Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities
Print ISSN 1810-0201, Online ISSN 2782-5825
https ://vestsutmb. elpub. ru
Научная статья УДК 372.881.1
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1590-1607
Организационно-педагогические условия обучения студентов иноязычному письменному взаимодействию на основе практики с чат-ботами
Наталья Владимировна Четырина
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 chetyrma@tsutmb. ги
Актуальность. Ежедневно тысячи людей используют чат-боты в образовательных целях: кто-то с их помощью осуществляет поиск необходимой информации, кто-то с опорой на них выполняет домашнее задание и готовится к урокам, но большинство просто используют их для общения, в том числе и на иностранном языке. Обращая внимание на дидактические свойства чат-ботов и их методические функции, неудивительно, что они так стремительно интегрируются в языковое образование, привнося множество преимуществ. Однако дискуссионными моментами до сих пор остаются проблемы обеспечения качества обратной связи от чат-ботов, информационной безопасности и предупреждения ИИ-плагиата, который обучающиеся могут использовать в дальнейшем. Несмотря на то, что в современной научно-методической литературе сложился корпус работ, посвященных вопросам интеграции технологий искусственного интеллекта в обучение иностранному языку, в которых авторы преимущественно рассматривали использование чат-ботов и нейросетей для развития письменных умений обучающихся, не были отмечены какие-либо специальные условия, определяющие минимально значимые требования для начала учебного процесса, которые влияют на эффективность обучения. Поэтому целью данного исследования служит выявление организационно-педагогических условий обучения студентов иноязычному письменному взаимодействию на основе практики с чат-ботами.
Материалы и методы. Для выявления организационно-педагогических условий обучения студентов иноязычному письменному взаимодействию на основе практики с чат-ботами были использованы следующие группы методов исследования: а) теоретические методы использовались для ознакомления и анализа научно-методической литературы по организации обучения иностранному языку на основе ИИ-технологий с целью изучения накопленного опыта; б) эмпирические методы использовались для проведения опроса студентов и выявления их общей осведомленности об ИИ-технологиях и их дидактическом потенциале, наблюдения за взаимодействием студентов с чат-ботами, описания полученных результатов исследования.
Определение понятий. Ключевыми понятиями служат «чат-бот» и «языковая модель». Для раскрытия сущности чат-ботов в обучении иностранному языку были проанализированы их дидактические свойства и методические функции, а также представлена актуальная классификация.
1590
© Четырина Н.В., 2024
Результаты исследования. Выявлены организационно-педагогические условия обучения студентов иноязычному письменному взаимодействию на основе практики с чат-ботами: а) уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся к началу обучения должен быть не ниже средних показателей (В1-В2) по Общеевропейской шкале владения иностранным языком CEFR; б) наличие у обучающихся и педагога умений промпт-инжиниринга для эффективного взаимодействия с чат-ботами; в) проведение инструктажа с обучающимися по соблюдению информационной безопасности при взаимодействии с чат-ботами; г) соблюдение правил авторской этики и предупреждение плагиата, сгенерированного чат-ботами; д) мотивация обучающихся использовать чат-боты в учебных целях; е) разработка поэтапного алгоритма обучения и пошаговое следование данному алгоритму.
Выводы. Выявление организационно-педагогических условий обучения студентов иноязычному письменному взаимодействию на основе практики с чат-ботами позволяет определить болевые точки на начальной стадии обучения и предупредить развитие негативных сценариев при использовании ИИ-технологий. Соблюдение выявленных организационно-педагогических условий позволяет добиться повышения эффективности в развитии иноязычных письменных умений студентов. Полученные результаты исследования могут быть использованы для проектирования методических систем обучения иностранному языку с помощью чат-ботов и иных ИИ-технологий.
Ключевые слова: интеграция технологий искусственного интеллекта в языковое образование, организационно-педагогические условия, иноязычное письменное взаимодействие, лингвометодическая подготовка, технологии искусственного интеллекта, чат-боты
Благодарности и финансирование. О финансировании исследования не сообщалось.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Четырина Н.В. Организационно-педагогические условия обучения студентов иноязычному письменному взаимодействию на основе практики с чат-ботами // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 6. С. 15901607. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1590-1607
Original article
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1590-1607
Organizational and pedagogical conditions for teaching students foreign language writ-ten interaction based on practice with chatbots
Natalya V. Chetyrina
Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov, 392000, Russian Federation chetyrina@tsutmb.ru
Importance. Every day, thousands of people use chatbots for educational purposes: someone uses them to search for necessary information, someone uses them to do homework and prepare for lessons, but most simply use them to communicate, including in a foreign language. Paying attention to the didactic properties of chatbots and their methodological functions, it is not surprising that they are so rapidly integrated into language education, bringing many advantages. However, the issues of ensuring the quality of feedback from chatbots, information security and prevention of AI
1591
plagiarism, which students can use in the future, still remain controversial. Despite the fact that in modern scientific and methodological literature there is a body of work devoted to the integration of artificial intelligence technologies in foreign language teaching, in which the authors mainly considered the use of chatbots and neural networks for the development of students' writing skills, no special conditions were noted that determine the minimum significant requirements for the beginning of the educational process which affect the effectiveness of training. Therefore, the purpose of this work is to identify the organizational and pedagogical conditions for teaching students foreign language written interaction based on practice with chatbots.
Materials and Methods. To identify the organizational and pedagogical conditions for teaching students foreign language written interaction based on practice with chatbots, the following groups of research methods are used: a) theoretical methods are used to familiarize and analyze scientific and methodological literature on the organization of foreign language teaching based on AI technologies in order to study the accumulated experience; b) empirical methods are used to conduct a survey of students and identify their general awareness of AI technologies and their didactic potential, observe the interaction of students with chatbots, and describe the results of the study. Definition of Concepts. The key concepts are "chatbot" and "language model". To reveal the essence of chatbots in teaching a foreign language, their didactic properties and methodological functions are analyzed, and an up-to-date classification is presented.
Results and Discussion. The organizational and pedagogical conditions for teaching students foreign language written interaction based on practice with chatbots have been revealed: a) the level of foreign language communicative competence development of students by the beginning of training should be at least average (B1-B2) according to the Pan-European scale of foreign language proficiency CEFR; b) the presence of students and the teacher of industrial engineering skills for effective interaction with chatbots; c) conducting instruction with students on compliance with information security when interacting with chatbots; d) compliance with the rules of author ethics and prevention of plagiarism generated by chatbots; e) motivating students to use chatbots for educational purposes; f) developing a step-by-step learning algorithm and step-by-step following this algorithm.
Conclusion. The identification of organizational and pedagogical conditions for teaching students foreign language written interaction based on practice with chatbots allows us to identify pain points at the initial stage of training and prevent the development of negative scenarios when using AI technologies. Compliance with the identified organizational and pedagogical conditions makes it possible to achieve increased efficiency in the development of students' foreign language writing skills. The obtained research results can be used to design methodological systems for teaching a foreign language using chatbots and other AI technologies.
Keywords: integration of artificial intelligence technologies into language education, organizational and pedagogical conditions, foreign language written interaction, linguistic methodological training, artificial intelligence technologies, chatbots
Acknowledgements and Funding. No funding was reported for this research. Conflict of Interests. The author declares no conflict of interest.
