Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОСВОЕНИЮ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОСВОЕНИЮ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козинец Лидия Александровна

Цель исследования - обосновать необходимость выявления организационно-педагогических условий для эффективного функционирования подготовки будущих учителей к освоению инновационного педагогического опыта. В статье проясняется важность комплексного использования ресурсов инновационной образовательной среды, разработки научно-методического обеспечения и диагностического сопровождения для углубления знаний будущих учителей об инновационном педагогическом опыте и формирования умений его осваивать. Научная новизна исследования заключается в выявлении организационно-педагогических условий подготовки будущих учителей, обеспечивающих формирование у них целостного представления об инновационном педагогическом опыте и умениях, необходимых для его освоения. В результате исследования обосновано, что комплексное использование ключевых ресурсов инновационной образовательной среды педагогического вуза, научно-методическое обеспечение процесса подготовки будущих учителей к освоению инновационного педагогического опыта, диагностическое сопровождение профессионального становления будущих учителей на основе инновационного педагогического опыта позволят создать необходимые организационно-педагогические условия для эффективной подготовки студентов - будущих учителей с целью развития у них умений самостоятельного овладения инновационным педагогическим опытом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE TRAINING OF FUTURE TEACHERS FOR THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE PEDAGOGICAL EXPERIENCE

The aim of the study is to substantiate the need to identify organizational and pedagogical conditions for the effective functioning of the training of future teachers for the development of innovative pedagogical experience. The article clarifies the importance of the integrated use of the innovative educational environment resources, the development of scientific and methodological support and diagnostic support to deepen the knowledge of future teachers about innovative pedagogical experience and the formation of skills to master it. The scientific novelty of the study lies in identifying the organizational and pedagogical conditions for the training of future teachers, who ensure the formation of a holistic view of their innovative pedagogical experience and the skills necessary for its development. As a result of the study, it is substantiated that the integrated use of the key resources of the innovative educational environment of a pedagogical university, scientific and methodological support for the process of the training of future teachers for mastering innovative pedagogical experience, diagnostic support for the professional development of future teachers based on innovative pedagogical experience will create the necessary organizational and pedagogical conditions for the effective training of students - future teachers in order to develop their skills for independent mastery of innovative pedagogical experience.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОСВОЕНИЮ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА»

ИЗДДТЕЛЬСТ

$ гратота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2022. Том 7. Выпуск 8. С. 866-870 | 2022. Volume 7. Issue 8. P. 866-870

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Организационно-педагогические условия подготовки будущих учителей к освоению инновационного педагогического опыта

Козинец Л. А.

Аннотация. Цель исследования - обосновать необходимость выявления организационно-педагогических условий для эффективного функционирования подготовки будущих учителей к освоению инновационного педагогического опыта. В статье проясняется важность комплексного использования ресурсов инновационной образовательной среды, разработки научно-методического обеспечения и диагностического сопровождения для углубления знаний будущих учителей об инновационном педагогическом опыте и формирования умений его осваивать. Научная новизна исследования заключается в выявлении организационно-педагогических условий подготовки будущих учителей, обеспечивающих формирование у них целостного представления об инновационном педагогическом опыте и умениях, необходимых для его освоения. В результате исследования обосновано, что комплексное использование ключевых ресурсов инновационной образовательной среды педагогического вуза, научно-методическое обеспечение процесса подготовки будущих учителей к освоению инновационного педагогического опыта, диагностическое сопровождение профессионального становления будущих учителей на основе инновационного педагогического опыта позволят создать необходимые организационно-педагогические условия для эффективной подготовки студентов - будущих учителей с целью развития у них умений самостоятельного овладения инновационным педагогическим опытом.

EN

Organizational and Pedagogical Conditions

for the Training of Future Teachers

for the Development of Innovative Pedagogical Experience

Kozinets L. A.

Abstract. The aim of the study is to substantiate the need to identify organizational and pedagogical conditions for the effective functioning of the training of future teachers for the development of innovative pedagogical experience. The article clarifies the importance of the integrated use of the innovative educational environment resources, the development of scientific and methodological support and diagnostic support to deepen the knowledge of future teachers about innovative pedagogical experience and the formation of skills to master it. The scientific novelty of the study lies in identifying the organizational and pedagogical conditions for the training of future teachers, who ensure the formation of a holistic view of their innovative pedagogical experience and the skills necessary for its development. As a result of the study, it is substantiated that the integrated use of the key resources of the innovative educational environment of a pedagogical university, scientific and methodological support for the process of the training of future teachers for mastering innovative pedagogical experience, diagnostic support for the professional development of future teachers based on innovative pedagogical experience will create the necessary organizational and pedagogical conditions for the effective training of students - future teachers in order to develop their skills for independent mastery of innovative pedagogical experience.

