Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ У СТУДЕНТОВ НЕСПОРТИВНЫХ ВУЗОВ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ У СТУДЕНТОВ НЕСПОРТИВНЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / НЕСПОРТИВНЫЕ ВУЗЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СПОРТ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилов В.А.

В статье актуализируется постулируемая в Федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения уровня подготовки бакалавров универсальная компетенция «УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде» (ФГОС 3++). Цель статьи заключается в выявлении и обосновании организационно-педагогических условий формирования компетенций командной работы у студентов неспортивных вузов. В качестве данных условий для реализации процесса формирования компетенций командной работы у студентов неспортивных вузов определены: разработка структурно-функциональной модели; разработка диагностического инструментария при формировании компетенции командной работы у студентов неспортивных вузов; организация учебно-методического и материально-технического обеспечения. Основным методологическим подходом является компетентностный. Выявление компонентов компетенции командной работы, составляющих ее ядро, представляет теоретическую базу при определении искомых организационно-педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилов В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ОRGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE MODEL OF TEAMWORK COMPETENCE FORMATION AMONG NON-SPORTS UNIVERSITIES STUDENTS

The article updates the universal competence “UC-3. Able to carry out social interaction and realize his role in the team” (FGES 3++). The purpose of the article is to identify and justify the organizational and pedagogical conditions for the formation of teamwork competencies among students of non-sporting universities. As these conditions, the development of a structural-functional model, the identification and use of diagnostic tools in the formation of the competence of teamwork among students of non-sporting universities and the organization of its educational and methodological support are determined. The main methodological approach is competence-based. Identification of the components of the competence of teamwork, which make up its core, provides a theoretical basis for determining the desired organizational and pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ У СТУДЕНТОВ НЕСПОРТИВНЫХ ВУЗОВ»

УДК 378

Организационно-педагогические условия реализации модели формирования компетенции командной работы у студентов неспортивных вузов

Оrganizational and pedagogical conditions for the implementation of the model of teamwork competence formation among non-sports universities students

Данилов В.А., Казанский государственный энергетический университет, vad-dan88@mail.ru

Danilov V., Kazan State Power Engineering University, vad-dan88@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.016

Ключевые слова: студенты, неспортивные вузы, физическое воспитание и спорт, компетентностный подход, компетенция командной работы, организационно-педагогические условия.

Keywords: students, non-sporting universities, physical education and sports, competence-based approach, teamwork competence, organizational and pedagogical conditions.

Аннотация. В статье актуализируется постулируемая в Федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения уровня подготовки бакалавров универсальная компетенция «УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде» (ФГОС 3++).

Цель статьи заключается в выявлении и обосновании организационно-педагогических условий формирования компетенций командной работы у студентов неспортивных вузов. В качестве данных условий для реализации процесса формирования компетенций командной работы у студентов неспортивных вузов определены: разработка структурно-функциональной модели; разработка диагностического инструментария при формировании компетенции командной работы у студентов неспортивных вузов; организация учебно-методического и материально-технического обеспечения.

Основным методологическим подходом является компетентностный. Выявление компонентов компетенции командной работы, составляющих ее ядро, представляет теоретическую базу при определении искомых организационно-педагогических условий.

Abstract. The article updates the universal competence "UC-3. Able to carry out social interaction and realize his role in the team" (FGES3++).

The purpose of the article is to identify and justify the organizational and pedagogical conditions for the formation of teamwork competencies among students of non-sporting universities. As these conditions, the development of a structural-functional model, the identification and use of diagnostic tools in the formation of the competence of teamwork among students of non-sporting universities and the organization of its educational and methodological support are determined.

The main methodological approach is competence-based. Identification of the components of the competence of teamwork, which make up its core, provides a theoretical basis for determining the desired organizational and pedagogical conditions.