For citation: Chetyrina, N.V. (2024). Organizational and pedagogical conditions for teaching students foreign language written interaction based on practice with chatbots. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 29, no. 6, pp. 1590-1607. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1590-1607
АКТУАЛЬНОСТЬ
Последние проведенные социологические исследования в области использования современных технологий в образовании показывают, что подавляющее большинство
педагогов в России (88 %) прибегают к использованию цифровых образовательных инструментов и почти половина (52 %) из опрошенных респондентов использует технологии искусственного интеллекта (далее -ИИ-технологии) еженедельно или даже чаще
1592
для подготовки к урокам и при проверке письменных учебных работ1. Около 49 % опрошенных также отмечают, что не совсем понимают, каким образом ИИ-технологии могут быть интегрированы в учебный процесс на повседневной основе ввиду отсутствия каких-либо нормативно-регулирующих документов. Данная статистика свидетельствует, прежде всего, о растущем масштабе распространения ИИ-технологий в академической среде и необходимости в дальнейшем перераспределить ряд педагогических функций между педагогом и искусственным интеллектом. При этом же стоит отметить, что у педагогов наблюдается отсутствие общего понимания целей, дидактического потенциала, сферы применения и ограничений по использованию ИИ-технологий в профессиональной деятельности и в целом низкий уровень ИИ-компетенции, если мы говорим о педагогах иностранного языка [1].
Учитывая тот факт, что сфера образования в Российской Федерации является наиболее консервативной областью для интеграции ИИ-технологий, а опыт внедрения ИКТ в процесс обучения показал, что все новые технологии внедряются постепенно через долгий путь апробации, то, очевидно, требуется некоторое время для разработки федеральных нормативных документов, обозначающих статус и основные функции ИИ-технологий. Согласно официальном документу ЮНЕСКО, регламентирующему использование генеративного искусственного интеллекта в образовании и научных исследованиях, чуть больше 10 % образовательных организаций, включая высшие учебные заведения, по всему миру имеют разработанные стратегии по интеграции ИИ-технологий и, соответственно, внутренние локальные акты, определяющие политику их использования2.
1 Технологии в образовании: как ИИ и онлайн-платформы помогают педагогам и ученикам // Forbes Education. 2024. 8 нояб. URL: https://www.forbes.ru/edu-cation/524851 -tehnologii-v-obra-zovanii-kak-ii-i-onlajn-platformy-pomogaut-pedagogam-i-ucenikam (дата обращения: 10.11.2024).
2 Руководство по использованию генеративного искусственного интеллекта в образовании и научных
Указом Президента Российской Федерации № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (в редакции № 124 от 15 февраля 2024 г.) были определены основные векторы развития ИИ-технологий в стране, в том числе и в сфере образования: повышение качества образования в целом, повышение уровня осведомленности населения о новых технологиях, повышение ИИ-компетенции педагогических кадров, разработка персонализированных учебных программ, создание индивидуальной траектории обучения, автоматизация оценочной деятельности и др.3 Однако в данном документе не были указаны конкретные условия использования или ограничения ИИ-технологий в образовании, поэтому некоторые вузы самостоятельно принимали локальные акты, указывая на определенные функции, которые могут выполнять ИИ-технологии, например, при подготовке ВКР [2]. Одним из наиболее щекотливых моментов при этом оставался вопрос авторства текста, сгенерированного с помощью ИИ-технологий [3]. В октябре 2024 г. на базе ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет» был разработан Национальный стандарт Российской Федерации «Технологии искусственного интеллекта в образовании. Функциональная подсистема создания научных публикаций. Общие положения» (ГОСТ Р 71657-2024), который позволяет регламентировать использование ИИ-технологий на конкретных этапах создания и оформления научных работ4. Содержание ГОСТ дает четкое понимание, что ИИ-тех-
исследованиях / ЮНЕСКО. Париж, 2024. 56 с. URL: https://unesdoc.unesco.Org/ark:/48223/pf0000389639 (дата
обращения: 30.10.2024).
3 О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 (в ред. № 124 от 15.02.2024). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731 (дата обращения: 28.10.2024).
4 ГОСТ Р 71657-2024. Национальный стандарт Российской Федерации «Технологии искусственного интеллекта в образовании. Функциональная подсистема создания научных публикаций. Общие положения». М.: Рос. ин-т стандартизации, 2024.
1593
нологии можно использовать для поиска информации, анализа научной литературы, проверки правописания, продвижения публикации и т. д., но ИИ категорически исключено использовать в качестве автора или соавтора. Таким образом, написание текста научной работы, фактчекинг, формулирование выводов и другое остаются за исследователем, обозначая зону его ответственности. Благодаря обозначенному Национальному стандарту, представляется возможным сформулировать основные правила работы с чат-ботами, как одной из наиболее распространенных ИИ-технологий, при обучении студентов иностранному языку.
В настоящее время следует выделить ключевые исследования, посвященные изучению дидактического потенциала чат-ботов в обучении иностранному языку [4-8], проектированию частных методик обучения на основе чат-ботов. Например, П.И. Лобеева в своем исследовании рассматривает возможность использования чат-ботов для обучения фразовым глаголам студентов неязыковых специальностей [9]; И.В. Харламенко и В.В. Воног предлагают обучать лексике английского языка на основе чат-ботов [10]; Е.А. Черкасова [11] и А.П. Ав-раменко, А.С. Ахмедова и Е.Р. Буланова [12] используют чат-боты для формирования грамматической компетенции; Е.М. Филатов разрабатывает методику обучения студентов написанию эссе на английском языке с помощью ChatGPT [13]; П.В. Сысоев и Е.М. Филатов используют чат-боты для развития иноязычных речевых умений студентов [14]; М.Н. Евстигнеев с помощью генеративных ИИ-технологий, в том числе и чат-ботов, рассматривает возможность их использования при планировании урока иностранного языка [15] и проведении тематического контроля и оценивания письменных работ [16]. Отталкиваясь от перечисленных исследований, а также от Национального стандарта РФ, обозначенного выше, мы обозначили цель - выявить ряд организационно-педагогических условий обучения студентов иноязычному письменному взаимодействию на основе практики с чат-ботами.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Был изучен контекст интеграции ИИ-технологий в методику обучения иностранному языку, в частности, особенности использования чат-ботов при обучении иноязычному общению. Для выявления организационно-педагогических условий обучения студентов иноязычному письменному взаимодействию на основе практики с чат-ботами были использованы следующие группы методов исследования: а) теоретические методы использовались для ознакомления и анализа научно-методической литературы по организации обучения иностранному языку на основе ИИ-технологий с целью изучения накопленного опыта; б) эмпирические методы использовались для проведения опроса студентов и выявления их общей осведомленности об ИИ-технологиях и их дидактическом потенциале, наблюдения за взаимодействием студентов с чат-ботами, описания полученных результатов исследования.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Не углубляясь в технические подробности и особенности строения чат-ботов, необходимо было сформулировать определение, доступное для студентов языкового факультета, которое бы отражало специфику их специальности. Под чат-ботом, как одной из наиболее распространенных ИИ-технологий, предлагается понимать интеллектуальную компьютерную программу, в основе которой лежит большая языковая модель (или несколько языковых моделей), способная вести с обучающимся диалог на естественном языке. Языковая модель представляет собой алгоритм, который обрабатывает текст и, анализируя, распознает отдельные слова и фразы, оценивает их значение. Основная задача любой языковой модели заключается в прогнозировании последующих элементов на основе анализа предыдущих. Таким образом, языковая модель предсказывает следующее слово на основе предыдущих слов, оценивая наибольшую вероятность подстановки имен-
1594
но этой лексической единицы, уместной в рамках контекста. Языковые модели самостоятельно обучаются на основе массивов открытой информации, доступной в сети Интернет: книги, научные статьи, публикации в социальных сетях и т. д. Соответственно, чем больше информационных источников обрабатывает языковая модель, тем качественнее она способна интерпретировать и воспроизводить языковой материал. По своей сути языковая модель использует возможности корпусных технологий [17]. Основные механизмы функционирования больших языковых моделей направлены на обработку естественного языка (Neuro-linguistic programming): генерацию текста, перевод, распознавание текста и речи, синтез речи, морфологический анализ (токенезация, стемминг, лемматизация, разметка частей речи и др.) с целью построения индивидуальной образовательной траектории обучающихся [18]. Наиболее распространенной языковой моделью является модель Generative Pre-trained Transformer (GPT), которая выступает основой для функционирования большинства текстовых чат-ботов, например ChatGPT. Учитывая, что в основе чат-бота лежит аутентичная языковая модель, то вполне можно сделать вывод, что и генерируемый контент также является аутентичным.
