Библиографический список
1. Антюфеева, М. А. София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. [Текст] / М. А. Антюфеева. Выпуск 5. - 2002
2. Бим-Бад, Б. М. Педагогические идеи в ранних произведениях Гегеля. www-bim-bad.ru
3. Введение в философию [Текст]: учебник для вузов / - М., 1990
4. История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова; - М., 2001
5. Прот, В. Зеньковский. Христианство и педагогическая деятельность. Общий исторический обзор основных педагогических течений. www-portal-slovo.ru
6. Рыбин, В. А. http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction =showfuП&id=1194958377&archive=1195596857&start_from=&ucat=&
7. Философия [Текст] / Под ред. В. П. Кохановского. - Ростов-на-Дону., 1998.
8. Маслов, Н. В. Православное воспитание как явление русской педагогической культуры на материале трудов схиархимандриата Иоанна (Маслова) [Текст] /
Н. В. Маслов // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 148-174.
9. Чернобров, А. А. Религиозная культура и религиозный дискурс [Текст] / А. А. Чернобров // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. -С. 172-182.
10. Щуркова, Н. Е. Профессиональное обеспечение ценностно-ориентированного воспитания [Текст] / Н. Е. Щуркова // Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 4. - С. 139-148.
УДК 371.014
Л. М. Степанова, С. С. Коровин
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Современные стратегические, реформенные преобразования системы образования в России направлены на возвышение роли физической культуры и спорта как фактора восполнения культуры социума, физической культуры личности, формирования и укрепления здоровья нации.
Означенные концептуальные основания реконструкции физической культуры, создание системы более масштабного использования ценностей физической культуры в повседневной жизни и деятельности человека в наибольшей мере касаются самого ценного контингента любого общества - учащейся молодежи, школьников, - как основу и предпосылку благосостояния общества.
В этой связи возникает социальная потребность в производстве и воспроизводстве «физкультурного человеческого фактора» - специалистов, педагогов по физической культуре, отличающихся сколь общей, столь и специфической - физ-
культурной, профессиональной, - готовностью к трансляции ценностей физической культуры в социум, личность.
Таким образом, процесс модернизации профессиональной подготовки специалистов физической культуры и спорта на современном этапе отражает общую стратегию образовательной политики России, важнейшей задачей которой является достижение высокого качества образования, его соответствия потребностям личности, общества и государства.
На сегодня в системе высшего физкультурного профессионального образования достаточно остро стоит проблема повышения качества подготовки специалистов, обладающих высоким профессионализмом, мотивированность на профессиональную деятельность в сфере физической культуры; стабильность деятельности именно в этой отрасли педагогической деятельности.
Следовательно, в процессе профессиональной подготовки в специализированных ВУЗах должна быть реализована идея формирования субъекта, готового занимать активную позицию в своей профессиональной деятельности. В этом случае можно ожидать как полной самоотдачи и творческой активности, так и самореализации всех заложенных природой способностей и накопленных в ВУЗе знаний, умений и навыков.
Таким образом, в настоящее время обозначилась настоятельная социальная необходимость в специальном изучении и разрешении проблемы профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры.
При этом следует отметить, что в научно-педагогической литературе достаточно активно исследуются разные аспекты процесса профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры [3; 5; 8; 10; 11; 12; 13; 14; 15]. Установлено также, что особое внимание ученых педагогов сосредоточено на разработке и внедрении в процесс профессиональной подготовки активных методов и средств, направленных на активизацию учебно-профессиональной деятельности студентов, включающих, в том числе, игровые.
Педагогические аспекты игры как вида деятельности учащихся, метода и средства воспитания в отечественной педагогике исследовали Н. П. Аникеева, О. С. Г азман, С. А. Шмаков и др. [1; 4; 16], где однако педагогическая сущность игр в меняющихся социокультурных условиях комплексно не изучена; мало исследований, посвященных подготовке студентов к использованию и организации игры как педагогического феномена культуры, не изучены также особенности включения моделирования и игровой деятельности в качестве метода и средства подготовки к профессиональной деятельности.
В этой же связи малоизученными, практически неисследованными остаются вопросы использования педагогического потенциала игрового моделирования, как специально организованного и специализированного педагогического процесса создания и воспроизведения в игровой форме (в форме подвижных, ролевых, деловых игр и игровых заданий) различных (в связи с конкретной образовательной целью и задачей) образовательных ситуаций, требующих максимально возможного для субъекта проявления профессиональных (личностных и двигательных) свойств, качеств и функций.
Не выявлены также педагогические условия и методика их реализации в игровом моделировании образовательной деятельности в становлении и развитии профессиональной готовности педагога по физической культуре.