Введение. В последнее время все чаще встает вопрос об увеличении эффективности коммуникации в команде и игре. На сегодняшний день популярными видами спорта являются игры в команде: баскетбол, волейбол, гандбол, футбол, хоккей и другие. Такие виды спорта требуют сплоченности игроков, ответственности их друг перед другом для достижения победы на спортивных соревнованиях. Командные игры

актуальны не только в большом спорте, но и на площадках, предназначенных для любителей-непрофессионалов, в том числе и для студентов неспортивных ВУЗов. В этих образовательных ВУЗах результатом освоения дисциплины «Физическое воспитание и спорт» являются не только получение знаний и умений, но и закалка командного духа в каждом студенте.

Переход к компетентностной парадигме обуславливает формирование во время учебного процесса универсальных,

общепрофессиональных и профессиональных компетенций. В Федеральных государственных стандартах бакалавриата третьего поколения (ФГОС 3+) появилась такая общекультурная компетенция, как способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные различия», а также в следующем (ФГОС 3++) - универсальная компетенция «УК-3». Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде». Командные спортивные игры могут выступать эффективным средством

формирования данной компетенции. В связи с этим существует необходимость выявить и обосновать организационно-педагогические условия формирования компетенции командной работы у студентов неспортивных ВУЗов, которая является актуальной на данном этапе развития высшей школы России. Овладение указанной компетенцией позволит студентам повысить свои спортивные результаты, будущую профессиональную компетентность, а также улучшить социально-общественную

деятельность.

Методология и методы исследования. Концептуальной основой исследования стали системный, компетентностный и личностно-деятельностный методологические подходы, реализация которых позволяет определить основные исследовательские принципы (целостности, иерархичности, структурности, гуманизации, опосредованности), а также специальные принципы формирования компетенции командной работы.

В работе были использованы общенаучные методы теоретического исследования: систематизация, конкретизация, анализ, синтез, интерпретация, оценивание и обобщение, а также эмпирические методы: наблюдение,

педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, опрос и беседа. В качестве диагностических методик были выбраны тест Кеттела, тест Сишора и методика SMART. Основными методами, которые применялись в учебном процессе, были тренинги, методы формирования критического мышления, ролевые игры, лекции-презентации, интервьюирование, кейс-стади и упражнения. В математической обработке полученных результатов исследования участвовали статистические методы.

Результаты исследования. Опираясь на проведенный анализ научной литературы, можно говорить о возможности формирования

компетенции командной работы у студентов неспортивных ВУЗов средствами спортивных игр, что в свою очередь предполагает необходимость разработки соответствующей данному процессу структурно-функциональной модели, являющейся первым организационно-педагогическим условием для формирования названной компетенции.

В научно-педагогической литературе интерес к понятиям «компетенция» и «компетентность» усилился с 60-х годов XX века. Одно перечисление теоретиков и практиков, обращавшихся к обоснованию данных понятий и выявлявших их структуры, могло бы занять не одну страницу. Столь частые данные упоминания и разборы, тем не менее, не привели к какой-либо однозначности в семантическом и содержательном отношениях. Если говорить о сравнительном анализе, то, по мнению, например, Л.Х. Гербековой [1], Ю.С. Костровой [2] и др. авторов, часть ученых (В.А. Болотов, В.С. Леднев, М.В. Рыжаков, В.В. Сериков и др.) сближают данные понятия. Другие (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, О.М. Мутовская, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.) находят между ними разграничительные признаки. Большинство из них констатирует, что понятия «компетенция» и «компетентность» неотделимы от понятия «деятельность». В. Шепель, С.М. Вишнякова, В.С. Безрукова и др. трактуют последнюю только с позиций профессиональной деятельности. Переход российского образования на рельсы компетентностного подхода ознаменовался рядом трудностей. По мнению группы авторов (П. Багирова, А. Клюев, О. Нотман, О. Шубат, Е. Щербина, А. Яшин, М. Челышкова) разработка системы оценки уровня сформированности компетенций затруднена дробностью

дескрипторов компетенций в действующих ФГОС.