Говоря о дидактических свойствах и методических функциях, необходимо отметить, что некоторые исследователи рассматривают чат-боты как средство обучения [9; 11; 18], в то время как другие - как полноценный субъект учебного процесса в триаде «педагог - искусственный интеллект - обучающийся» [19-21]. Однако все ученые сходятся в едином мнении, что чат-боты имеют как очевидные преимущества, так и недостатки при интеграции в учебный процесс. Так, например Е.А. Черкасова [11] в качестве дидактических свойств выделяет доступность, пер-сонализацию обучения, адаптивность, интер-вальность, создание ментально-безопасной среды обучения, многофункциональность и возможность развития навыков XXI века. К методическим функциям исследователь от-
носит формирование языковых навыков речи обучающихся и развитие умений иноязычной речевой деятельности. А.П. Авраменко [22] на первый план выносит такие дидактические свойства чат-ботов, как наличие обратной связи в режиме реального времени, доступность, инклюзивность, оптимизацию учебного процесса и повышенный уровень учебной мотивации. И.В. Тоцкая и Л.А. Не-доспасова [23] также отмечают повышенный уровень мотивации обучающихся к изучению иностранного языка с помощью чат-ботов, эффективность формирования коммуникативных навыков, общую доступность ИИ-технологий и создание комфортной психологической обстановки при взаимодействии с чат-ботами, при которой обучающиеся не испытывают чувства тревожности и не боятся допустить речевые ошибки. Среди очевидных недостатков практически все исследователи отмечают склонность чат-ботов к галлюцинациям - предоставлению вымышленной информации.
Типология чат-ботов, применяемых в методике обучения иностранному языку, предполагает их разделение на группы в соответствии с определенными критериями. Так, С.В. Титова и К.Т. Темурян [8] делят все чат-боты на две группы: дидактические чат-боты, направленные на развитие конкретных речевых умений и формирование языковых навыков, и социальные чат-боты, которые являются универсальными для обучения видам речевой деятельности и аспектам языка. К дидактическим чат-ботам относятся ELSA Speak (обучение фонетике, развитие умений говорения), Grammar Check (обучение грамматике, развитие умений письма), WORDVICE (обучение лексике, развитие умений чтения) и др. Социальные чат-боты представлены намного шире в связи с тем, что изначально были созданы для решения множества повседневных задач. К ним относятся популярный чат-бот ChatGPT, а также Yandex GPT, GigaChat, Mistral AI, Claude, Gemini, Microsoft Copilot, Chatsonic, Perplexity, Jasper AI и мн. др. По типу интеракции чат-боты делятся на текстовые (ChatGPT, Replika, Mis-
1595
tral AI, Perplexity и др.) и голосовые (ELSA Speak, Speechling и др.). По дидактической цели использования чат-боты делятся на грамматические и лексические (QuillBot AI, TRINKA AI), фонетические (ELSA Speak, Speechling), боты-переводчики (MazAI, PROMT.Translate), графические (Midjourney, DALL-E), аудио- и видеогенераторы (Suno, Runway, Sora, Pictory.ai) [8; 24]. По способу реализации чат-боты могут быть представлены на официальных сайтах, в социальных сетях и мессенджерах, в виде мобильных приложений либо надстроек в браузеры.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Взаимодействие с чат-ботами на иностранном языке предполагает, что обучающийся на начальном этапе обучения должен обладать уже определенными знаниями и минимальным набором умений, которые позволят использовать чат-боты с наибольшей эффективностью. Опрос среди студентов второго и третьего курсов направления подготовки «Педагогическое образование (профиль - Английский язык)» факультета педагогики Института образования и общественных наук позволил определить ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание при интеграции ИИ-технологий в педагогическую деятельность. Большинство студентов (84 %) отметили, что практически ежедневно или несколько раз в неделю используют чат-боты для поиска информации, а также при выполнении домашнего задания и подготовки к аудиторным практическим занятиям, но испытывают ряд трудностей, например, с качеством получаемой обратной связи. Порядка 13 % опрошенных студентов редко используют чат-боты в учебных целях -от одного до пяти раз в месяц и только в случаях, когда не могут найти необходимую информацию в открытых источниках. И только 3 % студентов не использовали чат-боты для решения учебных задач. Проведенный опрос демонстрирует общую заинтересованность студентов в интеграции ИИ-технологий в учебный процесс и указывает на сложности,
возникающие при взаимодействии студентов с чат-ботами. Таким образом, цель исследования - выявить организационно-педагогические условия обучения студентов языкового вуза иноязычному письменному взаимодействию на основе практики с чат-ботами.
1. Уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся к началу обучения должен быть не ниже средних показателей (B1-B2) по Общеевропейской шкале владения иностранным языком CEFR (2020)5.
Обновленный вариант шкалы CEFR предлагает рассматривать уровни владения иностранным языком в двух плоскостях. Горизонтальная ось шкалы CEFR описывает виды речевой деятельности и аспекты иноязычной коммуникативной компетенции, в то время как вертикальная ось указывает на прогресс по обозначенным в горизонтальной оси категориям. Шкала также, как и в предыдущей версии, включает шесть уровней владения иностранным языком от А1 до С2, но при этом отмечается, что уровень А1 больше не является самым низким, поскольку могут наблюдаться нулевые значения прогресса по видам речевой деятельности, а уровень С2 больше не подразумевает владение иностранным языком на уровне носителя языка, поскольку его характеристики связаны с точностью, уместностью и эффективностью использования языка. Из нововведений в шкале стоит отметить вынесение медиации за рамки видов речевой деятельности и ее рассмотрение как самостоятельного аспекта коммуникативной компетенции6.
Используя возможность электронного образовательного ресурса EF SET пройти стандартизированный экспресс-тест на знание английского языка, были проведены контрольные измерения в группе студентов,
5 Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment - Companion volume. Strasbourg: Council of Europe Publishing, 2020. URL: https://rm.coe.int/common-european-framework-of-reference-for-languages-leaming-teaching/16809ea0d4 (accessed: 16.09.2024).
