Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности будущих учителей'

Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ORGANISATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / COMPETITIVENESS / FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедев Максим Сергеевич

Статья содержит характеристику организационно-педагогических условий развития конкурентоспособности будущих учителей в образовательном процессе педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organisational and pedagogical conditions for development of future teachers' competitiveness

The article contains the characteristics of organisational and pedagogical conditions for development of future teachers' competitiveness in the educational process of a pedagogical higher educational establishment.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности будущих учителей»

М. С. Лебедев

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Работа представлена кафедрой профессионального педагогического образования Шадринского государственного педагогического института. Научный руководитель — кандидат философских наук, профессор М. А. Колесников

Статья содержит характеристику организационно-педагогических условий развития конкурентоспособности будущих учителей в образовательном процессе педагогического вуза.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, конкурентоспособность, будущий учитель.

214

Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности будущих учителей

M. Lebedev

ORGANISATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS' COMPETITIVENESS

The article contains the characteristics of organisational and pedagogical conditions for development of future teachers' competitiveness in the educational process of a pedagogical higher educational establishment.

Key words: organisational and pedagogical conditions, competitiveness, future teacher.

Педагогические условия развития конкурентоспособности будущего учителя представляют собой совокупность обстоятельств, в которых осуществляется процесс развития конкурентоспособности.

Как утверждает Д. В. Чернилевский, «проблема развития конкурентоспособной личности является актуальной как для теории, так и для практики образования. Важным представляется не только изучение, исследование составляющих, особенностей этого явления, но и выработка комплекса педагогических условий развития конкурентоспособных качеств у подрастающего поколения» [14, с. 247].

Рассматривая условия развития конкурентоспособности будущих учителей в комплексе, мы выделяем следующие организационно-педагогические условия:

• Интеграция содержания учебных дисциплин (педагогики, психологии, социологии, правоведения), направленного на повышение уровня конкурентоспособности будущих учителей.

• Организация социального партнерства центров содействия трудоустройству педвуза с субъектами рынка труда (работодателями, службами занятости населения, органами местного самоуправления), направленного на повышение уровня конкурентоспособности будущих учителей.

• Активизация подготовки студентов педвуза к конкурентной деятельности, путем введения в учебный план цикла общепрофессиональных дисциплин спецкурса «Конкурентоспособность современного педагога».

Раскроем каждое из условий организации эффективного образовательного процесса развития конкурентоспособности будущих учителей.

Выделение первого условия обусловлено необходимостью обеспечения будущих учителей общепрофессиональными и предметными знаниями, знаниями о конкурентоспособности, требуемыми для повышения уровня конкурентоспособности будущих учителей.

Предложенная нами система работы по интеграции предметов социально-гуманитарного цикла (педагогики, психологии, социологии, правоведения) направлена на решение данной задачи.

В педагогике под интеграцией следует понимать ориентацию на восприятие системно-структурированного знания на основе интеграции материалов из различных научных сфер, наличие междисциплинарных зависимостей и связей [9, с. 36].

Основная цель интеграции содержания указанных выше предметов состоит в том, чтобы улучшить процесс развития конкурентоспособности будущих учителей, сделать его более наглядным, интересным и эффективным.

На наш взгляд, процесс обеспечения, расширения и углубления интегрируемых общепрофессиональных и предметных знаний, знаний о конкурентоспособности на предметах социально-гуманитарного цикла (педагогике, психологии, социологии, правоведения) представляет широкие возможности для решения различных задач. В целевую установку практических занятий по обеспечению, расширению и углублению интегрируемых общепрофессиональных и предметных знаний, знаний о конкурентоспособности входят следующие задачи: • закрепить, расширить и углубить общепрофессиональные и предметные знания, знания о конкурентоспособности, полученные студентами педвуза на занятиях по педагогике, социологии, психологии и правоведению;

• способствовать формированию в мировоззрении студентов педвуза целостной картины окружающего мира и показать в ней место конкуренции и конкурентоспособности, показать непротиворечивость и взаимную необходимость данных понятий на занятиях по педагогике, социологии, психологии и правоведению;

• способствовать воспитанию будущего конкурентоспособного учителя к осуществлению педагогической деятельности в рамках цивилизованных, морально-этических норм, а также участию в конкурентной борьбе на рынке педагогических услуг в рамках действующего законодательства и добросовестной конкуренции.