Моделирование достаточно широко применяется в педагогической науке, позволяет объединить теоретические и эмпирические знания в педагогических исследованиях. Теория моделирования представлена в педагогических исследованиях Н.В. Бордовской [3], В.В. Краевского [4], А.П. Теплоухова [5], Е.В. Яковлева [6] и других. Накопленные к сегодняшнему дню научные знания в области моделирования позволяют нам с опорой на исследования авторов [7-9 и др.] выстроить структурно-функциональную модель

формирования компетенции командной работы у студентов неспортивных ВУЗов.

Проектируемая структурно-функциональная модель будет включать: целевой, методологический, содержательный,

технологический и оценочно-результативный блоки. Целевой блок модели выполняет функции целеполагания и представляет собой совокупность цели и задач, определяющих содержание формирования искомой компетенции командной работы.

Методологический блок выполняет прогностическую и объединяющую функции в соответствие структуре компетенции командной работы. Данный блок состоит из методологических подходов и исследовательских принципов. В качестве исходных подходов рассматриваются системный, личностно-деятельностный и компетентностный подходы, причем последний в настоящем исследовании является ключевым.

Анализ подходов формирования компетенции командной работы позволил определить основные принципы для эффективной реализации модели: целостности; иерархичности;

структурности; гуманизации; опосредованности; а также специальные принципы командной работы: принципы, связанные с построением команд; принципы, связанные с деятельностью команд; принципы продуктивной работы команды; принципы, направленные на поддержание комфортного климата в команде; основополагающий принцип командности. Последний принцип включает такие положения, как общая целеустремленность,

взаимозаменяемость, добровольная

ответственность и продуктивное взаимодействие.

В содержательном блоке представлены компоненты компетенции командной работы и структура программы ее формирования компетенции командной работы у студентов неспортивных вузов. В качестве указанных компонентов выявлены: базовая подготовка и способность к освоению новых видов деятельности; навыки коммуникаций в условиях командной деятельности; командные черты и психологические особенности; готовность выполнять предопределенные действия; готовность к принятию общекомандных ценностных ориентаций; теоретические знания; готовность к принятию решений. Образовательная программа формирования компетенции командной работы содержит три этапа: входной, промежуточный, итоговый. Для каждого этапа были определены задачи и содержание научно-исследовательской

деятельности, подобраны соответствующие методы

В технологическом блоке представлены формы, методы, технологии и средства обучения. Здесь используются интерактивные формы и методы активного обучения: тренинги; ролевые игры; лекции и презентации; интервьюирование; методы развития критического мышления; методы самоорганизации. Кроме этого, образовательная программа может включать физические упражнения, тренировочные игры и корпоративные мероприятия.

Оценочно-результативный блок обеспечивает проведение оценки на основе выбранных критериев, показателей и уровней результатов формирования компетенции командной работы у студентов неспортивных вузов.

Следующим организационно-педагогическим условием выступает разработка

диагностического инструментария оценки сформированности компетенции командной работы у студентов неспортивных вузов. В качестве диагностирующего инструментария в констатирующем эксперименте предполагается разработать: 1) анкеты, в которых будет определяться рейтинг различных показателей, связанных с командной работой: мотивационных; шагов становления команды; условий, способствующих созданию команды; факторов сплоченности в командных видах спорта; факторов, способствующих сплочению команды на межличностном уровне; 2) тестовые задания для выявления уровня имеющихся у студентов знаний теоретических основ игры в баскетбол. В завершении первичной диагностики

предполагается проводить физические упражнения, такие как челночный бег, отжимания, прыжки в высоту с места, скоростное ведение мяча с атакой кольца с двух шагов и броски мяча со средней дистанции.

Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования компетенции командной работы включает в себя проведение со студентами следующих педагогических и диагностических мероприятий: на первом этапе -анкетирование; беседа; устный опрос; тестирование; выполнение физических упражнений; выполнение заданий по методике SMART, на втором этапе - внедрение образовательной технологии, состоящей комплекс методов и методик обучения: тренинги, ролевые игры, интервью, лекции-презентации, дискуссии, кейс-стади, мозговая атака, «шесть шляп», методики тайм-менеджмента, техники саморегуляции) [10]. Кроме этого, образовательная программа включала физические упражнения, тренировочные игры и корпоративные мероприятия.

Для оценки индивидуально-психологических особенностей личности может использоваться многофакторный личностный опросник Р. Кеттела [11]. Для диагностики степени интеграции группы, ее единства и сотрудничества может использоваться методика определения индекса групповой сплоченности К. Сишора [12]. Задание по методике SMART является следующим инструментом, заключающимся в целеполагании и планировании мероприятий по становлению дружной, сплоченной команды [13].

В качестве третьего организационно-педагогического условия формирования компетенции командной работы у студентов неспортивных вузов определены учебно-методическое и материально-техническое обеспечение этого процесса. Для его реализации необходимо иметь в наличии спортивные помещения, оборудование и средства проведения занятий. Кроме этого должны присутствовать учебная литература, методические разработки, фонд оценочных средств ирабочая программа дисциплины «Физическое воспитание и спорт», а также информационно-технологическое

сопровождение учебного процесса. Нами была разработана программа формирования компетенции командной работы, состоящая из

трех этапов, для которых были определены задачи и содержание научно-педагогической деятельности, подобраны соответствующие методы исследования. Далее был разработан алгоритм образовательной технологии, включающий тренинги; ролевые игры; лекции и презентации; интервьюирование; методы развития критического мышления [14]; развитие самоорганизации (методики тайм-менеджмента, техники саморегуляции) [15].

Заключение. Таким образом, мы можем сделать следующие выводы. Появление в последних ФГОС бакалавриата компетенции командной работы указывают на актуальность ее формирования в образовательном процессе высшей школы. В нашем исследовании предложен один из примеров ее формирования в результате освоения студентами дисциплины «Физическое воспитание и спорт» в неспортивных вузах страны. Выявленные организационно-педагогические условия

являются необходимыми и значимыми для решения поставленной задачи практической реализации в педагогической практике процесса формирования компетенции командной работы у студентов неспортивных вузов.

1. Гербекова Л.Х. Корреляция понятий «компетентность» и «компетенция» в современном образовании / Л.Х. Гербекова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 10-3. -С. 10-14.

2. Кострова Ю.С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» / Ю.С. Кострова // Молодой ученый. - 2011. - № 12 (35). - Т. 2. - С. 102104.

3. Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.

4. Краевский В.В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. - М.: Академия, 2003. - 256 с.

5. Теплоухов А.П. Моделирование процесса формирования конфликтологической компетентности педвуза / А.П. Теплоухов // Вестник ЮурГУ. - 2011. -№ 3. - 88 с.

6. Яковлев Е.В. Модель как результат моделирования педагогического процесса / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2016. - № 9. - С. 136-140.

7. Молоткова Н.В. Модель компетенции современного инженера как основа проектирования образовательной программы / Н.В. Молоткова, М.А. Свиряева // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2009. - С. 40-46.

8. Мурашко С.В. Теоретические основы процесса формирования технологической культуры будущих инженеров с позиции компетентностного

подхода / С.В. Мурашко // Вестник ЧитГТУ. - 2010. -№ 2(59). - С. 38-42.

9. Гильмеева Р.Х. Интегративная модель реализации ФГОС в процессе гуманитарной подготовки на основе проектно-целевого подхода / Р.Х. Гильмеева // Вестник Каз. ГУКИ 2. - 2015. - Ч. 1. - С. 58-61.