6 Ibid.
1596
обучающихся на втором и третьем курсах. Результаты теста показали, что подавляющее большинство (73 %) имеет уровень В2, 19 % имеет уровень В1, 8 % владеют языком на уровне С1. Исходя из полученных в результате теста данных, были проанализированы выявленные уровни (табл. 1).
С учетом того, что обозначенные уровни, по сути, не являются готовыми для использования шаблонами, допускается выде-
ление пограничных подуровней, а также то, что в повседневной жизни мы пользуемся одними видами речевой деятельности чаще, чем другими, например, говорением и аудированием, то логично в качестве минимального значения уровня владения иностранным языком для взаимодействия с чат-ботами определить уровень В1. Анализ табл. 1 и практика работы с чат-ботами показала, что ИИ-
Таблица 1
Анализ уровней В1, В2 и С1 по Общеевропейской шкале владения иностранным языком (CEFR, 2020)
Table 1
B1, B2 and C1 levels analysis according to Common European Framework of Reference for Languages (CEFR, 2020)
Компонент шкалы CEFR Уровень B1 (Independent User -Threshold or Intermediate) Уровень B2 (Independent User -Vantage or Upper Intermediate) Уровень C1 (Proficient User - Effective Operational Proficiency)
Аудирование Обучающиеся могут распознавать в речи знакомые слова и фразы на бытовые темы (семья, дом, досуг и т. д.), понимать основной смысл высказывания при условии, что говорящий произносит слова медленно Обучающиеся могут понимать большую часть устных высказываний и аргументов при условии, что тема им хорошо знакома, понимать телевизионные новости и фильмы на изучаемом языке Обучающиеся могут понимать развернутую беседу и следовать сложным аргументациям, могут понимать телевизионные передачи и фильмы на изучаемом языке без особых усилий
Чтение Обучающиеся могут читать простые тексты, понимать в основном бытовую лексику, описание событий, чувств и пожеланий в личных письмах Обучающиеся могут читать книги и статьи, отражающие современные проблемы, оценивать авторскую позицию и точки зрения конкретных персонажей Обучающиеся способны разбираться в сложных фактологических и художественных текстах, выявлять различия в стилях, изучать специализированную и техническую литературу
Говорение Обучающиеся могут связывать между собой отдельные фразы для описания событий, фактов, личного опыта, аргументировать мнение, рассказать о планах, пересказать услышанное/прочитанное, описать реакцию Обучающиеся могут давать четкие и подробные описания по широкому кругу вопросов, входящих в их сферу интересов, могут аргументировать личную точку зрения, делать анализ, указать преимущества и недостатки Обучающиеся могут представлять четкие и подробные описания на любые сложные темы, выделяя или объединяя подтемы, развивая определенные моменты и завершая высказывание соответствующим умозаключением
Письмо Обучающиеся могут создавать простой связный текст на темы, которые хорошо им знакомы или представляют личный интерес Обучающиеся могут создавать подробный текст по широкому кругу тем, могут написать эссе, приводя доводы в поддержку или выступая против определенной точки зрения Обучающиеся могут создавать хорошо структурированный текст в разных стилях, излагая личную точку зрения, подробно излагать сложные темы при написании эссе, выделяя наиболее важные аспекты
Источник: построено автором. Source: constructed by the author.
1597
технологии чаще всего в предоставлении обратной связи используют именно этот уровень. Без указания какого-то конкретного уровня языка, как правило, чат-боты используют общеупотребительную лексику и грамматические конструкции. Но практика показала, что при указании уровней А2, В2 и С2 разница между уровнями не всегда уловима. Чат-боты с легкостью разграничивают уровни А2 и В2 и используют соответствующую лексику, но при указании уровня С2 лексика и стиль изложения материала обычно остается на уровне В1-В2. Это же подтверждает и проведенное М.Н. Евстигнеевым исследование, в котором он говорит о невозможности современными ИИ-технологиями разграничить уровни используемой лексики в предоставляемой обратной связи [25]. Поскольку уровень С1 для взаимодействия с чат-ботами может быть излишним и не всегда подтвержден, то именно поэтому уровень сформиро-ванности иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся к началу обучения должен быть не ниже средних показателей (В1-В2) по Общеевропейской шкале владения иностранным языком CEFR (2020).
2. Наличие у обучающихся и педагога умений промпт-инжиниринга для эффективного взаимодействия с чат-ботами.
Опрос студентов показал, что 54 % из них остались неудовлетворенными обратной связью от чат-ботов. В качестве причин они указывали, что чат-боты не понимают контекста, не владеют конкретной информацией или предоставляют вымышленные данные, которые приходится проверять, используя другие источники. Однако настоящая причина кроется в том, что обучающиеся не совсем корректно составили текстовые запросы (промпты) для чат-ботов и, соответственно, получили такие результаты.
Современные реалии диктуют, что наличие умений промпт-инжиниринга у обучающихся становится важным аспектом языкового образования. Промпт-инжиниринг представляет собой процесс составления и оптимизации текстовых запросов (промптов) к чат-ботам для получения наиболее качест-
венной обратной связи. Вопросы составления корректных промптов и практики их использования уже поднимались в ряде работ как зарубежных, так и отечественных исследователей [26-28]. Необходимо понимать, что от правильно заданного промпта зависит получаемый результат. Отсюда следует, что для составления промпта необходимо соблюдать ряд важных рекомендаций.
Во-первых, обучающиеся должны соблюдать точность в формулировке запроса к чат-боту. Промпт должен быть лишен многозначности, если требуется получить релевантный ответ. Например, в промпте "Tell me about Georgia" непонятно, о чем идет речь, непонятно, имеется ли в виду "Georgia" как страна либо "Georgia" как штат в США. Улучшенный промпт будет выглядеть следующим образом: "Tell me about Georgia, US". Однако и здесь для чат-бота создается проблемная ситуация, поскольку ему не указано, какая конкретная информация нужна, и ответ может быть большим и неструктурированным. После доработки корректным становится промпт для чат-бота "Tell me about places of interest in Georgia, US". Чат-бот Perplexity предоставляет нам обратную связь, называя пять достопримечательностей в штате Джорджия, США, которые рекомендуется посетить (рис. 1).
Во-вторых, при составлении промпта желательно использовать ключевые слова, которые помогут чат-боту лучше понять запрос и предоставить более полный ответ. Например, при составлении промпта "How can I make an English lesson more interactive?" чат-бот выдает хаотичную подборку популярных активностей (Props and Visual Aids, Role-playing, Storytelling и др). После обсуждения и доработки добавляем в промпт ключевые слова "Methods", "Statistics" и "Literature" и получаем развернутый ответ, в котором содержится информация о способах и методах организации интерактивного обучения, указывается статистика: какая из организационных форм используется чаще всего и предлагаются ссылки на дополнительную
1598
литературу, с которой впоследствии можно ознакомиться.
