Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры и методика их реализации в процессе игрового моделирования'

Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры и методика их реализации в процессе игрового моделирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Лариса Михайловна

В статье выделены основные организационно-педагогические условия формирования профессиональной готовности учителя физической культуры к реализации ценностей физической культуры, а также методические особенности их реализации в процессе игрового моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Лариса Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры и методика их реализации в процессе игрового моделирования»

УДК 371.014

Л. М. Степанова

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МЕТОДИКА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

В теории и практике профессиональной подготовки студентов - будущих специаяистов физической культуры и спорта (равно как и другого контингента студенческой молодежи) широко используется феномен игры.

Актуальность игры, как одного из действенных способов формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности будущего педагога физической культуры, обусловлена на наш взгляд, следующими обстоятельствами:

- во-первых, игра наряду с трудом и учением, рассматривается как один из основных видов деятельности человека (Д. Б. Эльконин);

- во-вторых, игра является одним из наиболее эффективных средств развития интерактивных умений будущего педагога физической культуры;

- в-третьих, в работе со студентами игра предполагает моделирование будущей профессионально-педагогической деятельности;

- в-четвертых, является одним из средств воссоздания между участниками игры педагогического взаимодействия.

При организации нашей исследовательской работы мы придерживались точки зрения Н. Я. Сайгушева, который рассматривает игру в качестве интегративного способа подготовки будущего учителя [4; 5].

Социальная потребность в разрешении противоречия между необходимостью повышения качества подготовки будущего специалиста физической культуры к практике физического образования и неразработанностью теоретико-методических оснований использования игры как средства профессиональной подготовки позволили выявить организационно педагогические условия профессиональной подготовки специалистов физической культуры в игровом моделировании:

~ содержание игровой физкультурно-спортивной деятельности студентов реализуется на принципах рефлексивного управления, актуализирующих их субъектную позицию;

- содержание разработанных игр должно иметь выраженный профессионально-ориентированный характер в единстве теоретической, методической, практической и рефлексивной подготовки студентов;

- процесс игры и её содержание отражают преемственность и взаимодополняемость учебно-познавательной, учебно-профессиональной и квази-профессиональной видов деятельности будущего специалиста.

Среди игровых методических приемов, который способствовал рефлексивной подготовке студентов, мы использовали: «Совет будущему педагогу физической культуры». Данный прием формирования готовности к профессиональнопедагогической деятельности особо эффективен для налаживания хороших отношений между студентами, между студентами и преподавателями.

В ходе педагогических игр происходит оценка собственных способностей, признание необходимости непрерывного, постоянного их развития.

Для обеспечения единства теоретической, методической, практической и рефлексивной подготовки будущего учителя физической культуры мы провели «Дидактический бой» в форме игры. Экспериментальная группа делилась на две подгруппы. Тема и вопросы «Дидактического боя» сообщалась нами заранее. Теоретическая подготовка шла самостоятельно (изучалась психолого-педагогическая, методическая литература). Студенты могли получить консультацию у любого преподавателя вуза. После проведения игры мы попросили возглавить экспертную группу самим студентам. Как показала практика, будущие учителя смогли сами дать объективную оценку игры, выявить команду победителя и представить коллективный анализ игровых ситуаций.

В качестве методической подготовки нами использовался такой игровой прием. В учебно-методическом пособии по обучению и совершенствованию техники спортивных способов плавания [6, с. 65-76] даны ошибки в технике плавания; их предупреждение и исправление. Для эффективной методической подготовки студентов мы разделили их на две подгруппы. Задача одной подгруппы — показ ошибок в технике плавания, а второй — исправление этих ошибок. Эти комментарии носили осознанный двусторонний характер и стали формой методической подготовки будущих учителей физической культуры.