10. Хохлов А.В. Культура командной работы в современной образовательнойорганизации: сборник / А.В. Хохлов // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения / Материалы II Межд. научн.-практ.конференции; под общ. ред. Э.А. Пирмагомедовой. - Дербент: Издательство «Парнас», 2019. - С. 175-180.

11. Тест Кеттела [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psytests.org/cattell/16pfA.html

12. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин. - М.: Эксмо, 2007. - 411 с.

13. Друкер П. Практика менеджмента / П.Друкер. - Москва: Вильямс, 2003. - С. 47-48.

14. Боно Э. Параллельное мышление / Э. Боно; пер. с англ. П.Л. Самсонов. - Мн.: «Попурри», 2007. -320 с.

15. Саморегуляция в психологии: способы и приемы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:/Жemotivatioпonhne/razvitiehchnosti/samopozname /samoregulyatsiya

References:

1. Gerbekova L.Kh Correlation of the concepts of "competence" and "competence" in modern education / L.Kh. Gerbekova // Actual problems of the humanities and natural sciences. - 2015. - № 10-3. - P. 10-14.

2. Kostrova Yu.S. The genesis of the concepts of "competence" and "competence" / Yu.S. Kostrova // Young scientist. - 2011. - № 12 (35). - T. 2. - S. 102-104.

3. Bordovskaya N.V. Pedagogy: textbook / N.V. Bordovskaya. - St. Petersburg: Peter, 2009. - 304 p.

4. Kraevsky V.V. General foundations of pedagogy / V.V. Kraevsky. - M.: Academy, 2003. - 256 p.

5. Teploukhov A.P. Modeling the process of formation of conflictological competence of a teacher training university / A.P. Teploukhov // Bulletin of SUSU. - 2011. -№ 3. - 88 p.

6. Yakovlev E.V. Model as a result of modeling the pedagogical process / E.V. Yakovlev, N.O. Yakovleva // Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. -2016. - № 9. - P. 136-140.

7. Molotkova N.V. Competence model of a modern engineer as a basis for designing an educational program / N.V. Molotkova, M.A. Sviryaeva // Questions of modern science and practice. University. IN AND. Vernadsky. -2009. - S. 40-46.

8. Murashko S.V. Theoretical foundations of the process of formation of the technological culture of future engineers from the standpoint of a competency-based

approach / S.V. Murashko // Bulletin of ChitGTU. - 2010. -№ 2 (59). - S. 38-42.

9. Gilmeeva R.Kh An integrative model for the implementation of the Federal State Educational Standard in the process of humanitarian training based on the project-target approach / R.Kh. Gilmeeva // Vestnik Kaz. GUKI 2. - 2015. - Part 1. - S. 58-61.

10. Khokhlov A.V. The culture of teamwork in a modern educational organization: collection / A.V. Khokhlov // Psychological and pedagogical problems of modern education: ways and means of their solution / Proceedings of II Int. scientific and practical conferences; under total ed. E.A. Pirmagomedova. - Derbent: Parnas Publishing House, 2019. - P. 175-180.

11. Cattell test [Electronic resource]. - Access mode: https://psytests.org/cattell/16pfA.html

12. Karelin A.A. Big encyclopedia of psychological tests / A.A. Karelin. - M.: Eksmo, 2007. - 411 p.

13. Drucker P. Management practice / P. Drucker. -Moscow: Williams, 2003. - S. 47-48.

14. Bono E. Parallel thinking / E. Bono; per. from English. P.L. Samsonov. - Minsk: Potpourri, 2007. - 320 p.

15. Self-regulation in psychology: methods and techniques [Electronic resource]. - Access mode: https:/Memotivationonline/razvitielichnosti/samopoznanie /samoregulyatsiya

5.8.7. Методология и технология профессионального образования (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования)

Сведения об авторе:

Данилов Вадим Александрович (г. Казань, Россия), аспирант, Казанский государственный энергетический университет, e-mail: vad-dan88@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.