В-третьих, чат-боты довольно часто испытывают сложности с интерпретацией контекста, на что постоянно жалуются обучающиеся. Для решения этой проблемы необходимо соблюдать простое правило и составлять промпт с учетом включения предыдущей информации и указанием общей темы разговора, тем самым делая запрос логичным и последовательным. Например, в результате взаимодействия с чат-ботом обучающийся понимает, что чат-бот использует сложные
для него лексические единицы и пытается через последующий промпт "How can I improve my English?" выяснить, как ему улучшить свои умения чтения, то чат-бот, безусловно, находится в недоумении и предоставляет общую информацию. Вариантов развития данного кейса может быть достаточно много. Обучающийся может попросить чат-бот снизить уровень используемого иностранного языка через промпт "Use language level B1" либо попросить рекомендации, как улучшить навыки чтения: "How can I improve my reading skills?". Идеальным промптом
Tell me about places of interest in Georgia, US
v Sources
17 Top Tourist Attractions in Georgia | PlanetWare
Ф planetware
Georgia US A Tourism Information - Attractions and Things to Do visittheusa
205 Cool and Unusual Things to Do in Georgia -Atlas Obscura
A atlasobscura
THE TOP 15 Things To Do in Georgia (UPDATED 2025) - Viator V viator
Answer
Georgia, known for its rich history, diverse landscapes, and vibrant culture, offers numerous places of interest for visitors. Here's a comprehensive overview of some of the top attractions across the state:
Major Attractions
• Georgia Aquarium, Atlanta: One of the largest aquariums in the world, featuring thousands of marine animals and interactive exhibits. It's a popular destination for families and marine life enthusiasts i = .
• Savannah Historic District: This area is famous fcr its well-preserved antebellum architecture and charming public squares. Visitors car explore historic homes, museums, and enjoy the unique Southern atmosphere ' 2 .
• Stone Mountain Park: Known for its massive granite outcrop with a Confederate memorial, Stone Mountain offers hiking trails, a cable car to the summit, and various family-friendly attractions including a dinosaur park 1 2.
• Martin Luther King Jr. National Historic Site, Atlanta: This site includes Dr King's childhood home and the Ebenezer Baptist Church where he preached, providing insights into his life and the civil rights movement 1 2 .
• Blue Ridge Scenic Railway: A picturesque train ride through the North Georgia mountains that showcases beautiful landscapes and offers a relaxing experience 1
Рис. 1. Корректный промпт и релевантный ответ на него от чат-бота Perplexity AI Fig. 1. Correct prompt and relevant response from Perplexity AI chatbot
Источник: скриншот сделан автором в чат-боте Perplexity AI. Source: Screenshot is taken by the author in Perplexity AI chatbot.
1599
в данной ситуации послужит "You are a teacher of English. My level is B1. I need to improve my reading skills".
Важно помнить, что качественный результат достигается через продолжительную практику, и не всегда с первого раза чат-бот способен предоставить нужную информацию. Методом проб и ошибок у каждого обучающегося есть возможность дообучить чат-бот под свои индивидуальные потребности и решать необходимые учебные задачи. Промпт-инжиниринг становится в один ряд с ключевыми компетенциями, позволяя извлекать максимальную выгоду из возможностей ИИ-технологий, при этом сохраняя возможность критически мыслить.
3. Проведение инструктажа с обучающимися по соблюдению информационной безопасности при взаимодействии с чат-ботами.
Перед началом обучения педагогу следует провести с обучающимися специальный инструктаж, в рамках которого будут разъяснены всевозможные риски и угрозы, связанные, прежде всего, с передачей конфиденциальной информации и утечкой персональных данных. Проблема обеспечения информационной безопасности давно обсуждается в академической среде [29; 30], а ее включение в качестве одного из этапов алгоритма обучения стало необходимым в связи со стремительным развитием современных технологий [31-33].
В функции педагога необходимо включить обязательное обсуждение с обучающимися основных проблем информационной безопасности и рассказать им способы ее соблюдения. В частности, обучающиеся ввиду удобства чаще всего используют неизвестные чат-боты, встроенные в социальные сети или мессенджеры. На практике несколько студентов столкнулись с фишингом личной информации - встроенные чат-боты просили указать данные банковской карты для оплаты возможности продолжать их использование, а также предлагали перейти по подозрительным ссылкам. Поэтому обучающимся необходимо рекомендовать использовать только чат-боты от известных разработчиков, ни в
коем случае не предоставлять личную информацию, не переходить по ссылкам во время взаимодействия и не обновлять программное обеспечение, которое предлагает сделать чат-бот.
4. Соблюдение правил авторской этики и предупреждение плагиата, сгенерированного чат-ботами.
Несанкционированное использование сгенерированного контента является одной из наиболее острых тем при использовании ИИ-технологий [3]. Безусловно, взаимодействие с чат-ботами в значительной степени облегчает проведение исследовательской работы, чем и пользовались обучающиеся некоторых вузов. Известны также и случаи защиты выпускной квалификационной работы, написанной с помощью чат-бота ChatGPT. До недавнего времени не было конкретных указаний, что можно делать с помощью чат-ботов, а что нельзя, поскольку никаких ограничений не было прописано ни в одном федеральном нормативном документе. Но очевидно было одно, что сгенерированный чат-ботом текст изначально является ни чем иным, как плагиатом. С принятием Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 71657-2024, регулирующего возможности и ограничения использования ИИ-технологий в образовании и науке, стало понятно, каким образом допускается использовать чат-боты легально, не нарушая норм авторской этики7. В зарубежных научных кругах до сих пор ведутся дискуссии об этичности использования ИИ-технологий, несмотря на то, что в некоторых странах нет официального разрешения использовать чат-бот ChatGPT в качестве соавтора [34; 35].
В сложившейся ситуации на педагога ложится дополнительная нагрузка по разъяснению обучающимся, что такое авторская этика и авторские права, и ознакомлению с общепринятыми системами цитирования источников. Также педагогу следует ознако-
7 ГОСТ Р 71657-2024. Национальный стандарт Российской Федерации «Технологии искусственного интеллекта в образовании. Функциональная подсистема создания научных публикаций. Общие положения».
1600
мить обучающихся с вышеобозначенным нормативным документом (ГОСТ Р 716572024) и провести серию пробных занятий по взаимодействию с чат-ботом и соблюдению правил авторской этики.
5. Мотивация обучающихся использовать чат-боты в учебных целях.
Стремительное развитие технологий обучения влияет не только на систему образования, привнося новые стратегии и методы обучения, но и на обучающегося, как на субъект образовательного процесса. В частности, многие педагоги отмечают значительный рост учебной мотивации и желание обучающихся использовать ИИ-технологии при решении учебных задач: поиск информации, составление планов и сценариев, анализ литературы и информационных источников, проверка письменных работ и поиск орфографических и грамматических ошибок и т. д.
Рассматривая учебную мотивацию как совокупность внутренних и внешних мотивов, адекватных задачам учебной деятельности, направляющей действия обучающегося и определяющей его поведение в системе образовательных ценностей [36], следует выделить, что мотивация использовать чат-боты в учебных целях подкреплена различными видами мотивов. Наиболее значимыми выступают: познавательные мотивы, коммуникативные мотивы, эмоциональные мотивы, мотивы саморазвития, мотивы достижения, а также ряд внешних мотивов, связанных с формированием востребованного вида компетенции и карьерными перспективами.