Профессиональнопедагогическая деятельность будущего учителя реализуется в активной педагогической практике, которая начинается на третьем курсе. Педагогическую практику студентов мы рассматриваем системообразующим фактором всей подготовки к предстоящей деятельности, поэтому она выступает как решающее условие профессиональной подготовки специалиста, действенной формой выражения профессионально-педагогической направленности [3]. Основными задачами педагогической практики были:

- овладение методическими основами видов профессиональных технологий деятельности учителя (проведение учебных, внеурочных и воспитательных дел), технологией их развивающего и воспитывающего влияния;

- освоение широкого арсенала разнообразных методов и методик обучения учащихся, интерпретации полученных результатов и использования их в целях корректировки профессионального взаимодействия с воспитанниками;

- приобретение педагогических умений, навыков самореализации в профессионально-педагогическом процессе на базе индивидуальных качеств, специальных способностей и интересов.

В соответствии с основными задачами педагогической практики на различных её этапах было усилено внимание на развитие следующих умений: организовать виды деятельности школьников; планировать и проводить коллективное творческое дело; прогнозировать результаты воспитательной работы; отбирать, анализировать, синтезировать учебно-воспитательный материал в соответствии с целями воспитания с учетом уровня воспитанности школьников; устанавливать педагогически целесообразные отношения; находить контакт, общий язык и правильный тон с разными людьми; осознавать свои функции в профессиональной деятельности.

Насыщая игры профессионально-педагогическим содержанием и обеспечивая единство теоретической, методической, практической, рефлексивной подготовки мы добивались того, что студенты:

- стали принимать активное участие в обучении; испытывать потребность в формировании готовности к профессионально-педагогической деятельности;

- включились в решение личностно-значимых задач профессионального и личностного становления; испытывать удовлетворенность от учебной деятельности; чувство самоценности личности;

- актуализировали и вовлекали личностный опыт в ситуациях обмена мнением, чувствами, опытом;

- включались в групповую работу, стимулирующую активность, инициативность;

- активнее стали участвовать и занимать различные роли в реализации содержания игровой деятельности.

Для качества профессиональной подготовки педагогов физической культуры мы в процессе игры отражали преемственность и взаимодополнитель-ность учебно-познавательной, учебно-профессиональной и квазипрофес-сиональной видов деятельности, реализуемых в различных формах.

При реализации данного условия мы опирались на активные методы: проводили дискуссии, «мозговой штурм», «круглый стол», лекции вдвоем, заседания клуба знатоков спорта, творческий отчет, конкурсы, ролевые и деловые игры, игры-драматизации, «дидактический бой» и другие, которые приблизили образовательный процесс к реальным условиям порождения потребности в профессионально-педагогических знаниях, умениях,

навыках, способствовали формированию профессионально-педагогической направленности, мотивационной готовности.

Кроме того опытно-экспериментальная работа показала, что в процессе игры закомплексованность и скованность студентов, сменялись активностью, собранностью; появлялись положительные эмоции, проявлялась творческая, профессионально-педагогическая направленность, увеличивая темпы и результаты эвристического мышления.

Таким образом педагогическая ценность ролевых игр, заключается в том, что они ставят студента перед необходимостью упражнять себя в выполнении педагогических действий, тогда как игры - драматизации подразумевают исполнение какого-либо сюжета, сценарий которого не является «заданным».

Так, например, по дисциплине «Плавание с методикой преподавания», экспериментальная группа разыгрывала проведение праздника «Дня Нептуна». При этом содержание праздника было подобрано на основе разнообразных литературных источников, которые изучались студентами самостоятельно. Как показал опыт работы, театрализованные представления развивают природные задатки будущего учителя, дают им необходимые профессиональные навыки, организуют талант и делают его гибким, формируют рефлексирующий ум.

Важной особенностью деловых игр является многовариантность решений, вырабатываемых в игровой ситуации, высокая степень эмоционального напряжения, личностной включенности студентов в деловую игру (темы: «Организация разновозрастного общения в летний период», «Создание самоуправления во вновь организуемом коллективе», «Реализация воспитательных технологий в современной школе»).

На практических занятиях по предмету «Плавание с методикой преподавания» нами специально отводилось определенное время для проведения коллективных творческих дел. В основе содержательного аспекта таких игр лежат коллективные творческие дела, разработанные Н. Е. Щурковой [7]. Проведение веера вышеназванных игр, позволило раскрыть смысл и значение концепции «Я - профессиональное» через осмысление будущим учителем подсистем «Я как учитель», «Я как воспитатель», «Я как исследователь», являющихся источником и результатом профессионального становления.