Выбор сочетания предметов социально-гуманитарного цикла (педагогики, психологии, социологии, правоведения) обусловлен базовыми понятиями, которые определяют проблему развития конкурентоспособности и структуру построения данной учебно-воспитательной работы, — «конкуренция» и «конкурентоспособность» в их взаимосвязи.

Достоинствами занятия с интегрированным содержанием по предметам социально-гуманитарного цикла является большой объем учебного материала, который требует от педагога, занимающегося развитием конкурентоспособности, тщательного отбора тем, вопросов и заданий к ним; огромная информативность и взаимопроникновение педагогики, психологии, социологии и правоведения.

Описание программы интегрированных занятий. Формирование целостного мировоззрения будущего конкурентоспособного учителя невозможно без общепрофессиональных и предметных знаний, знаний о конкурентоспособности.

Закономерной особенностью современных знаний о конкуренции и конкурентоспособности является то, что процесс интеграции предметов, содержащих данные знания, органично сопровождается их дифференциацией. Ориентация высшего педагогического образования на фундаментализацию его содержания предполагает создание интегрированных курсов, требует внесения изменений в существующую систему учебных предметов.

Интеграция содержания учебных дисциплин (педагогики, психологии, социологии, правоведения) вызвана имеющимися в настоящее время противоречиями: 1) между возросшими требованиями рынка педагогических услуг к подготовке конкурентоспособных учителей и фактическим ее уровнем; 2) между большим объемом научных знаний и недопустимостью перегрузки студентов педвуза; 3) между необходимостью полноценного образования и возможностями образовательных учреждений (организационными, педагогическими, материальными и т. д.); 4) между мощным потоком новой информации (правовой, экономической и др.) и ее слабым отражением в учебно-программной документации и практике подготовки конкурентоспособных учителей.

Эти противоречия определяют основную проблему подготовки конкурентоспособных учителей: рациональный и оптимальный отбор содержания, принципов, форм и методов построения интегративного курса по всем дисциплинам. Одним из способов решения данной проблемы может стать интеграция предметов социально-гуманитарного цикла — педагогики, психологии, социологии, правоведения.

Интеграция содержания предметов учебных дисциплин (педагогики, психологии, социологии, правоведения) реализуется на уровне интегративных тем и вопросов к ним.

Программы учебных дисциплин «Педагогика», «Психология», «Социология», «Правоведение» носят интегративный характер. В основе указанных выше предметов лежит содержательно-предметный уровень интеграции — слияние в одном синтезированном занятии (теме, разделе, вопросе) общепредметного знания и знания о конкуренции, о конкурентоспособности. Например, изучая на лекционном занятии тему «Общая характеристика педагогической профессии», студенты педвуза получают общие представления о педагогической профессии, о требованиях к личности педагога, его качествам. В этом аспекте преподаватель педагогики может осветить вопрос о конкурентоспособности будущего учителя как

а также органами управления (Г. Борисова, С. Иванова) [1, с. 28].

В письме Министерства образования РФ «О направлении рекомендаций по обеспечению механизма социального партнерства в системе среднего профессионального образования» регламентируется вопрос обеспечения механизма социального партнерства в системе среднего профессионального образования [7]. В связи с отсутствием аналогичного письма Министерства образования РФ, регламентирующего вопрос обеспечения механизма социального партнерства в системе высшего профессионального образования, возникает необходимость организации социального партнерства, ориентированного на повышение конкурентоспособности будущих учителей в образовательном процессе педвуза.

По утверждению ученых (О. Б. Ионова, В. А. Михеева, В. Смольникова и др.), именно партнерские отношения позволяют оперативно решать проблемы, связанные с изменениями рынка труда.