В качестве стратегий повышения учебной мотивации при взаимодействии с чат-ботами обучающиеся отмечают персонали-зацию обучения, создание психологически-комфортной учебной среды и генерацию нового интересного учебного материала. Пер-сонализация учебного процесса предполагает адаптацию под индивидуальные потребности обучающихся и их интеллектуальные способности: обучающийся имеет возможность взаимодействовать с чат-ботом исходя из своего уровня знаний и имеющихся интере-
сов. Создание комфортной обстановки обучения, которое проходит во внеаудиторное время, направлено на утрату боязни совершать речевые ошибки, и позволяет полностью сосредоточиться на коммуникации. Генерация качественно нового учебного контента, в том числе графического и аудиовизуального, способствует реализации общедидактических принципов новизны и наглядности и демонстрирует способность выполнять чат-ботами творческие работы. Повышение уровня мотивации использовать чат-боты в учебных целях придает новый импульс интеграции ИИ-технологий в систему высшего образования [37].
6. Разработка поэтапного алгоритма обучения и пошаговое следование данному алгоритму.
За последнее десятилетие в методике обучения иностранному языку с помощью современных информационных и коммуникационных технологий, а также ИИ-технологий сложилась четкая тенденция разрабатывать поэтапный алгоритм обучения. На начальной стадии обучения исследователи придают особое внимание блокам целепола-гания и обеспечения информационной безопасности [31-33]. Основанием для этого послужил негативный опыт внедрения некоторых методик обучения, при которых педагог не уделял достаточно внимания формулировке учебных заданий и не занимался отбором и оценкой качества информационных источников, которые обучающиеся использовали для решения учебных задач [38].
Поэтапное планирование учебного процесса и следование пошаговому алгоритму будет способствовать последовательному усвоению знаний и развитию умений взаимодействия с чат-ботами, повышению вовлеченности педагога и обучающихся в учебный процесс. Разделение функций между субъектами учебного процесса (педагогом, обучающимся и искусственным интеллектом) направлено на понимание четкой инструкции, определяющей последовательность действий каждого из них [39].
1601
ВЫВОДЫ
Данное исследование позволило выявить организационно-педагогические условия обучения студентов иноязычному письменному взаимодействию на основе практики с чат-ботами: а) уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся к началу обучения должен быть не ниже средних показателей (В1-В2) по Общеевропейской шкале владения иностранным языком CEFR; б) наличие у обучающихся и педагога умений промпт-инжиниринга для эффективного взаимодействия с чат-ботами;
в) проведение инструктажа с обучающимися по соблюдению информационной безопасности при взаимодействии с чат-ботами; г) соблюдение правил авторской этики и предупреждение плагиата, сгенерированного чат-ботами; д) мотивация обучающихся использовать чат-боты в учебных целях; е) разработка поэтапного алгоритма обучения и пошаговое следование данному алгоритму.
Полученные результаты исследования могут быть использованы для проектирования методических систем обучения иностранному языку с помощью чат-ботов и иных ИИ-технологий.
Список источников
1. Евстигнеев М.Н., Сысоев П.В., Евстигнеева И.А. Компетенция педагога иностранных языков в области искусственного интеллекта // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 90-96. https://elibrary.ru/auprsp
2. Тивьяева И.В., Михайлова С.В., Казанцева А.А. Регламентирование использования средств генеративного искусственного интеллекта в выпускной квалификационной работе // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2024. Т. 2 (54). С. 202-218. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2024.54.2.15, https://elibrary.ru/aagzxz
3. Сысоев П.В. Этика и ИИ-плагиат в академической среде: понимание студентами вопросов соблюдения авторской этики и проблемы плагиата в процессе взаимодействия с генеративным искусственным интеллектом // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 2. С. 31-53. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-2-31-53, https://elibrary.ru/vtaiuo
4. Сысоев П.В., Поляков О.Г., Евстигнеев М.Н., Евстигнеева И.А., Прохоров А.В., Клочихин В.В., Филатов Е.М., Сорокин Д.О. Обучение иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2023. 132 с. https://elibrary.ru/xldywn
5. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 1. С. 6672. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-66-72, https://elibrary.ru/pxgztj
6. Fitria T.N. The use technology based on artificial intelligence in English teaching and learning // ELT Echo The Journal of English Language Teaching in Foreign Language Context. 2021. Vol. 6. P. 213-223. http://dx.doi.org/10.24235/eltecho.v6i2.9299
7. Satiti L.H., Fauziati E., Seytaningsih E. AI Chatbot as an effective English teaching partner for university students // International Journal of Educational Research & Social Sciences. 2024. Vol. 5. № 3. P. 463-469.
8. Титова С.В., Темурян К.Т. Интеллектуальные агенты в обучении ИЯ: типология, возможности, вызовы // Язык и культура. 2024. № 65. С. 262-287. https://doi.org/10.17223/19996195/65/12, https://elibrary.ru/qayshh
9. Лобеева П.И. Дидактический потенциал использования чат-ботов при изучении фразовых глаголов английского языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 6. С. 1467-1476. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1467-1476, https://elibrary.ru/fmyeoc
10. Харламенко И.В., Воног В.В. Чат-боты в обучении лексике на английском языке // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: материалы 7 Междунар. науч. конф. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2023. С. 602-604. https://elibrary.ru/utwjyo
11. Черкасова Е.А. Дидактические и методические функции чат-ботов в обучении студентов нелингвистических направлений подготовке иноязычной грамматике // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 6. С. 1443-1451. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1443-1451, https://elibrary.ru/cvexfj
1602
12. Авраменко А.П., Ахмедова А.С., Буланова Е.Р. Технология чат-ботов как средства формирования иноязычной грамматической компетенции при самостоятельном обучении // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 2. С. 386-394. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-386-394, https://elibrary.ru/abfjqp
13. Филатов Е.М. Использование оценочной обратной связи от нейросети ChatGPT в обучении учащихся и студентов написанию эссе на английском языке // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 7883. https://elibrary.ru/ngeqsn
14. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика развития иноязычных речевых умений студентов на основе практики с чат-ботом // Перспективы науки и образования. 2023. № 3 (63). С. 201-218. https://doi.org/10.32744/pse.2023.3.13, https://elibrary.ru/fjyhew
15. Евстигнеев М.Н. Планирование учебного занятия по иностранному языку с помощью технологий генеративного искусственного интеллекта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 3. С. 617-634. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-617-634, https://elibrary.ru/ahylwe
16. Евстигнеев М.Н. Тематический контроль и критериальное оценивание иноязычных письменных умений с помощью технологий искусственного интеллекта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 4. С. 913-926. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-4-913-926, https://elibrary.ru/jaajxe
17. Клочихин В.В., Поляков О.Г. Технологии искусственного интеллекта: инструменты корпусного анализа в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 24-30. https://elibrary.ru/bdttfe
18. Авраменко А.П. Большие языковые модели в лингвистике и лингводидактике. М.: КДУ; Добросвет,
2023. 129 с. https://doi.org/10.31453/kdu.ru.978-5-7913-1343-0-2023-129, https://elibrary.ru/qdpqoo
19. Cысоев П.В. Технологии искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 6-16. https://elibrary.ru/qfmzhw
20. Сысоев П.В. Принципы обучения иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 6-17. https://elibrary.ru/horgdd
21. Евстигнеев М.Н. Принципы обучения иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 2. С. 309-323. https://elibrary.ru/horgdd
22. Авраменко А.П. Лингводидактический потенциал чат-ботов и виртуальных помощников как средств распознавания речи технологиями искусственного интеллекта // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3 (94). С. 9-11. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-394-9-12, https://elibrary.ru/ubwhsf
23. Тоцкая И.В., Недоспасова Л.А. Образовательный потенциал чат-ботов в изучении иностранных языков: социолингвистический, дидактический и коммуникативный аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023. № 6. С. 14-27. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2023-11045, https://elibrary.ru/vqotsu
24. Титова С.В. Технологические решения на базе искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. № 2. С. 18-37. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-27-2-2, https://elibrary.ru/owsqvg
25. Евстигнеев М.Н. Нейросеть Twee - новый инструментарий для педагога английского языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 6. С. 1428-1442. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1428-1442, https://elibrary.ru/hwajhp
26. Soilen K.S. A review of the knowledge worker as prompt engineer: how good is AI at societal analysis and future predictions? // Forsajt. 2024. Vol. 18. № 2. P. 6-20.