Введение

В контексте Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (Национальная стратегия..., 2017) и запроса общества на подготовку учителя нового типа исследователи (Бриткевич, 2018; Глузман, Горбунова, 2019; Жук, 2020; Ошкина, 2021) сосредоточились на разработке моделей подготовки современного учителя.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220121

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

Проведенный теоретический анализ показал, что в соответствии с современными нормативными требованиями и научно-педагогическими исследованиями (Бронников, Бронникова, 2009; Варзанова, 2020; Громова, 2015; Игнатьева, Тулупова, 2010; Качалов, 2011; Мищенко, Аксарина, 2020; Жук, 2019) инновационный педагогический опыт выступает важнейшим содержательным компонентом профессиональной подготовки учителя.

Накопленный успешными учителями педагогический опыт рассматривается как средство формирования педагога нового типа, способного осознавать динамику развития общества, обладающего высоким уровнем инновационного мышления и устойчивой направленностью на создание инноваций в условиях общества с неопределенным сценарием развития (Козинец, 2019). В рамках данной статьи считаем важным обоснование необходимости выявления организационно-педагогических условий подготовки будущих учителей к освоению инновационного педагогического опыта.

Согласимся с Н. В. Ипполитовой и Н. С. Стерховой (2012) в том, что «реализация правильно выбранных педагогических условий обеспечивает развитие и эффективное функционирование педагогической системы» (с. 8).

Таким образом, считаем, что выявление организационно-педагогических условий подготовки будущих учителей к освоению инновационного педагогического опыта предоставит каждому будущему учителю возможность для удовлетворения духовных потребностей и интересов, самореализации, саморазвития, формирования социально--личностных и профессиональных компетенций.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть сущность понятия «инновационный педагогический опыт» в контексте профессиональной подготовки учителя;

- описать модель подготовки будущих учителей к освоению инновационного педагогического опыта;

- выявить организационно-педагогические условия эффективной подготовки будущих учителей к освоению инновационного педагогического опыта.

Теоретической базой работы стали исследования отечественных и зарубежных учёных, отражающие: сущностные характеристики инновационного педагогического опыта (Бронников, Бронникова, 2009; Дубровская, 2009), научные концепты и актуальные модели профессиональной подготовки учителя (Глузман, Горбунова, 2019; Громова, 2015; Жук, 2019; 2020; Зинченко, Дорожкин, Зеер, 2020; Митина, 2014; Ошкина, 2021), идеи инновационной подготовки учителя (Бриткевич, 2018; Варзанова, 2020; Игнатьева, Тулупова, 2010; Мищенко, Аксарина, 2020), пути и средства развития творческого потенциала будущих учителей (Король, 2021; Шмелева, 2013).

Методы исследования: анализ научной литературы по исследуемой проблеме, систематизация, обобщение, наблюдения, опрос, анкетирование, анализ продуктов творческой деятельности будущих учителей, метод самооценки.

Практическая значимость исследования заключается в том, что обозначенные в статье организационно-педагогические условия могут быть полезны при организации подготовки учителя на уровне магистратуры, а также при разработке программ повышения квалификации работающих педагогов.

Основная часть

Инновационный педагогический опыт является сравнительно новым педагогическим феноменом, не имеющим единой и однозначной трактовки. Исследователи, изучающие феномен на рубеже ХХ-ХХ1 в., под инновационным педагогическим опытом понимали опыт, объединяющий создание, освоение и применение педагогических инноваций (Юсуфбекова, 1991). Как отмечают современные исследователи (Бриткевич, 2018; Качалов, 2011; Мищенко, Аксарина, 2020), инновационный педагогический опыт формируется на основе абсолютно новых, оригинальных теоретических концепций и имеет ряд специфических характеристик: кардинальное изменение традиционно сложившейся практики обучения; системная перестройка педагогом своей деятельности на основе принципиально новой идеи или совокупности идей; значительное устойчивое повышение эффективности образовательного процесса; проблемно-ориентированная, научно-организованная деятельность учителя; привнесение новых знаний, чувств, стремлений, изменение ценностно-смысловой сферы личности, развитие инновационно--личностных качеств.