Эти отношения строятся на определенных фундаментальных принципах и нормах: социальные отношения основываются на добровольности признания партнерами друг друга в качестве участников общественных отношений; решающим в отношениях социального партнерства выступает фактор взаимной полезности. Эти отношения предполагают взаимную заинтересованность сторон, уважение и учет интересов партнеров; здесь отсутствует необходимость руководствоваться «указаниями свыше»; участники взаимодействия равноправны в выборе путей и средств достижения общей цели, сохраняя при этом самостоятельность и следуя принципу невмешательства в дела друг друга; эти отношения строятся на принципах доверия, уважения, доброжелательности, равенства, свободы выбора; предполагается обоюдная ответственность за общее дело, обязательность исполнения достигнутых договоренностей и за систематичность выполнения принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений; отношения отличаются бескорыстием и солидарностью; в этих отношениях формальные

моменты явно перевешивают неформальные, что в определенной степени облегчает взаимодействие, общение, нивелируя личные симпатии, антипатии, неприязнь и т. п. [5, с. 43—44].

К наиболее важным социальным партнерам педагогического вуза можно отнести взаимовыгодное сотрудничество между:

а) органами местного самоуправления. С. С. Салманова, Э. А. Тихонов, характеризуя социальное партнерство в профессиональном образовании, отмечают, что «возникновение конкуренции на рынке образовательных услуг приводит к исчезновению "престижных" направлений профессионального образования, именно поэтому необходимо сотрудничество с социальным партнером — государством. В лице его властных структур, для поддержки тех профессионально-образовательных направлений, которые не являются конкурентоспособными, но продолжают оставаться необходимыми для общества» [8, с. 46].

К компетенции социального партнерства вуза с органами местного самоуправления мы относим следующее: предоставление и разъяснение сведений статистического, социально-экономического, юридического и иного характера, находящихся в компетенции местной и областной администрации; участие в социальных, экономических и иных мерах по стимулированию рынка педагогических услуг; консультативная и методологическая помощь по вопросам подготовки конкурентоспособных учителей;

б) работодателями (школами, сузами, вузами). О необходимости привлечения работодателей к социальному партнерству говорится в Национальной доктрине образования в Российской Федерации. В качестве одной из задач по обновлению содержания профессионального образования Е. Я. Бутко выделяет восстановление и укрепление связи профессионального образования с практикой, т. е. с социальными партнерами, и прежде всего с работодателями [2, с. 13].

К компетенции социального партнерства вуза с работодателями мы относим следующее: содействие в трудоустройстве выпускников и студентов педвуза, содействие в комплектова-

3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 176 с.

4. Кязимов К.. Г. Взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг: методические рекомендации / под ред. К. Г. Кязимов. Всероссийский научно-практический центр профориентации и психологической поддержки населения, 2002. 38 с.

5. Модель И. М., Модель Б. С. Социальное партнерство в России // Социологические исследования. 2000. № 9. С. 42-49.

6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751.

7. Письмо Министерства образования РФ «О направлении рекомендаций по обеспечению механизма социального партнерства в системе среднего профессионального образования» от 21.11.2003 г. № 19-52-1130/ 19-28.

8. Салманова С. С., Тихонов Э. А. Социальное партнерство в профессиональном образовании // Перспективы создания системы непрерывного образования: материалы межрегиональной межотраслевой научно-практической конференции 10 января 2000 г. Тюмень, 2000. 119 с.

9. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л. В. Марда-хаев. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 368 с.

10. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. М.: Современное слово, 2001. 928 с.

11. Толковый словарь русского языка: в 4 т. Т. 1: А — Кюрины / Д. Н. Ушаков. М.: АСТ, 2000. 1562 с.

12. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 07.01.2002. № 1. Ч. 1. Ст. 3.

13. Федеральная программа развития образования от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ.

14. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИ-ТИ — ДАНА, 2002. 437 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.