Цель проведения подобной игры - актуализировать и развить у участников игры творческие возможности к самостоятельному осмыслению новых воспитательных технологий со школьниками и к выработке способов и путей их решения в процессе коллективного познавательного поиска.

В процессе учебно-профессиональной деятельности студентами экспериментальной группы моделировались разнообразные конкретные ситуации.

Создаваемые проблемные ситуации в процессе игры (помощь утопающему на воде, показ техники выполнения стартового прыжка, демонстрация способов плавания, показ имитационных упражнений на суше, показ с ошибками эстафетного плавания и др.) послужили поводом для возникновения у студентов внутренней мотивации к участию в рефлексивноаналитической деятельности, что способствовало, в большинстве случаев, осуществлению студентами целеполагания, устранению выявленных пробелов в знаниях и умениях, планированию и организации собственной учебнопрофессиональной деятельности,

В ходе опытно-экспериментальной работы мы широко применяли метод «.мозгового штурма», организовывая коллективную мыслительную деятельность студентов по поиску нетрадиционных путей решения проблемы (теоретической и практической направленности).

Таким образом, метод мозгового штурма обеспечил ориентацию на саморазвитие в подготовке будущего педагога; в профессиональной подготовке педагогов связали теоретические и практические знания; будущие педагоги стали усваивать учебный материал творчески; активизировали учебно-познавательную деятельность студентов; сформировали способность у студентов концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; сформировали опыт коллективной мыслительной деятельности.

Следующим шагом отражения в игре преемственности и взаимодопол-нительности учебно-познавательной, учебно-профессиональной и ква-зипрофессиональной видов деятельности будущего учителя физической культуры стали внедренные нетрадиционные формы организации занятий по профессионально-педагогической подготовке.

Так, в частности, были внедрены такие формы занятий, как: «круглый стол», лекции вдвоем, заседания спортивного клуба, нетрадиционные формы контроля за выполнением образовательной программы, творческий отчет, рейтинговая оценка успешности обучения, конкурсы и т. д.

Таким образом, отражая преемственность и взаимодополнительность учебно-познавательной, учебно-профессиональной и квазипрофессиональ-ной видов деятельности будущего учителя физической культуры посредством игры мы достигли следующего:

- сформировали целостное представление о профессиональнопедагогической деятельности в ее динамике;

- будущие педагоги физической культуры приобрели как профессионально-педагогический, так и социальный опыт, в том числе и опыт принятия индивидуальных и совместных решений;

- развили профессионально-педагогическое мышление;

- сформировали познавательную мотивацию, обеспечили условия формирования мотивационной готовности к профессиональной деятельности;

- сформировали представления у будущих педагогов об особенностях работы с разновозрастной группой детей;

- создали комфортную среду для обучения и воспитания личности будущего педагога.

- развили в определенной степени все компоненты процесса профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуры.

Библиографический список

1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (метод, основы). IЮ. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

2. Базина, К. Я. Коллективная мыследеятельность - модель саморазвития человека. / К. Я. Вазина. - М.: Педагогика, 1990. - 196 с.

3. Горбачев, Е. Г. Формирование социальной активности и профессиональных

умений у студентов факультета физической культуры в условиях педагогической практики: Автореф. дис..канд. пед. наук. МПГИ - М., 1991. - 23 с.

4. Сайгушев, Н. Я. Сборник задач по пиктографической педагогике. / Н. Я. Сай-гушев. - Магнитогорск: МГПИ, 1997. - 36 с.

5. Сайгушев, Н. Я. Создай себя в игре. / Н. Я. Сайгушев, Н. В. Сычкова // Метод, пособие для студентов. - Магнитогорск: МГПИ, 1998. - 84 с.

6. Степанова, JI. М. Методика обучения и совершенствования техники спортивных способов плавания: учебно-методическое пособие для студентов института физической культуры и спорта / Л, М. Степанова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. - 124 с.

7. Щуркова, Н. Е. Собранье пестрых дел. / Н. Е. Щуркова // Метод, материал для работы с детьми. - 2-е изд., перераб. - М.: Новая школа, 1994. - 96 с.

8. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника. / Д. Б. Элько-нин. - М., Просвещение, 1974. - 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.