Инновационный педагогический опыт определяется нами как нормативно одобренный научным сообществом и педагогической общественностью результат инновационной деятельности педагогического коллектива (педагога) по поиску, формированию и развитию принципиально новых образовательных и воспитательных доктрин, концепций, парадигм, которые обеспечивают долгосрочный стабильный успех при последовательной и полной их реализации.

Общей тенденцией изменений в работе с инновационным педагогическим опытом на современном этапе является отказ от его внедрения в педагогические вузы в пользу организации работы с ним с учётом интересов и возможностей каждого будущего учителя. Преодолеть существующий формализм в освоении инновационного педагогического опыта возможно только через подготовку будущих учителей к его освоению. Как отмечает В. В. Громова (2015), сформированные компетенции освоения инновационного педагогического опыта представляют собой тот багаж, который позволяет педагогу «достичь вершин профессионализма, открывает горизонты для творчества и самореализации» (с. 217).

В ходе выполнения докторского диссертационного исследования нами была разработана прогностическая модель подготовки будущих учителей к освоению инновационного педагогического опыта (Козинец, 2021). В соответствии со структурой и содержанием концептуализации инновационного педагогического опыта (осознание, понимание, применение) выделены личностный, когнитивный и операционный компоненты подготовки.

Личностный компонент определяет направление профессиональной мысли будущих учителей и включает стремление к развитию инновационного мышления, интерес к освоению педагогических инноваций, накоплению собственного педагогического опыта, способность к созданию новых инновационных продуктов.

Когнитивный компонент представляет собой систему знаний об инновационном педагогическом опыте, механизмах его освоения с доминирующей направленностью на создание новшеств, развитие теоретического мышления, формирование педагогической креативности.

Операционный компонент предполагает наличие комплекса умений и навыков, необходимых для освоения инновационного педагогического опыта: умения изучать опыт, критически анализировать инновационные идеи успешных учителей и разработанные ими новшества, обосновывать собственные новшества, проектировать их внедрение; оценивать собственные достижения в освоении инновационного педагогического опыта. В соответствии с различными подходами к содержанию прогностических умений нами уточнён состав умений, необходимых для освоения инновационного педагогического опыта: анализ ситуации создания опыта, определение инновационных проблем, формулирование темы опыта, определение сущности опыта, вычленение главной идеи, определение критериев оценки эффективности опыта, выявление практической значимости опыта и границ его применения.

Подготовка будущих учителей к освоению инновационного педагогического опыта осуществляется поэтапно, реализуются все компоненты, но с разным удельным весом каждого из них на соответствующем этапе.

В логике создания и реализации прогностической модели подготовки будущих учителей к освоению инновационного педагогического опыта были сформулированы необходимые организационно-педагогические условия:

- комплексное использование ключевых ресурсов инновационной образовательной среды;

- научно-методическое обеспечение подготовки будущих учителей к освоению инновационного педагогического опыта;

- диагностическое сопровождение профессионального становления будущих учителей на основе инновационного педагогического опыта.

Комплексное использование ключевых ресурсов инновационной образовательной среды рассматривается как условие, необходимое для продуктивного взаимодействия всех заинтересованных субъектов и объектов в подготовке учителей с высоким потенциалом самореализации.

Инновационная образовательная среда системно объединяет инфраструктурный блок (учебная лаборатория педагогики и педагогических инноваций, филиал кафедры педагогики, научно-методический центр), технологический блок (инновационные технологии, интерактивные формы и методы обучения) и блок педагогического сопровождения субъектов (позволяет субъектам образования реализовывать себя через генерирование новых идей и создание инновационных продуктов).

На подготовительном этапе подготовки будущих учителей к освоению инновационного педагогического опыта (1 курс) формируется устойчивое отношение студентов к педагогическим инновациям. На основном этапе подготовки будущих учителей к освоению инновационного педагогического опыта (2-3 курс) создаются условия для обогащения их знаний об опыте успешных педагогов и умениях его освоения. На заключительном этапе подготовки будущих учителей к освоению инновационного педагогического опыта (4 курс) формируется система педагогической поддержки будущих учителей, проектирующих и внедряющих во время педагогической практики в школе новые инновационные продукты.