27. Боголепова С.В., Жаркова М.Г. Исследование потенциала генеративных моделей для оценивания эссе и обеспечения обратной связи // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1. № 5 (101). С. 123-137. https://doi.org/10.24412/2224-0772-2024-101-123-137, https://elibrary.ru/mhusof
28. Филатов Е.М. Развитие у студентов умений иноязычной коммуникативной деятельности на основе веб-приложения character.ai // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки.
2024. Т. 29. № 5. С. 1248-1260. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1248-1260
1603
29. Сысоев П.В. Информационная безопасность учащихся при работе в образовательной интернет-среде: современный ответ на вызовы времени // Иностранные языки в школе. 2011. № 10. С. 20-24. https ://elibrary.ru/oprcer
30. Евстигнеева И.А., Евстигнеев М.Н., Клочихин В.В. Обеспечение информационной безопасности студентов в процессе использования проектной методики в обучении иностранному языку в университете // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 4. С. 10091019. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-4-1009-1019, https://elibrary.ru/oownfp
31. Хмаренко Н.И. Алгоритм обучения студентов иноязычной письменной речи на основе педагогической технологии «Обучение в сотрудничестве» с применением ИКТ // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 3. С. 677-687. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-3-677-687, https://elibrary.ru/ypgwki
32. Юзбашева Э.Г. Функции преподавателя в формировании грамматических навыков речи студентов на основе реализации иноязычных интернет-проектов // Наука и школа. 2022. № 4. С. 231-238. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2022-4-231-238, https://elibrary.ru/mxsdyc
33. Клочихин В.В. Этапы формирования коллокационной компетенции студентов на основе лингвистического корпуса // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 186. С. 14-24. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-186-14-24, https://elibrary.ru/mqddog
34. Huallpa J.J., Arocutipa J.P.F., Panduro W.D. et al. Exploring the ethical considerations of using Chat GPT in university education // Periodicals of Engineering and Natural Sciences (PEN). 2023. Vol. 11. № 4. P. 105-115.
35. Farhi F., Jeljeli R., Aburezeq I., Fawzi F. Analyzing the students' views, concerns, and perceived ethics about chat GPT usage // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2023. С. 100-180. http://dx.doi.org/10.1016/j.caeai.2023.100180
36. Зимняя И.А. Учебная деятельность - специфический вид деятельности // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 1. С. 40-51. https://elibrary.ru/mvicid
37. Осипова Л.Б. Технологии искусственного интеллекта в системе высшего образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 2 (42). С. 41-47. https://elibrary.ru/slfuql
38. November A. Teaching Zach to think // High School Principal. 1998.
39. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Сорокин Д.О. Обратная связь в обучении иностранному языку: от информационных технологий к искусственному интеллекту // Язык и культура. 2024. № 65. С. 242-261. https://doi.org/10.17223/19996195/65/11, https://elibrary.ru/plzyov
References
1. Evstigneev M.N., Sysoyev P.V., Evstigneeva I.A. (2024). The competence of a foreign language teacher in the field of artificial intelligence. Inostrannye yazyki v shkole = Foreign Languages at School, no. 3, pp. 9096. (In Russ.) https://elibrary.ru/auprsp
2. Tivyaeva I.V., Mikhailova S.V., Kazantseva A.A. (2024). Regulating the use of generative artificial intelligence tools in graduate qualification papers. VestnikMGPU. Seriya: Filologiya. Teoriya yazyka. Yazykovoe obrazovanie = MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education, vol. 2 (54), pp. 202218. (In Russ.) https://doi.org/10.25688/2076-913X.2024.54.2.15, https://elibrary.ru/aagzxz
3. Sysoyev P.V. (2024). Ethics and AI-plagiarism in an academic environment: students' understanding of compliance with author's ethics and the problem of plagiarism in the process of interaction with generative artificial intelligence. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, vol. 33, no. 2, pp. 31-53. (In Russ.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-2-31-53, https://elibrary.ru/vtaiuo
4. Sysoyev P.V., Polyakov O.G., Evstigneev M.N., Evstigneeva I.A., Prokhorov A.V., Klochikhin V.V., Filatov E.M., Sorokin D.O. (2023). Teaching a Foreign Language on the Basis of Artificial Intelligence Technologies. Tambov, Publishing House "Derzhavinsky", 132 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/xldywn
5. Sysoyev P.V., Filatov E.M. (2023). Chatbots in teaching a foreign language: advantages and controversial issues. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 28, no. 1, pp. 66-72. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-66-72, https ://elibrary.ru/pxgztj
1604
6. Fitria T.N. (2021). The use technology based on artificial intelligence in English teaching and learning. ELT Echo The Journal of English Language Teaching in Foreign Language Context, vol. 6, pp. 213-223. http://dx.doi.org/10.24235/eltecho.v6i2.9299
7. Satiti L.H., Fauziati E., Seytaningsih E. (2024). AI Chatbot as an effective English teaching partner for university students. International Journal of Educational Research & Social Sciences, vol. 5, no. 3, pp. 463-469.
