust), pp. 1-13. Available at: http://e-koncept.ru/2021/211052.htm (in Russian).

28. Makarova, E. P. (2017). "Sovremennye podhody k klassifikacii social'nogo proektirovaniya" [Modern approaches to the classification of social projects], Nauchno-prakticheskie issledovaniya, № 9, pp. 77-81 (in Russian).

29. Ibid.

30. Gorev, P. M. & Kozlova, E. V. (2015). "Social'noe proektirovanie v srednej shkole: napravleniya i struktura opisaniya proektov" [Social projects in secondary school: directions and structure of project description], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 4 (aprel'), pp. 21-25. Available at: http://e-kon-cept.ru/2015/15093.htm (in Russian).

31. Galkina, O. V. (2008). "Organizacionno-pedagogicheskie usloviya kak kategoriya nauchno-pedagogicheskogo issledovaniya" [Organizational and pedagogical conditions as a category of scientific and pedagogical research], Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk, t. 10, № 6-2, pp. 30-36 (in Russian).

32. Boyarov, E. N. (2016). "Organizacionno-pedagogicheskie usloviya podgotovki bakalavrov obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti v bezopasnoj informacionnoj obrazovatel'noj srede" [Organizational and pedagogical conditions for the preparation of education bachelors in the field of life safety in a secure information educational environment], Internet-zhurnal "Mir nauki", t. 4, № 2. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/15PDMN216.pdf (in Russian).

33. (2012). "Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 25.12.2018) "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" [Federal Law No. 273-FZ of 29.12.2012 (as amended on 25.12.2018) "On Education in the Russian Federation"], Sobranie zakonodatel'stva RF, № 53 (ch. 1), st. 7598 (in Russian).

34. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya (5-9 kl.) [Federal State Educational Standard of Basic General Education (grades 5-9)] (FGOS OOO). Available at: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf (in Russian).

35. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii (Minobrnauki Rossii) ot 4 oktyabrya 2010 g. № 986 g. Moskva "Ob utverzhdenii federal'nyh trebovanij k obrazovatel'nym uchrezhdeniyam v chasti minimal'noj osnash-chennosti uchebnogo processa i oborudovaniya uchebnyh pomeshchenij" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Ministry of Education and Science of Russia) dated October 4, 2010, No. 986, Moscow "On approval of federal requirements for educational institutions in terms of minimum equipment for the educational process and equipment of educational premises"]. Available at: https://rg.ru/2011/02/16/obr-trebo-vaniya-dok.html (in Russian).

36. Pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 12 maya 2011 g. № 03-296 "Ob organizacii vneurochnoj deyatel'nosti pri vvedenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta obshchego obrazovaniya" [Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated May 12, 2011 No. 03-296 "On the organization of extracurricular activities with the introduction of the Federal State Educational Standard of General Education"]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/902321606 (in Russian).

37. Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 2010 g. № 189 g. Moskva "Ob utverzhdenii SanPiN 2.4.2.2821-10 "Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k usloviyam i organizacii obucheniya v obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah" [Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation No. 189 of December 29, 2010, Moscow "On approval of SanPiN 2.4.2.2821-10 "Sanitary and epidemiological requirements for conditions and organization of education in general education institutions"]. Available at: https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html (in Russian).

38. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii (Minobrnauki Rossii) ot 28 dekabrya 2010 g. № 2106 g. Moskva "Ob utverzhdenii federal'nyh trebovanij k obrazovatel'nym uchrezhdeniyam v chasti ohrany zdorov'ya obuchayushchihsya, vospitannikov" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Ministry of Education and Science of Russia) dated December 28, 2010 No. 2106 Moscow "On approval of federal requirements for educational institutions in terms of health protection of students"]. Available at: https://rg.ru/2011/02/16/obr-sdorovje-dok.html (in Russian).

39. Danilyuk, A. Ya., Kondakov, A. M. & Tishkov, V. A. (2009). Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospi-taniya lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and education of a citizen of Russia], Prosveshchenie, Moscow, 24 p. (in Russian).

Вклад авторов

Н. В. Котряхов - определение методологии, руководство экспериментальным исследованием, написание статьи.

Н. С. Жемчуева - проведение экспериментального исследования, написание статьи.

Contribution of the authors

N. V. Kotryakhov - selection of methodology, supervision of experimental research, writing the article.

N. S. Zhemchueva -experimental research work, writing the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.