Решению поставленных задач на каждом этапе подготовки будущих учителей к освоению инновационного педагогического опыта способствует применение комплекса образовательных технологий: имитационная (моделирование в ходе учебного процесса различного рода отношений и условий реальной жизни), критериально-ориентированного обучения (точное определение и формулировка эталона (критерия) полного усвоения, сопоставление пооперационно ответов будущих учителей с эталоном), поисково-исследовательская (построение учебного познания как решение системы задач).

Комплекс образовательных технологий дополняется рядом методов обучения: метод инновационных инцидентов (анализ издержек нововведений творческих учителей), метод Дельфи (экспертное оценивание новшеств успешных педагогов), биографический метод (осмысление логики жизненного пути успешного учителя), метод инновационных прожектов (создание нереальных и реальных замыслов повышения эффективности педагогической деятельности), метод синектики (генерация идей).

Личностный, когнитивный и операционный компоненты прогностической модели подготовки будущих учителей к освоению инновационного педагогического опыта обусловили выбор форм и способов организации образовательного процесса: педагогическое эссе, написание рефератов, проведение интервью с успешным учителем, создание портфолио, встречи студентов с успешными учителями, образовательные курсы для студентов на базе филиала кафедры, педагогический фестиваль, круглый стол, педагогическая гостиная.

Научно-методическое обеспечение процесса подготовки будущих учителей к освоению инновационного педагогического опыта представляет собой дидактический комплекс, включающий программы учебных и факультативных дисциплин, монографии, учебно-методические пособия, интегрирующие знания о педагогическом опыте и механизмах его освоения.

Данное условие предполагает реализацию инвариантной части научно-методического обеспечения подготовки, обязательной для изучения будущими учителями. Содержательным стержнем инвариантной части подготовки будущих учителей являются учебные программы дисциплин «Основы психологии и педагогики», «Педагогика школы», факультативной дисциплины «Технология работы классного руководителя», разработанные

в соавторстве с учеными кафедры педагогики, монографии, учебно-методические пособия. Вариативная часть научно-методического обеспечения подготовки представлена учебной программой и методическим обеспечением факультативной дисциплины «Педагогический опыт как объект познания», которая читается студентам выпускного курса.

Диагностическое сопровождение профессионального становления будущих учителей на основе инновационного педагогического опыта необходимо для объективной оценки подготовки будущих учителей.

Установленные нами критерии и показатели оценки подготовки будущих учителей к освоению инновационного педагогического опыта сведены к компонентам подготовки (личностному, когнитивному и операционному). Разработан и реализован комплекс диагностических процедур, включающий тест Л. А. Регуш «Способность к прогнозированию», методику «Незаконченные предложения», тест В. А. Андреева «Оценка способности к саморазвитию и самообразованию», опросник Д. Маклейна «Толерантность к неопределённости», авторский тест «Компетентность в области освоения инновационного педагогического опыта», методику самооценки.

В соответствии с личностным критерием оценки подготовки будущих учителей к освоению инновационного педагогического опыта диагностируются характеристики инновационности будущих учителей: развитие инновационного мышления; мотивация освоения инновационного опыта; способность к саморазвитию; толерантность к неопределенности; инновационная ориентация; склонность к инновационной деятельности.

Когнитивному критерию оценки подготовки будущих учителей к освоению инновационного педагогического опыта соответствуют диагностические процедуры, нацеленные на определение объема и качества базовых знаний будущих учителей об инновационном педагогическом опыте в процессе учебной деятельности.

В соответствии с операционным критерием оценки подготовки будущих учителей к освоению инновационного педагогического опыта анализируются составленные студентами паспорта инновационного педагогического опыта успешных учителей, спроектированные ими новшества, реализованные в ходе педагогической практики инновационные проекты. Уровень сформированности умений осваивать педагогический опыт определяется посредством использования методики самооценки, диагностирования собственного опыта будущих учителей.

Таким образом, комплексное использование ключевых ресурсов инновационной образовательной среды педагогического вуза, научно-методическое обеспечение процесса подготовки будущих учителей к освоению инновационного педагогического опыта, диагностическое сопровождение профессионального становления будущих учителей на основе инновационного педагогического опыта позволяют создать необходимые организационно-педагогические условия для эффективной подготовки студентов педагогического университета к овладению инновационным педагогическим опытом.