Цель исследования заключалась в теоретической разработке и обосновании комплекса педагогических условий реализации игрового моделирования образовательной деятельности в формировании профессиональной готовности педагога по физической культуре.
Сущностные задачи заключались в следующем:
- уточнить структуру и сущностные характеристики профессиональной готовности педагога по физической культуре;
- обосновать особенности методики реализации педагогических условий игрового моделирования в становлении профессиональной готовности.
Обобщенный материал в отношении структуры, содержания и методик диагностики состояния профессиональной готовности показаны в табл.
Структура, содержание и методика диагностики профессиональной готовности педагога по физической культуре
Компоненты Показатели Методы и средства диагностики
Мотивационный компонент (профессиональная направленность) - мотивы, интересы, ценностные ориентации - потребность саморазвития - самооценка достижений - удовлетворенность достижениями Тесты: В. И. Андреева, Л. Д. Столяренко, К. Замфира, Э. Ф. Зеера, О. Н. Шахматовой, Дж. Роттера, А. Реан, упрощенная методика В. А. Ядова, опросники,
Когнитивный компонент (профессиональные знания) - полнота усвоения содержания понятия; - полнота усвоения объема понятия; - полнота усвоения практических действий понятия; - прочность усвоения понятия Тесты, разработанные по методике поэлементного и пооперационного анализа А. В. Усовой; Методика КОС-1 Методика В. Г. Тютюкова; экспертная оценка и самооценка
Деятельстный компонент (профессиональные умения); - полнота овладения умениями; - прочность овладения умениями; -осознанность - самостоятельность
(профессиональные качества) - общительность, эмоциональная устойчивость, чувствительность, доминантность, самоконтроль и др. Методика Р. Кеттела
При этом следует выделить основные и обобщенные критерии сформирован-ности профессиональной готовности, к которым мы относим профессиональную направленность; профессиональные знания; профессиональные умения и качества [2; 6; 7; 9].
Социокультурная ценность профессиональной подготовки и игрового моделирования образовательной деятельности обучающихся средствами игры, в сфере игры определяется взаимосоответствием того, что входит в содержание и формы под-
готовки, в цели и механизмы включения студентов в пространство игровой культуры, самораскрытия и саморазвития в ней личности будущего специалиста.
Мы полагаем, что моделирование игровой среды образовательной деятельности и ВУЗа в целом в подготовке педагога по физической культуре - это учебная по цели и содержанию, но игровая по форме деятельность, способствующая рефлексивному продвижению студентов через постепенное включение их в имитирующую педагогическую деятельность и удовлетворение их профессиональных интересов.
В нашем исследовании игровая деятельность будущих педагогов по физической культуре охарактеризована как определенная последовательность действий, операций студента по отбору образовательного материала, разработке, подготовке игры, включению обучающихся (учащихся и других студентов) в игровую деятельность, осуществлению самой игры, контролю за игровой ситуацией, подведению итогов и анализу результатов проведенной игры.
Таким образом мы полагаем, что игровое моделирование есть особым образом организованный, специализированный педагогический процесс создания и воспроизводства в игровой форме различных профессионально - педагогических образовательных ситуаций, требующих проявления субъектом деятельности профессионально значимых свойств, качеств и функций.
Обобщение передового опыта, накопленного в теории и практике физической культуры и спорта, позволило выделить и определить комплекс педагогических условий реализации игрового моделирования образовательной деятельности в формировании профессиональной готовности:
- содержание игры носит профессионально-ориентированный характер и обеспечивает единство теоретической, методической, практической и рефлексивной подготовки будущего педагога по физической культуре;
- процесс игры будет отражать преемственность и взаимодополнительность учебно-познавательной, учебно-профессиональной и квазипрофессиональной видов деятельности будущего педагога по физической культуре;
- деятельность будущих педагогов по физической культуре в игре осуществляется на принципах рефлексивного управления, актуализирующих их субъектную позицию.
Комплексный характер выделенных условий определяется их взаимным дополнением друг друга.
Основными методическими положениями реализации первого педагогического условия являются: побуждение к рефлексии и рефлексивная подготовка, обеспечивающая оценку действий других и самооценку собственных способностей; проведение «Дидактических боев» среди студентов, отражающих единство теоретической, методической и практической подготовки; организация и реализация уже на ранних этапах образования учебных (внутригрупповых) и моделирование педагогических ситуаций производственных практик; проигрывание «исправительных» действий (практического и методического характера) в сознательно ошибочных действиях профессионального характера (обучение технике двигательных действий, воспитание двигательных качеств и т. д.).