8. Titova S.V., Temuryan K.T. (2024). Intelligent agents in teaching foreign languages: typology, opportunities, challenges. Yazyk i kul'tura = Language and Culture, no. 65, pp. 262-287. (In Russ.) https://doi.org/10.17223/19996195/65/12, https://elibrary.ru/qayshh
9. Lobeeva P.I. (2023). The didactic potential of using Chatbots in teaching and learning English phrasal verbs. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 28, no. 6, pp. 1467-1476. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1467-1476, https://elibrary.ru/fmyeoc
10. Kharlamenko I.V., Vonog V.V. (2023). Chat-bots in teaching vocabulary in English. Materialy 7 Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii «Informatizatsiya obrazovaniya i metodika ehlektronnogo obucheniya: tsifrovye tekhnologii v obrazovanii» = Proceedings of the 7th International Scientific Conference "Informatization of Education and E-learning Methods: Digital Technologies in Education". Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev Publ., pp. 602-604. (In Russ.) https ://elibrary.ru/utwjyo
11. Cherkasova E.A. (2023). Didactic and methodical functions of Chatbots in teaching foreign language grammar to non-linguistic students. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 28, no. 6, pp. 1443-1451. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1443-1451, https://elibrary.ru/cvexfj
12. Avramenko A.P., Akhmedova A.S., Bulanova E.R. (2023). Chatbot technology as a means of forming foreign language grammatical competence in self-study. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 28, no. 2, pp. 386-394. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-386-394, https://elibrary.ru/abfjqp
13. Filatov E.M. (2024). Automated assessment of learners' foreign language essay based on feedback from artificial intelligence. Inostrannye yazyki v shkole = Foreign Languages at School, no. 3, pp. 78-83. (In Russ.) https://elibrary.ru/ngeqsn
14. Sysoyev P.V., Filatov E.M. (2023). Method of the development of students' foreign language communication skills based on practice with a Chatbot. Perspektivy nauki i obrazovaniya = Perspectives of Science and Education, no. 3 (63), pp. 201-218. (In Russ.) https://doi.org/10.32744/pse.2023.3.13, https://elibrary.ru/fjyhew
15. Evstigneev M.N. (2024). Planning a foreign language lesson using generative artificial intelligence technologies. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 29, no. 3, pp. 617-634. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-617-634, https://elibrary.ru/ahylwe
16. Evstigneev M.N. (2024). Thematic control and criteria-based assessment of foreign language writing skills using artificial intelligence technologies. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 29, no. 4, pp. 913-926. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-4-913-926, https://elibrary.ru/jaajxe
17. Klochikhin V.V., Polyakov O.G. (2023). Artificial intelligence technologies: corpus analysis tools in foreign language teaching. Inostrannye yazyki v shkole = Foreign Languages at School, no. 3, pp. 24-30. (In Russ.) https://elibrary.ru/bdttfe
18. Avramenko A.P. (2023). Large Language Models in Linguistics and Linguodidactics. Moscow, Book House "University", Dobrosvet Publ., 129 p. (In Russ.) https://doi.org/10.31453/kdu.ru.978-5-7913-1343-0-2023-129, https://elibrary.ru/qdpqoo
19. Sysoyev P.V. (2023). Artificial intelligence technologies in teaching a foreign language. Inostrannye yazyki v shkole = Foreign Languages at School, no. 3, pp. 6-16. (In Russ.) https://elibrary.ru/qfmzhw
20. Sysoyev P.V. (2024). Principles of teaching a foreign language based on artificial intelligence. Inostrannye yazyki v shkole = Foreign Languages at School, no. 3, pp. 6-17. (In Russ.) https://elibrary.ru/horgdd
21. Evstigneev M.N. (2024). Principles of teaching a foreign language based on artificial intelligence. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 29, no. 2, pp. 309-323. (In Russ.) https://elibrary.ru/horgdd
1605
22. Avramenko A.P. (2022). Linguodidactic potential of virtual assistants and chat-bots as speech recognition tools based on artificial intelligence. Mir nauki, ku'tury, obrazovaniya = The World of Science, Culture and Education, no. 3 (94), pp. 9-11. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-394-9-12, https://elibrary.ru/ubwhsf
23. Totskaya I.V., Nedospasova L.A. (2023). The educational potential of chatbots in foreign languages learning: sociolinguistic, didactic and communicative aspects. Nauchno-metodicheskii ehlektronnyi zhurnal «Kontsept» = Scientific-Methodological Electronic Journal "Koncept", no. 6, pp. 14-27. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2304-120X-2023-11045, https://elibrary.ru/vqotsu
24. Titova S.V. (2024). Technological solutions based on artificial intelligence in teaching foreign languages: an analytical review. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 19. Lingvistika i mezhkul 'turnaya kommunikatsiya = Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 2, pp. 18-37. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-27-2-2, https://elibrary.ru/owsqvg
25. Evstigneev M.N. (2023). Twee neural network as a new tool for English language teacher. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 28, no. 6, pp. 1428-1442. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1428-1442, https://elibrary.ru/hwajhp
26. Söilen K.S. (2024). A review of the knowledge worker as prompt engineer: how good is AI at societal analysis and future predictions? Forsajt, vol. 18, no. 2, pp. 6-20.
27. Bogolepova S.V., Zharkova M.G. (2024). Researching the potential of generative language models for essay evaluation and feedback provision. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika = Domestic and Foreign Pedagogy, vol. 1, no. 5 (101), pp. 123-137. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2224-0772-2024-101-123-137, https://elibrary.ru/mhusof
28. Filatov E.M. (2024). Development of students' foreign language communicative skills based on the charac-ter.ai web application. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 29, no. 5, pp. 1248-1260. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1248-1260
29. Sysoyev P.V. (2011). Informatization of foreign language education: main directions and perspectives.
Inostrannye yazyki v shkole = Foreign Languages at School, no. 10, pp. 20-24. (In Russ.) https ://elibrary.ru/oprcer
30. Evstigneeva I.A., Evstigneev M.N., Klochikhin V.V. (2022). Ensuring students' information security in the process of using the project method in foreign language teaching at the university. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 27, no. 4, pp. 1009-1019. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-4-1009-1019, https://elibrary.ru/oownfp
31. Khmarenko N.I. (2022). Stages of teaching students foreign language written speech based on cooperative learning and ICT. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 27, no. 3, pp. 677-687. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-3-677-687, https://elibrary.ru/ypgwki
32. Yuzbasheva E.G. (2022). The functions of the teacher in the formation of speech grammatical skills of students based on the implementation of foreign-language internet projects. Nauka i shkola, no. 4, pp. 231-238. (In Russ.) https://doi.org/10.31862/1819-463X-2022-4-231-238, https://elibrary.ru/mxsdyc
33. Klochikhin V.V. (2020). Stages of students' collocation competence development based on linguistic corpus. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 25, no. 186, pp. 14-24. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-186-14-24, https ://elibrary.ru/mqddog
34. Huallpa J.J., Arocutipa J.P.F., Panduro W.D. et al. (2023). Exploring the ethical considerations of using Chat GPT in university education. Periodicals of Engineering and Natural Sciences (PEN), vol. 11, no. 4, pp. 105-115.
35. Farhi F., Jeljeli R., Aburezeq I., Fawzi F. (2023). Analyzing the students' views, concerns, and perceived ethics about chat GPT usage. Computers and Education: Artificial Intelligence, pp. 100-180. http://dx.doi.org/10.1016Zj.caeai.2023.100180
36. Zimnyaya I.A. (2010). Learning activity is a specific type of activity. Ehksperiment i Innovatsii v Shkole, no. 1, pp. 40-51. (In Russ.) https://elibrary.ru/mvicid
37. Osipova L.B. (2024). Artificial intelligence technology in the higher education system. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya = Innovative Development of Vocational Education, no. 2 (42), pp. 41-47. (In Russ.) https://elibrary.ru/slfuql
1606
38. November A. (1998). Teaching Zach to think. High School Principal.
39. Sysoyev P.V., Filatov E.M., Sorokin D.O. (2024). Feedback in foreign language teaching: from information technologies to artificial intelligence. Yazyk i kul'tura = Language and Culture, no. 65, pp. 242-261. (In Russ.) https://doi.org/10.17223/19996195/65/11, https://elibrary.ru/plzyov
Информация об авторе
Четырина Наталья Владимировна, преподаватель кафедры лингвистики и лингводидактики, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. https://orcid.org/0009-0003-1792-9318 chetyrina@tsutmb.ru
Поступила в редакцию 15.11.2024 Одобрена после рецензирования 18.11.2024 Принята к публикации 22.11.2024
Information about the author
Natalya V. Chetyrina, Lecturer of the Linguistics and Linguodidactics Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. https://orcid.org/0009-0003-1792-9318 chetyrina@tsutmb.ru
Received 15.11.2024 Approved 18.11.2024 Accepted 22.11.2024
1607