Заключение

В результате исследования были сделаны следующие выводы:

- подготовка будущих учителей к освоению инновационного педагогического опыта является составной частью общегосударственной системы профессиональной подготовки учителя в Республике Беларусь;

- освоение инновационного педагогического опыта становится главным понятием, определяющим уровень компетентности современного учителя, его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг;

- важными в исследовании подготовки будущих учителей к освоению инновационного педагогического опыта являются разработка модели подготовки, а также выявление организационно-педагогических условий, способствующих её эффективному функционированию и развитию.

Перспективы дальнейшего исследования: проверить эффективность выявленных условий подготовки будущих учителей к освоению инновационного педагогического опыта в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка.

Источники | References

1. Бриткевич М. С. Инновационный педагогический опыт как фактор профессионального совершенствования учителя в условиях системы повышения квалификации: дисс. ... к. пед. н. Белгород, 2018.

2. Бронников С. А., Бронникова Э. П. Передовой педагогический опыт в современных условиях: монография. Уфа: Башкир. ин-т развития образования, 2009.

3. Варзанова М. А. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности преподавателей профессиональных образовательных организаций: дисс. ... к. пед. н. Ярославль, 2020.

4. Глузман Н. А., Горбунова Н. В. Профессионализм педагога: успешность и карьера: монография. М.: ИНФРА-М, 2019.

5. Громова В. В. Модель концептуализации профессионального опыта педагога // Человек и образование. 2015. № 3.

6. Дубровская В. А. Управление процессом формирования и распространения инновационного педагогического опыта. Кемерово: Кузбас. регион. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования, 2009.

7. Жук А. И. Научно-методические основы кластерного развития непрерывного педагогического образования. Мн.: Белорус. гос. пед. ун-т, 2019.

8. Жук О. Л. Актуальные направления развития образования и научно-педагогических исследований в условиях цифровой трансформации // Педагогика. 2020. № 3.

9. Зинченко Ю. П., Дорожкин Е. М., Зеер Э. Ф. Психолого-педагогические основания прогнозирования будущего профессионального образования: векторы развития // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 3.

10. Игнатьева Г. А., Тулупова О. В. Педагогический опыт в универсуме инновационной культуры. 2010. URL: https://pandia.ru/text/80/209/32672.php

11. Ипполитова Н. В., Стерхова Н. С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1.

12. Качалов Д. В. Система формирования педагогической культуры у студентов вуза - будущих учителей в инновационной образовательной среде: дисс. ... д. пед. н. Шуя, 2011.

13. Козинец Л. А. Перспективные стратегии совершенствования педагогического образования в современных социокультурных условиях // Весшк адукацьп. 2019. № 12.

14. Козинец Л. А. «Университет 4.0»: модель подготовки будущих учителей к освоению инновационного педагогического опыта // Народная асвета. 2021. № 9.

15. Король А. Д. Потенциал молчания в обучении: методологические и дидактические предпосылки // Высшее образование. 2021. Т. 30. № 4.

16. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования: монография. М. - СПб.: Нестор-историк, 2014.

17. Мищенко В. А., Аксарина Я. С. Готовность педагогов среднего профессионального образования к освоению инновационного педагогического опыта с помощью информационно-образовательной платформы как способа его распространения // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 3 (71).

18. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года: одобрено протоколом заседания президиума Совета Министров Республики Беларусь 2 мая 2017 г. № 10.

19. Ошкина А. А. Профессиональная подготовка студентов к реализации общепедагогической функции на основе апостериорной модели // Научное отражение. 2021. № 3 (25).

20. Шмелева Е. А. Развитие инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педагогического вуза: дисс. ... д. психол. н. Н. Новгород, 2013.

21. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М., 1991.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Козинец Лидия Александровна1, к. пед. н., доц.

1 Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, г. Минск, Республика Беларусь

Kozinets Lidziya Aleksandrovna1, PhD

1 Belarusian State Pedagogical Maxim Tank University, Minsk, The Republic of Belarus

1 kazinets_la@tut.by

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 26.07.2022; опубликовано (published): 27.09.2022.

Ключевые слова (keywords): организационно-педагогические условия; подготовка будущих учителей; инновационный педагогический опыт; инновационная образовательная среда; педагогический вуз; organizational and pedagogical conditions; training of future teachers; innovative pedagogical experience; innovative educational environment; pedagogical university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.