К числу особо значимых методических аспектов осуществления второго педагогического условия следует отнести: расширение форм освоения теоретического и практического образовательного материала («круглый стол», «мозговой штурм», творческий отчет, дискуссии и т. п.); увеличение доли, деловых игр, создающих
предметное и социальное содержание профессиональной деятельности; расширение и частота использования ролевых игр, что естественным образом «включало» студентов в решение педагогических задач; использование «проблемных» ситуаций профессионального характера, обеспечивающих проявление и становление профессионально важных психических и двигательных способностей; проигрывание масштабных спортивно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий, что расширило сферу познания и теоретической готовности к профессиональной деятельности; оптимальная этапность деловых игр (организационный, подготовительный, анализа решений и подведение итогов, заключительный); использование метода аппликации, позволяющего студенту включатся в деятельность лектора (преподавателя); организация и реализация самими студентами теоретических и практических конференций с действующими учителями школ - преподавателями физической культуры; проведение студенческих олимпиад и конкурсов профессионального мастерства.
Реализация третьего педагогического условия сопровождалась исполнением следующих методических положений: совместное (преподаватель - студент) обсуждение успехов и неудач образовательной деятельности (учебных практик, прежде всего); оценка разрешенности образовательных проблем или отсутствия таковых; совместное нахождение способов решения профессионально-педагогических задач; осмысление и поиск новых вариантов профессионально - педагогической самореализации и самоопределения; создание условий (со стороны преподавателя) для самостоятельного анализа направлений личностного развития и диагностики своих действий. При этом все вышеозначенные методические положения реализовывались в различных формах профессиональной подготовки: диагностические занятий; учебная и педагогическая практики; индивидуальные собеседования, консультирование, взаимопосещение, деятельность спортивного клуба.
В заключении следует отметить, что на промежуточном этапе исследования эффективности педагогических условий реализации игрового моделирования образовательной деятельности (тем не менее экспериментальные данные) установлены позитивные сдвиги в сформированности профессиональной готовности студентов - будущих педагогов по физической культуре, заключающиеся в увеличении показателей мотивации и самооценки достижений; полноты и прочности усвоения содержания и объема основных понятий; полноты и осознанности практических и методических умений и навыков, а также таких личностно-профессиональных качеств как общительность, эмоциональная устойчивость, самоконтроль.
Библиографический список
1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой [Текст] / Н. П. Аникеева. - Новосибирск,
1994. - 144 с.
2. Беликов, В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников [Текст]: дисс...д-ра пед. наук. - Челябинск,
1995. - 389с.
3. Бикимбетов, Р. Г. Этнопедагогическое воспитание будущих специалистов физической культуры [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук . - Челябинск, 2006. -24 с.
4. Газман, О. С. В школу - с игрой [Текст] / О. С. Газман, В. Е. Харитонова. -М.: Просвещение, 1991. - с.
5. Горбачев, Е. Г. Формирование социальной активности и профессиональных умений у студентов факультета физической культуры в условиях педагогической практики [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1991. - 22 с.
6. Загвязинский, В. И. Методология и методика социально-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие / И. Я. Загвязинский. - Тюмень, 1995. - 97 с.
7. Исаев, И. Ф. Дидактическое обеспечение интенсификации учебно-воспитательного процесса в вузе [Текст] / И. Ф. Исаев // Интенсификация учебно-воспитательного процесса в высшей школе: /тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф. -Белгород, 1988. - С. 5-7.
8. Каргаполов, В. П. Профессиональное становление преподавателя физической культуры [Текст]: автореферат дис. ... докт. пед. наук в форме научн. докл. -Омск, 1998. - 111 с.
9. Климова, Т. Е. Педагогическая диагностика [Текст]: учебное пособие / Т. Е. Климова. - Магнитогорск, МаГУ, 2000. - 124 с.
10. Коровин, С. С. Профессиональная физическая культура и формирование личности [Текст] / С. С. Коровин, В. А. Кабачков. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1998. - 259 с.
11. Куликова, Л. М. Модернизация содержания и организации педагогической практики в физкультурном вузе [Текст] / Л. М. Куликова - М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2004, - 295 с.
12. Лубышева, Л. И. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту [Текст] // Теория и практика физической культуры. - 2003, - № 12, - С. 13-16.
13. Макаров, П. А. Формирование профориентационной компетентности будущего учителя физической культуры [Текст]: автореф. дис.канд. пед. наук. Толь-
ятти, 2005. - 21 с.
14. Михайлова, Т. А. Профессиональная подготовка будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики [Текст]: дис. .. канд. пед. наук. - Челябинск, 2004. - 164с.
15. Сибатрова М. А. Формирование правовой образованности студентов вуза
физической культуры [Текст]: автореф. дис.....канд. пед. наук. - Челябинск,
2006. - 21 с.
16. Шмаков, С. А. Игры учащихся - феномен культуры [Текст] / С. А. Шмаков. - М.: Новая школа, 1994. - 240 с.